• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Итоги деятельности Пензенского УФАС России в 2011 году

Категория отчета: Статистика и отчеты

Итоги деятельности Пензенского УФАС России за 2011 год

Раздел I. Антимонопольный контроль

Практика выявления и пресечения нарушений Закона «О защите конкуренции»

В сфере контроля за соблюдением антимонопольного законодательства Пензенским УФАС России за отчетный период было рассмотрено 310 заявлений физических и юридических лиц, было возбуждено 68 дел по признакам нарушения законодательства. По результатам рассмотрения дел установлено 58 фактов нарушения Закона «О защите конкуренции» и по 4 фактам нарушения были устранены добровольно до возбуждения дела. Количество выявленных в 2011 году нарушений составило 141 % к уровню прошлого года.

Практика выявления и пресечения нарушений в виде злоупотребления хозяйствующих субъектов доминирующим положением на рынке

По фактам злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением на рынке рассмотрено 29 дел, выявлено 24 нарушения, что в 1,7 раза больше, чем в 2010 году, выдано 20 предписаний об устранении нарушений антимонопольного законодательства.

Из 24 выявленных фактов злоупотребления доминирующим положением на рынке 6 нарушений допущены в части навязывания невыгодных условий договора, 3 – необоснованного сокращения или прекращения производства товара, 2 – необоснованного отказа от заключения договора, 3 – создание дискриминационных условий, 1 – создание препятствий доступу на рынок, выходу с рынка, 4 – нарушения порядка ценообразования, 2 нарушения связаны с необоснованным введением ограничения режима потребления энергоресурсов, 3 - с отказом в принятии в эксплуатацию приборов учета газа.

Наибольшее количество нарушений выявлено в сфере жилищно-коммунального хозяйства (10) и в сфере газоснабжения (6).

В течение отчетного периода проводились мероприятия по контролю за соблюдением организациями, осуществляющими передачу электрической энергии, Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии. В результате проводимой работы выявлено 7 фактов нарушений, виновные лица привлечены к административной ответственности, наложен штраф в размере 120 тыс. рублей.

Кроме того, за 2011 год рассмотрено 3 дела о нарушении антимонопольного законодательства в сфере электроэнергетики, из них 2 дела - по признакам злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением при осуществлении технологического присоединения, 1 дело – при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии.

Практика пресечения соглашений и согласованных действий хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию

О нарушении статьи 11 Закона «О защите конкуренции» - запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения и согласованные действия хозяйствующих субъектов, в 2011 году в Пензенское УФАС России поступило 22 заявления и обращения юридических лиц и граждан, было проведено 10 проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства.

По признакам нарушения закона было возбуждено 10 дел, пять дел были прекращены в связи с отсутствием доказательств нарушения, по 5 делам были приняты решения о признании факта нарушения, выдано 5 предписаний о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

По фактам соглашений и совершения согласованных действий антимонопольным управлением в 2011 году рассмотрены дела:

- на рынке услуг архитектурно-строительного проектирования объектов капитального строительства города Пензы,

- на рынке услуг по вывозу и утилизации твердо-бытовых отходов,

- по заключению ограничивающего конкуренцию соглашения, которое привело к созданию препятствий доступу на товарный рынок услуг междугородней и международной связи другим хозяйствующим субъектам,

- по координации экономической деятельности хозяйствующих субъектов, позволяющей привести к созданию препятствий доступу на товарный рынок.

Пресечение недобросовестной конкуренции

В отчетном периоде в Пензенское УФАС России поступило 27 заявлений по статье 14 Закона «О защите конкуренции» - недобросовестная конкуренция,  было возбуждено 6 дел по признакам нарушения, выявлено 6 фактов совершения хозяйствующими субъектами недобросовестной конкуренции на товарном рынке, что в 2 раза больше, чем в предыдущий отчетный период, выдано 8 предписаний о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

В ходе рассмотрения дел были установлены факты распространения ложных сведений – 1, введения потребителей в заблуждение – 2, продажа товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности – 3.

Выявление и пресечение актов и действий (бездействия) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции

В 2011 году Пензенским УФАС России было выявлено 27 фактов нарушения Закона «О защите конкуренции» со стороны органов власти.

Антиконкурентными актами и действиями властных структур были затронуты следующие товарные рынки и сферы деятельности: автомобильный транспорт; операции с недвижимым имуществом, включая землю; рынок страховых услуг, сельское и лесное хозяйство, строительный комплекс, торговля, общественное питание, бытовое обслуживание.

В отчетном периоде выявлено 23 факта нарушения статьи 15 Закона «О защите конкуренции», что в 1,6 раза больше по отношению к предыдущему отчетному периоду. По указанным фактам было возбуждено 20 дел по признакам нарушения, по 3 фактам нарушение устранено добровольно без возбуждения дела, выдано 18 предписаний.

В разрезе видов нарушений статьи 15 выявлены следующие нарушения:

необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами – 5;

предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение установленного порядка - 1;

создание дискриминационных условий деятельности хозяйствующим субъектам, работающим на одинаковых товарных рынках – 15 нарушений,

создание преимущественных условий деятельности отдельным хозяйствующим субъектам – 2 нарушения.

Увеличение количества возбужденных дел по статье 15 Закона «О защите конкуренции» связано с увеличением количества обращений и заявлений, поступивших в антимонопольное управление, а также с увеличением количества проверок, проведенных антимонопольным органом в отчетном году.

По фактам соглашений и совершения согласованных действий в отношении органов власти в 2011 году выявлено 1 нарушение статьи 16 Закона «О защите конкуренции», выдано 2 предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, предписания исполнены в срок.

Нарушение статьи 16 выявлено в части ограничения доступа на рынок хозяйствующим субъектам.

В отчетном периоде для предупреждения соглашений и согласованных действий с участием органов власти различных уровней между собой либо с хозяйствующими субъектами в ходе проверок органов местного самоуправления проводилась разъяснительная работа.

В 2011 году выявлено 2 нарушения статьи 17 Закона «О защите конкуренции», в части нарушений антимонопольных требований к торгам, и одно нарушение статьи 17.1, в части нарушения порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества.

Организация и проведение проверок органов власти

Пензенским УФАС России в 2011 году проведено 12 проверок в отношении органов власти, в том числе – 8 плановых проверок, 4 внеплановые проверки.

В ходе проведения проверок выявлено 9 нарушений Закона «О защите конкуренции», из них 8 нарушений статьи 15 и 1 нарушение статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции». По результатам проведения проверок нарушения установлены в 90 % от количества проверенных органов власти и местного самоуправления, возбуждено 9 дел, выдано 8 предписаний о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Значительная часть выявленных нарушений, допущенных органами власти, приходится на рынок услуг по предоставлению недвижимого имущества в аренду.

Предоставление государственных или муниципальных преференций

В 2011 году рассмотрено 94 заявления о даче согласия на предоставление государственных и муниципальных преференций. Из них по 29 заявлениям принято решение о даче согласия, по 37 заявлениям принято решение о даче согласия на предоставление преференций с введением ограничений, по 1 заявлению согласия антимонопольного органа не требовалось.

В большинстве случаев целью предоставления преференций являлась поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства путем передачи движимого и недвижимого имущества в пользование на праве аренды или безвозмездного пользования.

В 27 случаях отказано в согласовании предоставления преференции. Из них 17 отказов связано с тем, что обратившимся с заявлением субъектам ранее была предоставлена аналогичная преференция и сроки ее действия не истекли, в 10 случаях отказано в согласовании по причине того, что предоставление преференции могло привести к устранению или недопущению конкуренции.

Отдельные виды государственного антимонопольного контроля

За отчетный период при осуществлении контроля экономической концентрации в соответствии с требованиями статей 27, 28, 29, 30, 31 Закона «О защите конкуренции» управлением рассмотрено всего 27 ходатайств и уведомлений, в том числе:

- по 27 статье – 4 ходатайства о присоединении коммерческих организаций;

- по 28 статье - 16 ходатайств о приобретении акций (долей) хозяйственных обществ;

- по 30 статье – 6 уведомлений о приобретении долей в уставном капитале хозяйственных обществ;

- по 31 статье –1 уведомление о приобретении долей в уставном капитале хозяйственного общества.

По всем рассмотренным ходатайствам и уведомлениям приняты положительные решения без продления сроков их рассмотрения.

Одно ходатайство рассмотрено в отношении лица, относящегося к субъектам естественных монополий.

Раздел 2. Практика применения мер административной ответственности в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП)

За нарушение антимонопольного законодательства Пензенским УФАС России было рассмотрено 72 дела об административных правонарушениях или 141,2 % к прошлому году, из них было вынесено 53 постановления о наложении штрафа на сумму 24 617,9 тыс. рублей. Исполнено 57 постановлений о наложении штрафа, 18 постановлений находится в стадии исполнения, в доход федерального бюджета перечислено 31 181,3 тыс. рублей, что в 2,55 раза более, чем в 2010 году.

В соответствии со статьей 14.31 КоАП было возбуждено 21 административное дело, в связи со злоупотреблением доминирующим положением на товарном рынке. Из них в 15 случаях на должностных и юридических лиц составлены протоколы и наложены штрафные санкции на сумму 22 027,0 тыс. рублей. Всего исполнено 11 постановлений, 6 постановлений находятся в стадии исполнения. Оплачено штрафов на сумму 2 738,5 тыс. рублей.

В соответствии со статьей 14.32 КоАП  Пензенским УФАС России было возбуждено 16 дел об административном правонарушении и вынесено 15 постановлений о наложении штрафа, кратного сумме выручки правонарушителя от реализации товара, на сумму 1 227, 9 тыс. рублей. Из них 8 постановлений исполнено, также в отчетном периоде исполнено 16 постановлений вынесенных в предыдущие периоды. Общая сумма оплаченных в отчетном периоде штрафов по статье 14.32 КоАП РФ составила 26 412,8 тыс. рублей. Еще 7 постановлений находятся в стадии исполнения. Отмененных судом постановлений нет.

В соответствии со статьей 14.33 КоАП было возбуждено 13 дел об административных правонарушениях, в связи с недобросовестной конкуренцией. В десяти случаях на должностных и юридических лиц составлены протоколы и наложены штрафы на сумму 568 тыс. рублей. Исполнено 8 постановлений на общую сумму 360 тыс. руб., 3 постановления находятся в стадии исполнения.

Основная часть из общего количества Постановлений о привлечении лиц к административной ответственности, вынесенных Пензенским УФАС России в 2011 году, особенно при принятых решениях о наложении административного штрафа, кратного сумме выручки юридического лица от реализации товара на соответствующем товарном рынке, обжалуется в суд.

При этом, несмотря на то, что в подавляющем большинстве случаев суды признают законность выданных Постановлений антимонопольного органа, судебное разбирательство позволяет лицам, привлеченным к административной ответственности, значительно оттягивать сроки оплаты штрафов. Данные обстоятельства являются основной причиной длительного нахождения постановлений о наложении штрафов за административные правонарушения на исполнении.

Раздел 3. Контроль рекламной деятельности

В 2011 году Пензенским УФАС России рассмотрено 20 заявлений от юридических и физических лиц о нарушении Федерального закона «О рекламе», по 10 заявлениям возбуждены дела.

Всего в отчетном периоде управлением рассмотрено 106 фактов нарушений Федерального закона «О рекламе», по собственной инициативе возбуждено 25 дел по признакам нарушения закона, выдано 24 предписания, все предписания исполнены в срок.

В 2011 году управлением было возбуждено 36 административных дел за нарушения рекламного законодательства, на должностных и юридических лиц наложены штрафные санкции на общую сумму 392000 рублей, из них 142000 рублей оплачено, 6 постановлений находятся в стадии исполнения. В 13 случаях к нарушителям применена статья 2.9 КоАП об освобождении от административной ответственности по малозначительности административного правонарушения.

Пензенское УФАС России в вопросах контроля рекламной деятельности активно взаимодействует с органами прокуратуры, Управлением внутренних дел по Пензенской области. По материалам Управлениям внутренних дел по Пензенской области в 2011 году было рассмотрено 8 дел об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.38 КоАП, и наложены штрафные санкции на сумму 32000 рублей, из них 30000 рублей оплачено, один штраф на физическое лицо находится в стадии исполнения.

В двух случаях управление обращалось в Федеральную службу судебных приставов о понуждении лиц, привлеченных к административной ответственности, к выплате назначенного штрафа. Один штраф взыскан, другой находится в стадии исполнения.

Для повышения эффективности государственного контроля соблюдения рекламного законодательства Пензенским УФАС России используются заключения экспертного совета, созданного при управлении. В отчетном периоде экспертным советом дано 4 заключения: об использовании непристойного и оскорбительного образа, об использовании непристойных и оскорбительных выражений, по рекламе биологически активных добавок, по рекламе займов.

Раздел 4. Контроль размещения заказов (Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд)

Работа территориального органа по рассмотрению жалоб участников размещения заказов

В 2011 году в Пензенское УФАС России поступило 190 жалоб от участников размещения заказа на нарушения Закона о размещении заказов. Из общего количества жалоб - 24 были поданы на размещение заказов для федеральных нужд, 82 - на размещение заказов для нужд субъекта и 84 - на размещение заказов для муниципальных нужд. За указанный период 48 жалоб было возвращено заявителям, 21 жалоба отозвана лицами, подавшими жалобу, по подведомственности предано 3 жалобы.

Из рассмотренных Пензенским УФАС России 118 жалоб, 34 были признаны обоснованными, что составляет 29 % от общего количества рассмотренных жалоб, 84 - необоснованными. По результатам рассмотрения жалоб Комиссией Пензенского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов было выдано 28 предписаний.

Наиболее часто встречаются такие нарушения как:

- установление в документации об открытом аукционе в электронной форме требований к участникам размещения заказа либо к содержанию, форме и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме либо запросе котировок, не предусмотренных Законом о размещении заказов;

- необоснованный отказ в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме, запросе котировок;

- необоснованный допуск к участию в открытом аукционе в электронной форме, запросе котировок.

В основном участники размещения заказов обжалуют действия комиссий в части необоснованного отказа в допуске к участию в торгах (по результатам рассмотрения жалоб и проведения внеплановых проверок выявлено 27 нарушений), действия заказчика на неправомерные требования к участникам размещения заказов, либо к составу заявки (53 нарушения).

Работа по осуществлению проверочных мероприятий

В 2011 году Пензенским УФАС России было осуществлено 178 проверочных мероприятий по соблюдению Закона о размещении заказов, из них 118 проверок проведено по рассмотрению поступивших жалоб, 7 плановых (выездных) проверочных мероприятий, 53 внеплановых камеральных проверочных мероприятия.

По результатам проведения плановых и внеплановых проверочных мероприятий выдано 24 предписания.

Наиболее часто при проведении проверочных мероприятий встречаются такие нарушения как:

- установление в конкурсной, аукционной документации необоснованных требований к участникам размещения заказов, а также требований к составу заявок участников размещения заказа;

- необоснованный допуск до участия в торгах и запросах котировок,

- необоснованный отказ в допуске участникам размещения заказа при проведении торгов и запросов котировок.

За указный отчетный период увеличилось количество обращений заказчиков и уполномоченных органов в связи с допущенными техническими ошибками при проведении открытых аукционов в электронной форме.

Работа по ведению реестра недобросовестных поставщиков

За 2011 год в Пензенское УФАС России поступило 49 обращений заказчиков о включении сведений о хозяйствующих субъектах в реестр недобросовестных поставщиков, из них в реестр включены сведения по 14 поставщикам.

Из 49 обращений по 9 поставщикам сведения включены в реестр недобросовестных поставщиков в связи с уклонением от заключения контракта и по 5 поставщикам - по решению суда о расторжении контракта.

При рассмотрении 34 обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков Комиссия Пензенского УФАС России не выявила оснований для включения сведений о поставщиках в Реестр.

Практика по выявлению административных правонарушений и привлечению к ответственности за нарушения Закона о размещении заказов

За отчётный период 2011 года должностными лицами Пензенского УФАС России рассмотрено 86 дел об административных правонарушениях в отношении должностных лиц заказчиков, уполномоченных органов, а также членов комиссий по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. По малозначительности должностными лицами Пензенского УФАС России прекращено 17 административных дел.

В практике Пензенского УФАС России наиболее часто встречающимися являются следующие административные правонарушения в сфере размещения заказов:

а) части 2 статьи 7.30 КоАП - нарушение членом аукционной или единой комиссии порядка отбора участников открытого аукциона в электронной форме на право заключить государственный или муниципальный контракт, в том числе отказ в допуске к участию в аукционе по основаниям, не предусмотренным законодательством;

б) части 4.2 статьи 7.30 КоАП - утверждение документации об открытом аукционе в электронной форме, не соответствующей требованиям, предусмотренным законодательством;

в) статьи 19.7.4 КоАП - непредставление сведений либо несвоевременное представление сведений о заключении контракта либо о его изменении, исполнении или расторжении.

Сумма наложенных штрафов в 2011 году за нарушение законодательства о размещении заказов составила 1 137,3 тыс. руб., сумма оплаченных штрафов 1283,1 тыс. руб. В стадии исполнения находится 2 постановления о наложении штрафа.

В 2011 году государственными и муниципальными заказчиками, а так же уполномоченными органами обжаловано 8 решений Пензенского УФАС России в сфере размещения государственного заказа.

По результатам рассмотрения жалоб 2 ненормативных правовых акта оставлены в силе, четыре ненормативных правовых акта признаны недействительными, 2 находятся в стадии обжалования.

Также в 2011 году были обжалованы 13 постановлений о наложении административного штрафа, вынесенные должностными лицами Пензенского УФАС России. В девяти случаях заявителям отказано в удовлетворении заявленных требований, постановления о наложении штрафа оставлены судом без изменения, в трех случаях требования заявителей удовлетворены частично, нарушение признано малозначительным, в одном случае требования заявителя удовлетворены полностью, постановление о наложении штрафа отменено.

Раздел 5. Работа по адвокатированию конкуренции в части предупреждения нарушений антимонопольного законодательства, а также законодательства о размещении заказов, законодательства о рекламе, законодательства о естественных монополиях

Пензенским УФАС России в отчетном периоде велась активная работа по осуществлению адвокатирования конкуренции.

За отчетный период Пензенским УФАС России проведено 3 пресс-конференции с представителями средств массовой информации.

Организовано и проведено 9 конференций, семинаров, «круглых столов» с представителями бизнеса, власти и общественных организаций.

В течение 2011 года сотрудники Пензенского УФАС России принимали активное участие в семинарах и совещаниях по вопросам применения антимонопольного законодательства, законодательства о размещении заказов, законодательства о рекламе.

Руководитель Управления принимает активное участие в заседаниях межведомственной рабочей группы по противодействию преступлениям в сфере экономики при прокуратуре Пензенской области.

За отчетный период представителями Пензенского управления ФАС России было сделано 86 выступлений на радио и телевидении.

При Пензенском УФАС России действует Общественно-консультативный совет, за отчетный период проведено 3 заседания. Также действует Экспертный совет по применению законодательства о рекламе, проведено 4 заседания.

В 2011 году осуществлен переход на новый сайт. На страницах сайта размещается информация о деятельности Пензенского УФАС России, на сайте опубликовано 1953 материала.

Пензенским УФАС России в отдел общественных связей Федеральной антимонопольной службы и в региональные средства массовой информации периодически направляются пресс-релизы. В отчетном периоде в региональные и местные СМИ было направлено 235 материалов. Также активно сотрудничество со справочно-информационными системами Гарант, Консультант, в 2011 году им передано 62 материала.

Регулярно проводится работа с обращениями граждан. Организован прием граждан руководителем Управления и его заместителем, ведется прием обращений через официальный сайт Управления. Руководителем Пензенского УФАС России и его заместителем было принято 70 граждан.

Всего за отчетный период рассмотрено 228 обращений граждан.

В сентябре 2011 года Пензенское УФАС России начало верстку и распространение собственного информационного бюллетеня, за отчетный период вышло 2 номера. Дважды разместили социальную рекламу Управления в газете «Комсомольская правда» и на счетах-квитанциях по оплате жилищно-коммунальных услуг.

В занимаемых помещениях размещено 2 информационных стенда для ознакомления пользователей с текущей информацией о деятельности Пензенского УФАС России и ФАС России, размещена неизменная информация и периодически обновляемая.

Раздел 6. Особенности (специфика) работы территориального органа в отчетном периоде по сравнению с предыдущим годом

В 2011 году Пензенским УФАС России проводилась большая работа по контролю за соблюдением требований законодательства, контроль за которым возложен на территориальное управление.

В отчетном периоде произошел рост выявленных нарушений, связанных с злоупотреблениями организаций, занимающих доминирующее положение в сфере газоснабжения и жилищно-коммунального хозяйства.

В отношении организаций, осуществляющих деятельность по газоснабжению, а также организаций, осуществляющих деятельность по транспортировке газа, управлением в 2011 году было возбуждено и рассмотрено 7 дел, в 6 случаях действия указанных организаций признаны злоупотреблением доминирующим положением и нарушением антимонопольного законодательства.

Нарушения выражались в навязывании потребителям невыгодных условий договора, необоснованной угрозе прекращения подачи газа, предъявления необоснованных требований по оплате не потребленных потребителями объемов ресурса, отказе от опломбирования счетчиков газа.

Отсутствие четкого правового регулирования, особенно в отношениях с юридическими лицами, позволяет организациям, осуществляющим деятельность в сфере газоснабжения, находить способы уклонения от ответственности. В связи с чем, в ходе рассмотрения данной категории дел выявлена острая необходимость внесения изменений в нормативные правовые акты, определяющие порядок взаимоотношений между газоснабжающей организацией и потребителями при поставке газа и его учете. Соответствующие предложения направлены Пензенским УФАС России в Центральный аппарат ФАС России.

Также большое внимание в отчетном периоде уделялось проблемам в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В 2011 году управлением рассмотрено около 80 заявлений граждан, было возбуждено и рассмотрено 13 дел в отношении хозяйствующих субъектов, предоставляющих гражданам те или иные коммунальные услуги, в том числе рассматривались дела в отношении управляющих организаций. В 12 случаях приняты решения о признании фактов нарушений.

По результатам рассмотрения дел были выданы предписания о прекращении нарушений, на лиц, виновных в нарушении антимонопольного законодательства, наложены административные штрафы.

В 2011 году Пензенским УФАС России продолжалась работа по контролю за соблюдением требований антимонопольного законодательства на рынках продовольственных товаров.

В отчетном периоде постоянно проводился мониторинг цен на сельскохозяйственную продукцию, а также продовольственные товары, входящие в перечень социально-значимых. По фактам выявленных нарушений в данной сфере возбуждено и рассмотрено 9 дел, из них принято 6 решений о признании факта нарушения, выдано 6 предписаний.

Также проводится ежедневный мониторинг цен на нефтепродукты и осуществляется контроль за соблюдением требований антимонопольного законодательства в части установления цен на нефтепродукты и наличия бензина на заправках.

В 2011 году Пензенское УФАС России продолжило принимать активное участие в реализации региональной программы развития конкуренции Пензенской области. В части мероприятий по контролю по недопущению административных барьеров при перемещении продовольственных товаров, предупреждению действий по заключению антиконкурентных соглашений и согласованных действий, направленных на ограничение конкуренции, в 2011 году Пензенским УФАС России проведено 20 внеплановых проверок, возбуждено и рассмотрено 11 дел по фактам нарушения Закона «О защите конкуренции», выдано 7 предписаний об устранении нарушений. Вынесено 15 постановлений о привлечении лиц к административной ответственности, наложены штрафы на общую сумму 1227,9 тыс. рублей.

Кроме того, в рамках участия в реализации программы развития конкуренции Пензенской области, в целях контроля за показателями концентрации на ряде наиболее важных товарных рынков, в том числе показателями численности и долей участников рынков, в 2011 году Пензенским УФАС России проведено 22 анализа товарных рынков. Среди указанных в перечне долгосрочной целевой программы рынков, проведены анализы следующих товарных рынков: рынок нерудных строительных материалов, розничный рынок нефтепродуктов, рынок розничной торговли лекарственными средствами и сопутствующими товарами, рынок по управлению многоквартирными домами, рынка розничного рынка купли-продажи (поставки) электрической энергии.

В целях оценки эффективности программных мероприятий, управлением в адрес Правительства Пензенской области ежеквартально направляется информация о показателях, характеризующих контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.