Решение по делу № 3-01/18-2013 в отношении ООО «Розница-Пенза»

Номер дела: 3-01/18-2013
Дата публикации: 8 ноября 2013, 09:51

РЕШЕНИЕ

07 ноября  2013  года                                                  г. Пенза, ул. Урицкого, 127

Резолютивная часть решения объявлена 30 октября 2013 года.

Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

Бутузова Т.В. – заместитель руководителя управления.

Члены Комиссии:

Кузьмина М.В. - главный специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы,

Горячева М.В. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы,

рассмотрев дело №  3-01/18-2013 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбужденное в отношении ООО «Розница-Пенза» (г. Пенза, ул. М.Горького, 38/45, ИНН 5836655680) по факту распространения на внешней стене магазина, расположенного по адресу: г. Пенза, ул. Попова, 3-г  рекламы алкогольной продукции, содержащей признаки нарушения пункта 6 части 1 статьи 21, пункта 5 части 2 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе (далее – ФЗ «О рекламе»),

в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – представителя ООО «Розница-Пенза» <…> по доверенности от 28.10.2013 №663.

УСТАНОВИЛА:

В рамках осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о рекламе, отделом контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы 01.10.2013 установлено следующее:

На фасаде магазина по адресу: г. Пенза, ул. Попова, 3-г с использованием рекламных щитов размещена наружная реклама алкогольной продукции.

В ходе проверки специалистами Пензенского УФАС России произведена фотосъемка указанной рекламы.

Пензенским УФАС России определением от 02.10.2013 по факту распространения рекламы алкогольной продукции, размещенной на внешней стене магазина с надписью «Горилка», расположенного по адресу:  г. Пенза, ул.  Попова, 3-г, возбуждено дело № 3-01/18-2013 по признакам нарушения пункта 6 части 1 статьи 21, пункта 5 части 2 статьи 21 ФЗ «О рекламе». К участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, привлечено ООО «Розница-Пенза». Рассмотрение дела назначено на 22.10.2013. В ходе рассмотрения дела Комиссией дело было отложено до 30.10.2013.

В письменных пояснениях ООО «Розница-Пенза» (вх. от 17.10.2013 № 2662), а также на рассмотрении дела 30.10.2013 представителем общества пояснено, что данные конструкции не являются рекламой, а носят информационный характер. Общество не осуществляло и не осуществляет деятельности в магазине по адресу: г. Пенза, ул. Попова, 3Г, в настоящее время магазин закрывается, вывески демонтированы.

Кроме того представитель ООО «Розница-Пенза» сообщила, что не могут представить запрошенную Пензенским УФАС России спецификацию реализуемой продукции.

Изучив представленные документы, заслушав и исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующему выводу:

Над входом в магазин, расположенный по адресу: г. Пенза, ул. Попова, 3Г объемными буквами нанесена надпись «ГОРИЛКА АЛКОГОЛЬНЫЙ МАГАЗИН», «СКОРО ОТКРЫТИЕ».

Кроме того, на стене магазина размещена реклама следующего содержания:

- слева от входа в магазин закреплено настенное панно, содержащее изображение образа человека, изображен мужчина с усами, чубом на голове с поднятым вверх большим пальцем и надпись «Горилка»;

- справа от входа в магазин закреплено настенное панно с надписью «Разливное свежее пиво» (с изображением веток хмеля). Внизу выполнена надпись: «Чрезмерное употребление пива вредит вашему здоровью».

В соответствии со статьёй 3 ФЗ «О рекламе» рекламой является информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. При этом под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Иными словами, информация, признаваемая рекламой, должна удовлетворять следующим условиям, а именно:

-предназначаться для неопределенного круга лиц;

-привлекать, формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования;

-способствовать продвижению объекта рекламирования (товара) на рынке.

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правонарушения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.

В соответствии с частью 1 статьи 19 ФЗ «О рекламе», под наружной рекламой понимается распространение рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее – рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.

Крупномасштабные банеры (щит-растяжка), расположенные на стене здания магазина, расположенного по адресу: г. Пенза, ул. Попова, 3г, на которых размещена реклама алкогольной продукции, являются рекламными конструкциями и имеют значительную площадь изображения.

Информация, распространяющаяся на рекламных конструкциях, размещенных на внешней стене магазина, расположенного по указанному адресу, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования –  алкогольной продукции: «Горилке» и пиву.

Кроме того, указанное сообщение «разливное свежее пиво» (с изображением веток хмеля)» является рекламой разливного пива, реализуемого в магазине, так как ориентировано на неопределенный круг лиц и направлено на мотивацию потребителя рекламы для приобретения разливного пива, формирование и поддержание интереса к нему, и его продвижение на рынке продажи алкогольной продукции – разливного пива.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна использовать образы людей и животных, в том числе выполненные с помощью мультипликации (анимации).

Согласно пункту 5 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.

В статье 21 ФЗ «О рекламе» установлены специальные требования и ограничения в отношении рекламы алкогольной продукции.

Однако, в нарушение пункта 6 части 1 статьи 21, пункта 5 части 2 статьи 21 ФЗ «О рекламе» реклама алкогольной продукции распространяется на рекламных конструкциях, размещенных на внешней стене магазина «ГОРИЛКА, АЛКОГОЛЬНЫЙ МАГАЗИН», расположенного по адресу: г. Пенза, Попова, 3г.

Статья 21 ФЗ «О рекламе» имеет основной целью ограничение распространения рекламы алкогольной продукции, поскольку государство уделяет повышенное внимание недопустимости употребления алкогольной продукции лицами младше 18 лет. Именно поэтому законодателем установлены столь жесткие ограничения для рекламы продукции данного вида. Несмотря на установленные запреты, ООО «Розница-Пенза» разместило данную рекламу с одной целью – привлечь внимание потребителей к товару – алкогольной продукции. Реклама алкоголя обращена лицевой стороной в сторону улице Попова, где рядом находится Гимназия № 53 (ул. Попова, 14), ДК «Дом Офицеров» (ул. Ленинградская, 1а), что делает ее более доступной для восприятия потребителями, в том числе детьми и подростками в возрасте до 18 лет.

Реклама алкогольной продукции не должна использовать образы людей, в том числе выполненные с помощью мультипликации (анимации). В рекламе, распространяемой ООО «Розница-Пенза», изображен мужчина с усами, чубом на голове, с поднятым вверх большим пальцем и надписью «Горилка».

Согласно Большому толковому словарю русского языка «образ» - это «1.внешний вид, облик; наружность, внешность; 2.живое наглядное представление о ком-либо, о чем-либо, возникающее в воображении, мыслях кого-либо; 3.форма восприятия сознанием предметов и явлений внешнего мира» и т.п.

Следовательно, «образ» - это не только внешний вид предмета, но и форма его представления и восприятия в сознании человека. Под образом следует понимать отражение в сознании потребителей рекламы определенных объектов материального мира, их наглядное, живое представление. При этом создание образов может происходить посредством текстового, визуального или звукового восприятия. Визуальным использованием образов людей является изображение живых существ (включая вымышленных) в рекламе, в том числе демонстрация частей тела, силуэтов способами графики, живописи, анимации, фотографии и другими.

Согласно толковому словарю Ефремовой «горилка» - это водка.

Таким образом, использование в рекламе образа мужчины с усами, чубом на голове, с поднятым вверх большим пальцем и надписью «Горилка» - все это ассоциируется у потребителей с алкогольной продукцией (водкой), реализуемой в данном магазине.

Из содержания рекламы: «Разливное свежее пиво» (с изображением веток хмеля). Чрезмерное употребление пива вредит вашему здоровью. Изображение образа человека  с усами, чубом на голове с поднятым вверх большим пальцем и надписью «Горилка» следует, что целью распространения рекламы является поддержание интереса к реализуемым Обществом товарам и способствование их реализации. Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в пункте 16 информационного письма от 25.12.1998 №37, информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара. В данном случае  наименование марки  «Горилка» и «разливное свежее пиво» у потребителей рекламы, в первую очередь, ассоциируется с алкогольной и пивной продукцией.

Комиссией не может быть принят довод ООО «Розница-Пенза» относительно того, что рассматриваемая реклама не является рекламой алкогольной продукции. Настенное панно с надписью «Разливное свежее пиво» (с изображением веток хмеля), изображения мужчины с усами, чубом на голове, с поднятым вверх большим пальцем и надписью «Горилка», которые ассоциируются с пивом и водкой, в совокупности формируют у потребителей рекламы именно интерес к пиву и алкогольной продукции.

Законом о рекламе (часть 3 статья 21) установлены специальные требования к рекламе алкогольной продукции, а именно: реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде чрезмерного потребления.

На рассматриваемом изображении «Разливное свежее пиво» приведено предупреждение о вреде чрезмерного потребления пива, что свидетельствует о том, что при размещении данной информации распространяется реклама алкогольной продукции.

Комиссией Пензенского УФАС отклоняется довод ООО «Розница-Пенза» относительно того, что информация на внешней стене помещения торговой точки является вывеской.

Статья 9 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» обязывает изготовителя (исполнителя, продавца) довести до сведения потребителя фирменное наименование своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.

Таким образом, вывеска – это установленное на видном месте сообщение продавца (исполнителя) о фирменном наименовании своей организации, месте ее нахождения и режиме ее работы.

Реклама – вид массовой информации, предназначенной для неопределенного круга лиц, но отличие рекламной информации от иной массовой информации – это ее направленность на стимулирование продаж путем целенаправленного обращения внимания потребителя, не только на конкретные марки товаров, но и на указание товаров в целом.

Информация: «Разливное свежее пиво, с изображением веток хмеля, чрезмерное употребление пива вредит вашему здоровью, изображение мужчины с усами, чубом на голове, с поднятым вверх большим пальцем и надписью «Горилка» не является обязательной информацией для потребителей, которая должна доводиться посредством вывески, так как не содержит сведений о продавце товара, месте его нахождения, режиме работы. Целевое назначение данной информации – формирование у неопределенного круга лиц интереса к товару, в данном случае к пиву и «Горилке», и способствование реализации этого товара.

Следовательно, информация, размещенная ООО «Розница-Пенза», является наружной рекламой разливного пива и алкогольного продукта «Горилка».

Кроме того,  размещение настенных панно с информацией о пиве и алкогольной продукции на многоэтажном здании, в котором общество арендует одну из площадей, расценивается как реклама реализуемой этой организацией продукции, поскольку такой способ размещения информации не обеспечивает обозначения места ее нахождения и преследует иные цели.

В ходе рассмотрения дела представитель ООО «Розница-Пенза» сообщил, что общество использует, по устной договоренности, зарегистрированный товарный знак «Горилка».

Документов, подтверждающих право использования товарного знака, не представлено.

Довод ООО «Розница-Пенза» о том, что используемое обозначение является информационной вывеской, не принят Комиссией по следующим основаниям. На фасаде здания над входом в магазин расположена вывеска «Горилка. Алкогольный магазин», которая уже содержит название магазина. Дублирование изображения на других конструкциях носит рекламный характер и не может рассматриваться в качестве вывески, так как не содержит необходимой для вывески информации.

В соответствии с разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» от 08.10.2012 при анализе информации на предмет наличия в ней признаков рекламы судам необходимо учитывать, что размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре.

Таким образом, распространение на фасаде магазина, расположенного в жилом доме по адресу: г. Пенза, ул.Попова, 3г; г. Пенза,  рекламы алкогольной продукции, является нарушением пункта 6 части 1 статьи 21, пункта 5 части 2 статьи 21 ФЗ «О рекламе».

Согласно части 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-4 статьи 21 настоящего закона несет рекламораспространитель.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламораспространитель – это лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В ходе рассмотрения дела № 3-01/18-2013 установлено, что реклама, размещенная на внешней стене магазина «Горилка. Алкогольный магазин», расположенного по адресу: г. Пенза, ул. Попова, 3г, изготовлена по заказу ООО «Розница-Пенза», о чем свидетельствует имеющийся в материалах дела договор от 15 мая 2013 года № 9, заключенный обществом с ИП Солдатовым А.И. Нежилые помещения общей площадью 100 кв.м., в которых располагается указанный магазин (г. Пенза, ул. Попова, 3г), ООО «Розница-Пенза» арендует у ИП Бу А.А. по договору аренды нежилого помещения от 22.04.2013.

Согласно копии Выписки из Единого государственного реестра юридических лиц ООО «Розница-Пенза» осуществляет розничную торговлю алкогольными и другими напитками.

Из пояснений представителя ООО «Розница-Пенза», данного им при рассмотрении настоящего дела, следует, что рассматриваемая реклама была разработана и размещена непосредственно обществом.

Следовательно, рекламораспространителем в данном случае является ООО «Розница-Пенза».

Таким образом, ООО «Розница-Пенза», как лицо, которое хотело осуществлять в магазине по адресу: г. Пенза, ул. Попова, 3г;  торговую деятельность по продаже алкогольной продукции, и имея, при этом, прямую заинтересованность в привлечении внимания неопределенного круга лиц к реализуемому товару, является рекламораспространителем рекламы алкогольной продукции, нарушающей пункт 6 часть 1 статью 21, пункт 5 часть 2 статьи 21 ФЗ «О рекламе».

В силу части 4 статьи 38 ФЗ «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

В материалах дела имеется письмо Министерства сельского хозяйства Пензенской области о том, что ООО «Розница-Пенза» рекламирует продажу алкогольной продукции, не имея соответствующего разрешения на розничную продажу алкогольной продукции (лицензии) по следующим адресам: г. Пенза, ул. Кураева, д. 4; г. Пенза, ул. Попова, 3Г.  

По адресу г. Пенза, ул. Кураева, д. 4 размещена аналогичная реклама (фотографии приложены в материалах дела).

В связи с изложенным, Комиссия единогласно  приняла решение о выдаче ООО «Розница-Пенза» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения рекламы.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и  в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства  Российской  Федерации о рекламе от 17.08.2006 № 508, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу алкогольной продукции, размещенную на внешней стене магазина ООО «Розница-Пенза», расположенного по адресу: г. Пенза, ул. Попова, 3г; г. Пенза, ул. Кураева, 4, поскольку при ее распространении нарушены требования пункта 6 части 1 статьи 21, пункта 5 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать ООО «Розница-Пенза» (г. Пенза, ул. М.Горького, 38/45, ИНН 5836655680) предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Пензенского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 07 ноября 2013 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

stdClass Object ( [vid] => 10664 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 3-01/18-2013 в отношении ООО «Розница-Пенза» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 10664 [type] => solution [language] => ru [created] => 1384149283 [changed] => 1384149521 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1384149521 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

07 ноября  2013  года                                                  г. Пенза, ул. Урицкого, 127

Резолютивная часть решения объявлена 30 октября 2013 года.

Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

Бутузова Т.В. – заместитель руководителя управления.

Члены Комиссии:

Кузьмина М.В. - главный специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы,

Горячева М.В. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы,

рассмотрев дело №  3-01/18-2013 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбужденное в отношении ООО «Розница-Пенза» (г. Пенза, ул. М.Горького, 38/45, ИНН 5836655680) по факту распространения на внешней стене магазина, расположенного по адресу: г. Пенза, ул. Попова, 3-г  рекламы алкогольной продукции, содержащей признаки нарушения пункта 6 части 1 статьи 21, пункта 5 части 2 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе (далее – ФЗ «О рекламе»),

в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – представителя ООО «Розница-Пенза» <…> по доверенности от 28.10.2013 №663.

УСТАНОВИЛА:

В рамках осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о рекламе, отделом контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы 01.10.2013 установлено следующее:

На фасаде магазина по адресу: г. Пенза, ул. Попова, 3-г с использованием рекламных щитов размещена наружная реклама алкогольной продукции.

В ходе проверки специалистами Пензенского УФАС России произведена фотосъемка указанной рекламы.

Пензенским УФАС России определением от 02.10.2013 по факту распространения рекламы алкогольной продукции, размещенной на внешней стене магазина с надписью «Горилка», расположенного по адресу:  г. Пенза, ул.  Попова, 3-г, возбуждено дело № 3-01/18-2013 по признакам нарушения пункта 6 части 1 статьи 21, пункта 5 части 2 статьи 21 ФЗ «О рекламе». К участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, привлечено ООО «Розница-Пенза». Рассмотрение дела назначено на 22.10.2013. В ходе рассмотрения дела Комиссией дело было отложено до 30.10.2013.

В письменных пояснениях ООО «Розница-Пенза» (вх. от 17.10.2013 № 2662), а также на рассмотрении дела 30.10.2013 представителем общества пояснено, что данные конструкции не являются рекламой, а носят информационный характер. Общество не осуществляло и не осуществляет деятельности в магазине по адресу: г. Пенза, ул. Попова, 3Г, в настоящее время магазин закрывается, вывески демонтированы.

Кроме того представитель ООО «Розница-Пенза» сообщила, что не могут представить запрошенную Пензенским УФАС России спецификацию реализуемой продукции.

Изучив представленные документы, заслушав и исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующему выводу:

Над входом в магазин, расположенный по адресу: г. Пенза, ул. Попова, 3Г объемными буквами нанесена надпись «ГОРИЛКА АЛКОГОЛЬНЫЙ МАГАЗИН», «СКОРО ОТКРЫТИЕ».

Кроме того, на стене магазина размещена реклама следующего содержания:

- слева от входа в магазин закреплено настенное панно, содержащее изображение образа человека, изображен мужчина с усами, чубом на голове с поднятым вверх большим пальцем и надпись «Горилка»;

- справа от входа в магазин закреплено настенное панно с надписью «Разливное свежее пиво» (с изображением веток хмеля). Внизу выполнена надпись: «Чрезмерное употребление пива вредит вашему здоровью».

В соответствии со статьёй 3 ФЗ «О рекламе» рекламой является информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. При этом под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Иными словами, информация, признаваемая рекламой, должна удовлетворять следующим условиям, а именно:

-предназначаться для неопределенного круга лиц;

-привлекать, формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования;

-способствовать продвижению объекта рекламирования (товара) на рынке.

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правонарушения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.

В соответствии с частью 1 статьи 19 ФЗ «О рекламе», под наружной рекламой понимается распространение рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее – рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.

Крупномасштабные банеры (щит-растяжка), расположенные на стене здания магазина, расположенного по адресу: г. Пенза, ул. Попова, 3г, на которых размещена реклама алкогольной продукции, являются рекламными конструкциями и имеют значительную площадь изображения.

Информация, распространяющаяся на рекламных конструкциях, размещенных на внешней стене магазина, расположенного по указанному адресу, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования –  алкогольной продукции: «Горилке» и пиву.

Кроме того, указанное сообщение «разливное свежее пиво» (с изображением веток хмеля)» является рекламой разливного пива, реализуемого в магазине, так как ориентировано на неопределенный круг лиц и направлено на мотивацию потребителя рекламы для приобретения разливного пива, формирование и поддержание интереса к нему, и его продвижение на рынке продажи алкогольной продукции – разливного пива.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна использовать образы людей и животных, в том числе выполненные с помощью мультипликации (анимации).

Согласно пункту 5 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.

В статье 21 ФЗ «О рекламе» установлены специальные требования и ограничения в отношении рекламы алкогольной продукции.

Однако, в нарушение пункта 6 части 1 статьи 21, пункта 5 части 2 статьи 21 ФЗ «О рекламе» реклама алкогольной продукции распространяется на рекламных конструкциях, размещенных на внешней стене магазина «ГОРИЛКА, АЛКОГОЛЬНЫЙ МАГАЗИН», расположенного по адресу: г. Пенза, Попова, 3г.

Статья 21 ФЗ «О рекламе» имеет основной целью ограничение распространения рекламы алкогольной продукции, поскольку государство уделяет повышенное внимание недопустимости употребления алкогольной продукции лицами младше 18 лет. Именно поэтому законодателем установлены столь жесткие ограничения для рекламы продукции данного вида. Несмотря на установленные запреты, ООО «Розница-Пенза» разместило данную рекламу с одной целью – привлечь внимание потребителей к товару – алкогольной продукции. Реклама алкоголя обращена лицевой стороной в сторону улице Попова, где рядом находится Гимназия № 53 (ул. Попова, 14), ДК «Дом Офицеров» (ул. Ленинградская, 1а), что делает ее более доступной для восприятия потребителями, в том числе детьми и подростками в возрасте до 18 лет.

Реклама алкогольной продукции не должна использовать образы людей, в том числе выполненные с помощью мультипликации (анимации). В рекламе, распространяемой ООО «Розница-Пенза», изображен мужчина с усами, чубом на голове, с поднятым вверх большим пальцем и надписью «Горилка».

Согласно Большому толковому словарю русского языка «образ» - это «1.внешний вид, облик; наружность, внешность; 2.живое наглядное представление о ком-либо, о чем-либо, возникающее в воображении, мыслях кого-либо; 3.форма восприятия сознанием предметов и явлений внешнего мира» и т.п.

Следовательно, «образ» - это не только внешний вид предмета, но и форма его представления и восприятия в сознании человека. Под образом следует понимать отражение в сознании потребителей рекламы определенных объектов материального мира, их наглядное, живое представление. При этом создание образов может происходить посредством текстового, визуального или звукового восприятия. Визуальным использованием образов людей является изображение живых существ (включая вымышленных) в рекламе, в том числе демонстрация частей тела, силуэтов способами графики, живописи, анимации, фотографии и другими.

Согласно толковому словарю Ефремовой «горилка» - это водка.

Таким образом, использование в рекламе образа мужчины с усами, чубом на голове, с поднятым вверх большим пальцем и надписью «Горилка» - все это ассоциируется у потребителей с алкогольной продукцией (водкой), реализуемой в данном магазине.

Из содержания рекламы: «Разливное свежее пиво» (с изображением веток хмеля). Чрезмерное употребление пива вредит вашему здоровью. Изображение образа человека  с усами, чубом на голове с поднятым вверх большим пальцем и надписью «Горилка» следует, что целью распространения рекламы является поддержание интереса к реализуемым Обществом товарам и способствование их реализации. Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в пункте 16 информационного письма от 25.12.1998 №37, информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара. В данном случае  наименование марки  «Горилка» и «разливное свежее пиво» у потребителей рекламы, в первую очередь, ассоциируется с алкогольной и пивной продукцией.

Комиссией не может быть принят довод ООО «Розница-Пенза» относительно того, что рассматриваемая реклама не является рекламой алкогольной продукции. Настенное панно с надписью «Разливное свежее пиво» (с изображением веток хмеля), изображения мужчины с усами, чубом на голове, с поднятым вверх большим пальцем и надписью «Горилка», которые ассоциируются с пивом и водкой, в совокупности формируют у потребителей рекламы именно интерес к пиву и алкогольной продукции.

Законом о рекламе (часть 3 статья 21) установлены специальные требования к рекламе алкогольной продукции, а именно: реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде чрезмерного потребления.

На рассматриваемом изображении «Разливное свежее пиво» приведено предупреждение о вреде чрезмерного потребления пива, что свидетельствует о том, что при размещении данной информации распространяется реклама алкогольной продукции.

Комиссией Пензенского УФАС отклоняется довод ООО «Розница-Пенза» относительно того, что информация на внешней стене помещения торговой точки является вывеской.

Статья 9 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» обязывает изготовителя (исполнителя, продавца) довести до сведения потребителя фирменное наименование своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.

Таким образом, вывеска – это установленное на видном месте сообщение продавца (исполнителя) о фирменном наименовании своей организации, месте ее нахождения и режиме ее работы.

Реклама – вид массовой информации, предназначенной для неопределенного круга лиц, но отличие рекламной информации от иной массовой информации – это ее направленность на стимулирование продаж путем целенаправленного обращения внимания потребителя, не только на конкретные марки товаров, но и на указание товаров в целом.

Информация: «Разливное свежее пиво, с изображением веток хмеля, чрезмерное употребление пива вредит вашему здоровью, изображение мужчины с усами, чубом на голове, с поднятым вверх большим пальцем и надписью «Горилка» не является обязательной информацией для потребителей, которая должна доводиться посредством вывески, так как не содержит сведений о продавце товара, месте его нахождения, режиме работы. Целевое назначение данной информации – формирование у неопределенного круга лиц интереса к товару, в данном случае к пиву и «Горилке», и способствование реализации этого товара.

Следовательно, информация, размещенная ООО «Розница-Пенза», является наружной рекламой разливного пива и алкогольного продукта «Горилка».

Кроме того,  размещение настенных панно с информацией о пиве и алкогольной продукции на многоэтажном здании, в котором общество арендует одну из площадей, расценивается как реклама реализуемой этой организацией продукции, поскольку такой способ размещения информации не обеспечивает обозначения места ее нахождения и преследует иные цели.

В ходе рассмотрения дела представитель ООО «Розница-Пенза» сообщил, что общество использует, по устной договоренности, зарегистрированный товарный знак «Горилка».

Документов, подтверждающих право использования товарного знака, не представлено.

Довод ООО «Розница-Пенза» о том, что используемое обозначение является информационной вывеской, не принят Комиссией по следующим основаниям. На фасаде здания над входом в магазин расположена вывеска «Горилка. Алкогольный магазин», которая уже содержит название магазина. Дублирование изображения на других конструкциях носит рекламный характер и не может рассматриваться в качестве вывески, так как не содержит необходимой для вывески информации.

В соответствии с разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» от 08.10.2012 при анализе информации на предмет наличия в ней признаков рекламы судам необходимо учитывать, что размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре.

Таким образом, распространение на фасаде магазина, расположенного в жилом доме по адресу: г. Пенза, ул.Попова, 3г; г. Пенза,  рекламы алкогольной продукции, является нарушением пункта 6 части 1 статьи 21, пункта 5 части 2 статьи 21 ФЗ «О рекламе».

Согласно части 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-4 статьи 21 настоящего закона несет рекламораспространитель.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламораспространитель – это лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В ходе рассмотрения дела № 3-01/18-2013 установлено, что реклама, размещенная на внешней стене магазина «Горилка. Алкогольный магазин», расположенного по адресу: г. Пенза, ул. Попова, 3г, изготовлена по заказу ООО «Розница-Пенза», о чем свидетельствует имеющийся в материалах дела договор от 15 мая 2013 года № 9, заключенный обществом с ИП Солдатовым А.И. Нежилые помещения общей площадью 100 кв.м., в которых располагается указанный магазин (г. Пенза, ул. Попова, 3г), ООО «Розница-Пенза» арендует у ИП Бу А.А. по договору аренды нежилого помещения от 22.04.2013.

Согласно копии Выписки из Единого государственного реестра юридических лиц ООО «Розница-Пенза» осуществляет розничную торговлю алкогольными и другими напитками.

Из пояснений представителя ООО «Розница-Пенза», данного им при рассмотрении настоящего дела, следует, что рассматриваемая реклама была разработана и размещена непосредственно обществом.

Следовательно, рекламораспространителем в данном случае является ООО «Розница-Пенза».

Таким образом, ООО «Розница-Пенза», как лицо, которое хотело осуществлять в магазине по адресу: г. Пенза, ул. Попова, 3г;  торговую деятельность по продаже алкогольной продукции, и имея, при этом, прямую заинтересованность в привлечении внимания неопределенного круга лиц к реализуемому товару, является рекламораспространителем рекламы алкогольной продукции, нарушающей пункт 6 часть 1 статью 21, пункт 5 часть 2 статьи 21 ФЗ «О рекламе».

В силу части 4 статьи 38 ФЗ «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

В материалах дела имеется письмо Министерства сельского хозяйства Пензенской области о том, что ООО «Розница-Пенза» рекламирует продажу алкогольной продукции, не имея соответствующего разрешения на розничную продажу алкогольной продукции (лицензии) по следующим адресам: г. Пенза, ул. Кураева, д. 4; г. Пенза, ул. Попова, 3Г.  

По адресу г. Пенза, ул. Кураева, д. 4 размещена аналогичная реклама (фотографии приложены в материалах дела).

В связи с изложенным, Комиссия единогласно  приняла решение о выдаче ООО «Розница-Пенза» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения рекламы.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и  в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства  Российской  Федерации о рекламе от 17.08.2006 № 508, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу алкогольной продукции, размещенную на внешней стене магазина ООО «Розница-Пенза», расположенного по адресу: г. Пенза, ул. Попова, 3г; г. Пенза, ул. Кураева, 4, поскольку при ее распространении нарушены требования пункта 6 части 1 статьи 21, пункта 5 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать ООО «Розница-Пенза» (г. Пенза, ул. М.Горького, 38/45, ИНН 5836655680) предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Пензенского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 07 ноября 2013 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

07 ноября  2013  года                                                  г. Пенза, ул. Урицкого, 127

Резолютивная часть решения объявлена 30 октября 2013 года.

Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

Бутузова Т.В. – заместитель руководителя управления.

Члены Комиссии:

Кузьмина М.В. - главный специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы,

Горячева М.В. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы,

рассмотрев дело №  3-01/18-2013 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбужденное в отношении ООО «Розница-Пенза» (г. Пенза, ул. М.Горького, 38/45, ИНН 5836655680) по факту распространения на внешней стене магазина, расположенного по адресу: г. Пенза, ул. Попова, 3-г  рекламы алкогольной продукции, содержащей признаки нарушения пункта 6 части 1 статьи 21, пункта 5 части 2 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе (далее – ФЗ «О рекламе»),

в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – представителя ООО «Розница-Пенза» <…> по доверенности от 28.10.2013 №663.

УСТАНОВИЛА:

В рамках осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о рекламе, отделом контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы 01.10.2013 установлено следующее:

На фасаде магазина по адресу: г. Пенза, ул. Попова, 3-г с использованием рекламных щитов размещена наружная реклама алкогольной продукции.

В ходе проверки специалистами Пензенского УФАС России произведена фотосъемка указанной рекламы.

Пензенским УФАС России определением от 02.10.2013 по факту распространения рекламы алкогольной продукции, размещенной на внешней стене магазина с надписью «Горилка», расположенного по адресу:  г. Пенза, ул.  Попова, 3-г, возбуждено дело № 3-01/18-2013 по признакам нарушения пункта 6 части 1 статьи 21, пункта 5 части 2 статьи 21 ФЗ «О рекламе». К участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, привлечено ООО «Розница-Пенза». Рассмотрение дела назначено на 22.10.2013. В ходе рассмотрения дела Комиссией дело было отложено до 30.10.2013.

В письменных пояснениях ООО «Розница-Пенза» (вх. от 17.10.2013 № 2662), а также на рассмотрении дела 30.10.2013 представителем общества пояснено, что данные конструкции не являются рекламой, а носят информационный характер. Общество не осуществляло и не осуществляет деятельности в магазине по адресу: г. Пенза, ул. Попова, 3Г, в настоящее время магазин закрывается, вывески демонтированы.

Кроме того представитель ООО «Розница-Пенза» сообщила, что не могут представить запрошенную Пензенским УФАС России спецификацию реализуемой продукции.

Изучив представленные документы, заслушав и исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующему выводу:

Над входом в магазин, расположенный по адресу: г. Пенза, ул. Попова, 3Г объемными буквами нанесена надпись «ГОРИЛКА АЛКОГОЛЬНЫЙ МАГАЗИН», «СКОРО ОТКРЫТИЕ».

Кроме того, на стене магазина размещена реклама следующего содержания:

- слева от входа в магазин закреплено настенное панно, содержащее изображение образа человека, изображен мужчина с усами, чубом на голове с поднятым вверх большим пальцем и надпись «Горилка»;

- справа от входа в магазин закреплено настенное панно с надписью «Разливное свежее пиво» (с изображением веток хмеля). Внизу выполнена надпись: «Чрезмерное употребление пива вредит вашему здоровью».

В соответствии со статьёй 3 ФЗ «О рекламе» рекламой является информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. При этом под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Иными словами, информация, признаваемая рекламой, должна удовлетворять следующим условиям, а именно:

-предназначаться для неопределенного круга лиц;

-привлекать, формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования;

-способствовать продвижению объекта рекламирования (товара) на рынке.

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правонарушения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.

В соответствии с частью 1 статьи 19 ФЗ «О рекламе», под наружной рекламой понимается распространение рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее – рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.

Крупномасштабные банеры (щит-растяжка), расположенные на стене здания магазина, расположенного по адресу: г. Пенза, ул. Попова, 3г, на которых размещена реклама алкогольной продукции, являются рекламными конструкциями и имеют значительную площадь изображения.

Информация, распространяющаяся на рекламных конструкциях, размещенных на внешней стене магазина, расположенного по указанному адресу, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования –  алкогольной продукции: «Горилке» и пиву.

Кроме того, указанное сообщение «разливное свежее пиво» (с изображением веток хмеля)» является рекламой разливного пива, реализуемого в магазине, так как ориентировано на неопределенный круг лиц и направлено на мотивацию потребителя рекламы для приобретения разливного пива, формирование и поддержание интереса к нему, и его продвижение на рынке продажи алкогольной продукции – разливного пива.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна использовать образы людей и животных, в том числе выполненные с помощью мультипликации (анимации).

Согласно пункту 5 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.

В статье 21 ФЗ «О рекламе» установлены специальные требования и ограничения в отношении рекламы алкогольной продукции.

Однако, в нарушение пункта 6 части 1 статьи 21, пункта 5 части 2 статьи 21 ФЗ «О рекламе» реклама алкогольной продукции распространяется на рекламных конструкциях, размещенных на внешней стене магазина «ГОРИЛКА, АЛКОГОЛЬНЫЙ МАГАЗИН», расположенного по адресу: г. Пенза, Попова, 3г.

Статья 21 ФЗ «О рекламе» имеет основной целью ограничение распространения рекламы алкогольной продукции, поскольку государство уделяет повышенное внимание недопустимости употребления алкогольной продукции лицами младше 18 лет. Именно поэтому законодателем установлены столь жесткие ограничения для рекламы продукции данного вида. Несмотря на установленные запреты, ООО «Розница-Пенза» разместило данную рекламу с одной целью – привлечь внимание потребителей к товару – алкогольной продукции. Реклама алкоголя обращена лицевой стороной в сторону улице Попова, где рядом находится Гимназия № 53 (ул. Попова, 14), ДК «Дом Офицеров» (ул. Ленинградская, 1а), что делает ее более доступной для восприятия потребителями, в том числе детьми и подростками в возрасте до 18 лет.

Реклама алкогольной продукции не должна использовать образы людей, в том числе выполненные с помощью мультипликации (анимации). В рекламе, распространяемой ООО «Розница-Пенза», изображен мужчина с усами, чубом на голове, с поднятым вверх большим пальцем и надписью «Горилка».

Согласно Большому толковому словарю русского языка «образ» - это «1.внешний вид, облик; наружность, внешность; 2.живое наглядное представление о ком-либо, о чем-либо, возникающее в воображении, мыслях кого-либо; 3.форма восприятия сознанием предметов и явлений внешнего мира» и т.п.

Следовательно, «образ» - это не только внешний вид предмета, но и форма его представления и восприятия в сознании человека. Под образом следует понимать отражение в сознании потребителей рекламы определенных объектов материального мира, их наглядное, живое представление. При этом создание образов может происходить посредством текстового, визуального или звукового восприятия. Визуальным использованием образов людей является изображение живых существ (включая вымышленных) в рекламе, в том числе демонстрация частей тела, силуэтов способами графики, живописи, анимации, фотографии и другими.

Согласно толковому словарю Ефремовой «горилка» - это водка.

Таким образом, использование в рекламе образа мужчины с усами, чубом на голове, с поднятым вверх большим пальцем и надписью «Горилка» - все это ассоциируется у потребителей с алкогольной продукцией (водкой), реализуемой в данном магазине.

Из содержания рекламы: «Разливное свежее пиво» (с изображением веток хмеля). Чрезмерное употребление пива вредит вашему здоровью. Изображение образа человека  с усами, чубом на голове с поднятым вверх большим пальцем и надписью «Горилка» следует, что целью распространения рекламы является поддержание интереса к реализуемым Обществом товарам и способствование их реализации. Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в пункте 16 информационного письма от 25.12.1998 №37, информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара. В данном случае  наименование марки  «Горилка» и «разливное свежее пиво» у потребителей рекламы, в первую очередь, ассоциируется с алкогольной и пивной продукцией.

Комиссией не может быть принят довод ООО «Розница-Пенза» относительно того, что рассматриваемая реклама не является рекламой алкогольной продукции. Настенное панно с надписью «Разливное свежее пиво» (с изображением веток хмеля), изображения мужчины с усами, чубом на голове, с поднятым вверх большим пальцем и надписью «Горилка», которые ассоциируются с пивом и водкой, в совокупности формируют у потребителей рекламы именно интерес к пиву и алкогольной продукции.

Законом о рекламе (часть 3 статья 21) установлены специальные требования к рекламе алкогольной продукции, а именно: реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде чрезмерного потребления.

На рассматриваемом изображении «Разливное свежее пиво» приведено предупреждение о вреде чрезмерного потребления пива, что свидетельствует о том, что при размещении данной информации распространяется реклама алкогольной продукции.

Комиссией Пензенского УФАС отклоняется довод ООО «Розница-Пенза» относительно того, что информация на внешней стене помещения торговой точки является вывеской.

Статья 9 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» обязывает изготовителя (исполнителя, продавца) довести до сведения потребителя фирменное наименование своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.

Таким образом, вывеска – это установленное на видном месте сообщение продавца (исполнителя) о фирменном наименовании своей организации, месте ее нахождения и режиме ее работы.

Реклама – вид массовой информации, предназначенной для неопределенного круга лиц, но отличие рекламной информации от иной массовой информации – это ее направленность на стимулирование продаж путем целенаправленного обращения внимания потребителя, не только на конкретные марки товаров, но и на указание товаров в целом.

Информация: «Разливное свежее пиво, с изображением веток хмеля, чрезмерное употребление пива вредит вашему здоровью, изображение мужчины с усами, чубом на голове, с поднятым вверх большим пальцем и надписью «Горилка» не является обязательной информацией для потребителей, которая должна доводиться посредством вывески, так как не содержит сведений о продавце товара, месте его нахождения, режиме работы. Целевое назначение данной информации – формирование у неопределенного круга лиц интереса к товару, в данном случае к пиву и «Горилке», и способствование реализации этого товара.

Следовательно, информация, размещенная ООО «Розница-Пенза», является наружной рекламой разливного пива и алкогольного продукта «Горилка».

Кроме того,  размещение настенных панно с информацией о пиве и алкогольной продукции на многоэтажном здании, в котором общество арендует одну из площадей, расценивается как реклама реализуемой этой организацией продукции, поскольку такой способ размещения информации не обеспечивает обозначения места ее нахождения и преследует иные цели.

В ходе рассмотрения дела представитель ООО «Розница-Пенза» сообщил, что общество использует, по устной договоренности, зарегистрированный товарный знак «Горилка».

Документов, подтверждающих право использования товарного знака, не представлено.

Довод ООО «Розница-Пенза» о том, что используемое обозначение является информационной вывеской, не принят Комиссией по следующим основаниям. На фасаде здания над входом в магазин расположена вывеска «Горилка. Алкогольный магазин», которая уже содержит название магазина. Дублирование изображения на других конструкциях носит рекламный характер и не может рассматриваться в качестве вывески, так как не содержит необходимой для вывески информации.

В соответствии с разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» от 08.10.2012 при анализе информации на предмет наличия в ней признаков рекламы судам необходимо учитывать, что размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре.

Таким образом, распространение на фасаде магазина, расположенного в жилом доме по адресу: г. Пенза, ул.Попова, 3г; г. Пенза,  рекламы алкогольной продукции, является нарушением пункта 6 части 1 статьи 21, пункта 5 части 2 статьи 21 ФЗ «О рекламе».

Согласно части 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-4 статьи 21 настоящего закона несет рекламораспространитель.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламораспространитель – это лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В ходе рассмотрения дела № 3-01/18-2013 установлено, что реклама, размещенная на внешней стене магазина «Горилка. Алкогольный магазин», расположенного по адресу: г. Пенза, ул. Попова, 3г, изготовлена по заказу ООО «Розница-Пенза», о чем свидетельствует имеющийся в материалах дела договор от 15 мая 2013 года № 9, заключенный обществом с ИП Солдатовым А.И. Нежилые помещения общей площадью 100 кв.м., в которых располагается указанный магазин (г. Пенза, ул. Попова, 3г), ООО «Розница-Пенза» арендует у ИП Бу А.А. по договору аренды нежилого помещения от 22.04.2013.

Согласно копии Выписки из Единого государственного реестра юридических лиц ООО «Розница-Пенза» осуществляет розничную торговлю алкогольными и другими напитками.

Из пояснений представителя ООО «Розница-Пенза», данного им при рассмотрении настоящего дела, следует, что рассматриваемая реклама была разработана и размещена непосредственно обществом.

Следовательно, рекламораспространителем в данном случае является ООО «Розница-Пенза».

Таким образом, ООО «Розница-Пенза», как лицо, которое хотело осуществлять в магазине по адресу: г. Пенза, ул. Попова, 3г;  торговую деятельность по продаже алкогольной продукции, и имея, при этом, прямую заинтересованность в привлечении внимания неопределенного круга лиц к реализуемому товару, является рекламораспространителем рекламы алкогольной продукции, нарушающей пункт 6 часть 1 статью 21, пункт 5 часть 2 статьи 21 ФЗ «О рекламе».

В силу части 4 статьи 38 ФЗ «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

В материалах дела имеется письмо Министерства сельского хозяйства Пензенской области о том, что ООО «Розница-Пенза» рекламирует продажу алкогольной продукции, не имея соответствующего разрешения на розничную продажу алкогольной продукции (лицензии) по следующим адресам: г. Пенза, ул. Кураева, д. 4; г. Пенза, ул. Попова, 3Г.  

По адресу г. Пенза, ул. Кураева, д. 4 размещена аналогичная реклама (фотографии приложены в материалах дела).

В связи с изложенным, Комиссия единогласно  приняла решение о выдаче ООО «Розница-Пенза» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения рекламы.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и  в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства  Российской  Федерации о рекламе от 17.08.2006 № 508, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу алкогольной продукции, размещенную на внешней стене магазина ООО «Розница-Пенза», расположенного по адресу: г. Пенза, ул. Попова, 3г; г. Пенза, ул. Кураева, 4, поскольку при ее распространении нарушены требования пункта 6 части 1 статьи 21, пункта 5 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать ООО «Розница-Пенза» (г. Пенза, ул. М.Горького, 38/45, ИНН 5836655680) предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Пензенского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 07 ноября 2013 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 3-01/18-2013 [format] => [safe_value] => 3-01/18-2013 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 10 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 59 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 59 [vid] => 1 [name] => ненадлежащая реклама [description] => [format] => [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 271 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 271 [vid] => 1 [name] => алкоголь [description] => [format] => [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-11-08 05:51:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-11-08 05:51:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1384149283 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Пензенское УФАС России )