Бензиновая удавка «душит» кошельки пензенцев
Из-за ошеломляющего роста цен на топливо дорожают продукты. Под угрозой срыва посевная кампания.
С начала года стоимость бензина а Пензе подскочила на 2,5 рубля. Удорожание «горючки» неизбежно привело к росту паи на «народные» товары. Так, хлеб вырос на 1,8 рубля, водка стала дороже на 10, а мясо - на целых 15 рублей! Представители городских торговых сетей подтверждают: ценники в магазинах изменились после повышения стоимости горючего. И не исключают очередной скачок цен на продукты.
- Никуда мы от этого не денемся. Ведь любой товар нужно доставить с завода или фабрики покупателю. А это немалые затраты! - поясняет менеджер крупной торговой сети Ирина Смирнова. – В день торговые агенты делают по несколько десятков выездов в разные концы города и области. Скачок цен на бензин существенно бьет по их зарплате и кошельку.
Но больше всего подорожание «горючки» коснулось рядовых пензенских водителей. Подсчитывая затраты на топливо, многие из них вынуждены отказываться от своих авто, пересаживаться на общественный транспорт.
- Раньше в день я тратил на бензин и сигареты 150 рублей. А сейчас на целый полтинник больше! Это уже ни в какие ворота не лезет!
- возмущается житель Пензы Виктор.
Поддерживает его и учительница младших классов Валентина Пименова. Женщина спрашивает: неужели за подорожанием продуктов в рост пойдут и цены на проезд?
-Тогда придется увольняться из школы и искать более высокооплачиваемую работу. Надо же как-то семью кормить! - сетует Валентина Ивановна. Большинство пензенских маршруток давно уже перешли на газовое оборудование. Поэтому рост цен на бензин их не коснется. Другое дело маршрутные такси, не оборудованные газовыми баллонами. Установка оборудования обойдется владельцам машин в круглую сумму, которую они наверняка захотят компенсировать... за счет увеличения стоимости проезда.
Но в Управлении транспорта и связи Пензы успокоили: в ближайшее время повышения тарифов на проезд не предвидится.
- Пока никто из перевозчиков к нам не обращался, - сказал заместитель начальника Управления Сергей Наумов.
Так-то оно так, но, если цены на топливо продолжат повышаться, тариф на проезд все равно поднимут - не в этом году, так в следующем. Ведь транспортникам тоже нужно окупать свои затраты.
Короли бензоколонок сговорились?
В Пензенской области сговора нефтетрейдеров пока не выявили. Во всяком случае, в региональном управлении Федеральной антимонопольной службы нас уверили, что речь идет об экономически обоснованном повышении цен.
- Мы постоянно мониторим ситуацию. Говорить о сговоре и нарушении антимонопольного законодательства нет оснований, - рассказала замруководителя областного управления ФАС Татьяна Бутузова. Она также сообщила, что в регионе действуют два крупных и более тридцати мелких поставщиков топлива. Но ни один из них не занимает более 50% рынка. А значит, не может воспользоваться своим монопольным положением и навязать условия другим операторам. В то же время Татьяна Викторовна отметила, что государство не вмешивается в процесс установления розничной цены на бензин и дизтоплнво.
- Условия диктует сам рынок. Вели поставщику не выгодно отпускать товар по сложившейся цене, он повышает ее, - пояснила Татьяна Бутузова.
Представитель одного из крупнейших поставщиков топлива на АЗС города сообщил, что цены будут и дальше расти. В перспективе грядет подорожание еще на 5-6 рублей. Как говорится, куда ж дальше?
По словам Алевтины Кураковой, которая представляет одного из самых крупных в регионе поставщиков, рост цен на бензин вызван повышением оптовых цен на топливо. Но при этом дефицита и перебоев с поставкой «горючки» нет.
- Все АЗК нашей компании работают в обычном режиме, проблем с обеспечением топлива нет. Очередей на заправках не предвидится, говорит Алевтина Куракова.
Корреспондент «Репортера» убедился в этом собственными глазами. Лишь на некоторых заправочных комплексах наблюдаются очереди. Но, как утверждают работники самих заправок, для них это привычно.
Посевная может сорваться
Пожарные, «скорые», милиция - без этих автомобилей невозможна нормальная жизнь города. Но власти заверяют: рост цен на топливо не повлияет на работу экстренных служб. Так, по словам заместителя главврача городской станции «скорой помощи» Оксаны Коробковой, топливом все спецавтомобили обеспечены полностью. Заправляются «кареты» на собственной автозаправке. Горючее туда закупается по долгосрочным договорам, по оптовым ценам. Водитель одной из «неотложек», Николай, подтвердил, что баки всегда полные.
- Никаких проблем с заправкой у нас нет. Сколько надо, столько и заливают!
подтвердил Николай. А вот сельхозпроизводители сидят на голодном пайке. Как рассказала помощник министра сельского хозяйства Пензенской области Ирина Володина, в регионе нет бензина марки А-80. Не хватает бензина А-92. Из-за чего проведение посевной под большим знаком вопроса.
- Оптовые партии этих марок топлива закупить проблематично. Каждое сельхозпредприятие решает проблему с нехваткой горючего в индивидуальном порядке, - сообщила Ирина Владимировна.
- А вот дизтоплнво все же лающие могут приобрести без проблем. Даже по льготной цене -15 тыс. 880 рублей за тонну. Это самая низкая цена в Приволжском федеральном округе.
Поднять нельзя опустить
Российский топливный рынок лихорадит каждой весной. С приближением посевной ценники на заправках меняются едва ли не каждый день. В некоторых регионах на АЗС выстраиваются многокилометровые очереди. Интернет-сообщество активно обсуждает топливную тему. В глобальной сети говорят о том, что поставщики пользуются беспомощностью властей для собственной наживы.
Сейчас уже цена на ходовые марки бензина доходит до тридцати рублей за литр. Не исключено, что скоро цена перевалит за эту отметку. И тогда в стране может наступить коллапс. Ведь в бюджеты предприятий и организаций заложены более скромные расходы на бензин. «Сбить температуру» на топливном рынке можно раз и навсегда. Для этого нужно волевым решением правительства снизить ставку налога на переработку сырой нефти. Сейчас она составляет порядка 60%. И убрать посредников. Федеральное правительство пытается «обуздать» цены административными методами. Премьер Владимир Путин даже заявил о сговоре крупнейших национальных поставщиков топлива. А, пока в верхах разбираются, рядовым гражданам остается только ждать: как скоро и на сколько, в очередной раз, подорожает продукт, который Россия производит сама.
Владимир Буга