Решение по делу № 3-01/04-2013

Номер дела: 3-01/04-2013
Дата публикации: 30 мая 2013, 14:28

РЕШЕНИЕ

29 мая  2013  года                                                          г. Пенза, ул. Урицкого, 127

Резолютивная часть решения объявлена 23 мая 2013 года.

Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

Бутузова Т.В. – и.о.руководителя управления.

Члены Комиссии:

Володин В.А. – начальник отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы,

Кузьмина М.В. - главный специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы,

рассмотрев дело №  3-01/04-2013 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения гр-ом <…> (г.Пенза, ул. <…>, д. <…>, кв. <…>) рекламы биологически активной добавки в газете «Пензенская Правда» от 22.03.2013 № 21 (№24257), с нарушением пунктов 4, 6 части 5 статьи 5; пункта 1 части 1 статьи 25 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»),

- в отсутствие гр-на <…> (в материалах дела имеются доказательства надлежащего извещения гр-на <…> о месте и времени рассмотрения дела № 3-01/04-2013),

<…> представил ходатайство  о рассмотрении дела без его участия.

УСТАНОВИЛА:

В адрес Пензенского УФАС России поступило заявление гр-на, свидетельствующее о признаках нарушения законодательства РФ о рекламе, а именно распространение ненадлежащей рекламы биологически активной добавки в газете «Пензенская Правда» от 22.03.2013 № 21 (№24257) (статья рекламного характера «Золото Пензы» о биологически активной добавке «Одуванчик П»).

На рассмотрение дела № 3-01/04-2013 <…> 15.05.2013 представил письменное объяснение, из которого следует, что он разместил в газете «Пензенская правда» от 22/03/2013 № 21 рекламный текст под заголовком «Золото Пензы». Указал, что в данной статье соблюдены все требования Федерального закона «О рекламе», в частности указан номер СГР «Одуванчик П», внизу статьи указано, что «БАД. Не является лекарством. Следует проконсультироваться с врачом». Сообщает, что копии договоров на изготовление и распространение рекламы не сохранились.

Изучив представленные документы, исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующему выводу:

В газете «Пензенская Правда» от 22.03.2013 № 21 (№24257) размещена статья рекламного характера «Золото Пензы» о БАД «Одуванчик П» (полный текст статьи прилагается в материалах дела). 

В соответствии со статьёй 3 Федерального закона «О рекламе» рекламой является информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. При этом под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Согласно статье 3 ФЗ «О рекламе» в целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правонарушения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.

Информация, под заголовком «Золото Пензы», размещенная в газете «Пензенская Правда» от 22.03.2013 № 21 (№24257), подпадает под понятие рекламы, а именно, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания потребителей рекламы к товару (услуге), способствует его продвижению на рынке.

В рекламе БАД «Одуванчик П» представлена следующая информация: «…Раньше в основном применяли отвары корня, и поэтому из-за нагрева лечебные свойства растения исчезали. Одуванчик применяли только для улучшения пищеварения. А теперь, когда появилась техническая возможность использовать целый корень, спектр его применения значительно расширился. В частности, наше предприятие выпускает целый корень одуванчика в таблетках «ОДУВАНЧИК П», дающий большие преимущества в удобстве использования и сохранения свойств одуванчика. Благодаря нашей технологии одна маленькая таблетка заменяет ложку растения из пачки…под влиянием одуванчика лекарственного у больных ИБС отмечалась нормализация основных показателей гемостаза, однако особое значение имеет повышение уровня антитромбина III как одного из важнейших естественных антикоагулянтов. Проведенные исследования показали целесообразность использования одуванчика лекарственного у больных ИБС в качестве антикогулянтного средства…Всем известно, что высокая свертываемость крови приводит к тромбозу и, как следствие, к смерти. …одуванчик – отличное средство против артроза… он обеспечивает венозный ток крови, препятствует образованию тромбов… Использование препарата из одуванчика подарит красоту и стройность ног… Также одуванчик лекарственный применяется в медицине как желчегонное, мочегонное и слабительное средство…Наш переработанный одуванчик получается доступным для потребителя… Жители Пензы и области узнали о замечательных свойствах нашего «ОДУВАНЧИКА П» и быстро скупают его. Люди его распробовали, значит, средство действительно эффективное…».

Также в рекламе сообщается: – Вы говорили, что корень одуванчика препятствует даже образованию опухолей…- Да, об этом свойстве одуванчика рассказал доктор фармацевтических наук, заведующий кафедрой фармакогнозии и фитотерапии, профессор Самарского медицинского университета Куркин Владимир Александрович…», «…Для профилактики раковых заболеваний и для разжижения крови многие принимают аспирин, Но употребление его вообще опасно, так как аспирин токсичен для печени. То есть, спасаясь от одной болезни, человек наживает себе другую. А вот одуванчик, наоборот, помогает печени. Одуванчик обладает еще и гепатопротекторным действием…свойство одуванчика открывает новые перспективы в профилактике и лечении онкологических заболеваний...».

Как следует из содержания указанной рекламы, распространяемый продукт применяется для лечения различных заболеваний, при этом достигается положительный лечебный эффект.

Кроме того, в рекламе упоминается о докторе фармацевтических наук, заведующим кафедрой фармакологии и фитотерапии, профессоре Самарского медицинского университета Куркине В.А.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 25 ФЗ «О рекламе» реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами.

В соответствии с пунктом 4, 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе не допускаются:

- использование образов медицинских и фармацевтических работников, за исключением такого использования в рекламе медицинских услуг, средств личной гигиены, в рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники, в рекламе, распространяемой в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, в рекламе, размещенной в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников;

- указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.

Статья «Золото Пензы» создает у читателей впечатление о том, что биологически активная добавка к пище «Одуванчик П», выпускаемая ООО «Парафарм»,  является лекарственным средством и обладает лечебными свойствами. Содержит название болезней, а также симптоматику заболеваний и одновременно упоминание продукта как средства, оказывающего лечебно-профилактический эффект.

Кроме того, в статье в качестве альтернативы понятия «биологически активная добавка» используется термин «препарат», который у большинства населения ассоциируется с лекарством и вводит читателей в заблуждение.

В соответствии со Свидетельством о государственной регистрации № RU.77.99.11.003.Е.024946.07.11 от 07.07.2011, выданным Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека БАД «Одуванчик П» применяется в качестве биологически активной добавки к пище – дополнительного источника витамина С.

В соответствии с Законом «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 2 января 2000 года биологически активные добавки к пище относятся к пищевым продуктам и не применяются для профилактики каких-либо заболеваний.

В указанной рекламе БАДу умышленно приписываются свойства лекарственного препарата, вводя в заблуждение потребителей, и создавая об объекте рекламирования впечатление, которое на самом деле не соответствует его реальным качествам и характеристикам.

В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5, статьей  25 законодательства Российской Федерации о рекламе несет рекламодатель.

Рекламодателем статьи рекламного характера, опубликованной в газете «Пензенская Правда» от 22.03.2013 № 21 (№24257), является <…> (договор 10/01-1 от 10.01.2013 на оказание рекламно-информационных услуг ГАУ ПО «Информационный центр «Пензенская правда» с частным лицом <…>).

Учитывая вышеизложенное, и, основываясь на фактических обстоятельствах дела, Комиссия пришла к выводу, что гр-н <…> нарушил требования пунктов 4, 6 части 5 статьи 5; пункта 1 части 1 статьи 25 ФЗ «О рекламе».

В соответствии со статьей 3 ФЗ «О рекламе» под ненадлежащей рекламой понимается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В силу части 4 статьи 38 ФЗ «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и  в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства  Российской  Федерации о рекламе от 17.08.2006 № 508, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу БАД «Одуванчик П» под заголовком «Золото Пензы», размещенную в газете «Пензенская Правда» от 22.03.2013 № 21 (№24257), поскольку в ней нарушены требования пунктов 4, 6 части 5 статьи 5; пункта 1 части 1 статьи 25 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать <…> (г.Пенза, ул. <…>, д<…>, кв. <…>) предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Пензенского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 29 мая 2013 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

stdClass Object ( [vid] => 10110 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 3-01/04-2013 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 10110 [type] => solution [language] => ru [created] => 1370255457 [changed] => 1370519731 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370519731 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

29 мая  2013  года                                                          г. Пенза, ул. Урицкого, 127

Резолютивная часть решения объявлена 23 мая 2013 года.

Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

Бутузова Т.В. – и.о.руководителя управления.

Члены Комиссии:

Володин В.А. – начальник отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы,

Кузьмина М.В. - главный специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы,

рассмотрев дело №  3-01/04-2013 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения гр-ом <…> (г.Пенза, ул. <…>, д. <…>, кв. <…>) рекламы биологически активной добавки в газете «Пензенская Правда» от 22.03.2013 № 21 (№24257), с нарушением пунктов 4, 6 части 5 статьи 5; пункта 1 части 1 статьи 25 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»),

- в отсутствие гр-на <…> (в материалах дела имеются доказательства надлежащего извещения гр-на <…> о месте и времени рассмотрения дела № 3-01/04-2013),

<…> представил ходатайство  о рассмотрении дела без его участия.

УСТАНОВИЛА:

В адрес Пензенского УФАС России поступило заявление гр-на, свидетельствующее о признаках нарушения законодательства РФ о рекламе, а именно распространение ненадлежащей рекламы биологически активной добавки в газете «Пензенская Правда» от 22.03.2013 № 21 (№24257) (статья рекламного характера «Золото Пензы» о биологически активной добавке «Одуванчик П»).

На рассмотрение дела № 3-01/04-2013 <…> 15.05.2013 представил письменное объяснение, из которого следует, что он разместил в газете «Пензенская правда» от 22/03/2013 № 21 рекламный текст под заголовком «Золото Пензы». Указал, что в данной статье соблюдены все требования Федерального закона «О рекламе», в частности указан номер СГР «Одуванчик П», внизу статьи указано, что «БАД. Не является лекарством. Следует проконсультироваться с врачом». Сообщает, что копии договоров на изготовление и распространение рекламы не сохранились.

Изучив представленные документы, исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующему выводу:

В газете «Пензенская Правда» от 22.03.2013 № 21 (№24257) размещена статья рекламного характера «Золото Пензы» о БАД «Одуванчик П» (полный текст статьи прилагается в материалах дела). 

В соответствии со статьёй 3 Федерального закона «О рекламе» рекламой является информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. При этом под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Согласно статье 3 ФЗ «О рекламе» в целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правонарушения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.

Информация, под заголовком «Золото Пензы», размещенная в газете «Пензенская Правда» от 22.03.2013 № 21 (№24257), подпадает под понятие рекламы, а именно, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания потребителей рекламы к товару (услуге), способствует его продвижению на рынке.

В рекламе БАД «Одуванчик П» представлена следующая информация: «…Раньше в основном применяли отвары корня, и поэтому из-за нагрева лечебные свойства растения исчезали. Одуванчик применяли только для улучшения пищеварения. А теперь, когда появилась техническая возможность использовать целый корень, спектр его применения значительно расширился. В частности, наше предприятие выпускает целый корень одуванчика в таблетках «ОДУВАНЧИК П», дающий большие преимущества в удобстве использования и сохранения свойств одуванчика. Благодаря нашей технологии одна маленькая таблетка заменяет ложку растения из пачки…под влиянием одуванчика лекарственного у больных ИБС отмечалась нормализация основных показателей гемостаза, однако особое значение имеет повышение уровня антитромбина III как одного из важнейших естественных антикоагулянтов. Проведенные исследования показали целесообразность использования одуванчика лекарственного у больных ИБС в качестве антикогулянтного средства…Всем известно, что высокая свертываемость крови приводит к тромбозу и, как следствие, к смерти. …одуванчик – отличное средство против артроза… он обеспечивает венозный ток крови, препятствует образованию тромбов… Использование препарата из одуванчика подарит красоту и стройность ног… Также одуванчик лекарственный применяется в медицине как желчегонное, мочегонное и слабительное средство…Наш переработанный одуванчик получается доступным для потребителя… Жители Пензы и области узнали о замечательных свойствах нашего «ОДУВАНЧИКА П» и быстро скупают его. Люди его распробовали, значит, средство действительно эффективное…».

Также в рекламе сообщается: – Вы говорили, что корень одуванчика препятствует даже образованию опухолей…- Да, об этом свойстве одуванчика рассказал доктор фармацевтических наук, заведующий кафедрой фармакогнозии и фитотерапии, профессор Самарского медицинского университета Куркин Владимир Александрович…», «…Для профилактики раковых заболеваний и для разжижения крови многие принимают аспирин, Но употребление его вообще опасно, так как аспирин токсичен для печени. То есть, спасаясь от одной болезни, человек наживает себе другую. А вот одуванчик, наоборот, помогает печени. Одуванчик обладает еще и гепатопротекторным действием…свойство одуванчика открывает новые перспективы в профилактике и лечении онкологических заболеваний...».

Как следует из содержания указанной рекламы, распространяемый продукт применяется для лечения различных заболеваний, при этом достигается положительный лечебный эффект.

Кроме того, в рекламе упоминается о докторе фармацевтических наук, заведующим кафедрой фармакологии и фитотерапии, профессоре Самарского медицинского университета Куркине В.А.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 25 ФЗ «О рекламе» реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами.

В соответствии с пунктом 4, 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе не допускаются:

- использование образов медицинских и фармацевтических работников, за исключением такого использования в рекламе медицинских услуг, средств личной гигиены, в рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники, в рекламе, распространяемой в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, в рекламе, размещенной в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников;

- указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.

Статья «Золото Пензы» создает у читателей впечатление о том, что биологически активная добавка к пище «Одуванчик П», выпускаемая ООО «Парафарм»,  является лекарственным средством и обладает лечебными свойствами. Содержит название болезней, а также симптоматику заболеваний и одновременно упоминание продукта как средства, оказывающего лечебно-профилактический эффект.

Кроме того, в статье в качестве альтернативы понятия «биологически активная добавка» используется термин «препарат», который у большинства населения ассоциируется с лекарством и вводит читателей в заблуждение.

В соответствии со Свидетельством о государственной регистрации № RU.77.99.11.003.Е.024946.07.11 от 07.07.2011, выданным Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека БАД «Одуванчик П» применяется в качестве биологически активной добавки к пище – дополнительного источника витамина С.

В соответствии с Законом «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 2 января 2000 года биологически активные добавки к пище относятся к пищевым продуктам и не применяются для профилактики каких-либо заболеваний.

В указанной рекламе БАДу умышленно приписываются свойства лекарственного препарата, вводя в заблуждение потребителей, и создавая об объекте рекламирования впечатление, которое на самом деле не соответствует его реальным качествам и характеристикам.

В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5, статьей  25 законодательства Российской Федерации о рекламе несет рекламодатель.

Рекламодателем статьи рекламного характера, опубликованной в газете «Пензенская Правда» от 22.03.2013 № 21 (№24257), является <…> (договор 10/01-1 от 10.01.2013 на оказание рекламно-информационных услуг ГАУ ПО «Информационный центр «Пензенская правда» с частным лицом <…>).

Учитывая вышеизложенное, и, основываясь на фактических обстоятельствах дела, Комиссия пришла к выводу, что гр-н <…> нарушил требования пунктов 4, 6 части 5 статьи 5; пункта 1 части 1 статьи 25 ФЗ «О рекламе».

В соответствии со статьей 3 ФЗ «О рекламе» под ненадлежащей рекламой понимается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В силу части 4 статьи 38 ФЗ «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и  в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства  Российской  Федерации о рекламе от 17.08.2006 № 508, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу БАД «Одуванчик П» под заголовком «Золото Пензы», размещенную в газете «Пензенская Правда» от 22.03.2013 № 21 (№24257), поскольку в ней нарушены требования пунктов 4, 6 части 5 статьи 5; пункта 1 части 1 статьи 25 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать <…> (г.Пенза, ул. <…>, д<…>, кв. <…>) предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Пензенского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 29 мая 2013 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

29 мая  2013  года                                                          г. Пенза, ул. Урицкого, 127

Резолютивная часть решения объявлена 23 мая 2013 года.

Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

Бутузова Т.В. – и.о.руководителя управления.

Члены Комиссии:

Володин В.А. – начальник отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы,

Кузьмина М.В. - главный специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы,

рассмотрев дело №  3-01/04-2013 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения гр-ом <…> (г.Пенза, ул. <…>, д. <…>, кв. <…>) рекламы биологически активной добавки в газете «Пензенская Правда» от 22.03.2013 № 21 (№24257), с нарушением пунктов 4, 6 части 5 статьи 5; пункта 1 части 1 статьи 25 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»),

- в отсутствие гр-на <…> (в материалах дела имеются доказательства надлежащего извещения гр-на <…> о месте и времени рассмотрения дела № 3-01/04-2013),

<…> представил ходатайство  о рассмотрении дела без его участия.

УСТАНОВИЛА:

В адрес Пензенского УФАС России поступило заявление гр-на, свидетельствующее о признаках нарушения законодательства РФ о рекламе, а именно распространение ненадлежащей рекламы биологически активной добавки в газете «Пензенская Правда» от 22.03.2013 № 21 (№24257) (статья рекламного характера «Золото Пензы» о биологически активной добавке «Одуванчик П»).

На рассмотрение дела № 3-01/04-2013 <…> 15.05.2013 представил письменное объяснение, из которого следует, что он разместил в газете «Пензенская правда» от 22/03/2013 № 21 рекламный текст под заголовком «Золото Пензы». Указал, что в данной статье соблюдены все требования Федерального закона «О рекламе», в частности указан номер СГР «Одуванчик П», внизу статьи указано, что «БАД. Не является лекарством. Следует проконсультироваться с врачом». Сообщает, что копии договоров на изготовление и распространение рекламы не сохранились.

Изучив представленные документы, исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующему выводу:

В газете «Пензенская Правда» от 22.03.2013 № 21 (№24257) размещена статья рекламного характера «Золото Пензы» о БАД «Одуванчик П» (полный текст статьи прилагается в материалах дела). 

В соответствии со статьёй 3 Федерального закона «О рекламе» рекламой является информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. При этом под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Согласно статье 3 ФЗ «О рекламе» в целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правонарушения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.

Информация, под заголовком «Золото Пензы», размещенная в газете «Пензенская Правда» от 22.03.2013 № 21 (№24257), подпадает под понятие рекламы, а именно, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания потребителей рекламы к товару (услуге), способствует его продвижению на рынке.

В рекламе БАД «Одуванчик П» представлена следующая информация: «…Раньше в основном применяли отвары корня, и поэтому из-за нагрева лечебные свойства растения исчезали. Одуванчик применяли только для улучшения пищеварения. А теперь, когда появилась техническая возможность использовать целый корень, спектр его применения значительно расширился. В частности, наше предприятие выпускает целый корень одуванчика в таблетках «ОДУВАНЧИК П», дающий большие преимущества в удобстве использования и сохранения свойств одуванчика. Благодаря нашей технологии одна маленькая таблетка заменяет ложку растения из пачки…под влиянием одуванчика лекарственного у больных ИБС отмечалась нормализация основных показателей гемостаза, однако особое значение имеет повышение уровня антитромбина III как одного из важнейших естественных антикоагулянтов. Проведенные исследования показали целесообразность использования одуванчика лекарственного у больных ИБС в качестве антикогулянтного средства…Всем известно, что высокая свертываемость крови приводит к тромбозу и, как следствие, к смерти. …одуванчик – отличное средство против артроза… он обеспечивает венозный ток крови, препятствует образованию тромбов… Использование препарата из одуванчика подарит красоту и стройность ног… Также одуванчик лекарственный применяется в медицине как желчегонное, мочегонное и слабительное средство…Наш переработанный одуванчик получается доступным для потребителя… Жители Пензы и области узнали о замечательных свойствах нашего «ОДУВАНЧИКА П» и быстро скупают его. Люди его распробовали, значит, средство действительно эффективное…».

Также в рекламе сообщается: – Вы говорили, что корень одуванчика препятствует даже образованию опухолей…- Да, об этом свойстве одуванчика рассказал доктор фармацевтических наук, заведующий кафедрой фармакогнозии и фитотерапии, профессор Самарского медицинского университета Куркин Владимир Александрович…», «…Для профилактики раковых заболеваний и для разжижения крови многие принимают аспирин, Но употребление его вообще опасно, так как аспирин токсичен для печени. То есть, спасаясь от одной болезни, человек наживает себе другую. А вот одуванчик, наоборот, помогает печени. Одуванчик обладает еще и гепатопротекторным действием…свойство одуванчика открывает новые перспективы в профилактике и лечении онкологических заболеваний...».

Как следует из содержания указанной рекламы, распространяемый продукт применяется для лечения различных заболеваний, при этом достигается положительный лечебный эффект.

Кроме того, в рекламе упоминается о докторе фармацевтических наук, заведующим кафедрой фармакологии и фитотерапии, профессоре Самарского медицинского университета Куркине В.А.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 25 ФЗ «О рекламе» реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами.

В соответствии с пунктом 4, 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе не допускаются:

- использование образов медицинских и фармацевтических работников, за исключением такого использования в рекламе медицинских услуг, средств личной гигиены, в рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники, в рекламе, распространяемой в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, в рекламе, размещенной в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников;

- указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.

Статья «Золото Пензы» создает у читателей впечатление о том, что биологически активная добавка к пище «Одуванчик П», выпускаемая ООО «Парафарм»,  является лекарственным средством и обладает лечебными свойствами. Содержит название болезней, а также симптоматику заболеваний и одновременно упоминание продукта как средства, оказывающего лечебно-профилактический эффект.

Кроме того, в статье в качестве альтернативы понятия «биологически активная добавка» используется термин «препарат», который у большинства населения ассоциируется с лекарством и вводит читателей в заблуждение.

В соответствии со Свидетельством о государственной регистрации № RU.77.99.11.003.Е.024946.07.11 от 07.07.2011, выданным Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека БАД «Одуванчик П» применяется в качестве биологически активной добавки к пище – дополнительного источника витамина С.

В соответствии с Законом «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 2 января 2000 года биологически активные добавки к пище относятся к пищевым продуктам и не применяются для профилактики каких-либо заболеваний.

В указанной рекламе БАДу умышленно приписываются свойства лекарственного препарата, вводя в заблуждение потребителей, и создавая об объекте рекламирования впечатление, которое на самом деле не соответствует его реальным качествам и характеристикам.

В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5, статьей  25 законодательства Российской Федерации о рекламе несет рекламодатель.

Рекламодателем статьи рекламного характера, опубликованной в газете «Пензенская Правда» от 22.03.2013 № 21 (№24257), является <…> (договор 10/01-1 от 10.01.2013 на оказание рекламно-информационных услуг ГАУ ПО «Информационный центр «Пензенская правда» с частным лицом <…>).

Учитывая вышеизложенное, и, основываясь на фактических обстоятельствах дела, Комиссия пришла к выводу, что гр-н <…> нарушил требования пунктов 4, 6 части 5 статьи 5; пункта 1 части 1 статьи 25 ФЗ «О рекламе».

В соответствии со статьей 3 ФЗ «О рекламе» под ненадлежащей рекламой понимается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В силу части 4 статьи 38 ФЗ «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и  в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства  Российской  Федерации о рекламе от 17.08.2006 № 508, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу БАД «Одуванчик П» под заголовком «Золото Пензы», размещенную в газете «Пензенская Правда» от 22.03.2013 № 21 (№24257), поскольку в ней нарушены требования пунктов 4, 6 части 5 статьи 5; пункта 1 части 1 статьи 25 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать <…> (г.Пенза, ул. <…>, д<…>, кв. <…>) предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Пензенского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 29 мая 2013 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 3-01/04-2013 [format] => [safe_value] => 3-01/04-2013 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 10 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 109 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 109 [vid] => 1 [name] => БАД [description] => [format] => [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 32 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 32 [vid] => 1 [name] => реклама [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [2] => Array ( [tid] => 174 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 174 [vid] => 1 [name] => нарушение [description] => [format] => [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-05-30 10:28:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-05-30 10:28:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1370255457 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Пензенское УФАС России )