Пензенским УФАС России рассмотрена жалоба ООО НПО «МежГеоИнвест»

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

16 марта 2021 года в Пензенское УФАС России поступила ООО НПО «МежГеоИнвест» на действия конкурсной комиссии при проведении уполномоченным органом – Управлением по регулированию контрактной системы и закупкам Пензенской области для нужд заказчика – Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области открытого конкурса в электронной форме «Разработка проектной документации «Ликвидация несанкционированной свалки в г. Сердобск» (извещение № 0155200002221000019 от 08.02.2021 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru).

По мнению заявителя в составе заявки участника закупки ИП <…> была предоставлена недостоверная информация о наличии успешного опыта по выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема (критерий №2), в связи с чем полагает, что конкурсная комиссия была обязана отстранить данного участника от участия в открытом конкурсе в электронном виде либо осуществлять оценку заявки по нестоимостному критерию без учета представленных документов.

Рассмотрев документы, представленные сторонами, а также размещенные в открытом доступе в ЕИС, выслушав и оценив доводы сторон, Комиссия Управления пришла к выводу о необоснованности рассматриваемого довода жалобы.

В рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссией Управления установлено следующее.

1. В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:

1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 1085 от 28.11.2013 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила оценки заявок).

Согласно пункту 27 Правил оценки заявок показателями нестоимостного критерия оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27(1) и 27(4) настоящих Правил):

а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;

б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;

в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;

г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;

д) деловая репутация участника закупки.

Пунктом 28 Правил оценки предусмотрено, что оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 настоящих Правил.

Пунктом 12 первой части информационной карты конкурсной документации установлены критерии оценки заявок на участие в конкурсе, величины значимости критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе:

  1. Цена контракта - 60%;
  2. Критерий «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» - 40%.

Предметом оценки по критерию являются три показателя:

2.1) «Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг».

Значимость показателя составляет 50%.

2.2). «Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг».

Значимость показателя составляет 15%.

2.3) «Опыт участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема».

Значимость показателя составляет 35%.

Рассматривается предложение участника об объемах оказанных услуг сопоставимого характера за последние 3 года (за период времени с 01.01.2017 г. до даты подачи заявки на участие в конкурсе).

Содержание: Оценивается суммарный объем оказанных услуг сопоставимого характера, исчисляемый количеством контрактов (договоров), исполненных участником конкурса за последние 3 года (за период времени с 01.01.2017 г. до даты подачи заявки на участие в конкурсе) без нарушений сроков и иных нарушений условий контракта (договора) по вине участника. Наличие опыта по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема у участника конкурса, подтверждается копиями исполненных контрактов (договоров) без нарушений сроков и иных нарушений условий контракта (договора) по его вине и копиями актов приема-сдачи выполненных работ по этим исполненным контрактам (договорам) за последние 3 года (за период времени с 01.01.2017 г. до даты подачи заявки на участие в конкурсе).

Под сопоставимым характером понимаются работы, связанные с проектированием, изысканиями, проведением экспертной оценки, проведение полевых работ, проведение лабораторных исследований в окружающей среде.

Под сопоставимым объемом понимается наличие не менее пяти исполненных контрактов (договоров) на сумму не менее 50% от суммы (начальная цена) данного госконтракта по каждому из представленных.

Под успешным выполнением работ, оказанием услуг понимается отсутствие у участника конкурса со стороны заказчиков штрафных санкций, а так же отсутствие у участника фактов претензионной работы со стороны заказчиков и третьих лиц при исполнении ранее заключенных контрактов (договоров).

Количество баллов, которые присваиваются заявке участника конкурса, зависит от наличия/отсутствия опыта выполнения вышеуказанных работ, оказания вышеуказанных услуг, подтвержденного участником конкурса документально (контракт (договор), акт оказанных услуг (акт приема-сдачи выполненных работ).

Максимальная величина показателя составляет 35 баллов.

Порядок оценки заявок по показателю: Оценка в 0 баллов будет присвоена участнику конкурса, который не имеет успешного опыта выполнения работ, оказания услуг сопоставимого характера, а так же участнику, который не предоставил подтверждающие документы, содержащие сведения об оказанных услугах.

Из указанных выше положений конкурсной документации следует, что для получения баллов по рассматриваемому подкритерию участниками закупки должно быть представлено не менее пяти исполненных контрактов (договоров), соответствующих условиям документации.

На заседании Комиссии Управления представители Заказчика пояснили, что при оценке заявок по указанному подкритерию в качестве подтверждения наличия успешного опыта выполнения работ (услуг) для оценки по критерию засчитывались контракты, которые соответствовали условиям конкурсной документации вне зависимости от количества представленных контрактов (договоров).

Вместе с тем, исходя из системного толкования пунктов 10, 11, 27, 28 Правил оценки оценка заявок по нестоимостному критерию оценки «квалификация участников закупки» производится только в случае установления в документации о закупке соответствующих показателей в обязательном порядке раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения.

При этом в пункте 12 информационной карты одновременно установлены:

  • понятие «сопоставимого объема» (наличие не менее пяти исполненных контрактов (договоров) на сумму не менее 50% от суммы (начальная цена) данного госконтракта по каждому из представленных – что в данном случае, в контексте Правил оценки является минимально необходимым значением),
  • условие о том, что количество баллов зависит от наличия/отсутствия опыта выполнения вышеуказанных работ, оказания вышеуказанных услуг (без ссылки на минимально необходимое количество),
  • правило о присвоении оценки в 0 баллов при отсутствии успешного опыта выполнения работ, оказания услуг сопоставимого характера (учитывая, что понятие «успешный опыт» раскрывается выше и в данном случае не связано с понятием «сопоставимого объема»).

При указанных обстоятельствах, Комиссия Управления пришла к выводу, положения конкурсной документации в части установления критерия «Опыт участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема» не отвечают понятию объективности и противоречат друг другу, что свидетельствует о нарушении требований части 8 статьи 32, пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.

2. Проект государственного контракта, размещенный заказчиком в составе документации об открытом конкурсе в электронной форме, содержит условия об ответственности Заказчика, Исполнителя, а также об общей сумме начисленных штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение Исполнителем либо Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом не соответствующие положениям пунктов 3, 6, 9, 11, 12 Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042, частей 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.

3. В нарушение требований части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе в пункте 6.8 первой части информационной карты «Размер обеспечения исполнения контракта…», а также в пункте 8.2 проекта контракта, указан срок действия банковской гарантии без учета внесенных изменений, а именно «Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия Контракта не менее чем на один месяц».

По результатам рассмотрения жалобы выдано предписание об устранении допущенных нарушений путем внесения изменений в документацию об открытом конкурсе.

С текстом решения можно ознакомиться на сайте www.zakupki.gov.ru (по номеру извещения, вкладка «Жалобы»).