Обзор новостей ФАС России

Российская газета - Московский выпуск: Бак наполовину полон - ресурсы

Какие цены ждут автолюбителей осенью

Спрос и предложение моторного топлива на российском рынке наконец  нашли друг друга и пришли в относительное равновесие после коронавирусного  шока. Осенью это должно отозваться на заправках стабильностью цен, однако  статус-кво в очередной раз подсветил проблемные места, в частности нехватку  доступного по цене топлива на Дальнем Востоке. Также ожидается традиционное  сезонное сокращение выпуска бензина и дизеля на заводах, но пока это не  пугает экспертов, так как наполняемость рынка топливом находится на  пятилетнем максимуме.

В этом году на фоне карантинных мер спрос на заправках снизился на  рекордные 40-50%. Для поддержки нефтепереработки с июня в Россию временно  запретили импортировать топливо, что при восстановлении трафика ограничило  возможности быстрого расширения предложения. Возник дефицит, который  "закрылся" только в августе: в среднесуточном выражении потребление бензина  выросло в сравнении с июлем на 3%, на дизель спрос увеличился на 7%,  подсчитали в "Петромаркете". Накануне министр энергетики РФ Александр Новак  подтвердил, что спрос восстановился до 85-90% от докризисного уровня, при  этом министерство следит, чтобы не было давления на цены.

Стоимость бензина в России после реформ оказалась в более тесной  привязке к волатильным ценам в Европе, но пока бензин в стране подорожал на  1,4-2% при общей инфляции за январь - июль около 3%. "При текущем  регулировании возможный рост оптовых цен на бензин и дизтопливо создает  проблемы для розничного сектора, маржинальность которого может снижаться до  минимального уровня. Подобная ситуация наблюдалась в конце 2019 года по  дизтопливу и в июне - июле 2020 года по бензинам, - говорится в ежемесячном  энергобюллетене Аналитического центра при правительстве РФ. - Реализация  топлива с низкой маржой в рознице негативно влияет в первую очередь на  независимые АЗС, которые приобретают топливо на рынке и не имеют  возможности перераспределить издержки по сегментам бизнеса, которая есть у  ВИНК (вертикально интегрированных компаний)".

Наиболее остро, по традиции, нехватку моторного топлива чувствовал  Дальний Восток, куда завозят недостающие объемы железной дорогой. По итогам  минувшей недели там выросли цены и на бензин, и на дизель, схожая динамика  в Сибири, в отличие от остальной части страны, где ценники  стабилизировались, следует из данных Центрального диспетчерского управления  ТЭК. Обычно в списке "проблемных" есть и Крым, но сейчас дефицита топлива  там нет, заявлял ТАСС замруководителя Федеральной антимонопольной службы  (ФАС), статс-секретарь Андрей Цариковский. По его словам, в ближайшее время  правительство займется субсидированием перевозок топлива на Дальний Восток.  "Жители нашей страны, по большому счету, не видели и не увидят значительных  скачков цен на бензин ни в одну, ни в другую сторону", - считает  Цариковский.

Объем предложения топлива на внутреннем рынке достаточен для покрытия  спроса и "даже несколько избыточен", полагает независимый эксперт Виктор  Костюков. Нефтекомпании запланировали сокращение выпуска бензина в сентябре  на 14%, дизеля - на 9% в связи с плановыми ремонтами на заводах, однако это  не должно пугать рисками роста оптовых цен. В июле - августе отгрузка  бензина на внутренний рынок составила 5,756 млн тонн, что стало рекордом за  пять лет. Именно это, по мнению Костюкова, уже удержало биржевые (оптовые)  цены от роста.