Аналитический отчет о состоянии конкурентной среды на рынке оказания услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов и положения ООО «МУП ЖКХ» на данном товарном рынке с 2010 г. по 1 квартал 2011 г.

1. Общие положения

Аналитический отчет (далее – Отчет) о состоянии конкурентной среды  на рынке оказания услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов (далее – ТБО) подготовлен по результатам проведенного Пензенским УФАС России анализа данного рынка.

Методической основой исследования является Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденный приказом ФАС России от 28.04.2010 года № 220 (далее – Порядок проведения анализа, Порядок).

Целями настоящего исследования являются:

- выявление условий, влияющих на состояние конкурентной среды рассматриваемого товарного рынка, в том числе выявление хозяйствующих субъектов, способных оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на товарном рынке;

- определение состава хозяйствующих субъектов – участников рынка и занимаемых ими долей;

- определение положения ООО «МУП ЖКХ» на рассматриваемом товарном рынке;

- выявление барьеров входа на товарный рынок, а также факторов конъюнктуры, способных оказать негативное воздействие на состояние конкуренции.

В качестве источников исходной информации были использованы:

- сведения  хозяйствующего субъекта – участника рассматриваемого рынка;

- сведения, представленные органами власти Пензенской области.

При проведении исследования использованы следующие нормативно-правовые акты и отраслевые документы:

- Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции);

- «Правила предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов» (утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1997, с последующими дополнениями и изменениями) (далее по тексту – Правила);

- Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (029-2001), введен в действие постановлением Госстандарта Российской Федерации  № 454-ст. от 06.11.2001;

- иные документы с учетом отраслевых особенностей.

2. Временной интервал исследования

Для достижения обозначенных целей проводимого исследования необходимо  выявить уже сложившуюся конъюнктуру рассматриваемого товарного рынка, рассмотреть факторы, способствующие установлению существующей рыночной ситуации, в том числе действия участников рынка. 

В соответствии с этим целесообразно провести ретроспективный анализ данного товарного рынка.

Рынок услуг по сбору и вывозу ТБО существенно не подвержен сезонным изменениям спроса, т.е. является  по указанному параметру стабильным в течение года.

Поскольку исследование рассматриваемого товарного рынка включает в себя анализ показателей хозяйственной деятельности предприятий, которые формируются ежегодно, для проведения анализа рынка целесообразно выбрать временной интервал, равный 1 году.

На основании изложенного в соответствии с пунктами 9, 10 Порядка проведения анализа временным интервалом исследования принимается период – 2010 год.

Показатели, используемые для расчета объема рынка и долей его участников рассматриваются в рамках обозначенного временного интервала.

3. Продуктовые границы товарного рынка

Предметом исследования при выявлении продуктовых границ является деятельность по оказанию услуг по сбору и вывозу ТБО.

Продуктовые границы товарного рынка определяются исходя из вида деятельности и возможности взаимозаменяемости товара.

В ходе предварительного определения товара были проанализированы следующие источники информации о товаре.

Условия договора, заключенного в отношении товара.

В соответствии с условиями договоров, заключаемых ООО «МУП ЖКХ» с потребителями, данный субъект обязан:

- производить удаление ТБО из контейнеров и организовать их транспортировку по графику;

- направлять специализированный транспорт для сбора ТБО по маршрутам согласно графику;

- вести контроль над санитарной очисткой контейнеров на каждом маршруте;

- при нарушении сроков и качества оказания услуг устранять недостатки в течение 24 часов.

Таким образом, на основании условий договоров, заключаемых с потребителями услуги, продуктовые границы рассматриваемого товарного рынка предварительно определены деятельностью по оказанию услуг  по сбору и вывозу ТБО, включающей совокупность указанных работ.

Нормативные акты, регулирующие соответствующую деятельность.

В соответствии с пунктом 7 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов заказ на услугу по вывозу бытовых отходов оформляется в письменной форме путем составления документа (договор, квитанция, талон и т.п.). Копия указанного документа должна выдаваться в обязательном порядке.

Согласно пункта 9 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов цена услуг по вывозу твердых бытовых отходов, сроки оказания этих услуг, порядок и форма оплаты определяются соглашением между исполнителем и потребителем.

В соответствии с пунктом 15 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов потребитель обязан в соответствии с договором обеспечить исполнителю свободный доступ к месту оказания услуг по вывозу бытовых отходов, а также в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных договором, оказывать исполнителю содействие в оказании услуг.

Общероссийские классификаторы продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности.

В соответствии с общероссийским классификатором видов экономической деятельности (029-2001) деятельность по сбору и вывозу ТБО может быть идентифицирована кодом 90.00.2 «Удаление и обработка твердых бытовых отходов».

Среди свойств услуги, определяющих выбор покупателя, можно выделить следующие:

А) Функциональное назначение.

Целью потребления услуги является обеспечение своевременной уборки  придомовой территории.

Б) Применение товара.

Услуга по сбору и вывозу ТБО используется в целях удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, а также связана с осуществлением предпринимательской деятельности.

В) Качественные характеристики, технические характеристики.

Осуществляется услуга по сбору и вывозу ТБО  по определенным маршрутам  согласно графику, т.е. соблюдается периодичность.

г) Цена.

Цена услуги по сбору и вывозу ТБО является договорной, не подлежат государственному регулированию, и складывается в условиях конъюнктуры рынка на основе спроса и предложения.

В структуре цены услуги основным элементом является себестоимость производимых работ, а также прибыль хозяйствующего субъекта.  

Метод определения и выводы о продуктовых границах товарного рынка.

В соответствии с пунктом 3.2. Порядка проведения анализа определение продуктовых границ товарного рынка основывается на мнении покупателей (как физических, так и юридических лиц) о взаимозаменяемости товаров, составляющих одну товарную группу.

Следует отметить, что, необходимость осуществления сбора и вывоза ТБО закреплена законодательно, в связи с этим выявление потенциальных товаров заменителей не представляется возможным.

Анализ предметов заключаемых потребителями услуги договоров аналогично указывает на то, что потребители фактически не заменяют и не готовы заменить рассматриваемую услугу.

В соответствии с пунктом 3.7. Порядка проведения анализа продуктовые границы товарного рынка определены как услуга по сбору и вывозу твердых бытовых отходов.

4. Географические границы товарного рынка

В соответствии с пунктом 4.1. Порядка проведения анализа географические границы товарного рынка определяются, исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на данной территории.

 Географические границы рассматриваемого рынка определяются с учетом территории деятельности организации.

Как следует из информации, полученной от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пензенской области о составе организаций, осуществляющих услуги по сбору и вывозу ТБО, территория города Нижнего Ломова и Нижнеломовского района Пензенской области,  входит в зону обслуживания ООО «МУП ЖКХ».    

В связи с этим в ходе предварительного определения географических границ товарного рынка в качестве территории обращения товара были приняты административные границы города Нижнего Ломова и Нижнеломовского района Пензенской области.

Анализ районов продаж (местоположения покупателей) хозяйствующих субъектов (продавцов) фактически действующих на товарном рынке показал, что покупатели рассматриваемой услуги находятся на территории города Нижнего Ломова и Нижнеломовского района Пензенской области.

ООО «МУП ЖКХ» имеет заключенные договоры на сбор и вывоз ТБО с потребителями на указанной территории и является единственной специализированной организацией, оказывающей не ней услуги  по сбору и вывозу ТБО.

Таким образом, продавцы и покупатели товара находятся в границах единой территории. Приобретение товара вне предварительно определенных географических границ товарного рынка значительно повышает его (покупателя) издержки и не может быть признано экономически выгодным.

На основании анализа районов продаж (местоположения покупателей) хозяйствующих субъектов (продавцов), фактически действующих на рассматриваемом товарном рынке, и анализа возможности покупателя приобрести товар географические границы товарного рынка определяются административными границами города Нижнего Ломова и Нижнеломовского района Пензенской области.

5. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

В соответствии с пунктом 31 Порядка проведения анализа в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, постоянно продающие (производящие) в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала.

При определении состава хозяйствующих субъектов выявляется такое их количество, чтобы добавление не выявленных хозяйствующих субъектов не приводило бы к изменению выводов о наличии или отсутствии доминирующего положения у крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.

 По сведениям, представленным Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пензенской области (письмо от 09.08.2011 № 2728), услуги по сбору и вывозу ТБО в границах Нижнего Ломова Пензенской области оказывают следующие субъекты:

- ООО «МУП ЖКХ» (Пензенская обл., г. Нижний Ломов).

Основными группами покупателей рассматриваемой услуги являются: юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели.

- ПК «Универсальный» (Пензенская обл., г. Нижний Ломов)

Данный хозяйствующий субъект свою деятельность за исследуемый временной интервал (2010 г.) не осуществлял. ПК «Универсальный» осуществлял свою деятельность только в 4 квартале 2010 г. В 1 квартале 2011 г. данный хозяйствующий субъект вывоз ТБО не производил. Таким образом,  в соответствии с пунктом 31 Порядка проведения анализа ПК «Универсальный» не включается в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.

6. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

Расчет общего объема товарной массы в обороте за выбранный период времени в продуктовых и географических границах рассматриваемого рынка осуществлялся на основании объема выручки реализации услуги на основании данных, представленных участником рынка.

Временной интервал исследования рынка

Наименование хозяйствующего субъекта

Доля на товарном рынке, %

2010 г.

ООО «МУП ЖКХ»

100

7. Определение уровня концентрации товарного рынка

Показатели рыночной концентрации позволяют оценить степень монополизации рынка и равномерность распределения рыночного влияния среди продавцов.

Рынок характеризуется как высококонцентрированный.    

8. Определение барьеров входа на товарный рынок

Барьерами входа на рынок являются факторы, затрудняющие и ограничивающие хозяйствующим субъектам начало осуществления деятельности на товарном рынке.

Основным барьером входа на товарный рынок являются следующие ограничения.          

1).Экономические: связаны  с необходимостью первоначальных материальных вложений при длительных сроках окупаемости, в частности для приобретения специализированной техники по вывозу ТБО. Не отлаженный производственный процесс может послужить препятствием для вновь входящих субъектов на данный рынок;

2). Административные: получение лицензии, необходимой для осуществления данной деятельности;

3). Стратегия поведения на рынке продавцов: положение хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, отлаженный производственный процесс как по количеству автотранспортных средств, так и по объему вывозимых ТБО, позволяет данному хозяйствующему субъекту оказывать влияние на формирование и поддержание цен, тем самым, хозяйствующие субъекты, имеющие на рынке меньшую долю в сравнении с лидерами рынка, будут устанавливать цены на схожий уровень или уровень, не превышающий уровень крупных продавцов.

9. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

Состояние конкурентной среды на рассматриваемом локальном рынке позволяет сделать вывод о том, что данный товарный рынок относится к категории рынков с неразвитой конкуренцией и имеет монопольную структуру.

Наличие на рынке доминирующего хозяйствующего субъекта, а также наличия труднопреодолимых барьеров входа относится к факторам, отрицательно влияющим на состояние конкурентной среды товарного рынка.

Полученные показатели рыночной концентрации указывают на высокий уровень монополизации рассматриваемого товарного рынка.

ООО «МУП ЖКХ» имеет на рассматриваемом рынке долю более 50 %.

Изменение концентрации и состояния конкуренции на данном рынке в ближайшее время маловероятно.

В соответствии с частью 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение единственного участника товарного рынка ООО «МУП ЖКХ» является доминирующим.