Решение Пензенского УФАС России от 29.10.2008 о признании действий ООО «Энергосервисная компания» нарушением части 1 статьи 10 Федеральный закон «О защите конкуренции».

Дата публикации: 30 октября 2008, 03:00

РЕШЕНИЕ

29.10.2008                                                                                                          г. Пенза

 
Резолютивная часть решения объявлена 20 октября 2008 года.
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства , рассмотрев дело № 2-03/21-2008 от 31.07.2008 по признакам нарушения ООО «Энергосервисная компания» (г. Пенза, ул. Мира, 1-б) требований части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»), при участии представителей ООО «Энергосервисная компания», ОАО АК «Домостроитель», Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Пензенской области, ООО «Оттим» и  ООО «СКМ Энергосервис»,
 
УСТАНОВИЛА:
В антимонопольное управление обратилось с заявлением ОАО АК «Домостроитель» (г. Пенза, ул. Перспективная, 1) в отношении действий ООО «Энергосервисная компания» (г. Пенза, ул. Мира, 1-б) в связи с навязыванием невыгодных условий для присоединения энергопринимающих устройств к тепловым сетям и включения в технические условия теплоснабжения 10-ти этажного жилого дома по ул. Ивановской, микрорайон ДСК-2, необоснованных требований.
ООО «Энергосервисная компания» осуществляет деятельность на рынке производства, передачи и распределения тепловой энергии на территории районов г. Пенза по месторасположению котельных и тепловых сетей. Коды экономической деятельности (ОКВЭД): производство пара и горячей воды (тепловой энергии) – 40.30.1, передача пара и горячей воды (тепловой энергии) – 40.30.2, распределение пара и горячей воды (тепловой энергии) – 40.30.3.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», хозяйствующий субъект, осуществляющий деятельность в сфере услуг по передаче тепловой энергии, является субъектом естественной монополии.
Согласно статье 5 (п.5) Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии.
Таким образом, ООО «Энергосервисная компания» занимает доминирующее положение на рынке по производству, передаче и распределению тепловой энергии на территории районов г. Пенза, в рамках присоединенных тепловых сетей, с долей 100 %.
В соответствии со статьей 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана обеспечить правообладателю земельного участка в установленные сроки подключение построенного или реконструированного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Следовательно, ООО «Энергосервисная компания», владеющее объектами теплосетевого хозяйства и занимающее доминирующее положение на указанных рынках, обязано выполнить в отношении обратившегося к нему лица мероприятия по подключению к тепловым сетям. В связи с чем, ООО «Энергосервисная компания» занимает доминирующее положение на рынке услуг по подключению строящихся и реконструированных объектов капитального строительства к инженерно-техническим сетям.
Приказом антимонопольного управления от 03.10.2007 № 126 ООО «Энергосервисная компания» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 %, на товарном рынке услуг по производству, передаче и распределению пара и горячей воды (тепловой энергии), приказом от 05.09.2008 № 87 – на товарном рынке услуг по подключению к тепловым сетям, на территории г. Пензы, охваченной присоединенными тепловыми сетями, с долей более 50 %.
В своем заявлении ОАО АК «Домостроитель» указывает, что выданные ООО «Энергосервисная компания» (далее по тексту также – ООО «ЭСК») Технические условия от 26.06.2007 г. № 426 на проектирование теплоснабжения строящегося 10-ти этажного жилого дома по ул. Ивановская (с учетом корректировки от 21.08.2007 № 16 и письма ООО «ЭСК» от 27.05.2008 № 821/08) содержат требования, противоречащие действующему законодательству и ущемляющие его интересы.
Пунктами 8-21 выданных технических условий на ОАО АК «Домостроитель» возлагается обязанность провести ряд технических работ на сетях инженерно-технического обеспечения, принадлежащих ООО «Энергосервисная компания», выполнение которых является необходимым условием подключения многоквартирного жилого дома по ул. Ивановской к теплоснабжению.
Заявитель считает, что ООО «ЭСК», включив в технические условия требования о выполнении ОАО АК «Домостроитель» пунктов 8-21, злоупотребило своим доминирующим положением на рынке, чем нарушило его права и законные интересы.
На заседании Комиссии представители ОАО «АК «Домостроитель» поддержали требования, изложенные в заявлении, указали, что включение в технические условия необоснованных требований приводит к удорожанию строящегося жилья и затягиванию сроков строительства, что ущемляет их интересы, и обратились о признании действий ООО «Энергосервисная компания» нарушающими статью 10 Федерального закона «О защите конкуренции».
ООО «Энергосервисная компания» были представлены объяснения об обоснованности действий по включению в технические условия требований, предусмотренных пунктами 8-21.
В то же время, на первом заседании Комиссии 27.08.2008 ООО «Энергосервисная компания» сообщило о том, что 26 августа 2008 года ОАО АК «Домостроитель» были выданы новые технические условия на проектирование теплоснабжения указанного объекта, при этом были отменены технические условия от 26.06.2007 № 426.
В связи с невозможностью разрешения дела в данном заседании Комиссией было принято решение об отложении дела.
В связи с получением новых технических условий, согласно которым была изменена точка подключения для горячего водоснабжения от точки «Б» на точку подключения в ЦТП-50, ОАО АК «Домостроитель» обратилось с ходатайством о назначении строительно-технической экспертизы в целях определения пропускной способности существующих тепловых сетей в районе строительства жилого дома и возможности подключения в ранее указанной точке.
Пензенское УФАС вынесло Определение о привлечении эксперта к рассмотрению дела, привлекло к участию в рассмотрении дела в качестве эксперта УТЭН Ростехнадзора по Пензенской области и ООО «Оттим», имеющее лицензию на проведение экспертизы. Рассмотрение дела было отложено.
На заседании 07.10.2008 года представители ООО «Энергосервисная компания» заявили, что по состоянию на 10 сентября 2008 года подписано Соглашение между ООО «Энергосервисная компания» и МУП «Пензтеплоснабжение» о расторжении договора аренды имущества от 01 июля 2007 года № 49, в связи с чем, прекращает свое действие Инвестиционная программа ООО «Энергосервисная компания» на 2007-2009 годы, а также технические условия от 26.08.2008 № 1182/08, выданные ОАО АК «Домостроитель» на проектирование теплоснабжения 10-ти этажного жилого дома по ул. Ивановской.
Комиссия, изучив представленные сторонами документы и материалы, письменные объяснения и доказательства, заключение экспертизы, выслушав устные объяснения представителей лиц, участвующих в деле, приходит  к следующим выводам.
 
На обращение ОАО АК «Домостроитель» были выданы технические условия на проектирование теплоснабжения объекта от 26.06.2007 № 426 (с учетом корректировки от 21.08.2007 № 16 и письма от 27.05.2008 № 821/08).
В соответствии с пунктами 8-21 технических условий ОАО АК «Домостроитель» было обязано:
- произвести переключение магистральной теплотрассы по ул. Вадинская на ЦТП № 50;
- выполнить реконструкцию тепловой камеры ТК-39 с ее расширением и устройством в ней стальной запорной арматуры;
- произвести автоматизацию ЦТП № 50;
- выполнить реконструкцию участка трассы ГВС от ЦТП до ТК 5003 с учетом нагрузок существующих потребителей, вновь подключаемых потребителей и проектируемого жилого дома;
- произвести прокладку трассы ГВС от ТК 5003 до точки «А» ;
- выполнить реконструкцию участка трассы ГВС от точки «А» до точки «Б» с учетом нагрузок жилых домов № 7 и № 7а и проектируемого 10-ти этажного дома;
- подключение ГВС проектируемого жилого дома предусмотреть от точки «Б»;
- в точке «Б» запроектировать тепловую камеру с установкой запорной арматуры, а также выпонить некоторые другие работы.
То есть, ООО «Энергосервисная компания» выданными техническими условиями обязывает ОАО АК «Домостроитель» выполнить технические работы на тепловых сетях и энергооборудовании теплоснабжающей организации.
Порядок подключения строящихся (реконструированных) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и выдачи технических условий определяется нормативными правовыми актами, принятыми Правительством РФ в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».
В соответствии с п.10 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.02.2008 № 83, технические условия должны содержать следующие данные:
максимальную нагрузку в возможных точках подключения;
срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определяемый в том числе в зависимости от сроков реализации инвестиционных программ;
срок действия технических условий, но не менее двух лет с даты их выдачи.
Пунктом 14 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09.06.2007 № 360, установлено, что при наличии инвестиционной программы и установленном тарифе на подключение размер платы определяется как произведение заявленной нагрузки и тарифа на подключение.
При этом, согласно ст.20 Названных правил исполнитель, т.е. организация, эксплуатирующая сети инженерно-технического обеспечения, обязан осуществить действия по созданию (реконструкции) систем коммунальной инфраструктуры до точек подключения на границе земельного участка, а также по подготовке сетей инженерно-технического обеспечения к подключению объекта капитального строительства и подаче ресурсов.
При указанных обстоятельствах, включение ООО «Энергосервисная компания» в выданные технические условия требований о понуждении ОАО АК «Домостроитель» к выполнению ничем не обусловленных работ при осуществлении подключения строящегося объекта к тепловым сетям, в нарушение действующих нормативных актов, ущемляет интересы ОАО АК «Домостроитель» и является нарушением требований части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».
В ходе рассмотрения дела представители ООО «Энергосервисная компания» представили вновь выданные ОАО АК «Домостроитель технические условия от 26.08.2008 № 1182/08 на проектирование теплоснабжения объекта (по адресу ул. Ивановская, микрорайон ДСК-2),с выходом которых были аннулированы технические условия на проектирование теплоснабжения объекта от 26.06.2007 № 426 и их корректировка от 21.08.2007 № 16.
В тоже время, ООО «Энергосервисная компания» во вновь выданных технических условий определило новую точку подключения горячего водоснабжения: ЦТП-50.
После получения указанных технических условий ОАО АК «Домостроитель» обратилось в антимонопольное управление с дополнением к заявлению о применении мер антимонопольного характера. Заявитель указывает, что установление ответчиком точки подключения для горячего водоснабжения в ЦТП-50, противоречит нормативным правовым актам, и ущемляет его интересы.
Комиссия, рассмотрев новые обстоятельства дела, установила.
Во вновь выданных технических условиях от 26.08.2008 № 1182/08 точка подключения горячего водоснабжения ЦТП-50, расположена за пределами границ земельного участка, предоставленного в аренду ОАО АК «Домостроитель».
Указав точку подключения горячего водоснабжения от ЦТП-50, ООО «Энергосервисная компания» тем самым обязывает ОАО АК «Домостроитель» осуществлять работы по строительству сетей горячего водоснабжения от ЦТП-50 до границы земельного участка, арендованного им для строительства жилого дома. Указанные требования противоречат действующим нормативным актам и ущемляют интересы заявителя.
Согласно п.7 Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 № 83, условия подключения должны предусматривать подключение в пределах границ земельного участка, за исключением случаев, когда инвестиционная программа в отношении организации, эксплуатирующей сети инженерно-технического обеспечения, не утверждена. Это условие не распространяется на случаи, когда для подключения к сетям инженерно-технического обеспечения строящихся (реконструированных) объектов капитального строительства не требуется создания (реконструкции) сетей.
Материалами дела подтверждается, что для ООО «Энергосервисная компания» решением Пензенской городской думы от 27 февраля 2007 г. № 567-31/4 утверждена инвестиционная программа на 2007-2009 годы и постановлением Главы администрации г. Пензы от 28.03.2007 № 326 утвержден тариф на подключение к системам коммунальной инфраструктуры.
Пунктом 14 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09.06.2007 № 360, установлено, что при наличии инвестиционной программы и установленном тарифе на подключение размер платы определяется как произведение заявленной нагрузки и тарифа на подключение. Если для подключения объекта капитального строительства к сети инженерно-технического обеспечения не требуется мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности этой сети, плата за подключение не взимается.
При этом, согласно п.20 названных Правил исполнитель, т.е. организация, эксплуатирующая сети инженерно-технического обеспечения, обязан осуществить действия по созданию (реконструкции) систем коммунальной инфраструктуры до точек подключения на границе земельного участка, а также по подготовке сетей инженерно-технического обеспечения к подключению объекта капитального строительства и подаче ресурсов.
Утверждение представителей ООО «Энергосервисная компания», что определение точки подключения горячего водоснабжения от ЦТП-50 обусловлено отсутствием технической возможности подключения горячего водоснабжения в ранее указанной точке (точка «Б», определенная техническими условиями от 26.06.2007 № 426), ничем не обосновано и документально не подтверждается.
В соответствии с заключением эксперта Мартемьянова Н.И., технического директора ООО «Фирма «Оттим» (лицензия от 22.05.2008 № ГС-4-58-02-26-0-5835040323-003047-1, срок действия до 03.09.2012 г.) следует.
1. Приведенные расчеты гидравлических потерь от камеры ТК-38 до конечных потребителей при подключении на сеть теплоснабжения котельной «Южная» системы отопления и горячего водоснабжения строящегося 10-ти этажного жилого дома по ул. Ивановской в мкр. ДСК-2 г. Пензы и их сравнение показывает, что при дополнительной тепловой нагрузке в 1,723 Гкал/час. (в том числе: отопление и вентиляция – 0,83 Гкал/час, горячее водоснабжение – 0,904 Гкал/час) обеспечение теплоснабжения и горячего водоснабжения указанного дома посредством сети теплоснабжения котельной «Южная» возможно.
2. Приведенные расчеты показывают, что подключение теплоснабжения и горячего водоснабжения указанного жилого дома к сети теплоснабжения котельной «Южная» возможно через ТК-39.
Следовательно, подключение названного строящегося дома возможно к ТК-39, расположенной на границе земельного участка, арендованного ОАО АК «Домостроитель» для строительства жилого дома. Из чего также следует, что ООО «Энергосервисная компания» необоснованно указало в технических условиях от 26.08.2008 № 1182/08 точку подключения горячего водоснабжения от ЦТП-50.
Комиссия принимает необоснованным объяснение представителей ООО «Энергосервисная компания», что в связи с проведением мероприятий по модернизации и реконструкции объектов коммунальной инфраструктуры на 2007-2009 годы проведена реконструкция ЦТП-50 с применением энергосберегающих технологий, невозможна установка индивидуальных водяных подогревателей в ИТП строящегося дома, т.к. температура теплоносителя после ЦТП-50 будет снижаться до 40 град. И температура горячей воды не будет соответствовать требованиям СНиП.
В соответствии с пунктом 3 указанного выше заключения эксперта Мартемьянова Н.И., в существующей схеме включения теплопотребителей ЦТП-50 на температуру теплоносителя за камерой ТК-38 (в том числе камера ТК-39) не влияет. Температура теплоносителя в камере ТК-39 в существующей схеме останется в соответствии с температурным графиком 115/70 градусов Цельсия.
Из чего следует, что ООО «Энергосервисная компания» имеет техническую возможность обеспечить подключение строящегося объекта по ул. Ивановская на границе земельного участка, арендованного ОАО АК «Домостроитель» для строительства жилого дома.
По сообщению ООО «Энергосервисная компания» о расторжении договора аренды имущества, на котором осуществлялась деятельность по теплоснабжению и осуществлению подключения строящихся объектов к тепловым сетям, Комиссия запросила дополнительно документы и материалы. Комиссии были представлены документы, что ООО «СКМ Энергосервис» заключило договоры аренды имущественного комплекса с МУП «Гортеплоэнергия» и ОАО «Пензатеплоснабжение» (ранее арендованное ООО «Энергосервисная компания»). В то же время установлено, что ООО «СКМ Энергосервис» не имеет утвержденного тарифа на тепловую энергию для осуществления деятельности по теплоснабжению и тарифа на подключение к тепловым сетям. 
Также установлено, что со стороны ООО «Энергосервисная компания» не были представлены документы о ликвидации предприятия или нахождения его в стадии банкротства. Общество продолжает осуществлять деятельность по теплоснабжению потребителей города Пенза на основании договора субаренды имущественного комплекса.
На основании представленных документов и материалов Комиссия приходит к выводу, что действия ООО «Энергосервисная компания» по включению в технические условия требований об установлении для ОАО АК «Домостроитель» точки подключения горячего водоснабжения от ЦТП-50, понуждают ОАО АК «Домостроитель» строить тепловую сеть от ЦТП - 50 до границы земельного участка, арендованного заказчиком для строительства жилого дома, что противоречит действующим нормативным актам. Указанные действия приведут к дополнительным затратам заказчика и соответственно увеличат стоимость квадратного метра жилья, что ущемляет интересы ОАО АК «Домостроитель» и может привести к ограничению конкуренции на рынке строительства жилья.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» хозяйствующим субъектам (группе лиц), занимающим доминирующее положение на рынке, запрещаются действия (бездействие), которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов, в том числе, навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически необоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, действующими нормативными правовыми актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).
Основываясь на материалах дела и представленных доказательствах, учитывая вышеизложенное, Комиссия единогласно квалифицировала действия ООО «Энергосервисная компания» по навязыванию невыгодных для заявителя условий подключения к тепловым сетям как злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке и нарушение требований части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
 
РЕШИЛА:
 
1. Признать действия ООО «Энергосервисная компания», выразившиеся в ущемлении интересов ОАО АК «Домостроитель» и ограничении конкуренции на товарном рынке строительства жилья в результате навязывания невыгодных условий для подключения строящегося объекта к сетям инженерно-технического обеспечения, нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. Выдать ООО «Энергосервисная компания» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, об исключении из технических условий теплоснабжения строящихся объектов необоснованных требований к правообладателям земельными участками.
3. Данное решение направить сторонам по делу в десятидневный срок.
 
 
 
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
 
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
 
stdClass Object ( [vid] => 6754 [uid] => 1 [title] => Решение Пензенского УФАС России от 29.10.2008 о признании действий ООО «Энергосервисная компания» нарушением части 1 статьи 10 Федеральный закон «О защите конкуренции». [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6754 [type] => solution [language] => ru [created] => 1225314000 [changed] => 1370519731 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370519731 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

29.10.2008                                                                                                          г. Пенза

 
Резолютивная часть решения объявлена 20 октября 2008 года.
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства , рассмотрев дело № 2-03/21-2008 от 31.07.2008 по признакам нарушения ООО «Энергосервисная компания» (г. Пенза, ул. Мира, 1-б) требований части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»), при участии представителей ООО «Энергосервисная компания», ОАО АК «Домостроитель», Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Пензенской области, ООО «Оттим» и  ООО «СКМ Энергосервис»,
 
УСТАНОВИЛА:
В антимонопольное управление обратилось с заявлением ОАО АК «Домостроитель» (г. Пенза, ул. Перспективная, 1) в отношении действий ООО «Энергосервисная компания» (г. Пенза, ул. Мира, 1-б) в связи с навязыванием невыгодных условий для присоединения энергопринимающих устройств к тепловым сетям и включения в технические условия теплоснабжения 10-ти этажного жилого дома по ул. Ивановской, микрорайон ДСК-2, необоснованных требований.
ООО «Энергосервисная компания» осуществляет деятельность на рынке производства, передачи и распределения тепловой энергии на территории районов г. Пенза по месторасположению котельных и тепловых сетей. Коды экономической деятельности (ОКВЭД): производство пара и горячей воды (тепловой энергии) – 40.30.1, передача пара и горячей воды (тепловой энергии) – 40.30.2, распределение пара и горячей воды (тепловой энергии) – 40.30.3.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», хозяйствующий субъект, осуществляющий деятельность в сфере услуг по передаче тепловой энергии, является субъектом естественной монополии.
Согласно статье 5 (п.5) Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии.
Таким образом, ООО «Энергосервисная компания» занимает доминирующее положение на рынке по производству, передаче и распределению тепловой энергии на территории районов г. Пенза, в рамках присоединенных тепловых сетей, с долей 100 %.
В соответствии со статьей 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана обеспечить правообладателю земельного участка в установленные сроки подключение построенного или реконструированного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Следовательно, ООО «Энергосервисная компания», владеющее объектами теплосетевого хозяйства и занимающее доминирующее положение на указанных рынках, обязано выполнить в отношении обратившегося к нему лица мероприятия по подключению к тепловым сетям. В связи с чем, ООО «Энергосервисная компания» занимает доминирующее положение на рынке услуг по подключению строящихся и реконструированных объектов капитального строительства к инженерно-техническим сетям.
Приказом антимонопольного управления от 03.10.2007 № 126 ООО «Энергосервисная компания» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 %, на товарном рынке услуг по производству, передаче и распределению пара и горячей воды (тепловой энергии), приказом от 05.09.2008 № 87 – на товарном рынке услуг по подключению к тепловым сетям, на территории г. Пензы, охваченной присоединенными тепловыми сетями, с долей более 50 %.
В своем заявлении ОАО АК «Домостроитель» указывает, что выданные ООО «Энергосервисная компания» (далее по тексту также – ООО «ЭСК») Технические условия от 26.06.2007 г. № 426 на проектирование теплоснабжения строящегося 10-ти этажного жилого дома по ул. Ивановская (с учетом корректировки от 21.08.2007 № 16 и письма ООО «ЭСК» от 27.05.2008 № 821/08) содержат требования, противоречащие действующему законодательству и ущемляющие его интересы.
Пунктами 8-21 выданных технических условий на ОАО АК «Домостроитель» возлагается обязанность провести ряд технических работ на сетях инженерно-технического обеспечения, принадлежащих ООО «Энергосервисная компания», выполнение которых является необходимым условием подключения многоквартирного жилого дома по ул. Ивановской к теплоснабжению.
Заявитель считает, что ООО «ЭСК», включив в технические условия требования о выполнении ОАО АК «Домостроитель» пунктов 8-21, злоупотребило своим доминирующим положением на рынке, чем нарушило его права и законные интересы.
На заседании Комиссии представители ОАО «АК «Домостроитель» поддержали требования, изложенные в заявлении, указали, что включение в технические условия необоснованных требований приводит к удорожанию строящегося жилья и затягиванию сроков строительства, что ущемляет их интересы, и обратились о признании действий ООО «Энергосервисная компания» нарушающими статью 10 Федерального закона «О защите конкуренции».
ООО «Энергосервисная компания» были представлены объяснения об обоснованности действий по включению в технические условия требований, предусмотренных пунктами 8-21.
В то же время, на первом заседании Комиссии 27.08.2008 ООО «Энергосервисная компания» сообщило о том, что 26 августа 2008 года ОАО АК «Домостроитель» были выданы новые технические условия на проектирование теплоснабжения указанного объекта, при этом были отменены технические условия от 26.06.2007 № 426.
В связи с невозможностью разрешения дела в данном заседании Комиссией было принято решение об отложении дела.
В связи с получением новых технических условий, согласно которым была изменена точка подключения для горячего водоснабжения от точки «Б» на точку подключения в ЦТП-50, ОАО АК «Домостроитель» обратилось с ходатайством о назначении строительно-технической экспертизы в целях определения пропускной способности существующих тепловых сетей в районе строительства жилого дома и возможности подключения в ранее указанной точке.
Пензенское УФАС вынесло Определение о привлечении эксперта к рассмотрению дела, привлекло к участию в рассмотрении дела в качестве эксперта УТЭН Ростехнадзора по Пензенской области и ООО «Оттим», имеющее лицензию на проведение экспертизы. Рассмотрение дела было отложено.
На заседании 07.10.2008 года представители ООО «Энергосервисная компания» заявили, что по состоянию на 10 сентября 2008 года подписано Соглашение между ООО «Энергосервисная компания» и МУП «Пензтеплоснабжение» о расторжении договора аренды имущества от 01 июля 2007 года № 49, в связи с чем, прекращает свое действие Инвестиционная программа ООО «Энергосервисная компания» на 2007-2009 годы, а также технические условия от 26.08.2008 № 1182/08, выданные ОАО АК «Домостроитель» на проектирование теплоснабжения 10-ти этажного жилого дома по ул. Ивановской.
Комиссия, изучив представленные сторонами документы и материалы, письменные объяснения и доказательства, заключение экспертизы, выслушав устные объяснения представителей лиц, участвующих в деле, приходит  к следующим выводам.
 
На обращение ОАО АК «Домостроитель» были выданы технические условия на проектирование теплоснабжения объекта от 26.06.2007 № 426 (с учетом корректировки от 21.08.2007 № 16 и письма от 27.05.2008 № 821/08).
В соответствии с пунктами 8-21 технических условий ОАО АК «Домостроитель» было обязано:
- произвести переключение магистральной теплотрассы по ул. Вадинская на ЦТП № 50;
- выполнить реконструкцию тепловой камеры ТК-39 с ее расширением и устройством в ней стальной запорной арматуры;
- произвести автоматизацию ЦТП № 50;
- выполнить реконструкцию участка трассы ГВС от ЦТП до ТК 5003 с учетом нагрузок существующих потребителей, вновь подключаемых потребителей и проектируемого жилого дома;
- произвести прокладку трассы ГВС от ТК 5003 до точки «А» ;
- выполнить реконструкцию участка трассы ГВС от точки «А» до точки «Б» с учетом нагрузок жилых домов № 7 и № 7а и проектируемого 10-ти этажного дома;
- подключение ГВС проектируемого жилого дома предусмотреть от точки «Б»;
- в точке «Б» запроектировать тепловую камеру с установкой запорной арматуры, а также выпонить некоторые другие работы.
То есть, ООО «Энергосервисная компания» выданными техническими условиями обязывает ОАО АК «Домостроитель» выполнить технические работы на тепловых сетях и энергооборудовании теплоснабжающей организации.
Порядок подключения строящихся (реконструированных) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и выдачи технических условий определяется нормативными правовыми актами, принятыми Правительством РФ в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».
В соответствии с п.10 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.02.2008 № 83, технические условия должны содержать следующие данные:
максимальную нагрузку в возможных точках подключения;
срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определяемый в том числе в зависимости от сроков реализации инвестиционных программ;
срок действия технических условий, но не менее двух лет с даты их выдачи.
Пунктом 14 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09.06.2007 № 360, установлено, что при наличии инвестиционной программы и установленном тарифе на подключение размер платы определяется как произведение заявленной нагрузки и тарифа на подключение.
При этом, согласно ст.20 Названных правил исполнитель, т.е. организация, эксплуатирующая сети инженерно-технического обеспечения, обязан осуществить действия по созданию (реконструкции) систем коммунальной инфраструктуры до точек подключения на границе земельного участка, а также по подготовке сетей инженерно-технического обеспечения к подключению объекта капитального строительства и подаче ресурсов.
При указанных обстоятельствах, включение ООО «Энергосервисная компания» в выданные технические условия требований о понуждении ОАО АК «Домостроитель» к выполнению ничем не обусловленных работ при осуществлении подключения строящегося объекта к тепловым сетям, в нарушение действующих нормативных актов, ущемляет интересы ОАО АК «Домостроитель» и является нарушением требований части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».
В ходе рассмотрения дела представители ООО «Энергосервисная компания» представили вновь выданные ОАО АК «Домостроитель технические условия от 26.08.2008 № 1182/08 на проектирование теплоснабжения объекта (по адресу ул. Ивановская, микрорайон ДСК-2),с выходом которых были аннулированы технические условия на проектирование теплоснабжения объекта от 26.06.2007 № 426 и их корректировка от 21.08.2007 № 16.
В тоже время, ООО «Энергосервисная компания» во вновь выданных технических условий определило новую точку подключения горячего водоснабжения: ЦТП-50.
После получения указанных технических условий ОАО АК «Домостроитель» обратилось в антимонопольное управление с дополнением к заявлению о применении мер антимонопольного характера. Заявитель указывает, что установление ответчиком точки подключения для горячего водоснабжения в ЦТП-50, противоречит нормативным правовым актам, и ущемляет его интересы.
Комиссия, рассмотрев новые обстоятельства дела, установила.
Во вновь выданных технических условиях от 26.08.2008 № 1182/08 точка подключения горячего водоснабжения ЦТП-50, расположена за пределами границ земельного участка, предоставленного в аренду ОАО АК «Домостроитель».
Указав точку подключения горячего водоснабжения от ЦТП-50, ООО «Энергосервисная компания» тем самым обязывает ОАО АК «Домостроитель» осуществлять работы по строительству сетей горячего водоснабжения от ЦТП-50 до границы земельного участка, арендованного им для строительства жилого дома. Указанные требования противоречат действующим нормативным актам и ущемляют интересы заявителя.
Согласно п.7 Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 № 83, условия подключения должны предусматривать подключение в пределах границ земельного участка, за исключением случаев, когда инвестиционная программа в отношении организации, эксплуатирующей сети инженерно-технического обеспечения, не утверждена. Это условие не распространяется на случаи, когда для подключения к сетям инженерно-технического обеспечения строящихся (реконструированных) объектов капитального строительства не требуется создания (реконструкции) сетей.
Материалами дела подтверждается, что для ООО «Энергосервисная компания» решением Пензенской городской думы от 27 февраля 2007 г. № 567-31/4 утверждена инвестиционная программа на 2007-2009 годы и постановлением Главы администрации г. Пензы от 28.03.2007 № 326 утвержден тариф на подключение к системам коммунальной инфраструктуры.
Пунктом 14 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09.06.2007 № 360, установлено, что при наличии инвестиционной программы и установленном тарифе на подключение размер платы определяется как произведение заявленной нагрузки и тарифа на подключение. Если для подключения объекта капитального строительства к сети инженерно-технического обеспечения не требуется мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности этой сети, плата за подключение не взимается.
При этом, согласно п.20 названных Правил исполнитель, т.е. организация, эксплуатирующая сети инженерно-технического обеспечения, обязан осуществить действия по созданию (реконструкции) систем коммунальной инфраструктуры до точек подключения на границе земельного участка, а также по подготовке сетей инженерно-технического обеспечения к подключению объекта капитального строительства и подаче ресурсов.
Утверждение представителей ООО «Энергосервисная компания», что определение точки подключения горячего водоснабжения от ЦТП-50 обусловлено отсутствием технической возможности подключения горячего водоснабжения в ранее указанной точке (точка «Б», определенная техническими условиями от 26.06.2007 № 426), ничем не обосновано и документально не подтверждается.
В соответствии с заключением эксперта Мартемьянова Н.И., технического директора ООО «Фирма «Оттим» (лицензия от 22.05.2008 № ГС-4-58-02-26-0-5835040323-003047-1, срок действия до 03.09.2012 г.) следует.
1. Приведенные расчеты гидравлических потерь от камеры ТК-38 до конечных потребителей при подключении на сеть теплоснабжения котельной «Южная» системы отопления и горячего водоснабжения строящегося 10-ти этажного жилого дома по ул. Ивановской в мкр. ДСК-2 г. Пензы и их сравнение показывает, что при дополнительной тепловой нагрузке в 1,723 Гкал/час. (в том числе: отопление и вентиляция – 0,83 Гкал/час, горячее водоснабжение – 0,904 Гкал/час) обеспечение теплоснабжения и горячего водоснабжения указанного дома посредством сети теплоснабжения котельной «Южная» возможно.
2. Приведенные расчеты показывают, что подключение теплоснабжения и горячего водоснабжения указанного жилого дома к сети теплоснабжения котельной «Южная» возможно через ТК-39.
Следовательно, подключение названного строящегося дома возможно к ТК-39, расположенной на границе земельного участка, арендованного ОАО АК «Домостроитель» для строительства жилого дома. Из чего также следует, что ООО «Энергосервисная компания» необоснованно указало в технических условиях от 26.08.2008 № 1182/08 точку подключения горячего водоснабжения от ЦТП-50.
Комиссия принимает необоснованным объяснение представителей ООО «Энергосервисная компания», что в связи с проведением мероприятий по модернизации и реконструкции объектов коммунальной инфраструктуры на 2007-2009 годы проведена реконструкция ЦТП-50 с применением энергосберегающих технологий, невозможна установка индивидуальных водяных подогревателей в ИТП строящегося дома, т.к. температура теплоносителя после ЦТП-50 будет снижаться до 40 град. И температура горячей воды не будет соответствовать требованиям СНиП.
В соответствии с пунктом 3 указанного выше заключения эксперта Мартемьянова Н.И., в существующей схеме включения теплопотребителей ЦТП-50 на температуру теплоносителя за камерой ТК-38 (в том числе камера ТК-39) не влияет. Температура теплоносителя в камере ТК-39 в существующей схеме останется в соответствии с температурным графиком 115/70 градусов Цельсия.
Из чего следует, что ООО «Энергосервисная компания» имеет техническую возможность обеспечить подключение строящегося объекта по ул. Ивановская на границе земельного участка, арендованного ОАО АК «Домостроитель» для строительства жилого дома.
По сообщению ООО «Энергосервисная компания» о расторжении договора аренды имущества, на котором осуществлялась деятельность по теплоснабжению и осуществлению подключения строящихся объектов к тепловым сетям, Комиссия запросила дополнительно документы и материалы. Комиссии были представлены документы, что ООО «СКМ Энергосервис» заключило договоры аренды имущественного комплекса с МУП «Гортеплоэнергия» и ОАО «Пензатеплоснабжение» (ранее арендованное ООО «Энергосервисная компания»). В то же время установлено, что ООО «СКМ Энергосервис» не имеет утвержденного тарифа на тепловую энергию для осуществления деятельности по теплоснабжению и тарифа на подключение к тепловым сетям. 
Также установлено, что со стороны ООО «Энергосервисная компания» не были представлены документы о ликвидации предприятия или нахождения его в стадии банкротства. Общество продолжает осуществлять деятельность по теплоснабжению потребителей города Пенза на основании договора субаренды имущественного комплекса.
На основании представленных документов и материалов Комиссия приходит к выводу, что действия ООО «Энергосервисная компания» по включению в технические условия требований об установлении для ОАО АК «Домостроитель» точки подключения горячего водоснабжения от ЦТП-50, понуждают ОАО АК «Домостроитель» строить тепловую сеть от ЦТП - 50 до границы земельного участка, арендованного заказчиком для строительства жилого дома, что противоречит действующим нормативным актам. Указанные действия приведут к дополнительным затратам заказчика и соответственно увеличат стоимость квадратного метра жилья, что ущемляет интересы ОАО АК «Домостроитель» и может привести к ограничению конкуренции на рынке строительства жилья.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» хозяйствующим субъектам (группе лиц), занимающим доминирующее положение на рынке, запрещаются действия (бездействие), которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов, в том числе, навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически необоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, действующими нормативными правовыми актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).
Основываясь на материалах дела и представленных доказательствах, учитывая вышеизложенное, Комиссия единогласно квалифицировала действия ООО «Энергосервисная компания» по навязыванию невыгодных для заявителя условий подключения к тепловым сетям как злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке и нарушение требований части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
 
РЕШИЛА:
 
1. Признать действия ООО «Энергосервисная компания», выразившиеся в ущемлении интересов ОАО АК «Домостроитель» и ограничении конкуренции на товарном рынке строительства жилья в результате навязывания невыгодных условий для подключения строящегося объекта к сетям инженерно-технического обеспечения, нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. Выдать ООО «Энергосервисная компания» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, об исключении из технических условий теплоснабжения строящихся объектов необоснованных требований к правообладателям земельными участками.
3. Данное решение направить сторонам по делу в десятидневный срок.
 
 
 
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
 
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
 
[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

29.10.2008                                                                                                          г. Пенза

 
Резолютивная часть решения объявлена 20 октября 2008 года.
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства , рассмотрев дело № 2-03/21-2008 от 31.07.2008 по признакам нарушения ООО «Энергосервисная компания» (г. Пенза, ул. Мира, 1-б) требований части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»), при участии представителей ООО «Энергосервисная компания», ОАО АК «Домостроитель», Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Пензенской области, ООО «Оттим» и  ООО «СКМ Энергосервис»,
 
УСТАНОВИЛА:
В антимонопольное управление обратилось с заявлением ОАО АК «Домостроитель» (г. Пенза, ул. Перспективная, 1) в отношении действий ООО «Энергосервисная компания» (г. Пенза, ул. Мира, 1-б) в связи с навязыванием невыгодных условий для присоединения энергопринимающих устройств к тепловым сетям и включения в технические условия теплоснабжения 10-ти этажного жилого дома по ул. Ивановской, микрорайон ДСК-2, необоснованных требований.
ООО «Энергосервисная компания» осуществляет деятельность на рынке производства, передачи и распределения тепловой энергии на территории районов г. Пенза по месторасположению котельных и тепловых сетей. Коды экономической деятельности (ОКВЭД): производство пара и горячей воды (тепловой энергии) – 40.30.1, передача пара и горячей воды (тепловой энергии) – 40.30.2, распределение пара и горячей воды (тепловой энергии) – 40.30.3.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», хозяйствующий субъект, осуществляющий деятельность в сфере услуг по передаче тепловой энергии, является субъектом естественной монополии.
Согласно статье 5 (п.5) Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии.
Таким образом, ООО «Энергосервисная компания» занимает доминирующее положение на рынке по производству, передаче и распределению тепловой энергии на территории районов г. Пенза, в рамках присоединенных тепловых сетей, с долей 100 %.
В соответствии со статьей 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана обеспечить правообладателю земельного участка в установленные сроки подключение построенного или реконструированного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Следовательно, ООО «Энергосервисная компания», владеющее объектами теплосетевого хозяйства и занимающее доминирующее положение на указанных рынках, обязано выполнить в отношении обратившегося к нему лица мероприятия по подключению к тепловым сетям. В связи с чем, ООО «Энергосервисная компания» занимает доминирующее положение на рынке услуг по подключению строящихся и реконструированных объектов капитального строительства к инженерно-техническим сетям.
Приказом антимонопольного управления от 03.10.2007 № 126 ООО «Энергосервисная компания» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 %, на товарном рынке услуг по производству, передаче и распределению пара и горячей воды (тепловой энергии), приказом от 05.09.2008 № 87 – на товарном рынке услуг по подключению к тепловым сетям, на территории г. Пензы, охваченной присоединенными тепловыми сетями, с долей более 50 %.
В своем заявлении ОАО АК «Домостроитель» указывает, что выданные ООО «Энергосервисная компания» (далее по тексту также – ООО «ЭСК») Технические условия от 26.06.2007 г. № 426 на проектирование теплоснабжения строящегося 10-ти этажного жилого дома по ул. Ивановская (с учетом корректировки от 21.08.2007 № 16 и письма ООО «ЭСК» от 27.05.2008 № 821/08) содержат требования, противоречащие действующему законодательству и ущемляющие его интересы.
Пунктами 8-21 выданных технических условий на ОАО АК «Домостроитель» возлагается обязанность провести ряд технических работ на сетях инженерно-технического обеспечения, принадлежащих ООО «Энергосервисная компания», выполнение которых является необходимым условием подключения многоквартирного жилого дома по ул. Ивановской к теплоснабжению.
Заявитель считает, что ООО «ЭСК», включив в технические условия требования о выполнении ОАО АК «Домостроитель» пунктов 8-21, злоупотребило своим доминирующим положением на рынке, чем нарушило его права и законные интересы.
На заседании Комиссии представители ОАО «АК «Домостроитель» поддержали требования, изложенные в заявлении, указали, что включение в технические условия необоснованных требований приводит к удорожанию строящегося жилья и затягиванию сроков строительства, что ущемляет их интересы, и обратились о признании действий ООО «Энергосервисная компания» нарушающими статью 10 Федерального закона «О защите конкуренции».
ООО «Энергосервисная компания» были представлены объяснения об обоснованности действий по включению в технические условия требований, предусмотренных пунктами 8-21.
В то же время, на первом заседании Комиссии 27.08.2008 ООО «Энергосервисная компания» сообщило о том, что 26 августа 2008 года ОАО АК «Домостроитель» были выданы новые технические условия на проектирование теплоснабжения указанного объекта, при этом были отменены технические условия от 26.06.2007 № 426.
В связи с невозможностью разрешения дела в данном заседании Комиссией было принято решение об отложении дела.
В связи с получением новых технических условий, согласно которым была изменена точка подключения для горячего водоснабжения от точки «Б» на точку подключения в ЦТП-50, ОАО АК «Домостроитель» обратилось с ходатайством о назначении строительно-технической экспертизы в целях определения пропускной способности существующих тепловых сетей в районе строительства жилого дома и возможности подключения в ранее указанной точке.
Пензенское УФАС вынесло Определение о привлечении эксперта к рассмотрению дела, привлекло к участию в рассмотрении дела в качестве эксперта УТЭН Ростехнадзора по Пензенской области и ООО «Оттим», имеющее лицензию на проведение экспертизы. Рассмотрение дела было отложено.
На заседании 07.10.2008 года представители ООО «Энергосервисная компания» заявили, что по состоянию на 10 сентября 2008 года подписано Соглашение между ООО «Энергосервисная компания» и МУП «Пензтеплоснабжение» о расторжении договора аренды имущества от 01 июля 2007 года № 49, в связи с чем, прекращает свое действие Инвестиционная программа ООО «Энергосервисная компания» на 2007-2009 годы, а также технические условия от 26.08.2008 № 1182/08, выданные ОАО АК «Домостроитель» на проектирование теплоснабжения 10-ти этажного жилого дома по ул. Ивановской.
Комиссия, изучив представленные сторонами документы и материалы, письменные объяснения и доказательства, заключение экспертизы, выслушав устные объяснения представителей лиц, участвующих в деле, приходит  к следующим выводам.
 
На обращение ОАО АК «Домостроитель» были выданы технические условия на проектирование теплоснабжения объекта от 26.06.2007 № 426 (с учетом корректировки от 21.08.2007 № 16 и письма от 27.05.2008 № 821/08).
В соответствии с пунктами 8-21 технических условий ОАО АК «Домостроитель» было обязано:
- произвести переключение магистральной теплотрассы по ул. Вадинская на ЦТП № 50;
- выполнить реконструкцию тепловой камеры ТК-39 с ее расширением и устройством в ней стальной запорной арматуры;
- произвести автоматизацию ЦТП № 50;
- выполнить реконструкцию участка трассы ГВС от ЦТП до ТК 5003 с учетом нагрузок существующих потребителей, вновь подключаемых потребителей и проектируемого жилого дома;
- произвести прокладку трассы ГВС от ТК 5003 до точки «А» ;
- выполнить реконструкцию участка трассы ГВС от точки «А» до точки «Б» с учетом нагрузок жилых домов № 7 и № 7а и проектируемого 10-ти этажного дома;
- подключение ГВС проектируемого жилого дома предусмотреть от точки «Б»;
- в точке «Б» запроектировать тепловую камеру с установкой запорной арматуры, а также выпонить некоторые другие работы.
То есть, ООО «Энергосервисная компания» выданными техническими условиями обязывает ОАО АК «Домостроитель» выполнить технические работы на тепловых сетях и энергооборудовании теплоснабжающей организации.
Порядок подключения строящихся (реконструированных) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и выдачи технических условий определяется нормативными правовыми актами, принятыми Правительством РФ в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».
В соответствии с п.10 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.02.2008 № 83, технические условия должны содержать следующие данные:
максимальную нагрузку в возможных точках подключения;
срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определяемый в том числе в зависимости от сроков реализации инвестиционных программ;
срок действия технических условий, но не менее двух лет с даты их выдачи.
Пунктом 14 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09.06.2007 № 360, установлено, что при наличии инвестиционной программы и установленном тарифе на подключение размер платы определяется как произведение заявленной нагрузки и тарифа на подключение.
При этом, согласно ст.20 Названных правил исполнитель, т.е. организация, эксплуатирующая сети инженерно-технического обеспечения, обязан осуществить действия по созданию (реконструкции) систем коммунальной инфраструктуры до точек подключения на границе земельного участка, а также по подготовке сетей инженерно-технического обеспечения к подключению объекта капитального строительства и подаче ресурсов.
При указанных обстоятельствах, включение ООО «Энергосервисная компания» в выданные технические условия требований о понуждении ОАО АК «Домостроитель» к выполнению ничем не обусловленных работ при осуществлении подключения строящегося объекта к тепловым сетям, в нарушение действующих нормативных актов, ущемляет интересы ОАО АК «Домостроитель» и является нарушением требований части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».
В ходе рассмотрения дела представители ООО «Энергосервисная компания» представили вновь выданные ОАО АК «Домостроитель технические условия от 26.08.2008 № 1182/08 на проектирование теплоснабжения объекта (по адресу ул. Ивановская, микрорайон ДСК-2),с выходом которых были аннулированы технические условия на проектирование теплоснабжения объекта от 26.06.2007 № 426 и их корректировка от 21.08.2007 № 16.
В тоже время, ООО «Энергосервисная компания» во вновь выданных технических условий определило новую точку подключения горячего водоснабжения: ЦТП-50.
После получения указанных технических условий ОАО АК «Домостроитель» обратилось в антимонопольное управление с дополнением к заявлению о применении мер антимонопольного характера. Заявитель указывает, что установление ответчиком точки подключения для горячего водоснабжения в ЦТП-50, противоречит нормативным правовым актам, и ущемляет его интересы.
Комиссия, рассмотрев новые обстоятельства дела, установила.
Во вновь выданных технических условиях от 26.08.2008 № 1182/08 точка подключения горячего водоснабжения ЦТП-50, расположена за пределами границ земельного участка, предоставленного в аренду ОАО АК «Домостроитель».
Указав точку подключения горячего водоснабжения от ЦТП-50, ООО «Энергосервисная компания» тем самым обязывает ОАО АК «Домостроитель» осуществлять работы по строительству сетей горячего водоснабжения от ЦТП-50 до границы земельного участка, арендованного им для строительства жилого дома. Указанные требования противоречат действующим нормативным актам и ущемляют интересы заявителя.
Согласно п.7 Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 № 83, условия подключения должны предусматривать подключение в пределах границ земельного участка, за исключением случаев, когда инвестиционная программа в отношении организации, эксплуатирующей сети инженерно-технического обеспечения, не утверждена. Это условие не распространяется на случаи, когда для подключения к сетям инженерно-технического обеспечения строящихся (реконструированных) объектов капитального строительства не требуется создания (реконструкции) сетей.
Материалами дела подтверждается, что для ООО «Энергосервисная компания» решением Пензенской городской думы от 27 февраля 2007 г. № 567-31/4 утверждена инвестиционная программа на 2007-2009 годы и постановлением Главы администрации г. Пензы от 28.03.2007 № 326 утвержден тариф на подключение к системам коммунальной инфраструктуры.
Пунктом 14 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09.06.2007 № 360, установлено, что при наличии инвестиционной программы и установленном тарифе на подключение размер платы определяется как произведение заявленной нагрузки и тарифа на подключение. Если для подключения объекта капитального строительства к сети инженерно-технического обеспечения не требуется мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности этой сети, плата за подключение не взимается.
При этом, согласно п.20 названных Правил исполнитель, т.е. организация, эксплуатирующая сети инженерно-технического обеспечения, обязан осуществить действия по созданию (реконструкции) систем коммунальной инфраструктуры до точек подключения на границе земельного участка, а также по подготовке сетей инженерно-технического обеспечения к подключению объекта капитального строительства и подаче ресурсов.
Утверждение представителей ООО «Энергосервисная компания», что определение точки подключения горячего водоснабжения от ЦТП-50 обусловлено отсутствием технической возможности подключения горячего водоснабжения в ранее указанной точке (точка «Б», определенная техническими условиями от 26.06.2007 № 426), ничем не обосновано и документально не подтверждается.
В соответствии с заключением эксперта Мартемьянова Н.И., технического директора ООО «Фирма «Оттим» (лицензия от 22.05.2008 № ГС-4-58-02-26-0-5835040323-003047-1, срок действия до 03.09.2012 г.) следует.
1. Приведенные расчеты гидравлических потерь от камеры ТК-38 до конечных потребителей при подключении на сеть теплоснабжения котельной «Южная» системы отопления и горячего водоснабжения строящегося 10-ти этажного жилого дома по ул. Ивановской в мкр. ДСК-2 г. Пензы и их сравнение показывает, что при дополнительной тепловой нагрузке в 1,723 Гкал/час. (в том числе: отопление и вентиляция – 0,83 Гкал/час, горячее водоснабжение – 0,904 Гкал/час) обеспечение теплоснабжения и горячего водоснабжения указанного дома посредством сети теплоснабжения котельной «Южная» возможно.
2. Приведенные расчеты показывают, что подключение теплоснабжения и горячего водоснабжения указанного жилого дома к сети теплоснабжения котельной «Южная» возможно через ТК-39.
Следовательно, подключение названного строящегося дома возможно к ТК-39, расположенной на границе земельного участка, арендованного ОАО АК «Домостроитель» для строительства жилого дома. Из чего также следует, что ООО «Энергосервисная компания» необоснованно указало в технических условиях от 26.08.2008 № 1182/08 точку подключения горячего водоснабжения от ЦТП-50.
Комиссия принимает необоснованным объяснение представителей ООО «Энергосервисная компания», что в связи с проведением мероприятий по модернизации и реконструкции объектов коммунальной инфраструктуры на 2007-2009 годы проведена реконструкция ЦТП-50 с применением энергосберегающих технологий, невозможна установка индивидуальных водяных подогревателей в ИТП строящегося дома, т.к. температура теплоносителя после ЦТП-50 будет снижаться до 40 град. И температура горячей воды не будет соответствовать требованиям СНиП.
В соответствии с пунктом 3 указанного выше заключения эксперта Мартемьянова Н.И., в существующей схеме включения теплопотребителей ЦТП-50 на температуру теплоносителя за камерой ТК-38 (в том числе камера ТК-39) не влияет. Температура теплоносителя в камере ТК-39 в существующей схеме останется в соответствии с температурным графиком 115/70 градусов Цельсия.
Из чего следует, что ООО «Энергосервисная компания» имеет техническую возможность обеспечить подключение строящегося объекта по ул. Ивановская на границе земельного участка, арендованного ОАО АК «Домостроитель» для строительства жилого дома.
По сообщению ООО «Энергосервисная компания» о расторжении договора аренды имущества, на котором осуществлялась деятельность по теплоснабжению и осуществлению подключения строящихся объектов к тепловым сетям, Комиссия запросила дополнительно документы и материалы. Комиссии были представлены документы, что ООО «СКМ Энергосервис» заключило договоры аренды имущественного комплекса с МУП «Гортеплоэнергия» и ОАО «Пензатеплоснабжение» (ранее арендованное ООО «Энергосервисная компания»). В то же время установлено, что ООО «СКМ Энергосервис» не имеет утвержденного тарифа на тепловую энергию для осуществления деятельности по теплоснабжению и тарифа на подключение к тепловым сетям. 
Также установлено, что со стороны ООО «Энергосервисная компания» не были представлены документы о ликвидации предприятия или нахождения его в стадии банкротства. Общество продолжает осуществлять деятельность по теплоснабжению потребителей города Пенза на основании договора субаренды имущественного комплекса.
На основании представленных документов и материалов Комиссия приходит к выводу, что действия ООО «Энергосервисная компания» по включению в технические условия требований об установлении для ОАО АК «Домостроитель» точки подключения горячего водоснабжения от ЦТП-50, понуждают ОАО АК «Домостроитель» строить тепловую сеть от ЦТП - 50 до границы земельного участка, арендованного заказчиком для строительства жилого дома, что противоречит действующим нормативным актам. Указанные действия приведут к дополнительным затратам заказчика и соответственно увеличат стоимость квадратного метра жилья, что ущемляет интересы ОАО АК «Домостроитель» и может привести к ограничению конкуренции на рынке строительства жилья.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» хозяйствующим субъектам (группе лиц), занимающим доминирующее положение на рынке, запрещаются действия (бездействие), которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов, в том числе, навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически необоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, действующими нормативными правовыми актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).
Основываясь на материалах дела и представленных доказательствах, учитывая вышеизложенное, Комиссия единогласно квалифицировала действия ООО «Энергосервисная компания» по навязыванию невыгодных для заявителя условий подключения к тепловым сетям как злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке и нарушение требований части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
 
РЕШИЛА:
 
1. Признать действия ООО «Энергосервисная компания», выразившиеся в ущемлении интересов ОАО АК «Домостроитель» и ограничении конкуренции на товарном рынке строительства жилья в результате навязывания невыгодных условий для подключения строящегося объекта к сетям инженерно-технического обеспечения, нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. Выдать ООО «Энергосервисная компания» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, об исключении из технических условий теплоснабжения строящихся объектов необоснованных требований к правообладателям земельными участками.
3. Данное решение направить сторонам по делу в десятидневный срок.
 
 
 
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
 
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
 
[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => Комиссия Пензенского УФАС России признала действия ООО «Энергосервисная компания», выразившиеся в ущемлении интересов ОАО АК «Домостроитель» и ограничении конкуренции на товарном рынке строительства жилья в результате навязывания невыгодных условий для подключения строящегося объекта к сетям инженерно-технического обеспечения, нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». [format] => full_html [safe_value] =>

Комиссия Пензенского УФАС России признала действия ООО «Энергосервисная компания», выразившиеся в ущемлении интересов ОАО АК «Домостроитель» и ограничении конкуренции на товарном рынке строительства жилья в результате навязывания невыгодных условий для подключения строящегося объекта к сетям инженерно-технического обеспечения, нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2008-10-30 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2008-10-30 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1321538680 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Пензенское УФАС России )