Решение п о делу № 3-01/08-2014 в отношении ООО «Фирма «Экспресс»

Номер дела: 3-01/08-2014
Дата публикации: 7 марта 2014, 16:04

РЕШЕНИЕ

06 марта 2014  года                                                      г. Пенза, ул. Урицкого, 127

Резолютивная часть решения объявлена 04 марта 2014 года.

Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> - заместитель руководителя управления.

Члены Комиссии:

<…>,

рассмотрев дело №  3-01/08-2014 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения ООО «Фирма «Экспресс»  (г. Пенза, ул. Маркина, 1; ИНН 5837002926)  рекламного слогана «Радио Экспресс – главное радио города» с нарушением пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»),

в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе  –  генерального директора  ООО «Фирма «Экспресс» <…>.

УСТАНОВИЛА:

В рамках осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о рекламе, отделом контроля закупок, органов власти и рекламы установлено следующее.

В  городе Пензе в январе-феврале 2014 года на частоте 105.2 FM радио «Экспресс» распространялся рекламный слоган «Радио Экспресс – главное радио города».

Пензенским УФАС России определением от 12.02.2014 по факту распространения рекламного слогана «Радио Экспресс – главное радио города» на частоте 105.2 FM радио «Экспресс», возбуждено дело № 3-01/08-2014 по признакам нарушения пункта 1 части 3 статьи 5  «О рекламе». Рассмотрение дела назначено на 04.03.2014. К участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, привлечено ООО «Фирма «Экспресс».

В письменных пояснениях ООО «Фирма «Экспресс» (вх. от 20.02.2014 № 559), а также на рассмотрении дела 04.02.2014 представителем ООО «Фирма «Экспресс» пояснено, что радио «Экспресс» - самый интерактивный радио ресурс, т.к. на первом месте в Пензе по количеству программ в прямом эфире за сутки (среди информационно-развлекательных радиостанций). Радио имеет ряд вариантов обратной связи со слушателями. Ярко освещает городские культурные и музыкальные события. Изготовление эфирного оформления осуществляется ежемесячно. Бывают привязки к времени года, радио находится на одной волне с постоянными слушателями, проживает с ними единую жизнь. Именно для слушателей радио «Экспресс» - является главным. Музыкальный джингл с использованием фразы «Главное радио города» является одним из двухсот используемых элементов оформления эфира. Он звучит на волне радио «Экспресс» около 3 месяцев.

На заседании Комиссии генеральный директор ООО «Фирма «Экспресс» факт нарушения рекламного законодательства признал, согласился, что в рекламе не приведены критерии проведения сравнения «Радио Экспресс – главное радио города».

ООО «Фирма «Экспресс»  представило копии следующих документов: копию устава, копию свидетельства о регистрации средства массовой информации.

Изучив представленные документы, заслушав и исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующему выводу:

В  городе Пензе в январе-феврале 2014 года на частоте 105.2 FM радио «Экспресс» распространялась информация со слоганом «Радио Экспресс – главное радио города».

В соответствии со статьёй 3 Федерального закона «О рекламе» рекламой является информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. При этом под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Иными словами, информация, признаваемая рекламой, должна удовлетворять следующим условиям, а именно:

-предназначаться для неопределенного круга лиц;

-привлекать, формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования;

-способствовать продвижению объекта рекламирования на рынке.

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правонарушения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.

Информация со слоганом «Радио Экспресс – главное радио города», распространяющаяся на частоте 105.2 FM радио «Экспресс», содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц (потенциальным слушателям радио «Экспресс»); преследует строго заданные цели информирования: формирует и поддерживает интерес к объектам рекламирования и способствует их продвижению на рынке аналогичных услуг (по своему характеру разовым предложением не является), следовательно, является рекламой.

Согласно части 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускается.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

С учетом указанных требований, соответствие действительности сведений, содержащихся в рекламе, должно быть документально подтверждено.

В ходе рассмотрения дела установлено, что на частоте 105.2 FM радио «Экспресс» размещен рекламный слоган: «Радио Экспресс – главное радио города».

Согласно словарям слово «главный» имеет следующее значение: 1) Главный, -ая, -ое. Самый важный, основной (Словарь Ожегова); 2) главный, -ая, -ое; главнейший. Самый важный, основной, центральный (Большой толковый словарь справочно-информационного портала «Русский язык» созданного при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям); 3) главный –ая, -ое. Самый важный, существенный среди других; основной (Малый академический словарь).

Опираясь на значение слова «главный», рекламный слоган радио «Экспресс» можно толковать как «Радио «Экспресс» - самое важное радио города», «Радио «Экспресс» - основное радио города».

Сообщение неопределенному кругу лиц о том, что радио «Экспресс» – главное радио города, направлено на восприятие ими информации о радио «Экспресс» как самом главном, по отношению к другим радио.

Утверждение «радио Экспресс - главное радио города», свидетельствует о превосходстве «Радио Экспресс» над другими организациями, оказывающими подобные услуги, а также о сравнении  с такими организациями, в основе которых лежит предоставление  услуг радиовещания.

Кроме того, поскольку в рекламе не приведены критерии проведения сравнения, невозможно установить обоснованность того, является ли радио «Экспресс» главным радио города. В отсутствие указания критериев сравнения создается впечатление, что рекламируемое радио обладает заявленным преимуществом по всем показателям.

В городе Пензе в настоящее время на товарном рынке существует  несколько радиостанций.

Использование слогана «Радио Экспресс – главное радио города» показывает преимущество ООО «Фирма «Экспресс» по сравнению с другими организациями, работающими на том же рынке

Для полного, объективного и всестороннего рассмотрения дела Пензенским УФАС России были сделаны запросы в другие радиовещательные компании города Пензы для получения информации об истинности утверждения в рекламе «радио Экспресс - главное радио города».

В результате ответов была получена следующая информация.

Согласно исследованиям, которые проводил холдинг «ROMIR Monitoring» в 2012-2013 годах, радио «Экспресс» не занимает лидирующие позиции в ТОПе радиослушателей, уступая сразу нескольким пензенским радиостанциям.

Рейтинг радиослушания. Топ радиослушания, в % от всех опрошенных (вопрос «Скажите, пожалуйста, какие местные или центральные радиостанции из этого списка вы слушали хотя бы раз за последнюю неделю?»)

 

 

радиостанция

автомобилис

Ты (2013)

% (2013)

автомобилис

Ты (2012)

% (2012)

место в

рейтинге в

период

март-апрель

2012

динамика

(2013 по

сравнению

С 2012), %

1

Европа плюс

151

50.3%

168

56.0%

1

-5.7%

2

Радио 101.8

144

48.0%

163

54.3%

2

-6.3%

3

Русское радио

109

36.3%

152

50.7%

3

-14.4%

4

Авторадио

108

36.0%

110

36.7%

4

-0.7%

5

Золотое FM

77

25.7%

47

15.7%

6

+10%

6

МОСТ радио

70

23.3%

81

27.0%

5

-3.7%

7

Радио Экспресс

54

18.0%

36

12.0%

8

+6%

8

Эхо Москвы

48

16.0%

38

12.7%

7

+3.3%

9

Серебряный дождь

34

11.3%

12

4.0%

9

+7.3%

10

другая

25

8.3%

7

2.3%

10

+6%

 

Кроме того, установлено, что старейшей телерадиовещательной компанией Пензенской области является ГТРК «Пенза» (радио России), которая начала осуществлять радиовещание на территории Пензенской области с ноября 1927 г.

Все полученные в ходе рассмотрения дела документы свидетельствуют о том, что рынок, на котором осуществляет свою деятельность ООО «Фирма «Экспресс», является конкурентным,  и утверждение: «Радио «Экспресс» - главное радио города» носит недостоверный характер.

При этом информация «Радио «Экспресс» - главное радио города» в ходе рассмотрения дела документально подтверждена не была.

Следовательно,  в рекламе нарушаются требования пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Согласно пункту 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5 настоящего закона несет рекламодатель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Рекламодателем и рекламораспространителем вышеуказанной рекламы является ООО «Фирма «Экспресс» (г. Пенза, ул. Маркина, 1; ИНН 5837002926).

Учитывая вышеизложенное, и, основываясь на фактических обстоятельствах дела, Комиссия пришла к выводу, что ООО «Фирма «Экспресс»  нарушило требования пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

На момент рассмотрения дела Комиссии Пензенского УФАС России доказательств устранения нарушения требований пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» ООО  «Фирма «Экспресс» представлено не было.

В связи с чем, Комиссия Пензенского УФАС России считает целесообразным выдачу предписания о прекращении нарушения требований рекламного законодательства.

В силу части 4 статьи 38 ФЗ «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и  в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства  Российской  Федерации о  рекламе от 17.08.2006 № 508, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу со слоганом: «Радио «Экспресс» - главное радио города», распространяемую ООО «Фирма «Экспресс» в  городе Пензе в январе-феврале 2014 года на частоте 105.2 FM радио «Экспресс», поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 3 статьи 5  ФЗ «О рекламе».

2. Выдать ООО «Фирма «Экспресс» (г. Пенза, ул. Маркина, 1; ИНН 5837002926) предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Пензенского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 06 марта 2014 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

stdClass Object ( [vid] => 11233 [uid] => 5 [title] => Решение п о делу № 3-01/08-2014 в отношении ООО «Фирма «Экспресс» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 11233 [type] => solution [language] => ru [created] => 1395148209 [changed] => 1395148209 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1395148209 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

06 марта 2014  года                                                      г. Пенза, ул. Урицкого, 127

Резолютивная часть решения объявлена 04 марта 2014 года.

Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> - заместитель руководителя управления.

Члены Комиссии:

<…>,

рассмотрев дело №  3-01/08-2014 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения ООО «Фирма «Экспресс»  (г. Пенза, ул. Маркина, 1; ИНН 5837002926)  рекламного слогана «Радио Экспресс – главное радио города» с нарушением пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»),

в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе  –  генерального директора  ООО «Фирма «Экспресс» <…>.

УСТАНОВИЛА:

В рамках осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о рекламе, отделом контроля закупок, органов власти и рекламы установлено следующее.

В  городе Пензе в январе-феврале 2014 года на частоте 105.2 FM радио «Экспресс» распространялся рекламный слоган «Радио Экспресс – главное радио города».

Пензенским УФАС России определением от 12.02.2014 по факту распространения рекламного слогана «Радио Экспресс – главное радио города» на частоте 105.2 FM радио «Экспресс», возбуждено дело № 3-01/08-2014 по признакам нарушения пункта 1 части 3 статьи 5  «О рекламе». Рассмотрение дела назначено на 04.03.2014. К участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, привлечено ООО «Фирма «Экспресс».

В письменных пояснениях ООО «Фирма «Экспресс» (вх. от 20.02.2014 № 559), а также на рассмотрении дела 04.02.2014 представителем ООО «Фирма «Экспресс» пояснено, что радио «Экспресс» - самый интерактивный радио ресурс, т.к. на первом месте в Пензе по количеству программ в прямом эфире за сутки (среди информационно-развлекательных радиостанций). Радио имеет ряд вариантов обратной связи со слушателями. Ярко освещает городские культурные и музыкальные события. Изготовление эфирного оформления осуществляется ежемесячно. Бывают привязки к времени года, радио находится на одной волне с постоянными слушателями, проживает с ними единую жизнь. Именно для слушателей радио «Экспресс» - является главным. Музыкальный джингл с использованием фразы «Главное радио города» является одним из двухсот используемых элементов оформления эфира. Он звучит на волне радио «Экспресс» около 3 месяцев.

На заседании Комиссии генеральный директор ООО «Фирма «Экспресс» факт нарушения рекламного законодательства признал, согласился, что в рекламе не приведены критерии проведения сравнения «Радио Экспресс – главное радио города».

ООО «Фирма «Экспресс»  представило копии следующих документов: копию устава, копию свидетельства о регистрации средства массовой информации.

Изучив представленные документы, заслушав и исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующему выводу:

В  городе Пензе в январе-феврале 2014 года на частоте 105.2 FM радио «Экспресс» распространялась информация со слоганом «Радио Экспресс – главное радио города».

В соответствии со статьёй 3 Федерального закона «О рекламе» рекламой является информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. При этом под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Иными словами, информация, признаваемая рекламой, должна удовлетворять следующим условиям, а именно:

-предназначаться для неопределенного круга лиц;

-привлекать, формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования;

-способствовать продвижению объекта рекламирования на рынке.

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правонарушения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.

Информация со слоганом «Радио Экспресс – главное радио города», распространяющаяся на частоте 105.2 FM радио «Экспресс», содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц (потенциальным слушателям радио «Экспресс»); преследует строго заданные цели информирования: формирует и поддерживает интерес к объектам рекламирования и способствует их продвижению на рынке аналогичных услуг (по своему характеру разовым предложением не является), следовательно, является рекламой.

Согласно части 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускается.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

С учетом указанных требований, соответствие действительности сведений, содержащихся в рекламе, должно быть документально подтверждено.

В ходе рассмотрения дела установлено, что на частоте 105.2 FM радио «Экспресс» размещен рекламный слоган: «Радио Экспресс – главное радио города».

Согласно словарям слово «главный» имеет следующее значение: 1) Главный, -ая, -ое. Самый важный, основной (Словарь Ожегова); 2) главный, -ая, -ое; главнейший. Самый важный, основной, центральный (Большой толковый словарь справочно-информационного портала «Русский язык» созданного при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям); 3) главный –ая, -ое. Самый важный, существенный среди других; основной (Малый академический словарь).

Опираясь на значение слова «главный», рекламный слоган радио «Экспресс» можно толковать как «Радио «Экспресс» - самое важное радио города», «Радио «Экспресс» - основное радио города».

Сообщение неопределенному кругу лиц о том, что радио «Экспресс» – главное радио города, направлено на восприятие ими информации о радио «Экспресс» как самом главном, по отношению к другим радио.

Утверждение «радио Экспресс - главное радио города», свидетельствует о превосходстве «Радио Экспресс» над другими организациями, оказывающими подобные услуги, а также о сравнении  с такими организациями, в основе которых лежит предоставление  услуг радиовещания.

Кроме того, поскольку в рекламе не приведены критерии проведения сравнения, невозможно установить обоснованность того, является ли радио «Экспресс» главным радио города. В отсутствие указания критериев сравнения создается впечатление, что рекламируемое радио обладает заявленным преимуществом по всем показателям.

В городе Пензе в настоящее время на товарном рынке существует  несколько радиостанций.

Использование слогана «Радио Экспресс – главное радио города» показывает преимущество ООО «Фирма «Экспресс» по сравнению с другими организациями, работающими на том же рынке

Для полного, объективного и всестороннего рассмотрения дела Пензенским УФАС России были сделаны запросы в другие радиовещательные компании города Пензы для получения информации об истинности утверждения в рекламе «радио Экспресс - главное радио города».

В результате ответов была получена следующая информация.

Согласно исследованиям, которые проводил холдинг «ROMIR Monitoring» в 2012-2013 годах, радио «Экспресс» не занимает лидирующие позиции в ТОПе радиослушателей, уступая сразу нескольким пензенским радиостанциям.

Рейтинг радиослушания. Топ радиослушания, в % от всех опрошенных (вопрос «Скажите, пожалуйста, какие местные или центральные радиостанции из этого списка вы слушали хотя бы раз за последнюю неделю?»)

 

 

радиостанция

автомобилис

Ты (2013)

% (2013)

автомобилис

Ты (2012)

% (2012)

место в

рейтинге в

период

март-апрель

2012

динамика

(2013 по

сравнению

С 2012), %

1

Европа плюс

151

50.3%

168

56.0%

1

-5.7%

2

Радио 101.8

144

48.0%

163

54.3%

2

-6.3%

3

Русское радио

109

36.3%

152

50.7%

3

-14.4%

4

Авторадио

108

36.0%

110

36.7%

4

-0.7%

5

Золотое FM

77

25.7%

47

15.7%

6

+10%

6

МОСТ радио

70

23.3%

81

27.0%

5

-3.7%

7

Радио Экспресс

54

18.0%

36

12.0%

8

+6%

8

Эхо Москвы

48

16.0%

38

12.7%

7

+3.3%

9

Серебряный дождь

34

11.3%

12

4.0%

9

+7.3%

10

другая

25

8.3%

7

2.3%

10

+6%

 

Кроме того, установлено, что старейшей телерадиовещательной компанией Пензенской области является ГТРК «Пенза» (радио России), которая начала осуществлять радиовещание на территории Пензенской области с ноября 1927 г.

Все полученные в ходе рассмотрения дела документы свидетельствуют о том, что рынок, на котором осуществляет свою деятельность ООО «Фирма «Экспресс», является конкурентным,  и утверждение: «Радио «Экспресс» - главное радио города» носит недостоверный характер.

При этом информация «Радио «Экспресс» - главное радио города» в ходе рассмотрения дела документально подтверждена не была.

Следовательно,  в рекламе нарушаются требования пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Согласно пункту 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5 настоящего закона несет рекламодатель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Рекламодателем и рекламораспространителем вышеуказанной рекламы является ООО «Фирма «Экспресс» (г. Пенза, ул. Маркина, 1; ИНН 5837002926).

Учитывая вышеизложенное, и, основываясь на фактических обстоятельствах дела, Комиссия пришла к выводу, что ООО «Фирма «Экспресс»  нарушило требования пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

На момент рассмотрения дела Комиссии Пензенского УФАС России доказательств устранения нарушения требований пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» ООО  «Фирма «Экспресс» представлено не было.

В связи с чем, Комиссия Пензенского УФАС России считает целесообразным выдачу предписания о прекращении нарушения требований рекламного законодательства.

В силу части 4 статьи 38 ФЗ «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и  в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства  Российской  Федерации о  рекламе от 17.08.2006 № 508, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу со слоганом: «Радио «Экспресс» - главное радио города», распространяемую ООО «Фирма «Экспресс» в  городе Пензе в январе-феврале 2014 года на частоте 105.2 FM радио «Экспресс», поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 3 статьи 5  ФЗ «О рекламе».

2. Выдать ООО «Фирма «Экспресс» (г. Пенза, ул. Маркина, 1; ИНН 5837002926) предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Пензенского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 06 марта 2014 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

06 марта 2014  года                                                      г. Пенза, ул. Урицкого, 127

Резолютивная часть решения объявлена 04 марта 2014 года.

Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> - заместитель руководителя управления.

Члены Комиссии:

<…>,

рассмотрев дело №  3-01/08-2014 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения ООО «Фирма «Экспресс»  (г. Пенза, ул. Маркина, 1; ИНН 5837002926)  рекламного слогана «Радио Экспресс – главное радио города» с нарушением пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»),

в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе  –  генерального директора  ООО «Фирма «Экспресс» <…>.

УСТАНОВИЛА:

В рамках осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о рекламе, отделом контроля закупок, органов власти и рекламы установлено следующее.

В  городе Пензе в январе-феврале 2014 года на частоте 105.2 FM радио «Экспресс» распространялся рекламный слоган «Радио Экспресс – главное радио города».

Пензенским УФАС России определением от 12.02.2014 по факту распространения рекламного слогана «Радио Экспресс – главное радио города» на частоте 105.2 FM радио «Экспресс», возбуждено дело № 3-01/08-2014 по признакам нарушения пункта 1 части 3 статьи 5  «О рекламе». Рассмотрение дела назначено на 04.03.2014. К участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, привлечено ООО «Фирма «Экспресс».

В письменных пояснениях ООО «Фирма «Экспресс» (вх. от 20.02.2014 № 559), а также на рассмотрении дела 04.02.2014 представителем ООО «Фирма «Экспресс» пояснено, что радио «Экспресс» - самый интерактивный радио ресурс, т.к. на первом месте в Пензе по количеству программ в прямом эфире за сутки (среди информационно-развлекательных радиостанций). Радио имеет ряд вариантов обратной связи со слушателями. Ярко освещает городские культурные и музыкальные события. Изготовление эфирного оформления осуществляется ежемесячно. Бывают привязки к времени года, радио находится на одной волне с постоянными слушателями, проживает с ними единую жизнь. Именно для слушателей радио «Экспресс» - является главным. Музыкальный джингл с использованием фразы «Главное радио города» является одним из двухсот используемых элементов оформления эфира. Он звучит на волне радио «Экспресс» около 3 месяцев.

На заседании Комиссии генеральный директор ООО «Фирма «Экспресс» факт нарушения рекламного законодательства признал, согласился, что в рекламе не приведены критерии проведения сравнения «Радио Экспресс – главное радио города».

ООО «Фирма «Экспресс»  представило копии следующих документов: копию устава, копию свидетельства о регистрации средства массовой информации.

Изучив представленные документы, заслушав и исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующему выводу:

В  городе Пензе в январе-феврале 2014 года на частоте 105.2 FM радио «Экспресс» распространялась информация со слоганом «Радио Экспресс – главное радио города».

В соответствии со статьёй 3 Федерального закона «О рекламе» рекламой является информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. При этом под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Иными словами, информация, признаваемая рекламой, должна удовлетворять следующим условиям, а именно:

-предназначаться для неопределенного круга лиц;

-привлекать, формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования;

-способствовать продвижению объекта рекламирования на рынке.

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правонарушения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.

Информация со слоганом «Радио Экспресс – главное радио города», распространяющаяся на частоте 105.2 FM радио «Экспресс», содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц (потенциальным слушателям радио «Экспресс»); преследует строго заданные цели информирования: формирует и поддерживает интерес к объектам рекламирования и способствует их продвижению на рынке аналогичных услуг (по своему характеру разовым предложением не является), следовательно, является рекламой.

Согласно части 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускается.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

С учетом указанных требований, соответствие действительности сведений, содержащихся в рекламе, должно быть документально подтверждено.

В ходе рассмотрения дела установлено, что на частоте 105.2 FM радио «Экспресс» размещен рекламный слоган: «Радио Экспресс – главное радио города».

Согласно словарям слово «главный» имеет следующее значение: 1) Главный, -ая, -ое. Самый важный, основной (Словарь Ожегова); 2) главный, -ая, -ое; главнейший. Самый важный, основной, центральный (Большой толковый словарь справочно-информационного портала «Русский язык» созданного при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям); 3) главный –ая, -ое. Самый важный, существенный среди других; основной (Малый академический словарь).

Опираясь на значение слова «главный», рекламный слоган радио «Экспресс» можно толковать как «Радио «Экспресс» - самое важное радио города», «Радио «Экспресс» - основное радио города».

Сообщение неопределенному кругу лиц о том, что радио «Экспресс» – главное радио города, направлено на восприятие ими информации о радио «Экспресс» как самом главном, по отношению к другим радио.

Утверждение «радио Экспресс - главное радио города», свидетельствует о превосходстве «Радио Экспресс» над другими организациями, оказывающими подобные услуги, а также о сравнении  с такими организациями, в основе которых лежит предоставление  услуг радиовещания.

Кроме того, поскольку в рекламе не приведены критерии проведения сравнения, невозможно установить обоснованность того, является ли радио «Экспресс» главным радио города. В отсутствие указания критериев сравнения создается впечатление, что рекламируемое радио обладает заявленным преимуществом по всем показателям.

В городе Пензе в настоящее время на товарном рынке существует  несколько радиостанций.

Использование слогана «Радио Экспресс – главное радио города» показывает преимущество ООО «Фирма «Экспресс» по сравнению с другими организациями, работающими на том же рынке

Для полного, объективного и всестороннего рассмотрения дела Пензенским УФАС России были сделаны запросы в другие радиовещательные компании города Пензы для получения информации об истинности утверждения в рекламе «радио Экспресс - главное радио города».

В результате ответов была получена следующая информация.

Согласно исследованиям, которые проводил холдинг «ROMIR Monitoring» в 2012-2013 годах, радио «Экспресс» не занимает лидирующие позиции в ТОПе радиослушателей, уступая сразу нескольким пензенским радиостанциям.

Рейтинг радиослушания. Топ радиослушания, в % от всех опрошенных (вопрос «Скажите, пожалуйста, какие местные или центральные радиостанции из этого списка вы слушали хотя бы раз за последнюю неделю?»)

 

 

радиостанция

автомобилис

Ты (2013)

% (2013)

автомобилис

Ты (2012)

% (2012)

место в

рейтинге в

период

март-апрель

2012

динамика

(2013 по

сравнению

С 2012), %

1

Европа плюс

151

50.3%

168

56.0%

1

-5.7%

2

Радио 101.8

144

48.0%

163

54.3%

2

-6.3%

3

Русское радио

109

36.3%

152

50.7%

3

-14.4%

4

Авторадио

108

36.0%

110

36.7%

4

-0.7%

5

Золотое FM

77

25.7%

47

15.7%

6

+10%

6

МОСТ радио

70

23.3%

81

27.0%

5

-3.7%

7

Радио Экспресс

54

18.0%

36

12.0%

8

+6%

8

Эхо Москвы

48

16.0%

38

12.7%

7

+3.3%

9

Серебряный дождь

34

11.3%

12

4.0%

9

+7.3%

10

другая

25

8.3%

7

2.3%

10

+6%

 

Кроме того, установлено, что старейшей телерадиовещательной компанией Пензенской области является ГТРК «Пенза» (радио России), которая начала осуществлять радиовещание на территории Пензенской области с ноября 1927 г.

Все полученные в ходе рассмотрения дела документы свидетельствуют о том, что рынок, на котором осуществляет свою деятельность ООО «Фирма «Экспресс», является конкурентным,  и утверждение: «Радио «Экспресс» - главное радио города» носит недостоверный характер.

При этом информация «Радио «Экспресс» - главное радио города» в ходе рассмотрения дела документально подтверждена не была.

Следовательно,  в рекламе нарушаются требования пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Согласно пункту 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5 настоящего закона несет рекламодатель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Рекламодателем и рекламораспространителем вышеуказанной рекламы является ООО «Фирма «Экспресс» (г. Пенза, ул. Маркина, 1; ИНН 5837002926).

Учитывая вышеизложенное, и, основываясь на фактических обстоятельствах дела, Комиссия пришла к выводу, что ООО «Фирма «Экспресс»  нарушило требования пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

На момент рассмотрения дела Комиссии Пензенского УФАС России доказательств устранения нарушения требований пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» ООО  «Фирма «Экспресс» представлено не было.

В связи с чем, Комиссия Пензенского УФАС России считает целесообразным выдачу предписания о прекращении нарушения требований рекламного законодательства.

В силу части 4 статьи 38 ФЗ «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и  в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства  Российской  Федерации о  рекламе от 17.08.2006 № 508, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу со слоганом: «Радио «Экспресс» - главное радио города», распространяемую ООО «Фирма «Экспресс» в  городе Пензе в январе-феврале 2014 года на частоте 105.2 FM радио «Экспресс», поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 3 статьи 5  ФЗ «О рекламе».

2. Выдать ООО «Фирма «Экспресс» (г. Пенза, ул. Маркина, 1; ИНН 5837002926) предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Пензенского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 06 марта 2014 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 3-01/08-2014 [format] => [safe_value] => 3-01/08-2014 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 10 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-03-07 12:04:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-03-07 12:04:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1395148209 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Пензенское УФАС России )