Решение по делу № 2-15/01-2014 в отношении ООО «Караван»

Номер дела: 2-15/01-2014
Дата публикации: 28 июля 2014, 17:32

РЕШЕНИЕ

 

г. Пенза

 

Резолютивная часть решения объявлена «14» июля 2014 года.

В полном объеме решение изготовлено  «25» июля 2014 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

<…> – руководителя управления, председателя Комиссии,

<…> – начальника отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии,

<…> – главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля  и естественных монополий, члена Комиссии;

<…> - главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля  и естественных монополий, члена Комиссии;

при участии со стороны:

- ООО «Караван»:

<…>– представителя по доверенности б/н от 24.06.2013 г.,

в отсутствии ООО «ТД Алтайская крупа» (уведомлено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, заявило ходатайство рассмотреть дело без его участия),

рассмотрев дело № 2-15/01-2014 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Караван» (ИНН 5835040010, ОГРН 1025801211677, юридический адрес: 442370, Пензенская область, р.п. Мокшан, ул. Садовая, 17, фактический адрес: 440058  г. Пенза, ул. Бийская, 1г) пункта 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 г. №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», выразившегося в создании ООО «ТД Алтайская крупа» препятствий для доступа на товарный рынок оптовой реализации бакалейной продукции для дальнейшей розничной реализации через торговую сеть на территории Пензенской области.

установила:

В Управление федеральной антимонопольной службы по Пензенской области обратилось ООО «ТД Алтайская крупа» с заявлением в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Караван» (г. Пенза, ул. Бийская, 1г, ИНН 5835040010) (далее ООО «Караван») по вопросу создания дискриминационных условий путем препятствия для доступа на товарный рынок оптовой реализации бакалейной продукции.

По результатам рассмотрения указанного заявления в действиях Общества с ограниченной ответственностью «Караван» были установлены признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 г. №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закона о торговой деятельности).

Приказом от 28.05.2014 г. № 129 Пензенским УФАС России возбуждено дело
№ 2-15/01-2014 по признакам нарушения ООО «Караван» пункта 1 части 1 статьи 13 Закона о торговой деятельности, выразившегося в создании ООО «ТД Алтайская крупа» препятствий для доступа на товарный рынок оптовой реализации бакалейной продукции для дальнейшей розничной реализации через торговую сеть на территории Пензенской области.

Определением от 02.06.2014 г. дело № 2-15/01-2014 назначено к рассмотрению на 16.06.2014 г.

На заседании Комиссии представитель ООО «Караван» поддержал свою позицию, изложенную в письменных пояснениях, указав, что общество не получало данное коммерческое предложение, в связи с чем заявил устное ходатайство об истребовании у ФГУП «Почта России» доказательств вручения ЕMS-сообщения с объявленной ценностью (внутрироссийский почтовый идентификатор EA278465617RU) ООО «Караван».

Рассмотрев указанное ходатайство, Комиссия приняла решение о его удовлетворении.

Определением от 16.06.2014 г.рассмотрение дела № 2-15/01-2014 было отложено и назначено к рассмотрению на 07.07.2014 г.

На заседании Комиссии от 07.07.2014 г. поступило письменное ходатайство от ООО «ТД Алтайская крупа»  и  устное ходатайство от ООО «Караван» об отложении срока рассмотрения дела на 15.07.2014 г. в связи с необходимостью представления дополнительных материалов по делу.

Рассмотрев указанные ходатайства, Комиссия приняла решение об их удовлетворении.

Комиссией был объявлен перерыв в рассмотрении дела № 2-15/01-2014 до 14.07.2014 г.

На заседании Комиссии от 14.07.2014 г. представитель ООО «Караван» предоставил копию договора поставки № 07/07-14 от 07.07.2014 г., заключенного между ООО «Караван» и ООО «ТД Алтайская крупа».

От ООО «ТД Алтайская крупа» поступило письменное заявление о том, что общество не имеет претензий к ООО «Караван», в связи с заключением договора поставки товара.

Изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующему.

ООО «ТД Алтайская крупа» является поставщиком фасованных круп на территории РФ.

11.11.2013 г.  ООО «ТД «Алтайская крупа» с целью заключения договора поставки продовольственных товаров в магазины Торговой сети «Караван» направило запросы №3028, №3029, №3030, в которых просило представить информацию об условиях и порядке отбора поставщиков.

Письмом от 13.12.2013 г. «Караван» сообщило информацию об условиях отбора контрагентов для заключения договора поставки продовольственных товаров.

Кроме того, указанная информация размещена ООО «Караван» на интернет-сайте: www.karavan58.ru.

В соответствии с информацией об условиях отбора, коммерческое предложение контрагента должно содержать сведения об ассортименте, периодах поставки, количестве поставляемого товара, о цене за единицу товара, об основных качественных характеристиках товара, о таре и упаковке, в которых поставляется товар, о сроках поставки, о системе налогообложения, применяемой контрагентом.

Вышеуказанные условия являются для ООО «Караван» существенными.

Отбор контрагентов для заключения договора поставки производится в срок, не превышающий 60 дней с момента получения первого коммерческого предложения, на основании оценки совокупного соответствия потенциального контрагента и предлагаемых им товаров условиям, установленным ООО «Караван».

ООО «ТД Алтайская крупа» направило в адрес ООО «Караван» коммерческое предложение №162 от 16.01.2014 г. с приложением документов, указанных ООО «Караван» в условиях отбора (EMS-отправлением №EA278465617RU от 23.01.2014 г.).

Указанное коммерческое предложение содержало информацию о поставщике/производителе, информацию о торговых условиях, информацию о товаре, прайс лист на 30.12.2013 г., рейтинг продаж, пресс-релиз, копию налоговой декларации.

Исходя из вышеперечисленных документов ООО «ТД Алтайская крупа» предлагало ООО «Караван» товары категории крупа (варочники и упакованная (гороховая, овсяная, рисовая, перловая, гречневая, пшеничная, пшено, кукурузная, ячневая, манная, рис, фасоль)), а также хлопья (в коробке и упакованные (рисовые, пшеничные, гречневые, кукурузные, овсяные)).

Указанное коммерческое  предложение было получено ООО «Караван» 30.01.2014 г., что подтверждается распечаткой сведений о вручении адресату письма с официального сайта Почты России (www.russianpost.ru), а также бланком формы Е1-в с распиской в получении указанного отправления сотрудником ООО «Караван», предоставленным ФГУП Почта России.

На момент обращения ООО «ТД Алтайская крупа» в Пензенское УФАС России и возбуждения дела № 2-15/01-2014 о нарушении антимонопольного законодательства, коммерческое предложение со стороны ООО «Караван» рассмотрено не было. Материалами дела подтверждается, что ООО «Караван» в установленный срок коммерческое предложение ООО «ТД Алтайская крупа» не рассмотрело, ответ по результатам рассмотрения в адрес ООО «ТД Алтайская крупа» не направило.

ООО «Караван» заключены договоры купли-продажи бакалейной продукции (в том числе категории крупы и хлопья) с  ИП Маклецова С.В. № КН-212 от 01.02.2014 г., с ООО «Фудлайн Плюс» № КН-118 от 01.07.2013 г., с ООО «Дионис» б/н от 25.02.2013 г., с ИП Зюзина И.В. № КН-154 от 03.01.2013 г., с ИП Шепталин О.В. № КН-153 от 03.01.2013 г., с ООО «Бакалейщики» № КН-162 от 25.02.2013 г., с ИП Беспалов В.Г. № 1637 от 10.01.2013 г., с ИП Бичинов С.В. б/н от 01.01.2012 г., с ООО «ТК «Тандем-Самара» № КН – 126 от 01.03.2012 г.

Вышеперечисленные договоры действовали на момент получения ООО «Караван» коммерческого предложения от ООО «ТД Алтайская крупа».

Кроме того, при рассмотрении дела №2-15/01-2014 о нарушении антимонопольного законодательства  ООО "Караван" не представило доказательств того, что при заключении договоров с другими контрагентами, от них требовалось представить весь перечень информации и документов согласно условиям отбора ООО «Караван».

Из пояснений ООО «Караван» следует, что согласование условий договоров с иными поставщиками бакалейной продукции осуществлялось в устной форме, либо путем подписания протоколов разногласий при заключении договоров.

Отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности, регулируются Законом о торговой деятельности.

Согласно статье 1 Закона о торговой деятельности его целями являются обеспечение единства экономического пространства в Российской Федерации путем установления требований к организации и осуществлению торговой деятельности; развитие торговой деятельности в целях удовлетворения потребностей отраслей экономики в произведенной продукции, обеспечения доступности товаров для населения, формирование конкурентной среды, поддержки российских производителей товаров; обеспечения соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих поставки производимых и закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для продажи или перепродажи, баланса экономических интересов указанных хозяйствующих субъектов, а также обеспечение при этом соблюдения прав и законных интересов населения.

В развитие указанных выше целей Закон о торговой деятельности, в числе прочего, предполагает наличие у поставщиков продовольственных товаров равных условий для заключения договоров поставки с хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность посредством организации торговой сети. При этом предусматривается, что хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность посредством организации торговой сети, при определении своих контрагентов используют однообразный (недискриминационный) подход, при котором недопустимо установление преимуществ одним и создание препятствий другим.

В частности, приведенные выводы следуют из анализа статьей 9 и 13 Закона о торговой деятельности.

Статьей 9 Закона о торговой деятельности на хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность посредством организации торговой сети, возложена обязанность определить критерии отбора контрагентов, которые в равной степени должны предъявляться ко всем поставщикам (потенциальным поставщикам) продовольственных товаров.

Статьей 13 Закона о торговой деятельности установлены антимонопольные правила для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров. Подпунктом «а» пункта 1 части 1 указанной статьи 13 закреплено, что хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети запрещается создавать дискриминационные условия, в том числе создавать препятствия для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка других хозяйствующих субъектов.

На основании вышеизложенного, доступ производителей (поставщиков) товаров на рынок напрямую зависит от поведения осуществляющих торговую деятельность хозяйствующих субъектов при рассмотрении коммерческих предложений производителей (поставщиков), и решения вопроса о  заключении с ними договоров поставки. Необоснованное нерассмотрение коммерческого предложения хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставку товаров и желающего заключить договор поставки с хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность посредством организации торговой сети, является препятствием для доступа на товарный рынок и нарушает подпункт «а» пункта 1 части 1 статьи 13 Закона о торговой деятельности.

Пунктом 8 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон о защите конкуренции) закреплено, что дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Согласно пункту 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции хозяйствующим субъектом признаётся коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Из содержания Устава общества с ограниченной ответственностью «Караван», выписки из ЕГРЮЛ ФНС России, отраслевой принадлежности по ОКВЭД  следует, что данная организация является коммерческой и осуществляет хозяйственную деятельность, приносящую ей доход.

В соответствии с пунктом 8 статьи 2 Закона о торговой деятельности торговая сеть – совокупность двух или более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации.

Из сведений, представленных ООО «Караван», а именно перечня торговых объектов ООО «Караван», следует, что общество имеет 31 торговый объект под торговым наименованием «Караван».

Следовательно, ООО «Караван» является хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность посредством организации торговой сети.

ООО «ТД Алтайская крупа» входит в агрохолдинг «Гудвил», являющийся производителем всего ассортимента круп, муки, макаронных изделий. В рассматриваемых правоотношениях ООО «ТД «Алтайская крупа» выступает поставщиком продовольственных товаров.

Из материалов дела усматривается, что  ООО «ТД «Алтайская крупа» принято решение о выходе на оптовый рынок продовольственных товаров (бакалейной продукции) в Пензенской области, а именно, о поставке своей продукции в торговую сеть «Караван».

В целях определения потенциальной возможности сотрудничества с указанной торговой сетью ООО «ТД «Алтайская крупа» 23.01.2014 г. направило в адрес ООО «Караван» коммерческое предложение.

Коммерческое предложение Заявителя содержало описание предлагаемой для поставки продукции, оценочные характеристики поставщика, прайс лист, а также условия, на которых ООО «ТД «Алтайская крупа» готово сотрудничать с ООО «Караван».

Таким образом, вышеуказанные документы, направленные в адрес ООО «Караван» доказывают намерение ООО «ТД «Алтайская крупа» заключить договор и осуществлять поставку продовольственных товаров в магазины  ООО «Караван», расположенные в границах Пензенской области.

Однако коммерческое предложение ООО «ТД «Алтайская крупа» торговой сетью не рассматривалось, то есть ООО «Караван» не предприняло действий для уведомления ООО «ТД «Алтайская крупа» о наличии либо отсутствии желания у торговой сети сотрудничать с поставщиком, что не позволило поставщику оценить своё коммерческое предложение с точки зрения выгодности для торговой сети.

Таким образом, ООО «Караван», заключив договоры на поставку продовольственных товаров (крупы, хлопья) с рядом поставщиков (ИП Маклецова С.В., ООО «Фудлайн Плюс», ООО «Дионис», ИП Зюзина И.В., ИП Шепталин О.В., ООО «Бакалейщики», ИП Беспалов В.Г., ИП Бичинов С.В., ООО «ТК «Тандем-Самара») обеспечило им доступ на оптовый рынок продовольственных товаров (бакалейной продукции) в Пензенской области для дальнейшей реализации через торговую сеть ООО «Караван», и уклонившись от рассмотрения коммерческого предложения нового поставщика (ООО «ТД «Алтайская крупа»), создало для него дискриминационные условия доступа на указанный товарный рынок по сравнению с другими поставщиками, в связи с чем ООО «ТД «Алтайская крупа» поставлено в неравное положение по сравнению с указанными поставщиками аналогичной продукции.

Учитывая вышеизложенное, действия ООО «Караван» являются дискриминационными по отношению к ООО «ТД «Алтайская крупа».

Уклонение хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность посредством организации торговой сети, от рассмотрения коммерческого предложения поставщика приводит к созданию препятствий для входа поставщика на оптовый рынок продовольственных товаров (бакалейной продукции) в Пензенской области и лишают возможности на равных конкурировать с другими поставщиками указанной продукции.

Кроме того, указанные действия (бездействие) ООО «Караван» ущемляют интересы покупателей, пользующихся услугами сети магазинов «Караван» в части невозможности приобретения в данной торговой сети продукции торговой марки «Гуддвил» (крупы и хлопья).

На основании анализа документов, полученных от ООО «Караван» при рассмотрении дела № 2-15/01-2014 о нарушении антимонопольного законодательства, с учётом отсутствия доказательств направления ООО «Караван» ответа на письмо ООО «ТД Алтайская крупа» (EMS-отправление № EA278465617RU от 23.01.2014 г.), наличии заключенных договоров между ООО «Караван» и иными хозяйствующими субъектами, осуществляющими поставку товаров категории крупа и хлопья следует, что ООО «Караван» создало для ООО «ТД Алтайская крупа» условия доступа на товарный рынок и продажи товара, при которых последнее поставлено в неравное положение по сравнению с действовавшими поставщиками товаров категории крупа и хлопья ООО «Караван».

На основании вышеуказанного, торговая сеть ООО «Караван» создала дискриминационные условия для поставщика товаров ООО «ТД Алтайская крупа».

Таким образом, в действиях торговой сети ООО «Караван», выразившихся в создании для ООО «ТД Алтайская крупа» препятствий для доступа на товарный рынок оптовой реализации бакалейной продукции для дальнейшей розничной реализации через торговую сеть на территории Пензенской области путем необоснованного уклонения от рассмотрения по существу предложения, содержится нарушение пункта 1 части 1 статьи 13 Закона о торговой деятельности.

Основываясь на материалах дела и представленных доказательствах, Комиссия единогласно квалифицировала действия ООО «Караван»,  выразившиеся в создании ООО «ТД Алтайская крупа» препятствий для доступа на товарный рынок оптовой реализации бакалейной продукции для дальнейшей розничной реализации через торговую сеть на территории Пензенской области, как нарушение пункта 1 части 1 статьи 13 Закона о торговой деятельности.

В ходе рассмотрения дела от ООО «ТД Алтайская крупа» поступило заявление о том, что между  ООО «ТД Алтайская крупа» и ООО «Караван» заключен договор поставки № 07/07-14 от 07.07.2014 г. ООО «Караван» предоставило копию вышеуказанного договора.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что ООО «Караван» рассмотрело коммерческое предложение ООО «ТД Алтайская крупа», тем самым добровольно устранило нарушение антимонопольного законодательства.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 48, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать действия ООО «Караван» (г. Пенза, ул. Бийская, 1г, ИНН 5835040010), выразившиеся в создании ООО «ТД Алтайская крупа» препятствий для доступа на товарный рынок оптовой реализации бакалейной продукции для дальнейшей розничной реализации через торговую сеть на территории Пензенской области  нарушением пункта 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»;

2. Дело № 2-15/01-2014 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «Караван» прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.

stdClass Object ( [vid] => 11647 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 2-15/01-2014 в отношении ООО «Караван» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 11647 [type] => solution [language] => ru [created] => 1406615689 [changed] => 1406615689 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1406615689 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

 

г. Пенза

 

Резолютивная часть решения объявлена «14» июля 2014 года.

В полном объеме решение изготовлено  «25» июля 2014 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

<…> – руководителя управления, председателя Комиссии,

<…> – начальника отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии,

<…> – главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля  и естественных монополий, члена Комиссии;

<…> - главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля  и естественных монополий, члена Комиссии;

при участии со стороны:

- ООО «Караван»:

<…>– представителя по доверенности б/н от 24.06.2013 г.,

в отсутствии ООО «ТД Алтайская крупа» (уведомлено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, заявило ходатайство рассмотреть дело без его участия),

рассмотрев дело № 2-15/01-2014 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Караван» (ИНН 5835040010, ОГРН 1025801211677, юридический адрес: 442370, Пензенская область, р.п. Мокшан, ул. Садовая, 17, фактический адрес: 440058  г. Пенза, ул. Бийская, 1г) пункта 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 г. №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», выразившегося в создании ООО «ТД Алтайская крупа» препятствий для доступа на товарный рынок оптовой реализации бакалейной продукции для дальнейшей розничной реализации через торговую сеть на территории Пензенской области.

установила:

В Управление федеральной антимонопольной службы по Пензенской области обратилось ООО «ТД Алтайская крупа» с заявлением в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Караван» (г. Пенза, ул. Бийская, 1г, ИНН 5835040010) (далее ООО «Караван») по вопросу создания дискриминационных условий путем препятствия для доступа на товарный рынок оптовой реализации бакалейной продукции.

По результатам рассмотрения указанного заявления в действиях Общества с ограниченной ответственностью «Караван» были установлены признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 г. №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закона о торговой деятельности).

Приказом от 28.05.2014 г. № 129 Пензенским УФАС России возбуждено дело
№ 2-15/01-2014 по признакам нарушения ООО «Караван» пункта 1 части 1 статьи 13 Закона о торговой деятельности, выразившегося в создании ООО «ТД Алтайская крупа» препятствий для доступа на товарный рынок оптовой реализации бакалейной продукции для дальнейшей розничной реализации через торговую сеть на территории Пензенской области.

Определением от 02.06.2014 г. дело № 2-15/01-2014 назначено к рассмотрению на 16.06.2014 г.

На заседании Комиссии представитель ООО «Караван» поддержал свою позицию, изложенную в письменных пояснениях, указав, что общество не получало данное коммерческое предложение, в связи с чем заявил устное ходатайство об истребовании у ФГУП «Почта России» доказательств вручения ЕMS-сообщения с объявленной ценностью (внутрироссийский почтовый идентификатор EA278465617RU) ООО «Караван».

Рассмотрев указанное ходатайство, Комиссия приняла решение о его удовлетворении.

Определением от 16.06.2014 г.рассмотрение дела № 2-15/01-2014 было отложено и назначено к рассмотрению на 07.07.2014 г.

На заседании Комиссии от 07.07.2014 г. поступило письменное ходатайство от ООО «ТД Алтайская крупа»  и  устное ходатайство от ООО «Караван» об отложении срока рассмотрения дела на 15.07.2014 г. в связи с необходимостью представления дополнительных материалов по делу.

Рассмотрев указанные ходатайства, Комиссия приняла решение об их удовлетворении.

Комиссией был объявлен перерыв в рассмотрении дела № 2-15/01-2014 до 14.07.2014 г.

На заседании Комиссии от 14.07.2014 г. представитель ООО «Караван» предоставил копию договора поставки № 07/07-14 от 07.07.2014 г., заключенного между ООО «Караван» и ООО «ТД Алтайская крупа».

От ООО «ТД Алтайская крупа» поступило письменное заявление о том, что общество не имеет претензий к ООО «Караван», в связи с заключением договора поставки товара.

Изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующему.

ООО «ТД Алтайская крупа» является поставщиком фасованных круп на территории РФ.

11.11.2013 г.  ООО «ТД «Алтайская крупа» с целью заключения договора поставки продовольственных товаров в магазины Торговой сети «Караван» направило запросы №3028, №3029, №3030, в которых просило представить информацию об условиях и порядке отбора поставщиков.

Письмом от 13.12.2013 г. «Караван» сообщило информацию об условиях отбора контрагентов для заключения договора поставки продовольственных товаров.

Кроме того, указанная информация размещена ООО «Караван» на интернет-сайте: www.karavan58.ru.

В соответствии с информацией об условиях отбора, коммерческое предложение контрагента должно содержать сведения об ассортименте, периодах поставки, количестве поставляемого товара, о цене за единицу товара, об основных качественных характеристиках товара, о таре и упаковке, в которых поставляется товар, о сроках поставки, о системе налогообложения, применяемой контрагентом.

Вышеуказанные условия являются для ООО «Караван» существенными.

Отбор контрагентов для заключения договора поставки производится в срок, не превышающий 60 дней с момента получения первого коммерческого предложения, на основании оценки совокупного соответствия потенциального контрагента и предлагаемых им товаров условиям, установленным ООО «Караван».

ООО «ТД Алтайская крупа» направило в адрес ООО «Караван» коммерческое предложение №162 от 16.01.2014 г. с приложением документов, указанных ООО «Караван» в условиях отбора (EMS-отправлением №EA278465617RU от 23.01.2014 г.).

Указанное коммерческое предложение содержало информацию о поставщике/производителе, информацию о торговых условиях, информацию о товаре, прайс лист на 30.12.2013 г., рейтинг продаж, пресс-релиз, копию налоговой декларации.

Исходя из вышеперечисленных документов ООО «ТД Алтайская крупа» предлагало ООО «Караван» товары категории крупа (варочники и упакованная (гороховая, овсяная, рисовая, перловая, гречневая, пшеничная, пшено, кукурузная, ячневая, манная, рис, фасоль)), а также хлопья (в коробке и упакованные (рисовые, пшеничные, гречневые, кукурузные, овсяные)).

Указанное коммерческое  предложение было получено ООО «Караван» 30.01.2014 г., что подтверждается распечаткой сведений о вручении адресату письма с официального сайта Почты России (www.russianpost.ru), а также бланком формы Е1-в с распиской в получении указанного отправления сотрудником ООО «Караван», предоставленным ФГУП Почта России.

На момент обращения ООО «ТД Алтайская крупа» в Пензенское УФАС России и возбуждения дела № 2-15/01-2014 о нарушении антимонопольного законодательства, коммерческое предложение со стороны ООО «Караван» рассмотрено не было. Материалами дела подтверждается, что ООО «Караван» в установленный срок коммерческое предложение ООО «ТД Алтайская крупа» не рассмотрело, ответ по результатам рассмотрения в адрес ООО «ТД Алтайская крупа» не направило.

ООО «Караван» заключены договоры купли-продажи бакалейной продукции (в том числе категории крупы и хлопья) с  ИП Маклецова С.В. № КН-212 от 01.02.2014 г., с ООО «Фудлайн Плюс» № КН-118 от 01.07.2013 г., с ООО «Дионис» б/н от 25.02.2013 г., с ИП Зюзина И.В. № КН-154 от 03.01.2013 г., с ИП Шепталин О.В. № КН-153 от 03.01.2013 г., с ООО «Бакалейщики» № КН-162 от 25.02.2013 г., с ИП Беспалов В.Г. № 1637 от 10.01.2013 г., с ИП Бичинов С.В. б/н от 01.01.2012 г., с ООО «ТК «Тандем-Самара» № КН – 126 от 01.03.2012 г.

Вышеперечисленные договоры действовали на момент получения ООО «Караван» коммерческого предложения от ООО «ТД Алтайская крупа».

Кроме того, при рассмотрении дела №2-15/01-2014 о нарушении антимонопольного законодательства  ООО "Караван" не представило доказательств того, что при заключении договоров с другими контрагентами, от них требовалось представить весь перечень информации и документов согласно условиям отбора ООО «Караван».

Из пояснений ООО «Караван» следует, что согласование условий договоров с иными поставщиками бакалейной продукции осуществлялось в устной форме, либо путем подписания протоколов разногласий при заключении договоров.

Отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности, регулируются Законом о торговой деятельности.

Согласно статье 1 Закона о торговой деятельности его целями являются обеспечение единства экономического пространства в Российской Федерации путем установления требований к организации и осуществлению торговой деятельности; развитие торговой деятельности в целях удовлетворения потребностей отраслей экономики в произведенной продукции, обеспечения доступности товаров для населения, формирование конкурентной среды, поддержки российских производителей товаров; обеспечения соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих поставки производимых и закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для продажи или перепродажи, баланса экономических интересов указанных хозяйствующих субъектов, а также обеспечение при этом соблюдения прав и законных интересов населения.

В развитие указанных выше целей Закон о торговой деятельности, в числе прочего, предполагает наличие у поставщиков продовольственных товаров равных условий для заключения договоров поставки с хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность посредством организации торговой сети. При этом предусматривается, что хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность посредством организации торговой сети, при определении своих контрагентов используют однообразный (недискриминационный) подход, при котором недопустимо установление преимуществ одним и создание препятствий другим.

В частности, приведенные выводы следуют из анализа статьей 9 и 13 Закона о торговой деятельности.

Статьей 9 Закона о торговой деятельности на хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность посредством организации торговой сети, возложена обязанность определить критерии отбора контрагентов, которые в равной степени должны предъявляться ко всем поставщикам (потенциальным поставщикам) продовольственных товаров.

Статьей 13 Закона о торговой деятельности установлены антимонопольные правила для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров. Подпунктом «а» пункта 1 части 1 указанной статьи 13 закреплено, что хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети запрещается создавать дискриминационные условия, в том числе создавать препятствия для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка других хозяйствующих субъектов.

На основании вышеизложенного, доступ производителей (поставщиков) товаров на рынок напрямую зависит от поведения осуществляющих торговую деятельность хозяйствующих субъектов при рассмотрении коммерческих предложений производителей (поставщиков), и решения вопроса о  заключении с ними договоров поставки. Необоснованное нерассмотрение коммерческого предложения хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставку товаров и желающего заключить договор поставки с хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность посредством организации торговой сети, является препятствием для доступа на товарный рынок и нарушает подпункт «а» пункта 1 части 1 статьи 13 Закона о торговой деятельности.

Пунктом 8 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон о защите конкуренции) закреплено, что дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Согласно пункту 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции хозяйствующим субъектом признаётся коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Из содержания Устава общества с ограниченной ответственностью «Караван», выписки из ЕГРЮЛ ФНС России, отраслевой принадлежности по ОКВЭД  следует, что данная организация является коммерческой и осуществляет хозяйственную деятельность, приносящую ей доход.

В соответствии с пунктом 8 статьи 2 Закона о торговой деятельности торговая сеть – совокупность двух или более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации.

Из сведений, представленных ООО «Караван», а именно перечня торговых объектов ООО «Караван», следует, что общество имеет 31 торговый объект под торговым наименованием «Караван».

Следовательно, ООО «Караван» является хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность посредством организации торговой сети.

ООО «ТД Алтайская крупа» входит в агрохолдинг «Гудвил», являющийся производителем всего ассортимента круп, муки, макаронных изделий. В рассматриваемых правоотношениях ООО «ТД «Алтайская крупа» выступает поставщиком продовольственных товаров.

Из материалов дела усматривается, что  ООО «ТД «Алтайская крупа» принято решение о выходе на оптовый рынок продовольственных товаров (бакалейной продукции) в Пензенской области, а именно, о поставке своей продукции в торговую сеть «Караван».

В целях определения потенциальной возможности сотрудничества с указанной торговой сетью ООО «ТД «Алтайская крупа» 23.01.2014 г. направило в адрес ООО «Караван» коммерческое предложение.

Коммерческое предложение Заявителя содержало описание предлагаемой для поставки продукции, оценочные характеристики поставщика, прайс лист, а также условия, на которых ООО «ТД «Алтайская крупа» готово сотрудничать с ООО «Караван».

Таким образом, вышеуказанные документы, направленные в адрес ООО «Караван» доказывают намерение ООО «ТД «Алтайская крупа» заключить договор и осуществлять поставку продовольственных товаров в магазины  ООО «Караван», расположенные в границах Пензенской области.

Однако коммерческое предложение ООО «ТД «Алтайская крупа» торговой сетью не рассматривалось, то есть ООО «Караван» не предприняло действий для уведомления ООО «ТД «Алтайская крупа» о наличии либо отсутствии желания у торговой сети сотрудничать с поставщиком, что не позволило поставщику оценить своё коммерческое предложение с точки зрения выгодности для торговой сети.

Таким образом, ООО «Караван», заключив договоры на поставку продовольственных товаров (крупы, хлопья) с рядом поставщиков (ИП Маклецова С.В., ООО «Фудлайн Плюс», ООО «Дионис», ИП Зюзина И.В., ИП Шепталин О.В., ООО «Бакалейщики», ИП Беспалов В.Г., ИП Бичинов С.В., ООО «ТК «Тандем-Самара») обеспечило им доступ на оптовый рынок продовольственных товаров (бакалейной продукции) в Пензенской области для дальнейшей реализации через торговую сеть ООО «Караван», и уклонившись от рассмотрения коммерческого предложения нового поставщика (ООО «ТД «Алтайская крупа»), создало для него дискриминационные условия доступа на указанный товарный рынок по сравнению с другими поставщиками, в связи с чем ООО «ТД «Алтайская крупа» поставлено в неравное положение по сравнению с указанными поставщиками аналогичной продукции.

Учитывая вышеизложенное, действия ООО «Караван» являются дискриминационными по отношению к ООО «ТД «Алтайская крупа».

Уклонение хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность посредством организации торговой сети, от рассмотрения коммерческого предложения поставщика приводит к созданию препятствий для входа поставщика на оптовый рынок продовольственных товаров (бакалейной продукции) в Пензенской области и лишают возможности на равных конкурировать с другими поставщиками указанной продукции.

Кроме того, указанные действия (бездействие) ООО «Караван» ущемляют интересы покупателей, пользующихся услугами сети магазинов «Караван» в части невозможности приобретения в данной торговой сети продукции торговой марки «Гуддвил» (крупы и хлопья).

На основании анализа документов, полученных от ООО «Караван» при рассмотрении дела № 2-15/01-2014 о нарушении антимонопольного законодательства, с учётом отсутствия доказательств направления ООО «Караван» ответа на письмо ООО «ТД Алтайская крупа» (EMS-отправление № EA278465617RU от 23.01.2014 г.), наличии заключенных договоров между ООО «Караван» и иными хозяйствующими субъектами, осуществляющими поставку товаров категории крупа и хлопья следует, что ООО «Караван» создало для ООО «ТД Алтайская крупа» условия доступа на товарный рынок и продажи товара, при которых последнее поставлено в неравное положение по сравнению с действовавшими поставщиками товаров категории крупа и хлопья ООО «Караван».

На основании вышеуказанного, торговая сеть ООО «Караван» создала дискриминационные условия для поставщика товаров ООО «ТД Алтайская крупа».

Таким образом, в действиях торговой сети ООО «Караван», выразившихся в создании для ООО «ТД Алтайская крупа» препятствий для доступа на товарный рынок оптовой реализации бакалейной продукции для дальнейшей розничной реализации через торговую сеть на территории Пензенской области путем необоснованного уклонения от рассмотрения по существу предложения, содержится нарушение пункта 1 части 1 статьи 13 Закона о торговой деятельности.

Основываясь на материалах дела и представленных доказательствах, Комиссия единогласно квалифицировала действия ООО «Караван»,  выразившиеся в создании ООО «ТД Алтайская крупа» препятствий для доступа на товарный рынок оптовой реализации бакалейной продукции для дальнейшей розничной реализации через торговую сеть на территории Пензенской области, как нарушение пункта 1 части 1 статьи 13 Закона о торговой деятельности.

В ходе рассмотрения дела от ООО «ТД Алтайская крупа» поступило заявление о том, что между  ООО «ТД Алтайская крупа» и ООО «Караван» заключен договор поставки № 07/07-14 от 07.07.2014 г. ООО «Караван» предоставило копию вышеуказанного договора.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что ООО «Караван» рассмотрело коммерческое предложение ООО «ТД Алтайская крупа», тем самым добровольно устранило нарушение антимонопольного законодательства.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 48, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать действия ООО «Караван» (г. Пенза, ул. Бийская, 1г, ИНН 5835040010), выразившиеся в создании ООО «ТД Алтайская крупа» препятствий для доступа на товарный рынок оптовой реализации бакалейной продукции для дальнейшей розничной реализации через торговую сеть на территории Пензенской области  нарушением пункта 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»;

2. Дело № 2-15/01-2014 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «Караван» прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

 

г. Пенза

 

Резолютивная часть решения объявлена «14» июля 2014 года.

В полном объеме решение изготовлено  «25» июля 2014 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

<…> – руководителя управления, председателя Комиссии,

<…> – начальника отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии,

<…> – главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля  и естественных монополий, члена Комиссии;

<…> - главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля  и естественных монополий, члена Комиссии;

при участии со стороны:

- ООО «Караван»:

<…>– представителя по доверенности б/н от 24.06.2013 г.,

в отсутствии ООО «ТД Алтайская крупа» (уведомлено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, заявило ходатайство рассмотреть дело без его участия),

рассмотрев дело № 2-15/01-2014 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Караван» (ИНН 5835040010, ОГРН 1025801211677, юридический адрес: 442370, Пензенская область, р.п. Мокшан, ул. Садовая, 17, фактический адрес: 440058  г. Пенза, ул. Бийская, 1г) пункта 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 г. №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», выразившегося в создании ООО «ТД Алтайская крупа» препятствий для доступа на товарный рынок оптовой реализации бакалейной продукции для дальнейшей розничной реализации через торговую сеть на территории Пензенской области.

установила:

В Управление федеральной антимонопольной службы по Пензенской области обратилось ООО «ТД Алтайская крупа» с заявлением в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Караван» (г. Пенза, ул. Бийская, 1г, ИНН 5835040010) (далее ООО «Караван») по вопросу создания дискриминационных условий путем препятствия для доступа на товарный рынок оптовой реализации бакалейной продукции.

По результатам рассмотрения указанного заявления в действиях Общества с ограниченной ответственностью «Караван» были установлены признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 г. №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закона о торговой деятельности).

Приказом от 28.05.2014 г. № 129 Пензенским УФАС России возбуждено дело
№ 2-15/01-2014 по признакам нарушения ООО «Караван» пункта 1 части 1 статьи 13 Закона о торговой деятельности, выразившегося в создании ООО «ТД Алтайская крупа» препятствий для доступа на товарный рынок оптовой реализации бакалейной продукции для дальнейшей розничной реализации через торговую сеть на территории Пензенской области.

Определением от 02.06.2014 г. дело № 2-15/01-2014 назначено к рассмотрению на 16.06.2014 г.

На заседании Комиссии представитель ООО «Караван» поддержал свою позицию, изложенную в письменных пояснениях, указав, что общество не получало данное коммерческое предложение, в связи с чем заявил устное ходатайство об истребовании у ФГУП «Почта России» доказательств вручения ЕMS-сообщения с объявленной ценностью (внутрироссийский почтовый идентификатор EA278465617RU) ООО «Караван».

Рассмотрев указанное ходатайство, Комиссия приняла решение о его удовлетворении.

Определением от 16.06.2014 г.рассмотрение дела № 2-15/01-2014 было отложено и назначено к рассмотрению на 07.07.2014 г.

На заседании Комиссии от 07.07.2014 г. поступило письменное ходатайство от ООО «ТД Алтайская крупа»  и  устное ходатайство от ООО «Караван» об отложении срока рассмотрения дела на 15.07.2014 г. в связи с необходимостью представления дополнительных материалов по делу.

Рассмотрев указанные ходатайства, Комиссия приняла решение об их удовлетворении.

Комиссией был объявлен перерыв в рассмотрении дела № 2-15/01-2014 до 14.07.2014 г.

На заседании Комиссии от 14.07.2014 г. представитель ООО «Караван» предоставил копию договора поставки № 07/07-14 от 07.07.2014 г., заключенного между ООО «Караван» и ООО «ТД Алтайская крупа».

От ООО «ТД Алтайская крупа» поступило письменное заявление о том, что общество не имеет претензий к ООО «Караван», в связи с заключением договора поставки товара.

Изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующему.

ООО «ТД Алтайская крупа» является поставщиком фасованных круп на территории РФ.

11.11.2013 г.  ООО «ТД «Алтайская крупа» с целью заключения договора поставки продовольственных товаров в магазины Торговой сети «Караван» направило запросы №3028, №3029, №3030, в которых просило представить информацию об условиях и порядке отбора поставщиков.

Письмом от 13.12.2013 г. «Караван» сообщило информацию об условиях отбора контрагентов для заключения договора поставки продовольственных товаров.

Кроме того, указанная информация размещена ООО «Караван» на интернет-сайте: www.karavan58.ru.

В соответствии с информацией об условиях отбора, коммерческое предложение контрагента должно содержать сведения об ассортименте, периодах поставки, количестве поставляемого товара, о цене за единицу товара, об основных качественных характеристиках товара, о таре и упаковке, в которых поставляется товар, о сроках поставки, о системе налогообложения, применяемой контрагентом.

Вышеуказанные условия являются для ООО «Караван» существенными.

Отбор контрагентов для заключения договора поставки производится в срок, не превышающий 60 дней с момента получения первого коммерческого предложения, на основании оценки совокупного соответствия потенциального контрагента и предлагаемых им товаров условиям, установленным ООО «Караван».

ООО «ТД Алтайская крупа» направило в адрес ООО «Караван» коммерческое предложение №162 от 16.01.2014 г. с приложением документов, указанных ООО «Караван» в условиях отбора (EMS-отправлением №EA278465617RU от 23.01.2014 г.).

Указанное коммерческое предложение содержало информацию о поставщике/производителе, информацию о торговых условиях, информацию о товаре, прайс лист на 30.12.2013 г., рейтинг продаж, пресс-релиз, копию налоговой декларации.

Исходя из вышеперечисленных документов ООО «ТД Алтайская крупа» предлагало ООО «Караван» товары категории крупа (варочники и упакованная (гороховая, овсяная, рисовая, перловая, гречневая, пшеничная, пшено, кукурузная, ячневая, манная, рис, фасоль)), а также хлопья (в коробке и упакованные (рисовые, пшеничные, гречневые, кукурузные, овсяные)).

Указанное коммерческое  предложение было получено ООО «Караван» 30.01.2014 г., что подтверждается распечаткой сведений о вручении адресату письма с официального сайта Почты России (www.russianpost.ru), а также бланком формы Е1-в с распиской в получении указанного отправления сотрудником ООО «Караван», предоставленным ФГУП Почта России.

На момент обращения ООО «ТД Алтайская крупа» в Пензенское УФАС России и возбуждения дела № 2-15/01-2014 о нарушении антимонопольного законодательства, коммерческое предложение со стороны ООО «Караван» рассмотрено не было. Материалами дела подтверждается, что ООО «Караван» в установленный срок коммерческое предложение ООО «ТД Алтайская крупа» не рассмотрело, ответ по результатам рассмотрения в адрес ООО «ТД Алтайская крупа» не направило.

ООО «Караван» заключены договоры купли-продажи бакалейной продукции (в том числе категории крупы и хлопья) с  ИП Маклецова С.В. № КН-212 от 01.02.2014 г., с ООО «Фудлайн Плюс» № КН-118 от 01.07.2013 г., с ООО «Дионис» б/н от 25.02.2013 г., с ИП Зюзина И.В. № КН-154 от 03.01.2013 г., с ИП Шепталин О.В. № КН-153 от 03.01.2013 г., с ООО «Бакалейщики» № КН-162 от 25.02.2013 г., с ИП Беспалов В.Г. № 1637 от 10.01.2013 г., с ИП Бичинов С.В. б/н от 01.01.2012 г., с ООО «ТК «Тандем-Самара» № КН – 126 от 01.03.2012 г.

Вышеперечисленные договоры действовали на момент получения ООО «Караван» коммерческого предложения от ООО «ТД Алтайская крупа».

Кроме того, при рассмотрении дела №2-15/01-2014 о нарушении антимонопольного законодательства  ООО "Караван" не представило доказательств того, что при заключении договоров с другими контрагентами, от них требовалось представить весь перечень информации и документов согласно условиям отбора ООО «Караван».

Из пояснений ООО «Караван» следует, что согласование условий договоров с иными поставщиками бакалейной продукции осуществлялось в устной форме, либо путем подписания протоколов разногласий при заключении договоров.

Отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности, регулируются Законом о торговой деятельности.

Согласно статье 1 Закона о торговой деятельности его целями являются обеспечение единства экономического пространства в Российской Федерации путем установления требований к организации и осуществлению торговой деятельности; развитие торговой деятельности в целях удовлетворения потребностей отраслей экономики в произведенной продукции, обеспечения доступности товаров для населения, формирование конкурентной среды, поддержки российских производителей товаров; обеспечения соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих поставки производимых и закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для продажи или перепродажи, баланса экономических интересов указанных хозяйствующих субъектов, а также обеспечение при этом соблюдения прав и законных интересов населения.

В развитие указанных выше целей Закон о торговой деятельности, в числе прочего, предполагает наличие у поставщиков продовольственных товаров равных условий для заключения договоров поставки с хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность посредством организации торговой сети. При этом предусматривается, что хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность посредством организации торговой сети, при определении своих контрагентов используют однообразный (недискриминационный) подход, при котором недопустимо установление преимуществ одним и создание препятствий другим.

В частности, приведенные выводы следуют из анализа статьей 9 и 13 Закона о торговой деятельности.

Статьей 9 Закона о торговой деятельности на хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность посредством организации торговой сети, возложена обязанность определить критерии отбора контрагентов, которые в равной степени должны предъявляться ко всем поставщикам (потенциальным поставщикам) продовольственных товаров.

Статьей 13 Закона о торговой деятельности установлены антимонопольные правила для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров. Подпунктом «а» пункта 1 части 1 указанной статьи 13 закреплено, что хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети запрещается создавать дискриминационные условия, в том числе создавать препятствия для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка других хозяйствующих субъектов.

На основании вышеизложенного, доступ производителей (поставщиков) товаров на рынок напрямую зависит от поведения осуществляющих торговую деятельность хозяйствующих субъектов при рассмотрении коммерческих предложений производителей (поставщиков), и решения вопроса о  заключении с ними договоров поставки. Необоснованное нерассмотрение коммерческого предложения хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставку товаров и желающего заключить договор поставки с хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность посредством организации торговой сети, является препятствием для доступа на товарный рынок и нарушает подпункт «а» пункта 1 части 1 статьи 13 Закона о торговой деятельности.

Пунктом 8 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон о защите конкуренции) закреплено, что дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Согласно пункту 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции хозяйствующим субъектом признаётся коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Из содержания Устава общества с ограниченной ответственностью «Караван», выписки из ЕГРЮЛ ФНС России, отраслевой принадлежности по ОКВЭД  следует, что данная организация является коммерческой и осуществляет хозяйственную деятельность, приносящую ей доход.

В соответствии с пунктом 8 статьи 2 Закона о торговой деятельности торговая сеть – совокупность двух или более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации.

Из сведений, представленных ООО «Караван», а именно перечня торговых объектов ООО «Караван», следует, что общество имеет 31 торговый объект под торговым наименованием «Караван».

Следовательно, ООО «Караван» является хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность посредством организации торговой сети.

ООО «ТД Алтайская крупа» входит в агрохолдинг «Гудвил», являющийся производителем всего ассортимента круп, муки, макаронных изделий. В рассматриваемых правоотношениях ООО «ТД «Алтайская крупа» выступает поставщиком продовольственных товаров.

Из материалов дела усматривается, что  ООО «ТД «Алтайская крупа» принято решение о выходе на оптовый рынок продовольственных товаров (бакалейной продукции) в Пензенской области, а именно, о поставке своей продукции в торговую сеть «Караван».

В целях определения потенциальной возможности сотрудничества с указанной торговой сетью ООО «ТД «Алтайская крупа» 23.01.2014 г. направило в адрес ООО «Караван» коммерческое предложение.

Коммерческое предложение Заявителя содержало описание предлагаемой для поставки продукции, оценочные характеристики поставщика, прайс лист, а также условия, на которых ООО «ТД «Алтайская крупа» готово сотрудничать с ООО «Караван».

Таким образом, вышеуказанные документы, направленные в адрес ООО «Караван» доказывают намерение ООО «ТД «Алтайская крупа» заключить договор и осуществлять поставку продовольственных товаров в магазины  ООО «Караван», расположенные в границах Пензенской области.

Однако коммерческое предложение ООО «ТД «Алтайская крупа» торговой сетью не рассматривалось, то есть ООО «Караван» не предприняло действий для уведомления ООО «ТД «Алтайская крупа» о наличии либо отсутствии желания у торговой сети сотрудничать с поставщиком, что не позволило поставщику оценить своё коммерческое предложение с точки зрения выгодности для торговой сети.

Таким образом, ООО «Караван», заключив договоры на поставку продовольственных товаров (крупы, хлопья) с рядом поставщиков (ИП Маклецова С.В., ООО «Фудлайн Плюс», ООО «Дионис», ИП Зюзина И.В., ИП Шепталин О.В., ООО «Бакалейщики», ИП Беспалов В.Г., ИП Бичинов С.В., ООО «ТК «Тандем-Самара») обеспечило им доступ на оптовый рынок продовольственных товаров (бакалейной продукции) в Пензенской области для дальнейшей реализации через торговую сеть ООО «Караван», и уклонившись от рассмотрения коммерческого предложения нового поставщика (ООО «ТД «Алтайская крупа»), создало для него дискриминационные условия доступа на указанный товарный рынок по сравнению с другими поставщиками, в связи с чем ООО «ТД «Алтайская крупа» поставлено в неравное положение по сравнению с указанными поставщиками аналогичной продукции.

Учитывая вышеизложенное, действия ООО «Караван» являются дискриминационными по отношению к ООО «ТД «Алтайская крупа».

Уклонение хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность посредством организации торговой сети, от рассмотрения коммерческого предложения поставщика приводит к созданию препятствий для входа поставщика на оптовый рынок продовольственных товаров (бакалейной продукции) в Пензенской области и лишают возможности на равных конкурировать с другими поставщиками указанной продукции.

Кроме того, указанные действия (бездействие) ООО «Караван» ущемляют интересы покупателей, пользующихся услугами сети магазинов «Караван» в части невозможности приобретения в данной торговой сети продукции торговой марки «Гуддвил» (крупы и хлопья).

На основании анализа документов, полученных от ООО «Караван» при рассмотрении дела № 2-15/01-2014 о нарушении антимонопольного законодательства, с учётом отсутствия доказательств направления ООО «Караван» ответа на письмо ООО «ТД Алтайская крупа» (EMS-отправление № EA278465617RU от 23.01.2014 г.), наличии заключенных договоров между ООО «Караван» и иными хозяйствующими субъектами, осуществляющими поставку товаров категории крупа и хлопья следует, что ООО «Караван» создало для ООО «ТД Алтайская крупа» условия доступа на товарный рынок и продажи товара, при которых последнее поставлено в неравное положение по сравнению с действовавшими поставщиками товаров категории крупа и хлопья ООО «Караван».

На основании вышеуказанного, торговая сеть ООО «Караван» создала дискриминационные условия для поставщика товаров ООО «ТД Алтайская крупа».

Таким образом, в действиях торговой сети ООО «Караван», выразившихся в создании для ООО «ТД Алтайская крупа» препятствий для доступа на товарный рынок оптовой реализации бакалейной продукции для дальнейшей розничной реализации через торговую сеть на территории Пензенской области путем необоснованного уклонения от рассмотрения по существу предложения, содержится нарушение пункта 1 части 1 статьи 13 Закона о торговой деятельности.

Основываясь на материалах дела и представленных доказательствах, Комиссия единогласно квалифицировала действия ООО «Караван»,  выразившиеся в создании ООО «ТД Алтайская крупа» препятствий для доступа на товарный рынок оптовой реализации бакалейной продукции для дальнейшей розничной реализации через торговую сеть на территории Пензенской области, как нарушение пункта 1 части 1 статьи 13 Закона о торговой деятельности.

В ходе рассмотрения дела от ООО «ТД Алтайская крупа» поступило заявление о том, что между  ООО «ТД Алтайская крупа» и ООО «Караван» заключен договор поставки № 07/07-14 от 07.07.2014 г. ООО «Караван» предоставило копию вышеуказанного договора.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что ООО «Караван» рассмотрело коммерческое предложение ООО «ТД Алтайская крупа», тем самым добровольно устранило нарушение антимонопольного законодательства.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 48, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать действия ООО «Караван» (г. Пенза, ул. Бийская, 1г, ИНН 5835040010), выразившиеся в создании ООО «ТД Алтайская крупа» препятствий для доступа на товарный рынок оптовой реализации бакалейной продукции для дальнейшей розничной реализации через торговую сеть на территории Пензенской области  нарушением пункта 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»;

2. Дело № 2-15/01-2014 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «Караван» прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2-15/01-2014 [format] => [safe_value] => 2-15/01-2014 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 30 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 30 [vid] => 6 [name] => Торговая деятельность, продукты питания [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-07-28 13:32:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-07-28 13:32:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1406615689 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Пензенское УФАС России )