Решение по жалобе ИП В<…> (№ 3-09-1/16-2013)

Номер дела: 3-09-1/16-2013
Дата публикации: 15 августа 2013, 17:21

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 3-09-1/16-2013

7 августа 2013 года                                                            г. Пенза, ул. Урицкого, 127                                                     

Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Комиссия Управления) в составе:

- <…>–  заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

- <…> – главного специалиста - эксперта отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы, члена Комиссии;

- <…> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы, члена Комиссии;

при участии:

со стороны индивидуального предпринимателя В<…>.:

- <…>– представителя по доверенности от 05.08.2013 № б/н;

 со стороны Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области (далее также Министерство):

- <…> – главного специалиста-эксперта отдела правового и организационно-кадрового обеспечения Министерства по доверенности от 05.08.2013 № 14;

- <…> – ведущего специалиста-эксперта водных ресурсов управления природных ресурсов и экологии  Министерства по доверенности от 05.08.2013 № 15,

рассмотрев жалобу ИП В<…>(г. Пенза, ул. <…>) на действия Аукционной комиссии организатора открытого  аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования по использованию акватории водохранилища на ручье без названия, расположенного в с. Рамзай Мокшанского района Пензенской области - Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользование Пензенской области в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области 29.07.2013 года поступила жалоба ИП <…> на действия Аукционной комиссии организатора - Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользование Пензенской области при проведении открытого  аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования по использованию акватории водохранилища на ручье без названия, расположенного в с. Рамзай Мокшанского района Пензенской области (далее также Открытый аукцион).

Из жалобы заявителя следует, что ИП В<…> является участником Открытого аукциона, проведение которого начато 5 апреля 2013 года. Аукционной комиссией 24.04.2013 было принято решение о проведении аукциона два раза в неделю. Последней датой проведения аукциона являлось 18 июня 2013 года.  В указанную дату был объявлен перерыв аукциона в связи с тем, что аукционная комиссия затруднилась принять решение относительно последнего предложения о цене предмета аукциона, превышающего в несколько раз установленный «шаг аукциона». По мнению заявителя, действия Аукционной комиссии по объявлению перерывов и переносу даты проведения Открытого аукциона являются умышленными и направлены на затягивание процедуры торгов, что приводит к нарушению прав индивидуального предпринимателя.

Правовая позиция Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области (далее - Министерство) изложена в письменном отзыве от 05.08.2013 № В-01-133.

На заседании Комиссии Управления представитель ИП В<…> поддержал изложенные в жалобе доводы и указал на необходимость проведения Открытого аукциона в соответствии с порядком, установленным законодательством РФ, аукционной документацией, а также протоколом от 24.04.2013.

На заседании Комиссии Управления представители Министерства с доводами, изложенными в жалобе, не согласились. Пояснили, что рассматриваемый аукцион проводится в соответствии с правилами, установленными постановлением Правительства от 14.04.2007 № 230. Аукционная комиссия с согласия всех участников приняла решение о проведении Открытого аукциона не более 2 раз в неделю. Перерыв, объявленный при проведении аукциона 18 июня 2013 года, связан с обращением в компетентные органы за разъяснениями по вопросу правомерности принятия предложения участника торгов о цене предмета аукциона, превышающего «шаг  аукциона».  

Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссией Управления установлено следующее.

Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.

По правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Пунктами 2, 3 статьи 16 Водного кодекса РФ установлено, что договор водопользования в части использования акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей, заключается по результатам аукциона в случаях установленных Правительством РФ, а также в случае, если имеется несколько претендентов на право заключения такого договора. Порядок проведения аукциона на право заключить договор водопользования утверждается Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 14.04.2007 N 230 "О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона" утверждены "Правила проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования" (далее – Правила проведения аукциона).

В соответствии с указанными правилами 01.02.2013 на официальном сайте www.torgi.gov.ru Министерством лесного, охотничьего хозяйства и природопользование Пензенской области было размещено извещение о проведении открытого аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования, а также аукционная документация для проведения открытого аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования по использованию акватории водохранилища на ручье без названия, расположенного в с. Рамзай Мокшанского района Пензенской области в 200 м по направлению на юго-восток от ориентира – нежилое здание СОК «Чистые пруды», расположенного по адресу: Пензенская область, Мокшанский район, с.Рамзай, ул. Оздоровительная, 2, площадью 0, 487 кв.км., в целях рекреации с размещением плавательных средств, утвержденная 25.01.2013 министром лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области (далее также Аукционная документация).

Согласно извещению о проведении Открытого аукциона водным объектом является  акватория водохранилища на ручье без названия, расположенного в с. Рамзай Мокшанского района Пензенской области в 200 м по направлению на юго-восток от ориентира – нежилое здание СОК «Чистые пруды», расположенного по адресу: Пензенская область, Мокшанский район, с.Рамзай, ул. Оздоровительная, 2 (далее – Водный объект). Дата проведения аукциона установлена 05 апреля 2013 года. Начальная цена предмета аукциона составляет 742 рубля 19 копеек,  «шаг аукциона» - установлен в размере 5% начальной цены предмета аукциона и равен 37 рублей 11 копеек.

Из анализа представленных документов установлено, что 5 апреля 2013 года был начат Открытый аукцион. В указанную дату аукцион завершен не был, в связи с тем, что предложения о повышении цены предмета аукциона от участников торгов продолжали поступать.

Согласно протоколу проведения Открытого аукциона от 05.04.2013 № 1 Аукционной комиссией по согласованию с участниками торгов был объявлен перерыв в проведении данного аукциона до 10 часов 00 минут 10 апреля 2013 года. Аналогичные перерывы были объявлены и в последующие даты проведения Открытого аукциона, а именно, 10.04.2013, 16.04.2013, 17.04.2013, 23.04.2013, 30.04.2013, 21.05.2013, 28.05.2013, 04.06.2013, 13.06.2013, 18.06.2013, что подтверждается соответствующими протоколами № № 1/1, 1/2, 1/3, 1/4, 1/5, 1/6, 1/7, 1/8, 1/9, 1/10.

Из  протокола проведения открытого аукциона № 1/10 следует, что после объявленного перерыва аукцион продолжен 18 июня 2013 года в 10 часов 00 минут с 14 330 шага. На 14 355 шаге участником № 4 было предложено за предмет аукциона 1 000 000 рублей. Предпоследнее предложение о цене предмета аукциона было подано участником № 3 на 14 354 шаге в размере 533 419 рублей. Аукционная комиссия последнее предложение о цене предмета аукциона оставило открытым и объявило перерыв с 10 часов 30 минут 18 июня 2013 года до 10 часов 00 минут 23 июля 2013 года для разъяснения вопроса о возможности принятия предложения о цене предмета аукциона, превышающего размер «шага аукциона», согласовав решение о перерыве с участниками аукциона. В последующем телефонограммой от 19.07.2013 № 95 за подписью заместителя председателя аукционной комиссии дата аукциона была перенесена на 05.08.2013, а затем телефонограммой от 02.08.2013 № 100 на 20.08.2013

Пунктами 43 и 44 Правил проведения аукциона установлено, что аукцион проводится путем повышения начальной цены предмета аукциона на «шаг аукциона». «Шаг аукциона» устанавливается в размере 5 процентов начальной цены аукциона. Если после троекратного объявления последнего предложения о цене аукциона ни один из участников аукциона не предложил более высокую цену предмета, организатор аукциона вправе снизить «шаг аукциона», но не более чем в 10 раз.

Пунктом 9.1 Аукционной документации предусмотрены аналогичные правила проведения аукциона, а именно, аукцион проводится путем повышения начальной цены предмета аукциона, указанной в извещении, на «шаг аукциона». «Шаг аукциона» устанавливается в размере 5 процентов начальной цены аукциона. Если после троекратного объявления последнего предложения о цене аукциона ни один из участников аукциона не предложил более высокую цену предмета, организатор аукциона вправе снизить «шаг аукциона», но не более чем в 10 раз.

Иных причин изменения размера «шага аукциона» Правила проведения аукциона, а также аукционная документация не содержат.

Доказательств возможного применения иного порядка проведения аукциона, в части повышения цены его предмета, Министерством в антимонопольный орган не представлено.

Кроме того, согласно протоколу совещания от 24.04.2013 председатель аукционной комиссии предложил участникам Открытого аукциона «единовременно проходить несколько сотен шагов», один из участников торгов по указанному предложению возражал.

Пунктом 11 Правил проведения аукциона установлено, что комиссия рассматривает заявки и проводит аукцион.

Пунктом 9.1 Аукционной документации предусмотрено, что «аукцион проводится организатором аукциона в присутствии членов аукционной комиссии и участников аукциона или их представителей».

В соответствии с п.12 Правил проведения аукциона решения комиссии принимаются большинством голосов членов комиссии, принявших участие в заседании, и оформляются протоколами, которые подписываются членами комиссии.

Объявление перерыва по указанным в протоколе проведения открытого аукциона от 18.06.2013 № 1/10 обстоятельствам относительно получения разъяснения по вопросу возможности принятия предложения о цене предмета аукциона, превышающего размер «шага аукциона», а также по иным причинам, Правилами проведения аукциона, а также Аукционной документацией не предусмотрено.

В письме Министерства от 03.04.2013 № 3-4-7/1171 о даче разъяснений по порядку проведения Открытого аукциона, направленном ИП В<…> указано, что «вопрос о перерыве решается при проведении аукциона, в случае поступления от его участников предложения о таком перерыве, которое поддерживается всеми участниками аукциона единогласно».

Согласно представленным в Пензенское УФАС России документам решение о перерывах в проведении Открытого аукциона, объявленных его участникам телефонограммами от 13.05.2013 № 67-ТФГ, от 10.06.2013 № 79-ТФГ, от 19.07.2013 № 95-ТФГ и от 02.08.2013 № 100, принимались без проведения аукциона и согласования даты с членами аукционной комиссии, в отсутствии участников торгов, и подписывались должностным лицом Министерства единолично.

Из протокола совещания от 24.04.2013 следует, что председателем аукционной комиссии по согласованию с участниками открытого аукциона было принято решение о проведении аукциона не более двух раз в неделю. Вместе с тем, из анализа представленных документов следует, что принятое на совещании решение за подписью председателя аукционной комиссии и участников торгов относительно частоты проведения открытого аукциона не исполняется. 

Таким образом, Аукционной комиссией организатора - Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользование Пензенской области при проведении открытого  аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования Водным объектом, нарушены Правила проведения аукциона, установленные постановлением Правительства РФ от 14.04.2007 № 230, а также Аукционной документацией.

 Руководствуясь частью 20 статьи 18.1, статьей 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия Управления,

РЕШИЛА:

Признать жалобу индивидуального предпринимателя В<…>обоснованной.

Выдать Аукционной комиссии организатора открытого аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования по использованию акватории водохранилища на ручье без названия, расположенного в с. Рамзай Мокшанского района Пензенской области - Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользование Пензенской области предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов, для чего продолжить проведение вышеуказанного аукциона в соответствии с предусмотренными законодательством РФ правилами.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке течение трех месяцев со дня его принятия.

stdClass Object ( [vid] => 10286 [uid] => 5 [title] => Решение по жалобе ИП В<…> (№ 3-09-1/16-2013) [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 10286 [type] => solution [language] => ru [created] => 1376630701 [changed] => 1392627436 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1392627436 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 3-09-1/16-2013

7 августа 2013 года                                                            г. Пенза, ул. Урицкого, 127                                                     

Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Комиссия Управления) в составе:

- <…>–  заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

- <…> – главного специалиста - эксперта отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы, члена Комиссии;

- <…> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы, члена Комиссии;

при участии:

со стороны индивидуального предпринимателя В<…>.:

- <…>– представителя по доверенности от 05.08.2013 № б/н;

 со стороны Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области (далее также Министерство):

- <…> – главного специалиста-эксперта отдела правового и организационно-кадрового обеспечения Министерства по доверенности от 05.08.2013 № 14;

- <…> – ведущего специалиста-эксперта водных ресурсов управления природных ресурсов и экологии  Министерства по доверенности от 05.08.2013 № 15,

рассмотрев жалобу ИП В<…>(г. Пенза, ул. <…>) на действия Аукционной комиссии организатора открытого  аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования по использованию акватории водохранилища на ручье без названия, расположенного в с. Рамзай Мокшанского района Пензенской области - Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользование Пензенской области в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области 29.07.2013 года поступила жалоба ИП <…> на действия Аукционной комиссии организатора - Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользование Пензенской области при проведении открытого  аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования по использованию акватории водохранилища на ручье без названия, расположенного в с. Рамзай Мокшанского района Пензенской области (далее также Открытый аукцион).

Из жалобы заявителя следует, что ИП В<…> является участником Открытого аукциона, проведение которого начато 5 апреля 2013 года. Аукционной комиссией 24.04.2013 было принято решение о проведении аукциона два раза в неделю. Последней датой проведения аукциона являлось 18 июня 2013 года.  В указанную дату был объявлен перерыв аукциона в связи с тем, что аукционная комиссия затруднилась принять решение относительно последнего предложения о цене предмета аукциона, превышающего в несколько раз установленный «шаг аукциона». По мнению заявителя, действия Аукционной комиссии по объявлению перерывов и переносу даты проведения Открытого аукциона являются умышленными и направлены на затягивание процедуры торгов, что приводит к нарушению прав индивидуального предпринимателя.

Правовая позиция Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области (далее - Министерство) изложена в письменном отзыве от 05.08.2013 № В-01-133.

На заседании Комиссии Управления представитель ИП В<…> поддержал изложенные в жалобе доводы и указал на необходимость проведения Открытого аукциона в соответствии с порядком, установленным законодательством РФ, аукционной документацией, а также протоколом от 24.04.2013.

На заседании Комиссии Управления представители Министерства с доводами, изложенными в жалобе, не согласились. Пояснили, что рассматриваемый аукцион проводится в соответствии с правилами, установленными постановлением Правительства от 14.04.2007 № 230. Аукционная комиссия с согласия всех участников приняла решение о проведении Открытого аукциона не более 2 раз в неделю. Перерыв, объявленный при проведении аукциона 18 июня 2013 года, связан с обращением в компетентные органы за разъяснениями по вопросу правомерности принятия предложения участника торгов о цене предмета аукциона, превышающего «шаг  аукциона».  

Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссией Управления установлено следующее.

Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.

По правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Пунктами 2, 3 статьи 16 Водного кодекса РФ установлено, что договор водопользования в части использования акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей, заключается по результатам аукциона в случаях установленных Правительством РФ, а также в случае, если имеется несколько претендентов на право заключения такого договора. Порядок проведения аукциона на право заключить договор водопользования утверждается Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 14.04.2007 N 230 "О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона" утверждены "Правила проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования" (далее – Правила проведения аукциона).

В соответствии с указанными правилами 01.02.2013 на официальном сайте www.torgi.gov.ru Министерством лесного, охотничьего хозяйства и природопользование Пензенской области было размещено извещение о проведении открытого аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования, а также аукционная документация для проведения открытого аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования по использованию акватории водохранилища на ручье без названия, расположенного в с. Рамзай Мокшанского района Пензенской области в 200 м по направлению на юго-восток от ориентира – нежилое здание СОК «Чистые пруды», расположенного по адресу: Пензенская область, Мокшанский район, с.Рамзай, ул. Оздоровительная, 2, площадью 0, 487 кв.км., в целях рекреации с размещением плавательных средств, утвержденная 25.01.2013 министром лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области (далее также Аукционная документация).

Согласно извещению о проведении Открытого аукциона водным объектом является  акватория водохранилища на ручье без названия, расположенного в с. Рамзай Мокшанского района Пензенской области в 200 м по направлению на юго-восток от ориентира – нежилое здание СОК «Чистые пруды», расположенного по адресу: Пензенская область, Мокшанский район, с.Рамзай, ул. Оздоровительная, 2 (далее – Водный объект). Дата проведения аукциона установлена 05 апреля 2013 года. Начальная цена предмета аукциона составляет 742 рубля 19 копеек,  «шаг аукциона» - установлен в размере 5% начальной цены предмета аукциона и равен 37 рублей 11 копеек.

Из анализа представленных документов установлено, что 5 апреля 2013 года был начат Открытый аукцион. В указанную дату аукцион завершен не был, в связи с тем, что предложения о повышении цены предмета аукциона от участников торгов продолжали поступать.

Согласно протоколу проведения Открытого аукциона от 05.04.2013 № 1 Аукционной комиссией по согласованию с участниками торгов был объявлен перерыв в проведении данного аукциона до 10 часов 00 минут 10 апреля 2013 года. Аналогичные перерывы были объявлены и в последующие даты проведения Открытого аукциона, а именно, 10.04.2013, 16.04.2013, 17.04.2013, 23.04.2013, 30.04.2013, 21.05.2013, 28.05.2013, 04.06.2013, 13.06.2013, 18.06.2013, что подтверждается соответствующими протоколами № № 1/1, 1/2, 1/3, 1/4, 1/5, 1/6, 1/7, 1/8, 1/9, 1/10.

Из  протокола проведения открытого аукциона № 1/10 следует, что после объявленного перерыва аукцион продолжен 18 июня 2013 года в 10 часов 00 минут с 14 330 шага. На 14 355 шаге участником № 4 было предложено за предмет аукциона 1 000 000 рублей. Предпоследнее предложение о цене предмета аукциона было подано участником № 3 на 14 354 шаге в размере 533 419 рублей. Аукционная комиссия последнее предложение о цене предмета аукциона оставило открытым и объявило перерыв с 10 часов 30 минут 18 июня 2013 года до 10 часов 00 минут 23 июля 2013 года для разъяснения вопроса о возможности принятия предложения о цене предмета аукциона, превышающего размер «шага аукциона», согласовав решение о перерыве с участниками аукциона. В последующем телефонограммой от 19.07.2013 № 95 за подписью заместителя председателя аукционной комиссии дата аукциона была перенесена на 05.08.2013, а затем телефонограммой от 02.08.2013 № 100 на 20.08.2013

Пунктами 43 и 44 Правил проведения аукциона установлено, что аукцион проводится путем повышения начальной цены предмета аукциона на «шаг аукциона». «Шаг аукциона» устанавливается в размере 5 процентов начальной цены аукциона. Если после троекратного объявления последнего предложения о цене аукциона ни один из участников аукциона не предложил более высокую цену предмета, организатор аукциона вправе снизить «шаг аукциона», но не более чем в 10 раз.

Пунктом 9.1 Аукционной документации предусмотрены аналогичные правила проведения аукциона, а именно, аукцион проводится путем повышения начальной цены предмета аукциона, указанной в извещении, на «шаг аукциона». «Шаг аукциона» устанавливается в размере 5 процентов начальной цены аукциона. Если после троекратного объявления последнего предложения о цене аукциона ни один из участников аукциона не предложил более высокую цену предмета, организатор аукциона вправе снизить «шаг аукциона», но не более чем в 10 раз.

Иных причин изменения размера «шага аукциона» Правила проведения аукциона, а также аукционная документация не содержат.

Доказательств возможного применения иного порядка проведения аукциона, в части повышения цены его предмета, Министерством в антимонопольный орган не представлено.

Кроме того, согласно протоколу совещания от 24.04.2013 председатель аукционной комиссии предложил участникам Открытого аукциона «единовременно проходить несколько сотен шагов», один из участников торгов по указанному предложению возражал.

Пунктом 11 Правил проведения аукциона установлено, что комиссия рассматривает заявки и проводит аукцион.

Пунктом 9.1 Аукционной документации предусмотрено, что «аукцион проводится организатором аукциона в присутствии членов аукционной комиссии и участников аукциона или их представителей».

В соответствии с п.12 Правил проведения аукциона решения комиссии принимаются большинством голосов членов комиссии, принявших участие в заседании, и оформляются протоколами, которые подписываются членами комиссии.

Объявление перерыва по указанным в протоколе проведения открытого аукциона от 18.06.2013 № 1/10 обстоятельствам относительно получения разъяснения по вопросу возможности принятия предложения о цене предмета аукциона, превышающего размер «шага аукциона», а также по иным причинам, Правилами проведения аукциона, а также Аукционной документацией не предусмотрено.

В письме Министерства от 03.04.2013 № 3-4-7/1171 о даче разъяснений по порядку проведения Открытого аукциона, направленном ИП В<…> указано, что «вопрос о перерыве решается при проведении аукциона, в случае поступления от его участников предложения о таком перерыве, которое поддерживается всеми участниками аукциона единогласно».

Согласно представленным в Пензенское УФАС России документам решение о перерывах в проведении Открытого аукциона, объявленных его участникам телефонограммами от 13.05.2013 № 67-ТФГ, от 10.06.2013 № 79-ТФГ, от 19.07.2013 № 95-ТФГ и от 02.08.2013 № 100, принимались без проведения аукциона и согласования даты с членами аукционной комиссии, в отсутствии участников торгов, и подписывались должностным лицом Министерства единолично.

Из протокола совещания от 24.04.2013 следует, что председателем аукционной комиссии по согласованию с участниками открытого аукциона было принято решение о проведении аукциона не более двух раз в неделю. Вместе с тем, из анализа представленных документов следует, что принятое на совещании решение за подписью председателя аукционной комиссии и участников торгов относительно частоты проведения открытого аукциона не исполняется. 

Таким образом, Аукционной комиссией организатора - Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользование Пензенской области при проведении открытого  аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования Водным объектом, нарушены Правила проведения аукциона, установленные постановлением Правительства РФ от 14.04.2007 № 230, а также Аукционной документацией.

 Руководствуясь частью 20 статьи 18.1, статьей 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия Управления,

РЕШИЛА:

Признать жалобу индивидуального предпринимателя В<…>обоснованной.

Выдать Аукционной комиссии организатора открытого аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования по использованию акватории водохранилища на ручье без названия, расположенного в с. Рамзай Мокшанского района Пензенской области - Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользование Пензенской области предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов, для чего продолжить проведение вышеуказанного аукциона в соответствии с предусмотренными законодательством РФ правилами.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке течение трех месяцев со дня его принятия.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 3-09-1/16-2013

7 августа 2013 года                                                            г. Пенза, ул. Урицкого, 127                                                     

Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Комиссия Управления) в составе:

- <…>–  заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

- <…> – главного специалиста - эксперта отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы, члена Комиссии;

- <…> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы, члена Комиссии;

при участии:

со стороны индивидуального предпринимателя В<…>.:

- <…>– представителя по доверенности от 05.08.2013 № б/н;

 со стороны Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области (далее также Министерство):

- <…> – главного специалиста-эксперта отдела правового и организационно-кадрового обеспечения Министерства по доверенности от 05.08.2013 № 14;

- <…> – ведущего специалиста-эксперта водных ресурсов управления природных ресурсов и экологии  Министерства по доверенности от 05.08.2013 № 15,

рассмотрев жалобу ИП В<…>(г. Пенза, ул. <…>) на действия Аукционной комиссии организатора открытого  аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования по использованию акватории водохранилища на ручье без названия, расположенного в с. Рамзай Мокшанского района Пензенской области - Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользование Пензенской области в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области 29.07.2013 года поступила жалоба ИП <…> на действия Аукционной комиссии организатора - Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользование Пензенской области при проведении открытого  аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования по использованию акватории водохранилища на ручье без названия, расположенного в с. Рамзай Мокшанского района Пензенской области (далее также Открытый аукцион).

Из жалобы заявителя следует, что ИП В<…> является участником Открытого аукциона, проведение которого начато 5 апреля 2013 года. Аукционной комиссией 24.04.2013 было принято решение о проведении аукциона два раза в неделю. Последней датой проведения аукциона являлось 18 июня 2013 года.  В указанную дату был объявлен перерыв аукциона в связи с тем, что аукционная комиссия затруднилась принять решение относительно последнего предложения о цене предмета аукциона, превышающего в несколько раз установленный «шаг аукциона». По мнению заявителя, действия Аукционной комиссии по объявлению перерывов и переносу даты проведения Открытого аукциона являются умышленными и направлены на затягивание процедуры торгов, что приводит к нарушению прав индивидуального предпринимателя.

Правовая позиция Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области (далее - Министерство) изложена в письменном отзыве от 05.08.2013 № В-01-133.

На заседании Комиссии Управления представитель ИП В<…> поддержал изложенные в жалобе доводы и указал на необходимость проведения Открытого аукциона в соответствии с порядком, установленным законодательством РФ, аукционной документацией, а также протоколом от 24.04.2013.

На заседании Комиссии Управления представители Министерства с доводами, изложенными в жалобе, не согласились. Пояснили, что рассматриваемый аукцион проводится в соответствии с правилами, установленными постановлением Правительства от 14.04.2007 № 230. Аукционная комиссия с согласия всех участников приняла решение о проведении Открытого аукциона не более 2 раз в неделю. Перерыв, объявленный при проведении аукциона 18 июня 2013 года, связан с обращением в компетентные органы за разъяснениями по вопросу правомерности принятия предложения участника торгов о цене предмета аукциона, превышающего «шаг  аукциона».  

Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссией Управления установлено следующее.

Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.

По правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Пунктами 2, 3 статьи 16 Водного кодекса РФ установлено, что договор водопользования в части использования акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей, заключается по результатам аукциона в случаях установленных Правительством РФ, а также в случае, если имеется несколько претендентов на право заключения такого договора. Порядок проведения аукциона на право заключить договор водопользования утверждается Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 14.04.2007 N 230 "О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона" утверждены "Правила проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования" (далее – Правила проведения аукциона).

В соответствии с указанными правилами 01.02.2013 на официальном сайте www.torgi.gov.ru Министерством лесного, охотничьего хозяйства и природопользование Пензенской области было размещено извещение о проведении открытого аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования, а также аукционная документация для проведения открытого аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования по использованию акватории водохранилища на ручье без названия, расположенного в с. Рамзай Мокшанского района Пензенской области в 200 м по направлению на юго-восток от ориентира – нежилое здание СОК «Чистые пруды», расположенного по адресу: Пензенская область, Мокшанский район, с.Рамзай, ул. Оздоровительная, 2, площадью 0, 487 кв.км., в целях рекреации с размещением плавательных средств, утвержденная 25.01.2013 министром лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области (далее также Аукционная документация).

Согласно извещению о проведении Открытого аукциона водным объектом является  акватория водохранилища на ручье без названия, расположенного в с. Рамзай Мокшанского района Пензенской области в 200 м по направлению на юго-восток от ориентира – нежилое здание СОК «Чистые пруды», расположенного по адресу: Пензенская область, Мокшанский район, с.Рамзай, ул. Оздоровительная, 2 (далее – Водный объект). Дата проведения аукциона установлена 05 апреля 2013 года. Начальная цена предмета аукциона составляет 742 рубля 19 копеек,  «шаг аукциона» - установлен в размере 5% начальной цены предмета аукциона и равен 37 рублей 11 копеек.

Из анализа представленных документов установлено, что 5 апреля 2013 года был начат Открытый аукцион. В указанную дату аукцион завершен не был, в связи с тем, что предложения о повышении цены предмета аукциона от участников торгов продолжали поступать.

Согласно протоколу проведения Открытого аукциона от 05.04.2013 № 1 Аукционной комиссией по согласованию с участниками торгов был объявлен перерыв в проведении данного аукциона до 10 часов 00 минут 10 апреля 2013 года. Аналогичные перерывы были объявлены и в последующие даты проведения Открытого аукциона, а именно, 10.04.2013, 16.04.2013, 17.04.2013, 23.04.2013, 30.04.2013, 21.05.2013, 28.05.2013, 04.06.2013, 13.06.2013, 18.06.2013, что подтверждается соответствующими протоколами № № 1/1, 1/2, 1/3, 1/4, 1/5, 1/6, 1/7, 1/8, 1/9, 1/10.

Из  протокола проведения открытого аукциона № 1/10 следует, что после объявленного перерыва аукцион продолжен 18 июня 2013 года в 10 часов 00 минут с 14 330 шага. На 14 355 шаге участником № 4 было предложено за предмет аукциона 1 000 000 рублей. Предпоследнее предложение о цене предмета аукциона было подано участником № 3 на 14 354 шаге в размере 533 419 рублей. Аукционная комиссия последнее предложение о цене предмета аукциона оставило открытым и объявило перерыв с 10 часов 30 минут 18 июня 2013 года до 10 часов 00 минут 23 июля 2013 года для разъяснения вопроса о возможности принятия предложения о цене предмета аукциона, превышающего размер «шага аукциона», согласовав решение о перерыве с участниками аукциона. В последующем телефонограммой от 19.07.2013 № 95 за подписью заместителя председателя аукционной комиссии дата аукциона была перенесена на 05.08.2013, а затем телефонограммой от 02.08.2013 № 100 на 20.08.2013

Пунктами 43 и 44 Правил проведения аукциона установлено, что аукцион проводится путем повышения начальной цены предмета аукциона на «шаг аукциона». «Шаг аукциона» устанавливается в размере 5 процентов начальной цены аукциона. Если после троекратного объявления последнего предложения о цене аукциона ни один из участников аукциона не предложил более высокую цену предмета, организатор аукциона вправе снизить «шаг аукциона», но не более чем в 10 раз.

Пунктом 9.1 Аукционной документации предусмотрены аналогичные правила проведения аукциона, а именно, аукцион проводится путем повышения начальной цены предмета аукциона, указанной в извещении, на «шаг аукциона». «Шаг аукциона» устанавливается в размере 5 процентов начальной цены аукциона. Если после троекратного объявления последнего предложения о цене аукциона ни один из участников аукциона не предложил более высокую цену предмета, организатор аукциона вправе снизить «шаг аукциона», но не более чем в 10 раз.

Иных причин изменения размера «шага аукциона» Правила проведения аукциона, а также аукционная документация не содержат.

Доказательств возможного применения иного порядка проведения аукциона, в части повышения цены его предмета, Министерством в антимонопольный орган не представлено.

Кроме того, согласно протоколу совещания от 24.04.2013 председатель аукционной комиссии предложил участникам Открытого аукциона «единовременно проходить несколько сотен шагов», один из участников торгов по указанному предложению возражал.

Пунктом 11 Правил проведения аукциона установлено, что комиссия рассматривает заявки и проводит аукцион.

Пунктом 9.1 Аукционной документации предусмотрено, что «аукцион проводится организатором аукциона в присутствии членов аукционной комиссии и участников аукциона или их представителей».

В соответствии с п.12 Правил проведения аукциона решения комиссии принимаются большинством голосов членов комиссии, принявших участие в заседании, и оформляются протоколами, которые подписываются членами комиссии.

Объявление перерыва по указанным в протоколе проведения открытого аукциона от 18.06.2013 № 1/10 обстоятельствам относительно получения разъяснения по вопросу возможности принятия предложения о цене предмета аукциона, превышающего размер «шага аукциона», а также по иным причинам, Правилами проведения аукциона, а также Аукционной документацией не предусмотрено.

В письме Министерства от 03.04.2013 № 3-4-7/1171 о даче разъяснений по порядку проведения Открытого аукциона, направленном ИП В<…> указано, что «вопрос о перерыве решается при проведении аукциона, в случае поступления от его участников предложения о таком перерыве, которое поддерживается всеми участниками аукциона единогласно».

Согласно представленным в Пензенское УФАС России документам решение о перерывах в проведении Открытого аукциона, объявленных его участникам телефонограммами от 13.05.2013 № 67-ТФГ, от 10.06.2013 № 79-ТФГ, от 19.07.2013 № 95-ТФГ и от 02.08.2013 № 100, принимались без проведения аукциона и согласования даты с членами аукционной комиссии, в отсутствии участников торгов, и подписывались должностным лицом Министерства единолично.

Из протокола совещания от 24.04.2013 следует, что председателем аукционной комиссии по согласованию с участниками открытого аукциона было принято решение о проведении аукциона не более двух раз в неделю. Вместе с тем, из анализа представленных документов следует, что принятое на совещании решение за подписью председателя аукционной комиссии и участников торгов относительно частоты проведения открытого аукциона не исполняется. 

Таким образом, Аукционной комиссией организатора - Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользование Пензенской области при проведении открытого  аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования Водным объектом, нарушены Правила проведения аукциона, установленные постановлением Правительства РФ от 14.04.2007 № 230, а также Аукционной документацией.

 Руководствуясь частью 20 статьи 18.1, статьей 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия Управления,

РЕШИЛА:

Признать жалобу индивидуального предпринимателя В<…>обоснованной.

Выдать Аукционной комиссии организатора открытого аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования по использованию акватории водохранилища на ручье без названия, расположенного в с. Рамзай Мокшанского района Пензенской области - Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользование Пензенской области предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов, для чего продолжить проведение вышеуказанного аукциона в соответствии с предусмотренными законодательством РФ правилами.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке течение трех месяцев со дня его принятия.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 3-09-1/16-2013 [format] => [safe_value] => 3-09-1/16-2013 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 130 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 130 [vid] => 6 [name] => Контроль проведения торгов [description] => [format] => [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-08-15 13:21:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-08-15 13:21:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1376630701 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Пензенское УФАС России )