Предупреждение № 2-18/25-2014 ООО «Росгосстрах»

Номер дела: 2-18/25-2014
Дата публикации: 14 августа 2014, 18:25

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 2-18/25-2014

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ
АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

13 августа 2014 г.

г. Пенза

На основании обращений граждан по вопросу навязывания со стороны ООО «Росгосстрах» (далее – Общество, страховая компания) услуг по проведению технического осмотра автотранспортных средств у оператора технического осмотра, указанного Обществом, при заключении договора обязательного страхования автогражданской ответственности (далее – ОСАГО) Пензенским УФАС проведена внеплановая проверка деятельности ООО «Росгосстрах» (ул. Парковая, д. 3, г. Люберцы, Люберецкий район, Московская область, ОГРН 1025003213641; ул. Дзержинского, д. 5А, г. Пенза; ул. Суворова, д. 22, г. Каменка, Пензенская область).

По результатам проведенной проверки из представленных ООО «Росгосстрах» документов установлено следующее.

20.12.2011 г. между ООО «Росгосстрах» и оператором технического осмотра ЗАО «Техосмотр» заключен договор № 2-12хк. На основании данного договора ООО «Росгосстрах» как исполнитель принимает на себя обязанности по информированию страхователей/потенциальных страхователей о возможности прохождения по их желанию технического осмотра автотранспортных средств в пунктах технического осмотра ЗАО «Техосмотр».

В рамках указанного договора ООО «Росгосстрах» по поручению ЗАО «Техосмотр» осуществляет по отношению к клиентам:

- предоставление рекламных материалов ЗАО «Техосмотр» о порядке проведения технического осмотра в соответствующем регионе, контрактной информации представителей/пунктов технического/инструментального осмотра/контроля ЗАО «Техосмотр»;

- заключение договора на проведение технического осмотра или выдачу Исполнителем (ООО «Росгосстрах») направлений на проведение технического осмотра. В случае заключения Клиентом с ЗАО «Техосмотр» договора на проведение технического осмотра и получения распоряжения от Клиента на оплату данных работ, в качестве документа, подтверждающего обязательства ЗАО «Техосмотр» проведения работ Исполнителем Клиенту может выдаваться предзаполненный бланк Талона технического осмотра установленного образца. Данный бланк не является документом, подтверждающим успешное прохождение процедуры технического осмотра соответствующего транспортного средства.

Стоимость услуг страховой компании по договору с ЗАО «Техосмотр» составляет 17 % от суммового выражения заключенных договоров и выданных предзаполненных бланков технического осмотра транспортных средств.

11.07.2013 г. ООО «Росгосстрах» заключило аналогичный договор с оператором технического осмотра ИП Перегудовым П.С.

Согласно пункту 2.1.1 договора с ИП Перегудовым П.С. страховая компания выдает клиентам (по желанию) направления на техосмотр по установленной форме.

Согласно п. 3.1 указанного договора оплата услуг страховой компании осуществляется исходя из количества клиентов, фактически направленных к оператору технического осмотра для осуществления контрольной диагностики и проведения технического осмотра автотранспортных средств, в размере 30 % от стоимости услуги по осуществлению контрольной диагностики и проведению технического осмотра автотранспортных средств.

Вышеуказанные документы подтверждают материальную заинтересованность ООО «Росгосстрах» в заключении договоров ОСАГО при одновременном оформлении документов на прохождение диагностики (технического осмотра) у операторов, с которыми у страховой компании заключены агентские соглашения.

Порядок заключения договоров ОСАГО регулируется Федеральным законом от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон об ОСАГО).

В силу статьи 1 Закона об ОСАГО договор обязательного страхования заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены этим Федеральным законом, и является публичным.

Согласно пункту 1 статьи 4 Закона об ОСАГО, владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств. Обязанность по страхованию гражданской ответственности распространяется на владельцев, всех используемых на территории Российской Федерации транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи.

Статья 15 Закона об ОСАГО содержит исчерпывающий перечень документов, необходимых для заключения договора ОСАГО, к которым относится в том числе, диагностическая карта, содержащая сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств. При предоставлении всех документов, предусмотренных данной статьей страховщик обязан заключить договор ОСАГО.

Согласно статье 4 Федерального закона от 01.07.2011 № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о ТО) проведение технического осмотра основывается на праве выбора гражданами, юридическими лицами операторов технического осмотра.

Статьей 17 Закона о ТО предусмотрено, что технический осмотр проводится по выбору владельца транспортного средства или его представителя любым оператором технического осмотра в любом пункте технического осмотра вне зависимости от места регистрации транспортного средства. Проведение технического осмотра осуществляется на основании договора о проведении технического осмотра, заключенного между владельцем транспортного средства или его представителем и оператором технического осмотра. Подписанный техническим экспертом бланк диагностической карты выдается на руки клиенту в качестве документа, подтверждающего соответствие транспортного средства обязательным требованиям безопасности.

В соответствии со статьей 19 Закона о ТО диагностическая карта содержит заключение о соответствии или несоответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств и является документом строгой отчетности.

При проведении проверки установлено, что согласно письму ООО «Росгосстрах» от 29.01.2014 № 1561/25хк в рамках взаимодействия операторы технического осмотра передают страховщику комплект документов (в том числе бланки диагностических карт), чтобы тот осуществил техническое заключение договора технического осмотра. В каждом случае клиент уведомляется, что для проведения технического диагностирования транспортного средства клиенту необходимо обратиться к оператору технического осмотра. Работником ООО «Росгосстрах» заполняется договор на проведение технического осмотра, в соответствии с типовой формой. Агентом выдается клиенту комплект документов (договор на проведение технического осмотра, направление на технический осмотр, поручение на оплату услуг от клиента, квитанция по оплате, незаполненный бланк диагностической карты).

При этом, клиенту, после оплаты услуг оператора ТО в размере 968,2 руб., выдается образец диагностической карты, который не является документом, подтверждающим прохождение технического осмотра, поскольку не содержит всех установленных законом реквизитов диагностической карты технического осмотра, в т.ч. подписи технического эксперта и даты проведения технического осмотра.

Таким образом, при оформлении договора на прохождение ТО у операторов ТО, с которыми у ООО «Росгосстрах» заключены агентские договора, и оплате потребителем данных услуг, ООО «Росгосстрах» заключает со страхователем договор ОСАГО, в отсутствие на момент заключения договора ОСАГО надлежащим образом оформленной диагностической карты у указанного оператора ТО.

Указанные действия ООО «Росгосстрах» нарушают правила оформления договора ОСАГО, предусмотренные статьей 15 Закона об ОСАГО.

При проведении проверки установлено, что письмом директора филиала ООО «Росгосстрах» в Пензенской области от 27.02.2013 № 139-12/02 дано указание всем подразделениям филиала оформлять договоры ОСАГО с физическими лицами только на следующих условиях:

- применение Кбм не менее 1 для всех страхователей;

- обязательная продажа продукта «Фортуна-Авто» или ТО.

Приказом ООО «Росгосстрах» от 25.06.2013 г. № 281 «Об установлении ключевых задач на 3 квартал 2013 года» установлены следующие ключевые задачи для руководителей страховых отделов, менеджеров агентских групп, менеджеров офисных продаж, страховых агентов и страховых консультантов: привлечение клиентов на пункты технического обслуживания ЗАО «Техосмотр» и обеспечение выполнения плана не ниже установленного в приложении. Согласно данному приложению план по количеству оформления диагностических карт на 3 квартал 2013 года в страховом отделе в г. Каменка составляет на июль – 179 шт., на август – 219 шт., на сентябрь 225 шт., итого 623 направления за 3 квартал 2013 года.

При проведении проверки установлено, что ключевыми задачами страхового отдела ООО «Росгосстрах» в г. Каменка на 2 квартал 2014 года для страховых агентов и консультантов является привлечение клиентов на пункты технического осмотра ИП Перегудов. П.С., для чего страховым агентам установлены нормативы по предоформлению талонов технического осмотра не менее 100 % от заключенных договоров ОСАГО. Указанное обстоятельство подтверждается протоколом осмотра территорий, помещений, документов и предметов в страховом отделе ООО «Росгосстрах» в г. Каменка Пензенской области.

Из вышеизложенного следует, что ООО «Росгосстрах» ставит приобретение потребителями полиса ОСАГО в зависимость от заключения и оплаты договора на прохождение технического осмотра у операторов, заключивших соглашения со страховой компанией (ИП Перегудов П.С., ЗАО «Техосмотр»).

Кроме того, Пензенским УФАС России установлены случаи, когда при наличии у клиента действующей диагностической карты, оформленной у оператора ТО, с которым у ООО «Росгосстрах» отсутствует соглашение о сотрудничестве, страховая компания в нарушение положений статьи 15 Закона об ОСАГО не принимает данную диагностическую карту и заключает договор ОСАГО только при оформлении потребителем договора на прохождение ТО у ИП Перегудова П.С. и оплате данных услуг.

Таким образом, по результатам проверки установлено, что одним из обязательных условий для заключения ООО «Росгосстрах» с потребителем договора ОСАГО на территории Пензенской области является оформление и оплата в обязательном порядке, независимо от наличия у потребителя действующей диагностической карты, договора на проведение технического осмотра с оператором, с которым у ООО «Росгосстрах» заключен агентский договор.

Указанные действия ООО «Росгосстрах» влекут ущемление интересов потребителей (физических лиц) услуг ОСАГО.

Потребители, имеющие на момент обращения в ООО «Росгосстрах» за заключением договора ОСАГО диагностические карты, оформленные у иных операторов технического осмотра, вынуждены нести необоснованные затраты на приобретение услуг по техническому осмотру транспортных средств у операторов, сотрудничающих с ООО «Росгосстрах», а именно ИП Перегудов П.С. и ЗАО «Техосмотр».

Навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него заключается в таком поведении хозяйствующего субъекта, при котором ущемляются права контрагента либо он вынужден вступать в правоотношения на невыгодных для себя условиях.

Действия ООО «Росгосстрах», выразившиеся в требовании у страхователей иных, чем предусмотрено в законе условий (документов) договора (а именно, заключения и оплаты договора на ТО с оператором, имеющим соглашение с ООО «Росгосстрах», при наличии у потребителя действующей диагностической карты, оформленной у иного оператора ТО) являются навязыванием невыгодных условий договора ОСАГО.

Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о навязывании со стороны ООО «Росгосстрах» при заключении договоров ОСАГО контрагентам дополнительных условий о заключении договоров на ТО в указанной ООО «Росгосстрах» организации и оплате данных услуг, независимо от наличия у страхователя действующей диагностической карты, оформленной у иного оператора ТО, что приводит (может привести) к ущемлению их интересов.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, если указанные действия приводят (могут привести) к ущемлению интересов других лиц, в том числе, при навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора.

Пензенским УФАС России проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке оказания услуг ОСАГО на территории Пензенской области за 2013 год.

По результатам проведенного анализа установлено, что доля ООО «Росгосстрах» на рассматриваемом рынке на территории Пензенской области в течение установленного периода времени превышала 20 %.

Частью 7 статьи 5 Закона о защите конкуренции установлено, что доминирующим признается положение финансовой организации, отвечающее условиям, установленным Правительством РФ.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 № 359 «Об утверждении условий признания доминирующим положения финансовой организации (за исключением кредитной организации)» доминирующим признается положение финансовой организации, в отношении которой выполняются в совокупности следующие условия:

- доля финансовой организации превышает 10 процентов на единственном в Российской Федерации товарном рынке либо 20 процентов на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в Российской Федерации;

- доля финансовой организации на товарном рынке в течение длительного периода времени (не менее одного года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее одного года) увеличивается и (или) неизменно превышает 10 процентов на единственном в Российской Федерации товарном рынке либо 20 процентов на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в Российской Федерации.

На основании вышеизложенного, установлено, что ООО «Росгосстрах» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг ОСАГО на территории Пензенской области.

Таким образом, в действиях ООО «Росгосстрах» при осуществлении деятельности по страхованию ОСАГО на территории Пензенской области, усматриваются признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 1  статьи 39.1 Закона  о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение).

В соответствии с частью 2 статьи 39.1 вышеуказанного Закона предупреждение выдается хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона.

Учитывая вышеизложенное, в связи с наличием в действиях ООО «Росгосстрах», выразившихся в навязывании владельцам транспортных средств при заключении договоров ОСАГО на территории Пензенской области услуг по проведению технического осмотра транспортных средств при наличии у потребителя действующей диагностической карты, признаков нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, которые приводят (могут привести) к ущемлению интересов потребителей услуг ОСАГО, Пензенское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает ООО «Росгосстрах» о необходимости прекращения в срок до 25 августа 2014 года указанных действий, в том числе путем:

1. Исключения фактов навязывания владельцам транспортных средств, имеющим действующие диагностические карты, услуг по проведению технического осмотра транспортных средств при заключении договоров ОСАГО на территории Пензенской области.

2. Доведения до сведения всех сотрудников, страховых агентов, страховых консультантов на территории Пензенской области содержание пункта 1 настоящего предупреждения.

3. Обеспечения контроля за исполнением сотрудниками, страховыми агентами, страховыми консультантами ООО «Росгосстрах» на территории Пензенской области пункта 1 настоящего предупреждения.

О выполнении предупреждения сообщить в Пензенское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, с приложением подтверждающих документов.

В силу части 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

stdClass Object ( [vid] => 11714 [uid] => 5 [title] => Предупреждение № 2-18/25-2014 ООО «Росгосстрах» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 11714 [type] => solution [language] => ru [created] => 1408343231 [changed] => 1408343231 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1408343231 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 2-18/25-2014

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ
АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

13 августа 2014 г.

г. Пенза

На основании обращений граждан по вопросу навязывания со стороны ООО «Росгосстрах» (далее – Общество, страховая компания) услуг по проведению технического осмотра автотранспортных средств у оператора технического осмотра, указанного Обществом, при заключении договора обязательного страхования автогражданской ответственности (далее – ОСАГО) Пензенским УФАС проведена внеплановая проверка деятельности ООО «Росгосстрах» (ул. Парковая, д. 3, г. Люберцы, Люберецкий район, Московская область, ОГРН 1025003213641; ул. Дзержинского, д. 5А, г. Пенза; ул. Суворова, д. 22, г. Каменка, Пензенская область).

По результатам проведенной проверки из представленных ООО «Росгосстрах» документов установлено следующее.

20.12.2011 г. между ООО «Росгосстрах» и оператором технического осмотра ЗАО «Техосмотр» заключен договор № 2-12хк. На основании данного договора ООО «Росгосстрах» как исполнитель принимает на себя обязанности по информированию страхователей/потенциальных страхователей о возможности прохождения по их желанию технического осмотра автотранспортных средств в пунктах технического осмотра ЗАО «Техосмотр».

В рамках указанного договора ООО «Росгосстрах» по поручению ЗАО «Техосмотр» осуществляет по отношению к клиентам:

- предоставление рекламных материалов ЗАО «Техосмотр» о порядке проведения технического осмотра в соответствующем регионе, контрактной информации представителей/пунктов технического/инструментального осмотра/контроля ЗАО «Техосмотр»;

- заключение договора на проведение технического осмотра или выдачу Исполнителем (ООО «Росгосстрах») направлений на проведение технического осмотра. В случае заключения Клиентом с ЗАО «Техосмотр» договора на проведение технического осмотра и получения распоряжения от Клиента на оплату данных работ, в качестве документа, подтверждающего обязательства ЗАО «Техосмотр» проведения работ Исполнителем Клиенту может выдаваться предзаполненный бланк Талона технического осмотра установленного образца. Данный бланк не является документом, подтверждающим успешное прохождение процедуры технического осмотра соответствующего транспортного средства.

Стоимость услуг страховой компании по договору с ЗАО «Техосмотр» составляет 17 % от суммового выражения заключенных договоров и выданных предзаполненных бланков технического осмотра транспортных средств.

11.07.2013 г. ООО «Росгосстрах» заключило аналогичный договор с оператором технического осмотра ИП Перегудовым П.С.

Согласно пункту 2.1.1 договора с ИП Перегудовым П.С. страховая компания выдает клиентам (по желанию) направления на техосмотр по установленной форме.

Согласно п. 3.1 указанного договора оплата услуг страховой компании осуществляется исходя из количества клиентов, фактически направленных к оператору технического осмотра для осуществления контрольной диагностики и проведения технического осмотра автотранспортных средств, в размере 30 % от стоимости услуги по осуществлению контрольной диагностики и проведению технического осмотра автотранспортных средств.

Вышеуказанные документы подтверждают материальную заинтересованность ООО «Росгосстрах» в заключении договоров ОСАГО при одновременном оформлении документов на прохождение диагностики (технического осмотра) у операторов, с которыми у страховой компании заключены агентские соглашения.

Порядок заключения договоров ОСАГО регулируется Федеральным законом от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон об ОСАГО).

В силу статьи 1 Закона об ОСАГО договор обязательного страхования заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены этим Федеральным законом, и является публичным.

Согласно пункту 1 статьи 4 Закона об ОСАГО, владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств. Обязанность по страхованию гражданской ответственности распространяется на владельцев, всех используемых на территории Российской Федерации транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи.

Статья 15 Закона об ОСАГО содержит исчерпывающий перечень документов, необходимых для заключения договора ОСАГО, к которым относится в том числе, диагностическая карта, содержащая сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств. При предоставлении всех документов, предусмотренных данной статьей страховщик обязан заключить договор ОСАГО.

Согласно статье 4 Федерального закона от 01.07.2011 № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о ТО) проведение технического осмотра основывается на праве выбора гражданами, юридическими лицами операторов технического осмотра.

Статьей 17 Закона о ТО предусмотрено, что технический осмотр проводится по выбору владельца транспортного средства или его представителя любым оператором технического осмотра в любом пункте технического осмотра вне зависимости от места регистрации транспортного средства. Проведение технического осмотра осуществляется на основании договора о проведении технического осмотра, заключенного между владельцем транспортного средства или его представителем и оператором технического осмотра. Подписанный техническим экспертом бланк диагностической карты выдается на руки клиенту в качестве документа, подтверждающего соответствие транспортного средства обязательным требованиям безопасности.

В соответствии со статьей 19 Закона о ТО диагностическая карта содержит заключение о соответствии или несоответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств и является документом строгой отчетности.

При проведении проверки установлено, что согласно письму ООО «Росгосстрах» от 29.01.2014 № 1561/25хк в рамках взаимодействия операторы технического осмотра передают страховщику комплект документов (в том числе бланки диагностических карт), чтобы тот осуществил техническое заключение договора технического осмотра. В каждом случае клиент уведомляется, что для проведения технического диагностирования транспортного средства клиенту необходимо обратиться к оператору технического осмотра. Работником ООО «Росгосстрах» заполняется договор на проведение технического осмотра, в соответствии с типовой формой. Агентом выдается клиенту комплект документов (договор на проведение технического осмотра, направление на технический осмотр, поручение на оплату услуг от клиента, квитанция по оплате, незаполненный бланк диагностической карты).

При этом, клиенту, после оплаты услуг оператора ТО в размере 968,2 руб., выдается образец диагностической карты, который не является документом, подтверждающим прохождение технического осмотра, поскольку не содержит всех установленных законом реквизитов диагностической карты технического осмотра, в т.ч. подписи технического эксперта и даты проведения технического осмотра.

Таким образом, при оформлении договора на прохождение ТО у операторов ТО, с которыми у ООО «Росгосстрах» заключены агентские договора, и оплате потребителем данных услуг, ООО «Росгосстрах» заключает со страхователем договор ОСАГО, в отсутствие на момент заключения договора ОСАГО надлежащим образом оформленной диагностической карты у указанного оператора ТО.

Указанные действия ООО «Росгосстрах» нарушают правила оформления договора ОСАГО, предусмотренные статьей 15 Закона об ОСАГО.

При проведении проверки установлено, что письмом директора филиала ООО «Росгосстрах» в Пензенской области от 27.02.2013 № 139-12/02 дано указание всем подразделениям филиала оформлять договоры ОСАГО с физическими лицами только на следующих условиях:

- применение Кбм не менее 1 для всех страхователей;

- обязательная продажа продукта «Фортуна-Авто» или ТО.

Приказом ООО «Росгосстрах» от 25.06.2013 г. № 281 «Об установлении ключевых задач на 3 квартал 2013 года» установлены следующие ключевые задачи для руководителей страховых отделов, менеджеров агентских групп, менеджеров офисных продаж, страховых агентов и страховых консультантов: привлечение клиентов на пункты технического обслуживания ЗАО «Техосмотр» и обеспечение выполнения плана не ниже установленного в приложении. Согласно данному приложению план по количеству оформления диагностических карт на 3 квартал 2013 года в страховом отделе в г. Каменка составляет на июль – 179 шт., на август – 219 шт., на сентябрь 225 шт., итого 623 направления за 3 квартал 2013 года.

При проведении проверки установлено, что ключевыми задачами страхового отдела ООО «Росгосстрах» в г. Каменка на 2 квартал 2014 года для страховых агентов и консультантов является привлечение клиентов на пункты технического осмотра ИП Перегудов. П.С., для чего страховым агентам установлены нормативы по предоформлению талонов технического осмотра не менее 100 % от заключенных договоров ОСАГО. Указанное обстоятельство подтверждается протоколом осмотра территорий, помещений, документов и предметов в страховом отделе ООО «Росгосстрах» в г. Каменка Пензенской области.

Из вышеизложенного следует, что ООО «Росгосстрах» ставит приобретение потребителями полиса ОСАГО в зависимость от заключения и оплаты договора на прохождение технического осмотра у операторов, заключивших соглашения со страховой компанией (ИП Перегудов П.С., ЗАО «Техосмотр»).

Кроме того, Пензенским УФАС России установлены случаи, когда при наличии у клиента действующей диагностической карты, оформленной у оператора ТО, с которым у ООО «Росгосстрах» отсутствует соглашение о сотрудничестве, страховая компания в нарушение положений статьи 15 Закона об ОСАГО не принимает данную диагностическую карту и заключает договор ОСАГО только при оформлении потребителем договора на прохождение ТО у ИП Перегудова П.С. и оплате данных услуг.

Таким образом, по результатам проверки установлено, что одним из обязательных условий для заключения ООО «Росгосстрах» с потребителем договора ОСАГО на территории Пензенской области является оформление и оплата в обязательном порядке, независимо от наличия у потребителя действующей диагностической карты, договора на проведение технического осмотра с оператором, с которым у ООО «Росгосстрах» заключен агентский договор.

Указанные действия ООО «Росгосстрах» влекут ущемление интересов потребителей (физических лиц) услуг ОСАГО.

Потребители, имеющие на момент обращения в ООО «Росгосстрах» за заключением договора ОСАГО диагностические карты, оформленные у иных операторов технического осмотра, вынуждены нести необоснованные затраты на приобретение услуг по техническому осмотру транспортных средств у операторов, сотрудничающих с ООО «Росгосстрах», а именно ИП Перегудов П.С. и ЗАО «Техосмотр».

Навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него заключается в таком поведении хозяйствующего субъекта, при котором ущемляются права контрагента либо он вынужден вступать в правоотношения на невыгодных для себя условиях.

Действия ООО «Росгосстрах», выразившиеся в требовании у страхователей иных, чем предусмотрено в законе условий (документов) договора (а именно, заключения и оплаты договора на ТО с оператором, имеющим соглашение с ООО «Росгосстрах», при наличии у потребителя действующей диагностической карты, оформленной у иного оператора ТО) являются навязыванием невыгодных условий договора ОСАГО.

Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о навязывании со стороны ООО «Росгосстрах» при заключении договоров ОСАГО контрагентам дополнительных условий о заключении договоров на ТО в указанной ООО «Росгосстрах» организации и оплате данных услуг, независимо от наличия у страхователя действующей диагностической карты, оформленной у иного оператора ТО, что приводит (может привести) к ущемлению их интересов.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, если указанные действия приводят (могут привести) к ущемлению интересов других лиц, в том числе, при навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора.

Пензенским УФАС России проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке оказания услуг ОСАГО на территории Пензенской области за 2013 год.

По результатам проведенного анализа установлено, что доля ООО «Росгосстрах» на рассматриваемом рынке на территории Пензенской области в течение установленного периода времени превышала 20 %.

Частью 7 статьи 5 Закона о защите конкуренции установлено, что доминирующим признается положение финансовой организации, отвечающее условиям, установленным Правительством РФ.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 № 359 «Об утверждении условий признания доминирующим положения финансовой организации (за исключением кредитной организации)» доминирующим признается положение финансовой организации, в отношении которой выполняются в совокупности следующие условия:

- доля финансовой организации превышает 10 процентов на единственном в Российской Федерации товарном рынке либо 20 процентов на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в Российской Федерации;

- доля финансовой организации на товарном рынке в течение длительного периода времени (не менее одного года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее одного года) увеличивается и (или) неизменно превышает 10 процентов на единственном в Российской Федерации товарном рынке либо 20 процентов на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в Российской Федерации.

На основании вышеизложенного, установлено, что ООО «Росгосстрах» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг ОСАГО на территории Пензенской области.

Таким образом, в действиях ООО «Росгосстрах» при осуществлении деятельности по страхованию ОСАГО на территории Пензенской области, усматриваются признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 1  статьи 39.1 Закона  о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение).

В соответствии с частью 2 статьи 39.1 вышеуказанного Закона предупреждение выдается хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона.

Учитывая вышеизложенное, в связи с наличием в действиях ООО «Росгосстрах», выразившихся в навязывании владельцам транспортных средств при заключении договоров ОСАГО на территории Пензенской области услуг по проведению технического осмотра транспортных средств при наличии у потребителя действующей диагностической карты, признаков нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, которые приводят (могут привести) к ущемлению интересов потребителей услуг ОСАГО, Пензенское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает ООО «Росгосстрах» о необходимости прекращения в срок до 25 августа 2014 года указанных действий, в том числе путем:

1. Исключения фактов навязывания владельцам транспортных средств, имеющим действующие диагностические карты, услуг по проведению технического осмотра транспортных средств при заключении договоров ОСАГО на территории Пензенской области.

2. Доведения до сведения всех сотрудников, страховых агентов, страховых консультантов на территории Пензенской области содержание пункта 1 настоящего предупреждения.

3. Обеспечения контроля за исполнением сотрудниками, страховыми агентами, страховыми консультантами ООО «Росгосстрах» на территории Пензенской области пункта 1 настоящего предупреждения.

О выполнении предупреждения сообщить в Пензенское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, с приложением подтверждающих документов.

В силу части 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 2-18/25-2014

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ
АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

13 августа 2014 г.

г. Пенза

На основании обращений граждан по вопросу навязывания со стороны ООО «Росгосстрах» (далее – Общество, страховая компания) услуг по проведению технического осмотра автотранспортных средств у оператора технического осмотра, указанного Обществом, при заключении договора обязательного страхования автогражданской ответственности (далее – ОСАГО) Пензенским УФАС проведена внеплановая проверка деятельности ООО «Росгосстрах» (ул. Парковая, д. 3, г. Люберцы, Люберецкий район, Московская область, ОГРН 1025003213641; ул. Дзержинского, д. 5А, г. Пенза; ул. Суворова, д. 22, г. Каменка, Пензенская область).

По результатам проведенной проверки из представленных ООО «Росгосстрах» документов установлено следующее.

20.12.2011 г. между ООО «Росгосстрах» и оператором технического осмотра ЗАО «Техосмотр» заключен договор № 2-12хк. На основании данного договора ООО «Росгосстрах» как исполнитель принимает на себя обязанности по информированию страхователей/потенциальных страхователей о возможности прохождения по их желанию технического осмотра автотранспортных средств в пунктах технического осмотра ЗАО «Техосмотр».

В рамках указанного договора ООО «Росгосстрах» по поручению ЗАО «Техосмотр» осуществляет по отношению к клиентам:

- предоставление рекламных материалов ЗАО «Техосмотр» о порядке проведения технического осмотра в соответствующем регионе, контрактной информации представителей/пунктов технического/инструментального осмотра/контроля ЗАО «Техосмотр»;

- заключение договора на проведение технического осмотра или выдачу Исполнителем (ООО «Росгосстрах») направлений на проведение технического осмотра. В случае заключения Клиентом с ЗАО «Техосмотр» договора на проведение технического осмотра и получения распоряжения от Клиента на оплату данных работ, в качестве документа, подтверждающего обязательства ЗАО «Техосмотр» проведения работ Исполнителем Клиенту может выдаваться предзаполненный бланк Талона технического осмотра установленного образца. Данный бланк не является документом, подтверждающим успешное прохождение процедуры технического осмотра соответствующего транспортного средства.

Стоимость услуг страховой компании по договору с ЗАО «Техосмотр» составляет 17 % от суммового выражения заключенных договоров и выданных предзаполненных бланков технического осмотра транспортных средств.

11.07.2013 г. ООО «Росгосстрах» заключило аналогичный договор с оператором технического осмотра ИП Перегудовым П.С.

Согласно пункту 2.1.1 договора с ИП Перегудовым П.С. страховая компания выдает клиентам (по желанию) направления на техосмотр по установленной форме.

Согласно п. 3.1 указанного договора оплата услуг страховой компании осуществляется исходя из количества клиентов, фактически направленных к оператору технического осмотра для осуществления контрольной диагностики и проведения технического осмотра автотранспортных средств, в размере 30 % от стоимости услуги по осуществлению контрольной диагностики и проведению технического осмотра автотранспортных средств.

Вышеуказанные документы подтверждают материальную заинтересованность ООО «Росгосстрах» в заключении договоров ОСАГО при одновременном оформлении документов на прохождение диагностики (технического осмотра) у операторов, с которыми у страховой компании заключены агентские соглашения.

Порядок заключения договоров ОСАГО регулируется Федеральным законом от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон об ОСАГО).

В силу статьи 1 Закона об ОСАГО договор обязательного страхования заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены этим Федеральным законом, и является публичным.

Согласно пункту 1 статьи 4 Закона об ОСАГО, владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств. Обязанность по страхованию гражданской ответственности распространяется на владельцев, всех используемых на территории Российской Федерации транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи.

Статья 15 Закона об ОСАГО содержит исчерпывающий перечень документов, необходимых для заключения договора ОСАГО, к которым относится в том числе, диагностическая карта, содержащая сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств. При предоставлении всех документов, предусмотренных данной статьей страховщик обязан заключить договор ОСАГО.

Согласно статье 4 Федерального закона от 01.07.2011 № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о ТО) проведение технического осмотра основывается на праве выбора гражданами, юридическими лицами операторов технического осмотра.

Статьей 17 Закона о ТО предусмотрено, что технический осмотр проводится по выбору владельца транспортного средства или его представителя любым оператором технического осмотра в любом пункте технического осмотра вне зависимости от места регистрации транспортного средства. Проведение технического осмотра осуществляется на основании договора о проведении технического осмотра, заключенного между владельцем транспортного средства или его представителем и оператором технического осмотра. Подписанный техническим экспертом бланк диагностической карты выдается на руки клиенту в качестве документа, подтверждающего соответствие транспортного средства обязательным требованиям безопасности.

В соответствии со статьей 19 Закона о ТО диагностическая карта содержит заключение о соответствии или несоответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств и является документом строгой отчетности.

При проведении проверки установлено, что согласно письму ООО «Росгосстрах» от 29.01.2014 № 1561/25хк в рамках взаимодействия операторы технического осмотра передают страховщику комплект документов (в том числе бланки диагностических карт), чтобы тот осуществил техническое заключение договора технического осмотра. В каждом случае клиент уведомляется, что для проведения технического диагностирования транспортного средства клиенту необходимо обратиться к оператору технического осмотра. Работником ООО «Росгосстрах» заполняется договор на проведение технического осмотра, в соответствии с типовой формой. Агентом выдается клиенту комплект документов (договор на проведение технического осмотра, направление на технический осмотр, поручение на оплату услуг от клиента, квитанция по оплате, незаполненный бланк диагностической карты).

При этом, клиенту, после оплаты услуг оператора ТО в размере 968,2 руб., выдается образец диагностической карты, который не является документом, подтверждающим прохождение технического осмотра, поскольку не содержит всех установленных законом реквизитов диагностической карты технического осмотра, в т.ч. подписи технического эксперта и даты проведения технического осмотра.

Таким образом, при оформлении договора на прохождение ТО у операторов ТО, с которыми у ООО «Росгосстрах» заключены агентские договора, и оплате потребителем данных услуг, ООО «Росгосстрах» заключает со страхователем договор ОСАГО, в отсутствие на момент заключения договора ОСАГО надлежащим образом оформленной диагностической карты у указанного оператора ТО.

Указанные действия ООО «Росгосстрах» нарушают правила оформления договора ОСАГО, предусмотренные статьей 15 Закона об ОСАГО.

При проведении проверки установлено, что письмом директора филиала ООО «Росгосстрах» в Пензенской области от 27.02.2013 № 139-12/02 дано указание всем подразделениям филиала оформлять договоры ОСАГО с физическими лицами только на следующих условиях:

- применение Кбм не менее 1 для всех страхователей;

- обязательная продажа продукта «Фортуна-Авто» или ТО.

Приказом ООО «Росгосстрах» от 25.06.2013 г. № 281 «Об установлении ключевых задач на 3 квартал 2013 года» установлены следующие ключевые задачи для руководителей страховых отделов, менеджеров агентских групп, менеджеров офисных продаж, страховых агентов и страховых консультантов: привлечение клиентов на пункты технического обслуживания ЗАО «Техосмотр» и обеспечение выполнения плана не ниже установленного в приложении. Согласно данному приложению план по количеству оформления диагностических карт на 3 квартал 2013 года в страховом отделе в г. Каменка составляет на июль – 179 шт., на август – 219 шт., на сентябрь 225 шт., итого 623 направления за 3 квартал 2013 года.

При проведении проверки установлено, что ключевыми задачами страхового отдела ООО «Росгосстрах» в г. Каменка на 2 квартал 2014 года для страховых агентов и консультантов является привлечение клиентов на пункты технического осмотра ИП Перегудов. П.С., для чего страховым агентам установлены нормативы по предоформлению талонов технического осмотра не менее 100 % от заключенных договоров ОСАГО. Указанное обстоятельство подтверждается протоколом осмотра территорий, помещений, документов и предметов в страховом отделе ООО «Росгосстрах» в г. Каменка Пензенской области.

Из вышеизложенного следует, что ООО «Росгосстрах» ставит приобретение потребителями полиса ОСАГО в зависимость от заключения и оплаты договора на прохождение технического осмотра у операторов, заключивших соглашения со страховой компанией (ИП Перегудов П.С., ЗАО «Техосмотр»).

Кроме того, Пензенским УФАС России установлены случаи, когда при наличии у клиента действующей диагностической карты, оформленной у оператора ТО, с которым у ООО «Росгосстрах» отсутствует соглашение о сотрудничестве, страховая компания в нарушение положений статьи 15 Закона об ОСАГО не принимает данную диагностическую карту и заключает договор ОСАГО только при оформлении потребителем договора на прохождение ТО у ИП Перегудова П.С. и оплате данных услуг.

Таким образом, по результатам проверки установлено, что одним из обязательных условий для заключения ООО «Росгосстрах» с потребителем договора ОСАГО на территории Пензенской области является оформление и оплата в обязательном порядке, независимо от наличия у потребителя действующей диагностической карты, договора на проведение технического осмотра с оператором, с которым у ООО «Росгосстрах» заключен агентский договор.

Указанные действия ООО «Росгосстрах» влекут ущемление интересов потребителей (физических лиц) услуг ОСАГО.

Потребители, имеющие на момент обращения в ООО «Росгосстрах» за заключением договора ОСАГО диагностические карты, оформленные у иных операторов технического осмотра, вынуждены нести необоснованные затраты на приобретение услуг по техническому осмотру транспортных средств у операторов, сотрудничающих с ООО «Росгосстрах», а именно ИП Перегудов П.С. и ЗАО «Техосмотр».

Навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него заключается в таком поведении хозяйствующего субъекта, при котором ущемляются права контрагента либо он вынужден вступать в правоотношения на невыгодных для себя условиях.

Действия ООО «Росгосстрах», выразившиеся в требовании у страхователей иных, чем предусмотрено в законе условий (документов) договора (а именно, заключения и оплаты договора на ТО с оператором, имеющим соглашение с ООО «Росгосстрах», при наличии у потребителя действующей диагностической карты, оформленной у иного оператора ТО) являются навязыванием невыгодных условий договора ОСАГО.

Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о навязывании со стороны ООО «Росгосстрах» при заключении договоров ОСАГО контрагентам дополнительных условий о заключении договоров на ТО в указанной ООО «Росгосстрах» организации и оплате данных услуг, независимо от наличия у страхователя действующей диагностической карты, оформленной у иного оператора ТО, что приводит (может привести) к ущемлению их интересов.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, если указанные действия приводят (могут привести) к ущемлению интересов других лиц, в том числе, при навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора.

Пензенским УФАС России проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке оказания услуг ОСАГО на территории Пензенской области за 2013 год.

По результатам проведенного анализа установлено, что доля ООО «Росгосстрах» на рассматриваемом рынке на территории Пензенской области в течение установленного периода времени превышала 20 %.

Частью 7 статьи 5 Закона о защите конкуренции установлено, что доминирующим признается положение финансовой организации, отвечающее условиям, установленным Правительством РФ.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 № 359 «Об утверждении условий признания доминирующим положения финансовой организации (за исключением кредитной организации)» доминирующим признается положение финансовой организации, в отношении которой выполняются в совокупности следующие условия:

- доля финансовой организации превышает 10 процентов на единственном в Российской Федерации товарном рынке либо 20 процентов на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в Российской Федерации;

- доля финансовой организации на товарном рынке в течение длительного периода времени (не менее одного года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее одного года) увеличивается и (или) неизменно превышает 10 процентов на единственном в Российской Федерации товарном рынке либо 20 процентов на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в Российской Федерации.

На основании вышеизложенного, установлено, что ООО «Росгосстрах» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг ОСАГО на территории Пензенской области.

Таким образом, в действиях ООО «Росгосстрах» при осуществлении деятельности по страхованию ОСАГО на территории Пензенской области, усматриваются признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 1  статьи 39.1 Закона  о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение).

В соответствии с частью 2 статьи 39.1 вышеуказанного Закона предупреждение выдается хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона.

Учитывая вышеизложенное, в связи с наличием в действиях ООО «Росгосстрах», выразившихся в навязывании владельцам транспортных средств при заключении договоров ОСАГО на территории Пензенской области услуг по проведению технического осмотра транспортных средств при наличии у потребителя действующей диагностической карты, признаков нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, которые приводят (могут привести) к ущемлению интересов потребителей услуг ОСАГО, Пензенское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает ООО «Росгосстрах» о необходимости прекращения в срок до 25 августа 2014 года указанных действий, в том числе путем:

1. Исключения фактов навязывания владельцам транспортных средств, имеющим действующие диагностические карты, услуг по проведению технического осмотра транспортных средств при заключении договоров ОСАГО на территории Пензенской области.

2. Доведения до сведения всех сотрудников, страховых агентов, страховых консультантов на территории Пензенской области содержание пункта 1 настоящего предупреждения.

3. Обеспечения контроля за исполнением сотрудниками, страховыми агентами, страховыми консультантами ООО «Росгосстрах» на территории Пензенской области пункта 1 настоящего предупреждения.

О выполнении предупреждения сообщить в Пензенское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, с приложением подтверждающих документов.

В силу части 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2-18/25-2014 [format] => [safe_value] => 2-18/25-2014 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 129 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 129 [vid] => 3 [name] => Предупреждения и предостережения [description] => [format] => [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 350 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 350 [vid] => 6 [name] => Финансовые рынки [description] => [format] => full_html [weight] => 3 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 237 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 237 [vid] => 1 [name] => ОСАГО [description] => [format] => [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-08-14 14:25:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-08-14 14:25:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1408343231 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Пензенское УФАС России )