Постановление по делу № 1-22/07-2014 об административном правонарушении в отношении гр-на И.

Номер дела: 1-22/07-2014
Дата публикации: 10 февраля 2014, 11:27

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу № 1-22/07-2014
об административном правонарушении

07 февраля 2014 года                                                    г. Пенза, ул. Урицкого, 127

Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области Кузнецова О.Н., рассмотрев протокол № 1-22/07-2014 и материалы дела об административном правонарушении, возбужденного в отношении гр-на И<…>, при его участии.

УСТАНОВИЛ:

Главным специалистом-экспертом отдела контроля закупок, органов власти и рекламы Пензенского УФАС России <…> составлен протокол от 24 января 2014 года № 1-22/07-2014 об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  (далее КоАП РФ), в отношении гр-на И<…>.

Из  протокола об  административном правонарушении  от  24.01.2014  № 1-22/07-2014 и материалов дела следует, что решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дела  о  нарушении  законодательства  о  рекламе от 25 декабря 2013 года по делу № 3-01/34-2013 реклама «Эромакс», размещенная в газете «Наш город Пенза» от 16.10.2013 № 42(246) стр. 11, признана ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 3 статьи 5; пункта 6 части 5 статьи 5; пункта 1 части 1 статьи 25 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»).

В соответствии с частью 1 статьи 28.1 КоАП РФ непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, является поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 настоящего Кодекса.

При рассмотрении настоящего дела И<…> факт нарушения законодательства о рекламе признал. Каких-либо ходатайств не заявлял.

Рассмотрев материалы настоящего административного дела, представленные материалы дела о нарушении законодательства о рекламе № 3-01/34-2013, выслушав объяснения И<…>, прихожу к следующему.

Факт совершения И<…>действий, по распространению ненадлежащей рекламы, доказан в ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства о рекламе и подтверждается представленными доказательствами.

Из материалов настоящего административного дела и дела о нарушении законодательства о рекламе № 3-01/34-2013 следует, что в газете «Наш город Пенза» от 16.10.2013 № 42(246) стр. 11 размещена статья «Эромакс»: волнующие сны становятся реальностью!» с рекламой препарата «Эромакс».

Пензенским УФАС России определением от 06.12.2013 по факту распространения рекламы препарата «Эромакс», размещенной в газете «Наш город Пенза», возбуждено дело № 3-01/34-2013 по признакам нарушения пункта 2 части 3 статьи 5; пункта 6 части 5 статьи 5; пункта 1 части 1 статьи 25 «О рекламе». К участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, привлечен гр-н И<…>.

Решением Комиссии установлено, что в газете «Наш город Пенза» от 16.10.2013 № 42(246) стр. 11 размещена статья «Эромакс»: волнующие сны становятся реальностью!» с информацией: «Эромакс», является природным аналогом «Виагры», отличается от нее тем, что не имеет побочных эффектов. Он безопасен даже для пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Напасти, которые по пятам преследуют любителей упомянутых выше «…филов», для «Эромакса» не проблема. Он легко может «договориться» с большинством из перечисленных симптомов, не забывая при этом о своем основном предназначении… «Эромакс» - единственный препарат, созданный специально и для мужчин, и для женщин. Действительно, а почему при взаимном влечении должно быть предписано раздельное лечение?...Регулирует соотношение тестостерона и дигидротестостерона в тканях предстательной железы, уменьшая вероятность ее перерождения. Повышенное содержание дигидростостерона ведет к увеличению объема и массы простаты (гипертрофии), ее патологическому разрастанию (гиперплазии), провоцирует развитие опухолей – доброкачественных и злокачественных. Улучшает кровоснабжение половых органов, создавая условия для стабильной и продолжительной эрекции, контролирует преждевременное семяизвержение. Помогает при бесплодии, связанном с недостаточным количеством живых сперматозоидов. Усиливает производство спермы, играет большую роль в энергетических процессах, происходящих в сперматозоидах, особенно при снижении их подвижности…Помогает при бесплодии, связанном с нарушением гормонального фона. Облегчает страдания и способствует нормальному протеканию менструации, особенно при наступлении климактерического периода…».

Указанная статья  сопровождается предупреждением: «БАД, не является лекарством. Следует проконсультироваться с врачом», содержит ссылки на улучшения состояния здоровья человека в результате применения указанной в рекламе препарата «Эромакс», содержит указание на лечебные свойства, как уникального, наиболее эффективного и безопасного в плане побочных эффектов, создает впечатление, что природное происхождение сырья, используемого в составе БАД, является гарантией ее безопасности.

В соответствии со статьёй 3 Федерального закона «О рекламе» рекламой является информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. При этом под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Иными словами, информация, признаваемая рекламой, должна удовлетворять следующим условиям, а именно:

-предназначаться для неопределенного круга лиц;

-привлекать, формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования;

-способствовать продвижению объекта рекламирования (товара) на рынке.

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правонарушения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.

Информация, распространяющаяся в газете «Наш город Пенза», препарата «Эромакс», содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; преследует строго заданные цели информирования: продвижение на рынке, призвана формировать и поддерживать интерес к услугам, предоставляемым соответствующим рекламодателем.

Объектом рекламирования в рекламной статье являются препарата «Эромакс».

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

Согласно пункту 6 части 5 стать 5 ФЗ «О рекламе» в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 25 ФЗ «О рекламе» реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами.

Текст рекламного сообщения свидетельствует о намерении рекламодателя привлечь внимание покупателей к рекламируемому препарату именно как к средству лекарственного воздействия на организм человека, т.к. в рекламе содержатся указания на лечебные свойства данного препарата и улучшения состояния здоровья человека в результате применения:

- «Эромакс», является природным аналогом «Виагры», отличается от нее тем, что не имеет побочных эффектов. Он безопасен даже для пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями…«Эромакс» - единственный препарат, созданный специально и для мужчин, и для женщин… Регулирует соотношение тестостерона и дигидротестостерона в тканях предстательной железы, уменьшая вероятность ее перерождения. Повышенное содержание дигидростостерона ведет к увеличению объема и массы простаты (гипертрофии), ее патологическому разрастанию (гиперплазии), провоцирует развитие опухолей – доброкачественных и злокачественных. Улучшает кровоснабжение половых органов, создавая условия для стабильной и продолжительной эрекции, контролирует преждевременное семяизвержение. Помогает при бесплодии, связанном с недостаточным количеством живых сперматозоидов. Усиливает производство спермы, играет большую роль в энергетических процессах, происходящих в сперматозоидах, особенно при снижении их подвижности…Помогает при бесплодии, связанном с нарушением гормонального фона. Облегчает страдания и способствует нормальному протеканию менструации, особенно при наступлении климактерического периода…».

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 22.06.1998 № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» лекарственные средства – это вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животного, растений, минералов синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся также вещества растительного, животного или синтетического происхождения, обладающие фармакологической активностью и предназначенные для производства и изготовления лекарственных средств (фармацевтические субстанции).

Согласно статье 19 Федерального закона от 22.06.1998 № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» лекарственные средства могут производиться, продаваться и применяться на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление государственного контроля и надзора в сфере обращения лекарственных средств.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.10.2006 № 736 утвержден административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной регистрации лекарственных средств. В соответствии с этим регламентом документом, подтверждающим факт государственной регистрации лекарственного средства, является регистрационное удостоверение.

Таким образом, закон предусматривает, что именно лекарственные средства могут применяться для профилактики, диагностики и лечения болезни.

Препарат «Эромакс» отсутствует в государственном реестре лекарственных средств.

Указанный в рекламе препарат «Эромакс» -  лекарственным средством не является, что исключает возможность указания в рекламе на его лечебное, профилактическое и иное восстановительное воздействие на организм человека, в связи с чем, отсутствуют правовые основания для распространения иных сведений об указанном препарате, кроме как имеющихся в сертификате соответствия на рекламируемый препарат.

Исходя из содержания рекламы, данный препарат «Эромакс» обладает лечебными  свойствами при различных заболеваниях. Лечебные свойства достигаются за счет содержания в нем лекарственных трав, используемых при лечении различных заболеваний.

Однако, пищевые продукты, содержащие в своем составе различные растительные комплексы и активные вещества, и непосредственно сами лекарственные травы (лекарственные средства), относятся к разным группам товаров и обладают разными потребительскими свойствами и воздействием на организм человека.

Таким образом, указание в рекламе на лечебные свойства пищевых продуктов свидетельствует о недостоверной рекламе относительно назначении, потребительских свойствах, об условиях применения данных пищевых продуктов, что указывает на нарушение п.2 ч.3 ст.5 ФЗ «О рекламе».

Учитывая, что рекламируемый препарат «Эромакс» не является лекарственным средством, размещенная в рекламе информация о том, что он лечит либо оказывает положительное влияние на течение различных болезней, противоречит требованиям п.6 ч.5 ст.5 ФЗ «О рекламе».

В рекламе имеется пометка: «БАД не является лекарством. Следует проконсультироваться с врачом».

Согласно статье 1 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», биологически активные добавки – это природные (идентичные природным) биологически активные вещества, предназначенные для употребления одновременно с пищей или введения в состав пищевых продуктов.

В соответствии с СанПиН 2.3.2.1290-03 «Гигиенические требования к организации производства и оборота» от 17.04.2003, БАД используются как дополнительный источник пищевых и биологически активных веществ, для оптимизации углеводного, жирового, белкового, витаминного и других видов обмена веществ при различных функциональных состояниях, для нормализации и/или улучшения функционального состояния органов и систем организма человека, в том числе продуктов, оказывающих общеукрепляющее, мягкое мочегонное, тонизирующее, успокаивающее и иные виды действия при различных функциональных состояниях, для снижения риска заболеваний, а также для нормализации микрофлоры желудочно-кишечного тракта, в качестве энтеросорбентов. Признак добавочности – главное отличие БАД от лекарства.

В рекламе БАДа «Эромакс», перечисляются конкретные заболевания, содержится указание на лечебные свойства указанной в рекламе продукции, , что противоречит требованиям пункта 1 части 1 статьи 25 ФЗ «О рекламе».

Реклама изделий и препаратов, терапевтические свойства которых не подтверждены соответствующими удостоверениями и свидетельствами, в качестве медицинских изделий, несет потенциальную угрозу здоровью потребителя. Суть такой угрозы сводится к тому, что взамен традиционного лечения потребители под воздействием рекламы прибегают к самостоятельному лечению на основе недостоверных сведений, полученных из рекламы о лечебных свойствах рекламируемых препаратов, что может привести к необратимым последствиям для их здоровья.

Таким образом, в рекламе «Эромакс», выявлены нарушения пункта 2 части 3 статьи 5; пункта 6 части 5 статьи 5; пункта 1 части 1 статьи 25 ФЗ «О рекламе».

Согласно пункту 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5, статьей 25 настоящего закона несет рекламодатель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Рекламодателем вышеуказанной рекламы является гр-н  И<…>, что подтверждается договором от 02.10.2013  № 405А с индивидуальным предпринимателем Букиной И.В. (газета «Наш город Пенза»).

Действия гр-на И<…> были квалифицированы Комиссией Пензенского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, как нарушение требования пункта 2 части 3 статьи 5; пункта 6 части 5 статьи 5; пункта 1 части 1 статьи 25 ФЗ «О рекламе», а распространяемая реклама признана ненадлежащей.

В силу части 4 статьи 38 ФЗ «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании части 5 статьи 14.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ) нарушение установленных законодательством о рекламе требований к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, в том числе методов лечения, а также биологически активных добавок - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч рублей до пятисот тысяч рублей.

Таким образом, в действиях И<…>, содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое наступает по части 5 статьи 14.3 КоАП РФ.

На основании части 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершённого им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Исходя из конкретных обстоятельств дела и учитывая характер общественных отношений, на которые посягает нарушитель, прихожу к выводу об отсутствии оснований для признания допущенного административного правонарушения малозначительным и освобождения И<…> от административной ответственности.

В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникающей в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба не являются обстоятельствам, свидетельствующим о малозначительности правонарушения.

Совершенное И<…> правонарушение не является малозначительным, поскольку посягает на установленные нормативными правовыми актами гарантии на защиту потребителей от ненадлежащей рекламы.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям в рассматриваемом случае заключается не только в наступлении каких-либо негативных материальных последствий, а в пренебрежительном отношении И<…>  к исполнению своих публично-правовых обязанностей. Реклама БАД («Эромакс») публиковалась в газете «Наш город Пенза» в 2013 году тираж 175 000, что свидетельствует о значительном количестве лиц, которые за эти публикации читали данную рекламу.

В данном случае несоответствие вышеуказанной рекламы требованиям законодательства о рекламе нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на получение полной и достоверной информации о рекламируемой услуге.

Кроме того, состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, является формальным, следовательно, правонарушение является общественно-опасным с момента его совершения независимо от наступления каких-либо вредных последствий.

И<…> должно было быть известно о последствиях совершенного деяния, однако мер, направленных на предотвращение административного правонарушения предпринято не было. Вина И<…> состоит в том, что он не выполнил установленные требования Закона о рекламе и не предпринял зависящих от него мер по их соблюдению.

Из объяснения И<…>., данного им при рассмотрении настоящего административного дела следует, что он ранее за нарушение требований законодательства о рекламе к административной ответственности не привлекался. Сообщил об исполнении предписания, выданного по результатам рассмотрения дела о нарушении законодательства о рекламе, что в соответствии со 4.2 КоАП РФ учитывается в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность И<…>., предусмотренных статьёй 4.3 КоАП РФ, в ходе рассмотрения дела не установлено.

Статья 51 Конституции Российской Федерации:

1. Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.

2. Федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания.

В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь статьями 23.48, 29.9, 29.10, 4.1 и частью 5 статьи 14.3 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать гр-на И<…> виновным в совершении деяния, выразившегося  в  нарушении  требований  пункта 2 части 3 статьи 5; пункта 6 части 5 статьи 5; пункта 1 части 1 статьи 25 ФЗ «О рекламе», ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 14.3 КоАП РФ.

2. Наложить  на гр-на И<…>  штраф в размере 2 000,00 (две тысяч) рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.

Согласно части 4 статьи 32.2 КоАП копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление (факс 52-03-70).

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Сумму штрафа надлежит уплатить:

Реквизиты Пензенского УФАС России

Банк Получателя:

ГРКЦ ГУ Банка России Пензенской области г. Пенза

БИК           045655001

р.сч.          40101810300000010001

Получатель:

УФК по Пензенской области (ИНН 5836011815  КПП 583401001)

Управление Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области

ОКТМО 56701000000

КБК 16111626000016000140  Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о рекламе.

stdClass Object ( [vid] => 11129 [uid] => 5 [title] => Постановление по делу № 1-22/07-2014 об административном правонарушении в отношении гр-на И. [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 11129 [type] => solution [language] => ru [created] => 1392017598 [changed] => 1392017598 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1392017598 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу № 1-22/07-2014
об административном правонарушении

07 февраля 2014 года                                                    г. Пенза, ул. Урицкого, 127

Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области Кузнецова О.Н., рассмотрев протокол № 1-22/07-2014 и материалы дела об административном правонарушении, возбужденного в отношении гр-на И<…>, при его участии.

УСТАНОВИЛ:

Главным специалистом-экспертом отдела контроля закупок, органов власти и рекламы Пензенского УФАС России <…> составлен протокол от 24 января 2014 года № 1-22/07-2014 об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  (далее КоАП РФ), в отношении гр-на И<…>.

Из  протокола об  административном правонарушении  от  24.01.2014  № 1-22/07-2014 и материалов дела следует, что решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дела  о  нарушении  законодательства  о  рекламе от 25 декабря 2013 года по делу № 3-01/34-2013 реклама «Эромакс», размещенная в газете «Наш город Пенза» от 16.10.2013 № 42(246) стр. 11, признана ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 3 статьи 5; пункта 6 части 5 статьи 5; пункта 1 части 1 статьи 25 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»).

В соответствии с частью 1 статьи 28.1 КоАП РФ непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, является поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 настоящего Кодекса.

При рассмотрении настоящего дела И<…> факт нарушения законодательства о рекламе признал. Каких-либо ходатайств не заявлял.

Рассмотрев материалы настоящего административного дела, представленные материалы дела о нарушении законодательства о рекламе № 3-01/34-2013, выслушав объяснения И<…>, прихожу к следующему.

Факт совершения И<…>действий, по распространению ненадлежащей рекламы, доказан в ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства о рекламе и подтверждается представленными доказательствами.

Из материалов настоящего административного дела и дела о нарушении законодательства о рекламе № 3-01/34-2013 следует, что в газете «Наш город Пенза» от 16.10.2013 № 42(246) стр. 11 размещена статья «Эромакс»: волнующие сны становятся реальностью!» с рекламой препарата «Эромакс».

Пензенским УФАС России определением от 06.12.2013 по факту распространения рекламы препарата «Эромакс», размещенной в газете «Наш город Пенза», возбуждено дело № 3-01/34-2013 по признакам нарушения пункта 2 части 3 статьи 5; пункта 6 части 5 статьи 5; пункта 1 части 1 статьи 25 «О рекламе». К участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, привлечен гр-н И<…>.

Решением Комиссии установлено, что в газете «Наш город Пенза» от 16.10.2013 № 42(246) стр. 11 размещена статья «Эромакс»: волнующие сны становятся реальностью!» с информацией: «Эромакс», является природным аналогом «Виагры», отличается от нее тем, что не имеет побочных эффектов. Он безопасен даже для пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Напасти, которые по пятам преследуют любителей упомянутых выше «…филов», для «Эромакса» не проблема. Он легко может «договориться» с большинством из перечисленных симптомов, не забывая при этом о своем основном предназначении… «Эромакс» - единственный препарат, созданный специально и для мужчин, и для женщин. Действительно, а почему при взаимном влечении должно быть предписано раздельное лечение?...Регулирует соотношение тестостерона и дигидротестостерона в тканях предстательной железы, уменьшая вероятность ее перерождения. Повышенное содержание дигидростостерона ведет к увеличению объема и массы простаты (гипертрофии), ее патологическому разрастанию (гиперплазии), провоцирует развитие опухолей – доброкачественных и злокачественных. Улучшает кровоснабжение половых органов, создавая условия для стабильной и продолжительной эрекции, контролирует преждевременное семяизвержение. Помогает при бесплодии, связанном с недостаточным количеством живых сперматозоидов. Усиливает производство спермы, играет большую роль в энергетических процессах, происходящих в сперматозоидах, особенно при снижении их подвижности…Помогает при бесплодии, связанном с нарушением гормонального фона. Облегчает страдания и способствует нормальному протеканию менструации, особенно при наступлении климактерического периода…».

Указанная статья  сопровождается предупреждением: «БАД, не является лекарством. Следует проконсультироваться с врачом», содержит ссылки на улучшения состояния здоровья человека в результате применения указанной в рекламе препарата «Эромакс», содержит указание на лечебные свойства, как уникального, наиболее эффективного и безопасного в плане побочных эффектов, создает впечатление, что природное происхождение сырья, используемого в составе БАД, является гарантией ее безопасности.

В соответствии со статьёй 3 Федерального закона «О рекламе» рекламой является информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. При этом под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Иными словами, информация, признаваемая рекламой, должна удовлетворять следующим условиям, а именно:

-предназначаться для неопределенного круга лиц;

-привлекать, формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования;

-способствовать продвижению объекта рекламирования (товара) на рынке.

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правонарушения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.

Информация, распространяющаяся в газете «Наш город Пенза», препарата «Эромакс», содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; преследует строго заданные цели информирования: продвижение на рынке, призвана формировать и поддерживать интерес к услугам, предоставляемым соответствующим рекламодателем.

Объектом рекламирования в рекламной статье являются препарата «Эромакс».

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

Согласно пункту 6 части 5 стать 5 ФЗ «О рекламе» в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 25 ФЗ «О рекламе» реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами.

Текст рекламного сообщения свидетельствует о намерении рекламодателя привлечь внимание покупателей к рекламируемому препарату именно как к средству лекарственного воздействия на организм человека, т.к. в рекламе содержатся указания на лечебные свойства данного препарата и улучшения состояния здоровья человека в результате применения:

- «Эромакс», является природным аналогом «Виагры», отличается от нее тем, что не имеет побочных эффектов. Он безопасен даже для пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями…«Эромакс» - единственный препарат, созданный специально и для мужчин, и для женщин… Регулирует соотношение тестостерона и дигидротестостерона в тканях предстательной железы, уменьшая вероятность ее перерождения. Повышенное содержание дигидростостерона ведет к увеличению объема и массы простаты (гипертрофии), ее патологическому разрастанию (гиперплазии), провоцирует развитие опухолей – доброкачественных и злокачественных. Улучшает кровоснабжение половых органов, создавая условия для стабильной и продолжительной эрекции, контролирует преждевременное семяизвержение. Помогает при бесплодии, связанном с недостаточным количеством живых сперматозоидов. Усиливает производство спермы, играет большую роль в энергетических процессах, происходящих в сперматозоидах, особенно при снижении их подвижности…Помогает при бесплодии, связанном с нарушением гормонального фона. Облегчает страдания и способствует нормальному протеканию менструации, особенно при наступлении климактерического периода…».

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 22.06.1998 № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» лекарственные средства – это вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животного, растений, минералов синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся также вещества растительного, животного или синтетического происхождения, обладающие фармакологической активностью и предназначенные для производства и изготовления лекарственных средств (фармацевтические субстанции).

Согласно статье 19 Федерального закона от 22.06.1998 № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» лекарственные средства могут производиться, продаваться и применяться на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление государственного контроля и надзора в сфере обращения лекарственных средств.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.10.2006 № 736 утвержден административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной регистрации лекарственных средств. В соответствии с этим регламентом документом, подтверждающим факт государственной регистрации лекарственного средства, является регистрационное удостоверение.

Таким образом, закон предусматривает, что именно лекарственные средства могут применяться для профилактики, диагностики и лечения болезни.

Препарат «Эромакс» отсутствует в государственном реестре лекарственных средств.

Указанный в рекламе препарат «Эромакс» -  лекарственным средством не является, что исключает возможность указания в рекламе на его лечебное, профилактическое и иное восстановительное воздействие на организм человека, в связи с чем, отсутствуют правовые основания для распространения иных сведений об указанном препарате, кроме как имеющихся в сертификате соответствия на рекламируемый препарат.

Исходя из содержания рекламы, данный препарат «Эромакс» обладает лечебными  свойствами при различных заболеваниях. Лечебные свойства достигаются за счет содержания в нем лекарственных трав, используемых при лечении различных заболеваний.

Однако, пищевые продукты, содержащие в своем составе различные растительные комплексы и активные вещества, и непосредственно сами лекарственные травы (лекарственные средства), относятся к разным группам товаров и обладают разными потребительскими свойствами и воздействием на организм человека.

Таким образом, указание в рекламе на лечебные свойства пищевых продуктов свидетельствует о недостоверной рекламе относительно назначении, потребительских свойствах, об условиях применения данных пищевых продуктов, что указывает на нарушение п.2 ч.3 ст.5 ФЗ «О рекламе».

Учитывая, что рекламируемый препарат «Эромакс» не является лекарственным средством, размещенная в рекламе информация о том, что он лечит либо оказывает положительное влияние на течение различных болезней, противоречит требованиям п.6 ч.5 ст.5 ФЗ «О рекламе».

В рекламе имеется пометка: «БАД не является лекарством. Следует проконсультироваться с врачом».

Согласно статье 1 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», биологически активные добавки – это природные (идентичные природным) биологически активные вещества, предназначенные для употребления одновременно с пищей или введения в состав пищевых продуктов.

В соответствии с СанПиН 2.3.2.1290-03 «Гигиенические требования к организации производства и оборота» от 17.04.2003, БАД используются как дополнительный источник пищевых и биологически активных веществ, для оптимизации углеводного, жирового, белкового, витаминного и других видов обмена веществ при различных функциональных состояниях, для нормализации и/или улучшения функционального состояния органов и систем организма человека, в том числе продуктов, оказывающих общеукрепляющее, мягкое мочегонное, тонизирующее, успокаивающее и иные виды действия при различных функциональных состояниях, для снижения риска заболеваний, а также для нормализации микрофлоры желудочно-кишечного тракта, в качестве энтеросорбентов. Признак добавочности – главное отличие БАД от лекарства.

В рекламе БАДа «Эромакс», перечисляются конкретные заболевания, содержится указание на лечебные свойства указанной в рекламе продукции, , что противоречит требованиям пункта 1 части 1 статьи 25 ФЗ «О рекламе».

Реклама изделий и препаратов, терапевтические свойства которых не подтверждены соответствующими удостоверениями и свидетельствами, в качестве медицинских изделий, несет потенциальную угрозу здоровью потребителя. Суть такой угрозы сводится к тому, что взамен традиционного лечения потребители под воздействием рекламы прибегают к самостоятельному лечению на основе недостоверных сведений, полученных из рекламы о лечебных свойствах рекламируемых препаратов, что может привести к необратимым последствиям для их здоровья.

Таким образом, в рекламе «Эромакс», выявлены нарушения пункта 2 части 3 статьи 5; пункта 6 части 5 статьи 5; пункта 1 части 1 статьи 25 ФЗ «О рекламе».

Согласно пункту 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5, статьей 25 настоящего закона несет рекламодатель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Рекламодателем вышеуказанной рекламы является гр-н  И<…>, что подтверждается договором от 02.10.2013  № 405А с индивидуальным предпринимателем Букиной И.В. (газета «Наш город Пенза»).

Действия гр-на И<…> были квалифицированы Комиссией Пензенского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, как нарушение требования пункта 2 части 3 статьи 5; пункта 6 части 5 статьи 5; пункта 1 части 1 статьи 25 ФЗ «О рекламе», а распространяемая реклама признана ненадлежащей.

В силу части 4 статьи 38 ФЗ «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании части 5 статьи 14.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ) нарушение установленных законодательством о рекламе требований к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, в том числе методов лечения, а также биологически активных добавок - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч рублей до пятисот тысяч рублей.

Таким образом, в действиях И<…>, содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое наступает по части 5 статьи 14.3 КоАП РФ.

На основании части 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершённого им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Исходя из конкретных обстоятельств дела и учитывая характер общественных отношений, на которые посягает нарушитель, прихожу к выводу об отсутствии оснований для признания допущенного административного правонарушения малозначительным и освобождения И<…> от административной ответственности.

В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникающей в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба не являются обстоятельствам, свидетельствующим о малозначительности правонарушения.

Совершенное И<…> правонарушение не является малозначительным, поскольку посягает на установленные нормативными правовыми актами гарантии на защиту потребителей от ненадлежащей рекламы.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям в рассматриваемом случае заключается не только в наступлении каких-либо негативных материальных последствий, а в пренебрежительном отношении И<…>  к исполнению своих публично-правовых обязанностей. Реклама БАД («Эромакс») публиковалась в газете «Наш город Пенза» в 2013 году тираж 175 000, что свидетельствует о значительном количестве лиц, которые за эти публикации читали данную рекламу.

В данном случае несоответствие вышеуказанной рекламы требованиям законодательства о рекламе нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на получение полной и достоверной информации о рекламируемой услуге.

Кроме того, состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, является формальным, следовательно, правонарушение является общественно-опасным с момента его совершения независимо от наступления каких-либо вредных последствий.

И<…> должно было быть известно о последствиях совершенного деяния, однако мер, направленных на предотвращение административного правонарушения предпринято не было. Вина И<…> состоит в том, что он не выполнил установленные требования Закона о рекламе и не предпринял зависящих от него мер по их соблюдению.

Из объяснения И<…>., данного им при рассмотрении настоящего административного дела следует, что он ранее за нарушение требований законодательства о рекламе к административной ответственности не привлекался. Сообщил об исполнении предписания, выданного по результатам рассмотрения дела о нарушении законодательства о рекламе, что в соответствии со 4.2 КоАП РФ учитывается в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность И<…>., предусмотренных статьёй 4.3 КоАП РФ, в ходе рассмотрения дела не установлено.

Статья 51 Конституции Российской Федерации:

1. Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.

2. Федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания.

В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь статьями 23.48, 29.9, 29.10, 4.1 и частью 5 статьи 14.3 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать гр-на И<…> виновным в совершении деяния, выразившегося  в  нарушении  требований  пункта 2 части 3 статьи 5; пункта 6 части 5 статьи 5; пункта 1 части 1 статьи 25 ФЗ «О рекламе», ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 14.3 КоАП РФ.

2. Наложить  на гр-на И<…>  штраф в размере 2 000,00 (две тысяч) рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.

Согласно части 4 статьи 32.2 КоАП копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление (факс 52-03-70).

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Сумму штрафа надлежит уплатить:

Реквизиты Пензенского УФАС России

Банк Получателя:

ГРКЦ ГУ Банка России Пензенской области г. Пенза

БИК           045655001

р.сч.          40101810300000010001

Получатель:

УФК по Пензенской области (ИНН 5836011815  КПП 583401001)

Управление Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области

ОКТМО 56701000000

КБК 16111626000016000140  Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о рекламе.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу № 1-22/07-2014
об административном правонарушении

07 февраля 2014 года                                                    г. Пенза, ул. Урицкого, 127

Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области Кузнецова О.Н., рассмотрев протокол № 1-22/07-2014 и материалы дела об административном правонарушении, возбужденного в отношении гр-на И<…>, при его участии.

УСТАНОВИЛ:

Главным специалистом-экспертом отдела контроля закупок, органов власти и рекламы Пензенского УФАС России <…> составлен протокол от 24 января 2014 года № 1-22/07-2014 об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  (далее КоАП РФ), в отношении гр-на И<…>.

Из  протокола об  административном правонарушении  от  24.01.2014  № 1-22/07-2014 и материалов дела следует, что решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дела  о  нарушении  законодательства  о  рекламе от 25 декабря 2013 года по делу № 3-01/34-2013 реклама «Эромакс», размещенная в газете «Наш город Пенза» от 16.10.2013 № 42(246) стр. 11, признана ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 3 статьи 5; пункта 6 части 5 статьи 5; пункта 1 части 1 статьи 25 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»).

В соответствии с частью 1 статьи 28.1 КоАП РФ непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, является поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 настоящего Кодекса.

При рассмотрении настоящего дела И<…> факт нарушения законодательства о рекламе признал. Каких-либо ходатайств не заявлял.

Рассмотрев материалы настоящего административного дела, представленные материалы дела о нарушении законодательства о рекламе № 3-01/34-2013, выслушав объяснения И<…>, прихожу к следующему.

Факт совершения И<…>действий, по распространению ненадлежащей рекламы, доказан в ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства о рекламе и подтверждается представленными доказательствами.

Из материалов настоящего административного дела и дела о нарушении законодательства о рекламе № 3-01/34-2013 следует, что в газете «Наш город Пенза» от 16.10.2013 № 42(246) стр. 11 размещена статья «Эромакс»: волнующие сны становятся реальностью!» с рекламой препарата «Эромакс».

Пензенским УФАС России определением от 06.12.2013 по факту распространения рекламы препарата «Эромакс», размещенной в газете «Наш город Пенза», возбуждено дело № 3-01/34-2013 по признакам нарушения пункта 2 части 3 статьи 5; пункта 6 части 5 статьи 5; пункта 1 части 1 статьи 25 «О рекламе». К участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, привлечен гр-н И<…>.

Решением Комиссии установлено, что в газете «Наш город Пенза» от 16.10.2013 № 42(246) стр. 11 размещена статья «Эромакс»: волнующие сны становятся реальностью!» с информацией: «Эромакс», является природным аналогом «Виагры», отличается от нее тем, что не имеет побочных эффектов. Он безопасен даже для пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Напасти, которые по пятам преследуют любителей упомянутых выше «…филов», для «Эромакса» не проблема. Он легко может «договориться» с большинством из перечисленных симптомов, не забывая при этом о своем основном предназначении… «Эромакс» - единственный препарат, созданный специально и для мужчин, и для женщин. Действительно, а почему при взаимном влечении должно быть предписано раздельное лечение?...Регулирует соотношение тестостерона и дигидротестостерона в тканях предстательной железы, уменьшая вероятность ее перерождения. Повышенное содержание дигидростостерона ведет к увеличению объема и массы простаты (гипертрофии), ее патологическому разрастанию (гиперплазии), провоцирует развитие опухолей – доброкачественных и злокачественных. Улучшает кровоснабжение половых органов, создавая условия для стабильной и продолжительной эрекции, контролирует преждевременное семяизвержение. Помогает при бесплодии, связанном с недостаточным количеством живых сперматозоидов. Усиливает производство спермы, играет большую роль в энергетических процессах, происходящих в сперматозоидах, особенно при снижении их подвижности…Помогает при бесплодии, связанном с нарушением гормонального фона. Облегчает страдания и способствует нормальному протеканию менструации, особенно при наступлении климактерического периода…».

Указанная статья  сопровождается предупреждением: «БАД, не является лекарством. Следует проконсультироваться с врачом», содержит ссылки на улучшения состояния здоровья человека в результате применения указанной в рекламе препарата «Эромакс», содержит указание на лечебные свойства, как уникального, наиболее эффективного и безопасного в плане побочных эффектов, создает впечатление, что природное происхождение сырья, используемого в составе БАД, является гарантией ее безопасности.

В соответствии со статьёй 3 Федерального закона «О рекламе» рекламой является информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. При этом под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Иными словами, информация, признаваемая рекламой, должна удовлетворять следующим условиям, а именно:

-предназначаться для неопределенного круга лиц;

-привлекать, формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования;

-способствовать продвижению объекта рекламирования (товара) на рынке.

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правонарушения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.

Информация, распространяющаяся в газете «Наш город Пенза», препарата «Эромакс», содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; преследует строго заданные цели информирования: продвижение на рынке, призвана формировать и поддерживать интерес к услугам, предоставляемым соответствующим рекламодателем.

Объектом рекламирования в рекламной статье являются препарата «Эромакс».

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

Согласно пункту 6 части 5 стать 5 ФЗ «О рекламе» в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 25 ФЗ «О рекламе» реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами.

Текст рекламного сообщения свидетельствует о намерении рекламодателя привлечь внимание покупателей к рекламируемому препарату именно как к средству лекарственного воздействия на организм человека, т.к. в рекламе содержатся указания на лечебные свойства данного препарата и улучшения состояния здоровья человека в результате применения:

- «Эромакс», является природным аналогом «Виагры», отличается от нее тем, что не имеет побочных эффектов. Он безопасен даже для пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями…«Эромакс» - единственный препарат, созданный специально и для мужчин, и для женщин… Регулирует соотношение тестостерона и дигидротестостерона в тканях предстательной железы, уменьшая вероятность ее перерождения. Повышенное содержание дигидростостерона ведет к увеличению объема и массы простаты (гипертрофии), ее патологическому разрастанию (гиперплазии), провоцирует развитие опухолей – доброкачественных и злокачественных. Улучшает кровоснабжение половых органов, создавая условия для стабильной и продолжительной эрекции, контролирует преждевременное семяизвержение. Помогает при бесплодии, связанном с недостаточным количеством живых сперматозоидов. Усиливает производство спермы, играет большую роль в энергетических процессах, происходящих в сперматозоидах, особенно при снижении их подвижности…Помогает при бесплодии, связанном с нарушением гормонального фона. Облегчает страдания и способствует нормальному протеканию менструации, особенно при наступлении климактерического периода…».

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 22.06.1998 № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» лекарственные средства – это вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животного, растений, минералов синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся также вещества растительного, животного или синтетического происхождения, обладающие фармакологической активностью и предназначенные для производства и изготовления лекарственных средств (фармацевтические субстанции).

Согласно статье 19 Федерального закона от 22.06.1998 № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» лекарственные средства могут производиться, продаваться и применяться на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление государственного контроля и надзора в сфере обращения лекарственных средств.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.10.2006 № 736 утвержден административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной регистрации лекарственных средств. В соответствии с этим регламентом документом, подтверждающим факт государственной регистрации лекарственного средства, является регистрационное удостоверение.

Таким образом, закон предусматривает, что именно лекарственные средства могут применяться для профилактики, диагностики и лечения болезни.

Препарат «Эромакс» отсутствует в государственном реестре лекарственных средств.

Указанный в рекламе препарат «Эромакс» -  лекарственным средством не является, что исключает возможность указания в рекламе на его лечебное, профилактическое и иное восстановительное воздействие на организм человека, в связи с чем, отсутствуют правовые основания для распространения иных сведений об указанном препарате, кроме как имеющихся в сертификате соответствия на рекламируемый препарат.

Исходя из содержания рекламы, данный препарат «Эромакс» обладает лечебными  свойствами при различных заболеваниях. Лечебные свойства достигаются за счет содержания в нем лекарственных трав, используемых при лечении различных заболеваний.

Однако, пищевые продукты, содержащие в своем составе различные растительные комплексы и активные вещества, и непосредственно сами лекарственные травы (лекарственные средства), относятся к разным группам товаров и обладают разными потребительскими свойствами и воздействием на организм человека.

Таким образом, указание в рекламе на лечебные свойства пищевых продуктов свидетельствует о недостоверной рекламе относительно назначении, потребительских свойствах, об условиях применения данных пищевых продуктов, что указывает на нарушение п.2 ч.3 ст.5 ФЗ «О рекламе».

Учитывая, что рекламируемый препарат «Эромакс» не является лекарственным средством, размещенная в рекламе информация о том, что он лечит либо оказывает положительное влияние на течение различных болезней, противоречит требованиям п.6 ч.5 ст.5 ФЗ «О рекламе».

В рекламе имеется пометка: «БАД не является лекарством. Следует проконсультироваться с врачом».

Согласно статье 1 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», биологически активные добавки – это природные (идентичные природным) биологически активные вещества, предназначенные для употребления одновременно с пищей или введения в состав пищевых продуктов.

В соответствии с СанПиН 2.3.2.1290-03 «Гигиенические требования к организации производства и оборота» от 17.04.2003, БАД используются как дополнительный источник пищевых и биологически активных веществ, для оптимизации углеводного, жирового, белкового, витаминного и других видов обмена веществ при различных функциональных состояниях, для нормализации и/или улучшения функционального состояния органов и систем организма человека, в том числе продуктов, оказывающих общеукрепляющее, мягкое мочегонное, тонизирующее, успокаивающее и иные виды действия при различных функциональных состояниях, для снижения риска заболеваний, а также для нормализации микрофлоры желудочно-кишечного тракта, в качестве энтеросорбентов. Признак добавочности – главное отличие БАД от лекарства.

В рекламе БАДа «Эромакс», перечисляются конкретные заболевания, содержится указание на лечебные свойства указанной в рекламе продукции, , что противоречит требованиям пункта 1 части 1 статьи 25 ФЗ «О рекламе».

Реклама изделий и препаратов, терапевтические свойства которых не подтверждены соответствующими удостоверениями и свидетельствами, в качестве медицинских изделий, несет потенциальную угрозу здоровью потребителя. Суть такой угрозы сводится к тому, что взамен традиционного лечения потребители под воздействием рекламы прибегают к самостоятельному лечению на основе недостоверных сведений, полученных из рекламы о лечебных свойствах рекламируемых препаратов, что может привести к необратимым последствиям для их здоровья.

Таким образом, в рекламе «Эромакс», выявлены нарушения пункта 2 части 3 статьи 5; пункта 6 части 5 статьи 5; пункта 1 части 1 статьи 25 ФЗ «О рекламе».

Согласно пункту 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5, статьей 25 настоящего закона несет рекламодатель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Рекламодателем вышеуказанной рекламы является гр-н  И<…>, что подтверждается договором от 02.10.2013  № 405А с индивидуальным предпринимателем Букиной И.В. (газета «Наш город Пенза»).

Действия гр-на И<…> были квалифицированы Комиссией Пензенского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, как нарушение требования пункта 2 части 3 статьи 5; пункта 6 части 5 статьи 5; пункта 1 части 1 статьи 25 ФЗ «О рекламе», а распространяемая реклама признана ненадлежащей.

В силу части 4 статьи 38 ФЗ «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании части 5 статьи 14.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ) нарушение установленных законодательством о рекламе требований к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, в том числе методов лечения, а также биологически активных добавок - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч рублей до пятисот тысяч рублей.

Таким образом, в действиях И<…>, содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое наступает по части 5 статьи 14.3 КоАП РФ.

На основании части 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершённого им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Исходя из конкретных обстоятельств дела и учитывая характер общественных отношений, на которые посягает нарушитель, прихожу к выводу об отсутствии оснований для признания допущенного административного правонарушения малозначительным и освобождения И<…> от административной ответственности.

В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникающей в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба не являются обстоятельствам, свидетельствующим о малозначительности правонарушения.

Совершенное И<…> правонарушение не является малозначительным, поскольку посягает на установленные нормативными правовыми актами гарантии на защиту потребителей от ненадлежащей рекламы.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям в рассматриваемом случае заключается не только в наступлении каких-либо негативных материальных последствий, а в пренебрежительном отношении И<…>  к исполнению своих публично-правовых обязанностей. Реклама БАД («Эромакс») публиковалась в газете «Наш город Пенза» в 2013 году тираж 175 000, что свидетельствует о значительном количестве лиц, которые за эти публикации читали данную рекламу.

В данном случае несоответствие вышеуказанной рекламы требованиям законодательства о рекламе нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на получение полной и достоверной информации о рекламируемой услуге.

Кроме того, состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, является формальным, следовательно, правонарушение является общественно-опасным с момента его совершения независимо от наступления каких-либо вредных последствий.

И<…> должно было быть известно о последствиях совершенного деяния, однако мер, направленных на предотвращение административного правонарушения предпринято не было. Вина И<…> состоит в том, что он не выполнил установленные требования Закона о рекламе и не предпринял зависящих от него мер по их соблюдению.

Из объяснения И<…>., данного им при рассмотрении настоящего административного дела следует, что он ранее за нарушение требований законодательства о рекламе к административной ответственности не привлекался. Сообщил об исполнении предписания, выданного по результатам рассмотрения дела о нарушении законодательства о рекламе, что в соответствии со 4.2 КоАП РФ учитывается в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность И<…>., предусмотренных статьёй 4.3 КоАП РФ, в ходе рассмотрения дела не установлено.

Статья 51 Конституции Российской Федерации:

1. Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.

2. Федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания.

В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь статьями 23.48, 29.9, 29.10, 4.1 и частью 5 статьи 14.3 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать гр-на И<…> виновным в совершении деяния, выразившегося  в  нарушении  требований  пункта 2 части 3 статьи 5; пункта 6 части 5 статьи 5; пункта 1 части 1 статьи 25 ФЗ «О рекламе», ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 14.3 КоАП РФ.

2. Наложить  на гр-на И<…>  штраф в размере 2 000,00 (две тысяч) рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.

Согласно части 4 статьи 32.2 КоАП копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление (факс 52-03-70).

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Сумму штрафа надлежит уплатить:

Реквизиты Пензенского УФАС России

Банк Получателя:

ГРКЦ ГУ Банка России Пензенской области г. Пенза

БИК           045655001

р.сч.          40101810300000010001

Получатель:

УФК по Пензенской области (ИНН 5836011815  КПП 583401001)

Управление Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области

ОКТМО 56701000000

КБК 16111626000016000140  Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о рекламе.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 1-22/07-2014 [format] => [safe_value] => 1-22/07-2014 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 12 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 12 [vid] => 3 [name] => Постановления о привлечении к административной ответственности [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 10 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-02-10 07:27:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-02-10 07:27:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1392017598 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Пензенское УФАС России )