Решение и предписание в отношении ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала Куйбышевская железная дорога

Дата публикации: 9 июля 2009, 04:00

 

РЕШЕНИЕ
9 июля 2009 г.                                                                                                                г. Пенза
 
Резолютивная часть решения оглашена 25 июня 2009 года.
Решение изготовлено в полном объеме 9 июля 2009 года.
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
- Авдеева А.И. – руководителя управления, председателя Комиссии,
- Мокроусова С.В. – заместителя руководителя управления, члена Комиссии,
- Бутузовой Т.В. – начальника отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии,
- Прокаевой Е.А. – главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии,
рассмотрев дело № 2-03/14-2009 по признакам нарушения ОАО «Российские железные дороги» (107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, 2) в лице филиала Куйбышевская железная дорога (443030, г. Самара, пл. Комсомольская, д. 2/3) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
при участии в заседании:
со стороны ОАО «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РДЖ»):
- Воронцовой А.В., начальника юридического отдела Пензенского отделения структурного подразделения Куйбышевской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» (доверенность № НЮ-46/573 от 19.12.2006 г.),
- Гречишкина Н.С., начальника Лунинской дистанции пути структурного  подразделения Пензенского отделения структурного подразделения Куйбышевской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» (доверенность № НЮ-46/362 от 06.10.2006 г.).
со стороны ОАО «Грабовский автомобильный завод» (далее – ОАО «Завод ГРАЗ»):
- Винокурова А.Е., заместителя генерального директора по правовым вопросам (доверенность б/н от 02.02.2009 г.).
со стороны Администрации Грабовского сельсовета Бессоновского района Пензенской области:
- Грибовой О.Н., юриста (доверенность б/н от 02.02.2008 г.)
УСТАНОВИЛА:
В антимонопольное управление обратилось ОАО «Завод ГРАЗ» с заявлением на действия ОАО «РЖД» в лице Лунинской дистанции пути структурного подразделения Пензенского отделения структурного подразделения Куйбышевской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» (далее – Лунинская дистанция пути), по предъявлению требований о заключении договора на текущее содержание железнодорожного переезда 119 км по станции Грабово (далее – переезд 119 км), и направлению уведомлений о закрытии указанного переезда.
Согласно положению, утвержденному президентом ОАО «РЖД» 24.09.2003 г., Куйбышевская железная дорога, является филиалом ОАО «РЖД» и имеет в своем составе структурные подразделения, в том числе Пензенское отделение.
В соответствии с положением о Пензенском отделении структурным подразделением Куйбышевской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» (далее – Пензенское отделение), утвержденным начальником Куйбышевской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» 01.10.2003 г. в состав Пензенского отделения входит и является его структурным подразделением Лунинская дистанция пути, осуществляющая деятельность от имени ОАО «РЖД» на основании положения, утвержденного начальником Куйбышевской железной дороги 03.10.2003 г.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 29.12.2004 г. № 435-т ОАО «РЖД» включено в Реестр субъектов естественных монополий в сфере оказания услуг железнодорожных перевозок и услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.
Следовательно, ОАО «РЖД» занимает доминирующее положение на рынке услуг по оказанию железнодорожных перевозок, а также услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта на территории Российской Федерации.
Согласно статье 2 Федерального закона от 10.01.2003 г. № 17 – ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ» (далее – ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ) инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования – технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и системы управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.
В соответствии со статьей 10 ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ» железнодорожные переезды относятся к сооружениям, расположенным на железнодорожных путях, и, следовательно, входят в состав инфраструктуры железнодорожного транспорта.
Положением о Лунинской дистанции пути на нее возложена обязанность по обеспечению текущего содержания пути.
В рамках предоставленных полномочий Лунинская дистанция пути по договорам, заключаемым с хозяйствующими субъектами, оказывает услуги по текущему содержанию железнодорожных переездов на территории Бессоновского, Лунинского и Иссинского районов Пензенской области.
На заседании Комиссии представитель ОАО «Завод ГРАЗ» поддержал требования, изложенные в заявлении, и указал, что Лунинская дистанции пути путем направления предупреждений о закрытии переезда 119 км, пытается принудить ОАО «Завод ГРАЗ» к заключению договора на текущее содержание указанного переезда. Данные действия, по мнению заявителя, приводят к ущемлению его прав, так как заключение данного договора в соответствии с Инструкцией по эксплуатации железнодорожных переездов МПС России от 29.06.1998 г. № ЦП-566 (далее – Инструкция) не является для ОАО «Завод ГРАЗ» обязательным и приведет к дополнительным и необоснованным затратам, а также препятствуют осуществлению деятельности завода.
Представители ОАО «РЖД» требования заявителя не признали, указав, что открытие переезда 119 км осуществлялось в 1960 году по инициативе руководства Грабовского завода спецавтомобилей для хозяйственных нужд. Переезд является переездом необщего пользования на основании п. 2.1 Инструкции по эксплуатации железнодорожных переездов МПС России № ЦП/566 от 29.06.1998 г. В течение многих лет Лунинская дистанция пути заключала договор с ОАО «Завод ГРАЗ» на содержание и обслуживание данного переезда, так как этим переездом пользуется лишь ОАО «Завод ГРАЗ».
Также представители ОАО «РЖД» пояснили, что в пределах станции Грабово находится охраняемый железнодорожный переезд 120 км общего пользования с дежурным работником. Наличие двух переездов общего пользования – объектов повышенной опасности на расстоянии менее 1-го км, создает опасную ситуацию для участников дорожного движения и железнодорожного транспорта.
Представитель ОАО «Завод ГРАЗ», указал, что считает переезд 119 км переездом общего пользования согласно пункту 2.1 Инструкции и подтвердил важность данного переезда для организации. Автомобильная дорога, пересекающая железнодорожные пути на 120 км, для проезда большегрузной техники, выпускаемой заводом, не пригодна. Кроме того, представитель заявителя указал, что автомобильной дорогой, проходящей через переезд 119 км пользуются работники организации, автотранспорт экстренных служб (МЧС, скорая помощь), а также местные жители в период половодья для проезда по мосту через р. Сура, находящемуся в собственности ОАО «Завод ГРАЗ», и ведущему в с. Грабово. При этом проезд через мост и территорию завода для автотранспорта экстренных служб является свободным. С местных жителей в период половодья плата за проезд через территорию завода также не взимается.
Администрация Грабовского сельсовета Бессоновского района Пензенской области в своем письме 02.06.2009 г. № 151-02-30 и ее представитель на заседании Комиссии поддержала позицию заявителя, указав, что автодорогой, проходящей через переезд 119 км, пользуются экстренные службы (скорая помощь, МЧС, РЭС, газовая служба) и местные жители. Мост, расположенный на автомобильной дороге, проходящей через переезд 120 км пригоден только для проезда легковых автомобилей. В период половодья автомобильная дорога через 119 км является единственной дорогой между центром с. Грабово и жилым сектором, расположенным юго-восточнее завода.
Представитель Администрации Грабовского сельсовета также пояснил, что право собственности на автомобильную дорогу, пересекающую железнодорожные пути на 119 км по ст. Грабово, как и на многие другие объекты, расположенные на территории Грабовского сельсовета, Администрацией не оформлено. В настоящий момент данная дорога на балансе Администрации Грабовского сельсовета не значится и является бесхозной. Возможность взять расходы по содержанию переезда 119 км у Администрации Грабовского сельсовета отсутствует, так как местный бюджет является частично дотационным, а собственных доходов недостаточно.
Изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, заслушав объяснения сторон, Комиссия установила.
Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц ОАО «Завод ГРАЗ» было создано 11.11.2003 г.
В период с 2005 – март 2009 г. между Лунинской дистанцией пути и ОАО «Завод ГРАЗ» заключались договоры на текущее содержание железнодорожного переезда 119 км по ст. Грабово. В соответствии с указанными договорами Лунинская дистанция пути выполняла работы по текущему содержанию железнодорожного переезда, а ОАО «Завод ГРАЗ» оплачивало указанные работы.
В марте 2009 г. ОАО «Завод ГРАЗ» от Лунинской дистанции пути получен проект договора на текущее содержание железнодорожного переезда 119 км по ст. Грабово на 2009 г. В соответствии с указанным договором на ОАО «Завод ГРАЗ» возлагается обязанность в период с 01.03.2009 г. по 28.02.2010 г. по возмещению затрат Лунинской дистанции пути на текущее содержание железнодорожного переезда в размере 52750,59 руб./мес. При этом стоимость услуг по текущему содержанию переезда увеличилась в 2009 г. на 34,4 % (с 39239,68 руб./мес.) по сравнению с 2008 г.
Письмом от 11.03.2009 г. № 02/498 ОАО «Завод ГРАЗ» уведомило Лунинскую дистанцию пути об отказе заключить договор, в связи с тем, что автомобильная дорога, пересекающая железнодорожные пути на 119 км по ст. Грабово, в состав имущественного комплекса, принадлежащего заводу, не входит и завод не может нести затраты на ее содержание. ОАО «Завод ГРАЗ» считает, что согласно п. 2.1. Инструкции отнесение затрат по содержанию указанного переезда на ОАО «Завод ГРАЗ» является неправомерным.
В ответ на отказ от заключения договора Лунинская дистанция пути письмом от 17.03.2009 г. № 171 сообщила, что указанный переезд является переездом необщего пользования, так как им пользуется только ОАО «Завод ГРАЗ». При этом Лунинская дистанция пути указала, что в случае отказа ОАО «Завод ГРАЗ» от заключения договора на текущее содержание переезда, указанный переезд будет закрыт.
24.03.2009 г. ОАО «Завод ГРАЗ» повторно направило в адрес Лунинской дистанции пути письмо № 02/580, в котором указывалось на отсутствие у организации обязанности по содержанию переезда.
03.04.2009 г. письмом № 231 администрация Лунинской дистанции пути сообщила о закрытии переезда с 01.06.2009 г.
Порядок эксплуатации, содержания и ремонта железнодорожных переездов регламентируется инструкцией по эксплуатации железнодорожных переездов МПС РФ от 29.06.1998 г. № ЦП-566.
Согласно пункту 2.1. Инструкции железнодорожные переезды по месту расположения подразделяются:
- Общего пользования – на пересечениях железнодорожных путей общего пользования с автомобильными дорогами общего пользования, муниципальными автомобильными дорогами и улицами.
- Необщего пользования – на пересечениях железнодорожных путей с автомобильными дорогами отдельных предприятий или организаций (независимо от форм собственности). Устройство, оборудование, содержание и обслуживание переездов необщего пользования выполняются за счет средств предприятий, организаций или органов управления автомобильными дорогами и организаций, содержащих автомобильные дороги, пользующихся этими переездами.
В соответствии с учетной карточкой железнодорожный переезд 119 км по ст. Грабово числится в Пензенском отделении как переезд необщего пользования, а владельцем автомобильной дороги – ОАО «Завод ГРАЗ».
Согласно инвентарной карточке учета объекта основных средств рассматриваемый переезд принят к бухгалтерскому учету Лунинской дистанцией пути 30.09.2003 г.
В соответствии с предоставленной в Пензенское УФАС России оборотно-сальдовой ведомостью по счету 01 ОАО «Завод ГРАЗ» на 01.03.2009 г. автомобильная дорога, пересекающая железнодорожные пути на 119 км по ст. Грабово не находится в собственности организации.
Следовательно, ОАО «Завод ГРАЗ» не обязано нести расходы по содержанию указанной автомобильной дороги и переезда 119 км.
Законодательством предусмотрен следующий порядок закрытия железнодорожных переездов.
Согласно п. 2.7. Инструкции закрытие действующих переездов, перенос, восстановление закрытых переездов (постоянное или временное) производится в соответствии с порядком, установленным начальником железной дороги, по согласованию с органом управления автомобильной дорогой, организацией, содержащей автомобильную дорогу, и ГИБДД. Об этом органы местного самоуправления должны быть поставлены в известность не менее чем за два месяца до закрытия переезда.
10.05.2009 г. вступил в силу Порядок открытия и закрытия пересечений железнодорожных путей автомобильными дорогами (железнодорожных переездов), утвержденный приказом Минтранса РФ от 26.03.2009 г. N 46 (далее - порядок открытия и закрытия железнодорожных переездов).
В соответствии с пунктом 6 Порядка открытия и закрытия железнодорожных переездов решение об открытии (закрытии) железнодорожного переезда владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования либо владельцем железнодорожных путей необщего пользования принимается при наличии положительных заключений следующих органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций: Федерального агентства железнодорожного транспорта, Федерального дорожного агентства, Федеральной службы по надзору в сфере транспорта либо соответствующих территориальных органов, органов управления Госавтоинспекции субъекта РФ, органов исполнительной власти субъекта РФ и (или) органов местного самоуправления, на территории которых предполагается открытие (закрытие) железнодорожного переезда.
Следовательно, ОАО «РЖД» может осуществить закрытие переезда только с соблюдением порядка, установленного законом, а не решать вопрос о закрытии в одностороннем порядке.
В ходе заседания Комиссии представители ОАО «РЖД» сообщили, что ежегодно утверждается программа закрытия железнодорожных переездов.
Также представители ОАО «РЖД» подтвердили, что программа на закрытие переезда 119 км в 2009 г. отсутствует, и вопрос о его закрытии перед компетентными органами не ставился.
Материалами дела установлено, что Лунинская дистанция пути, нарушая порядок закрытия железнодорожных переездов, предусмотренный Инструкцией, направила, в адрес ОАО «Завод ГРАЗ» предупреждения о закрытии переезда, Кроме того, как следует из объяснения представителя ОАО «РЖД», Лунинская дистанция пути знала, что в 2009 г. закрытие переезда не произойдет, так как переезд не включен в программу закрытия железнодорожных переездов на 2009 год.
Таким образом, исходя из имеющихся в деле материалов, Комиссией установлено, что Лунинская дистанция пути, в нарушение порядка закрытия переездов, направляя необоснованные предупреждения о закрытии переезда 119 км, пыталось понудить ОАО «Завод ГРАЗ» взять на себя расходы по содержанию указанного переезда.
В рассматриваемой ситуации, когда ОАО «РЖД» владеет железнодорожными путями общего пользования на территории Российской Федерации и занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг по текущему содержанию железнодорожных переездов, нарушение Лунинской дистанцией пути установленного порядка закрытия железнодорожных переездов, путем неоднократного предупреждения о закрытии переезда 119 км, приводят к ущемлению интересов ОАО «Завод ГРАЗ» и препятствуют осуществлению его деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Основываясь на материалах дела и представленных доказательствах, учитывая вышеизложенное, Комиссия единогласно квалифицировала действия Лунинской дистанции пути структурного подразделения Пензенского отделения структурного подразделения Куйбышевской железной дороги – филиала ОАО «РЖД», выразившиеся в ущемлении интересов ОАО «Завод ГРАЗ», в результате нарушения установленного порядка закрытия железнодорожных переездов, путем направления предупреждений о закрытии железнодорожного переезда 119 км по ст. Грабово, как злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке и нарушение требований части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41,                     частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать действия ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала Куйбышевская железная дорога, выразившиеся в ущемлении интересов ОАО «Грабовский автомобильный завод», в результате нарушения установленного порядка закрытия железнодорожного переезда 119 км по ст. Грабово, нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. Выдать ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала Куйбышевская железная дорога предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
3. Передать материалы дела должностному лицу Пензенского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Данное решение направить сторонам по делу в десятидневный срок.
 
 
Председатель Комиссии                                                                                А.И. Авдеев
Члены Комиссии:                                                                                           С.В. Мокроусов
Т.В. Бутузова
                                                                                                                          Е.А. Прокаева
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
 
 
 
ПРЕДПИСАНИЕ №2-03/14-2009 О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
9 июля 2009 г.                                                                                                                г. Пенза
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
- Авдеева А.И. – руководителя управления, председателя Комиссии,
- Мокроусова С.В. – заместителя руководителя управления, члена Комиссии,
- Бутузовой Т.В. – начальника отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии,
- Прокаевой Е.А. – главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии,
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 9 июля 2009 года по делу № 2-03/14-2009 о нарушении ОАО «Российские железные дороги» (107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, 2) в лице филиала Куйбышевская железная дорога (443030, г. Самара, пл. Комсомольская, д. 2/3) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала Куйбышевская железная дорога в срок до 27.07.2009 г. прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в ущемлении интересов ОАО «Грабовский автомобильный завод», в результате нарушения установленного порядка закрытия железнодорожного переезда 119 км по ст. Грабово.
2. ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала Куйбышевская железная дорога принять меры по недопущению нарушения установленного порядка закрытия железнодорожного переезда 119 км по ст. Грабово.
 
3. ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала Куйбышевская железная дорога в срок до 30.07.2009 г. отозвать предупреждения о закрытии железнодорожного переезда 119 км по ст. Грабово, направленные в адрес ОАО «Грабовский автомобильный завод» письмами от 17.03.2009 г. № 171, от 03.04.2009 г. № 231.
О выполнении настоящего Предписания письменно сообщить в Пензенское УФАС России в срок до 10.08.2009 г. с приложением подтверждающих документов.
 
 
Председатель Комиссии                                                                                А.И. Авдеев
Члены Комиссии:                                                                                           С.В. Мокроусов
Т.В. Бутузова
                                                                                                                          Е.А. Прокаева
 
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
 
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
stdClass Object ( [vid] => 6762 [uid] => 1 [title] => Решение и предписание в отношении ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала Куйбышевская железная дорога [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6762 [type] => solution [language] => ru [created] => 1247083200 [changed] => 1370519731 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370519731 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

РЕШЕНИЕ
9 июля 2009 г.                                                                                                                г. Пенза
 
Резолютивная часть решения оглашена 25 июня 2009 года.
Решение изготовлено в полном объеме 9 июля 2009 года.
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
- Авдеева А.И. – руководителя управления, председателя Комиссии,
- Мокроусова С.В. – заместителя руководителя управления, члена Комиссии,
- Бутузовой Т.В. – начальника отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии,
- Прокаевой Е.А. – главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии,
рассмотрев дело № 2-03/14-2009 по признакам нарушения ОАО «Российские железные дороги» (107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, 2) в лице филиала Куйбышевская железная дорога (443030, г. Самара, пл. Комсомольская, д. 2/3) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
при участии в заседании:
со стороны ОАО «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РДЖ»):
- Воронцовой А.В., начальника юридического отдела Пензенского отделения структурного подразделения Куйбышевской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» (доверенность № НЮ-46/573 от 19.12.2006 г.),
- Гречишкина Н.С., начальника Лунинской дистанции пути структурного  подразделения Пензенского отделения структурного подразделения Куйбышевской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» (доверенность № НЮ-46/362 от 06.10.2006 г.).
со стороны ОАО «Грабовский автомобильный завод» (далее – ОАО «Завод ГРАЗ»):
- Винокурова А.Е., заместителя генерального директора по правовым вопросам (доверенность б/н от 02.02.2009 г.).
со стороны Администрации Грабовского сельсовета Бессоновского района Пензенской области:
- Грибовой О.Н., юриста (доверенность б/н от 02.02.2008 г.)
УСТАНОВИЛА:
В антимонопольное управление обратилось ОАО «Завод ГРАЗ» с заявлением на действия ОАО «РЖД» в лице Лунинской дистанции пути структурного подразделения Пензенского отделения структурного подразделения Куйбышевской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» (далее – Лунинская дистанция пути), по предъявлению требований о заключении договора на текущее содержание железнодорожного переезда 119 км по станции Грабово (далее – переезд 119 км), и направлению уведомлений о закрытии указанного переезда.
Согласно положению, утвержденному президентом ОАО «РЖД» 24.09.2003 г., Куйбышевская железная дорога, является филиалом ОАО «РЖД» и имеет в своем составе структурные подразделения, в том числе Пензенское отделение.
В соответствии с положением о Пензенском отделении структурным подразделением Куйбышевской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» (далее – Пензенское отделение), утвержденным начальником Куйбышевской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» 01.10.2003 г. в состав Пензенского отделения входит и является его структурным подразделением Лунинская дистанция пути, осуществляющая деятельность от имени ОАО «РЖД» на основании положения, утвержденного начальником Куйбышевской железной дороги 03.10.2003 г.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 29.12.2004 г. № 435-т ОАО «РЖД» включено в Реестр субъектов естественных монополий в сфере оказания услуг железнодорожных перевозок и услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.
Следовательно, ОАО «РЖД» занимает доминирующее положение на рынке услуг по оказанию железнодорожных перевозок, а также услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта на территории Российской Федерации.
Согласно статье 2 Федерального закона от 10.01.2003 г. № 17 – ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ» (далее – ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ) инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования – технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и системы управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.
В соответствии со статьей 10 ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ» железнодорожные переезды относятся к сооружениям, расположенным на железнодорожных путях, и, следовательно, входят в состав инфраструктуры железнодорожного транспорта.
Положением о Лунинской дистанции пути на нее возложена обязанность по обеспечению текущего содержания пути.
В рамках предоставленных полномочий Лунинская дистанция пути по договорам, заключаемым с хозяйствующими субъектами, оказывает услуги по текущему содержанию железнодорожных переездов на территории Бессоновского, Лунинского и Иссинского районов Пензенской области.
На заседании Комиссии представитель ОАО «Завод ГРАЗ» поддержал требования, изложенные в заявлении, и указал, что Лунинская дистанции пути путем направления предупреждений о закрытии переезда 119 км, пытается принудить ОАО «Завод ГРАЗ» к заключению договора на текущее содержание указанного переезда. Данные действия, по мнению заявителя, приводят к ущемлению его прав, так как заключение данного договора в соответствии с Инструкцией по эксплуатации железнодорожных переездов МПС России от 29.06.1998 г. № ЦП-566 (далее – Инструкция) не является для ОАО «Завод ГРАЗ» обязательным и приведет к дополнительным и необоснованным затратам, а также препятствуют осуществлению деятельности завода.
Представители ОАО «РЖД» требования заявителя не признали, указав, что открытие переезда 119 км осуществлялось в 1960 году по инициативе руководства Грабовского завода спецавтомобилей для хозяйственных нужд. Переезд является переездом необщего пользования на основании п. 2.1 Инструкции по эксплуатации железнодорожных переездов МПС России № ЦП/566 от 29.06.1998 г. В течение многих лет Лунинская дистанция пути заключала договор с ОАО «Завод ГРАЗ» на содержание и обслуживание данного переезда, так как этим переездом пользуется лишь ОАО «Завод ГРАЗ».
Также представители ОАО «РЖД» пояснили, что в пределах станции Грабово находится охраняемый железнодорожный переезд 120 км общего пользования с дежурным работником. Наличие двух переездов общего пользования – объектов повышенной опасности на расстоянии менее 1-го км, создает опасную ситуацию для участников дорожного движения и железнодорожного транспорта.
Представитель ОАО «Завод ГРАЗ», указал, что считает переезд 119 км переездом общего пользования согласно пункту 2.1 Инструкции и подтвердил важность данного переезда для организации. Автомобильная дорога, пересекающая железнодорожные пути на 120 км, для проезда большегрузной техники, выпускаемой заводом, не пригодна. Кроме того, представитель заявителя указал, что автомобильной дорогой, проходящей через переезд 119 км пользуются работники организации, автотранспорт экстренных служб (МЧС, скорая помощь), а также местные жители в период половодья для проезда по мосту через р. Сура, находящемуся в собственности ОАО «Завод ГРАЗ», и ведущему в с. Грабово. При этом проезд через мост и территорию завода для автотранспорта экстренных служб является свободным. С местных жителей в период половодья плата за проезд через территорию завода также не взимается.
Администрация Грабовского сельсовета Бессоновского района Пензенской области в своем письме 02.06.2009 г. № 151-02-30 и ее представитель на заседании Комиссии поддержала позицию заявителя, указав, что автодорогой, проходящей через переезд 119 км, пользуются экстренные службы (скорая помощь, МЧС, РЭС, газовая служба) и местные жители. Мост, расположенный на автомобильной дороге, проходящей через переезд 120 км пригоден только для проезда легковых автомобилей. В период половодья автомобильная дорога через 119 км является единственной дорогой между центром с. Грабово и жилым сектором, расположенным юго-восточнее завода.
Представитель Администрации Грабовского сельсовета также пояснил, что право собственности на автомобильную дорогу, пересекающую железнодорожные пути на 119 км по ст. Грабово, как и на многие другие объекты, расположенные на территории Грабовского сельсовета, Администрацией не оформлено. В настоящий момент данная дорога на балансе Администрации Грабовского сельсовета не значится и является бесхозной. Возможность взять расходы по содержанию переезда 119 км у Администрации Грабовского сельсовета отсутствует, так как местный бюджет является частично дотационным, а собственных доходов недостаточно.
Изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, заслушав объяснения сторон, Комиссия установила.
Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц ОАО «Завод ГРАЗ» было создано 11.11.2003 г.
В период с 2005 – март 2009 г. между Лунинской дистанцией пути и ОАО «Завод ГРАЗ» заключались договоры на текущее содержание железнодорожного переезда 119 км по ст. Грабово. В соответствии с указанными договорами Лунинская дистанция пути выполняла работы по текущему содержанию железнодорожного переезда, а ОАО «Завод ГРАЗ» оплачивало указанные работы.
В марте 2009 г. ОАО «Завод ГРАЗ» от Лунинской дистанции пути получен проект договора на текущее содержание железнодорожного переезда 119 км по ст. Грабово на 2009 г. В соответствии с указанным договором на ОАО «Завод ГРАЗ» возлагается обязанность в период с 01.03.2009 г. по 28.02.2010 г. по возмещению затрат Лунинской дистанции пути на текущее содержание железнодорожного переезда в размере 52750,59 руб./мес. При этом стоимость услуг по текущему содержанию переезда увеличилась в 2009 г. на 34,4 % (с 39239,68 руб./мес.) по сравнению с 2008 г.
Письмом от 11.03.2009 г. № 02/498 ОАО «Завод ГРАЗ» уведомило Лунинскую дистанцию пути об отказе заключить договор, в связи с тем, что автомобильная дорога, пересекающая железнодорожные пути на 119 км по ст. Грабово, в состав имущественного комплекса, принадлежащего заводу, не входит и завод не может нести затраты на ее содержание. ОАО «Завод ГРАЗ» считает, что согласно п. 2.1. Инструкции отнесение затрат по содержанию указанного переезда на ОАО «Завод ГРАЗ» является неправомерным.
В ответ на отказ от заключения договора Лунинская дистанция пути письмом от 17.03.2009 г. № 171 сообщила, что указанный переезд является переездом необщего пользования, так как им пользуется только ОАО «Завод ГРАЗ». При этом Лунинская дистанция пути указала, что в случае отказа ОАО «Завод ГРАЗ» от заключения договора на текущее содержание переезда, указанный переезд будет закрыт.
24.03.2009 г. ОАО «Завод ГРАЗ» повторно направило в адрес Лунинской дистанции пути письмо № 02/580, в котором указывалось на отсутствие у организации обязанности по содержанию переезда.
03.04.2009 г. письмом № 231 администрация Лунинской дистанции пути сообщила о закрытии переезда с 01.06.2009 г.
Порядок эксплуатации, содержания и ремонта железнодорожных переездов регламентируется инструкцией по эксплуатации железнодорожных переездов МПС РФ от 29.06.1998 г. № ЦП-566.
Согласно пункту 2.1. Инструкции железнодорожные переезды по месту расположения подразделяются:
- Общего пользования – на пересечениях железнодорожных путей общего пользования с автомобильными дорогами общего пользования, муниципальными автомобильными дорогами и улицами.
- Необщего пользования – на пересечениях железнодорожных путей с автомобильными дорогами отдельных предприятий или организаций (независимо от форм собственности). Устройство, оборудование, содержание и обслуживание переездов необщего пользования выполняются за счет средств предприятий, организаций или органов управления автомобильными дорогами и организаций, содержащих автомобильные дороги, пользующихся этими переездами.
В соответствии с учетной карточкой железнодорожный переезд 119 км по ст. Грабово числится в Пензенском отделении как переезд необщего пользования, а владельцем автомобильной дороги – ОАО «Завод ГРАЗ».
Согласно инвентарной карточке учета объекта основных средств рассматриваемый переезд принят к бухгалтерскому учету Лунинской дистанцией пути 30.09.2003 г.
В соответствии с предоставленной в Пензенское УФАС России оборотно-сальдовой ведомостью по счету 01 ОАО «Завод ГРАЗ» на 01.03.2009 г. автомобильная дорога, пересекающая железнодорожные пути на 119 км по ст. Грабово не находится в собственности организации.
Следовательно, ОАО «Завод ГРАЗ» не обязано нести расходы по содержанию указанной автомобильной дороги и переезда 119 км.
Законодательством предусмотрен следующий порядок закрытия железнодорожных переездов.
Согласно п. 2.7. Инструкции закрытие действующих переездов, перенос, восстановление закрытых переездов (постоянное или временное) производится в соответствии с порядком, установленным начальником железной дороги, по согласованию с органом управления автомобильной дорогой, организацией, содержащей автомобильную дорогу, и ГИБДД. Об этом органы местного самоуправления должны быть поставлены в известность не менее чем за два месяца до закрытия переезда.
10.05.2009 г. вступил в силу Порядок открытия и закрытия пересечений железнодорожных путей автомобильными дорогами (железнодорожных переездов), утвержденный приказом Минтранса РФ от 26.03.2009 г. N 46 (далее - порядок открытия и закрытия железнодорожных переездов).
В соответствии с пунктом 6 Порядка открытия и закрытия железнодорожных переездов решение об открытии (закрытии) железнодорожного переезда владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования либо владельцем железнодорожных путей необщего пользования принимается при наличии положительных заключений следующих органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций: Федерального агентства железнодорожного транспорта, Федерального дорожного агентства, Федеральной службы по надзору в сфере транспорта либо соответствующих территориальных органов, органов управления Госавтоинспекции субъекта РФ, органов исполнительной власти субъекта РФ и (или) органов местного самоуправления, на территории которых предполагается открытие (закрытие) железнодорожного переезда.
Следовательно, ОАО «РЖД» может осуществить закрытие переезда только с соблюдением порядка, установленного законом, а не решать вопрос о закрытии в одностороннем порядке.
В ходе заседания Комиссии представители ОАО «РЖД» сообщили, что ежегодно утверждается программа закрытия железнодорожных переездов.
Также представители ОАО «РЖД» подтвердили, что программа на закрытие переезда 119 км в 2009 г. отсутствует, и вопрос о его закрытии перед компетентными органами не ставился.
Материалами дела установлено, что Лунинская дистанция пути, нарушая порядок закрытия железнодорожных переездов, предусмотренный Инструкцией, направила, в адрес ОАО «Завод ГРАЗ» предупреждения о закрытии переезда, Кроме того, как следует из объяснения представителя ОАО «РЖД», Лунинская дистанция пути знала, что в 2009 г. закрытие переезда не произойдет, так как переезд не включен в программу закрытия железнодорожных переездов на 2009 год.
Таким образом, исходя из имеющихся в деле материалов, Комиссией установлено, что Лунинская дистанция пути, в нарушение порядка закрытия переездов, направляя необоснованные предупреждения о закрытии переезда 119 км, пыталось понудить ОАО «Завод ГРАЗ» взять на себя расходы по содержанию указанного переезда.
В рассматриваемой ситуации, когда ОАО «РЖД» владеет железнодорожными путями общего пользования на территории Российской Федерации и занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг по текущему содержанию железнодорожных переездов, нарушение Лунинской дистанцией пути установленного порядка закрытия железнодорожных переездов, путем неоднократного предупреждения о закрытии переезда 119 км, приводят к ущемлению интересов ОАО «Завод ГРАЗ» и препятствуют осуществлению его деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Основываясь на материалах дела и представленных доказательствах, учитывая вышеизложенное, Комиссия единогласно квалифицировала действия Лунинской дистанции пути структурного подразделения Пензенского отделения структурного подразделения Куйбышевской железной дороги – филиала ОАО «РЖД», выразившиеся в ущемлении интересов ОАО «Завод ГРАЗ», в результате нарушения установленного порядка закрытия железнодорожных переездов, путем направления предупреждений о закрытии железнодорожного переезда 119 км по ст. Грабово, как злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке и нарушение требований части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41,                     частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать действия ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала Куйбышевская железная дорога, выразившиеся в ущемлении интересов ОАО «Грабовский автомобильный завод», в результате нарушения установленного порядка закрытия железнодорожного переезда 119 км по ст. Грабово, нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. Выдать ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала Куйбышевская железная дорога предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
3. Передать материалы дела должностному лицу Пензенского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Данное решение направить сторонам по делу в десятидневный срок.
 
 
Председатель Комиссии                                                                                А.И. Авдеев
Члены Комиссии:                                                                                           С.В. Мокроусов
Т.В. Бутузова
                                                                                                                          Е.А. Прокаева
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
 
 
 
ПРЕДПИСАНИЕ №2-03/14-2009 О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
9 июля 2009 г.                                                                                                                г. Пенза
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
- Авдеева А.И. – руководителя управления, председателя Комиссии,
- Мокроусова С.В. – заместителя руководителя управления, члена Комиссии,
- Бутузовой Т.В. – начальника отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии,
- Прокаевой Е.А. – главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии,
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 9 июля 2009 года по делу № 2-03/14-2009 о нарушении ОАО «Российские железные дороги» (107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, 2) в лице филиала Куйбышевская железная дорога (443030, г. Самара, пл. Комсомольская, д. 2/3) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала Куйбышевская железная дорога в срок до 27.07.2009 г. прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в ущемлении интересов ОАО «Грабовский автомобильный завод», в результате нарушения установленного порядка закрытия железнодорожного переезда 119 км по ст. Грабово.
2. ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала Куйбышевская железная дорога принять меры по недопущению нарушения установленного порядка закрытия железнодорожного переезда 119 км по ст. Грабово.
 
3. ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала Куйбышевская железная дорога в срок до 30.07.2009 г. отозвать предупреждения о закрытии железнодорожного переезда 119 км по ст. Грабово, направленные в адрес ОАО «Грабовский автомобильный завод» письмами от 17.03.2009 г. № 171, от 03.04.2009 г. № 231.
О выполнении настоящего Предписания письменно сообщить в Пензенское УФАС России в срок до 10.08.2009 г. с приложением подтверждающих документов.
 
 
Председатель Комиссии                                                                                А.И. Авдеев
Члены Комиссии:                                                                                           С.В. Мокроусов
Т.В. Бутузова
                                                                                                                          Е.А. Прокаева
 
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
 
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

РЕШЕНИЕ
9 июля 2009 г.                                                                                                                г. Пенза
 
Резолютивная часть решения оглашена 25 июня 2009 года.
Решение изготовлено в полном объеме 9 июля 2009 года.
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
- Авдеева А.И. – руководителя управления, председателя Комиссии,
- Мокроусова С.В. – заместителя руководителя управления, члена Комиссии,
- Бутузовой Т.В. – начальника отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии,
- Прокаевой Е.А. – главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии,
рассмотрев дело № 2-03/14-2009 по признакам нарушения ОАО «Российские железные дороги» (107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, 2) в лице филиала Куйбышевская железная дорога (443030, г. Самара, пл. Комсомольская, д. 2/3) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
при участии в заседании:
со стороны ОАО «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РДЖ»):
- Воронцовой А.В., начальника юридического отдела Пензенского отделения структурного подразделения Куйбышевской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» (доверенность № НЮ-46/573 от 19.12.2006 г.),
- Гречишкина Н.С., начальника Лунинской дистанции пути структурного  подразделения Пензенского отделения структурного подразделения Куйбышевской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» (доверенность № НЮ-46/362 от 06.10.2006 г.).
со стороны ОАО «Грабовский автомобильный завод» (далее – ОАО «Завод ГРАЗ»):
- Винокурова А.Е., заместителя генерального директора по правовым вопросам (доверенность б/н от 02.02.2009 г.).
со стороны Администрации Грабовского сельсовета Бессоновского района Пензенской области:
- Грибовой О.Н., юриста (доверенность б/н от 02.02.2008 г.)
УСТАНОВИЛА:
В антимонопольное управление обратилось ОАО «Завод ГРАЗ» с заявлением на действия ОАО «РЖД» в лице Лунинской дистанции пути структурного подразделения Пензенского отделения структурного подразделения Куйбышевской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» (далее – Лунинская дистанция пути), по предъявлению требований о заключении договора на текущее содержание железнодорожного переезда 119 км по станции Грабово (далее – переезд 119 км), и направлению уведомлений о закрытии указанного переезда.
Согласно положению, утвержденному президентом ОАО «РЖД» 24.09.2003 г., Куйбышевская железная дорога, является филиалом ОАО «РЖД» и имеет в своем составе структурные подразделения, в том числе Пензенское отделение.
В соответствии с положением о Пензенском отделении структурным подразделением Куйбышевской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» (далее – Пензенское отделение), утвержденным начальником Куйбышевской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» 01.10.2003 г. в состав Пензенского отделения входит и является его структурным подразделением Лунинская дистанция пути, осуществляющая деятельность от имени ОАО «РЖД» на основании положения, утвержденного начальником Куйбышевской железной дороги 03.10.2003 г.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 29.12.2004 г. № 435-т ОАО «РЖД» включено в Реестр субъектов естественных монополий в сфере оказания услуг железнодорожных перевозок и услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.
Следовательно, ОАО «РЖД» занимает доминирующее положение на рынке услуг по оказанию железнодорожных перевозок, а также услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта на территории Российской Федерации.
Согласно статье 2 Федерального закона от 10.01.2003 г. № 17 – ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ» (далее – ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ) инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования – технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и системы управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.
В соответствии со статьей 10 ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ» железнодорожные переезды относятся к сооружениям, расположенным на железнодорожных путях, и, следовательно, входят в состав инфраструктуры железнодорожного транспорта.
Положением о Лунинской дистанции пути на нее возложена обязанность по обеспечению текущего содержания пути.
В рамках предоставленных полномочий Лунинская дистанция пути по договорам, заключаемым с хозяйствующими субъектами, оказывает услуги по текущему содержанию железнодорожных переездов на территории Бессоновского, Лунинского и Иссинского районов Пензенской области.
На заседании Комиссии представитель ОАО «Завод ГРАЗ» поддержал требования, изложенные в заявлении, и указал, что Лунинская дистанции пути путем направления предупреждений о закрытии переезда 119 км, пытается принудить ОАО «Завод ГРАЗ» к заключению договора на текущее содержание указанного переезда. Данные действия, по мнению заявителя, приводят к ущемлению его прав, так как заключение данного договора в соответствии с Инструкцией по эксплуатации железнодорожных переездов МПС России от 29.06.1998 г. № ЦП-566 (далее – Инструкция) не является для ОАО «Завод ГРАЗ» обязательным и приведет к дополнительным и необоснованным затратам, а также препятствуют осуществлению деятельности завода.
Представители ОАО «РЖД» требования заявителя не признали, указав, что открытие переезда 119 км осуществлялось в 1960 году по инициативе руководства Грабовского завода спецавтомобилей для хозяйственных нужд. Переезд является переездом необщего пользования на основании п. 2.1 Инструкции по эксплуатации железнодорожных переездов МПС России № ЦП/566 от 29.06.1998 г. В течение многих лет Лунинская дистанция пути заключала договор с ОАО «Завод ГРАЗ» на содержание и обслуживание данного переезда, так как этим переездом пользуется лишь ОАО «Завод ГРАЗ».
Также представители ОАО «РЖД» пояснили, что в пределах станции Грабово находится охраняемый железнодорожный переезд 120 км общего пользования с дежурным работником. Наличие двух переездов общего пользования – объектов повышенной опасности на расстоянии менее 1-го км, создает опасную ситуацию для участников дорожного движения и железнодорожного транспорта.
Представитель ОАО «Завод ГРАЗ», указал, что считает переезд 119 км переездом общего пользования согласно пункту 2.1 Инструкции и подтвердил важность данного переезда для организации. Автомобильная дорога, пересекающая железнодорожные пути на 120 км, для проезда большегрузной техники, выпускаемой заводом, не пригодна. Кроме того, представитель заявителя указал, что автомобильной дорогой, проходящей через переезд 119 км пользуются работники организации, автотранспорт экстренных служб (МЧС, скорая помощь), а также местные жители в период половодья для проезда по мосту через р. Сура, находящемуся в собственности ОАО «Завод ГРАЗ», и ведущему в с. Грабово. При этом проезд через мост и территорию завода для автотранспорта экстренных служб является свободным. С местных жителей в период половодья плата за проезд через территорию завода также не взимается.
Администрация Грабовского сельсовета Бессоновского района Пензенской области в своем письме 02.06.2009 г. № 151-02-30 и ее представитель на заседании Комиссии поддержала позицию заявителя, указав, что автодорогой, проходящей через переезд 119 км, пользуются экстренные службы (скорая помощь, МЧС, РЭС, газовая служба) и местные жители. Мост, расположенный на автомобильной дороге, проходящей через переезд 120 км пригоден только для проезда легковых автомобилей. В период половодья автомобильная дорога через 119 км является единственной дорогой между центром с. Грабово и жилым сектором, расположенным юго-восточнее завода.
Представитель Администрации Грабовского сельсовета также пояснил, что право собственности на автомобильную дорогу, пересекающую железнодорожные пути на 119 км по ст. Грабово, как и на многие другие объекты, расположенные на территории Грабовского сельсовета, Администрацией не оформлено. В настоящий момент данная дорога на балансе Администрации Грабовского сельсовета не значится и является бесхозной. Возможность взять расходы по содержанию переезда 119 км у Администрации Грабовского сельсовета отсутствует, так как местный бюджет является частично дотационным, а собственных доходов недостаточно.
Изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, заслушав объяснения сторон, Комиссия установила.
Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц ОАО «Завод ГРАЗ» было создано 11.11.2003 г.
В период с 2005 – март 2009 г. между Лунинской дистанцией пути и ОАО «Завод ГРАЗ» заключались договоры на текущее содержание железнодорожного переезда 119 км по ст. Грабово. В соответствии с указанными договорами Лунинская дистанция пути выполняла работы по текущему содержанию железнодорожного переезда, а ОАО «Завод ГРАЗ» оплачивало указанные работы.
В марте 2009 г. ОАО «Завод ГРАЗ» от Лунинской дистанции пути получен проект договора на текущее содержание железнодорожного переезда 119 км по ст. Грабово на 2009 г. В соответствии с указанным договором на ОАО «Завод ГРАЗ» возлагается обязанность в период с 01.03.2009 г. по 28.02.2010 г. по возмещению затрат Лунинской дистанции пути на текущее содержание железнодорожного переезда в размере 52750,59 руб./мес. При этом стоимость услуг по текущему содержанию переезда увеличилась в 2009 г. на 34,4 % (с 39239,68 руб./мес.) по сравнению с 2008 г.
Письмом от 11.03.2009 г. № 02/498 ОАО «Завод ГРАЗ» уведомило Лунинскую дистанцию пути об отказе заключить договор, в связи с тем, что автомобильная дорога, пересекающая железнодорожные пути на 119 км по ст. Грабово, в состав имущественного комплекса, принадлежащего заводу, не входит и завод не может нести затраты на ее содержание. ОАО «Завод ГРАЗ» считает, что согласно п. 2.1. Инструкции отнесение затрат по содержанию указанного переезда на ОАО «Завод ГРАЗ» является неправомерным.
В ответ на отказ от заключения договора Лунинская дистанция пути письмом от 17.03.2009 г. № 171 сообщила, что указанный переезд является переездом необщего пользования, так как им пользуется только ОАО «Завод ГРАЗ». При этом Лунинская дистанция пути указала, что в случае отказа ОАО «Завод ГРАЗ» от заключения договора на текущее содержание переезда, указанный переезд будет закрыт.
24.03.2009 г. ОАО «Завод ГРАЗ» повторно направило в адрес Лунинской дистанции пути письмо № 02/580, в котором указывалось на отсутствие у организации обязанности по содержанию переезда.
03.04.2009 г. письмом № 231 администрация Лунинской дистанции пути сообщила о закрытии переезда с 01.06.2009 г.
Порядок эксплуатации, содержания и ремонта железнодорожных переездов регламентируется инструкцией по эксплуатации железнодорожных переездов МПС РФ от 29.06.1998 г. № ЦП-566.
Согласно пункту 2.1. Инструкции железнодорожные переезды по месту расположения подразделяются:
- Общего пользования – на пересечениях железнодорожных путей общего пользования с автомобильными дорогами общего пользования, муниципальными автомобильными дорогами и улицами.
- Необщего пользования – на пересечениях железнодорожных путей с автомобильными дорогами отдельных предприятий или организаций (независимо от форм собственности). Устройство, оборудование, содержание и обслуживание переездов необщего пользования выполняются за счет средств предприятий, организаций или органов управления автомобильными дорогами и организаций, содержащих автомобильные дороги, пользующихся этими переездами.
В соответствии с учетной карточкой железнодорожный переезд 119 км по ст. Грабово числится в Пензенском отделении как переезд необщего пользования, а владельцем автомобильной дороги – ОАО «Завод ГРАЗ».
Согласно инвентарной карточке учета объекта основных средств рассматриваемый переезд принят к бухгалтерскому учету Лунинской дистанцией пути 30.09.2003 г.
В соответствии с предоставленной в Пензенское УФАС России оборотно-сальдовой ведомостью по счету 01 ОАО «Завод ГРАЗ» на 01.03.2009 г. автомобильная дорога, пересекающая железнодорожные пути на 119 км по ст. Грабово не находится в собственности организации.
Следовательно, ОАО «Завод ГРАЗ» не обязано нести расходы по содержанию указанной автомобильной дороги и переезда 119 км.
Законодательством предусмотрен следующий порядок закрытия железнодорожных переездов.
Согласно п. 2.7. Инструкции закрытие действующих переездов, перенос, восстановление закрытых переездов (постоянное или временное) производится в соответствии с порядком, установленным начальником железной дороги, по согласованию с органом управления автомобильной дорогой, организацией, содержащей автомобильную дорогу, и ГИБДД. Об этом органы местного самоуправления должны быть поставлены в известность не менее чем за два месяца до закрытия переезда.
10.05.2009 г. вступил в силу Порядок открытия и закрытия пересечений железнодорожных путей автомобильными дорогами (железнодорожных переездов), утвержденный приказом Минтранса РФ от 26.03.2009 г. N 46 (далее - порядок открытия и закрытия железнодорожных переездов).
В соответствии с пунктом 6 Порядка открытия и закрытия железнодорожных переездов решение об открытии (закрытии) железнодорожного переезда владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования либо владельцем железнодорожных путей необщего пользования принимается при наличии положительных заключений следующих органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций: Федерального агентства железнодорожного транспорта, Федерального дорожного агентства, Федеральной службы по надзору в сфере транспорта либо соответствующих территориальных органов, органов управления Госавтоинспекции субъекта РФ, органов исполнительной власти субъекта РФ и (или) органов местного самоуправления, на территории которых предполагается открытие (закрытие) железнодорожного переезда.
Следовательно, ОАО «РЖД» может осуществить закрытие переезда только с соблюдением порядка, установленного законом, а не решать вопрос о закрытии в одностороннем порядке.
В ходе заседания Комиссии представители ОАО «РЖД» сообщили, что ежегодно утверждается программа закрытия железнодорожных переездов.
Также представители ОАО «РЖД» подтвердили, что программа на закрытие переезда 119 км в 2009 г. отсутствует, и вопрос о его закрытии перед компетентными органами не ставился.
Материалами дела установлено, что Лунинская дистанция пути, нарушая порядок закрытия железнодорожных переездов, предусмотренный Инструкцией, направила, в адрес ОАО «Завод ГРАЗ» предупреждения о закрытии переезда, Кроме того, как следует из объяснения представителя ОАО «РЖД», Лунинская дистанция пути знала, что в 2009 г. закрытие переезда не произойдет, так как переезд не включен в программу закрытия железнодорожных переездов на 2009 год.
Таким образом, исходя из имеющихся в деле материалов, Комиссией установлено, что Лунинская дистанция пути, в нарушение порядка закрытия переездов, направляя необоснованные предупреждения о закрытии переезда 119 км, пыталось понудить ОАО «Завод ГРАЗ» взять на себя расходы по содержанию указанного переезда.
В рассматриваемой ситуации, когда ОАО «РЖД» владеет железнодорожными путями общего пользования на территории Российской Федерации и занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг по текущему содержанию железнодорожных переездов, нарушение Лунинской дистанцией пути установленного порядка закрытия железнодорожных переездов, путем неоднократного предупреждения о закрытии переезда 119 км, приводят к ущемлению интересов ОАО «Завод ГРАЗ» и препятствуют осуществлению его деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Основываясь на материалах дела и представленных доказательствах, учитывая вышеизложенное, Комиссия единогласно квалифицировала действия Лунинской дистанции пути структурного подразделения Пензенского отделения структурного подразделения Куйбышевской железной дороги – филиала ОАО «РЖД», выразившиеся в ущемлении интересов ОАО «Завод ГРАЗ», в результате нарушения установленного порядка закрытия железнодорожных переездов, путем направления предупреждений о закрытии железнодорожного переезда 119 км по ст. Грабово, как злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке и нарушение требований части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41,                     частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать действия ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала Куйбышевская железная дорога, выразившиеся в ущемлении интересов ОАО «Грабовский автомобильный завод», в результате нарушения установленного порядка закрытия железнодорожного переезда 119 км по ст. Грабово, нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. Выдать ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала Куйбышевская железная дорога предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
3. Передать материалы дела должностному лицу Пензенского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Данное решение направить сторонам по делу в десятидневный срок.
 
 
Председатель Комиссии                                                                                А.И. Авдеев
Члены Комиссии:                                                                                           С.В. Мокроусов
Т.В. Бутузова
                                                                                                                          Е.А. Прокаева
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
 
 
 
ПРЕДПИСАНИЕ №2-03/14-2009 О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
9 июля 2009 г.                                                                                                                г. Пенза
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
- Авдеева А.И. – руководителя управления, председателя Комиссии,
- Мокроусова С.В. – заместителя руководителя управления, члена Комиссии,
- Бутузовой Т.В. – начальника отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии,
- Прокаевой Е.А. – главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии,
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 9 июля 2009 года по делу № 2-03/14-2009 о нарушении ОАО «Российские железные дороги» (107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, 2) в лице филиала Куйбышевская железная дорога (443030, г. Самара, пл. Комсомольская, д. 2/3) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала Куйбышевская железная дорога в срок до 27.07.2009 г. прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в ущемлении интересов ОАО «Грабовский автомобильный завод», в результате нарушения установленного порядка закрытия железнодорожного переезда 119 км по ст. Грабово.
2. ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала Куйбышевская железная дорога принять меры по недопущению нарушения установленного порядка закрытия железнодорожного переезда 119 км по ст. Грабово.
 
3. ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала Куйбышевская железная дорога в срок до 30.07.2009 г. отозвать предупреждения о закрытии железнодорожного переезда 119 км по ст. Грабово, направленные в адрес ОАО «Грабовский автомобильный завод» письмами от 17.03.2009 г. № 171, от 03.04.2009 г. № 231.
О выполнении настоящего Предписания письменно сообщить в Пензенское УФАС России в срок до 10.08.2009 г. с приложением подтверждающих документов.
 
 
Председатель Комиссии                                                                                А.И. Авдеев
Члены Комиссии:                                                                                           С.В. Мокроусов
Т.В. Бутузова
                                                                                                                          Е.А. Прокаева
 
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
 
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => [format] => full_html [safe_value] => ) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-07-09 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-07-09 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1321538680 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Пензенское УФАС России )