Актуальные вопросы законодательства в сфере технологического присоединения к электрическим сетям объектов, расположенных на территории садоводческих некоммерческих товариществ

Технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер (часть 1 статьи 26 Закона об электроэнергетики).

Порядок и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей к электрическим сетям определены Правилами технологического присоединения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 861 (далее – Правила             № 861).

Согласно пункту 6 Правил № 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.

Сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил и наличии технической возможности технологического присоединения (пункт 3 Правил № 861).

При этом, установлен специальный порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств, относящихся к имуществу общего пользования, расположенному в границах территории садоводства или огородничества, а также принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества.

Согласно пункту 8(5) Правил № 861 в редакции, действующей с 01.01.2019 года и по настоящее время, определено, что в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, относящихся к имуществу общего пользования, расположенному в границах территории садоводства или огородничества, а также энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, или иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, заявка на технологическое присоединение этих энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом (при наличии).

Верховный суд РФ в Апелляционном определении от 14.01.2020                    № АПЛ19-478 указывает, что «в соответствии с нормами действующего законодательства СНТ выступает в качестве единого субъекта в вопросах взаимодействия с организациями, осуществляющими снабжение электрической энергией как членов товарищества, так и лиц, занимающихся садоводством или огородничеством на садовых или огородных земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, без участия в товариществе».

Таким образом, право граждан на обращение с заявкой на технологическое присоединение своих энергопринимающих устройств, если они расположены в границах территории садоводства или огородничества (вне зависимости от того, является ли этот гражданин членом СНТ или нет, поскольку значение имеет только факт нахождения участка гражданина в пределах границ СНТ) непосредственно и самостоятельно в сетевую организацию с 01.01.2019 утрачено.

В Постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 05.03.2020 № Ф03-532/2020 указано, что «поскольку в соответствии с Правилами физическое лицо ограничено в праве на самостоятельное обращение в сетевую организацию с заявкой на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям объекта, расположенного в границах СНТ, то его заявка не подлежала исполнению со стороны сетевой организации».

В соответствии с новой редакцией пункта 8(5) Правил технологического присоединения заявка на технологическое присоединение объектов, расположенных на территории СНТ, в сетевую организацию подается садоводческим некоммерческим товариществом.

Исключением является случай, при котором ведение садоводства или огородничества гражданами на садовых или огородных земельных участках осуществляется без создания садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества. В такой ситуации применяется общий порядок технологического присоединения, предусмотренный Правилами                 № 861, с учетом особенностей, установленных в зависимости от мощности присоединяемых устройств.

Садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество не вправе отказаться от подачи в сетевую организацию заявки на технологическое присоединение принадлежащих указанным лицам энергопринимающих устройств, а также препятствовать сетевой организации в осуществлении технологического присоединения таких энергопринимающих устройств и требовать за это плату (пункт 8(5) Правил № 861).

Федеральная антимонопольная служба в рамках возложенных полномочий осуществляет контроль за соблюдением требований Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям, Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и привлекает виновных лиц к административной ответственности по статье 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В настоящее время в связи с изменениями законодательства на практике встречаются вопросы относительно порядка взаимодействия граждан, садоводческих некоммерческих товариществ и сетевых организаций при осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям объекта, расположенного на территории СНТ.

Так, исходя из сложившейся судебной практики можно сделать вывод о том, что у сетевой организации отсутствует обязанность по осуществлению технологического присоединения объекта на основании заявки, поданной с нарушением требований пункта 8(5) Правил № 861.

Как указано выше, в силу пункта 8(5) Правил № 861 заявка на технологическое присоединения объекта, расположенного в границах территории садоводства или огородничества, должна быть подана в сетевую организацию не гражданином (владельцем такого объекта), а садоводческим некоммерческим товариществом.

Следует отметить, что пункт  1 статьи 7 Закона о ведении гражданами садоводства и огородничества относит к целям деятельности садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества создание благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества (обеспечение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, благоустройства и охраны территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности территории садоводства или огородничества и иные условия).

Кроме того, к полномочиям правления товарищества относится принятие решений о заключении договоров с организациями, осуществляющими снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение, благоустройство и охрану территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности и иную деятельность, направленную на достижение целей товарищества (подпункт 5 пункта 7 статьи 18 поименованного закона).

При этом, порядок разрешения вопроса между гражданином и садоводческим некоммерческим товариществом о подаче заявки на технологическое присоединение в сетевую организацию являются предметом регулирования гражданского, а не антимонопольного законодательства, и подлежит разрешению в судебном или досудебном порядке.

 

Заявка на технологическое присоединение объекта, расположенного в границах территории садоводства или огородничества, подаваемая СНТ, должна содержать сведения и документы, предусмотренные пунктами 9, 10 Правил № 861.

Следует отметить, что сетевая организация заключает договор технологического присоединения с лицом, в интересах которого садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество направляло заявку на технологическое присоединение.

Сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных указанными правилами, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные Правилами технологического присоединения (пункт 11 Правил № 861).

Предъявление сетевой организацией необоснованных требований к садоводческому некоммерческому товариществу, обратившемуся с заявкой на технологическое присоединение объектов, расположенных в границах его территории, в том числе, по предоставлению документов, не предусмотренных Правилами № 861, является нарушением требований антимонопольного законодательства и будет содержать состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.21 КоАП РФ.

Кроме того, признаки нарушения требований антимонопольного законодательства могут содержатся в действиях СНТ.

В соответствии с абзацем 4 пункта 8(5) Правил № 861 технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, и иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, осуществляется к сетям сетевой организации непосредственно или с использованием имущества общего пользования садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества.

Следует отметить, что в вопросе недопустимости препятствия со стороны садоводческого некоммерческого товарищества осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям объектов, расположенных на территории СНТ, суды придерживаются неизменной позиции.

Так, согласно Постановлению Десятого Арбитражного апелляционного суда от 06.02.2020 № 10АП-26165/2019 «Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение не вправе препятствовать сетевой организации в осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, и иным лицам, расположенным на территории этого объединения». Аналогичная правовая позиция изложена в Решении Верховного Суда Российской Федерации от 23 марта 2016 года                  № АКПИ16-167.

«Осуществление технологического присоединения без учета имущества общего пользования некоммерческого объединения может привести к значительному увеличению количества объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций и увеличению охранных зон объектов электросетевого хозяйства, ограничит использование имущества, расположенного в пределах охранных зон» (Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 04.09.2019 № АКПИ19-499).

Таким образом, действия СНТ по препятствию сетевой организации в осуществлении технических мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям энергопринимающих устройств, расположенных в границах садоводства, могут быть рассмотрены антимонопольным органом на предмет соответствия требованиям Правил технологического присоединения, Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, чьим неотъемлемым процессом является технологическое присоединение к электрическим сетям, и наличия состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.21 КоАП РФ.

Федеральная антимонопольная служба, являясь уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляет контроль за соблюдением требований законодательства в сфере электроэнергетики, связанных с нарушением требований Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей к электрическим сетям, Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, путем пресечения противоправных действий и привлечения виновных лиц к административной ответственности.

 

 

 

Список литературы:

1. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

2. Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»;

3. Федеральный закон от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

4. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ;

5. Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям»;

6. Постановление Правительства РФ от 21.12.2018 № 1622 «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»;

7. Апелляционное определение Верховного суда РФ от 14 января 2020 года                 № АПЛ19-478;

8. Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 04.09.2019 № АКПИ19-499;

9. Решение Верховного Суда Российской Федерации от 23 марта 2016 года              № АКПИ16-167;

10. Постановление Десятого Арбитражного апелляционного суда от 06.02.2020 № 10АП-26165/2019;

11. Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 05.03.2020 № Ф03-532/2020 по делу № А51-20303/2019.