Решение по делу № 3-09/18-2014 в отношении администрацией Никольского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области и индивидуального предпринимателя С<…>

Номер дела: 3-09/18-2014
Дата публикации: 30 июля 2014, 14:43

РЕШЕНИЕ

по делу № 3-09/18-2014

29.07.2014                                                                                                      г. Пенза

Резолютивная часть решения оглашена «15» июля 2014 г.

В полном объеме решение изготовлено «29» июля 2014 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее по тексту – Комиссия) в составе:

- <…> – заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

- <…> – начальника отдела контроля закупок, органов власти и рекламы, члена Комиссии;

- <…> – главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, органов власти и рекламы, члена Комиссии;

- при участии:

со стороны ИП С<…>.:

- С<…>, свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя от 02.03.2005 № <…>;

со стороны Администрации Никольского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области:

- <…> – главы администрации;

рассмотрев дело № 3-09/18-2014 от 28.05.2014 по признакам нарушения администрацией Никольского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области (ул. им. Терехина, д. 243, с. Никольское, Кузнецкий район, Пензенская область) и индивидуальным предпринимателем С<…> (ОГРН <…>, Пензенская область, г. Кузнецк, ул. <…>, д. <…>, стр. <…>) пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Пензенское УФАС России из Прокуратуры Кузнецкого района Пензенской области поступили материалы проверки о наличии в действиях администрации Никольского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области (далее - Администрация) и ИП С<…> признаков нарушения антимонопольного законодательства.

По результатам анализа документов и материалов, представленных по запросу антимонопольного органа, приказом Пензенского УФАС России от 28.05.2014 № 128 в отношении администрации Никольского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области и индивидуального предпринимателя С<…> было возбуждено дело № 3-09/18-2014 по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

На заседании Комиссии С<…> пояснил, что работа по заключению договоров на оказание услуг по сбору и вывозу мусора с жителями с. Никольское началась с января 2010 года. Вместе с тем, вышеуказанные услуги на территории села Никольское индивидуальным предпринимателем оказываются с 01.06.2013.

Администрация Никольского сельсовета в своих письменных объяснениях от 11.06.2014 № 121 и 16.06.2014 № 124 указала, что соглашение о взаимодействии по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора № б/н с ИП С<…> подписано по результатам устных переговоров. Доведение Администрацией информации о содержании публичного договора до сведения жителей территории с. Никольское, предусмотренное п. 3.2.2 данного соглашения, осуществлялось путем подворного обхода и бесед.

Изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссией установлено следующее.

Согласно пункту 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского, сельского поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Из анализа представленных документов, установлено, что между Администрацией и ИП С<…> (Исполнитель) заключено соглашение о взаимодействии по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора от 1 июня 2013 года № б/н (далее – Соглашение).

Согласно п. 1.1. Соглашения Исполнитель принимает на себя обязательство самостоятельно, своими силами и средствами осуществлять планово-регулярный вывоз твердых бытовых отходов населения, проживающего на территории Никольского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области на специальном транспорте (мусоровозах) на полигон твердых бытовых отходов г. Кузнецка.

В пункте 3.1.1. Соглашения установлена обязанность Исполнителя своевременно предоставлять населению, проживающему на территории Никольского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области необходимую и достоверную информацию об услугах по вывозу бытовых отходов, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Согласно п. 3.1.4. Соглашения Исполнитель обязан заключить публичный договор на оказание услуг по сбору и вывозу бытовых отходов с любыми физическими лицами, проживающими на территории Никольского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области.

Соглашением также определены обязанности Администрации, в том числе, организовывать сбор и вывоз твердых бытовых отходов (п. 3.2.1. Соглашения).

В соответствии с пунктом 3.2.2. Администрация обязана довести до сведения жителей Никольского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области содержание публичного договора на оказание услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов.

Пунктом 3.2.3. Соглашения установлено, что администрация обязана направлять своих представителей для оперативного решения вопросов, возникающих при осуществлении работ в рамках настоящего Соглашения.

Пунктом 5.1., 5.2. Соглашения предусмотрено, что срок действия настоящего Соглашения составляет один год с момента его подписания. Если за 30 дней до истечения срока действия Соглашения ни одна из сторон не заявит о своем желании расторгнуть данное Соглашение, последнее считается заключенным на неопределенный срок.

Исходя из вышеизложенного следует, что Соглашение заключено в целях обеспечения деятельности ИП С<…> на товарном рынке по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора на территории Никольского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области. Обязанность Администрации по доведению до сведения жителей Никольского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области содержание публичного договора на оказание услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов (п. 3.2.2. Соглашения) ставит ИП С<…> в преимущественное положение по отношению к другим участникам товарного рынка.

В соответствии с постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст "О принятии и введении в действие ОКВЭД" деятельность по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора входит в группировку «удаление и обработка твердых отходов»  - 90.00.2., которая включает в себя, в том числе, сбор мусора, хлама, отбросов и отходов, строительного мусора, сбор и удаление строительного мусора, свалку отходов на земле. 

Согласно представленной Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области информации (письмо от 09.06.2014 № 11-09/362) на территории Кузнецкого района Пензенской области по состоянию на 09.06.2014 имеется 3 хозяйствующих субъекта, основной вид экономической деятельности которых является удаление и обработка твердых отходов (ОКВЭД 90.00.2): ООО «Арго» (Пензенская область, г. Кузнецк, ул. Гагарина, 55), ПТК «Комфорт (Пензенская область, Кузнецкий район, с. Козляковка, ул. Дачная, д.7), ООО «Возрождение села» (Пензенская область, Кузнецкий район, с. Козляковка, ул. Дачная, д.7).

Администрация Кузнецкого района Пензенской области письмом от 09.06.2014 № 307 сообщила, что в 2013-2014 годах на территории Кузнецкого района услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов оказывают следующие организации: ИП Т<…>, ИП И<…>, ИП С<…>, ООО «Арго» и ООО «Союз».

На наличие между ответчиками соглашения указывает то, что информация о необходимости оказания услуг по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора до широкого круга лиц, в том числе путем размещения в средствах массовой информации, официальном сайте администрации Никольского сельсовета, органом местного самоуправления не доводилась, что подтверждается письмом Администрации от 16.06.2014 № 124.

В связи с изложенным, потенциальные исполнители услуг по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора были лишены возможности в равных условиях выхода на соответствующий товарный рынок.

Доказательств ведения переговоров с иными  хозяйствующими субъектами об оказании на территории села Никольское соответствующих услуг Администрацией представлено не было.

О соглашении, заключенном в целях обеспечения деятельности ИП С<…> территории Никольского сельсовета на товарном рынке по сбору и вывозу бытовых отходов свидетельствует также то, что вышеуказанные услуги предпринимателем начали оказываться с момента заключения Соглашения – 01.06.2013, количество потребителей услуг и договоров, заключенных индивидуальным предпринимателем с жителями с. Никольское в период заключения Соглашения по сравнению с периодом до его заключения значительно возросло, что подтверждается представленными ИП С<…> в письме от 01.07.2014 № 20 данными, а также отчетами по начислению и платежам за коммунальные услуги в разрезе домов  с июня по декабрь 2013 года.

Рассматриваемые обстоятельства свидетельствуют о том, что описанные действия Никольского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области и ИП не были самостоятельными, либо случайными, и указывают на наличие между ответчиками договоренности, направленной на обеспечение деятельности ИП С<…>по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора на территории Никольского сельсовета, что привело (могло привести) к ограничению круга потенциальных исполнителей рассматриваемых услуг и препятствованию осуществления ими деятельности на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона о Защите конкуренции соглашение – договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Заключенное между Администрацией и ИП С<…>. Соглашение создало возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия оказания услуг по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора на соответствующем товарном рынке, что в соответствии с п.17 статьи 4 Закона о защите конкуренции является одним из признаков ограничения конкуренции.

Статьей 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

С учетом изложенного, Комиссия единогласно пришла к выводу, о наличии между администрацией Никольского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области и ИП С<…> ограничивающего конкуренцию соглашения по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, которое приводит или может привести к ограничению доступа иных хозяйствующих субъектов на соответствующий товарный рынок, что является нарушением п. 4 ст.16 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать соглашение о взаимодействии между администрацией Никольского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области и индивидуальным предпринимателем С<…> по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора от 01.06.2013, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности  к ограничению доступа на соответствующий товарный рынок иных хозяйствующих субъектов, нарушением п.4 ст.16 Закона о защите конкуренции.

2. Администрации Никольского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области и индивидуальному предпринимателю С<…> выдать предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции при организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

stdClass Object ( [vid] => 11653 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 3-09/18-2014 в отношении администрацией Никольского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области и индивидуального предпринимателя С<…> [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 11653 [type] => solution [language] => ru [created] => 1406890489 [changed] => 1406890489 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1406890489 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу № 3-09/18-2014

29.07.2014                                                                                                      г. Пенза

Резолютивная часть решения оглашена «15» июля 2014 г.

В полном объеме решение изготовлено «29» июля 2014 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее по тексту – Комиссия) в составе:

- <…> – заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

- <…> – начальника отдела контроля закупок, органов власти и рекламы, члена Комиссии;

- <…> – главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, органов власти и рекламы, члена Комиссии;

- при участии:

со стороны ИП С<…>.:

- С<…>, свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя от 02.03.2005 № <…>;

со стороны Администрации Никольского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области:

- <…> – главы администрации;

рассмотрев дело № 3-09/18-2014 от 28.05.2014 по признакам нарушения администрацией Никольского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области (ул. им. Терехина, д. 243, с. Никольское, Кузнецкий район, Пензенская область) и индивидуальным предпринимателем С<…> (ОГРН <…>, Пензенская область, г. Кузнецк, ул. <…>, д. <…>, стр. <…>) пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Пензенское УФАС России из Прокуратуры Кузнецкого района Пензенской области поступили материалы проверки о наличии в действиях администрации Никольского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области (далее - Администрация) и ИП С<…> признаков нарушения антимонопольного законодательства.

По результатам анализа документов и материалов, представленных по запросу антимонопольного органа, приказом Пензенского УФАС России от 28.05.2014 № 128 в отношении администрации Никольского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области и индивидуального предпринимателя С<…> было возбуждено дело № 3-09/18-2014 по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

На заседании Комиссии С<…> пояснил, что работа по заключению договоров на оказание услуг по сбору и вывозу мусора с жителями с. Никольское началась с января 2010 года. Вместе с тем, вышеуказанные услуги на территории села Никольское индивидуальным предпринимателем оказываются с 01.06.2013.

Администрация Никольского сельсовета в своих письменных объяснениях от 11.06.2014 № 121 и 16.06.2014 № 124 указала, что соглашение о взаимодействии по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора № б/н с ИП С<…> подписано по результатам устных переговоров. Доведение Администрацией информации о содержании публичного договора до сведения жителей территории с. Никольское, предусмотренное п. 3.2.2 данного соглашения, осуществлялось путем подворного обхода и бесед.

Изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссией установлено следующее.

Согласно пункту 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского, сельского поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Из анализа представленных документов, установлено, что между Администрацией и ИП С<…> (Исполнитель) заключено соглашение о взаимодействии по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора от 1 июня 2013 года № б/н (далее – Соглашение).

Согласно п. 1.1. Соглашения Исполнитель принимает на себя обязательство самостоятельно, своими силами и средствами осуществлять планово-регулярный вывоз твердых бытовых отходов населения, проживающего на территории Никольского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области на специальном транспорте (мусоровозах) на полигон твердых бытовых отходов г. Кузнецка.

В пункте 3.1.1. Соглашения установлена обязанность Исполнителя своевременно предоставлять населению, проживающему на территории Никольского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области необходимую и достоверную информацию об услугах по вывозу бытовых отходов, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Согласно п. 3.1.4. Соглашения Исполнитель обязан заключить публичный договор на оказание услуг по сбору и вывозу бытовых отходов с любыми физическими лицами, проживающими на территории Никольского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области.

Соглашением также определены обязанности Администрации, в том числе, организовывать сбор и вывоз твердых бытовых отходов (п. 3.2.1. Соглашения).

В соответствии с пунктом 3.2.2. Администрация обязана довести до сведения жителей Никольского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области содержание публичного договора на оказание услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов.

Пунктом 3.2.3. Соглашения установлено, что администрация обязана направлять своих представителей для оперативного решения вопросов, возникающих при осуществлении работ в рамках настоящего Соглашения.

Пунктом 5.1., 5.2. Соглашения предусмотрено, что срок действия настоящего Соглашения составляет один год с момента его подписания. Если за 30 дней до истечения срока действия Соглашения ни одна из сторон не заявит о своем желании расторгнуть данное Соглашение, последнее считается заключенным на неопределенный срок.

Исходя из вышеизложенного следует, что Соглашение заключено в целях обеспечения деятельности ИП С<…> на товарном рынке по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора на территории Никольского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области. Обязанность Администрации по доведению до сведения жителей Никольского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области содержание публичного договора на оказание услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов (п. 3.2.2. Соглашения) ставит ИП С<…> в преимущественное положение по отношению к другим участникам товарного рынка.

В соответствии с постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст "О принятии и введении в действие ОКВЭД" деятельность по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора входит в группировку «удаление и обработка твердых отходов»  - 90.00.2., которая включает в себя, в том числе, сбор мусора, хлама, отбросов и отходов, строительного мусора, сбор и удаление строительного мусора, свалку отходов на земле. 

Согласно представленной Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области информации (письмо от 09.06.2014 № 11-09/362) на территории Кузнецкого района Пензенской области по состоянию на 09.06.2014 имеется 3 хозяйствующих субъекта, основной вид экономической деятельности которых является удаление и обработка твердых отходов (ОКВЭД 90.00.2): ООО «Арго» (Пензенская область, г. Кузнецк, ул. Гагарина, 55), ПТК «Комфорт (Пензенская область, Кузнецкий район, с. Козляковка, ул. Дачная, д.7), ООО «Возрождение села» (Пензенская область, Кузнецкий район, с. Козляковка, ул. Дачная, д.7).

Администрация Кузнецкого района Пензенской области письмом от 09.06.2014 № 307 сообщила, что в 2013-2014 годах на территории Кузнецкого района услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов оказывают следующие организации: ИП Т<…>, ИП И<…>, ИП С<…>, ООО «Арго» и ООО «Союз».

На наличие между ответчиками соглашения указывает то, что информация о необходимости оказания услуг по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора до широкого круга лиц, в том числе путем размещения в средствах массовой информации, официальном сайте администрации Никольского сельсовета, органом местного самоуправления не доводилась, что подтверждается письмом Администрации от 16.06.2014 № 124.

В связи с изложенным, потенциальные исполнители услуг по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора были лишены возможности в равных условиях выхода на соответствующий товарный рынок.

Доказательств ведения переговоров с иными  хозяйствующими субъектами об оказании на территории села Никольское соответствующих услуг Администрацией представлено не было.

О соглашении, заключенном в целях обеспечения деятельности ИП С<…> территории Никольского сельсовета на товарном рынке по сбору и вывозу бытовых отходов свидетельствует также то, что вышеуказанные услуги предпринимателем начали оказываться с момента заключения Соглашения – 01.06.2013, количество потребителей услуг и договоров, заключенных индивидуальным предпринимателем с жителями с. Никольское в период заключения Соглашения по сравнению с периодом до его заключения значительно возросло, что подтверждается представленными ИП С<…> в письме от 01.07.2014 № 20 данными, а также отчетами по начислению и платежам за коммунальные услуги в разрезе домов  с июня по декабрь 2013 года.

Рассматриваемые обстоятельства свидетельствуют о том, что описанные действия Никольского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области и ИП не были самостоятельными, либо случайными, и указывают на наличие между ответчиками договоренности, направленной на обеспечение деятельности ИП С<…>по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора на территории Никольского сельсовета, что привело (могло привести) к ограничению круга потенциальных исполнителей рассматриваемых услуг и препятствованию осуществления ими деятельности на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона о Защите конкуренции соглашение – договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Заключенное между Администрацией и ИП С<…>. Соглашение создало возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия оказания услуг по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора на соответствующем товарном рынке, что в соответствии с п.17 статьи 4 Закона о защите конкуренции является одним из признаков ограничения конкуренции.

Статьей 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

С учетом изложенного, Комиссия единогласно пришла к выводу, о наличии между администрацией Никольского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области и ИП С<…> ограничивающего конкуренцию соглашения по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, которое приводит или может привести к ограничению доступа иных хозяйствующих субъектов на соответствующий товарный рынок, что является нарушением п. 4 ст.16 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать соглашение о взаимодействии между администрацией Никольского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области и индивидуальным предпринимателем С<…> по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора от 01.06.2013, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности  к ограничению доступа на соответствующий товарный рынок иных хозяйствующих субъектов, нарушением п.4 ст.16 Закона о защите конкуренции.

2. Администрации Никольского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области и индивидуальному предпринимателю С<…> выдать предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции при организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу № 3-09/18-2014

29.07.2014                                                                                                      г. Пенза

Резолютивная часть решения оглашена «15» июля 2014 г.

В полном объеме решение изготовлено «29» июля 2014 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее по тексту – Комиссия) в составе:

- <…> – заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

- <…> – начальника отдела контроля закупок, органов власти и рекламы, члена Комиссии;

- <…> – главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, органов власти и рекламы, члена Комиссии;

- при участии:

со стороны ИП С<…>.:

- С<…>, свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя от 02.03.2005 № <…>;

со стороны Администрации Никольского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области:

- <…> – главы администрации;

рассмотрев дело № 3-09/18-2014 от 28.05.2014 по признакам нарушения администрацией Никольского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области (ул. им. Терехина, д. 243, с. Никольское, Кузнецкий район, Пензенская область) и индивидуальным предпринимателем С<…> (ОГРН <…>, Пензенская область, г. Кузнецк, ул. <…>, д. <…>, стр. <…>) пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Пензенское УФАС России из Прокуратуры Кузнецкого района Пензенской области поступили материалы проверки о наличии в действиях администрации Никольского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области (далее - Администрация) и ИП С<…> признаков нарушения антимонопольного законодательства.

По результатам анализа документов и материалов, представленных по запросу антимонопольного органа, приказом Пензенского УФАС России от 28.05.2014 № 128 в отношении администрации Никольского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области и индивидуального предпринимателя С<…> было возбуждено дело № 3-09/18-2014 по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

На заседании Комиссии С<…> пояснил, что работа по заключению договоров на оказание услуг по сбору и вывозу мусора с жителями с. Никольское началась с января 2010 года. Вместе с тем, вышеуказанные услуги на территории села Никольское индивидуальным предпринимателем оказываются с 01.06.2013.

Администрация Никольского сельсовета в своих письменных объяснениях от 11.06.2014 № 121 и 16.06.2014 № 124 указала, что соглашение о взаимодействии по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора № б/н с ИП С<…> подписано по результатам устных переговоров. Доведение Администрацией информации о содержании публичного договора до сведения жителей территории с. Никольское, предусмотренное п. 3.2.2 данного соглашения, осуществлялось путем подворного обхода и бесед.

Изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссией установлено следующее.

Согласно пункту 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского, сельского поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Из анализа представленных документов, установлено, что между Администрацией и ИП С<…> (Исполнитель) заключено соглашение о взаимодействии по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора от 1 июня 2013 года № б/н (далее – Соглашение).

Согласно п. 1.1. Соглашения Исполнитель принимает на себя обязательство самостоятельно, своими силами и средствами осуществлять планово-регулярный вывоз твердых бытовых отходов населения, проживающего на территории Никольского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области на специальном транспорте (мусоровозах) на полигон твердых бытовых отходов г. Кузнецка.

В пункте 3.1.1. Соглашения установлена обязанность Исполнителя своевременно предоставлять населению, проживающему на территории Никольского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области необходимую и достоверную информацию об услугах по вывозу бытовых отходов, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Согласно п. 3.1.4. Соглашения Исполнитель обязан заключить публичный договор на оказание услуг по сбору и вывозу бытовых отходов с любыми физическими лицами, проживающими на территории Никольского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области.

Соглашением также определены обязанности Администрации, в том числе, организовывать сбор и вывоз твердых бытовых отходов (п. 3.2.1. Соглашения).

В соответствии с пунктом 3.2.2. Администрация обязана довести до сведения жителей Никольского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области содержание публичного договора на оказание услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов.

Пунктом 3.2.3. Соглашения установлено, что администрация обязана направлять своих представителей для оперативного решения вопросов, возникающих при осуществлении работ в рамках настоящего Соглашения.

Пунктом 5.1., 5.2. Соглашения предусмотрено, что срок действия настоящего Соглашения составляет один год с момента его подписания. Если за 30 дней до истечения срока действия Соглашения ни одна из сторон не заявит о своем желании расторгнуть данное Соглашение, последнее считается заключенным на неопределенный срок.

Исходя из вышеизложенного следует, что Соглашение заключено в целях обеспечения деятельности ИП С<…> на товарном рынке по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора на территории Никольского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области. Обязанность Администрации по доведению до сведения жителей Никольского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области содержание публичного договора на оказание услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов (п. 3.2.2. Соглашения) ставит ИП С<…> в преимущественное положение по отношению к другим участникам товарного рынка.

В соответствии с постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст "О принятии и введении в действие ОКВЭД" деятельность по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора входит в группировку «удаление и обработка твердых отходов»  - 90.00.2., которая включает в себя, в том числе, сбор мусора, хлама, отбросов и отходов, строительного мусора, сбор и удаление строительного мусора, свалку отходов на земле. 

Согласно представленной Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области информации (письмо от 09.06.2014 № 11-09/362) на территории Кузнецкого района Пензенской области по состоянию на 09.06.2014 имеется 3 хозяйствующих субъекта, основной вид экономической деятельности которых является удаление и обработка твердых отходов (ОКВЭД 90.00.2): ООО «Арго» (Пензенская область, г. Кузнецк, ул. Гагарина, 55), ПТК «Комфорт (Пензенская область, Кузнецкий район, с. Козляковка, ул. Дачная, д.7), ООО «Возрождение села» (Пензенская область, Кузнецкий район, с. Козляковка, ул. Дачная, д.7).

Администрация Кузнецкого района Пензенской области письмом от 09.06.2014 № 307 сообщила, что в 2013-2014 годах на территории Кузнецкого района услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов оказывают следующие организации: ИП Т<…>, ИП И<…>, ИП С<…>, ООО «Арго» и ООО «Союз».

На наличие между ответчиками соглашения указывает то, что информация о необходимости оказания услуг по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора до широкого круга лиц, в том числе путем размещения в средствах массовой информации, официальном сайте администрации Никольского сельсовета, органом местного самоуправления не доводилась, что подтверждается письмом Администрации от 16.06.2014 № 124.

В связи с изложенным, потенциальные исполнители услуг по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора были лишены возможности в равных условиях выхода на соответствующий товарный рынок.

Доказательств ведения переговоров с иными  хозяйствующими субъектами об оказании на территории села Никольское соответствующих услуг Администрацией представлено не было.

О соглашении, заключенном в целях обеспечения деятельности ИП С<…> территории Никольского сельсовета на товарном рынке по сбору и вывозу бытовых отходов свидетельствует также то, что вышеуказанные услуги предпринимателем начали оказываться с момента заключения Соглашения – 01.06.2013, количество потребителей услуг и договоров, заключенных индивидуальным предпринимателем с жителями с. Никольское в период заключения Соглашения по сравнению с периодом до его заключения значительно возросло, что подтверждается представленными ИП С<…> в письме от 01.07.2014 № 20 данными, а также отчетами по начислению и платежам за коммунальные услуги в разрезе домов  с июня по декабрь 2013 года.

Рассматриваемые обстоятельства свидетельствуют о том, что описанные действия Никольского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области и ИП не были самостоятельными, либо случайными, и указывают на наличие между ответчиками договоренности, направленной на обеспечение деятельности ИП С<…>по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора на территории Никольского сельсовета, что привело (могло привести) к ограничению круга потенциальных исполнителей рассматриваемых услуг и препятствованию осуществления ими деятельности на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона о Защите конкуренции соглашение – договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Заключенное между Администрацией и ИП С<…>. Соглашение создало возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия оказания услуг по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора на соответствующем товарном рынке, что в соответствии с п.17 статьи 4 Закона о защите конкуренции является одним из признаков ограничения конкуренции.

Статьей 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

С учетом изложенного, Комиссия единогласно пришла к выводу, о наличии между администрацией Никольского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области и ИП С<…> ограничивающего конкуренцию соглашения по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, которое приводит или может привести к ограничению доступа иных хозяйствующих субъектов на соответствующий товарный рынок, что является нарушением п. 4 ст.16 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать соглашение о взаимодействии между администрацией Никольского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области и индивидуальным предпринимателем С<…> по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора от 01.06.2013, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности  к ограничению доступа на соответствующий товарный рынок иных хозяйствующих субъектов, нарушением п.4 ст.16 Закона о защите конкуренции.

2. Администрации Никольского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области и индивидуальному предпринимателю С<…> выдать предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции при организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 3-09/18-2014 [format] => [safe_value] => 3-09/18-2014 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 7 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 447 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 447 [vid] => 1 [name] => антиконкурентное соглашение [description] => [format] => [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-07-30 10:43:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-07-30 10:43:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1406890489 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Пензенское УФАС России )