Неправильная реклама
30 сентября 2009, 04:00
«Аргументы и факты» № 40 (1509) 30 сентября - 6 октября 2009г.
«Лучше сосок не было и нет, готов сосать до старости лет!» - такой рекламный слоган когда-то придумал Владимир Маяковский. Сейчас конкурирующая фирма по производству «пустышек» запросто могла бы обвинить поэта в нарушении Федерального закона о рекламе.
ДЕЛО в том, что правомерность использования такого слогана еще нужно доказать. А если этого не сделано, то реклама считается несоответствующей действительности, а значит, противозаконной. За это уже поплатилось несколько пензенских фирм.
«Мы рассмотрели дело в отношении одной компании, занимающейся пассажирскими перевозками, - рассказывает руководитель Пензенского управления Федеральной антимонопольной службы России Анатолий Авдеев. - В своем рекламном обращении они вводили жителей города в заблуждение. У людей складывалось впечатление, что, кроме этой службы такси, в Пензе других не существует, хотя на самом деле их более сорока».
Суд вынес предписание изменить рекламную формулировку. Однако фирма продолжала выдавать в радиоэфир свои призывы. В итоге в отношении данной организации возбудили административное дело.
За слово «лучшие» в рекламных текстах поплатилась и компания, производящая пластиковые окна. Фирму оштрафовали на крупную сумму. Другая организация, тоже выпускающая окна ПВХ, заплатила государству 40 тысяч рублей за то, что выпустила листовки, смысл которых сводился к тому, что лишь данная компания предоставляет беспроцентную рассрочку на срок до 12 месяцев. Но, каквыяснилось, она такая не одна. Некоторые фирмы давали рассрочку платежа даже на 24 месяца.
Буквально на днях за недобросовестные рекламные уловки поплатилась крупная сеть магазинов бытовой техники. «Меня обманули, - сообщил антимонопольщикам житель Пензы. - Я услышал про рекламную акцию «Купи большой телевизор - получи маленький в подарок!» Но обещанного бонуса не увидел, хотя приобрел дорогую плазму диагональю 40 дюймов».
Как пояснили представители магазина, у них в тот момент не было на складе «подарочных» телевизоров. Также администрация торгового предприятия заявила, что в рекламных объявлениях значилось: «Количество товара ограничено».
Однако истец вполне резонно заметил: маленький телевизор - в данном случае подарок, а не товар. С этим согласилась и комиссия УФАС. Теперь нарушителям закона придется отвечать рублем.
Еще один примечательный случай произошел в нашей губернии весной этого года. «В газете мы увидели рекламу медицинских услуг, - рассказывает Анатолий Авдеев. - Там обещали выведение из запоя, коррекцию веса, лечение от игровой и табакозависимости. Никаких предупреждений о наличии противопоказаний к таким процедурам не было».
Это прямое нарушение статьи 24 ФЗ «О рекламе». Более того, столь важное предупреждение должно занимать не менее 5% рекламной площади. Дальше - больше. В ходе рассмотрения дела выяснилось, что у данных рекламодателей вообще не было лицензии на оказание медицинских услуг! Виновные лица уже привлечены к административной ответственности.
КСТАТИ. За I полугодие 2009 годаПензенское УФАС рассмотрело 33 фактанарушений закона о рекламе (за весь прошлый год - 58). На семерых виновных были наложены штрафные санкции на сумму 274 000 рублей.
Агата Богданова