РЕШЕНИЕ
06 марта 2014 года г. Пенза, ул. Урицкого, 127
Резолютивная часть решения объявлена 04 марта 2014 года.
Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
<…> - заместитель руководителя управления.
Члены Комиссии:
<…>,
рассмотрев дело № 3-01/08-2014 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения ООО «Фирма «Экспресс» (г. Пенза, ул. Маркина, 1; ИНН 5837002926) рекламного слогана «Радио Экспресс – главное радио города» с нарушением пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»),
в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – генерального директора ООО «Фирма «Экспресс» <…>.
УСТАНОВИЛА:
В рамках осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о рекламе, отделом контроля закупок, органов власти и рекламы установлено следующее.
В городе Пензе в январе-феврале 2014 года на частоте 105.2 FM радио «Экспресс» распространялся рекламный слоган «Радио Экспресс – главное радио города».
Пензенским УФАС России определением от 12.02.2014 по факту распространения рекламного слогана «Радио Экспресс – главное радио города» на частоте 105.2 FM радио «Экспресс», возбуждено дело № 3-01/08-2014 по признакам нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 «О рекламе». Рассмотрение дела назначено на 04.03.2014. К участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, привлечено ООО «Фирма «Экспресс».
В письменных пояснениях ООО «Фирма «Экспресс» (вх. от 20.02.2014 № 559), а также на рассмотрении дела 04.02.2014 представителем ООО «Фирма «Экспресс» пояснено, что радио «Экспресс» - самый интерактивный радио ресурс, т.к. на первом месте в Пензе по количеству программ в прямом эфире за сутки (среди информационно-развлекательных радиостанций). Радио имеет ряд вариантов обратной связи со слушателями. Ярко освещает городские культурные и музыкальные события. Изготовление эфирного оформления осуществляется ежемесячно. Бывают привязки к времени года, радио находится на одной волне с постоянными слушателями, проживает с ними единую жизнь. Именно для слушателей радио «Экспресс» - является главным. Музыкальный джингл с использованием фразы «Главное радио города» является одним из двухсот используемых элементов оформления эфира. Он звучит на волне радио «Экспресс» около 3 месяцев.
На заседании Комиссии генеральный директор ООО «Фирма «Экспресс» факт нарушения рекламного законодательства признал, согласился, что в рекламе не приведены критерии проведения сравнения «Радио Экспресс – главное радио города».
ООО «Фирма «Экспресс» представило копии следующих документов: копию устава, копию свидетельства о регистрации средства массовой информации.
Изучив представленные документы, заслушав и исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующему выводу:
В городе Пензе в январе-феврале 2014 года на частоте 105.2 FM радио «Экспресс» распространялась информация со слоганом «Радио Экспресс – главное радио города».
В соответствии со статьёй 3 Федерального закона «О рекламе» рекламой является информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. При этом под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Иными словами, информация, признаваемая рекламой, должна удовлетворять следующим условиям, а именно:
-предназначаться для неопределенного круга лиц;
-привлекать, формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования;
-способствовать продвижению объекта рекламирования на рынке.
Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правонарушения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.
Информация со слоганом «Радио Экспресс – главное радио города», распространяющаяся на частоте 105.2 FM радио «Экспресс», содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц (потенциальным слушателям радио «Экспресс»); преследует строго заданные цели информирования: формирует и поддерживает интерес к объектам рекламирования и способствует их продвижению на рынке аналогичных услуг (по своему характеру разовым предложением не является), следовательно, является рекламой.
Согласно части 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускается.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
С учетом указанных требований, соответствие действительности сведений, содержащихся в рекламе, должно быть документально подтверждено.
В ходе рассмотрения дела установлено, что на частоте 105.2 FM радио «Экспресс» размещен рекламный слоган: «Радио Экспресс – главное радио города».
Согласно словарям слово «главный» имеет следующее значение: 1) Главный, -ая, -ое. Самый важный, основной (Словарь Ожегова); 2) главный, -ая, -ое; главнейший. Самый важный, основной, центральный (Большой толковый словарь справочно-информационного портала «Русский язык» созданного при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям); 3) главный –ая, -ое. Самый важный, существенный среди других; основной (Малый академический словарь).
Опираясь на значение слова «главный», рекламный слоган радио «Экспресс» можно толковать как «Радио «Экспресс» - самое важное радио города», «Радио «Экспресс» - основное радио города».
Сообщение неопределенному кругу лиц о том, что радио «Экспресс» – главное радио города, направлено на восприятие ими информации о радио «Экспресс» как самом главном, по отношению к другим радио.
Утверждение «радио Экспресс - главное радио города», свидетельствует о превосходстве «Радио Экспресс» над другими организациями, оказывающими подобные услуги, а также о сравнении с такими организациями, в основе которых лежит предоставление услуг радиовещания.
Кроме того, поскольку в рекламе не приведены критерии проведения сравнения, невозможно установить обоснованность того, является ли радио «Экспресс» главным радио города. В отсутствие указания критериев сравнения создается впечатление, что рекламируемое радио обладает заявленным преимуществом по всем показателям.
В городе Пензе в настоящее время на товарном рынке существует несколько радиостанций.
Использование слогана «Радио Экспресс – главное радио города» показывает преимущество ООО «Фирма «Экспресс» по сравнению с другими организациями, работающими на том же рынке
Для полного, объективного и всестороннего рассмотрения дела Пензенским УФАС России были сделаны запросы в другие радиовещательные компании города Пензы для получения информации об истинности утверждения в рекламе «радио Экспресс - главное радио города».
В результате ответов была получена следующая информация.
Согласно исследованиям, которые проводил холдинг «ROMIR Monitoring» в 2012-2013 годах, радио «Экспресс» не занимает лидирующие позиции в ТОПе радиослушателей, уступая сразу нескольким пензенским радиостанциям.
Рейтинг радиослушания. Топ радиослушания, в % от всех опрошенных (вопрос «Скажите, пожалуйста, какие местные или центральные радиостанции из этого списка вы слушали хотя бы раз за последнюю неделю?»)
| радиостанция | автомобилис Ты (2013) | % (2013) | автомобилис Ты (2012) | % (2012) | место в рейтинге в период март-апрель 2012 | динамика (2013 по сравнению С 2012), % |
1 | Европа плюс | 151 | 50.3% | 168 | 56.0% | 1 | -5.7% |
2 | Радио 101.8 | 144 | 48.0% | 163 | 54.3% | 2 | -6.3% |
3 | Русское радио | 109 | 36.3% | 152 | 50.7% | 3 | -14.4% |
4 | Авторадио | 108 | 36.0% | 110 | 36.7% | 4 | -0.7% |
5 | Золотое FM | 77 | 25.7% | 47 | 15.7% | 6 | +10% |
6 | МОСТ радио | 70 | 23.3% | 81 | 27.0% | 5 | -3.7% |
7 | Радио Экспресс | 54 | 18.0% | 36 | 12.0% | 8 | +6% |
8 | Эхо Москвы | 48 | 16.0% | 38 | 12.7% | 7 | +3.3% |
9 | Серебряный дождь | 34 | 11.3% | 12 | 4.0% | 9 | +7.3% |
10 | другая | 25 | 8.3% | 7 | 2.3% | 10 | +6% |
Кроме того, установлено, что старейшей телерадиовещательной компанией Пензенской области является ГТРК «Пенза» (радио России), которая начала осуществлять радиовещание на территории Пензенской области с ноября 1927 г.
Все полученные в ходе рассмотрения дела документы свидетельствуют о том, что рынок, на котором осуществляет свою деятельность ООО «Фирма «Экспресс», является конкурентным, и утверждение: «Радио «Экспресс» - главное радио города» носит недостоверный характер.
При этом информация «Радио «Экспресс» - главное радио города» в ходе рассмотрения дела документально подтверждена не была.
Следовательно, в рекламе нарушаются требования пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
Согласно пункту 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5 настоящего закона несет рекламодатель.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Рекламодателем и рекламораспространителем вышеуказанной рекламы является ООО «Фирма «Экспресс» (г. Пенза, ул. Маркина, 1; ИНН 5837002926).
Учитывая вышеизложенное, и, основываясь на фактических обстоятельствах дела, Комиссия пришла к выводу, что ООО «Фирма «Экспресс» нарушило требования пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
В соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
На момент рассмотрения дела Комиссии Пензенского УФАС России доказательств устранения нарушения требований пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» ООО «Фирма «Экспресс» представлено не было.
В связи с чем, Комиссия Пензенского УФАС России считает целесообразным выдачу предписания о прекращении нарушения требований рекламного законодательства.
В силу части 4 статьи 38 ФЗ «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 17.08.2006 № 508, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу со слоганом: «Радио «Экспресс» - главное радио города», распространяемую ООО «Фирма «Экспресс» в городе Пензе в январе-феврале 2014 года на частоте 105.2 FM радио «Экспресс», поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
2. Выдать ООО «Фирма «Экспресс» (г. Пенза, ул. Маркина, 1; ИНН 5837002926) предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Пензенского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 06 марта 2014 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
stdClass Object
(
[vid] => 11233
[uid] => 5
[title] => Решение п о делу № 3-01/08-2014 в отношении ООО «Фирма «Экспресс»
[log] =>
[status] => 1
[comment] => 1
[promote] => 0
[sticky] => 0
[nid] => 11233
[type] => solution
[language] => ru
[created] => 1395148209
[changed] => 1395148209
[tnid] => 0
[translate] => 0
[revision_timestamp] => 1395148209
[revision_uid] => 5
[body] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
РЕШЕНИЕ
06 марта 2014 года г. Пенза, ул. Урицкого, 127
Резолютивная часть решения объявлена 04 марта 2014 года.
Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
<…> - заместитель руководителя управления.
Члены Комиссии:
<…>,
рассмотрев дело № 3-01/08-2014 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения ООО «Фирма «Экспресс» (г. Пенза, ул. Маркина, 1; ИНН 5837002926) рекламного слогана «Радио Экспресс – главное радио города» с нарушением пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»),
в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – генерального директора ООО «Фирма «Экспресс» <…>.
УСТАНОВИЛА:
В рамках осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о рекламе, отделом контроля закупок, органов власти и рекламы установлено следующее.
В городе Пензе в январе-феврале 2014 года на частоте 105.2 FM радио «Экспресс» распространялся рекламный слоган «Радио Экспресс – главное радио города».
Пензенским УФАС России определением от 12.02.2014 по факту распространения рекламного слогана «Радио Экспресс – главное радио города» на частоте 105.2 FM радио «Экспресс», возбуждено дело № 3-01/08-2014 по признакам нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 «О рекламе». Рассмотрение дела назначено на 04.03.2014. К участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, привлечено ООО «Фирма «Экспресс».
В письменных пояснениях ООО «Фирма «Экспресс» (вх. от 20.02.2014 № 559), а также на рассмотрении дела 04.02.2014 представителем ООО «Фирма «Экспресс» пояснено, что радио «Экспресс» - самый интерактивный радио ресурс, т.к. на первом месте в Пензе по количеству программ в прямом эфире за сутки (среди информационно-развлекательных радиостанций). Радио имеет ряд вариантов обратной связи со слушателями. Ярко освещает городские культурные и музыкальные события. Изготовление эфирного оформления осуществляется ежемесячно. Бывают привязки к времени года, радио находится на одной волне с постоянными слушателями, проживает с ними единую жизнь. Именно для слушателей радио «Экспресс» - является главным. Музыкальный джингл с использованием фразы «Главное радио города» является одним из двухсот используемых элементов оформления эфира. Он звучит на волне радио «Экспресс» около 3 месяцев.
На заседании Комиссии генеральный директор ООО «Фирма «Экспресс» факт нарушения рекламного законодательства признал, согласился, что в рекламе не приведены критерии проведения сравнения «Радио Экспресс – главное радио города».
ООО «Фирма «Экспресс» представило копии следующих документов: копию устава, копию свидетельства о регистрации средства массовой информации.
Изучив представленные документы, заслушав и исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующему выводу:
В городе Пензе в январе-феврале 2014 года на частоте 105.2 FM радио «Экспресс» распространялась информация со слоганом «Радио Экспресс – главное радио города».
В соответствии со статьёй 3 Федерального закона «О рекламе» рекламой является информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. При этом под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Иными словами, информация, признаваемая рекламой, должна удовлетворять следующим условиям, а именно:
-предназначаться для неопределенного круга лиц;
-привлекать, формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования;
-способствовать продвижению объекта рекламирования на рынке.
Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правонарушения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.
Информация со слоганом «Радио Экспресс – главное радио города», распространяющаяся на частоте 105.2 FM радио «Экспресс», содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц (потенциальным слушателям радио «Экспресс»); преследует строго заданные цели информирования: формирует и поддерживает интерес к объектам рекламирования и способствует их продвижению на рынке аналогичных услуг (по своему характеру разовым предложением не является), следовательно, является рекламой.
Согласно части 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускается.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
С учетом указанных требований, соответствие действительности сведений, содержащихся в рекламе, должно быть документально подтверждено.
В ходе рассмотрения дела установлено, что на частоте 105.2 FM радио «Экспресс» размещен рекламный слоган: «Радио Экспресс – главное радио города».
Согласно словарям слово «главный» имеет следующее значение: 1) Главный, -ая, -ое. Самый важный, основной (Словарь Ожегова); 2) главный, -ая, -ое; главнейший. Самый важный, основной, центральный (Большой толковый словарь справочно-информационного портала «Русский язык» созданного при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям); 3) главный –ая, -ое. Самый важный, существенный среди других; основной (Малый академический словарь).
Опираясь на значение слова «главный», рекламный слоган радио «Экспресс» можно толковать как «Радио «Экспресс» - самое важное радио города», «Радио «Экспресс» - основное радио города».
Сообщение неопределенному кругу лиц о том, что радио «Экспресс» – главное радио города, направлено на восприятие ими информации о радио «Экспресс» как самом главном, по отношению к другим радио.
Утверждение «радио Экспресс - главное радио города», свидетельствует о превосходстве «Радио Экспресс» над другими организациями, оказывающими подобные услуги, а также о сравнении с такими организациями, в основе которых лежит предоставление услуг радиовещания.
Кроме того, поскольку в рекламе не приведены критерии проведения сравнения, невозможно установить обоснованность того, является ли радио «Экспресс» главным радио города. В отсутствие указания критериев сравнения создается впечатление, что рекламируемое радио обладает заявленным преимуществом по всем показателям.
В городе Пензе в настоящее время на товарном рынке существует несколько радиостанций.
Использование слогана «Радио Экспресс – главное радио города» показывает преимущество ООО «Фирма «Экспресс» по сравнению с другими организациями, работающими на том же рынке
Для полного, объективного и всестороннего рассмотрения дела Пензенским УФАС России были сделаны запросы в другие радиовещательные компании города Пензы для получения информации об истинности утверждения в рекламе «радио Экспресс - главное радио города».
В результате ответов была получена следующая информация.
Согласно исследованиям, которые проводил холдинг «ROMIR Monitoring» в 2012-2013 годах, радио «Экспресс» не занимает лидирующие позиции в ТОПе радиослушателей, уступая сразу нескольким пензенским радиостанциям.
Рейтинг радиослушания. Топ радиослушания, в % от всех опрошенных (вопрос «Скажите, пожалуйста, какие местные или центральные радиостанции из этого списка вы слушали хотя бы раз за последнюю неделю?»)
| радиостанция | автомобилис Ты (2013) | % (2013) | автомобилис Ты (2012) | % (2012) | место в рейтинге в период март-апрель 2012 | динамика (2013 по сравнению С 2012), % |
1 | Европа плюс | 151 | 50.3% | 168 | 56.0% | 1 | -5.7% |
2 | Радио 101.8 | 144 | 48.0% | 163 | 54.3% | 2 | -6.3% |
3 | Русское радио | 109 | 36.3% | 152 | 50.7% | 3 | -14.4% |
4 | Авторадио | 108 | 36.0% | 110 | 36.7% | 4 | -0.7% |
5 | Золотое FM | 77 | 25.7% | 47 | 15.7% | 6 | +10% |
6 | МОСТ радио | 70 | 23.3% | 81 | 27.0% | 5 | -3.7% |
7 | Радио Экспресс | 54 | 18.0% | 36 | 12.0% | 8 | +6% |
8 | Эхо Москвы | 48 | 16.0% | 38 | 12.7% | 7 | +3.3% |
9 | Серебряный дождь | 34 | 11.3% | 12 | 4.0% | 9 | +7.3% |
10 | другая | 25 | 8.3% | 7 | 2.3% | 10 | +6% |
Кроме того, установлено, что старейшей телерадиовещательной компанией Пензенской области является ГТРК «Пенза» (радио России), которая начала осуществлять радиовещание на территории Пензенской области с ноября 1927 г.
Все полученные в ходе рассмотрения дела документы свидетельствуют о том, что рынок, на котором осуществляет свою деятельность ООО «Фирма «Экспресс», является конкурентным, и утверждение: «Радио «Экспресс» - главное радио города» носит недостоверный характер.
При этом информация «Радио «Экспресс» - главное радио города» в ходе рассмотрения дела документально подтверждена не была.
Следовательно, в рекламе нарушаются требования пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
Согласно пункту 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5 настоящего закона несет рекламодатель.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Рекламодателем и рекламораспространителем вышеуказанной рекламы является ООО «Фирма «Экспресс» (г. Пенза, ул. Маркина, 1; ИНН 5837002926).
Учитывая вышеизложенное, и, основываясь на фактических обстоятельствах дела, Комиссия пришла к выводу, что ООО «Фирма «Экспресс» нарушило требования пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
В соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
На момент рассмотрения дела Комиссии Пензенского УФАС России доказательств устранения нарушения требований пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» ООО «Фирма «Экспресс» представлено не было.
В связи с чем, Комиссия Пензенского УФАС России считает целесообразным выдачу предписания о прекращении нарушения требований рекламного законодательства.
В силу части 4 статьи 38 ФЗ «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 17.08.2006 № 508, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу со слоганом: «Радио «Экспресс» - главное радио города», распространяемую ООО «Фирма «Экспресс» в городе Пензе в январе-феврале 2014 года на частоте 105.2 FM радио «Экспресс», поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
2. Выдать ООО «Фирма «Экспресс» (г. Пенза, ул. Маркина, 1; ИНН 5837002926) предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Пензенского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 06 марта 2014 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
[summary] =>
[format] => full_html
[safe_value] =>
РЕШЕНИЕ
06 марта 2014 года г. Пенза, ул. Урицкого, 127
Резолютивная часть решения объявлена 04 марта 2014 года.
Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
<…> - заместитель руководителя управления.
Члены Комиссии:
<…>,
рассмотрев дело № 3-01/08-2014 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения ООО «Фирма «Экспресс» (г. Пенза, ул. Маркина, 1; ИНН 5837002926) рекламного слогана «Радио Экспресс – главное радио города» с нарушением пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»),
в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – генерального директора ООО «Фирма «Экспресс» <…>.
УСТАНОВИЛА:
В рамках осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о рекламе, отделом контроля закупок, органов власти и рекламы установлено следующее.
В городе Пензе в январе-феврале 2014 года на частоте 105.2 FM радио «Экспресс» распространялся рекламный слоган «Радио Экспресс – главное радио города».
Пензенским УФАС России определением от 12.02.2014 по факту распространения рекламного слогана «Радио Экспресс – главное радио города» на частоте 105.2 FM радио «Экспресс», возбуждено дело № 3-01/08-2014 по признакам нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 «О рекламе». Рассмотрение дела назначено на 04.03.2014. К участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, привлечено ООО «Фирма «Экспресс».
В письменных пояснениях ООО «Фирма «Экспресс» (вх. от 20.02.2014 № 559), а также на рассмотрении дела 04.02.2014 представителем ООО «Фирма «Экспресс» пояснено, что радио «Экспресс» - самый интерактивный радио ресурс, т.к. на первом месте в Пензе по количеству программ в прямом эфире за сутки (среди информационно-развлекательных радиостанций). Радио имеет ряд вариантов обратной связи со слушателями. Ярко освещает городские культурные и музыкальные события. Изготовление эфирного оформления осуществляется ежемесячно. Бывают привязки к времени года, радио находится на одной волне с постоянными слушателями, проживает с ними единую жизнь. Именно для слушателей радио «Экспресс» - является главным. Музыкальный джингл с использованием фразы «Главное радио города» является одним из двухсот используемых элементов оформления эфира. Он звучит на волне радио «Экспресс» около 3 месяцев.
На заседании Комиссии генеральный директор ООО «Фирма «Экспресс» факт нарушения рекламного законодательства признал, согласился, что в рекламе не приведены критерии проведения сравнения «Радио Экспресс – главное радио города».
ООО «Фирма «Экспресс» представило копии следующих документов: копию устава, копию свидетельства о регистрации средства массовой информации.
Изучив представленные документы, заслушав и исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующему выводу:
В городе Пензе в январе-феврале 2014 года на частоте 105.2 FM радио «Экспресс» распространялась информация со слоганом «Радио Экспресс – главное радио города».
В соответствии со статьёй 3 Федерального закона «О рекламе» рекламой является информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. При этом под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Иными словами, информация, признаваемая рекламой, должна удовлетворять следующим условиям, а именно:
-предназначаться для неопределенного круга лиц;
-привлекать, формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования;
-способствовать продвижению объекта рекламирования на рынке.
Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правонарушения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.
Информация со слоганом «Радио Экспресс – главное радио города», распространяющаяся на частоте 105.2 FM радио «Экспресс», содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц (потенциальным слушателям радио «Экспресс»); преследует строго заданные цели информирования: формирует и поддерживает интерес к объектам рекламирования и способствует их продвижению на рынке аналогичных услуг (по своему характеру разовым предложением не является), следовательно, является рекламой.
Согласно части 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускается.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
С учетом указанных требований, соответствие действительности сведений, содержащихся в рекламе, должно быть документально подтверждено.
В ходе рассмотрения дела установлено, что на частоте 105.2 FM радио «Экспресс» размещен рекламный слоган: «Радио Экспресс – главное радио города».
Согласно словарям слово «главный» имеет следующее значение: 1) Главный, -ая, -ое. Самый важный, основной (Словарь Ожегова); 2) главный, -ая, -ое; главнейший. Самый важный, основной, центральный (Большой толковый словарь справочно-информационного портала «Русский язык» созданного при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям); 3) главный –ая, -ое. Самый важный, существенный среди других; основной (Малый академический словарь).
Опираясь на значение слова «главный», рекламный слоган радио «Экспресс» можно толковать как «Радио «Экспресс» - самое важное радио города», «Радио «Экспресс» - основное радио города».
Сообщение неопределенному кругу лиц о том, что радио «Экспресс» – главное радио города, направлено на восприятие ими информации о радио «Экспресс» как самом главном, по отношению к другим радио.
Утверждение «радио Экспресс - главное радио города», свидетельствует о превосходстве «Радио Экспресс» над другими организациями, оказывающими подобные услуги, а также о сравнении с такими организациями, в основе которых лежит предоставление услуг радиовещания.
Кроме того, поскольку в рекламе не приведены критерии проведения сравнения, невозможно установить обоснованность того, является ли радио «Экспресс» главным радио города. В отсутствие указания критериев сравнения создается впечатление, что рекламируемое радио обладает заявленным преимуществом по всем показателям.
В городе Пензе в настоящее время на товарном рынке существует несколько радиостанций.
Использование слогана «Радио Экспресс – главное радио города» показывает преимущество ООО «Фирма «Экспресс» по сравнению с другими организациями, работающими на том же рынке
Для полного, объективного и всестороннего рассмотрения дела Пензенским УФАС России были сделаны запросы в другие радиовещательные компании города Пензы для получения информации об истинности утверждения в рекламе «радио Экспресс - главное радио города».
В результате ответов была получена следующая информация.
Согласно исследованиям, которые проводил холдинг «ROMIR Monitoring» в 2012-2013 годах, радио «Экспресс» не занимает лидирующие позиции в ТОПе радиослушателей, уступая сразу нескольким пензенским радиостанциям.
Рейтинг радиослушания. Топ радиослушания, в % от всех опрошенных (вопрос «Скажите, пожалуйста, какие местные или центральные радиостанции из этого списка вы слушали хотя бы раз за последнюю неделю?»)
|
радиостанция
|
автомобилис
Ты (2013)
|
% (2013)
|
автомобилис
Ты (2012)
|
% (2012)
|
место в
рейтинге в
период
март-апрель
2012
|
динамика
(2013 по
сравнению
С 2012), %
|
1
|
Европа плюс
|
151
|
50.3%
|
168
|
56.0%
|
1
|
-5.7%
|
2
|
Радио 101.8
|
144
|
48.0%
|
163
|
54.3%
|
2
|
-6.3%
|
3
|
Русское радио
|
109
|
36.3%
|
152
|
50.7%
|
3
|
-14.4%
|
4
|
Авторадио
|
108
|
36.0%
|
110
|
36.7%
|
4
|
-0.7%
|
5
|
Золотое FM
|
77
|
25.7%
|
47
|
15.7%
|
6
|
+10%
|
6
|
МОСТ радио
|
70
|
23.3%
|
81
|
27.0%
|
5
|
-3.7%
|
7
|
Радио Экспресс
|
54
|
18.0%
|
36
|
12.0%
|
8
|
+6%
|
8
|
Эхо Москвы
|
48
|
16.0%
|
38
|
12.7%
|
7
|
+3.3%
|
9
|
Серебряный дождь
|
34
|
11.3%
|
12
|
4.0%
|
9
|
+7.3%
|
10
|
другая
|
25
|
8.3%
|
7
|
2.3%
|
10
|
+6%
|
Кроме того, установлено, что старейшей телерадиовещательной компанией Пензенской области является ГТРК «Пенза» (радио России), которая начала осуществлять радиовещание на территории Пензенской области с ноября 1927 г.
Все полученные в ходе рассмотрения дела документы свидетельствуют о том, что рынок, на котором осуществляет свою деятельность ООО «Фирма «Экспресс», является конкурентным, и утверждение: «Радио «Экспресс» - главное радио города» носит недостоверный характер.
При этом информация «Радио «Экспресс» - главное радио города» в ходе рассмотрения дела документально подтверждена не была.
Следовательно, в рекламе нарушаются требования пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
Согласно пункту 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5 настоящего закона несет рекламодатель.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Рекламодателем и рекламораспространителем вышеуказанной рекламы является ООО «Фирма «Экспресс» (г. Пенза, ул. Маркина, 1; ИНН 5837002926).
Учитывая вышеизложенное, и, основываясь на фактических обстоятельствах дела, Комиссия пришла к выводу, что ООО «Фирма «Экспресс» нарушило требования пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
В соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
На момент рассмотрения дела Комиссии Пензенского УФАС России доказательств устранения нарушения требований пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» ООО «Фирма «Экспресс» представлено не было.
В связи с чем, Комиссия Пензенского УФАС России считает целесообразным выдачу предписания о прекращении нарушения требований рекламного законодательства.
В силу части 4 статьи 38 ФЗ «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 17.08.2006 № 508, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу со слоганом: «Радио «Экспресс» - главное радио города», распространяемую ООО «Фирма «Экспресс» в городе Пензе в январе-феврале 2014 года на частоте 105.2 FM радио «Экспресс», поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
2. Выдать ООО «Фирма «Экспресс» (г. Пенза, ул. Маркина, 1; ИНН 5837002926) предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Пензенского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 06 марта 2014 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
[safe_summary] =>
)
)
)
[field_solution_num] => Array
(
)
[field_solution_file_num] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 3-01/08-2014
[format] =>
[safe_value] => 3-01/08-2014
)
)
)
[field_solution_preview] => Array
(
)
[field_solution_cat] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 11
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 11
[vid] => 3
[name] => Решения по делам
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 0
[vocabulary_machine_name] => category_solutions
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_file] => Array
(
)
[field_solution_scope] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 5
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 5
[vid] => 6
[name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 10
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_tags] => Array
(
)
[field_solution_datetime_public] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2014-03-07 12:04:00
[timezone] => Europe/Moscow
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_nodes_related] => Array
(
)
[field_date] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2014-03-07 12:04:00
[timezone] => Europe/Moscow
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_simplenews_term] => Array
(
)
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => sioc:Item
[1] => foaf:Document
)
[title] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:title
)
)
[created] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:date
[1] => dc:created
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[changed] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:modified
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[body] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => content:encoded
)
)
[uid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:has_creator
)
[type] => rel
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => foaf:name
)
)
[comment_count] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:num_replies
)
[datatype] => xsd:integer
)
[last_activity] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:last_activity_date
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
)
[cid] => 0
[last_comment_timestamp] => 1395148209
[last_comment_name] =>
[last_comment_uid] => 5
[comment_count] => 0
[name] => moder
[picture] => 0
[data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;}
[subscriptions_notify] =>
[entity_view_prepared] => 1
[region_name] => Пензенское УФАС России
)