• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

В выигрыше должен быть потребитель

– Оксана Николаевна, стандартный отчет любого контрольного ведомства – это количество возбужденных дел, наложенных штрафов и т. д.  А состояние рынка в целом заботит антимонопольную службу?
– В оценку территориального органа ФАС России в прошлом году были введены дополнительные показатели. Кроме оценки нашей эффективности в плане контрольно-надзорной деятельности (сколько дел возбудили и т. д.), определяется место региона в рейтинге субъектов РФ по степени развития конкуренции.
Итоги эти подводит Агентство стратегических инициатив, Аналитический центр при правительстве РФ. Место региона по степени развития конкуренции может быть среднее, выше среднего или ниже среднего (определяется за предыдущий год: в 2017 г. – за 2016 г. и т. п.). 
По развитию конкуренции в ПФО Пензенская область пока занимает место ниже среднего. Но по сравнению с предыдущим периодом мы существенно выросли. Было 59 место по итоговому рейтингу, а в 2017 г. (по итогам 2016 г.) у нас 47 место. 
Итоговый рейтинг развития конкуренции складывается из снижения количества нарушений антимонопольного законодательства в целом, оценки ситуации предпринимателями, роста (снижения) количества хозяйствующих субъектов, которые появились на данном рынке, снижения административных барьеров и т. д.
Есть ещё два показателя, которые входят в систему оценки территориального органа. 
Во-первых, доля хозяйствующих субъектов в общем количестве опрошенных, считающих, что состояние конкурентной среды улучшилось за истекший год. 
Региональный показатель – 23%, по данным Росстата. 
Во-вторых, доля хозяйствующих субъектов, считающих, что антиконкурентных действий органов власти и местного самоуправления стало меньше. Региональный показатель – 8%.

 


– Как Вы оцениваете два последних показателя?
– Мы считаем, конечно, эти показатели недостаточными. Стоит задача, чтобы улучшение ситуации за год ощущали не менее 40% опрошенных. Считаем, что необходимо работать не только на выявление и пресечение правонарушений, а улучшить профилактическую работу. 
Для улучшения конкуренции на рынке в целом требуется принятие каких-то системных мер. Для этого сотрудники УФАС анализируют, как принятые меры повлияли на ситуацию на конкретном товарном рынке. 
В связи с этим является очень важным издание Указа Президента от 21.12.2017 г. «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции». Фактически на самом высоком уровне признано, что конкуренция является, безусловно, необходимым ресурсом для развития экономики РФ. Этим указом поставлены задачи и даны рекомендации различным органам власти.
Стоит цель – повышение удовлетворенности потребителей за счет расширения ассортимента товаров и услуг, повышения их качества и снижения цены. То есть цель не собрать как можно больше штрафов, а добиться того, чтобы потребитель был в выигрыше. 
Кроме того, стоит задача – повышение  экономической эффективности хозяйствующих субъектов, в том числе стабильный рост и развитие многоукладной экономики, снижение социальной напряженности, обеспечение национальной безопасности.


– Насколько часто в прошлом году в Пензенской области нарушалось антимонопольное законодательство?
– Если мы возьмем сферу деятельности естественных монополий (где хозяйствующие субъекты занимают более 50% рынка), количество нарушений у монополистов в Пензенской области снизилось на 26%. 
Мы стараемся проводить профилактику: проводим семинары,  обсуждаем вопросы на публичных слушаниях. 
Поэтому, полагаю, у нас снижается и количество поступивших заявлений, и количество нарушений. Я здесь говорю о заявлениях, связанных с полномочиями УФАС. Общее количество поступивших обращений больше. Ошибочно направленные к нам мы перенаправляем в другие органы.


– Есть ли в общей массе обращений, относящихся к полномочиям УФАС, такие, по которым не подтвердились факты нарушения антимонопольного законодательства?
– Такие случаи бывают, и довольно много. Если говорить о естественных монополиях, то более чем в половине случаев мы отказываем в возбуждении дел.
По-прежнему больше всего обращений поступает от граждан. Хотя после изменений в четвертом антимонопольном пакете обращения от граждан мы рассматриваем, только если нарушения касаются неопределенного круга лиц. 
Бывает так, что проблема наша, но заявление неполное – просто крик души. Типичный пример: у предпринимателя проблема в связи с подключением к ресурсоснабжающей организации, тарифом и пр. Но ни организация не указана, ни договор не приложен. Или, например, жалуются на администрацию непонятно в каком районе. 
Такие обращения мы не можем рассматривать, потом что по закону к обращению в УФАС должны быть приложены документы, указывающие на нарушителя, подтверждающие факт нарушения.
Иногда после исследования всех обстоятельств мы приходим к выводу, что компания, занимающая доминирующее положение, действовала в пределах закона.
У нас третий год довольно успешно работает институт предупреждения. Это позволяет реагировать быстро, не уходя в долгие судебные разбирательства. Дело возбуждается, если предупреждение не исполняется в течение 10 дней. Выгоднее исполнить, чем потом платить штраф.
Предупреждения монополистам были связаны в основном с отказом от заключения договора либо с навязыванием невыгодных условий договора с ресурсоснабжающей организацией на территории области. В результате предупреждения потребитель быстро получает услугу по установленной законом цене, а не ждет полтора года, пока идет судебное разбирательство.
В 2017 г. 100% предупреждений по монополистической деятельности (всего 10 штук) были исполнены.


– До введения института предупреждения по этим 10 фактам было бы возбуждено 10 дел и наложено 10 штрафов?
– Да, причем штрафы по этой статье огромные, зависят от оборота. Суммы получились бы с пятью-шестью нулями.

– Часто ли в Пензенской области предприниматели вступают в сговор, чтобы избежать конкуренции?
– В 2017 г. мы выявили 5 нарушений, связанных с картельными сговорами.


– Пять подтвержденных, а всего было сколько дел?
– По сговорам было возбуждено 8 дел. Три прекращено, потому что либо факт не подтвердился, либо не было собрано достаточное количество доказательств.
Сговор – одно из самых труднодоказуемых нарушений. Эти нарушения латентны, не всегда удается собрать доказательную базу, чтобы решение устояло в суде. 
В ряде случаев нарушители признали вину еще до суда, чтобы получить освобождение от штрафа. Первый признавшийся и оказавший содействие в раскрытии правонарушения освобождается от административной ответственности. Это мера способствует раскрытию картелей.


– Скажите, для нашей области 5 дел о картелях за год – это много?
– Недостаточно, я думаю. В частности, уверена, что сговоры на торгах остаются в большей части не выявленными. Нам есть над чем работать. Сговор на торгах – одно из самых вредоносных нарушений. 
В прошлом году мы очень эффективно взаимодействовали с органами ФСБ и прокуратуры в сборе информации и собирании доказательств. В этом году планируем только усиливать это взаимодействие.


– Какие еще виды нарушений антимонопольного законодательства были зафиксированы в 2017 г.?
– По недобросовестной конкуренции было выдано 21 предупреждение (на 40% больше, чем в 2016 г.). Все они исполнены. Было заведено 4 дела, 2 прекращено в связи с отсутствием факта правонарушения. По двум факты нарушения антимонопольного законодательства установлены. Одно предписание исполнено, другое выполняется.
По рекламе было рассмотрено 85 заявлений, что на 31% больше, чем в 2016 г. Дела возбуждены по 27 заявлениям, что на 44% больше, чем в 2016 г. Еще 4 дела были возбуждены нами по собственной инициативе.
Предупреждение  по нарушениям законодательства о защите конкуренции, связанным с рекламой, предусмотрено лишь для представителей малого и среднего бизнеса. И лишь если закон нарушается впервые. 
Раньше сразу накладывался штраф от 100 тыс. руб. до 500 тыс. руб. В 2017 г. представителям МСБ было выдано 6 постановлений о наложении штрафа и 24 предупреждения. Как видите, принятые меры носят в основном предупредительный характер.


– Наших читателей весьма интересует, как часто органы власти и органы местного самоуправления (ОМС) препятствуют конкуренции?
– Статья 15 Закона «О защите конкуренции» запрещает ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) органов власти и местного самоуправления. То есть такие, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции. 
В Пензенской области в 2017 г. установлено 24 факта нарушения данной статьи, что на 85% больше показателей 2016 г. 
Также в прошлом году выявлен один факт нарушения по статье 16 Закона «О защите конкуренции»  – запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия органов власти, ОМС или указанных органов и хозяйствующих субъектов. 
По выявленному факту нарушения выдано 2 предписания. Нарушение выразилось в заключении антиконкурентного соглашения при проведении аукциона между медицин-ским учреждением Пензенской области и хозяйствующим субъектом.


– Где больше зафиксировано нарушений со стороны органов власти и ОМС: в Пензе или области? 
– В основном это ОМС районов. В частности, незаконное предоставление муниципальных преференций. Не все предупреждения были исполнены. В двух случаях пришлось возбудить дела. Сейчас они проходят судебное обжалование, поэтому рассмотрение приостановлено. 
В разрезе муниципальных образований, нарушения выявлены в следующий районах Пензенской области: г. Пенза – 9, г. Заречный – 4, Пачелмский район – 4, Шемышей-ский район – 2, Бековский район – 2, Чаадаевский район – 1, Пензенский район – 1, Городищенский район – 1.


– Оксана Николаевна, в чем именно заключалось ограничение конкуренции органами власти и ОМС?
– Приведу статистику по видам нарушений: необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам –  4, незаконное предоставление государственной или муниципальной преференции – 13, создание дискриминационных условий – 5, неправомерное указание о приобретении товара – 2.


– С чем Вы связываете почти двукратный рост нарушений со стороны органов власти и ОМС?
– Вообще говоря, нонсенс: президент ставит задачу развития конкуренции перед всеми уровнями органов власти. И при этом видим, что подобные нарушения допускаются. Рост количества выявленных и пресеченных нарушений со стороны органов власти и ОМС – это результат усиления эффективности работы антимонопольной службы и роста доверия со стороны предпринимательского сообщества. 
Раньше многие, может быть, боялись обращаться, не верили в результат. Теперь с каждым годом количество обращений от предпринимателей растет. В том числе мы усилили контроль за принимаемыми актами и выявляем нарушения по собственной инициативе. Сначала мы выдаем предупреждение. Если оно не исполняется, возбуждаем дело со всеми вытекающими последствиями.
В 2018 г. деятельность УФАС будет направлена на исполнение задач, поставленных президентом в Указе от 21 декабря 2017 г.