Решение по делу № 3-09/29-2014 в отношении Министерства образования Пензенской области и ООО «АлексСтрой»

Номер дела: 3-09/29-2014
Дата публикации: 23 октября 2014, 13:08

РЕШЕНИЕ

по делу № 3-09/29-2014

22.10.2014                                                                                                      г. Пенза

Резолютивная часть решения оглашена «8» октября 2014 г.

В полном объеме решение изготовлено «22» октября 2014 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее по тексту – Комиссия) в составе:

- <…>;

- при участии:

со стороны Министерства образования Пензенской области (далее – Министерство образования, Министерство):

- <…>;

со стороны общества с ограниченной ответственностью «АлексСтрой»:

- <…>;

со стороны государственного бюджетного образовательного учреждения Пензенской области (далее - ГБОУ ПО «Губернский лицей-интернат для одаренных детей», Лицей-интернат):

- <…>;

со стороны Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пензенской области:

- <…>;

рассмотрев дело № 3-09/29-2014 от 06.08.2014 по признакам нарушения Министерством образования Пензенской области (440600, г. Пенза, ул. Володарского, д.7) и обществом с ограниченной ответственностью «АлексСтрой» (440071, г. Пенза, ул. Лядова, д.16) пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Пензенское УФАС России из Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пензенской области поступила информация, с приложением материалов проверки о наличии в действиях Министерства образования Пензенской области нарушения Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о размещении заказов).

По результатам анализа документов и материалов, представленных по запросу антимонопольного органа, приказом Пензенского УФАС России от 06.08.2014 № 179 в отношении Министерства образования Пензенской области и ООО «АлексСтрой» возбуждено дело № 3-09/29-2014 по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

На заседании Комиссии представитель ООО «АлексСтрой» пояснил, что на запрос Министерства образования цены на выполнение работ по проведению ремонта лестничных маршей в ГБОУ ПО «Губернский лицей-интернат для одаренных детей» в адрес Министерства было направлено коммерческое предложение на сумму 196 000 рублей. В последующем между Министерством образования Пензенской области и Обществом заключены договоры подряда от 02.07.2012 № б/н и от 30.07.2012 № б/н на выполнение вышеуказанных работ. В целях формирования цены договоров ООО «АлексСтрой» 23.04.2012 обратилось за расчетом индекса изменения стоимости строительно-монтажных работ в условиях рынка на текущий ремонт лестничных маршей в Лицее- интернате.

Министерство образования Пензенской области в своих письменных объяснениях от 03.09.2014 № 4083/01-06 указало, что в связи с приемкой учреждения к новому учебному году на совещании рабочей группы было принято решение о заключении договоров на проведение ремонта лестничных маршей в Лицее-интернате.

Письмами от 15.09.2014 № 4083/01-06 и от 30.09.2014 № 30ии/01-15, а также устными объяснениями, представленными на заседании Комиссии Министерством пояснено, что в связи с запланированным визитом в Лицей – интернат Уполномоченного при Президенте РФ было принято решение проведении в короткие сроки ремонта лестничных маршей учреждения. Дополнено, что к Министерству обратился Лицей – интернат о заключении соответствующих договоров с ООО «АлексСтрой», выполнявшим в данном учреждении работы по капитальному ремонту. Проекты договоров подряда по текущему ремонту лестничных маршей в Лицее-интернате подписаны в марте 2012 года. Заключение данных договоров планировалось в 1, 2, 3 квартале 2012 года на сумму, не превышающую 100 000 рублей.

Представителем ГБОУ ПО «Губернский лицей-интернат для одаренных детей» пояснено, что основанием для проведения текущего ремонта лестничных маршей в Лицее – интернате явилось неудовлетворительное состояние объекта в образовательном учреждении.

Представитель Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пензенской области поддержал позицию, изложенную в обращении, и указал, что договоры подряда по текущему ремонту лестничных маршей в Лицее-интернате заключены в нарушении требования Закона о размещении заказов.

Изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссией установлено следующее.

2 июля 2012 года между Министерством образования Пензенской области (Заказчик) и ООО «АлексСтрой» (Подрядчик) заключен договор подряда № б/н. Пунктом 1.1. данного договора установлено, что Подрядчик обязуется по заданию Заказчика выполнить работы по текущему ремонту лестничных маршей в ГБОУ ПО «Губернский лицей-интернат для одаренных детей». Стоимость работ согласно пункту 2.1. договора подряда составляет 99 370 рублей 76 копеек.

Исполнение сторонами договора своих обязательств подтверждается актом выполненных работ от 31.07.2012 № 1 и платежным поручением от 13.09.2012                        № 1893319.

Из анализа представленных документов также следует, что 30 июля 2012 года между Министерством образования Пензенской области (Заказчик) и ООО «АлексСтрой» заключен договор № б/н на выполнение аналогичных работ – по текущему ремонту лестничных маршей, стоимость которых составляет 95 684 рубля 35 копеек (п.2.1. договора подряда).

Работы по указанному договору приняты, что подтверждается актом выполненных работ от 30.08.2012 № 1, а также согласно платежному поручению от 13.09.2012 № 1893318 оплачены Заказчиком в полном объеме.

Согласно представленным документам, в том числе локальным сметам на указанные в договорах работы, актам о приемке выполненных работ от 31.07.2012 № 1 и от 30.08.2012 № 1, справкам о стоимости выполненных работ и затрат от 31.07.2012 №1 и от 30.08.2012 № 1 текущий ремонт лестничных маршей проведен в ГБОУ ПО «Губернский лицей-интернат для одаренных детей» (г. Пенза, ул. Попова, д. 66).

Рассматриваемые договоры заключены в период действия Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о размещении заказов), регулирующего отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с пунктом 14 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если осуществляются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке; при этом заказы на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг заказчик вправе размещать в течение квартала в соответствии с настоящим пунктом на сумму, не превышающую указанного предельного размера расчетов наличными деньгами. По итогам размещения таких заказов могут быть заключены контракты, а также иные гражданско-правовые договоры в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации;

Согласно пункту 1 Указания Банка России от 20.06.2007 N 1843-У "О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя" (зарегистрировано в Минюсте РФ 05.07.2007 N 9757) расчеты наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами, а также между юридическим лицом и гражданином, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальный предприниматель), между индивидуальными предпринимателями, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами, могут производиться в размере, не превышающем 100 тысяч рублей.

В соответствии с частью 6.1 статьи 10 Закона о размещении заказов под одноименными товарами, одноименными работами, одноименными услугами понимаются товары, работы, услуги, относящиеся к одной группе товаров, работ, услуг в соответствии с номенклатурой товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов.

Согласно Номенклатуре товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, утвержденной приказом Министерства экономического развития РФ от 07.06.2011 № 273, текущий ремонт относится к группе номенклатуры № 221.

Общая сумма заключенных договоров от 02.07.2012 № б/н и от 30.07.2012 № б/н (далее также Договоры) составляет 195 055, 11 рублей, что превышает установленный пунктом 14 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов предельный размер суммы заказов на выполнение одноименных работ в течение квартала, а именно 100 тысяч рублей.

Таким образом, Договоры между Министерством и ООО «АлексСтрой» заключены в нарушение пункта 14 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов.

Частью 1 статьи 10 Закона о размещении заказов установлено, что размещение заказа может осуществляться:

1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;

2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на биржах).

Следовательно, доступ хозяйствующих субъектов на товарный рынок услуг по проведению текущего ремонта лестничных маршей в Лицее-интернате возможен только через участие в торгах (запросе котировок) на право заключения соответствующего муниципального контракта.

Непроведение Министерством конкурентной процедуры (торги, запрос котировок) на выполнение работ по текущему ремонту лестничных маршей, подразумевающей состязательность хозяйствующих субъектов, не может не влиять на конкуренцию на соответствующем товарном рынке, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Изложенное свидетельствует о заключенном между Министерством образования и ООО «АлексСтрой» соглашении и участии в нем, направленном на заключение Договоров и проведение текущего ремонта лестничных маршей без проведения торгов (запроса котировок), что приводит (может привести) к ограничению доступа на соответствующий товарный рынок иным хозяйствующим субъектам.

Доводы Министерства о недостаточном сроке для организации и проведения торгов (запросов котировок) в связи с приемкой Лицея-интерната к новому учебному году являются несостоятельными по следующим основаниям.

Из анализа положений Закона о размещении заказов следует, что проведение запроса котировок цен товаров, работ, услуг возможно в период, не превышающий двух недель, проведение конкурса – двух месяцев. Кроме того, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей проведение открытого аукциона возможно в период не более одного месяца.

Письмо Лицея – интерната о необходимости проведения мероприятий по ремонту лестничных маршей, адресованное Министерству, датировано 07.05.2012 № 56.

О расположении Министерством еще в марте 2012 года сведениями о необходимости проведения соответствующего ремонта свидетельствует адресованное строительным организациям письмо - запрос  Министерства образования Пензенской области от 16.03.2012 № 965нн/01-26 о предоставлении коммерческих предложений по текущему ремонту лестничных маршей в Лицее-интернате.

Согласно пункту 4.1. Договоров  срок выполнения работ составляет 1 месяц.

Вышеизложенное, свидетельствует о достаточном времени для выполнения соответствующих работ по текущему ремонту лестничных маршей по договорам, заключенным с соблюдением требований Закона о размещении заказов.

О наличии между Министерством образования и ООО «АлексСтрой» соглашения о заключении Договоров без проведения торгов (запросов котировок) свидетельствует принятое на техническом совещании решение, зафиксированное протоколом от 26.03.2012, согласно которому «после согласования видов, объемов, стоимости работ и сроков их выполнения заключить между ООО «АлексСтрой» и Министерством договоры подряда на выполнение работ на сумму, не превышающую 100000 рублей каждый. Договоры должны быть заключены в течение 1, 2, 3 кварталов 2012 г., по одному договору подряда до 100000 рублей в один квартал». 

Представленные Министерством в обеспечение конкуренции при заключении Договоров запросы и коммерческие предложения хозяйствующих субъектов не могут свидетельствовать о равной возможности выхода на товарный рынок по проведению текущего ремонта лестничных маршей.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о размещении заказов настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений (далее - размещение заказа), в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Частью 1 статьи 16 Закона о размещении заказов определен официальный сайт Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг является www.zakupki.gov.ru.

Из представленных документов следует, что Договоры заключены по указанной в коммерческом предложении ООО «АлексСтрой» цене.

Проведение торгов (запроса котировок) на выполнение работ по текущему ремонту лестничных маршей возможно привело бы к снижению цены заключенных Договоров  и тем самым к экономии бюджетных средств, что в силу положений ч. 1 ст. 1 Закона о размещении заказов, является одной из основных целей проведения торгов.

Согласно представленным документам расчет индекса изменения стоимости строительно-монтажных работ в условиях рынка на текущий ремонт лестничных маршей в Лицее-интернате произведен 21 мая 2012 года на основании письма ООО «АлексСтрой» от 23.04.2012 № 122н, то есть после направления Обществом в адрес Министерства коммерческого предложения о стоимости работ по текущему ремонту, а также после проведения технического совещания по вопросу проведения ремонтных работ в здании образовательного учреждения.

Рассматриваемые обстоятельства свидетельствуют о том, что действия Министерства образования Пензенской области и ООО «АлексСтрой» не были самостоятельными, либо случайными, и указывают на наличие между ответчиками договоренности, направленной на заключение договоров подряда по проведению текущего ремонта лестничны без проведения торгов, в результате чего потенциальные подрядчики были лишены возможности в равных условиях выхода на соответствующий товарный рынок.

В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона о Защите конкуренции соглашение – договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Соглашение между Министерством и ООО «АлексСтрой» и участие в нем, направленное на заключение Договоров без проведения торгов, привело к ограничению доступа иным хозяйствующим субъектам на товарный рынок по проведению текущего ремонта лестничных маршей, и возможности в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, что в соответствии с п.17 статьи 4 Закона о защите конкуренции является одним из признаков ограничения конкуренции.

Статьей 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

С учетом изложенного, Комиссия единогласно пришла к выводу, что соглашение между Министерством образования Пензенской области и обществом с ограниченной ответственностью «АлексСтрой», а равно и участие в нем, которое привело к заключению договоров подряда от 02.07.2012 № б/н и 30.07.2012 № б/н без проведения торгов, является ограничивающим конкуренцию, приводящим к ограничению доступа иным хозяйствующим субъектам на товарный рынок услуг по проведению текущего ремонта лестничных маршей, и нарушающим п. 4 ст.16 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать соглашение между Министерством образования Пензенской области и обществом с ограниченной ответственностью «АлексСтрой», а равно и участие в нем, направленное на  заключение договоров от 02.07.2012 № б/н и 30.07.2012 № б/н на проведение текущего ремонта лестничных маршей в ГБОУ ПО «Губернский лицей-интернат для одаренных детей» без проведения торгов, которое привело или могло привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на соответствующий товарный рынок иным хозяйствующим субъектам, нарушением пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

2. Министерству образования Пензенской области и обществу с ограниченной ответственностью «АлексСтрой» выдать предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а также недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства, и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

stdClass Object ( [vid] => 11922 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 3-09/29-2014 в отношении Министерства образования Пензенской области и ООО «АлексСтрой» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 11922 [type] => solution [language] => ru [created] => 1414055428 [changed] => 1414055428 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1414055428 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу № 3-09/29-2014

22.10.2014                                                                                                      г. Пенза

Резолютивная часть решения оглашена «8» октября 2014 г.

В полном объеме решение изготовлено «22» октября 2014 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее по тексту – Комиссия) в составе:

- <…>;

- при участии:

со стороны Министерства образования Пензенской области (далее – Министерство образования, Министерство):

- <…>;

со стороны общества с ограниченной ответственностью «АлексСтрой»:

- <…>;

со стороны государственного бюджетного образовательного учреждения Пензенской области (далее - ГБОУ ПО «Губернский лицей-интернат для одаренных детей», Лицей-интернат):

- <…>;

со стороны Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пензенской области:

- <…>;

рассмотрев дело № 3-09/29-2014 от 06.08.2014 по признакам нарушения Министерством образования Пензенской области (440600, г. Пенза, ул. Володарского, д.7) и обществом с ограниченной ответственностью «АлексСтрой» (440071, г. Пенза, ул. Лядова, д.16) пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Пензенское УФАС России из Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пензенской области поступила информация, с приложением материалов проверки о наличии в действиях Министерства образования Пензенской области нарушения Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о размещении заказов).

По результатам анализа документов и материалов, представленных по запросу антимонопольного органа, приказом Пензенского УФАС России от 06.08.2014 № 179 в отношении Министерства образования Пензенской области и ООО «АлексСтрой» возбуждено дело № 3-09/29-2014 по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

На заседании Комиссии представитель ООО «АлексСтрой» пояснил, что на запрос Министерства образования цены на выполнение работ по проведению ремонта лестничных маршей в ГБОУ ПО «Губернский лицей-интернат для одаренных детей» в адрес Министерства было направлено коммерческое предложение на сумму 196 000 рублей. В последующем между Министерством образования Пензенской области и Обществом заключены договоры подряда от 02.07.2012 № б/н и от 30.07.2012 № б/н на выполнение вышеуказанных работ. В целях формирования цены договоров ООО «АлексСтрой» 23.04.2012 обратилось за расчетом индекса изменения стоимости строительно-монтажных работ в условиях рынка на текущий ремонт лестничных маршей в Лицее- интернате.

Министерство образования Пензенской области в своих письменных объяснениях от 03.09.2014 № 4083/01-06 указало, что в связи с приемкой учреждения к новому учебному году на совещании рабочей группы было принято решение о заключении договоров на проведение ремонта лестничных маршей в Лицее-интернате.

Письмами от 15.09.2014 № 4083/01-06 и от 30.09.2014 № 30ии/01-15, а также устными объяснениями, представленными на заседании Комиссии Министерством пояснено, что в связи с запланированным визитом в Лицей – интернат Уполномоченного при Президенте РФ было принято решение проведении в короткие сроки ремонта лестничных маршей учреждения. Дополнено, что к Министерству обратился Лицей – интернат о заключении соответствующих договоров с ООО «АлексСтрой», выполнявшим в данном учреждении работы по капитальному ремонту. Проекты договоров подряда по текущему ремонту лестничных маршей в Лицее-интернате подписаны в марте 2012 года. Заключение данных договоров планировалось в 1, 2, 3 квартале 2012 года на сумму, не превышающую 100 000 рублей.

Представителем ГБОУ ПО «Губернский лицей-интернат для одаренных детей» пояснено, что основанием для проведения текущего ремонта лестничных маршей в Лицее – интернате явилось неудовлетворительное состояние объекта в образовательном учреждении.

Представитель Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пензенской области поддержал позицию, изложенную в обращении, и указал, что договоры подряда по текущему ремонту лестничных маршей в Лицее-интернате заключены в нарушении требования Закона о размещении заказов.

Изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссией установлено следующее.

2 июля 2012 года между Министерством образования Пензенской области (Заказчик) и ООО «АлексСтрой» (Подрядчик) заключен договор подряда № б/н. Пунктом 1.1. данного договора установлено, что Подрядчик обязуется по заданию Заказчика выполнить работы по текущему ремонту лестничных маршей в ГБОУ ПО «Губернский лицей-интернат для одаренных детей». Стоимость работ согласно пункту 2.1. договора подряда составляет 99 370 рублей 76 копеек.

Исполнение сторонами договора своих обязательств подтверждается актом выполненных работ от 31.07.2012 № 1 и платежным поручением от 13.09.2012                        № 1893319.

Из анализа представленных документов также следует, что 30 июля 2012 года между Министерством образования Пензенской области (Заказчик) и ООО «АлексСтрой» заключен договор № б/н на выполнение аналогичных работ – по текущему ремонту лестничных маршей, стоимость которых составляет 95 684 рубля 35 копеек (п.2.1. договора подряда).

Работы по указанному договору приняты, что подтверждается актом выполненных работ от 30.08.2012 № 1, а также согласно платежному поручению от 13.09.2012 № 1893318 оплачены Заказчиком в полном объеме.

Согласно представленным документам, в том числе локальным сметам на указанные в договорах работы, актам о приемке выполненных работ от 31.07.2012 № 1 и от 30.08.2012 № 1, справкам о стоимости выполненных работ и затрат от 31.07.2012 №1 и от 30.08.2012 № 1 текущий ремонт лестничных маршей проведен в ГБОУ ПО «Губернский лицей-интернат для одаренных детей» (г. Пенза, ул. Попова, д. 66).

Рассматриваемые договоры заключены в период действия Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о размещении заказов), регулирующего отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с пунктом 14 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если осуществляются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке; при этом заказы на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг заказчик вправе размещать в течение квартала в соответствии с настоящим пунктом на сумму, не превышающую указанного предельного размера расчетов наличными деньгами. По итогам размещения таких заказов могут быть заключены контракты, а также иные гражданско-правовые договоры в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации;

Согласно пункту 1 Указания Банка России от 20.06.2007 N 1843-У "О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя" (зарегистрировано в Минюсте РФ 05.07.2007 N 9757) расчеты наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами, а также между юридическим лицом и гражданином, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальный предприниматель), между индивидуальными предпринимателями, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами, могут производиться в размере, не превышающем 100 тысяч рублей.

В соответствии с частью 6.1 статьи 10 Закона о размещении заказов под одноименными товарами, одноименными работами, одноименными услугами понимаются товары, работы, услуги, относящиеся к одной группе товаров, работ, услуг в соответствии с номенклатурой товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов.

Согласно Номенклатуре товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, утвержденной приказом Министерства экономического развития РФ от 07.06.2011 № 273, текущий ремонт относится к группе номенклатуры № 221.

Общая сумма заключенных договоров от 02.07.2012 № б/н и от 30.07.2012 № б/н (далее также Договоры) составляет 195 055, 11 рублей, что превышает установленный пунктом 14 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов предельный размер суммы заказов на выполнение одноименных работ в течение квартала, а именно 100 тысяч рублей.

Таким образом, Договоры между Министерством и ООО «АлексСтрой» заключены в нарушение пункта 14 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов.

Частью 1 статьи 10 Закона о размещении заказов установлено, что размещение заказа может осуществляться:

1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;

2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на биржах).

Следовательно, доступ хозяйствующих субъектов на товарный рынок услуг по проведению текущего ремонта лестничных маршей в Лицее-интернате возможен только через участие в торгах (запросе котировок) на право заключения соответствующего муниципального контракта.

Непроведение Министерством конкурентной процедуры (торги, запрос котировок) на выполнение работ по текущему ремонту лестничных маршей, подразумевающей состязательность хозяйствующих субъектов, не может не влиять на конкуренцию на соответствующем товарном рынке, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Изложенное свидетельствует о заключенном между Министерством образования и ООО «АлексСтрой» соглашении и участии в нем, направленном на заключение Договоров и проведение текущего ремонта лестничных маршей без проведения торгов (запроса котировок), что приводит (может привести) к ограничению доступа на соответствующий товарный рынок иным хозяйствующим субъектам.

Доводы Министерства о недостаточном сроке для организации и проведения торгов (запросов котировок) в связи с приемкой Лицея-интерната к новому учебному году являются несостоятельными по следующим основаниям.

Из анализа положений Закона о размещении заказов следует, что проведение запроса котировок цен товаров, работ, услуг возможно в период, не превышающий двух недель, проведение конкурса – двух месяцев. Кроме того, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей проведение открытого аукциона возможно в период не более одного месяца.

Письмо Лицея – интерната о необходимости проведения мероприятий по ремонту лестничных маршей, адресованное Министерству, датировано 07.05.2012 № 56.

О расположении Министерством еще в марте 2012 года сведениями о необходимости проведения соответствующего ремонта свидетельствует адресованное строительным организациям письмо - запрос  Министерства образования Пензенской области от 16.03.2012 № 965нн/01-26 о предоставлении коммерческих предложений по текущему ремонту лестничных маршей в Лицее-интернате.

Согласно пункту 4.1. Договоров  срок выполнения работ составляет 1 месяц.

Вышеизложенное, свидетельствует о достаточном времени для выполнения соответствующих работ по текущему ремонту лестничных маршей по договорам, заключенным с соблюдением требований Закона о размещении заказов.

О наличии между Министерством образования и ООО «АлексСтрой» соглашения о заключении Договоров без проведения торгов (запросов котировок) свидетельствует принятое на техническом совещании решение, зафиксированное протоколом от 26.03.2012, согласно которому «после согласования видов, объемов, стоимости работ и сроков их выполнения заключить между ООО «АлексСтрой» и Министерством договоры подряда на выполнение работ на сумму, не превышающую 100000 рублей каждый. Договоры должны быть заключены в течение 1, 2, 3 кварталов 2012 г., по одному договору подряда до 100000 рублей в один квартал». 

Представленные Министерством в обеспечение конкуренции при заключении Договоров запросы и коммерческие предложения хозяйствующих субъектов не могут свидетельствовать о равной возможности выхода на товарный рынок по проведению текущего ремонта лестничных маршей.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о размещении заказов настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений (далее - размещение заказа), в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Частью 1 статьи 16 Закона о размещении заказов определен официальный сайт Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг является www.zakupki.gov.ru.

Из представленных документов следует, что Договоры заключены по указанной в коммерческом предложении ООО «АлексСтрой» цене.

Проведение торгов (запроса котировок) на выполнение работ по текущему ремонту лестничных маршей возможно привело бы к снижению цены заключенных Договоров  и тем самым к экономии бюджетных средств, что в силу положений ч. 1 ст. 1 Закона о размещении заказов, является одной из основных целей проведения торгов.

Согласно представленным документам расчет индекса изменения стоимости строительно-монтажных работ в условиях рынка на текущий ремонт лестничных маршей в Лицее-интернате произведен 21 мая 2012 года на основании письма ООО «АлексСтрой» от 23.04.2012 № 122н, то есть после направления Обществом в адрес Министерства коммерческого предложения о стоимости работ по текущему ремонту, а также после проведения технического совещания по вопросу проведения ремонтных работ в здании образовательного учреждения.

Рассматриваемые обстоятельства свидетельствуют о том, что действия Министерства образования Пензенской области и ООО «АлексСтрой» не были самостоятельными, либо случайными, и указывают на наличие между ответчиками договоренности, направленной на заключение договоров подряда по проведению текущего ремонта лестничны без проведения торгов, в результате чего потенциальные подрядчики были лишены возможности в равных условиях выхода на соответствующий товарный рынок.

В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона о Защите конкуренции соглашение – договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Соглашение между Министерством и ООО «АлексСтрой» и участие в нем, направленное на заключение Договоров без проведения торгов, привело к ограничению доступа иным хозяйствующим субъектам на товарный рынок по проведению текущего ремонта лестничных маршей, и возможности в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, что в соответствии с п.17 статьи 4 Закона о защите конкуренции является одним из признаков ограничения конкуренции.

Статьей 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

С учетом изложенного, Комиссия единогласно пришла к выводу, что соглашение между Министерством образования Пензенской области и обществом с ограниченной ответственностью «АлексСтрой», а равно и участие в нем, которое привело к заключению договоров подряда от 02.07.2012 № б/н и 30.07.2012 № б/н без проведения торгов, является ограничивающим конкуренцию, приводящим к ограничению доступа иным хозяйствующим субъектам на товарный рынок услуг по проведению текущего ремонта лестничных маршей, и нарушающим п. 4 ст.16 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать соглашение между Министерством образования Пензенской области и обществом с ограниченной ответственностью «АлексСтрой», а равно и участие в нем, направленное на  заключение договоров от 02.07.2012 № б/н и 30.07.2012 № б/н на проведение текущего ремонта лестничных маршей в ГБОУ ПО «Губернский лицей-интернат для одаренных детей» без проведения торгов, которое привело или могло привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на соответствующий товарный рынок иным хозяйствующим субъектам, нарушением пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

2. Министерству образования Пензенской области и обществу с ограниченной ответственностью «АлексСтрой» выдать предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а также недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства, и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу № 3-09/29-2014

22.10.2014                                                                                                      г. Пенза

Резолютивная часть решения оглашена «8» октября 2014 г.

В полном объеме решение изготовлено «22» октября 2014 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее по тексту – Комиссия) в составе:

- <…>;

- при участии:

со стороны Министерства образования Пензенской области (далее – Министерство образования, Министерство):

- <…>;

со стороны общества с ограниченной ответственностью «АлексСтрой»:

- <…>;

со стороны государственного бюджетного образовательного учреждения Пензенской области (далее - ГБОУ ПО «Губернский лицей-интернат для одаренных детей», Лицей-интернат):

- <…>;

со стороны Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пензенской области:

- <…>;

рассмотрев дело № 3-09/29-2014 от 06.08.2014 по признакам нарушения Министерством образования Пензенской области (440600, г. Пенза, ул. Володарского, д.7) и обществом с ограниченной ответственностью «АлексСтрой» (440071, г. Пенза, ул. Лядова, д.16) пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Пензенское УФАС России из Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пензенской области поступила информация, с приложением материалов проверки о наличии в действиях Министерства образования Пензенской области нарушения Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о размещении заказов).

По результатам анализа документов и материалов, представленных по запросу антимонопольного органа, приказом Пензенского УФАС России от 06.08.2014 № 179 в отношении Министерства образования Пензенской области и ООО «АлексСтрой» возбуждено дело № 3-09/29-2014 по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

На заседании Комиссии представитель ООО «АлексСтрой» пояснил, что на запрос Министерства образования цены на выполнение работ по проведению ремонта лестничных маршей в ГБОУ ПО «Губернский лицей-интернат для одаренных детей» в адрес Министерства было направлено коммерческое предложение на сумму 196 000 рублей. В последующем между Министерством образования Пензенской области и Обществом заключены договоры подряда от 02.07.2012 № б/н и от 30.07.2012 № б/н на выполнение вышеуказанных работ. В целях формирования цены договоров ООО «АлексСтрой» 23.04.2012 обратилось за расчетом индекса изменения стоимости строительно-монтажных работ в условиях рынка на текущий ремонт лестничных маршей в Лицее- интернате.

Министерство образования Пензенской области в своих письменных объяснениях от 03.09.2014 № 4083/01-06 указало, что в связи с приемкой учреждения к новому учебному году на совещании рабочей группы было принято решение о заключении договоров на проведение ремонта лестничных маршей в Лицее-интернате.

Письмами от 15.09.2014 № 4083/01-06 и от 30.09.2014 № 30ии/01-15, а также устными объяснениями, представленными на заседании Комиссии Министерством пояснено, что в связи с запланированным визитом в Лицей – интернат Уполномоченного при Президенте РФ было принято решение проведении в короткие сроки ремонта лестничных маршей учреждения. Дополнено, что к Министерству обратился Лицей – интернат о заключении соответствующих договоров с ООО «АлексСтрой», выполнявшим в данном учреждении работы по капитальному ремонту. Проекты договоров подряда по текущему ремонту лестничных маршей в Лицее-интернате подписаны в марте 2012 года. Заключение данных договоров планировалось в 1, 2, 3 квартале 2012 года на сумму, не превышающую 100 000 рублей.

Представителем ГБОУ ПО «Губернский лицей-интернат для одаренных детей» пояснено, что основанием для проведения текущего ремонта лестничных маршей в Лицее – интернате явилось неудовлетворительное состояние объекта в образовательном учреждении.

Представитель Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пензенской области поддержал позицию, изложенную в обращении, и указал, что договоры подряда по текущему ремонту лестничных маршей в Лицее-интернате заключены в нарушении требования Закона о размещении заказов.

Изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссией установлено следующее.

2 июля 2012 года между Министерством образования Пензенской области (Заказчик) и ООО «АлексСтрой» (Подрядчик) заключен договор подряда № б/н. Пунктом 1.1. данного договора установлено, что Подрядчик обязуется по заданию Заказчика выполнить работы по текущему ремонту лестничных маршей в ГБОУ ПО «Губернский лицей-интернат для одаренных детей». Стоимость работ согласно пункту 2.1. договора подряда составляет 99 370 рублей 76 копеек.

Исполнение сторонами договора своих обязательств подтверждается актом выполненных работ от 31.07.2012 № 1 и платежным поручением от 13.09.2012                        № 1893319.

Из анализа представленных документов также следует, что 30 июля 2012 года между Министерством образования Пензенской области (Заказчик) и ООО «АлексСтрой» заключен договор № б/н на выполнение аналогичных работ – по текущему ремонту лестничных маршей, стоимость которых составляет 95 684 рубля 35 копеек (п.2.1. договора подряда).

Работы по указанному договору приняты, что подтверждается актом выполненных работ от 30.08.2012 № 1, а также согласно платежному поручению от 13.09.2012 № 1893318 оплачены Заказчиком в полном объеме.

Согласно представленным документам, в том числе локальным сметам на указанные в договорах работы, актам о приемке выполненных работ от 31.07.2012 № 1 и от 30.08.2012 № 1, справкам о стоимости выполненных работ и затрат от 31.07.2012 №1 и от 30.08.2012 № 1 текущий ремонт лестничных маршей проведен в ГБОУ ПО «Губернский лицей-интернат для одаренных детей» (г. Пенза, ул. Попова, д. 66).

Рассматриваемые договоры заключены в период действия Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о размещении заказов), регулирующего отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с пунктом 14 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если осуществляются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке; при этом заказы на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг заказчик вправе размещать в течение квартала в соответствии с настоящим пунктом на сумму, не превышающую указанного предельного размера расчетов наличными деньгами. По итогам размещения таких заказов могут быть заключены контракты, а также иные гражданско-правовые договоры в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации;

Согласно пункту 1 Указания Банка России от 20.06.2007 N 1843-У "О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя" (зарегистрировано в Минюсте РФ 05.07.2007 N 9757) расчеты наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами, а также между юридическим лицом и гражданином, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальный предприниматель), между индивидуальными предпринимателями, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами, могут производиться в размере, не превышающем 100 тысяч рублей.

В соответствии с частью 6.1 статьи 10 Закона о размещении заказов под одноименными товарами, одноименными работами, одноименными услугами понимаются товары, работы, услуги, относящиеся к одной группе товаров, работ, услуг в соответствии с номенклатурой товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов.

Согласно Номенклатуре товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, утвержденной приказом Министерства экономического развития РФ от 07.06.2011 № 273, текущий ремонт относится к группе номенклатуры № 221.

Общая сумма заключенных договоров от 02.07.2012 № б/н и от 30.07.2012 № б/н (далее также Договоры) составляет 195 055, 11 рублей, что превышает установленный пунктом 14 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов предельный размер суммы заказов на выполнение одноименных работ в течение квартала, а именно 100 тысяч рублей.

Таким образом, Договоры между Министерством и ООО «АлексСтрой» заключены в нарушение пункта 14 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов.

Частью 1 статьи 10 Закона о размещении заказов установлено, что размещение заказа может осуществляться:

1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;

2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на биржах).

Следовательно, доступ хозяйствующих субъектов на товарный рынок услуг по проведению текущего ремонта лестничных маршей в Лицее-интернате возможен только через участие в торгах (запросе котировок) на право заключения соответствующего муниципального контракта.

Непроведение Министерством конкурентной процедуры (торги, запрос котировок) на выполнение работ по текущему ремонту лестничных маршей, подразумевающей состязательность хозяйствующих субъектов, не может не влиять на конкуренцию на соответствующем товарном рынке, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Изложенное свидетельствует о заключенном между Министерством образования и ООО «АлексСтрой» соглашении и участии в нем, направленном на заключение Договоров и проведение текущего ремонта лестничных маршей без проведения торгов (запроса котировок), что приводит (может привести) к ограничению доступа на соответствующий товарный рынок иным хозяйствующим субъектам.

Доводы Министерства о недостаточном сроке для организации и проведения торгов (запросов котировок) в связи с приемкой Лицея-интерната к новому учебному году являются несостоятельными по следующим основаниям.

Из анализа положений Закона о размещении заказов следует, что проведение запроса котировок цен товаров, работ, услуг возможно в период, не превышающий двух недель, проведение конкурса – двух месяцев. Кроме того, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей проведение открытого аукциона возможно в период не более одного месяца.

Письмо Лицея – интерната о необходимости проведения мероприятий по ремонту лестничных маршей, адресованное Министерству, датировано 07.05.2012 № 56.

О расположении Министерством еще в марте 2012 года сведениями о необходимости проведения соответствующего ремонта свидетельствует адресованное строительным организациям письмо - запрос  Министерства образования Пензенской области от 16.03.2012 № 965нн/01-26 о предоставлении коммерческих предложений по текущему ремонту лестничных маршей в Лицее-интернате.

Согласно пункту 4.1. Договоров  срок выполнения работ составляет 1 месяц.

Вышеизложенное, свидетельствует о достаточном времени для выполнения соответствующих работ по текущему ремонту лестничных маршей по договорам, заключенным с соблюдением требований Закона о размещении заказов.

О наличии между Министерством образования и ООО «АлексСтрой» соглашения о заключении Договоров без проведения торгов (запросов котировок) свидетельствует принятое на техническом совещании решение, зафиксированное протоколом от 26.03.2012, согласно которому «после согласования видов, объемов, стоимости работ и сроков их выполнения заключить между ООО «АлексСтрой» и Министерством договоры подряда на выполнение работ на сумму, не превышающую 100000 рублей каждый. Договоры должны быть заключены в течение 1, 2, 3 кварталов 2012 г., по одному договору подряда до 100000 рублей в один квартал». 

Представленные Министерством в обеспечение конкуренции при заключении Договоров запросы и коммерческие предложения хозяйствующих субъектов не могут свидетельствовать о равной возможности выхода на товарный рынок по проведению текущего ремонта лестничных маршей.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о размещении заказов настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений (далее - размещение заказа), в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Частью 1 статьи 16 Закона о размещении заказов определен официальный сайт Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг является www.zakupki.gov.ru.

Из представленных документов следует, что Договоры заключены по указанной в коммерческом предложении ООО «АлексСтрой» цене.

Проведение торгов (запроса котировок) на выполнение работ по текущему ремонту лестничных маршей возможно привело бы к снижению цены заключенных Договоров  и тем самым к экономии бюджетных средств, что в силу положений ч. 1 ст. 1 Закона о размещении заказов, является одной из основных целей проведения торгов.

Согласно представленным документам расчет индекса изменения стоимости строительно-монтажных работ в условиях рынка на текущий ремонт лестничных маршей в Лицее-интернате произведен 21 мая 2012 года на основании письма ООО «АлексСтрой» от 23.04.2012 № 122н, то есть после направления Обществом в адрес Министерства коммерческого предложения о стоимости работ по текущему ремонту, а также после проведения технического совещания по вопросу проведения ремонтных работ в здании образовательного учреждения.

Рассматриваемые обстоятельства свидетельствуют о том, что действия Министерства образования Пензенской области и ООО «АлексСтрой» не были самостоятельными, либо случайными, и указывают на наличие между ответчиками договоренности, направленной на заключение договоров подряда по проведению текущего ремонта лестничны без проведения торгов, в результате чего потенциальные подрядчики были лишены возможности в равных условиях выхода на соответствующий товарный рынок.

В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона о Защите конкуренции соглашение – договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Соглашение между Министерством и ООО «АлексСтрой» и участие в нем, направленное на заключение Договоров без проведения торгов, привело к ограничению доступа иным хозяйствующим субъектам на товарный рынок по проведению текущего ремонта лестничных маршей, и возможности в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, что в соответствии с п.17 статьи 4 Закона о защите конкуренции является одним из признаков ограничения конкуренции.

Статьей 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

С учетом изложенного, Комиссия единогласно пришла к выводу, что соглашение между Министерством образования Пензенской области и обществом с ограниченной ответственностью «АлексСтрой», а равно и участие в нем, которое привело к заключению договоров подряда от 02.07.2012 № б/н и 30.07.2012 № б/н без проведения торгов, является ограничивающим конкуренцию, приводящим к ограничению доступа иным хозяйствующим субъектам на товарный рынок услуг по проведению текущего ремонта лестничных маршей, и нарушающим п. 4 ст.16 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать соглашение между Министерством образования Пензенской области и обществом с ограниченной ответственностью «АлексСтрой», а равно и участие в нем, направленное на  заключение договоров от 02.07.2012 № б/н и 30.07.2012 № б/н на проведение текущего ремонта лестничных маршей в ГБОУ ПО «Губернский лицей-интернат для одаренных детей» без проведения торгов, которое привело или могло привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на соответствующий товарный рынок иным хозяйствующим субъектам, нарушением пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

2. Министерству образования Пензенской области и обществу с ограниченной ответственностью «АлексСтрой» выдать предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а также недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства, и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 3-09/29-2014 [format] => [safe_value] => 3-09/29-2014 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 447 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 447 [vid] => 1 [name] => антиконкурентное соглашение [description] => [format] => [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 317 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 317 [vid] => 1 [name] => статья 16 [description] => [format] => [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-10-23 09:08:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-10-23 09:08:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1414055428 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Пензенское УФАС России )