В Пензе нерегулируемые тарифы привели к резкому подорожанию проезда

ЛОКДАУН ОТМЕНЯЕТСЯ — Я приведу два примера, — говорит она. — Моя коллега кондитер благодаря гранту приобрела миксер и сейчас два процесса совмещает в одном аппарате. Это позволяет производить больший объем продукции с меньшей затратой времени. То же самое и у мастера по изготовлению изделий из кожи, который купил швейный станок и теперь меньше работает вручную. Это позволило снизить и цены на продукцию. «Интересно, он ночью жену не эксплуатирует в третью смену?» — пошутил Рустам Минниханов. Однако инициативу поддержал, пообещав на следующий год принять республиканскую программу грантовой поддержки самозанятых. Правда, пока неизвестен объем финансирования. В прошлом году на эти цели Казань потратила свыше семи миллионов рублей… Еда на колесах Ресторатор Константин Иванов начинал свою трудовую деятельность еще в конце 90-х и за это время накормил более четырех миллионов человек. Сейчас он очень заинтересован в развитии фудтраков — кафе на колесах. Прелесть их в том, что развернуть точку питания можно там, где открывать стационарную попросту нерентабельно. Например, при проведении фестивалей или городских праздников. В нынешних условиях, когда заведения общепита могут быть закрыты, такую кухню на колесах легко установить около того же торгового центра на свежем воздухе. И никакой опасности для здоровья клиентов не будет. Единственный минус — фудтрак подпадает под действие российского закона о нестационарной торговле. Предприниматель обязан заплатить за определенную точку и работать исключительно там. При этом соглашение с городом или муниципалитетом продлевается каждый год. В Казани, к примеру, для такой торговли определены семь локаций, куда можно поставить фудтрак. — В 2018 году в Госдуме вроде внесли проект закона, который вводил понятие «торговые объекты на колесах», но его рассмотрение отложили на неопределенный срок, — посетовал Константин Иванов. — Я напишу письмо председателю Госдумы Вячеславу Володину, обращусь к Михаилу Мишустину. А наша депутатская группа в Госдуме должна пролоббировать рассмотрение этого вопроса, — отметил Рустам Минниханов. Но учитывая, как долго разворачивается бюрократическая машина, предложил свой вариант на переходное время: увеличить в республике количество площадок для нестационарной торговли, сделав акцент на туристические места. — Вы лучше знаете, где будет более эффективно их размещать, а мы поможем согласовать с муниципалитетами, — сказал президент. — Дадим задание минстрою и минтрансу РТ, чтобы появление подобных точек включили в республиканскую программу на 2021 год. Чтобы их заасфальтировали, привели в порядок. Это не такие большие деньги, но это очень важная история. Правительство РТ пошло все же на уступки барам и кафе, разрешив работать до 24 часов. До недавнего времени из-за коронавируса общепиту наложили ограничения, из-за которых заведения должны были закрывать двери с 12 вечера до 6 утра. Кроме того, правительство продолжит субсидировать кафе и ресторанам затраты, связанные с торговлей навынос. Этой весной по Татарстану бизнесмены могли возместить часть своих расходов на компании-агрегаторы по доставке еды. Но на сей раз поддержку окажут только тем, кто из-за ограничений не может работать в ночное время. Рустам Минниханов пообещал, что будет встречаться с представителями малого и среднего бизнеса раз в три месяца, чтобы можно было оперативно решать возникающие проблемы. •

С ноября частные перевозчики Пензы, а м у н и ц и п а л ь н о го транспорта в городе не осталось, объявили об очередном повышении тарифов на проезд — в третий раз за последние два года. За это время билет в автобусах большой вместимости подорожал с 20 до 27 рублей, в маршрутках — с 23 до 32. Тарифы с прошлого года стали нерегулируемыми, а значит, перевозчики вправе самостоятельно устанавливать их размер, уведомив организатора перевозок не позже чем за 15 дней до введения их в действие. Соответствующие уведомления от транспортных компаний поступили 29 октября. Новые тарифы сопоставимы с городами-миллионниками Казанью, Самарой и Нижним Новгородом. Кто бывал в них, знает: чтобы добраться из одного конца города в другой, можно потратить весь световой день. В Пензе самый протяженный маршрут составляет около десяти километров, большинство — значительно короче. При этом транспортная схема выстроена так, что многие маршруты закольцованы у центрального рынка, а значит, есть необходимость делать пересадку. При этом льготы в маршрутках не действуют, а в автобусах они предоставляются только строго ограниченным категориям, например ветеранам и помощникам депутатов гордумы. Последнее повышение более чем на 15 процентов достаточно ощутимо для регулярных пассажиров. Проезд в поликлинику и обратно пенсионеру обходится дороже, чем бесплатные лекарства. А родители школьников задумались, стоит ли продолжать посещать кружки и секции вдали от дома. Кстати, в троллейбусах, в которых тарифы остались регулируемыми и рассчитываются исходя из нормативов, стоимость билетов в 20 рублей за два года не изменилась. Но троллейбусных маршрутов в городе осталось всего шесть, а автобусных — 53. Фактически на рынке пассажирских перевозок сложилась монополия: 90 процентов всех маршрутов обслуживают две группы компаний — «Дилижанс» и «Меркурий». Повышение тарифа они объясняют выросшими затратами на ГСМ, запчасти и техническое обслуживание. Появились и новые статьи расходов — санобработка салонов и средства защиты для персонала. За период пандемии произошло и существенное изменение пассажиропотока — это еще один аргумент перевозчиков. В марте—апреле пассажиропоток на автобусах большого класса упал на 80 процентов. Летом пензенцы пользовались общественным транспортом на десять процентов меньше, чем за тот же период прошлого года. В октябре снижение количества пассажиров на разных маршрутах составило от 18 до 22 процентов. При этом количество автобусов не сокращалось. — Мы вели переговоры с перевозчиками, чтобы они сделали повышение более плавным. Но навстречу нам они не пошли, в том числе в вопросе субсидирования части их расходов, — говорит мэр Пензы Андрей Лузгин. — В связи с дефицитом городского бюджета, а также непосильной стоимостью работ по регулированию тарифов по всем муниципальным маршрутам регулярных перевозок принять такие обязательства муниципалитет не может. Проще говоря, средств в бюджете города для перевода всех маршрутов на регулируемые тарифы в настоящее время недостаточно. Чиновники изучают возможность перехода на брутто-контракты с транспортными компаниями. Такая система расчета предполагает, что плата за проезд будет поступать заказчику организации транспортного обслуживания, а перевозчику оплатят километры пробега, а не число перевезенных пассажиров. Благодаря переходу на брутто-контракты возможно снять финансовую нагрузку на бюджет и уйти от неприбыльных маршрутов. Дополнительные расходы при переходе на брутто-контракты составят порядка 600 миллионов рублей ежегодно. Окончательного решения о переходе пока не принято. •

Компетентно Елена Прокаева, заместитель руководителя УФАС по Пензенской области: — В 2019 году автобусные маршруты Пензы были переведены на нерегулируемые тарифы. Вместе с этим должен был измениться порядок определения перевозчика. От торгов администрация по невыясненным причинам отказалась и выдала свидетельства на право осуществления перевозок без конкурсных процедур. В адрес администрации Пензы УФАС направило предупреждения, в которых указано на необходимость привести документы регулярных перевозок в соответствие с требованиями действующего законодательства, пока оно не исполнено. По поводу повышения тарифов проводится проверка. В случае нарушения антимонопольного законодательства пензенским перевозчикам грозят штрафные санкции.

Файлы для скачивания

ekonomika_povolzhya.pdf
Тип файла: pdf
Размер файла: 0.44 МБ