Протокол №1 от 20.05.2013
ПРОТОКОЛ №1
заседания Экспертного совета
по применению законодательства о рекламе
20.05.2013 г.Пенза
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВОВАЛ:
Володин В.А. – зам.председателя Экспертного совета, начальник отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы Пензенского УФАС России
ПРИСУТСТВОВАЛИ:
Члены Экспертного совета:
Глебов Геннадий Иванович- доцент кафедры «Коммуникационный менеджмент» Пензенского Государственного университета;
Плахута Валерий Анатольевич – директор РА «Аншлаг»;
Кузнецов К.А. – зам.директора МКУ «Рекламная служба города Пензы»;
Кузьмина М.В. – главный специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы Пензенского УФАС России, секретарь Экспертного совета.
ПОВЕСТКА ДНЯ:
Экспертная оценка по размещению рекламы биологически активной добавки: «Одуванчик П», распространяемой в газете «Пензенская правда» в 2013 году.
ЦЕЛЬ:
Оценить рекламу на предмет создания у потребителей впечатления, что рекламируемая биологически активная добавка обладает лечебными свойствами в лечении таких заболеваний как бессонница и стресс.
Заслушали:
Володин В.А. – изложил обстоятельства, послужившие основанием для проведения заседания Экспертного совета.
Кузьмина М.В. – сообщила, что в рекламе БАД «Одуванчик П» представлена следующая информация: «…Раньше в основном применяли отвары корня, и поэтому из-за нагрева лечебные свойства растения исчезали. Одуванчик применяли только для улучшения пищеварения. А теперь, когда появилась техническая возможность использовать целый корень, спектр его применения значительно расширился. В частности, наше предприятие выпускает целый корень одуванчика в таблетках «ОДУВАНЧИК П», дающий большие преимущества в удобстве использования и сохранения свойств одуванчика. Благодаря нашей технологии одна маленькая таблетка заменяет ложку растения из пачки…под влиянием одуванчика лекарственного у больных ИБС отмечалась нормализация основных показателей гемостаза, однако особое значение имеет повышение уровня антитромбина III как одного из важнейших естественных антикоагулянтов. Проведенные исследования показали целесообразность использования одуванчика лекарственного у больных ИБС в качестве антикогулянтного средства…Всем известно, что высокая свертываемость крови приводит к тромбозу и, как следствие, к смерти. …одуванчик – отличное средство против артроза… он обеспечивает венозный ток крови, препятствует образованию тромбов… Использование препарата из одуванчика подарит красоту и стройность ног… Также одуванчик лекарственный применяется в медицине как желчегонное, мочегонное и слабительное средство…Наш переработанный одуванчик получается доступным для потребителя… Жители Пензы и области узнали о замечательных свойствах нашего «ОДУВАНЧИКА П» и быстро скупают его. Люди его распробовали, значит, средство действительно эффективное…».
Также в рекламе сообщается: – Вы говорили, что корень одуванчика препятствует даже образованию опухолей…- Да, об этом свойстве одуванчика рассказал доктор фармацевтических наук, заведующий кафедрой фармакогнозии и фитотерапии, профессор Самарского медицинского университета Куркин Владимир Александрович…», «…Для профилактики раковых заболеваний и для разжижения крови многие принимают аспирин, Но употребление его вообще опасно, так как аспирин токсичен для печени. То есть спасаясь от одной болезни, человек наживает себе другую. А вот одуванчик, наоборот, помогает печени. Одуванчик обладает еще и гепатопротекторным действием…свойство одуванчика открывает новые перспективы в профилактике и лечении онкологических заболеваний...».
Как следует из содержания указанной рекламы, распространяемый продукт применяется для лечения различных заболеваний, при этом достигается положительный лечебный эффект.
Кроме того, в рекламе упоминается о докторе фармацевтических наук, заведующим кафедрой фармакологии и фитотерапии, профессоре Самарского медицинского университета Куркине В.А.
<…> – пояснил, что информация о таблетке «Одуванчик П», производимой ООО «Парафарм», размещена в печатном издании специально не предназначенном для медицинских и фармацевтических работников. Данная информация очевидно привлекает внимание широкого круга потребителей – не только медицинских и фармацевтических работников – и вызывает ассоциацию с определенным товаром: таблеткой «Одуванчик П», - являющимся, по существу, биологически активной добавкой (о чем свидетельствует запись на упаковке выпускаемого серийно ООО «Парафарм» товара).
Вместе с тем, анализируемая информация показывает, что в ней содержатся сведения о наличии лечебных свойств таблетки. В частности, это указание на лечебный эффект при заболеваниях ИБС, онкологических, артрозе, а также иной лечебно-профилактический эффект (желчегонное, мочегонное, слабительное средство).
Таким образом, информация создает впечатление, что таблетка «Одуванчик П» является лекарственным средством, обладающим лечебным и лечебно-профилактическим эффектом.
<…> – пояснил, что статья «Золото Пензы» создает у читателей впечатление о том, что биологически активная добавка к пище «Одуванчик П», выпускаемая ООО «Парафарм», является лекарственным средством и обладает лечебными свойствами. Содержит название болезней, а также симптоматику заболеваний и одновременно упоминание продукта как средства, оказывающего лечебно-профилактический эффект.
Кроме того, в статье в качестве альтернативы понятия «биологически активная добавка» используется термин «препарат», который у большинства населения ассоциируется с лекарством и вводит читателей в заблуждение.
В указанной рекламе БАДу умышленно приписываются свойства лекарственного препарата, вводя в заблуждение потребителей, и создавая об объекте рекламирования впечатление, которое на самом деле не соответствует его реальным качествам и характеристикам.
<…> – поддержал мнение членов Экспертного совета.
Экспертным советом принято решение:
1. Вышеуказанная рекламная информация создает впечатление, что таблетка «Одуванчик П» является лекарственным средством, обладающим лечебным и лечебно-профилактическим эффектом.
2. Рекомендовать Комиссии Пензенского УФАС России рассмотреть рекламу «Одуванчик П», как нарушающую требования законодательства о рекламе.