Решение по делу №3-01/26-2013 в отношении ИП С<…>.

Номер дела: 3-01/26-2013
Дата публикации: 18 декабря 2013, 17:09

РЕШЕНИЕ

17 декабря  2013  года                                                г. Пенза, ул. Урицкого, 127       

Резолютивная часть решения объявлена 16 декабря 2013 года.

Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…>. – заместитель руководителя управления.

Члены Комиссии:

<…>. - главный специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы,

<…> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы,

рассмотрев дело №  3-01/26-2013 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбужденное в отношении индивидуального предпринимателя С<…>  (<…>, ИНН <…>) по факту распространения в газете «Наш город Пенза» от 18 сентября 2013 года №38 (242) стр. 4 рекламы  «ДАР Алтая», содержащей признаки нарушения пункта 2, пункта 10 части 3 статьи 5; пункта 6 части 5 статьи 5; пункта 1, пункта 2, пункта 3 части 1 статьи 25 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе (далее – ФЗ «О рекламе»),

- в отсутствие индивидуального предпринимателя С<…>(в материалах дела имеются доказательства надлежащего извещения индивидуального предпринимателя Салимова Ф.М. о месте и времени рассмотрения дела № 3-01/26-2013).

УСТАНОВИЛА:

В рамках осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о рекламе, отделом контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы установлено следующее.

В газете «Наш город Пенза» от 18 сентября 2013 года №38 (242) стр. 4  размещена статья «Дар Алтая!» (бальзам «Егерь», лапчатка белая, экстракт Корейского красного женьшеня, масло амаранта, акулий хрящ, барсучий жир) с признаками нарушения законодательства о рекламе.

Пензенским УФАС России определением от 21.10.2013 по факту распространения рекламной статьи «Дар Алтая!», размещенной в газете «Наш город Пенза», возбуждено дело № 3-01/26-2013 по признакам нарушения пункта 2, пункта 10 части 3 статьи 5; пункта 6 части 5 статьи 5; пункта 1, пункта 2, пункта 3 части 1 статьи 25 «О рекламе». Рассмотрение дела назначено на 26.11.2013. К участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, привлечен индивидуальный предприниматель Салимов Ф.М. На рассмотрение дела 26.11.2013 индивидуальный предприниматель С<…> не явился, запрошенные в Определении от 21.10.2013 года  № 3-01/26-2013 (исх. от 21.10.2013 №2627-3) документы не представил. По данному факту 11.12.2013 Пензенским УФАС в отношении индивидуального предпринимателя Салимова Ф.М. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 19.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В ходе рассмотрения дела Комиссией дело было отложено до 16.12.2013.

На рассмотрение дела 16.12.2013 индивидуальный предприниматель С<…>не явился, запрошенные документы не представил. Комиссия приняла решение о рассмотрении дела в отсутствие индивидуального предпринимателя С<…>.

Изучив представленные документы, Комиссия пришла к следующему выводу:

В газете «Наш город Пенза» от 18 сентября 2013 года №38 (242) стр. 4  размещена статья «Дар Алтая!» с информацией о бальзаме «Егерь», лапчатке белой, экстракте Корейского красного женьшеня, масле амаранта, акульем хряще, барсучьем жире. В статье содержатся ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения указанной в рекламе продукции (акулий хрящ, барсучий жир), в том числе посредством отзывов физических лиц об улучшении их состояния в результате применения данной продукции, содержит указание на лечебные свойства. Идет диалог от имени физических лиц: Александры Петровны, 65 лет г. Пенза, врач-хирург; Мироновой А.Н. г. Пенза. с утверждениями об  улучшении состояния здоровья и выражения благодарности в результате применения данной продукции. Статья сопровождается предупреждением: «БАД, не является лекарственным средством, имеются противопоказания». Кроме того, содержится информация, где можно приобрести указанную продукцию (газета с опубликованной статьей приложена в материалы дела).

В соответствии со статьёй 3 Федерального закона «О рекламе» рекламой является информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. При этом под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Иными словами, информация, признаваемая рекламой, должна удовлетворять следующим условиям, а именно:

-предназначаться для неопределенного круга лиц;

-привлекать, формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования;

-способствовать продвижению объекта рекламирования (товара) на рынке.

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правонарушения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.

Информация, распространяющаяся в газете «Наш город Пенза», бальзама «Егерь», лапчатки белой, экстракта Корейского красного женьшеня, масла амаранта, акульего хряща, барсучьего жира, содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; преследует строго заданные цели информирования: продвижение на рынке, призвана формировать и поддерживать интерес к услугам, предоставляемым соответствующим рекламодателем.

Объектом рекламирования в рекламной статье являются: бальзам «Егерь», лапчатка белая, экстракт Корейского красного женьшеня, масло амаранта, акулий хрящ, барсучий жир.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

В соответствии с пунктом 10 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о рекомендациях физических или юридических лиц относительно объекта рекламирования либо о его одобрении физическими или юридическими лицами.

Согласно пункту 6 части 5 стать 5 ФЗ «О рекламе» в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 25 ФЗ «О рекламе» реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 25 ФЗ «О рекламе» реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна содержать ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения таких добавок.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 25 ФЗ «О рекламе» реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с применением таких добавок.

Комиссия, изучив рекламную статью, установила, что текст рекламного сообщения свидетельствует о намерении рекламодателя привлечь внимание покупателей к рекламируемым продуктам именно как к средствам лекарственного воздействия на организм человека, т.к. в рекламе содержатся указания на лечебные свойства данной продукции и улучшения состояния здоровья человека в результате применения:

- «бальзам «Егерь»…Особенно важен бальзам для лиц среднего и пожилого возраста. Дана весьма высокая оценка использования бальзама в лечении многих заболеваний: туберкулез легких, подагра, бронхиты, пневмония, при острых и хронических заболеваниях печени…»;

- «…Лечебные свойства лапчатки белой многообразны. Особую ценность она представляет при болезнях щитовидной железы (диффузный зоб 1-4 степени, диффузно-узловой и многоузловой зоб, гиперплазия щитовидной железы, аденома щитовидной железы, полипы). Терапевтическая эффективность лапчатки белой подтверждена клинически…»;

- «Экстракт Корейского красного женьшеня участвует в процессе превращения злокачественных раковых клеток в нормальные здоровые клетки, применяется при лучевой терапии, онкологии, нормализации гемоглобина, при заболеваниях центральной нервной системы…»;

 - «масло амаранта…очищение печени и крови, онкологические заболевания; сердечно-сосудистые заболевания….»;

- «Акулий хрящ в капсулах эффективен в восстановительном периоде после операций, травм, ожогов: быстрее формируются послеопериционные рубцы, возвращаются силы, исчезает болевой синдром. Предохраняет препарат и от разрушительного воздействия лучевой и химиотерапии, развитие опухоли замедляется. Исследования показали, что акулий хрящ обладает имуномодулирующим эффектом…Меня начали мучить боли в суставах, на ногах появилось варикозное расширение…»;

- «… барсучий жир успешно используют при многих заболеваниях: туберкулезе, воспалении легких… Меня беспокоили сильные боли в области груди….Лечилась месяцами: таблетки, уколы, капельницы…».

Далее в рекламе идут заметки людей об излечении от болезней при помощи акульего хряща и барсучьего жира: «Вот однажды наткнулся на статью об акульем хряще, опробовал его и забыл о болях в суставах и ногах, различных головных болях…», После того, как стала принимать барсучий жир, боли уменьшились, а вскоре совсем прошли…».

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 22.06.1998 № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» лекарственные средства – это вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животного, растений, минералов синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся также вещества растительного, животного или синтетического происхождения, обладающие фармакологической активностью и предназначенные для производства и изготовления лекарственных средств (фармацевтические субстанции).

Согласно статье 19 Федерального закона от 22.06.1998 № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» лекарственные средства могут производиться, продаваться и применяться на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление государственного контроля и надзора в сфере обращения лекарственных средств.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.10.2006 № 736 утвержден административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной регистрации лекарственных средств. В соответствии с этим регламентом документом, подтверждающим факт государственной регистрации лекарственного средства, является регистрационное удостоверение.

Таким образом, закон предусматривает, что именно лекарственные средства могут применяться для профилактики, диагностики и лечения болезни.

Бальзам «Егерь», лапчатка белая, экстракт Корейского красного женьшеня, масло амаранта, акулий хрящ, барсучий жир отсутствуют в государственном реестре лекарственных средств.

Указанные в рекламе продукты - бальзам «Егерь», лапчатка белая, экстракт Корейского красного женьшеня, масло амаранта, акулий хрящ, барсучий жир -  лекарственными средствами не являются, что исключает возможность указания в рекламе на их лечебное, профилактическое и иное восстановительное воздействие на организм человека, в связи с чем, отсутствуют правовые основания для распространения иных сведений об указанном продукте, кроме как имеющихся в сертификате соответствия на рекламируемый продукт.

Рассматриваемая реклама сопровождается отзывами физических лиц, принимающих «Акулий хрящ», «Барсучий жир». Отзывы содержат благодарность и  информацию об излечении от различных заболеваний в результате их применения.

Исходя из содержания рекламы, данные продукты (бальзам «Егерь», лапчатка белая, экстракт Корейского красного женьшеня, масло амаранта, акулий хрящ, барсучий жир) обладают лечебными  свойствами при различных заболеваниях. Лечебные свойства достигаются за счет содержания в них лекарственных трав, а также медвежьего жира, глюкозамина и хондроитинсульфата, используемых при лечении различных заболеваний.

Однако, пищевые продукты, содержащие в своем составе различные растительные комплексы и активные вещества, и непосредственно сами лекарственные травы (лекарственные средства), относятся к разным группам товаров и обладают разными потребительскими свойствами и воздействием на организм человека.

Таким образом, указание в рекламе на лечебные свойства пищевых продуктов свидетельствует о недостоверной рекламе относительно назначении, потребительских свойствах, об условиях применения данных пищевых продуктов, что указывает на нарушение п.2 ч.3 ст.5 ФЗ «О рекламе».

Учитывая, что рекламируемые продукты (бальзам «Егерь», лапчатка белая, экстракт Корейского красного женьшеня, масло амаранта, акулий хрящ, барсучий жир) не являются лекарственными средствами, размещенная в рекламе информация о том, что они лечат либо оказывают положительное влияние на течение различных болезней, противоречит требованиям п.6 ч.5 ст.5 ФЗ «О рекламе».

В материалах дела отсутствуют документы по достоверности рекламной информации, касающейся отзывов физических лиц об улучшении их состояния в результате применения данной продукции, что указывает на нарушение п.10 ч.3 ст.5 ФЗ «О рекламе».

В рекламе мелким шрифтом имеется пометка: «БАД, не является лекарственным средством».

Согласно статье 1 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», биологически активные добавки – это природные (идентичные природным) биологически активные вещества, предназначенные для употребления одновременно с пищей или введения в состав пищевых продуктов.

В соответствии с СанПиН 2.3.2.1290-03 «Гигиенические требования к организации производства и оборота» от 17.04.2003, БАД используются как дополнительный источник пищевых и биологически активных веществ, для оптимизации углеводного, жирового, белкового, витаминного и других видов обмена веществ при различных функциональных состояниях, для нормализации и/или улучшения функционального состояния органов и систем организма человека, в том числе продуктов, оказывающих общеукрепляющее, мягкое мочегонное, тонизирующее, успокаивающее и иные виды действия при различных функциональных состояниях, для снижения риска заболеваний, а также для нормализации микрофлоры желудочно-кишечного тракта, в качестве энтеросорбентов. Признак добавочности – главное отличие БАД от лекарства.

В рекламе БАДов (бальзам «Егерь», лапчатка белая, экстракт Корейского красного женьшеня, масло амаранта, акулий хрящ, барсучий жир), перечисляются конкретные заболевания, содержится указание на лечебные свойства указанной в рекламе продукции, содержатся ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения данной продукции, содержатся выражение благодарности, что противоречит требованиям пункта 1, пункта 2, пункта 3 части 1 статьи 25 ФЗ «О рекламе».

Реклама изделий и препаратов, терапевтические свойства которых не подтверждены соответствующими удостоверениями и свидетельствами, в качестве медицинских изделий, несет потенциальную угрозу здоровью потребителя. Суть такой угрозы сводится к тому, что взамен традиционного лечения потребители под воздействием рекламы прибегают к самостоятельному лечению на основе недостоверных сведений, полученных из рекламы о лечебных свойствах рекламируемых препаратов, что может привести к необратимым последствиям для их здоровья.

Таким образом, в рекламе «Дар Алтая!», выявлены нарушения пункта 2, пункта 10 части 3 статьи 5; пункта 6 части 5 статьи 5; пункта 1, пункта 2, пункта 3 части 1 статьи 25 ФЗ «О рекламе».

Согласно пункту 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5, статьей 25 настоящего закона несет рекламодатель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Рекламодателем вышеуказанной рекламы является индивидуальный предприниматель С<…> (<…>, ИНН <…>), что подтверждается договором от 24 ноября 2011 года № 112 на оказание услуг по размещению рекламных материалов в газете «Наш город Пенза» с индивидуальным предпринимателем Букиной Инной Владимировной.

Учитывая вышеизложенное, и, основываясь на фактических обстоятельствах дела, Комиссия пришла к выводу, что индивидуальный предприниматель С<…> нарушил требования пункта 2, пункта 10 части 3 статьи 5; пункта 6 части 5 статьи 5; пункта 1, пункта 2, пункта 3 части 1 статьи 25 ФЗ «О рекламе».

В силу части 4 статьи 38 ФЗ «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и  в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства  Российской  Федерации о рекламе от 17.08.2006 № 508, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу «Дар Алтая!» (бальзам «Егерь», лапчатка белая, экстракт Корейского красного женьшеня, масло амаранта, акулий хрящ, барсучий жир), размещенную в газете «Наш город Пенза» от 18 сентября 2013 года №38 (242) стр. 4, поскольку при ее распространении нарушены требования пункта 2, пункта 10 части 3 статьи 5; пункта 6 части 5 статьи 5; пункта 1, пункта 2, пункта 3 части 1 статьи 25  Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать индивидуальному предпринимателю С<…> (<…>, ИНН <…>) предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Пензенского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 17 декабря 2013 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

stdClass Object ( [vid] => 10827 [uid] => 5 [title] => Решение по делу №3-01/26-2013 в отношении ИП С<…>. [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 10827 [type] => solution [language] => ru [created] => 1388758279 [changed] => 1392625567 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1392625567 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

17 декабря  2013  года                                                г. Пенза, ул. Урицкого, 127       

Резолютивная часть решения объявлена 16 декабря 2013 года.

Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…>. – заместитель руководителя управления.

Члены Комиссии:

<…>. - главный специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы,

<…> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы,

рассмотрев дело №  3-01/26-2013 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбужденное в отношении индивидуального предпринимателя С<…>  (<…>, ИНН <…>) по факту распространения в газете «Наш город Пенза» от 18 сентября 2013 года №38 (242) стр. 4 рекламы  «ДАР Алтая», содержащей признаки нарушения пункта 2, пункта 10 части 3 статьи 5; пункта 6 части 5 статьи 5; пункта 1, пункта 2, пункта 3 части 1 статьи 25 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе (далее – ФЗ «О рекламе»),

- в отсутствие индивидуального предпринимателя С<…>(в материалах дела имеются доказательства надлежащего извещения индивидуального предпринимателя Салимова Ф.М. о месте и времени рассмотрения дела № 3-01/26-2013).

УСТАНОВИЛА:

В рамках осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о рекламе, отделом контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы установлено следующее.

В газете «Наш город Пенза» от 18 сентября 2013 года №38 (242) стр. 4  размещена статья «Дар Алтая!» (бальзам «Егерь», лапчатка белая, экстракт Корейского красного женьшеня, масло амаранта, акулий хрящ, барсучий жир) с признаками нарушения законодательства о рекламе.

Пензенским УФАС России определением от 21.10.2013 по факту распространения рекламной статьи «Дар Алтая!», размещенной в газете «Наш город Пенза», возбуждено дело № 3-01/26-2013 по признакам нарушения пункта 2, пункта 10 части 3 статьи 5; пункта 6 части 5 статьи 5; пункта 1, пункта 2, пункта 3 части 1 статьи 25 «О рекламе». Рассмотрение дела назначено на 26.11.2013. К участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, привлечен индивидуальный предприниматель Салимов Ф.М. На рассмотрение дела 26.11.2013 индивидуальный предприниматель С<…> не явился, запрошенные в Определении от 21.10.2013 года  № 3-01/26-2013 (исх. от 21.10.2013 №2627-3) документы не представил. По данному факту 11.12.2013 Пензенским УФАС в отношении индивидуального предпринимателя Салимова Ф.М. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 19.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В ходе рассмотрения дела Комиссией дело было отложено до 16.12.2013.

На рассмотрение дела 16.12.2013 индивидуальный предприниматель С<…>не явился, запрошенные документы не представил. Комиссия приняла решение о рассмотрении дела в отсутствие индивидуального предпринимателя С<…>.

Изучив представленные документы, Комиссия пришла к следующему выводу:

В газете «Наш город Пенза» от 18 сентября 2013 года №38 (242) стр. 4  размещена статья «Дар Алтая!» с информацией о бальзаме «Егерь», лапчатке белой, экстракте Корейского красного женьшеня, масле амаранта, акульем хряще, барсучьем жире. В статье содержатся ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения указанной в рекламе продукции (акулий хрящ, барсучий жир), в том числе посредством отзывов физических лиц об улучшении их состояния в результате применения данной продукции, содержит указание на лечебные свойства. Идет диалог от имени физических лиц: Александры Петровны, 65 лет г. Пенза, врач-хирург; Мироновой А.Н. г. Пенза. с утверждениями об  улучшении состояния здоровья и выражения благодарности в результате применения данной продукции. Статья сопровождается предупреждением: «БАД, не является лекарственным средством, имеются противопоказания». Кроме того, содержится информация, где можно приобрести указанную продукцию (газета с опубликованной статьей приложена в материалы дела).

В соответствии со статьёй 3 Федерального закона «О рекламе» рекламой является информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. При этом под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Иными словами, информация, признаваемая рекламой, должна удовлетворять следующим условиям, а именно:

-предназначаться для неопределенного круга лиц;

-привлекать, формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования;

-способствовать продвижению объекта рекламирования (товара) на рынке.

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правонарушения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.

Информация, распространяющаяся в газете «Наш город Пенза», бальзама «Егерь», лапчатки белой, экстракта Корейского красного женьшеня, масла амаранта, акульего хряща, барсучьего жира, содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; преследует строго заданные цели информирования: продвижение на рынке, призвана формировать и поддерживать интерес к услугам, предоставляемым соответствующим рекламодателем.

Объектом рекламирования в рекламной статье являются: бальзам «Егерь», лапчатка белая, экстракт Корейского красного женьшеня, масло амаранта, акулий хрящ, барсучий жир.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

В соответствии с пунктом 10 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о рекомендациях физических или юридических лиц относительно объекта рекламирования либо о его одобрении физическими или юридическими лицами.

Согласно пункту 6 части 5 стать 5 ФЗ «О рекламе» в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 25 ФЗ «О рекламе» реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 25 ФЗ «О рекламе» реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна содержать ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения таких добавок.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 25 ФЗ «О рекламе» реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с применением таких добавок.

Комиссия, изучив рекламную статью, установила, что текст рекламного сообщения свидетельствует о намерении рекламодателя привлечь внимание покупателей к рекламируемым продуктам именно как к средствам лекарственного воздействия на организм человека, т.к. в рекламе содержатся указания на лечебные свойства данной продукции и улучшения состояния здоровья человека в результате применения:

- «бальзам «Егерь»…Особенно важен бальзам для лиц среднего и пожилого возраста. Дана весьма высокая оценка использования бальзама в лечении многих заболеваний: туберкулез легких, подагра, бронхиты, пневмония, при острых и хронических заболеваниях печени…»;

- «…Лечебные свойства лапчатки белой многообразны. Особую ценность она представляет при болезнях щитовидной железы (диффузный зоб 1-4 степени, диффузно-узловой и многоузловой зоб, гиперплазия щитовидной железы, аденома щитовидной железы, полипы). Терапевтическая эффективность лапчатки белой подтверждена клинически…»;

- «Экстракт Корейского красного женьшеня участвует в процессе превращения злокачественных раковых клеток в нормальные здоровые клетки, применяется при лучевой терапии, онкологии, нормализации гемоглобина, при заболеваниях центральной нервной системы…»;

 - «масло амаранта…очищение печени и крови, онкологические заболевания; сердечно-сосудистые заболевания….»;

- «Акулий хрящ в капсулах эффективен в восстановительном периоде после операций, травм, ожогов: быстрее формируются послеопериционные рубцы, возвращаются силы, исчезает болевой синдром. Предохраняет препарат и от разрушительного воздействия лучевой и химиотерапии, развитие опухоли замедляется. Исследования показали, что акулий хрящ обладает имуномодулирующим эффектом…Меня начали мучить боли в суставах, на ногах появилось варикозное расширение…»;

- «… барсучий жир успешно используют при многих заболеваниях: туберкулезе, воспалении легких… Меня беспокоили сильные боли в области груди….Лечилась месяцами: таблетки, уколы, капельницы…».

Далее в рекламе идут заметки людей об излечении от болезней при помощи акульего хряща и барсучьего жира: «Вот однажды наткнулся на статью об акульем хряще, опробовал его и забыл о болях в суставах и ногах, различных головных болях…», После того, как стала принимать барсучий жир, боли уменьшились, а вскоре совсем прошли…».

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 22.06.1998 № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» лекарственные средства – это вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животного, растений, минералов синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся также вещества растительного, животного или синтетического происхождения, обладающие фармакологической активностью и предназначенные для производства и изготовления лекарственных средств (фармацевтические субстанции).

Согласно статье 19 Федерального закона от 22.06.1998 № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» лекарственные средства могут производиться, продаваться и применяться на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление государственного контроля и надзора в сфере обращения лекарственных средств.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.10.2006 № 736 утвержден административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной регистрации лекарственных средств. В соответствии с этим регламентом документом, подтверждающим факт государственной регистрации лекарственного средства, является регистрационное удостоверение.

Таким образом, закон предусматривает, что именно лекарственные средства могут применяться для профилактики, диагностики и лечения болезни.

Бальзам «Егерь», лапчатка белая, экстракт Корейского красного женьшеня, масло амаранта, акулий хрящ, барсучий жир отсутствуют в государственном реестре лекарственных средств.

Указанные в рекламе продукты - бальзам «Егерь», лапчатка белая, экстракт Корейского красного женьшеня, масло амаранта, акулий хрящ, барсучий жир -  лекарственными средствами не являются, что исключает возможность указания в рекламе на их лечебное, профилактическое и иное восстановительное воздействие на организм человека, в связи с чем, отсутствуют правовые основания для распространения иных сведений об указанном продукте, кроме как имеющихся в сертификате соответствия на рекламируемый продукт.

Рассматриваемая реклама сопровождается отзывами физических лиц, принимающих «Акулий хрящ», «Барсучий жир». Отзывы содержат благодарность и  информацию об излечении от различных заболеваний в результате их применения.

Исходя из содержания рекламы, данные продукты (бальзам «Егерь», лапчатка белая, экстракт Корейского красного женьшеня, масло амаранта, акулий хрящ, барсучий жир) обладают лечебными  свойствами при различных заболеваниях. Лечебные свойства достигаются за счет содержания в них лекарственных трав, а также медвежьего жира, глюкозамина и хондроитинсульфата, используемых при лечении различных заболеваний.

Однако, пищевые продукты, содержащие в своем составе различные растительные комплексы и активные вещества, и непосредственно сами лекарственные травы (лекарственные средства), относятся к разным группам товаров и обладают разными потребительскими свойствами и воздействием на организм человека.

Таким образом, указание в рекламе на лечебные свойства пищевых продуктов свидетельствует о недостоверной рекламе относительно назначении, потребительских свойствах, об условиях применения данных пищевых продуктов, что указывает на нарушение п.2 ч.3 ст.5 ФЗ «О рекламе».

Учитывая, что рекламируемые продукты (бальзам «Егерь», лапчатка белая, экстракт Корейского красного женьшеня, масло амаранта, акулий хрящ, барсучий жир) не являются лекарственными средствами, размещенная в рекламе информация о том, что они лечат либо оказывают положительное влияние на течение различных болезней, противоречит требованиям п.6 ч.5 ст.5 ФЗ «О рекламе».

В материалах дела отсутствуют документы по достоверности рекламной информации, касающейся отзывов физических лиц об улучшении их состояния в результате применения данной продукции, что указывает на нарушение п.10 ч.3 ст.5 ФЗ «О рекламе».

В рекламе мелким шрифтом имеется пометка: «БАД, не является лекарственным средством».

Согласно статье 1 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», биологически активные добавки – это природные (идентичные природным) биологически активные вещества, предназначенные для употребления одновременно с пищей или введения в состав пищевых продуктов.

В соответствии с СанПиН 2.3.2.1290-03 «Гигиенические требования к организации производства и оборота» от 17.04.2003, БАД используются как дополнительный источник пищевых и биологически активных веществ, для оптимизации углеводного, жирового, белкового, витаминного и других видов обмена веществ при различных функциональных состояниях, для нормализации и/или улучшения функционального состояния органов и систем организма человека, в том числе продуктов, оказывающих общеукрепляющее, мягкое мочегонное, тонизирующее, успокаивающее и иные виды действия при различных функциональных состояниях, для снижения риска заболеваний, а также для нормализации микрофлоры желудочно-кишечного тракта, в качестве энтеросорбентов. Признак добавочности – главное отличие БАД от лекарства.

В рекламе БАДов (бальзам «Егерь», лапчатка белая, экстракт Корейского красного женьшеня, масло амаранта, акулий хрящ, барсучий жир), перечисляются конкретные заболевания, содержится указание на лечебные свойства указанной в рекламе продукции, содержатся ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения данной продукции, содержатся выражение благодарности, что противоречит требованиям пункта 1, пункта 2, пункта 3 части 1 статьи 25 ФЗ «О рекламе».

Реклама изделий и препаратов, терапевтические свойства которых не подтверждены соответствующими удостоверениями и свидетельствами, в качестве медицинских изделий, несет потенциальную угрозу здоровью потребителя. Суть такой угрозы сводится к тому, что взамен традиционного лечения потребители под воздействием рекламы прибегают к самостоятельному лечению на основе недостоверных сведений, полученных из рекламы о лечебных свойствах рекламируемых препаратов, что может привести к необратимым последствиям для их здоровья.

Таким образом, в рекламе «Дар Алтая!», выявлены нарушения пункта 2, пункта 10 части 3 статьи 5; пункта 6 части 5 статьи 5; пункта 1, пункта 2, пункта 3 части 1 статьи 25 ФЗ «О рекламе».

Согласно пункту 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5, статьей 25 настоящего закона несет рекламодатель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Рекламодателем вышеуказанной рекламы является индивидуальный предприниматель С<…> (<…>, ИНН <…>), что подтверждается договором от 24 ноября 2011 года № 112 на оказание услуг по размещению рекламных материалов в газете «Наш город Пенза» с индивидуальным предпринимателем Букиной Инной Владимировной.

Учитывая вышеизложенное, и, основываясь на фактических обстоятельствах дела, Комиссия пришла к выводу, что индивидуальный предприниматель С<…> нарушил требования пункта 2, пункта 10 части 3 статьи 5; пункта 6 части 5 статьи 5; пункта 1, пункта 2, пункта 3 части 1 статьи 25 ФЗ «О рекламе».

В силу части 4 статьи 38 ФЗ «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и  в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства  Российской  Федерации о рекламе от 17.08.2006 № 508, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу «Дар Алтая!» (бальзам «Егерь», лапчатка белая, экстракт Корейского красного женьшеня, масло амаранта, акулий хрящ, барсучий жир), размещенную в газете «Наш город Пенза» от 18 сентября 2013 года №38 (242) стр. 4, поскольку при ее распространении нарушены требования пункта 2, пункта 10 части 3 статьи 5; пункта 6 части 5 статьи 5; пункта 1, пункта 2, пункта 3 части 1 статьи 25  Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать индивидуальному предпринимателю С<…> (<…>, ИНН <…>) предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Пензенского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 17 декабря 2013 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

17 декабря  2013  года                                                г. Пенза, ул. Урицкого, 127       

Резолютивная часть решения объявлена 16 декабря 2013 года.

Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…>. – заместитель руководителя управления.

Члены Комиссии:

<…>. - главный специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы,

<…> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы,

рассмотрев дело №  3-01/26-2013 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбужденное в отношении индивидуального предпринимателя С<…>  (<…>, ИНН <…>) по факту распространения в газете «Наш город Пенза» от 18 сентября 2013 года №38 (242) стр. 4 рекламы  «ДАР Алтая», содержащей признаки нарушения пункта 2, пункта 10 части 3 статьи 5; пункта 6 части 5 статьи 5; пункта 1, пункта 2, пункта 3 части 1 статьи 25 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе (далее – ФЗ «О рекламе»),

- в отсутствие индивидуального предпринимателя С<…>(в материалах дела имеются доказательства надлежащего извещения индивидуального предпринимателя Салимова Ф.М. о месте и времени рассмотрения дела № 3-01/26-2013).

УСТАНОВИЛА:

В рамках осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о рекламе, отделом контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы установлено следующее.

В газете «Наш город Пенза» от 18 сентября 2013 года №38 (242) стр. 4  размещена статья «Дар Алтая!» (бальзам «Егерь», лапчатка белая, экстракт Корейского красного женьшеня, масло амаранта, акулий хрящ, барсучий жир) с признаками нарушения законодательства о рекламе.

Пензенским УФАС России определением от 21.10.2013 по факту распространения рекламной статьи «Дар Алтая!», размещенной в газете «Наш город Пенза», возбуждено дело № 3-01/26-2013 по признакам нарушения пункта 2, пункта 10 части 3 статьи 5; пункта 6 части 5 статьи 5; пункта 1, пункта 2, пункта 3 части 1 статьи 25 «О рекламе». Рассмотрение дела назначено на 26.11.2013. К участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, привлечен индивидуальный предприниматель Салимов Ф.М. На рассмотрение дела 26.11.2013 индивидуальный предприниматель С<…> не явился, запрошенные в Определении от 21.10.2013 года  № 3-01/26-2013 (исх. от 21.10.2013 №2627-3) документы не представил. По данному факту 11.12.2013 Пензенским УФАС в отношении индивидуального предпринимателя Салимова Ф.М. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 19.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В ходе рассмотрения дела Комиссией дело было отложено до 16.12.2013.

На рассмотрение дела 16.12.2013 индивидуальный предприниматель С<…>не явился, запрошенные документы не представил. Комиссия приняла решение о рассмотрении дела в отсутствие индивидуального предпринимателя С<…>.

Изучив представленные документы, Комиссия пришла к следующему выводу:

В газете «Наш город Пенза» от 18 сентября 2013 года №38 (242) стр. 4  размещена статья «Дар Алтая!» с информацией о бальзаме «Егерь», лапчатке белой, экстракте Корейского красного женьшеня, масле амаранта, акульем хряще, барсучьем жире. В статье содержатся ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения указанной в рекламе продукции (акулий хрящ, барсучий жир), в том числе посредством отзывов физических лиц об улучшении их состояния в результате применения данной продукции, содержит указание на лечебные свойства. Идет диалог от имени физических лиц: Александры Петровны, 65 лет г. Пенза, врач-хирург; Мироновой А.Н. г. Пенза. с утверждениями об  улучшении состояния здоровья и выражения благодарности в результате применения данной продукции. Статья сопровождается предупреждением: «БАД, не является лекарственным средством, имеются противопоказания». Кроме того, содержится информация, где можно приобрести указанную продукцию (газета с опубликованной статьей приложена в материалы дела).

В соответствии со статьёй 3 Федерального закона «О рекламе» рекламой является информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. При этом под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Иными словами, информация, признаваемая рекламой, должна удовлетворять следующим условиям, а именно:

-предназначаться для неопределенного круга лиц;

-привлекать, формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования;

-способствовать продвижению объекта рекламирования (товара) на рынке.

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правонарушения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.

Информация, распространяющаяся в газете «Наш город Пенза», бальзама «Егерь», лапчатки белой, экстракта Корейского красного женьшеня, масла амаранта, акульего хряща, барсучьего жира, содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; преследует строго заданные цели информирования: продвижение на рынке, призвана формировать и поддерживать интерес к услугам, предоставляемым соответствующим рекламодателем.

Объектом рекламирования в рекламной статье являются: бальзам «Егерь», лапчатка белая, экстракт Корейского красного женьшеня, масло амаранта, акулий хрящ, барсучий жир.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

В соответствии с пунктом 10 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о рекомендациях физических или юридических лиц относительно объекта рекламирования либо о его одобрении физическими или юридическими лицами.

Согласно пункту 6 части 5 стать 5 ФЗ «О рекламе» в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 25 ФЗ «О рекламе» реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 25 ФЗ «О рекламе» реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна содержать ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения таких добавок.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 25 ФЗ «О рекламе» реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с применением таких добавок.

Комиссия, изучив рекламную статью, установила, что текст рекламного сообщения свидетельствует о намерении рекламодателя привлечь внимание покупателей к рекламируемым продуктам именно как к средствам лекарственного воздействия на организм человека, т.к. в рекламе содержатся указания на лечебные свойства данной продукции и улучшения состояния здоровья человека в результате применения:

- «бальзам «Егерь»…Особенно важен бальзам для лиц среднего и пожилого возраста. Дана весьма высокая оценка использования бальзама в лечении многих заболеваний: туберкулез легких, подагра, бронхиты, пневмония, при острых и хронических заболеваниях печени…»;

- «…Лечебные свойства лапчатки белой многообразны. Особую ценность она представляет при болезнях щитовидной железы (диффузный зоб 1-4 степени, диффузно-узловой и многоузловой зоб, гиперплазия щитовидной железы, аденома щитовидной железы, полипы). Терапевтическая эффективность лапчатки белой подтверждена клинически…»;

- «Экстракт Корейского красного женьшеня участвует в процессе превращения злокачественных раковых клеток в нормальные здоровые клетки, применяется при лучевой терапии, онкологии, нормализации гемоглобина, при заболеваниях центральной нервной системы…»;

 - «масло амаранта…очищение печени и крови, онкологические заболевания; сердечно-сосудистые заболевания….»;

- «Акулий хрящ в капсулах эффективен в восстановительном периоде после операций, травм, ожогов: быстрее формируются послеопериционные рубцы, возвращаются силы, исчезает болевой синдром. Предохраняет препарат и от разрушительного воздействия лучевой и химиотерапии, развитие опухоли замедляется. Исследования показали, что акулий хрящ обладает имуномодулирующим эффектом…Меня начали мучить боли в суставах, на ногах появилось варикозное расширение…»;

- «… барсучий жир успешно используют при многих заболеваниях: туберкулезе, воспалении легких… Меня беспокоили сильные боли в области груди….Лечилась месяцами: таблетки, уколы, капельницы…».

Далее в рекламе идут заметки людей об излечении от болезней при помощи акульего хряща и барсучьего жира: «Вот однажды наткнулся на статью об акульем хряще, опробовал его и забыл о болях в суставах и ногах, различных головных болях…», После того, как стала принимать барсучий жир, боли уменьшились, а вскоре совсем прошли…».

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 22.06.1998 № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» лекарственные средства – это вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животного, растений, минералов синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся также вещества растительного, животного или синтетического происхождения, обладающие фармакологической активностью и предназначенные для производства и изготовления лекарственных средств (фармацевтические субстанции).

Согласно статье 19 Федерального закона от 22.06.1998 № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» лекарственные средства могут производиться, продаваться и применяться на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление государственного контроля и надзора в сфере обращения лекарственных средств.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.10.2006 № 736 утвержден административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной регистрации лекарственных средств. В соответствии с этим регламентом документом, подтверждающим факт государственной регистрации лекарственного средства, является регистрационное удостоверение.

Таким образом, закон предусматривает, что именно лекарственные средства могут применяться для профилактики, диагностики и лечения болезни.

Бальзам «Егерь», лапчатка белая, экстракт Корейского красного женьшеня, масло амаранта, акулий хрящ, барсучий жир отсутствуют в государственном реестре лекарственных средств.

Указанные в рекламе продукты - бальзам «Егерь», лапчатка белая, экстракт Корейского красного женьшеня, масло амаранта, акулий хрящ, барсучий жир -  лекарственными средствами не являются, что исключает возможность указания в рекламе на их лечебное, профилактическое и иное восстановительное воздействие на организм человека, в связи с чем, отсутствуют правовые основания для распространения иных сведений об указанном продукте, кроме как имеющихся в сертификате соответствия на рекламируемый продукт.

Рассматриваемая реклама сопровождается отзывами физических лиц, принимающих «Акулий хрящ», «Барсучий жир». Отзывы содержат благодарность и  информацию об излечении от различных заболеваний в результате их применения.

Исходя из содержания рекламы, данные продукты (бальзам «Егерь», лапчатка белая, экстракт Корейского красного женьшеня, масло амаранта, акулий хрящ, барсучий жир) обладают лечебными  свойствами при различных заболеваниях. Лечебные свойства достигаются за счет содержания в них лекарственных трав, а также медвежьего жира, глюкозамина и хондроитинсульфата, используемых при лечении различных заболеваний.

Однако, пищевые продукты, содержащие в своем составе различные растительные комплексы и активные вещества, и непосредственно сами лекарственные травы (лекарственные средства), относятся к разным группам товаров и обладают разными потребительскими свойствами и воздействием на организм человека.

Таким образом, указание в рекламе на лечебные свойства пищевых продуктов свидетельствует о недостоверной рекламе относительно назначении, потребительских свойствах, об условиях применения данных пищевых продуктов, что указывает на нарушение п.2 ч.3 ст.5 ФЗ «О рекламе».

Учитывая, что рекламируемые продукты (бальзам «Егерь», лапчатка белая, экстракт Корейского красного женьшеня, масло амаранта, акулий хрящ, барсучий жир) не являются лекарственными средствами, размещенная в рекламе информация о том, что они лечат либо оказывают положительное влияние на течение различных болезней, противоречит требованиям п.6 ч.5 ст.5 ФЗ «О рекламе».

В материалах дела отсутствуют документы по достоверности рекламной информации, касающейся отзывов физических лиц об улучшении их состояния в результате применения данной продукции, что указывает на нарушение п.10 ч.3 ст.5 ФЗ «О рекламе».

В рекламе мелким шрифтом имеется пометка: «БАД, не является лекарственным средством».

Согласно статье 1 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», биологически активные добавки – это природные (идентичные природным) биологически активные вещества, предназначенные для употребления одновременно с пищей или введения в состав пищевых продуктов.

В соответствии с СанПиН 2.3.2.1290-03 «Гигиенические требования к организации производства и оборота» от 17.04.2003, БАД используются как дополнительный источник пищевых и биологически активных веществ, для оптимизации углеводного, жирового, белкового, витаминного и других видов обмена веществ при различных функциональных состояниях, для нормализации и/или улучшения функционального состояния органов и систем организма человека, в том числе продуктов, оказывающих общеукрепляющее, мягкое мочегонное, тонизирующее, успокаивающее и иные виды действия при различных функциональных состояниях, для снижения риска заболеваний, а также для нормализации микрофлоры желудочно-кишечного тракта, в качестве энтеросорбентов. Признак добавочности – главное отличие БАД от лекарства.

В рекламе БАДов (бальзам «Егерь», лапчатка белая, экстракт Корейского красного женьшеня, масло амаранта, акулий хрящ, барсучий жир), перечисляются конкретные заболевания, содержится указание на лечебные свойства указанной в рекламе продукции, содержатся ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения данной продукции, содержатся выражение благодарности, что противоречит требованиям пункта 1, пункта 2, пункта 3 части 1 статьи 25 ФЗ «О рекламе».

Реклама изделий и препаратов, терапевтические свойства которых не подтверждены соответствующими удостоверениями и свидетельствами, в качестве медицинских изделий, несет потенциальную угрозу здоровью потребителя. Суть такой угрозы сводится к тому, что взамен традиционного лечения потребители под воздействием рекламы прибегают к самостоятельному лечению на основе недостоверных сведений, полученных из рекламы о лечебных свойствах рекламируемых препаратов, что может привести к необратимым последствиям для их здоровья.

Таким образом, в рекламе «Дар Алтая!», выявлены нарушения пункта 2, пункта 10 части 3 статьи 5; пункта 6 части 5 статьи 5; пункта 1, пункта 2, пункта 3 части 1 статьи 25 ФЗ «О рекламе».

Согласно пункту 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5, статьей 25 настоящего закона несет рекламодатель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Рекламодателем вышеуказанной рекламы является индивидуальный предприниматель С<…> (<…>, ИНН <…>), что подтверждается договором от 24 ноября 2011 года № 112 на оказание услуг по размещению рекламных материалов в газете «Наш город Пенза» с индивидуальным предпринимателем Букиной Инной Владимировной.

Учитывая вышеизложенное, и, основываясь на фактических обстоятельствах дела, Комиссия пришла к выводу, что индивидуальный предприниматель С<…> нарушил требования пункта 2, пункта 10 части 3 статьи 5; пункта 6 части 5 статьи 5; пункта 1, пункта 2, пункта 3 части 1 статьи 25 ФЗ «О рекламе».

В силу части 4 статьи 38 ФЗ «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и  в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства  Российской  Федерации о рекламе от 17.08.2006 № 508, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу «Дар Алтая!» (бальзам «Егерь», лапчатка белая, экстракт Корейского красного женьшеня, масло амаранта, акулий хрящ, барсучий жир), размещенную в газете «Наш город Пенза» от 18 сентября 2013 года №38 (242) стр. 4, поскольку при ее распространении нарушены требования пункта 2, пункта 10 части 3 статьи 5; пункта 6 части 5 статьи 5; пункта 1, пункта 2, пункта 3 части 1 статьи 25  Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать индивидуальному предпринимателю С<…> (<…>, ИНН <…>) предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Пензенского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 17 декабря 2013 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 3-01/26-2013 [format] => [safe_value] => 3-01/26-2013 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 10 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 59 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 59 [vid] => 1 [name] => ненадлежащая реклама [description] => [format] => [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-12-18 13:09:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-12-18 13:09:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1388758279 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Пензенское УФАС России )