Бензиновая удавка «душит» кошельки пензенцев

Из-за ошеломляющего роста цен на топливо дорожают продукты. Под угрозой срыва посевная кампания.

 

С начала года стоимость бензина а Пензе подскочила на 2,5 рубля. Удорожание «горючки» неизбежно привело к росту паи на «народные» товары. Так, хлеб вырос на 1,8 рубля, водка стала дороже на 10, а мясо - на целых 15 рублей! Представители городских тор­говых сетей подтвержда­ют: ценники в магазинах изменились после по­вышения стоимости го­рючего. И не исключают очередной скачок цен на продукты.

- Никуда мы от этого не денемся. Ведь любой товар нужно доставить с завода или фабрики покупателю. А это немалые затраты! - поясняет менеджер крупной торговой сети Ирина Смирнова. – В день торговые агенты делают по несколько десятков выездов в разные концы города и области. Скачок цен на бензин существенно бьет по их зарплате и кошельку.

Но больше всего подорожа­ние «горючки» коснулось рядовых пензенских водите­лей. Подсчитывая затраты на топливо, многие из них вынуждены отказываться от своих авто, пересажи­ваться на общественный транспорт.

-   Раньше в день я тратил на бензин и сигареты 150 рублей. А сейчас на целый полтинник больше! Это уже ни в какие ворота не лезет!

-   возмущается житель Пен­зы Виктор.

Поддерживает его и учи­тельница младших классов Валентина Пименова. Женщина спрашивает: не­ужели за подорожанием продуктов в рост пойдут и цены на проезд?

-Тогда придется увольнять­ся из школы и искать более высокооплачиваемую ра­боту. Надо же как-то семью кормить! - сетует Вален­тина Ивановна. Большинство пензенских маршруток давно уже пе­решли на газовое оборудо­вание. Поэтому рост цен на бензин их не коснется. Дру­гое дело маршрутные такси, не оборудованные газовыми баллонами. Установка обо­рудования обойдется вла­дельцам машин в круглую сумму, которую они навер­няка захотят компенсиро­вать... за счет увеличения стоимости проезда.

Но в Управлении транспорта и связи Пензы успокоили: в ближайшее время повышения тарифов на проезд не предвидится.

- Пока никто из перевозчи­ков к нам не обращался, - сказал заместитель начальника Управления Сергей Наумов.

Так-то оно так, но, если це­ны на топливо продолжат повышаться, тариф на про­езд все равно поднимут - не в этом году, так в следую­щем. Ведь транспортникам тоже нужно окупать свои затраты.

 

Короли бензоколонок сговорились?

В Пензенской области сго­вора нефтетрейдеров по­ка не выявили. Во всяком случае, в региональном управлении Федеральной антимонопольной службы нас уверили, что речь идет об экономически обоснован­ном повышении цен.

- Мы постоянно мониторим ситуацию. Говорить о сгово­ре и нарушении антимонопольного законодательства нет оснований, - рассказала замруководителя областно­го управления ФАС Татья­на Бутузова. Она также сообщила, что в регионе действуют два крупных и более тридцати мелких поставщиков топли­ва. Но ни один из них не за­нимает более 50% рынка. А значит, не может воспользо­ваться своим монопольным положением и навязать ус­ловия другим операторам. В то же время Татьяна Викторовна отметила, что государство не вмеши­вается в процесс установления розничной цены на бензин и дизтоплнво.

- Условия диктует сам ры­нок. Вели поставщику не выгодно отпускать товар по сложившейся цене, он повышает ее, - пояснила Татьяна Бутузова.

Представитель одного из крупнейших поставщиков топлива на АЗС города со­общил, что цены будут и дальше расти. В перспекти­ве грядет подорожание еще на 5-6 рублей. Как говорится, куда ж дальше?

По словам Алевтины Кураковой, которая пред­ставляет одного из самых крупных в регионе постав­щиков, рост цен на бензин вызван повышением опто­вых цен на топливо. Но при этом дефицита и перебоев с поставкой «горючки» нет.

-  Все АЗК нашей компании работают в обычном режи­ме, проблем с обеспечением топлива нет. Очередей на заправках не предвидится, говорит Алевтина Куракова.

Корреспондент «Репорте­ра» убедился в этом собственными глазами. Лишь на некоторых заправочных комплексах наблюдаются очереди. Но, как утвержда­ют работники самих заправок, для них это привычно.

 

Посевная может сорваться

Пожарные, «скорые», мили­ция - без этих автомобилей невозможна нормальная жизнь города. Но власти заверяют: рост цен на топ­ливо не повлияет на работу экстренных служб. Так, по словам заместителя глав­врача городской станции «скорой помощи» Оксаны Коробковой, топли­вом все спецавтомобили обеспечены полностью. Заправляются «кареты» на собственной автозаправке. Горючее туда закупается по долгосрочным договорам, по оптовым ценам. Водитель одной из «неотло­жек», Николай, подтвердил, что баки всегда полные.

-  Никаких проблем с за­правкой у нас нет. Сколько надо, столько и заливают!

подтвердил Николай. А вот сельхозпроизводите­ли сидят на голодном пай­ке. Как рассказала помощник министра сельского хозяйства Пензенской об­ласти Ирина Володина, в регионе нет бензина марки А-80. Не хватает бензина А-92. Из-за чего проведение посевной под большим зна­ком вопроса.

-  Оптовые партии этих марок топлива закупить проблематично. Каждое сельхозпредприятие реша­ет проблему с нехваткой горючего в индивидуаль­ном порядке, - сообщила Ирина Владимировна.

- А вот дизтоплнво все же­ лающие могут приобрести без проблем. Даже по льгот­ной цене -15 тыс. 880 рублей за тонну. Это самая низкая цена в Приволжском феде­ральном округе.

 

Поднять нельзя опустить

Российский топливный рынок лихорадит каждой весной. С приближением по­севной ценники на заправ­ках меняются едва ли не каждый день. В некоторых регионах на АЗС выстраи­ваются многокилометровые очереди. Интернет-сообщес­тво активно обсуждает топ­ливную тему. В глобальной сети говорят о том, что пос­тавщики пользуются бес­помощностью властей для собственной наживы.

Сейчас уже цена на ходовые марки бензина доходит до тридцати рублей за литр. Не исключено, что скоро це­на перевалит за эту отмет­ку. И тогда в стране может наступить коллапс. Ведь в бюджеты предприятий и ор­ганизаций заложены более скромные расходы на бен­зин. «Сбить температуру» на топливном рынке мож­но раз и навсегда. Для этого нужно волевым решением правительства снизить ставку налога на переработ­ку сырой нефти. Сейчас она составляет порядка 60%. И убрать посредников. Федеральное правительство пытается «обуздать» цены административными мето­дами. Премьер Владимир Путин даже заявил о сгово­ре крупнейших националь­ных поставщиков топлива. А, пока в верхах разбира­ются, рядовым гражданам остается только ждать: как скоро и на сколько, в оче­редной раз, подорожает продукт, который Россия производит сама.

 

Владимир Буга