Решение по делу № 3-09/09-2013 в отношении администрации города Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области

Номер дела: 3-09/09-2013
Дата публикации: 12 июля 2013, 11:19

РЕШЕНИЕ

по делу № 3-09/09-2013

11.07.2013                                                                                                    г. Пенза

Резолютивная часть решения оглашена «27» июня 2013 г.

В полном объеме решение изготовлено «11» июля 2013 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее по тексту – Комиссия) в составе:

- Бутузовой Т.В. – и.о. руководителя управления, председателя Комиссии;

-Володина В.А. – начальника отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы, члена Комиссии;

- Францевой Е.В. – главного специалиста-эксперта отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы, члена Комиссии;

- Анохиной М.В. – ведущего специалиста - эксперта отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы, члена Комиссии;

- при участии:

со стороны Администрации Нижнеломовского района Пензенской области:

- <…> – начальника юридического отдела администрации по доверенности от 15.06.2013 № б/н;

со стороны Администрации города Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области:

- <…> – представителя по доверенности;

со стороны МУП города Нижний Ломов «Специализированное бюро ритуальные услуги»:

- <…> – директора предприятия,

рассмотрев дело № 3-09/09-2013 от 10.06.2013 по признакам нарушения  администрацией города Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области (ул. Московская, д. 53, г. Нижний Ломов, Нижнеломовский район, Пензенская область, 442150) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), а также по признакам нарушения администрацией Нижнеломовского района Пензенской области (ул. Розы Люксенбург, д. 4, г. Нижний Ломов, Нижнеломовский район, Пензенская область, 442150), администрацией города Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области и МУП г. Нижний Ломов «Специализированное бюро ритуальные услуги» (ул. Московская, д.53, г. Нижний Ломов, Нижнеломовский район, Пензенская обл., 442150) пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции,

УСТАНОВИЛА:

В Пензенское УФАС России поступило заявление ИП Зыкова В.С. в отношении МУП города Нижнего Ломова «Специализированное бюро ритуальные услуги» по вопросу запрета осуществления деятельности по рытью могил на кладбище, расположенном по адресу: Пензенская область, Нижнеломовский район, г. Нижний Ломов, ул. М. Горького.

Из заявления следует, что вышеуказанный земельный участок администрацией города Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области предоставлен МУП города Нижнего Ломова «Специализированное бюро ритуальных услуг» на основании договора субаренды от 01.04.2013 № 1с/2013.

По результатам проверки информации, изложенной в обращении ИП Зыкова В.С., приказом Пензенского УФАС России от 10.06.2013 № 98 в отношении администрации города Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области (далее – администрация города Нижний Ломов), администрации Нижнеломовского района  Пензенской области (далее – администрация Нижнеломовского района), и МУП города Нижнего Ломова «Специализированное бюро ритуальные услуги» возбуждено дело по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, а также в отношении администрации города Нижний Ломов по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

На заседании Комиссии по рассмотрению дела представитель  администрации города Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области указал, что в целях исполнения функции по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения администрацией города Нижний Ломов с МУП города Нижний Ломов «Специализированное бюро ритуальные услуги» был заключен договор субаренды земельного участка от 01.04.2013 № 1с/2013.  В настоящее время вышеуказанный договор расторгнут. При этом дополнил, что МУП города Нижнего Ломова «Специализированное бюро ритуальные услуги» осуществляет регистрацию захоронений в книге регистрации захоронений. Также пояснил, что между администрацией города Нижний Ломов и МУП города Нижнего Ломова «Специализированное бюро ритуальные услуги» заключен договор от 01.04.2013 № 17, в соответствии с которым муниципальное унитарное предприятие осуществляет текущее обслуживание территории городского кладбища.

Изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссией установлено следующее.

На основании ходатайства администрации города Нижний Ломов администрацией Нижнеломовского района Пензенской области вынесено постановление от 25.03.2013  № 224 о предоставлении администрации города Нижний Ломов в аренду земельного участка общей площадью 92021 кв. м. с кадастровым номером 58:210831901:32, расположенного по адресу: Пензенская область, Нижнеломовский район, г. Нижний Ломов, ул. М. Горького, сроком на одиннадцать месяцев в целях использования для размещения кладбища.

На основании данного постановления между администрацией Нижнеломовского района и администрацией города Нижний Ломов был заключен договор аренды земельного участка от 25.03.2013 № 3к/13 со сроком действия до 24.02.2014.

В свою очередь, администрацией города Нижний Ломов земельный участок, с кадастровым номером 58:210831901:32 был передан по договору субаренды от 01.04.2013 № 1с/2013 (далее – Договор субаренды) МУП города Нижнего Ломова «Специализированное бюро ритуальные услуги» со сроком действия до 24.02.2014.

Согласно пункту 1.1 Договора субаренды Арендатор (администрация города Нижний Ломов) передает Субарендатору (МУП города Нижнего Ломова «Специализированное бюро ритуальные услуги») земельный участок с кадастровым номером 58:210831901:32 во временное пользование, разрешенное для размещения кладбища.

Пунктом 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относятся к вопросам местного значения поселения.

Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ  «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон о погребении) общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.

Статьей 25 Закона о погребении закреплены гарантии осуществления погребения путем организации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности, заключающиеся в создании органами местного самоуправления специализированных служб, которые обязаны оказывать гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе. Вместе с тем, данная норма не ограничивает права иных юридических лиц заниматься деятельностью на рынке ритуальных услуг.

Понятие иных лиц Законом о погребении не определяется. В соответствии с подразделом 2 Гражданского кодекса РФ под лицами подразумеваются как физические, так и юридические.

Следовательно, услуги по погребению, в том числе осуществление захоронения умерших, могут оказывать как юридические и физические лица, так и специально созданные организации – специализированные службы по вопросам похоронного дела.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1, пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора, а также свободны в выборе лица, оказывающего ритуальные услуги, в том числе услуги по погребению.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрены равные условия хозяйственной деятельности участников рынка по организации похорон и предоставления связанных с ними услуг, что предполагает наличие между ними соперничества, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на данном товарном рынке.

Согласно статье 18 Закона о погребении общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, которые определяют порядок деятельности кладбищ. Возможность передачи общественных кладбищ в ведение какого-либо хозяйствующего субъекта, в том числе и обладающего статусом специализированной службы, Законом о погребении не предусмотрена.

В соответствии с частью 2 статьи 29 Закона о погребении порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления районов, поселений и городских округов.

В ходе рассмотрения настоящего дела, установлено, что акт устанавливающий порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела администрацией города Нижний Ломов не принят, что подтверждается письмом администрации города Нижний Ломов от 19.06.2013 № 1081.

В соответствии с постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст "О принятии и введении в действие ОКВЭД" деятельность по организации похорон и предоставления связанных с ними услуг входит в группировку предоставление персональных услуг – 93.03.

По данным территориального органа Федеральной службы Государственной статистики по Пензенской области (письмо от 18.06.2013 № 03.1) на территории города Нижний Ломов Пензенской области деятельность по организации похорон и предоставления связанных с ними услуг осуществляет  ИП Зыков В.С., ООО «Ритуал».

Из изложенного следует, что деятельность по организации похорон и предоставления связанных с ними услуг на территории города Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области кроме МУП города Нижний Ломов «Специализированное бюро ритуальные услуги» осуществляют иные хозяйствующие субъекты. 

Таким образом, предоставление МУП города Нижнего Ломова «Специализированное бюро ритуальные услуги» в субаренду земельного участка с кадастровым номером 58:210831901:32 привело (могло привести) к ограничению возможности иным хозяйствующим субъектам осуществлять деятельность по организации похорон и предоставления связанных с ними услуг.

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Таким образом, администрацией города Нижний Ломов, в результате предоставления МУП города Нижнего Ломова «Специализированное бюро ритуальные услуги» в субаренду земельного участка с кадастровым номером 58:210831901:32  нарушена часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В ходе рассмотрения дела Комиссией также установлено, что действия по передаче МУП города Нижнего Ломова «Специализированное бюро ритуальные услуги» земельного участка с кадастровым номером 58:210831901:32 в субаренду были совершены в результате соглашения между администрацией города Нижний Ломов, администрацией Нижнеломовского района и МУП города Нижнего Ломова «Специализированное бюро ритуальные услуги», которое привело к ограничению доступа на рассматриваемый товарный рынок иным хозяйствующим субъектам, что подтверждается следующим.

Письмом от 27.03.2013 исх. № 512 администрация города Нижний Ломов обращается к администрации Нижнеломовского района с просьбой о даче согласия на передачу в субаренду земельного участка с кадастровым номером 58:210831901:32 МУП города Нижний Ломов «Специализированное бюро ритуальные услуги», предоставленного администрации города Нижнего Ломова на основании договора аренды от 25.03.2013 № 3к/13 администрацией Нижнеломовского района со сроком действия до 24.02.2014.

Рассмотрев вышеуказанное обращение, администрация Нижнеломовского района письмом от 08.04.2013 № 39 сообщила о своем согласии на заключение указанной сделки.

 На основании данного письма был заключен договор субаренды земельного участка от 01.04.2013 № 1с/2013 между администрацией города Нижний Ломов и МУП города Нижний Ломов «Специализированное бюро ритуальные услуги», а также подписан акт приема-передачи земельного участка от 01.04.2013, согласно которому арендатор сдал, а субарендатор принял земельный участок с кадастровым номером 58:210831901:32 в краткосрочную субаренду сроком на 10 месяцев.

В соответствии с пунктом 3.1 Договора субаренды субарендатор (МУП города Нижний Ломов «Специализированное бюро ритуальные услуги») вправе передать участок (часть участка) в субсубаренду гражданам и юридическим лицам в пределах срока действия настоящего договора с согласия Арендатора.

Положение данного пункта Договора субаренды предоставляет право субарендатору распоряжаться арендуемым участком в пределах срока действия настоящего договора. Указанное свидетельствует о преимущественном положении МУП города Нижнего Ломова «Специализированное бюро ритуальные услуги» по отношению к другим хозяйствующим субъектам, действующим на товарном рынке по организации похорон и предоставления связанных с ними услуг, что приводит (может привести) к ограничению доступа их на данный товарный рынок.

Исходя из изложенного, предоставление администрацией города Нижний Ломов муниципальному унитарному предприятию города Нижнего Ломова «Специализированное бюро ритуальные услуги» с согласия администрации Нижнеломовского района земельного участка с кадастровым номером 58:210831901:32 является результатом заключенного между указанными лицами соглашения, которое привело (могло привести) к ограничению конкуренции на соответствующем товарном рынке.

Как следует из материалов дела, ИП Зыков В.С. обращался в администрацию города Нижний Ломов с просьбой о даче разрешения осуществления им ритуальных услуг (рытье могил, захоронения умерших) на территории кладбища, которое находится по адресу: г. Нижний Ломов,                     ул. М. Горького, что подтверждается заявлением от 16.04.2013. Однако, письменный ответ от администрации города Нижний Ломов Зыковым В.С. до настоящего времени не получен.

Кроме того, согласно имеющемуся в материалах дела  письму МУП города Нижнего Ломова «Специализированное бюро ритуальные услуги», адресованного Зыкову В.С.,  рытье могил и пронос по кладбищу, которое находится по адресу: Нижнеломовский район, г. Нижний Ломов, ул. М. Горького с 01 апреля 2013 года осуществляет МУП города Нижнего Ломова «Специализированное бюро ритуальные услуги» в соответствии с договором от 01.04.2013 № 1с/2013.

 Содержание данного письма указывает на ограничение деятельности иных хозяйствующих субъектов, в том числе и Зыкова В.С., на товарном рынке по организации похорон и предоставления связанных с ними услуг.

В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение – договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Пунктом 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

С учетом изложенного Комиссия единогласно пришла к выводу, что в результате предоставления администрацией города Нижний Ломов с согласия администрации Нижнеломовского района муниципальному предприятию в субаренду земельного участка с кадастровым номером 58:210831901:32, что привело к ограничению конкуренции на товарном рынке по организации похорон и предоставления связанных с ними услуг, в том числе к ограничению доступа на указанный товарный рынок иным хозяйствующим субъектам, администрацией города Нижний Ломов, администрацией Нижеломовского района Пензенской области и МУП города Нижнего Ломова «Специализированное бюро ритуальные услуги» нарушен пункт 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Установлено, что договор субаренды земельного участка от 01.04.2013 № 1с/2013, являющийся результатом достигнутого между администрацией Нижнеломовского района Пензенской области, администрацией города Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области и МУП города Нижнего Ломова «Специализированное бюро ритуальные услуги» соглашения, расторгнут, что подтверждается подписанным администрацией Нижнеломовского района Пензенской области и администрацией города Нижний Ломов соглашением от 13.06.2013 о расторжении указанного договора, а также актом о приеме-передаче  земельного участка от 13.06.2013, согласно которому администрация города Нижний Ломов передала земельный участок с кадастровым номером 58:210831901:32 администрации Нижнеломовского района Пензенской области.   На основании изложенного, Комиссия единогласно пришла к выводу об отсутствии оснований выдачи администрации Нижнеломовского района Пензенской области, администрации города Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области и МУП города Нижнего Ломова «Специализированное бюро ритуальные услуги» предписаний о прекращении нарушения пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

РЕШИЛА:

Признать администрацию города Нижний Ломов Пензенской области  нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в результате совершения действий по предоставлению МУП города Нижнего Ломова «Специализированное бюро ритуальные услуги» права пользования земельным участком с кадастровым номером 58:210831901:32, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции на товарном рынке по организации похорон и предоставления связанных с ними услуг.

2. Признать соглашение между администрацией Нижеломовского района Пензенской области, администрацией города Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области и МУП города Нижнего Ломова «Специализированное бюро ритуальные услуги», результатом которого явилось  предоставление в субаренду последнему земельного участка с кадастровым номером 58:210831901:32,  которое привело к ограничению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок по организации похорон и предоставления связанных с ними услуг иным хозяйствующим субъектам, нарушением пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

3. Выдать администрации города Нижний Ломов Пензенской области предписание о прекращении нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и принятии порядка деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела в соответствии с действующим законодательством.

4. В связи с добровольным устранением нарушения пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции предписание администрации Нижнеломовского района Пензенской области, администрации города Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области и МУП города Нижнего Ломова «Специализированное бюро ритуальные услуги» не выдавать.

stdClass Object ( [vid] => 10247 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 3-09/09-2013 в отношении администрации города Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 10247 [type] => solution [language] => ru [created] => 1375082597 [changed] => 1375082597 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1375082597 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу № 3-09/09-2013

11.07.2013                                                                                                    г. Пенза

Резолютивная часть решения оглашена «27» июня 2013 г.

В полном объеме решение изготовлено «11» июля 2013 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее по тексту – Комиссия) в составе:

- Бутузовой Т.В. – и.о. руководителя управления, председателя Комиссии;

-Володина В.А. – начальника отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы, члена Комиссии;

- Францевой Е.В. – главного специалиста-эксперта отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы, члена Комиссии;

- Анохиной М.В. – ведущего специалиста - эксперта отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы, члена Комиссии;

- при участии:

со стороны Администрации Нижнеломовского района Пензенской области:

- <…> – начальника юридического отдела администрации по доверенности от 15.06.2013 № б/н;

со стороны Администрации города Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области:

- <…> – представителя по доверенности;

со стороны МУП города Нижний Ломов «Специализированное бюро ритуальные услуги»:

- <…> – директора предприятия,

рассмотрев дело № 3-09/09-2013 от 10.06.2013 по признакам нарушения  администрацией города Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области (ул. Московская, д. 53, г. Нижний Ломов, Нижнеломовский район, Пензенская область, 442150) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), а также по признакам нарушения администрацией Нижнеломовского района Пензенской области (ул. Розы Люксенбург, д. 4, г. Нижний Ломов, Нижнеломовский район, Пензенская область, 442150), администрацией города Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области и МУП г. Нижний Ломов «Специализированное бюро ритуальные услуги» (ул. Московская, д.53, г. Нижний Ломов, Нижнеломовский район, Пензенская обл., 442150) пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции,

УСТАНОВИЛА:

В Пензенское УФАС России поступило заявление ИП Зыкова В.С. в отношении МУП города Нижнего Ломова «Специализированное бюро ритуальные услуги» по вопросу запрета осуществления деятельности по рытью могил на кладбище, расположенном по адресу: Пензенская область, Нижнеломовский район, г. Нижний Ломов, ул. М. Горького.

Из заявления следует, что вышеуказанный земельный участок администрацией города Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области предоставлен МУП города Нижнего Ломова «Специализированное бюро ритуальных услуг» на основании договора субаренды от 01.04.2013 № 1с/2013.

По результатам проверки информации, изложенной в обращении ИП Зыкова В.С., приказом Пензенского УФАС России от 10.06.2013 № 98 в отношении администрации города Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области (далее – администрация города Нижний Ломов), администрации Нижнеломовского района  Пензенской области (далее – администрация Нижнеломовского района), и МУП города Нижнего Ломова «Специализированное бюро ритуальные услуги» возбуждено дело по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, а также в отношении администрации города Нижний Ломов по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

На заседании Комиссии по рассмотрению дела представитель  администрации города Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области указал, что в целях исполнения функции по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения администрацией города Нижний Ломов с МУП города Нижний Ломов «Специализированное бюро ритуальные услуги» был заключен договор субаренды земельного участка от 01.04.2013 № 1с/2013.  В настоящее время вышеуказанный договор расторгнут. При этом дополнил, что МУП города Нижнего Ломова «Специализированное бюро ритуальные услуги» осуществляет регистрацию захоронений в книге регистрации захоронений. Также пояснил, что между администрацией города Нижний Ломов и МУП города Нижнего Ломова «Специализированное бюро ритуальные услуги» заключен договор от 01.04.2013 № 17, в соответствии с которым муниципальное унитарное предприятие осуществляет текущее обслуживание территории городского кладбища.

Изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссией установлено следующее.

На основании ходатайства администрации города Нижний Ломов администрацией Нижнеломовского района Пензенской области вынесено постановление от 25.03.2013  № 224 о предоставлении администрации города Нижний Ломов в аренду земельного участка общей площадью 92021 кв. м. с кадастровым номером 58:210831901:32, расположенного по адресу: Пензенская область, Нижнеломовский район, г. Нижний Ломов, ул. М. Горького, сроком на одиннадцать месяцев в целях использования для размещения кладбища.

На основании данного постановления между администрацией Нижнеломовского района и администрацией города Нижний Ломов был заключен договор аренды земельного участка от 25.03.2013 № 3к/13 со сроком действия до 24.02.2014.

В свою очередь, администрацией города Нижний Ломов земельный участок, с кадастровым номером 58:210831901:32 был передан по договору субаренды от 01.04.2013 № 1с/2013 (далее – Договор субаренды) МУП города Нижнего Ломова «Специализированное бюро ритуальные услуги» со сроком действия до 24.02.2014.

Согласно пункту 1.1 Договора субаренды Арендатор (администрация города Нижний Ломов) передает Субарендатору (МУП города Нижнего Ломова «Специализированное бюро ритуальные услуги») земельный участок с кадастровым номером 58:210831901:32 во временное пользование, разрешенное для размещения кладбища.

Пунктом 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относятся к вопросам местного значения поселения.

Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ  «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон о погребении) общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.

Статьей 25 Закона о погребении закреплены гарантии осуществления погребения путем организации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности, заключающиеся в создании органами местного самоуправления специализированных служб, которые обязаны оказывать гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе. Вместе с тем, данная норма не ограничивает права иных юридических лиц заниматься деятельностью на рынке ритуальных услуг.

Понятие иных лиц Законом о погребении не определяется. В соответствии с подразделом 2 Гражданского кодекса РФ под лицами подразумеваются как физические, так и юридические.

Следовательно, услуги по погребению, в том числе осуществление захоронения умерших, могут оказывать как юридические и физические лица, так и специально созданные организации – специализированные службы по вопросам похоронного дела.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1, пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора, а также свободны в выборе лица, оказывающего ритуальные услуги, в том числе услуги по погребению.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрены равные условия хозяйственной деятельности участников рынка по организации похорон и предоставления связанных с ними услуг, что предполагает наличие между ними соперничества, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на данном товарном рынке.

Согласно статье 18 Закона о погребении общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, которые определяют порядок деятельности кладбищ. Возможность передачи общественных кладбищ в ведение какого-либо хозяйствующего субъекта, в том числе и обладающего статусом специализированной службы, Законом о погребении не предусмотрена.

В соответствии с частью 2 статьи 29 Закона о погребении порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления районов, поселений и городских округов.

В ходе рассмотрения настоящего дела, установлено, что акт устанавливающий порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела администрацией города Нижний Ломов не принят, что подтверждается письмом администрации города Нижний Ломов от 19.06.2013 № 1081.

В соответствии с постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст "О принятии и введении в действие ОКВЭД" деятельность по организации похорон и предоставления связанных с ними услуг входит в группировку предоставление персональных услуг – 93.03.

По данным территориального органа Федеральной службы Государственной статистики по Пензенской области (письмо от 18.06.2013 № 03.1) на территории города Нижний Ломов Пензенской области деятельность по организации похорон и предоставления связанных с ними услуг осуществляет  ИП Зыков В.С., ООО «Ритуал».

Из изложенного следует, что деятельность по организации похорон и предоставления связанных с ними услуг на территории города Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области кроме МУП города Нижний Ломов «Специализированное бюро ритуальные услуги» осуществляют иные хозяйствующие субъекты. 

Таким образом, предоставление МУП города Нижнего Ломова «Специализированное бюро ритуальные услуги» в субаренду земельного участка с кадастровым номером 58:210831901:32 привело (могло привести) к ограничению возможности иным хозяйствующим субъектам осуществлять деятельность по организации похорон и предоставления связанных с ними услуг.

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Таким образом, администрацией города Нижний Ломов, в результате предоставления МУП города Нижнего Ломова «Специализированное бюро ритуальные услуги» в субаренду земельного участка с кадастровым номером 58:210831901:32  нарушена часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В ходе рассмотрения дела Комиссией также установлено, что действия по передаче МУП города Нижнего Ломова «Специализированное бюро ритуальные услуги» земельного участка с кадастровым номером 58:210831901:32 в субаренду были совершены в результате соглашения между администрацией города Нижний Ломов, администрацией Нижнеломовского района и МУП города Нижнего Ломова «Специализированное бюро ритуальные услуги», которое привело к ограничению доступа на рассматриваемый товарный рынок иным хозяйствующим субъектам, что подтверждается следующим.

Письмом от 27.03.2013 исх. № 512 администрация города Нижний Ломов обращается к администрации Нижнеломовского района с просьбой о даче согласия на передачу в субаренду земельного участка с кадастровым номером 58:210831901:32 МУП города Нижний Ломов «Специализированное бюро ритуальные услуги», предоставленного администрации города Нижнего Ломова на основании договора аренды от 25.03.2013 № 3к/13 администрацией Нижнеломовского района со сроком действия до 24.02.2014.

Рассмотрев вышеуказанное обращение, администрация Нижнеломовского района письмом от 08.04.2013 № 39 сообщила о своем согласии на заключение указанной сделки.

 На основании данного письма был заключен договор субаренды земельного участка от 01.04.2013 № 1с/2013 между администрацией города Нижний Ломов и МУП города Нижний Ломов «Специализированное бюро ритуальные услуги», а также подписан акт приема-передачи земельного участка от 01.04.2013, согласно которому арендатор сдал, а субарендатор принял земельный участок с кадастровым номером 58:210831901:32 в краткосрочную субаренду сроком на 10 месяцев.

В соответствии с пунктом 3.1 Договора субаренды субарендатор (МУП города Нижний Ломов «Специализированное бюро ритуальные услуги») вправе передать участок (часть участка) в субсубаренду гражданам и юридическим лицам в пределах срока действия настоящего договора с согласия Арендатора.

Положение данного пункта Договора субаренды предоставляет право субарендатору распоряжаться арендуемым участком в пределах срока действия настоящего договора. Указанное свидетельствует о преимущественном положении МУП города Нижнего Ломова «Специализированное бюро ритуальные услуги» по отношению к другим хозяйствующим субъектам, действующим на товарном рынке по организации похорон и предоставления связанных с ними услуг, что приводит (может привести) к ограничению доступа их на данный товарный рынок.

Исходя из изложенного, предоставление администрацией города Нижний Ломов муниципальному унитарному предприятию города Нижнего Ломова «Специализированное бюро ритуальные услуги» с согласия администрации Нижнеломовского района земельного участка с кадастровым номером 58:210831901:32 является результатом заключенного между указанными лицами соглашения, которое привело (могло привести) к ограничению конкуренции на соответствующем товарном рынке.

Как следует из материалов дела, ИП Зыков В.С. обращался в администрацию города Нижний Ломов с просьбой о даче разрешения осуществления им ритуальных услуг (рытье могил, захоронения умерших) на территории кладбища, которое находится по адресу: г. Нижний Ломов,                     ул. М. Горького, что подтверждается заявлением от 16.04.2013. Однако, письменный ответ от администрации города Нижний Ломов Зыковым В.С. до настоящего времени не получен.

Кроме того, согласно имеющемуся в материалах дела  письму МУП города Нижнего Ломова «Специализированное бюро ритуальные услуги», адресованного Зыкову В.С.,  рытье могил и пронос по кладбищу, которое находится по адресу: Нижнеломовский район, г. Нижний Ломов, ул. М. Горького с 01 апреля 2013 года осуществляет МУП города Нижнего Ломова «Специализированное бюро ритуальные услуги» в соответствии с договором от 01.04.2013 № 1с/2013.

 Содержание данного письма указывает на ограничение деятельности иных хозяйствующих субъектов, в том числе и Зыкова В.С., на товарном рынке по организации похорон и предоставления связанных с ними услуг.

В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение – договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Пунктом 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

С учетом изложенного Комиссия единогласно пришла к выводу, что в результате предоставления администрацией города Нижний Ломов с согласия администрации Нижнеломовского района муниципальному предприятию в субаренду земельного участка с кадастровым номером 58:210831901:32, что привело к ограничению конкуренции на товарном рынке по организации похорон и предоставления связанных с ними услуг, в том числе к ограничению доступа на указанный товарный рынок иным хозяйствующим субъектам, администрацией города Нижний Ломов, администрацией Нижеломовского района Пензенской области и МУП города Нижнего Ломова «Специализированное бюро ритуальные услуги» нарушен пункт 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Установлено, что договор субаренды земельного участка от 01.04.2013 № 1с/2013, являющийся результатом достигнутого между администрацией Нижнеломовского района Пензенской области, администрацией города Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области и МУП города Нижнего Ломова «Специализированное бюро ритуальные услуги» соглашения, расторгнут, что подтверждается подписанным администрацией Нижнеломовского района Пензенской области и администрацией города Нижний Ломов соглашением от 13.06.2013 о расторжении указанного договора, а также актом о приеме-передаче  земельного участка от 13.06.2013, согласно которому администрация города Нижний Ломов передала земельный участок с кадастровым номером 58:210831901:32 администрации Нижнеломовского района Пензенской области.   На основании изложенного, Комиссия единогласно пришла к выводу об отсутствии оснований выдачи администрации Нижнеломовского района Пензенской области, администрации города Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области и МУП города Нижнего Ломова «Специализированное бюро ритуальные услуги» предписаний о прекращении нарушения пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

РЕШИЛА:

Признать администрацию города Нижний Ломов Пензенской области  нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в результате совершения действий по предоставлению МУП города Нижнего Ломова «Специализированное бюро ритуальные услуги» права пользования земельным участком с кадастровым номером 58:210831901:32, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции на товарном рынке по организации похорон и предоставления связанных с ними услуг.

2. Признать соглашение между администрацией Нижеломовского района Пензенской области, администрацией города Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области и МУП города Нижнего Ломова «Специализированное бюро ритуальные услуги», результатом которого явилось  предоставление в субаренду последнему земельного участка с кадастровым номером 58:210831901:32,  которое привело к ограничению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок по организации похорон и предоставления связанных с ними услуг иным хозяйствующим субъектам, нарушением пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

3. Выдать администрации города Нижний Ломов Пензенской области предписание о прекращении нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и принятии порядка деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела в соответствии с действующим законодательством.

4. В связи с добровольным устранением нарушения пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции предписание администрации Нижнеломовского района Пензенской области, администрации города Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области и МУП города Нижнего Ломова «Специализированное бюро ритуальные услуги» не выдавать.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу № 3-09/09-2013

11.07.2013                                                                                                    г. Пенза

Резолютивная часть решения оглашена «27» июня 2013 г.

В полном объеме решение изготовлено «11» июля 2013 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее по тексту – Комиссия) в составе:

- Бутузовой Т.В. – и.о. руководителя управления, председателя Комиссии;

-Володина В.А. – начальника отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы, члена Комиссии;

- Францевой Е.В. – главного специалиста-эксперта отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы, члена Комиссии;

- Анохиной М.В. – ведущего специалиста - эксперта отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы, члена Комиссии;

- при участии:

со стороны Администрации Нижнеломовского района Пензенской области:

- <…> – начальника юридического отдела администрации по доверенности от 15.06.2013 № б/н;

со стороны Администрации города Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области:

- <…> – представителя по доверенности;

со стороны МУП города Нижний Ломов «Специализированное бюро ритуальные услуги»:

- <…> – директора предприятия,

рассмотрев дело № 3-09/09-2013 от 10.06.2013 по признакам нарушения  администрацией города Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области (ул. Московская, д. 53, г. Нижний Ломов, Нижнеломовский район, Пензенская область, 442150) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), а также по признакам нарушения администрацией Нижнеломовского района Пензенской области (ул. Розы Люксенбург, д. 4, г. Нижний Ломов, Нижнеломовский район, Пензенская область, 442150), администрацией города Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области и МУП г. Нижний Ломов «Специализированное бюро ритуальные услуги» (ул. Московская, д.53, г. Нижний Ломов, Нижнеломовский район, Пензенская обл., 442150) пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции,

УСТАНОВИЛА:

В Пензенское УФАС России поступило заявление ИП Зыкова В.С. в отношении МУП города Нижнего Ломова «Специализированное бюро ритуальные услуги» по вопросу запрета осуществления деятельности по рытью могил на кладбище, расположенном по адресу: Пензенская область, Нижнеломовский район, г. Нижний Ломов, ул. М. Горького.

Из заявления следует, что вышеуказанный земельный участок администрацией города Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области предоставлен МУП города Нижнего Ломова «Специализированное бюро ритуальных услуг» на основании договора субаренды от 01.04.2013 № 1с/2013.

По результатам проверки информации, изложенной в обращении ИП Зыкова В.С., приказом Пензенского УФАС России от 10.06.2013 № 98 в отношении администрации города Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области (далее – администрация города Нижний Ломов), администрации Нижнеломовского района  Пензенской области (далее – администрация Нижнеломовского района), и МУП города Нижнего Ломова «Специализированное бюро ритуальные услуги» возбуждено дело по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, а также в отношении администрации города Нижний Ломов по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

На заседании Комиссии по рассмотрению дела представитель  администрации города Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области указал, что в целях исполнения функции по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения администрацией города Нижний Ломов с МУП города Нижний Ломов «Специализированное бюро ритуальные услуги» был заключен договор субаренды земельного участка от 01.04.2013 № 1с/2013.  В настоящее время вышеуказанный договор расторгнут. При этом дополнил, что МУП города Нижнего Ломова «Специализированное бюро ритуальные услуги» осуществляет регистрацию захоронений в книге регистрации захоронений. Также пояснил, что между администрацией города Нижний Ломов и МУП города Нижнего Ломова «Специализированное бюро ритуальные услуги» заключен договор от 01.04.2013 № 17, в соответствии с которым муниципальное унитарное предприятие осуществляет текущее обслуживание территории городского кладбища.

Изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссией установлено следующее.

На основании ходатайства администрации города Нижний Ломов администрацией Нижнеломовского района Пензенской области вынесено постановление от 25.03.2013  № 224 о предоставлении администрации города Нижний Ломов в аренду земельного участка общей площадью 92021 кв. м. с кадастровым номером 58:210831901:32, расположенного по адресу: Пензенская область, Нижнеломовский район, г. Нижний Ломов, ул. М. Горького, сроком на одиннадцать месяцев в целях использования для размещения кладбища.

На основании данного постановления между администрацией Нижнеломовского района и администрацией города Нижний Ломов был заключен договор аренды земельного участка от 25.03.2013 № 3к/13 со сроком действия до 24.02.2014.

В свою очередь, администрацией города Нижний Ломов земельный участок, с кадастровым номером 58:210831901:32 был передан по договору субаренды от 01.04.2013 № 1с/2013 (далее – Договор субаренды) МУП города Нижнего Ломова «Специализированное бюро ритуальные услуги» со сроком действия до 24.02.2014.

Согласно пункту 1.1 Договора субаренды Арендатор (администрация города Нижний Ломов) передает Субарендатору (МУП города Нижнего Ломова «Специализированное бюро ритуальные услуги») земельный участок с кадастровым номером 58:210831901:32 во временное пользование, разрешенное для размещения кладбища.

Пунктом 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относятся к вопросам местного значения поселения.

Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ  «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон о погребении) общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.

Статьей 25 Закона о погребении закреплены гарантии осуществления погребения путем организации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности, заключающиеся в создании органами местного самоуправления специализированных служб, которые обязаны оказывать гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе. Вместе с тем, данная норма не ограничивает права иных юридических лиц заниматься деятельностью на рынке ритуальных услуг.

Понятие иных лиц Законом о погребении не определяется. В соответствии с подразделом 2 Гражданского кодекса РФ под лицами подразумеваются как физические, так и юридические.

Следовательно, услуги по погребению, в том числе осуществление захоронения умерших, могут оказывать как юридические и физические лица, так и специально созданные организации – специализированные службы по вопросам похоронного дела.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1, пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора, а также свободны в выборе лица, оказывающего ритуальные услуги, в том числе услуги по погребению.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрены равные условия хозяйственной деятельности участников рынка по организации похорон и предоставления связанных с ними услуг, что предполагает наличие между ними соперничества, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на данном товарном рынке.

Согласно статье 18 Закона о погребении общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, которые определяют порядок деятельности кладбищ. Возможность передачи общественных кладбищ в ведение какого-либо хозяйствующего субъекта, в том числе и обладающего статусом специализированной службы, Законом о погребении не предусмотрена.

В соответствии с частью 2 статьи 29 Закона о погребении порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления районов, поселений и городских округов.

В ходе рассмотрения настоящего дела, установлено, что акт устанавливающий порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела администрацией города Нижний Ломов не принят, что подтверждается письмом администрации города Нижний Ломов от 19.06.2013 № 1081.

В соответствии с постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст "О принятии и введении в действие ОКВЭД" деятельность по организации похорон и предоставления связанных с ними услуг входит в группировку предоставление персональных услуг – 93.03.

По данным территориального органа Федеральной службы Государственной статистики по Пензенской области (письмо от 18.06.2013 № 03.1) на территории города Нижний Ломов Пензенской области деятельность по организации похорон и предоставления связанных с ними услуг осуществляет  ИП Зыков В.С., ООО «Ритуал».

Из изложенного следует, что деятельность по организации похорон и предоставления связанных с ними услуг на территории города Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области кроме МУП города Нижний Ломов «Специализированное бюро ритуальные услуги» осуществляют иные хозяйствующие субъекты. 

Таким образом, предоставление МУП города Нижнего Ломова «Специализированное бюро ритуальные услуги» в субаренду земельного участка с кадастровым номером 58:210831901:32 привело (могло привести) к ограничению возможности иным хозяйствующим субъектам осуществлять деятельность по организации похорон и предоставления связанных с ними услуг.

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Таким образом, администрацией города Нижний Ломов, в результате предоставления МУП города Нижнего Ломова «Специализированное бюро ритуальные услуги» в субаренду земельного участка с кадастровым номером 58:210831901:32  нарушена часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В ходе рассмотрения дела Комиссией также установлено, что действия по передаче МУП города Нижнего Ломова «Специализированное бюро ритуальные услуги» земельного участка с кадастровым номером 58:210831901:32 в субаренду были совершены в результате соглашения между администрацией города Нижний Ломов, администрацией Нижнеломовского района и МУП города Нижнего Ломова «Специализированное бюро ритуальные услуги», которое привело к ограничению доступа на рассматриваемый товарный рынок иным хозяйствующим субъектам, что подтверждается следующим.

Письмом от 27.03.2013 исх. № 512 администрация города Нижний Ломов обращается к администрации Нижнеломовского района с просьбой о даче согласия на передачу в субаренду земельного участка с кадастровым номером 58:210831901:32 МУП города Нижний Ломов «Специализированное бюро ритуальные услуги», предоставленного администрации города Нижнего Ломова на основании договора аренды от 25.03.2013 № 3к/13 администрацией Нижнеломовского района со сроком действия до 24.02.2014.

Рассмотрев вышеуказанное обращение, администрация Нижнеломовского района письмом от 08.04.2013 № 39 сообщила о своем согласии на заключение указанной сделки.

 На основании данного письма был заключен договор субаренды земельного участка от 01.04.2013 № 1с/2013 между администрацией города Нижний Ломов и МУП города Нижний Ломов «Специализированное бюро ритуальные услуги», а также подписан акт приема-передачи земельного участка от 01.04.2013, согласно которому арендатор сдал, а субарендатор принял земельный участок с кадастровым номером 58:210831901:32 в краткосрочную субаренду сроком на 10 месяцев.

В соответствии с пунктом 3.1 Договора субаренды субарендатор (МУП города Нижний Ломов «Специализированное бюро ритуальные услуги») вправе передать участок (часть участка) в субсубаренду гражданам и юридическим лицам в пределах срока действия настоящего договора с согласия Арендатора.

Положение данного пункта Договора субаренды предоставляет право субарендатору распоряжаться арендуемым участком в пределах срока действия настоящего договора. Указанное свидетельствует о преимущественном положении МУП города Нижнего Ломова «Специализированное бюро ритуальные услуги» по отношению к другим хозяйствующим субъектам, действующим на товарном рынке по организации похорон и предоставления связанных с ними услуг, что приводит (может привести) к ограничению доступа их на данный товарный рынок.

Исходя из изложенного, предоставление администрацией города Нижний Ломов муниципальному унитарному предприятию города Нижнего Ломова «Специализированное бюро ритуальные услуги» с согласия администрации Нижнеломовского района земельного участка с кадастровым номером 58:210831901:32 является результатом заключенного между указанными лицами соглашения, которое привело (могло привести) к ограничению конкуренции на соответствующем товарном рынке.

Как следует из материалов дела, ИП Зыков В.С. обращался в администрацию города Нижний Ломов с просьбой о даче разрешения осуществления им ритуальных услуг (рытье могил, захоронения умерших) на территории кладбища, которое находится по адресу: г. Нижний Ломов,                     ул. М. Горького, что подтверждается заявлением от 16.04.2013. Однако, письменный ответ от администрации города Нижний Ломов Зыковым В.С. до настоящего времени не получен.

Кроме того, согласно имеющемуся в материалах дела  письму МУП города Нижнего Ломова «Специализированное бюро ритуальные услуги», адресованного Зыкову В.С.,  рытье могил и пронос по кладбищу, которое находится по адресу: Нижнеломовский район, г. Нижний Ломов, ул. М. Горького с 01 апреля 2013 года осуществляет МУП города Нижнего Ломова «Специализированное бюро ритуальные услуги» в соответствии с договором от 01.04.2013 № 1с/2013.

 Содержание данного письма указывает на ограничение деятельности иных хозяйствующих субъектов, в том числе и Зыкова В.С., на товарном рынке по организации похорон и предоставления связанных с ними услуг.

В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение – договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Пунктом 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

С учетом изложенного Комиссия единогласно пришла к выводу, что в результате предоставления администрацией города Нижний Ломов с согласия администрации Нижнеломовского района муниципальному предприятию в субаренду земельного участка с кадастровым номером 58:210831901:32, что привело к ограничению конкуренции на товарном рынке по организации похорон и предоставления связанных с ними услуг, в том числе к ограничению доступа на указанный товарный рынок иным хозяйствующим субъектам, администрацией города Нижний Ломов, администрацией Нижеломовского района Пензенской области и МУП города Нижнего Ломова «Специализированное бюро ритуальные услуги» нарушен пункт 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Установлено, что договор субаренды земельного участка от 01.04.2013 № 1с/2013, являющийся результатом достигнутого между администрацией Нижнеломовского района Пензенской области, администрацией города Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области и МУП города Нижнего Ломова «Специализированное бюро ритуальные услуги» соглашения, расторгнут, что подтверждается подписанным администрацией Нижнеломовского района Пензенской области и администрацией города Нижний Ломов соглашением от 13.06.2013 о расторжении указанного договора, а также актом о приеме-передаче  земельного участка от 13.06.2013, согласно которому администрация города Нижний Ломов передала земельный участок с кадастровым номером 58:210831901:32 администрации Нижнеломовского района Пензенской области.   На основании изложенного, Комиссия единогласно пришла к выводу об отсутствии оснований выдачи администрации Нижнеломовского района Пензенской области, администрации города Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области и МУП города Нижнего Ломова «Специализированное бюро ритуальные услуги» предписаний о прекращении нарушения пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

РЕШИЛА:

Признать администрацию города Нижний Ломов Пензенской области  нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в результате совершения действий по предоставлению МУП города Нижнего Ломова «Специализированное бюро ритуальные услуги» права пользования земельным участком с кадастровым номером 58:210831901:32, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции на товарном рынке по организации похорон и предоставления связанных с ними услуг.

2. Признать соглашение между администрацией Нижеломовского района Пензенской области, администрацией города Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области и МУП города Нижнего Ломова «Специализированное бюро ритуальные услуги», результатом которого явилось  предоставление в субаренду последнему земельного участка с кадастровым номером 58:210831901:32,  которое привело к ограничению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок по организации похорон и предоставления связанных с ними услуг иным хозяйствующим субъектам, нарушением пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

3. Выдать администрации города Нижний Ломов Пензенской области предписание о прекращении нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и принятии порядка деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела в соответствии с действующим законодательством.

4. В связи с добровольным устранением нарушения пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции предписание администрации Нижнеломовского района Пензенской области, администрации города Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области и МУП города Нижнего Ломова «Специализированное бюро ритуальные услуги» не выдавать.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 3-09/09-2013 [format] => [safe_value] => 3-09/09-2013 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 7 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-07-12 07:19:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-07-12 07:19:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1375082597 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Пензенское УФАС России )