• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Укрощение «дикого» капитализма

Накануне встречи с журналистами руководитель УФАС по Пензенской области Максим Владимирович Белобородое вернулся из Москвы, где в течение недели проходило расширенное заседание коллегии Федеральной антимонопольной службы. Подведены итоги прошлого года, определены задачи на нынешний, обсуждены острые проблемы и недоработки. В России 82 территориальных управления службы. Ведомственный рейтинг учитывает пять основных направлений работы. По результатам 2010 года УФАС по Пензенской области заняло 34-е место, 2011 года — 25-е место.

БЕЗ ДАВЛЕНИЯ НА БИЗНЕС

Как видите, положи­тельная динамика есть, хотя наше региональное управление еще не вошло в число передови­ков. По словам М.В. Белобородова, упущен ряд моментов, которые пред­стоит наверстать в теку­щем году. Например, не­обходимо активизировать контроль за действиями органов местного самоу­правления в распоряже­нии имуществом, недра­ми, лесами. Больше кон­троля со стороны антимо­нопольной службы тре­бует и рынок финансо­вых услуг.

Сейчас идет реализа­ция так называемого тре­тьего антимонопольного пакета, направленного на совершенствование анти­монопольного регулиро­вания. Продолжается по­литика снижения давления на бизнес, в частности, при несущественных нарушениях теперь вы­носится предупреждение вместо штрафа. В то же время решительнее пресекаются злостные на­рушения, особенно кар­тельный сговор на потре­бительском рынке. Насе­ление, конечно, не забы­ло, как у нас в одночасье, словно по команде, взле­тали цены на лекарства, гречку, муку, бензин...

Все мы зависим от естественных монополий, и не случайно всеобщее внимание приковано к нефтяным, газовым, элек­трическим и прочим коро­лям. Как подчеркнул М.В. Белобородое, ФАС доби­вается справедливой фор­мулы цены на бензин. Со­гласитесь, это экономиче­ский и социальный нон­сенс, когда «горючка» в России стоит дороже, чем в странах, где нефть вообще не добывают. У ФАС наметилось взаимопо­нимание с электроэнер­гетиками, в этой отрасли реализуются правила недискриминационного доступа к услугам. Немало еще проблем с га­зовиками, и не случайно среди специалистов ан­тимонопольной службы зреет убеждение, что га­зовые скважины должны быть в руках государства. А вот переработку, сбыт газа можно оставить част­никам. В стране есть еще один «непотопляемый» монополист — «Россий­ские железные дороги». В РЖД действуют правила, непонятные для простых смертных. Скажем, пензенцы, которым прихо­дится ездить в фирменном поезде «Сура», с изумле­нием узнают, что часть ва­гонов принадлежит одной компании, а у части соста­ва другие собственники.

Для народа стали при­вычными действия ФАС, направленные на предотвращение злоупотреблений в производственных отраслях, торговле, жилищно-коммунальном хозяйстве и других жиз­ненно важных сферах. Сейчас служба осваивается и на новых направлениях, к примеру, занимается защитой интеллектуальной собственности.

А в последнее время старается теснее сотруд­ничать с наукой, систе­мой высшего и среднего специального образова­ния, целенаправленно го­товит кадры.

Антимонопольная по­литика сложна и много­образна, для простого пе­речня итогов и задач по­надобится целая брошю­ра. Сегодня «НП» приве­дет несколько характер­ных фактов, которые мо­гут дать читателям пред­ставление о деятельно­сти нашего регионально­го управления.

В ОТКЛЮЧКЕ

В конце ноября про­шлого года было рассмотрено дело в отношении МКП «Теплоснабжение г.Пензы». Это предприятие отключило горячее во­доснабжение в многоквар­тирных домах ряда ТСЖ, которые задолжали за те­пловую энергию. Одна­ко при этом пострадали и добросовестные гражда­не, которые своевремен­но и полностью рассчи­тывались по счетам. Дей­ствия поставщика теплоэнергии признаны как зло­употребление доминирующим положением на рын­ке. Хотя выданное предпи­сание о прекращении на­рушения антимонополь­ного законодательства ис­полнено в срок, материа­лы были переданы долж­ностному лицу, уполно­моченному осуществлять административное произ­водство, и в начале февра­ля на предприятие нало­жен штраф в размере 300 тысяч рублей.

ИГРЫ С ЦЕНАМИ

В начале апреля ОАО «Пензенский хлебозавод № 2» и ОАО «Пензен­ский хлебозавод № 4» из­менили отпускные цены на свою продукцию для всех контрагентов, но сделали исключение ряду хозяйствующих субъек­тов, для которых повы­сили цены в более позд­ние сроки. Ссылка при этом была на условия до­говоров сданными орга­низациями. В результате эти торговые сети смогли продавать хлеб и хлебобулочные изделия по прежней, более низкой, чем у других, цене. Дей­ствия хлебозаводов были признаны злоупотребле­нием доминирующим по­ложением. В результате это обернулось для ОАО «Пензенский хлебозавод № 2» административным штрафом в размере свы­ше 876 тысяч рублей, для ОАО «Пензенский хле­бозавод № 4» — почти 509 тысяч рублей. Нару­шители обжаловали пра­вовые акты УФАС в су­дебном порядке, но Ар­битражный суд Пензен­ской области отказал в удовлетворении требо­ваний истцов, подтвердив тем самым правильность выводов УФАС.

ГАЗАНУЛИ

По обращениям жи­телей Заречного, а так­же материалам проверки городской прокуратуры было возбуждено дело о злоупотреблении доминирующим положением ООО «Газпром межрегионгаз Пенза». Установле­но, что с января по август 2011 года жителям горо­да Заречного предъявле­ны к оплате счета за ко­личество газа, более чем вдвое превышающее фак­тическое потребление. До января количество газа определялось по по­казаниям приборов уче­та, установленных на се­тях газораспределитель­ной организации, а ООО «Газпром межрегионгаз Пенза» в одностороннем порядке изменило усло­вия оплаты и стало при­менять при расчетах за газ нормативы потребления. В выданном предписании констатировалось, что до согласования сторонами новых условий поставки газа расчеты должны ве­стись на прежних усло­виях, действовавших до начала 2011 года. ООО «Газпром межрегионгаз Пенза» предписыва­лось перечислить в феде­ральный бюджет доход в сумме более 13 миллио­нов рублей, полученный вследствие нарушения антимонопольного зако­нодательства. Решение и предписание УФАС нахо­дятся сейчас в стадии су­дебного обжалования со стороны газовиков.

ХИТРАЯ ЭТИКА

По обращению ООО «Парламент Дистрибьюшн» рассмотрено дело в отношении ООО «Ликероводочный завод «Агат». ООО «Парла­мент Дистрибьюшн» яв­ляется обладателем прав на товарные знаки, ис­пользуемые в оформле­нии этикетки на бутыл­ку водки «Парламент». ООО «Ликероводочный завод «Агат» осущест­вляло реализацию вод­ки «Паритет», имеющей этикетку, оформленную по аналогии с этикеткой водки «Парламент». В соответствии с заключе­нием Федеральной служ­бы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, этикетка водки «Паритет» включает изображения, географически и по цветному сочетанию сходные с товарными знаками ООО «Парламент Дистрибьюшн». Эти действия были квалифицированы комиссией Пензенского УФАС России как недобросовестная конкуренция и нарушение пункта 4 части 1 статьи 14 Закона «О защите конкуренции». «Агату» пришлось выплатить штраф в сум­ме 100 тысяч рублей.

ТОЛЬКО У НАС

Немало нарушений при рекламировании то­варов и услуг. Например, в почтовые ящики жилых домов г. Пензы вкладыва­лись рекламные проспек­ты (листовки) туристи­ческого агентства «Sura Тур» следующего содер­жания: «Только у нас ши­рокий ассортимент путе­вок, высокий профессио­нализм сотрудников и са­мые низкие цены от ве­дущих туроператоров!..» Использование словосо­четания «только у нас...» предполагает, что рекла­мируемая услуга являет­ся эксклюзивной и самой востребованной с точки зрения ее качества, цены и ассортимента со сторо­ны потребителей. В Пен­зе работают несколько десятков предприятий и индивидуальных пред­принимателей, предлага­ющих аналогичные услу­ги на рынке туристической деятельности. Индивидуальный предприниматель, который работает под маркой «Sura Тур», в ходе рассмотрения дела не смог представить доказательств, подтверждающих обоснованность утверждений «только у нас»… Возбуждено дело об административном правонарушении, наложен штраф в размере четырех тысяч рублей.

ЗАГАР И УГАР

Оценку сомнительной рекламе дает эксперт­ный совет, созданный при УФАС. Одно из любопыт­ных заключений совета касалось рекламы клуба загара «Солярис», в кото­рой использовался образ, имеющий сходные черты с... президентом США. Да, каким только способом не пытаются завлечь клиен­тов и получить прибыль.

Лев КУЗЬМЕНКОВ.