РЕШЕНИЕ
29 мая 2013 года г. Пенза, ул. Урицкого, 127
Резолютивная часть решения объявлена 23 мая 2013 года.
Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
Бутузова Т.В. – и.о.руководителя управления.
Члены Комиссии:
Володин В.А. – начальник отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы,
Кузьмина М.В. - главный специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы,
рассмотрев дело № 3-01/04-2013 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения гр-ом <…> (г.Пенза, ул. <…>, д. <…>, кв. <…>) рекламы биологически активной добавки в газете «Пензенская Правда» от 22.03.2013 № 21 (№24257), с нарушением пунктов 4, 6 части 5 статьи 5; пункта 1 части 1 статьи 25 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»),
- в отсутствие гр-на <…> (в материалах дела имеются доказательства надлежащего извещения гр-на <…> о месте и времени рассмотрения дела № 3-01/04-2013),
<…> представил ходатайство о рассмотрении дела без его участия.
УСТАНОВИЛА:
В адрес Пензенского УФАС России поступило заявление гр-на, свидетельствующее о признаках нарушения законодательства РФ о рекламе, а именно распространение ненадлежащей рекламы биологически активной добавки в газете «Пензенская Правда» от 22.03.2013 № 21 (№24257) (статья рекламного характера «Золото Пензы» о биологически активной добавке «Одуванчик П»).
На рассмотрение дела № 3-01/04-2013 <…> 15.05.2013 представил письменное объяснение, из которого следует, что он разместил в газете «Пензенская правда» от 22/03/2013 № 21 рекламный текст под заголовком «Золото Пензы». Указал, что в данной статье соблюдены все требования Федерального закона «О рекламе», в частности указан номер СГР «Одуванчик П», внизу статьи указано, что «БАД. Не является лекарством. Следует проконсультироваться с врачом». Сообщает, что копии договоров на изготовление и распространение рекламы не сохранились.
Изучив представленные документы, исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующему выводу:
В газете «Пензенская Правда» от 22.03.2013 № 21 (№24257) размещена статья рекламного характера «Золото Пензы» о БАД «Одуванчик П» (полный текст статьи прилагается в материалах дела).
В соответствии со статьёй 3 Федерального закона «О рекламе» рекламой является информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. При этом под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Согласно статье 3 ФЗ «О рекламе» в целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правонарушения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.
Информация, под заголовком «Золото Пензы», размещенная в газете «Пензенская Правда» от 22.03.2013 № 21 (№24257), подпадает под понятие рекламы, а именно, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания потребителей рекламы к товару (услуге), способствует его продвижению на рынке.
В рекламе БАД «Одуванчик П» представлена следующая информация: «…Раньше в основном применяли отвары корня, и поэтому из-за нагрева лечебные свойства растения исчезали. Одуванчик применяли только для улучшения пищеварения. А теперь, когда появилась техническая возможность использовать целый корень, спектр его применения значительно расширился. В частности, наше предприятие выпускает целый корень одуванчика в таблетках «ОДУВАНЧИК П», дающий большие преимущества в удобстве использования и сохранения свойств одуванчика. Благодаря нашей технологии одна маленькая таблетка заменяет ложку растения из пачки…под влиянием одуванчика лекарственного у больных ИБС отмечалась нормализация основных показателей гемостаза, однако особое значение имеет повышение уровня антитромбина III как одного из важнейших естественных антикоагулянтов. Проведенные исследования показали целесообразность использования одуванчика лекарственного у больных ИБС в качестве антикогулянтного средства…Всем известно, что высокая свертываемость крови приводит к тромбозу и, как следствие, к смерти. …одуванчик – отличное средство против артроза… он обеспечивает венозный ток крови, препятствует образованию тромбов… Использование препарата из одуванчика подарит красоту и стройность ног… Также одуванчик лекарственный применяется в медицине как желчегонное, мочегонное и слабительное средство…Наш переработанный одуванчик получается доступным для потребителя… Жители Пензы и области узнали о замечательных свойствах нашего «ОДУВАНЧИКА П» и быстро скупают его. Люди его распробовали, значит, средство действительно эффективное…».
Также в рекламе сообщается: – Вы говорили, что корень одуванчика препятствует даже образованию опухолей…- Да, об этом свойстве одуванчика рассказал доктор фармацевтических наук, заведующий кафедрой фармакогнозии и фитотерапии, профессор Самарского медицинского университета Куркин Владимир Александрович…», «…Для профилактики раковых заболеваний и для разжижения крови многие принимают аспирин, Но употребление его вообще опасно, так как аспирин токсичен для печени. То есть, спасаясь от одной болезни, человек наживает себе другую. А вот одуванчик, наоборот, помогает печени. Одуванчик обладает еще и гепатопротекторным действием…свойство одуванчика открывает новые перспективы в профилактике и лечении онкологических заболеваний...».
Как следует из содержания указанной рекламы, распространяемый продукт применяется для лечения различных заболеваний, при этом достигается положительный лечебный эффект.
Кроме того, в рекламе упоминается о докторе фармацевтических наук, заведующим кафедрой фармакологии и фитотерапии, профессоре Самарского медицинского университета Куркине В.А.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 25 ФЗ «О рекламе» реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами.
В соответствии с пунктом 4, 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе не допускаются:
- использование образов медицинских и фармацевтических работников, за исключением такого использования в рекламе медицинских услуг, средств личной гигиены, в рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники, в рекламе, распространяемой в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, в рекламе, размещенной в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников;
- указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
Статья «Золото Пензы» создает у читателей впечатление о том, что биологически активная добавка к пище «Одуванчик П», выпускаемая ООО «Парафарм», является лекарственным средством и обладает лечебными свойствами. Содержит название болезней, а также симптоматику заболеваний и одновременно упоминание продукта как средства, оказывающего лечебно-профилактический эффект.
Кроме того, в статье в качестве альтернативы понятия «биологически активная добавка» используется термин «препарат», который у большинства населения ассоциируется с лекарством и вводит читателей в заблуждение.
В соответствии со Свидетельством о государственной регистрации № RU.77.99.11.003.Е.024946.07.11 от 07.07.2011, выданным Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека БАД «Одуванчик П» применяется в качестве биологически активной добавки к пище – дополнительного источника витамина С.
В соответствии с Законом «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 2 января 2000 года биологически активные добавки к пище относятся к пищевым продуктам и не применяются для профилактики каких-либо заболеваний.
В указанной рекламе БАДу умышленно приписываются свойства лекарственного препарата, вводя в заблуждение потребителей, и создавая об объекте рекламирования впечатление, которое на самом деле не соответствует его реальным качествам и характеристикам.
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5, статьей 25 законодательства Российской Федерации о рекламе несет рекламодатель.
Рекламодателем статьи рекламного характера, опубликованной в газете «Пензенская Правда» от 22.03.2013 № 21 (№24257), является <…> (договор 10/01-1 от 10.01.2013 на оказание рекламно-информационных услуг ГАУ ПО «Информационный центр «Пензенская правда» с частным лицом <…>).
Учитывая вышеизложенное, и, основываясь на фактических обстоятельствах дела, Комиссия пришла к выводу, что гр-н <…> нарушил требования пунктов 4, 6 части 5 статьи 5; пункта 1 части 1 статьи 25 ФЗ «О рекламе».
В соответствии со статьей 3 ФЗ «О рекламе» под ненадлежащей рекламой понимается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 38 ФЗ «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 17.08.2006 № 508, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу БАД «Одуванчик П» под заголовком «Золото Пензы», размещенную в газете «Пензенская Правда» от 22.03.2013 № 21 (№24257), поскольку в ней нарушены требования пунктов 4, 6 части 5 статьи 5; пункта 1 части 1 статьи 25 Федерального закона «О рекламе».
2. Выдать <…> (г.Пенза, ул. <…>, д<…>, кв. <…>) предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Пензенского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 29 мая 2013 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
stdClass Object
(
[vid] => 10110
[uid] => 5
[title] => Решение по делу № 3-01/04-2013
[log] =>
[status] => 1
[comment] => 1
[promote] => 0
[sticky] => 0
[nid] => 10110
[type] => solution
[language] => ru
[created] => 1370255457
[changed] => 1370519731
[tnid] => 0
[translate] => 0
[revision_timestamp] => 1370519731
[revision_uid] => 0
[body] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
РЕШЕНИЕ
29 мая 2013 года г. Пенза, ул. Урицкого, 127
Резолютивная часть решения объявлена 23 мая 2013 года.
Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
Бутузова Т.В. – и.о.руководителя управления.
Члены Комиссии:
Володин В.А. – начальник отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы,
Кузьмина М.В. - главный специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы,
рассмотрев дело № 3-01/04-2013 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения гр-ом <…> (г.Пенза, ул. <…>, д. <…>, кв. <…>) рекламы биологически активной добавки в газете «Пензенская Правда» от 22.03.2013 № 21 (№24257), с нарушением пунктов 4, 6 части 5 статьи 5; пункта 1 части 1 статьи 25 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»),
- в отсутствие гр-на <…> (в материалах дела имеются доказательства надлежащего извещения гр-на <…> о месте и времени рассмотрения дела № 3-01/04-2013),
<…> представил ходатайство о рассмотрении дела без его участия.
УСТАНОВИЛА:
В адрес Пензенского УФАС России поступило заявление гр-на, свидетельствующее о признаках нарушения законодательства РФ о рекламе, а именно распространение ненадлежащей рекламы биологически активной добавки в газете «Пензенская Правда» от 22.03.2013 № 21 (№24257) (статья рекламного характера «Золото Пензы» о биологически активной добавке «Одуванчик П»).
На рассмотрение дела № 3-01/04-2013 <…> 15.05.2013 представил письменное объяснение, из которого следует, что он разместил в газете «Пензенская правда» от 22/03/2013 № 21 рекламный текст под заголовком «Золото Пензы». Указал, что в данной статье соблюдены все требования Федерального закона «О рекламе», в частности указан номер СГР «Одуванчик П», внизу статьи указано, что «БАД. Не является лекарством. Следует проконсультироваться с врачом». Сообщает, что копии договоров на изготовление и распространение рекламы не сохранились.
Изучив представленные документы, исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующему выводу:
В газете «Пензенская Правда» от 22.03.2013 № 21 (№24257) размещена статья рекламного характера «Золото Пензы» о БАД «Одуванчик П» (полный текст статьи прилагается в материалах дела).
В соответствии со статьёй 3 Федерального закона «О рекламе» рекламой является информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. При этом под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Согласно статье 3 ФЗ «О рекламе» в целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правонарушения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.
Информация, под заголовком «Золото Пензы», размещенная в газете «Пензенская Правда» от 22.03.2013 № 21 (№24257), подпадает под понятие рекламы, а именно, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания потребителей рекламы к товару (услуге), способствует его продвижению на рынке.
В рекламе БАД «Одуванчик П» представлена следующая информация: «…Раньше в основном применяли отвары корня, и поэтому из-за нагрева лечебные свойства растения исчезали. Одуванчик применяли только для улучшения пищеварения. А теперь, когда появилась техническая возможность использовать целый корень, спектр его применения значительно расширился. В частности, наше предприятие выпускает целый корень одуванчика в таблетках «ОДУВАНЧИК П», дающий большие преимущества в удобстве использования и сохранения свойств одуванчика. Благодаря нашей технологии одна маленькая таблетка заменяет ложку растения из пачки…под влиянием одуванчика лекарственного у больных ИБС отмечалась нормализация основных показателей гемостаза, однако особое значение имеет повышение уровня антитромбина III как одного из важнейших естественных антикоагулянтов. Проведенные исследования показали целесообразность использования одуванчика лекарственного у больных ИБС в качестве антикогулянтного средства…Всем известно, что высокая свертываемость крови приводит к тромбозу и, как следствие, к смерти. …одуванчик – отличное средство против артроза… он обеспечивает венозный ток крови, препятствует образованию тромбов… Использование препарата из одуванчика подарит красоту и стройность ног… Также одуванчик лекарственный применяется в медицине как желчегонное, мочегонное и слабительное средство…Наш переработанный одуванчик получается доступным для потребителя… Жители Пензы и области узнали о замечательных свойствах нашего «ОДУВАНЧИКА П» и быстро скупают его. Люди его распробовали, значит, средство действительно эффективное…».
Также в рекламе сообщается: – Вы говорили, что корень одуванчика препятствует даже образованию опухолей…- Да, об этом свойстве одуванчика рассказал доктор фармацевтических наук, заведующий кафедрой фармакогнозии и фитотерапии, профессор Самарского медицинского университета Куркин Владимир Александрович…», «…Для профилактики раковых заболеваний и для разжижения крови многие принимают аспирин, Но употребление его вообще опасно, так как аспирин токсичен для печени. То есть, спасаясь от одной болезни, человек наживает себе другую. А вот одуванчик, наоборот, помогает печени. Одуванчик обладает еще и гепатопротекторным действием…свойство одуванчика открывает новые перспективы в профилактике и лечении онкологических заболеваний...».
Как следует из содержания указанной рекламы, распространяемый продукт применяется для лечения различных заболеваний, при этом достигается положительный лечебный эффект.
Кроме того, в рекламе упоминается о докторе фармацевтических наук, заведующим кафедрой фармакологии и фитотерапии, профессоре Самарского медицинского университета Куркине В.А.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 25 ФЗ «О рекламе» реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами.
В соответствии с пунктом 4, 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе не допускаются:
- использование образов медицинских и фармацевтических работников, за исключением такого использования в рекламе медицинских услуг, средств личной гигиены, в рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники, в рекламе, распространяемой в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, в рекламе, размещенной в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников;
- указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
Статья «Золото Пензы» создает у читателей впечатление о том, что биологически активная добавка к пище «Одуванчик П», выпускаемая ООО «Парафарм», является лекарственным средством и обладает лечебными свойствами. Содержит название болезней, а также симптоматику заболеваний и одновременно упоминание продукта как средства, оказывающего лечебно-профилактический эффект.
Кроме того, в статье в качестве альтернативы понятия «биологически активная добавка» используется термин «препарат», который у большинства населения ассоциируется с лекарством и вводит читателей в заблуждение.
В соответствии со Свидетельством о государственной регистрации № RU.77.99.11.003.Е.024946.07.11 от 07.07.2011, выданным Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека БАД «Одуванчик П» применяется в качестве биологически активной добавки к пище – дополнительного источника витамина С.
В соответствии с Законом «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 2 января 2000 года биологически активные добавки к пище относятся к пищевым продуктам и не применяются для профилактики каких-либо заболеваний.
В указанной рекламе БАДу умышленно приписываются свойства лекарственного препарата, вводя в заблуждение потребителей, и создавая об объекте рекламирования впечатление, которое на самом деле не соответствует его реальным качествам и характеристикам.
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5, статьей 25 законодательства Российской Федерации о рекламе несет рекламодатель.
Рекламодателем статьи рекламного характера, опубликованной в газете «Пензенская Правда» от 22.03.2013 № 21 (№24257), является <…> (договор 10/01-1 от 10.01.2013 на оказание рекламно-информационных услуг ГАУ ПО «Информационный центр «Пензенская правда» с частным лицом <…>).
Учитывая вышеизложенное, и, основываясь на фактических обстоятельствах дела, Комиссия пришла к выводу, что гр-н <…> нарушил требования пунктов 4, 6 части 5 статьи 5; пункта 1 части 1 статьи 25 ФЗ «О рекламе».
В соответствии со статьей 3 ФЗ «О рекламе» под ненадлежащей рекламой понимается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 38 ФЗ «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 17.08.2006 № 508, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу БАД «Одуванчик П» под заголовком «Золото Пензы», размещенную в газете «Пензенская Правда» от 22.03.2013 № 21 (№24257), поскольку в ней нарушены требования пунктов 4, 6 части 5 статьи 5; пункта 1 части 1 статьи 25 Федерального закона «О рекламе».
2. Выдать <…> (г.Пенза, ул. <…>, д<…>, кв. <…>) предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Пензенского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 29 мая 2013 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
[summary] =>
[format] => full_html
[safe_value] =>
РЕШЕНИЕ
29 мая 2013 года г. Пенза, ул. Урицкого, 127
Резолютивная часть решения объявлена 23 мая 2013 года.
Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
Бутузова Т.В. – и.о.руководителя управления.
Члены Комиссии:
Володин В.А. – начальник отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы,
Кузьмина М.В. - главный специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы,
рассмотрев дело № 3-01/04-2013 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения гр-ом <…> (г.Пенза, ул. <…>, д. <…>, кв. <…>) рекламы биологически активной добавки в газете «Пензенская Правда» от 22.03.2013 № 21 (№24257), с нарушением пунктов 4, 6 части 5 статьи 5; пункта 1 части 1 статьи 25 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»),
- в отсутствие гр-на <…> (в материалах дела имеются доказательства надлежащего извещения гр-на <…> о месте и времени рассмотрения дела № 3-01/04-2013),
<…> представил ходатайство о рассмотрении дела без его участия.
УСТАНОВИЛА:
В адрес Пензенского УФАС России поступило заявление гр-на, свидетельствующее о признаках нарушения законодательства РФ о рекламе, а именно распространение ненадлежащей рекламы биологически активной добавки в газете «Пензенская Правда» от 22.03.2013 № 21 (№24257) (статья рекламного характера «Золото Пензы» о биологически активной добавке «Одуванчик П»).
На рассмотрение дела № 3-01/04-2013 <…> 15.05.2013 представил письменное объяснение, из которого следует, что он разместил в газете «Пензенская правда» от 22/03/2013 № 21 рекламный текст под заголовком «Золото Пензы». Указал, что в данной статье соблюдены все требования Федерального закона «О рекламе», в частности указан номер СГР «Одуванчик П», внизу статьи указано, что «БАД. Не является лекарством. Следует проконсультироваться с врачом». Сообщает, что копии договоров на изготовление и распространение рекламы не сохранились.
Изучив представленные документы, исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующему выводу:
В газете «Пензенская Правда» от 22.03.2013 № 21 (№24257) размещена статья рекламного характера «Золото Пензы» о БАД «Одуванчик П» (полный текст статьи прилагается в материалах дела).
В соответствии со статьёй 3 Федерального закона «О рекламе» рекламой является информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. При этом под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Согласно статье 3 ФЗ «О рекламе» в целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правонарушения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.
Информация, под заголовком «Золото Пензы», размещенная в газете «Пензенская Правда» от 22.03.2013 № 21 (№24257), подпадает под понятие рекламы, а именно, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания потребителей рекламы к товару (услуге), способствует его продвижению на рынке.
В рекламе БАД «Одуванчик П» представлена следующая информация: «…Раньше в основном применяли отвары корня, и поэтому из-за нагрева лечебные свойства растения исчезали. Одуванчик применяли только для улучшения пищеварения. А теперь, когда появилась техническая возможность использовать целый корень, спектр его применения значительно расширился. В частности, наше предприятие выпускает целый корень одуванчика в таблетках «ОДУВАНЧИК П», дающий большие преимущества в удобстве использования и сохранения свойств одуванчика. Благодаря нашей технологии одна маленькая таблетка заменяет ложку растения из пачки…под влиянием одуванчика лекарственного у больных ИБС отмечалась нормализация основных показателей гемостаза, однако особое значение имеет повышение уровня антитромбина III как одного из важнейших естественных антикоагулянтов. Проведенные исследования показали целесообразность использования одуванчика лекарственного у больных ИБС в качестве антикогулянтного средства…Всем известно, что высокая свертываемость крови приводит к тромбозу и, как следствие, к смерти. …одуванчик – отличное средство против артроза… он обеспечивает венозный ток крови, препятствует образованию тромбов… Использование препарата из одуванчика подарит красоту и стройность ног… Также одуванчик лекарственный применяется в медицине как желчегонное, мочегонное и слабительное средство…Наш переработанный одуванчик получается доступным для потребителя… Жители Пензы и области узнали о замечательных свойствах нашего «ОДУВАНЧИКА П» и быстро скупают его. Люди его распробовали, значит, средство действительно эффективное…».
Также в рекламе сообщается: – Вы говорили, что корень одуванчика препятствует даже образованию опухолей…- Да, об этом свойстве одуванчика рассказал доктор фармацевтических наук, заведующий кафедрой фармакогнозии и фитотерапии, профессор Самарского медицинского университета Куркин Владимир Александрович…», «…Для профилактики раковых заболеваний и для разжижения крови многие принимают аспирин, Но употребление его вообще опасно, так как аспирин токсичен для печени. То есть, спасаясь от одной болезни, человек наживает себе другую. А вот одуванчик, наоборот, помогает печени. Одуванчик обладает еще и гепатопротекторным действием…свойство одуванчика открывает новые перспективы в профилактике и лечении онкологических заболеваний...».
Как следует из содержания указанной рекламы, распространяемый продукт применяется для лечения различных заболеваний, при этом достигается положительный лечебный эффект.
Кроме того, в рекламе упоминается о докторе фармацевтических наук, заведующим кафедрой фармакологии и фитотерапии, профессоре Самарского медицинского университета Куркине В.А.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 25 ФЗ «О рекламе» реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами.
В соответствии с пунктом 4, 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе не допускаются:
- использование образов медицинских и фармацевтических работников, за исключением такого использования в рекламе медицинских услуг, средств личной гигиены, в рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники, в рекламе, распространяемой в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, в рекламе, размещенной в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников;
- указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
Статья «Золото Пензы» создает у читателей впечатление о том, что биологически активная добавка к пище «Одуванчик П», выпускаемая ООО «Парафарм», является лекарственным средством и обладает лечебными свойствами. Содержит название болезней, а также симптоматику заболеваний и одновременно упоминание продукта как средства, оказывающего лечебно-профилактический эффект.
Кроме того, в статье в качестве альтернативы понятия «биологически активная добавка» используется термин «препарат», который у большинства населения ассоциируется с лекарством и вводит читателей в заблуждение.
В соответствии со Свидетельством о государственной регистрации № RU.77.99.11.003.Е.024946.07.11 от 07.07.2011, выданным Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека БАД «Одуванчик П» применяется в качестве биологически активной добавки к пище – дополнительного источника витамина С.
В соответствии с Законом «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 2 января 2000 года биологически активные добавки к пище относятся к пищевым продуктам и не применяются для профилактики каких-либо заболеваний.
В указанной рекламе БАДу умышленно приписываются свойства лекарственного препарата, вводя в заблуждение потребителей, и создавая об объекте рекламирования впечатление, которое на самом деле не соответствует его реальным качествам и характеристикам.
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5, статьей 25 законодательства Российской Федерации о рекламе несет рекламодатель.
Рекламодателем статьи рекламного характера, опубликованной в газете «Пензенская Правда» от 22.03.2013 № 21 (№24257), является <…> (договор 10/01-1 от 10.01.2013 на оказание рекламно-информационных услуг ГАУ ПО «Информационный центр «Пензенская правда» с частным лицом <…>).
Учитывая вышеизложенное, и, основываясь на фактических обстоятельствах дела, Комиссия пришла к выводу, что гр-н <…> нарушил требования пунктов 4, 6 части 5 статьи 5; пункта 1 части 1 статьи 25 ФЗ «О рекламе».
В соответствии со статьей 3 ФЗ «О рекламе» под ненадлежащей рекламой понимается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 38 ФЗ «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 17.08.2006 № 508, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу БАД «Одуванчик П» под заголовком «Золото Пензы», размещенную в газете «Пензенская Правда» от 22.03.2013 № 21 (№24257), поскольку в ней нарушены требования пунктов 4, 6 части 5 статьи 5; пункта 1 части 1 статьи 25 Федерального закона «О рекламе».
2. Выдать <…> (г.Пенза, ул. <…>, д<…>, кв. <…>) предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Пензенского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 29 мая 2013 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
[safe_summary] =>
)
)
)
[field_solution_num] => Array
(
)
[field_solution_file_num] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 3-01/04-2013
[format] =>
[safe_value] => 3-01/04-2013
)
)
)
[field_solution_preview] => Array
(
)
[field_solution_cat] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 11
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 11
[vid] => 3
[name] => Решения по делам
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 0
[vocabulary_machine_name] => category_solutions
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_file] => Array
(
)
[field_solution_scope] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 5
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 5
[vid] => 6
[name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 10
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_tags] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 109
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 109
[vid] => 1
[name] => БАД
[description] =>
[format] =>
[weight] => 0
[vocabulary_machine_name] => tags
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
[1] => Array
(
[tid] => 32
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 32
[vid] => 1
[name] => реклама
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 0
[vocabulary_machine_name] => tags
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
[2] => Array
(
[tid] => 174
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 174
[vid] => 1
[name] => нарушение
[description] =>
[format] =>
[weight] => 0
[vocabulary_machine_name] => tags
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_datetime_public] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2013-05-30 10:28:00
[timezone] => Europe/Moscow
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_nodes_related] => Array
(
)
[field_date] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2013-05-30 10:28:00
[timezone] => Europe/Moscow
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_simplenews_term] => Array
(
)
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => sioc:Item
[1] => foaf:Document
)
[title] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:title
)
)
[created] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:date
[1] => dc:created
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[changed] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:modified
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[body] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => content:encoded
)
)
[uid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:has_creator
)
[type] => rel
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => foaf:name
)
)
[comment_count] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:num_replies
)
[datatype] => xsd:integer
)
[last_activity] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:last_activity_date
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
)
[cid] => 0
[last_comment_timestamp] => 1370255457
[last_comment_name] =>
[last_comment_uid] => 5
[comment_count] => 0
[name] => moder
[picture] => 0
[data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;}
[subscriptions_notify] =>
[entity_view_prepared] => 1
[region_name] => Пензенское УФАС России
)