Решение Пензенского УФАС России о признании действий ООО «ОПТАН-Пенза» и Государственного Учреждения - «Транспортное Управление Правительства Пензенской области» нарушением пункта 8 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135

Дата публикации: 30 декабря 2008, 03:00

 

РЕШЕНИЕ
 
29.12. 2008                                                                                                                    г. Пенза
 
Резолютивная часть решения объявлена 17 декабря 2008 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, рассмотрев дело № 2-03/49-2008 от 28.11.2008 по признакам нарушения Государственным Учреждением – «Транспортное Управление Правительства Пензенской области» (ул. Суворова, д.223, г. Пенза) (далее по тексту - ГУ ТУП) и Обществом с ограниченной ответственностью «ОПТАН-Пенза» (ул. Средняя,      д. 21, г. Пенза) части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), при участии представителя  ГУ ТУП и представителей ООО «ОПТАН-Пенза»:
УСТАНОВИЛА:
Настоящее дело возбуждено по инициативе Пензенского УФАС России (далее – Управление) по результатам проверок соблюдения ГУ ТУП и ООО «ОПТАН-Пенза» Закона о защите конкуренции на рынках реализации авиационного керосина на территории Пензенской области.
Из материалов проверок следует, что в ходе осуществления в 2008 году поставок авиационного керосина по государственному контракту № 26 от 20.12.2007 г. между ГУ ТУП и ООО «ОПТАН-Пенза» заключались дополнительные соглашения, согласно которым цена авиакеросина формировалась поставщиком не на объявленных условиях аукциона и заключенного государственного контракта, как этого требует законодательство, а в соответствии с рыночными ценами.
Данные дополнительные соглашения содержат признаки нарушения части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
Из письменных объяснений ГУ ТУП № 885 от 12.12.2008г. следует, что заключенные соглашения между ГУ ТУП и ООО «ОПТАН-Пенза» об увеличении цены на авиакеросин являются законными, поскольку соответствуют нормам Гражданского кодекса, а именно ст. 485 и ч.3 ст. 424 ГК РФ. При этом общая сумма платежей из внебюджетных средств при расчетах за авиатопливо не превысила начальную максимальную цену, назначенную при проведении аукциона. Кроме того, ГУ ТУП в своих письменных объяснениях подтверждает тот факт, что цена за 1 тонну авиатоплива, согласно условиям аукционной документации, должна была составлять не более 17 тысяч рублей за 1 тонну.
На заседании Комиссии представитель ГУ ТУП подтвердил, что в ходе поставок цена на авиакеросин формировалась в соответствии с рыночными ценами, так как исполнение контракта в соответствии с условиями открытого аукциона было невозможно.
Представитель ООО «ОПТАН-Пенза» заявил, что при заключении дополнительных соглашений в ходе исполнения государственного контракта руководствовался его условиями, согласно которым цена на продукцию устанавливается в размере отпускной цены поставщика (на условиях доставки продукции до пункта назначения) на дату передачи продукции перевозчику. По его мнению, действия ООО «ОПТАН-Пенза» соответствуют нормам гражданского законодательства, а именно ч.1 ст.450 ГК РФ, согласно которой изменение договора возможно по соглашению сторон. Цена на авиатопливо формировалась исходя из закупочной цены, воздействия изменения цен, с учетом цен на аналогичные товары. Цена определялась поставщиком и согласовывалась с покупателем, с учетом сроков поставки и оплаты товара и фиксировалась в дополнительных соглашениях, являющихся частью заключенных государственного контракта.
Изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующему.
Согласно аналитическому отчёту о положении хозяйствующих субъектов на рынке оптовой торговли авиационным керосином от 26.11.08, составленному при подготовке к рассмотрению данного дела, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции (далее - ОКП) “авиационный керосин” относится к подклассу керосинового топлива для реактивных двигателей (керосин авиационный) - код ОКП 02 5121 6.
Все марки авиационного керосина имеют одно функциональное назначение: горючее для гражданской и военной реактивной авиации и обеспечения нормальной работы двигателей на различных режимах эксплуатации и полётов на больших высотах (топливо для дозвуковых и сверхзвуковых самолётов).
Оптовая торговля авиационным керосином в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (далее по тексту ОКВЭД) относятся к группе оптовой торговли моторным топливом (код ОКВЭД 51.51.2).
Потребителями авиационного керосина являются аэропорты и топливно-заправочные организации (далее - ТЗО), приобретающие авиакеросин с целью обеспечения заправки авиатопливом воздушных судов.
На территории Пензенского региона расположен 1 аэропорт - Филиал ГУ «Транспортное управление Правительства Пензенской области» - «Авиационно-транспортный комплекс аэропорта г. Пенза» (далее – Аэропорт Пенза), расположенный в черте города. Филиал не является юридическим лицом и действует на основании Положения о «Филиале государственного учреждения «Транспортное управление Правительства Пензенской области» - «Авиационно-транспортный комплекс аэропорта г. Пенза» от 05.03.2003 г.
В соответствии с п.2.7. Устава ГУ ТУП осуществляет обеспечение авиатопливом воздушные перевозки, т.е. осуществляет закупку авиационного керосина, его хранение и реализацию, а также услуги по заправке ВС авиационным керосином.
Учреждение является хозяйствующим субъектом, поскольку осуществляет деятельность, приносящую ему доход, в соответствии с пунктом 1.6. Устава.
Иных ТЗО, осуществляющих комплексные услуги (услуги по заправке ВС собственным авиационным керосином; услуги по заправке ВС авиационным керосином, принадлежащим иным хозяйствующим субъектам, которым ТЗО оказывает услуги по хранению авиационного керосина), а также ТЗО, ведущих деятельность с применением иных схем договорных отношений при хранении, реализации авиационного керосина и оказании услуг по заправке ВС авиационным керосином, на территории региона нет.
Таким образом, ГУ ТУП является единственным потребителем на рынке оптовой торговли авиационным керосином в географических границах Пензенского региона.
Возможность поставки авиакеросина на территорию Пензенской области непосредственно с НПЗ ограничена сравнительно малыми потребностями потребителя в товаре, вследствие чего поставка может осуществляться только организациями-посредниками.
Последующая реализация авиакеросина при заправке воздушных судов требует оперативных и бесперебойных поставок, что может быть обеспечено только путем приобретения товара в непосредственной близости от ТЗО.
Кроме того, потребитель на рынке оптовой торговли авиакеросином на территории г.Пенза (ГУ ТУП) имеет возможность приобрести товар только по государственному контракту, путем размещения государственного заказа на поставку данного вида топлива.
В соответствии с условиями документации об аукционе и условиям контракта местом поставки товара является база ГСМ Заказчика, т.е. база ГУ ТУП.
Таким образом, рассматриваемый рынок оптовой торговли авиакеросином является локальным.
В декабре 2007 года Управлением по организации государственных закупок Пензенской области был проведён открытый аукцион на поставку ГСМ для нужд ГУ «Транспортное управление» (извещение № 62-А от 8 ноября 2007 года).
Предметом государственного контракта в соответствии с пунктом 4 Информационной карты по лоту № 2 являлся керосин авиационный марки ТС-1 в количестве 996 тонн. Пунктом 12 Информационной карты установлена начальная (максимальная) цена контракта по лоту № 2 в размере 16 932 000 рублей.
С учётом пунктов 23, 24 Информационной карты аукциона цена за одну тонну керосина авиационного должна составлять не более 17 000 рублей.
По результатам проведения указанного аукциона государственный контракт № 26 от 20.12.2007 был заключен с ООО «ОПТАН-Пенза» как с единственным участником аукциона.
Согласно части 6 статьи 36 Федерального закона от 21.07.05 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов) в случае, если аукцион признан несостоявшимся и только один участник размещения заказа, подавший заявку на участие в аукционе, признан участником аукциона, заказчик в течение трёх рабочих дней со дня подписания протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе обязан передать такому участнику аукциона проект контракта, прилагаемого к документации об аукционе. При этом государственный или муниципальный контракт заключается с учётом положений части 4 статьи 38 указанного закона на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, по начальной (максимальной) цене контракта (цене лота), указанной в извещении о проведении аукциона, или по согласованной с указанным участником аукциона и не превышающей начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) цене контракта.
Таким образом, государственный контракт мог быть заключен исключительно на условиях, предусмотренных документацией об аукционе по объёмам поставки и по цене, не превышающей начальной (максимальной) цены, установленной в извещении № 62-А от 8 ноября 2007 года.
Однако,подписанный сторонами государственный контракт № 26 от 20.12.2007 г. не содержит условий, определяющих цену контракта и количество товара, подлежащего поставке.
Несмотря на то, что условия заключения государственного контракта № 26 от 20.12.2007 г., предложенные при проведении аукциона, не предусматривали возможности изменения в ходе поставок цены за единицу поставляемой продукции, в течение 2008 года между ГУ ТУП и ООО «ОПТАН-Пенза» заключались дополнительные соглашения, нарушающие данные условия.
Так, в ходе исполнения государственного контракта № 26 от 20.12.2007 между ГУ ТУП и ООО «ОПТАН-Пенза» были заключены дополнительные соглашения от 21.02.2008 № 1, 22.02.2008 № 2, 18.03.2008 № 3, 20.03.2008 № 4, 30.03.2008 № 5, 31.03.2008 № 6, 04.05.2008 № 7, 29.04.2008 № 8, 06.05.2008 № 9, 29.05.2008 № 10, 06.06.2008 № 11, 07.06.2008 № 12, 09.07.2008 № 13, 10.07.2008 № 14, 23.07.2008 № 15, 25.07.2008 № 16, 25.07.№ 17, 12.08.2008 № 18, 13.08.2008 № 19, 14.08.2008 № 20, 15.08.2008 № 21 и 18.08.2008 № 22, устанавливающие конкретные объемы поставки и цену керосина авиационного за тонну.
В указанных дополнительных соглашениях, в нарушение требований законодательства к условиям исполнения государственного контракта, цена товара определялась сторонами по обоюдному согласованию в соответствии с рыночными ценами и фиксировалась на каждую партию поставляемой продукции. В результате цена за 1 тонну керосина авиационного устанавливалась от 23 500 рублей до 31 500 рублей.
Данный факт подтверждается полученными в ходе проверки счетами - фактурами, отражающими поставку авиакеросина ООО «ОПТАН-Пенза» в адрес ГУ ТУП, дополнительными соглашениями к договору поставки нефтепродуктов № 26 от 20.12.07г., а также письменными объяснениями ООО «ОПТАН-Пенза» и ГУ ТУП.
Согласно сведениям о государственном контракте № 26 от 20.12.2007г., направленным ГУ ТУП органу исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченному на ведение реестра контрактов, цена 1 тонны авиакеросина, поставляемого ООО «ОПТАН-Пенза» в адрес ГУ ТУП, составляет 17 000 рублей.
Таким образом, за время исполнения контракта цена 1 тонны авиакеросина увеличилась на 85 %.
За 11 месяцев 2008 года ООО «ОПТАН-Пенза» было реализовано для ГУ ТУП 601,969 тонны авиакеросина, на общую сумму 16531022,50 рублей (с учетом НДС). При этом денежные средства освоены на 97,6 %, а продукта приобретёно лишь на 60,4 % от установленного документацией об аукционе объёма.
Довод ООО «ОПТАН-Пенза» о том, что пункт 1 статьи 450 ГК РФ предусматривает изменение договора по соглашению сторон, Комиссия считает необоснованным, поскольку данная статья предусматривает изменение договора в случае, если другим законом или договором не предусмотрено иное.
В соответствии с п.4.1 ст.9 Закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» цена государственного или муниципального контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения. Оплата поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг осуществляется по цене, установленной государственным или муниципальным контрактом.
Законом допускается изменение цены контракта пропорционально изменению количества товара, подлежащего поставке, если это предусмотрено документацией об аукционе, но не более чем на 10 %.
Документацией на проведение открытого аукциона № 62-А, предусмотрено изменение цены контракта пропорционально изменению количества товара, подлежащего поставке, но не более чем на 10 %.
Из вышеизложенного следует, что доводы ГУ ТУП об исполнении государственного контракта № 26 от 20.12.2007 г. в соответствии с условиями документации об аукционе и приобретении авиакеросина с максимальной экономией бюджетных средств, не соответствуют действительности.
Кроме того, из материалов дела следует, что в ходе осуществления поставок авиатоплива в 2007 году при исполнении государственного контракта № 2 от 29.12.2006г. ГУ ТУП и ООО «ОПТАН-Пенза» также неоднократно допускали заключение дополнительных соглашений по увеличению цены продукта в соответствии с рыночными ценами. В итоге повышение цены за единицу продукции в 2007 году составило 22 %. Всего ООО «ОПТАН-Пенза» было реализовано для ГУ ТУП 800,009 тонн авиакеросина на общую сумму 13 389 893,40 рублей, что на 19,7% меньше количества товара, указанного в контракте.
Возможность одного из участников аукциона (ООО «ОПТАН-Пенза»), в нарушение документации, заключать соглашения с заказчиком (ГУ ТУП) не на основе условий проекта государственного контракта, как этого требует законодательство, а в соответствии с изменением рыночной ситуации, создавала ему преимущество, которое отсутствовало у других хозяйствующих субъектов, имеющих намерение принять участие в аукционе.
Таким образом, при проведении аукционов с участием ООО «ОПТАН-Пенза» возможность заключения указанных соглашений приводила к созданию препятствий доступу на рынок оптовой торговли авиационным керосином других хозяйствующих субъектов.
Из ответа ЗАО «Пензанефтепродукт» от 09.12.08г. № 05/500-113 на запрос антимонопольного управления следует, что данный хозяйствующий субъект имеет возможность поставки авиационного керосина для нужд ГУ ТУП, однако не участвовал в торгах на поставку авиационного керосина в 2007-2008 годах, в связи с невозможностью сохранения цены на весь период поставки.
Заявления представителей ГУ ТУП и ООО «ОПТАН-Пенза» о том, что обеспечить исполнение действующего законодательства при исполнении государственного заказа не представлялось возможным, в связи с изменением рыночной ситуации, Комиссия считает необоснованными.
В соответствии с п. 8 статьи 9 Закона о размещении заказов допускается расторжение государственного или муниципального контракта по соглашению сторон или решению суда, по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Расторжение контракта и проведение нового аукциона на размещение заказа на поставку авиационного керосина обеспечило бы равный доступ на рынок оптовой торговли авиакеросином другим хозяйствующим субъектам.
В соответствии с действующим законодательством сфере размещения заказов организация и проведение аукциона потребует не менее 36 дней.
Первая поставка в 2008 году ООО «ОПТАН-Пенза» в адрес ГУ ТУП была осуществлена 21.02.2008 года, т.е. спустя 2 месяца с момента заключения контракта № 26 от 20.12.07г. Из чего следует, что у ГУ ТУП имелась возможность организовать проведение нового аукциона без наступления вредных последствий для авиатопливного обеспечения воздушных судов.
Однако, стремясь извлечь при осуществлении своей хозяйственной деятельности наибольшую прибыль, стороны заключали дополнительные соглашения к государственному контракту на поставку аиационного керосина с нарушением действующего законодательства.
Изменение закупочных цен служило для ГУ ТУП основанием для увеличения в свою очередь цен на авиакеросин, реализуемый при заправке воздушных судов, а следовательно, получения дополнительной прибыли.
В соответствии с Приказами ГУ ТУП об изменении цен на ГСМ, за 2008 год цена авиакеросина при оказании услуг по заправке воздушных судов была повышена на 81%.
Согласно акту инвентаризационной описи товарно-материальных ценностей от 31.12.2007 г. № 0010 остатки авиакеросина имеющиеся в наличии у ООО «Оптан-Пенза» на 31.12.2007г., составляли 522529 кг на общую сумму 8966670,21 рублей. Значительный остаток продукции на истечение срока исполнения контракта № 2 от 29.12.2006г, при наличии спроса у единственного покупателя, свидетельствует о заинтересованности ООО «ОПТАН-Пенза» в ограничении доступа на товарный рынок других хозяйствующих субъектов для обеспечения реализации товара.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о размещении заказов, данный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях «…расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов…»
Из вышеизложенного следует, что заключение ГУ ТУП и ООО «ОПТАН-Пенза» при исполнении государственного контракта соглашений с нарушением установленных вышеуказанным законом норм, приводило и могло приводить к ограничению конкуренции, созданию препятствий доступу на рынок другим хозяйствующим субъектам.
В соответствии с п.8 Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС РФ от 25.04.06 №108 проведен расчет долей хозяйствующих субъектов на соответствующих рынках, согласно которым доля ГУ ТУП на локальном рынке реализации авиакеросина в Аэропорту «Пенза» в 2007 - 2008 году составляла 100%,
доля ООО «ОПТАН-Пенза» на рынке оптовой торговли авиакеросином на территории Пензенского региона в 2007-2008 году составила 100%.
Поскольку ГУ ТУП и ООО «ОПТАН-Пенза» не конкурируют между собой, ГУ ТУП является приобретателем товара, а ООО «ОПТАН-Пенза» является продавцом, соглашение, заключенное между ними является, в соответствии с п.19 ст.4 Закона о защите конкуренции «вертикальным».
В соответствии со пунктом 8 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к созданию препятствий доступу на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Основываясь на материалах дела и представленных доказательствах, Комиссия единогласно квалифицировала вышеуказанные действия ГУ ТУП и ООО «ОПТАН-Пенза» как заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, которое приводило и могло приводить к созданию препятствий доступу на рынок оптовой торговли авиационным керосином другим хозяйствующим субъектам, и нарушением пункта 8 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Руководствуясь статьями 41, 49Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
 
РЕШИЛА:
1. Признать действия Общества с ограниченной ответственностью «ОПТАН-Пенза» и Государственного Учреждения - «Транспортное Управление Правительства Пензенской области», выразившиеся в заключении ограничивающего конкуренцию дополнительных соглашений, которые приводили и могли приводить к созданию препятствий доступу на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам, нарушением пункта 8 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. Выдать ООО «ОПТАН-Пенза» и Государственному Учреждению - «Транспортное Управление Правительства Пензенской области» предписание о прекращении с момента получения предписания нарушения антимонопольного законодательства.
3. Данное решение направить сторонам по делу в десятидневный срок.
 
 
 
 
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
 
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
  
stdClass Object ( [vid] => 6790 [uid] => 1 [title] => Решение Пензенского УФАС России о признании действий ООО «ОПТАН-Пенза» и Государственного Учреждения - «Транспортное Управление Правительства Пензенской области» нарушением пункта 8 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6790 [type] => solution [language] => ru [created] => 1230584400 [changed] => 1370519731 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370519731 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

РЕШЕНИЕ
 
29.12. 2008                                                                                                                    г. Пенза
 
Резолютивная часть решения объявлена 17 декабря 2008 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, рассмотрев дело № 2-03/49-2008 от 28.11.2008 по признакам нарушения Государственным Учреждением – «Транспортное Управление Правительства Пензенской области» (ул. Суворова, д.223, г. Пенза) (далее по тексту - ГУ ТУП) и Обществом с ограниченной ответственностью «ОПТАН-Пенза» (ул. Средняя,      д. 21, г. Пенза) части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), при участии представителя  ГУ ТУП и представителей ООО «ОПТАН-Пенза»:
УСТАНОВИЛА:
Настоящее дело возбуждено по инициативе Пензенского УФАС России (далее – Управление) по результатам проверок соблюдения ГУ ТУП и ООО «ОПТАН-Пенза» Закона о защите конкуренции на рынках реализации авиационного керосина на территории Пензенской области.
Из материалов проверок следует, что в ходе осуществления в 2008 году поставок авиационного керосина по государственному контракту № 26 от 20.12.2007 г. между ГУ ТУП и ООО «ОПТАН-Пенза» заключались дополнительные соглашения, согласно которым цена авиакеросина формировалась поставщиком не на объявленных условиях аукциона и заключенного государственного контракта, как этого требует законодательство, а в соответствии с рыночными ценами.
Данные дополнительные соглашения содержат признаки нарушения части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
Из письменных объяснений ГУ ТУП № 885 от 12.12.2008г. следует, что заключенные соглашения между ГУ ТУП и ООО «ОПТАН-Пенза» об увеличении цены на авиакеросин являются законными, поскольку соответствуют нормам Гражданского кодекса, а именно ст. 485 и ч.3 ст. 424 ГК РФ. При этом общая сумма платежей из внебюджетных средств при расчетах за авиатопливо не превысила начальную максимальную цену, назначенную при проведении аукциона. Кроме того, ГУ ТУП в своих письменных объяснениях подтверждает тот факт, что цена за 1 тонну авиатоплива, согласно условиям аукционной документации, должна была составлять не более 17 тысяч рублей за 1 тонну.
На заседании Комиссии представитель ГУ ТУП подтвердил, что в ходе поставок цена на авиакеросин формировалась в соответствии с рыночными ценами, так как исполнение контракта в соответствии с условиями открытого аукциона было невозможно.
Представитель ООО «ОПТАН-Пенза» заявил, что при заключении дополнительных соглашений в ходе исполнения государственного контракта руководствовался его условиями, согласно которым цена на продукцию устанавливается в размере отпускной цены поставщика (на условиях доставки продукции до пункта назначения) на дату передачи продукции перевозчику. По его мнению, действия ООО «ОПТАН-Пенза» соответствуют нормам гражданского законодательства, а именно ч.1 ст.450 ГК РФ, согласно которой изменение договора возможно по соглашению сторон. Цена на авиатопливо формировалась исходя из закупочной цены, воздействия изменения цен, с учетом цен на аналогичные товары. Цена определялась поставщиком и согласовывалась с покупателем, с учетом сроков поставки и оплаты товара и фиксировалась в дополнительных соглашениях, являющихся частью заключенных государственного контракта.
Изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующему.
Согласно аналитическому отчёту о положении хозяйствующих субъектов на рынке оптовой торговли авиационным керосином от 26.11.08, составленному при подготовке к рассмотрению данного дела, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции (далее - ОКП) “авиационный керосин” относится к подклассу керосинового топлива для реактивных двигателей (керосин авиационный) - код ОКП 02 5121 6.
Все марки авиационного керосина имеют одно функциональное назначение: горючее для гражданской и военной реактивной авиации и обеспечения нормальной работы двигателей на различных режимах эксплуатации и полётов на больших высотах (топливо для дозвуковых и сверхзвуковых самолётов).
Оптовая торговля авиационным керосином в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (далее по тексту ОКВЭД) относятся к группе оптовой торговли моторным топливом (код ОКВЭД 51.51.2).
Потребителями авиационного керосина являются аэропорты и топливно-заправочные организации (далее - ТЗО), приобретающие авиакеросин с целью обеспечения заправки авиатопливом воздушных судов.
На территории Пензенского региона расположен 1 аэропорт - Филиал ГУ «Транспортное управление Правительства Пензенской области» - «Авиационно-транспортный комплекс аэропорта г. Пенза» (далее – Аэропорт Пенза), расположенный в черте города. Филиал не является юридическим лицом и действует на основании Положения о «Филиале государственного учреждения «Транспортное управление Правительства Пензенской области» - «Авиационно-транспортный комплекс аэропорта г. Пенза» от 05.03.2003 г.
В соответствии с п.2.7. Устава ГУ ТУП осуществляет обеспечение авиатопливом воздушные перевозки, т.е. осуществляет закупку авиационного керосина, его хранение и реализацию, а также услуги по заправке ВС авиационным керосином.
Учреждение является хозяйствующим субъектом, поскольку осуществляет деятельность, приносящую ему доход, в соответствии с пунктом 1.6. Устава.
Иных ТЗО, осуществляющих комплексные услуги (услуги по заправке ВС собственным авиационным керосином; услуги по заправке ВС авиационным керосином, принадлежащим иным хозяйствующим субъектам, которым ТЗО оказывает услуги по хранению авиационного керосина), а также ТЗО, ведущих деятельность с применением иных схем договорных отношений при хранении, реализации авиационного керосина и оказании услуг по заправке ВС авиационным керосином, на территории региона нет.
Таким образом, ГУ ТУП является единственным потребителем на рынке оптовой торговли авиационным керосином в географических границах Пензенского региона.
Возможность поставки авиакеросина на территорию Пензенской области непосредственно с НПЗ ограничена сравнительно малыми потребностями потребителя в товаре, вследствие чего поставка может осуществляться только организациями-посредниками.
Последующая реализация авиакеросина при заправке воздушных судов требует оперативных и бесперебойных поставок, что может быть обеспечено только путем приобретения товара в непосредственной близости от ТЗО.
Кроме того, потребитель на рынке оптовой торговли авиакеросином на территории г.Пенза (ГУ ТУП) имеет возможность приобрести товар только по государственному контракту, путем размещения государственного заказа на поставку данного вида топлива.
В соответствии с условиями документации об аукционе и условиям контракта местом поставки товара является база ГСМ Заказчика, т.е. база ГУ ТУП.
Таким образом, рассматриваемый рынок оптовой торговли авиакеросином является локальным.
В декабре 2007 года Управлением по организации государственных закупок Пензенской области был проведён открытый аукцион на поставку ГСМ для нужд ГУ «Транспортное управление» (извещение № 62-А от 8 ноября 2007 года).
Предметом государственного контракта в соответствии с пунктом 4 Информационной карты по лоту № 2 являлся керосин авиационный марки ТС-1 в количестве 996 тонн. Пунктом 12 Информационной карты установлена начальная (максимальная) цена контракта по лоту № 2 в размере 16 932 000 рублей.
С учётом пунктов 23, 24 Информационной карты аукциона цена за одну тонну керосина авиационного должна составлять не более 17 000 рублей.
По результатам проведения указанного аукциона государственный контракт № 26 от 20.12.2007 был заключен с ООО «ОПТАН-Пенза» как с единственным участником аукциона.
Согласно части 6 статьи 36 Федерального закона от 21.07.05 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов) в случае, если аукцион признан несостоявшимся и только один участник размещения заказа, подавший заявку на участие в аукционе, признан участником аукциона, заказчик в течение трёх рабочих дней со дня подписания протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе обязан передать такому участнику аукциона проект контракта, прилагаемого к документации об аукционе. При этом государственный или муниципальный контракт заключается с учётом положений части 4 статьи 38 указанного закона на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, по начальной (максимальной) цене контракта (цене лота), указанной в извещении о проведении аукциона, или по согласованной с указанным участником аукциона и не превышающей начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) цене контракта.
Таким образом, государственный контракт мог быть заключен исключительно на условиях, предусмотренных документацией об аукционе по объёмам поставки и по цене, не превышающей начальной (максимальной) цены, установленной в извещении № 62-А от 8 ноября 2007 года.
Однако,подписанный сторонами государственный контракт № 26 от 20.12.2007 г. не содержит условий, определяющих цену контракта и количество товара, подлежащего поставке.
Несмотря на то, что условия заключения государственного контракта № 26 от 20.12.2007 г., предложенные при проведении аукциона, не предусматривали возможности изменения в ходе поставок цены за единицу поставляемой продукции, в течение 2008 года между ГУ ТУП и ООО «ОПТАН-Пенза» заключались дополнительные соглашения, нарушающие данные условия.
Так, в ходе исполнения государственного контракта № 26 от 20.12.2007 между ГУ ТУП и ООО «ОПТАН-Пенза» были заключены дополнительные соглашения от 21.02.2008 № 1, 22.02.2008 № 2, 18.03.2008 № 3, 20.03.2008 № 4, 30.03.2008 № 5, 31.03.2008 № 6, 04.05.2008 № 7, 29.04.2008 № 8, 06.05.2008 № 9, 29.05.2008 № 10, 06.06.2008 № 11, 07.06.2008 № 12, 09.07.2008 № 13, 10.07.2008 № 14, 23.07.2008 № 15, 25.07.2008 № 16, 25.07.№ 17, 12.08.2008 № 18, 13.08.2008 № 19, 14.08.2008 № 20, 15.08.2008 № 21 и 18.08.2008 № 22, устанавливающие конкретные объемы поставки и цену керосина авиационного за тонну.
В указанных дополнительных соглашениях, в нарушение требований законодательства к условиям исполнения государственного контракта, цена товара определялась сторонами по обоюдному согласованию в соответствии с рыночными ценами и фиксировалась на каждую партию поставляемой продукции. В результате цена за 1 тонну керосина авиационного устанавливалась от 23 500 рублей до 31 500 рублей.
Данный факт подтверждается полученными в ходе проверки счетами - фактурами, отражающими поставку авиакеросина ООО «ОПТАН-Пенза» в адрес ГУ ТУП, дополнительными соглашениями к договору поставки нефтепродуктов № 26 от 20.12.07г., а также письменными объяснениями ООО «ОПТАН-Пенза» и ГУ ТУП.
Согласно сведениям о государственном контракте № 26 от 20.12.2007г., направленным ГУ ТУП органу исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченному на ведение реестра контрактов, цена 1 тонны авиакеросина, поставляемого ООО «ОПТАН-Пенза» в адрес ГУ ТУП, составляет 17 000 рублей.
Таким образом, за время исполнения контракта цена 1 тонны авиакеросина увеличилась на 85 %.
За 11 месяцев 2008 года ООО «ОПТАН-Пенза» было реализовано для ГУ ТУП 601,969 тонны авиакеросина, на общую сумму 16531022,50 рублей (с учетом НДС). При этом денежные средства освоены на 97,6 %, а продукта приобретёно лишь на 60,4 % от установленного документацией об аукционе объёма.
Довод ООО «ОПТАН-Пенза» о том, что пункт 1 статьи 450 ГК РФ предусматривает изменение договора по соглашению сторон, Комиссия считает необоснованным, поскольку данная статья предусматривает изменение договора в случае, если другим законом или договором не предусмотрено иное.
В соответствии с п.4.1 ст.9 Закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» цена государственного или муниципального контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения. Оплата поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг осуществляется по цене, установленной государственным или муниципальным контрактом.
Законом допускается изменение цены контракта пропорционально изменению количества товара, подлежащего поставке, если это предусмотрено документацией об аукционе, но не более чем на 10 %.
Документацией на проведение открытого аукциона № 62-А, предусмотрено изменение цены контракта пропорционально изменению количества товара, подлежащего поставке, но не более чем на 10 %.
Из вышеизложенного следует, что доводы ГУ ТУП об исполнении государственного контракта № 26 от 20.12.2007 г. в соответствии с условиями документации об аукционе и приобретении авиакеросина с максимальной экономией бюджетных средств, не соответствуют действительности.
Кроме того, из материалов дела следует, что в ходе осуществления поставок авиатоплива в 2007 году при исполнении государственного контракта № 2 от 29.12.2006г. ГУ ТУП и ООО «ОПТАН-Пенза» также неоднократно допускали заключение дополнительных соглашений по увеличению цены продукта в соответствии с рыночными ценами. В итоге повышение цены за единицу продукции в 2007 году составило 22 %. Всего ООО «ОПТАН-Пенза» было реализовано для ГУ ТУП 800,009 тонн авиакеросина на общую сумму 13 389 893,40 рублей, что на 19,7% меньше количества товара, указанного в контракте.
Возможность одного из участников аукциона (ООО «ОПТАН-Пенза»), в нарушение документации, заключать соглашения с заказчиком (ГУ ТУП) не на основе условий проекта государственного контракта, как этого требует законодательство, а в соответствии с изменением рыночной ситуации, создавала ему преимущество, которое отсутствовало у других хозяйствующих субъектов, имеющих намерение принять участие в аукционе.
Таким образом, при проведении аукционов с участием ООО «ОПТАН-Пенза» возможность заключения указанных соглашений приводила к созданию препятствий доступу на рынок оптовой торговли авиационным керосином других хозяйствующих субъектов.
Из ответа ЗАО «Пензанефтепродукт» от 09.12.08г. № 05/500-113 на запрос антимонопольного управления следует, что данный хозяйствующий субъект имеет возможность поставки авиационного керосина для нужд ГУ ТУП, однако не участвовал в торгах на поставку авиационного керосина в 2007-2008 годах, в связи с невозможностью сохранения цены на весь период поставки.
Заявления представителей ГУ ТУП и ООО «ОПТАН-Пенза» о том, что обеспечить исполнение действующего законодательства при исполнении государственного заказа не представлялось возможным, в связи с изменением рыночной ситуации, Комиссия считает необоснованными.
В соответствии с п. 8 статьи 9 Закона о размещении заказов допускается расторжение государственного или муниципального контракта по соглашению сторон или решению суда, по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Расторжение контракта и проведение нового аукциона на размещение заказа на поставку авиационного керосина обеспечило бы равный доступ на рынок оптовой торговли авиакеросином другим хозяйствующим субъектам.
В соответствии с действующим законодательством сфере размещения заказов организация и проведение аукциона потребует не менее 36 дней.
Первая поставка в 2008 году ООО «ОПТАН-Пенза» в адрес ГУ ТУП была осуществлена 21.02.2008 года, т.е. спустя 2 месяца с момента заключения контракта № 26 от 20.12.07г. Из чего следует, что у ГУ ТУП имелась возможность организовать проведение нового аукциона без наступления вредных последствий для авиатопливного обеспечения воздушных судов.
Однако, стремясь извлечь при осуществлении своей хозяйственной деятельности наибольшую прибыль, стороны заключали дополнительные соглашения к государственному контракту на поставку аиационного керосина с нарушением действующего законодательства.
Изменение закупочных цен служило для ГУ ТУП основанием для увеличения в свою очередь цен на авиакеросин, реализуемый при заправке воздушных судов, а следовательно, получения дополнительной прибыли.
В соответствии с Приказами ГУ ТУП об изменении цен на ГСМ, за 2008 год цена авиакеросина при оказании услуг по заправке воздушных судов была повышена на 81%.
Согласно акту инвентаризационной описи товарно-материальных ценностей от 31.12.2007 г. № 0010 остатки авиакеросина имеющиеся в наличии у ООО «Оптан-Пенза» на 31.12.2007г., составляли 522529 кг на общую сумму 8966670,21 рублей. Значительный остаток продукции на истечение срока исполнения контракта № 2 от 29.12.2006г, при наличии спроса у единственного покупателя, свидетельствует о заинтересованности ООО «ОПТАН-Пенза» в ограничении доступа на товарный рынок других хозяйствующих субъектов для обеспечения реализации товара.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о размещении заказов, данный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях «…расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов…»
Из вышеизложенного следует, что заключение ГУ ТУП и ООО «ОПТАН-Пенза» при исполнении государственного контракта соглашений с нарушением установленных вышеуказанным законом норм, приводило и могло приводить к ограничению конкуренции, созданию препятствий доступу на рынок другим хозяйствующим субъектам.
В соответствии с п.8 Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС РФ от 25.04.06 №108 проведен расчет долей хозяйствующих субъектов на соответствующих рынках, согласно которым доля ГУ ТУП на локальном рынке реализации авиакеросина в Аэропорту «Пенза» в 2007 - 2008 году составляла 100%,
доля ООО «ОПТАН-Пенза» на рынке оптовой торговли авиакеросином на территории Пензенского региона в 2007-2008 году составила 100%.
Поскольку ГУ ТУП и ООО «ОПТАН-Пенза» не конкурируют между собой, ГУ ТУП является приобретателем товара, а ООО «ОПТАН-Пенза» является продавцом, соглашение, заключенное между ними является, в соответствии с п.19 ст.4 Закона о защите конкуренции «вертикальным».
В соответствии со пунктом 8 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к созданию препятствий доступу на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Основываясь на материалах дела и представленных доказательствах, Комиссия единогласно квалифицировала вышеуказанные действия ГУ ТУП и ООО «ОПТАН-Пенза» как заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, которое приводило и могло приводить к созданию препятствий доступу на рынок оптовой торговли авиационным керосином другим хозяйствующим субъектам, и нарушением пункта 8 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Руководствуясь статьями 41, 49Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
 
РЕШИЛА:
1. Признать действия Общества с ограниченной ответственностью «ОПТАН-Пенза» и Государственного Учреждения - «Транспортное Управление Правительства Пензенской области», выразившиеся в заключении ограничивающего конкуренцию дополнительных соглашений, которые приводили и могли приводить к созданию препятствий доступу на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам, нарушением пункта 8 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. Выдать ООО «ОПТАН-Пенза» и Государственному Учреждению - «Транспортное Управление Правительства Пензенской области» предписание о прекращении с момента получения предписания нарушения антимонопольного законодательства.
3. Данное решение направить сторонам по делу в десятидневный срок.
 
 
 
 
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
 
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
  
[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

РЕШЕНИЕ
 
29.12. 2008                                                                                                                    г. Пенза
 
Резолютивная часть решения объявлена 17 декабря 2008 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, рассмотрев дело № 2-03/49-2008 от 28.11.2008 по признакам нарушения Государственным Учреждением – «Транспортное Управление Правительства Пензенской области» (ул. Суворова, д.223, г. Пенза) (далее по тексту - ГУ ТУП) и Обществом с ограниченной ответственностью «ОПТАН-Пенза» (ул. Средняя,      д. 21, г. Пенза) части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), при участии представителя  ГУ ТУП и представителей ООО «ОПТАН-Пенза»:
УСТАНОВИЛА:
Настоящее дело возбуждено по инициативе Пензенского УФАС России (далее – Управление) по результатам проверок соблюдения ГУ ТУП и ООО «ОПТАН-Пенза» Закона о защите конкуренции на рынках реализации авиационного керосина на территории Пензенской области.
Из материалов проверок следует, что в ходе осуществления в 2008 году поставок авиационного керосина по государственному контракту № 26 от 20.12.2007 г. между ГУ ТУП и ООО «ОПТАН-Пенза» заключались дополнительные соглашения, согласно которым цена авиакеросина формировалась поставщиком не на объявленных условиях аукциона и заключенного государственного контракта, как этого требует законодательство, а в соответствии с рыночными ценами.
Данные дополнительные соглашения содержат признаки нарушения части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
Из письменных объяснений ГУ ТУП № 885 от 12.12.2008г. следует, что заключенные соглашения между ГУ ТУП и ООО «ОПТАН-Пенза» об увеличении цены на авиакеросин являются законными, поскольку соответствуют нормам Гражданского кодекса, а именно ст. 485 и ч.3 ст. 424 ГК РФ. При этом общая сумма платежей из внебюджетных средств при расчетах за авиатопливо не превысила начальную максимальную цену, назначенную при проведении аукциона. Кроме того, ГУ ТУП в своих письменных объяснениях подтверждает тот факт, что цена за 1 тонну авиатоплива, согласно условиям аукционной документации, должна была составлять не более 17 тысяч рублей за 1 тонну.
На заседании Комиссии представитель ГУ ТУП подтвердил, что в ходе поставок цена на авиакеросин формировалась в соответствии с рыночными ценами, так как исполнение контракта в соответствии с условиями открытого аукциона было невозможно.
Представитель ООО «ОПТАН-Пенза» заявил, что при заключении дополнительных соглашений в ходе исполнения государственного контракта руководствовался его условиями, согласно которым цена на продукцию устанавливается в размере отпускной цены поставщика (на условиях доставки продукции до пункта назначения) на дату передачи продукции перевозчику. По его мнению, действия ООО «ОПТАН-Пенза» соответствуют нормам гражданского законодательства, а именно ч.1 ст.450 ГК РФ, согласно которой изменение договора возможно по соглашению сторон. Цена на авиатопливо формировалась исходя из закупочной цены, воздействия изменения цен, с учетом цен на аналогичные товары. Цена определялась поставщиком и согласовывалась с покупателем, с учетом сроков поставки и оплаты товара и фиксировалась в дополнительных соглашениях, являющихся частью заключенных государственного контракта.
Изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующему.
Согласно аналитическому отчёту о положении хозяйствующих субъектов на рынке оптовой торговли авиационным керосином от 26.11.08, составленному при подготовке к рассмотрению данного дела, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции (далее - ОКП) “авиационный керосин” относится к подклассу керосинового топлива для реактивных двигателей (керосин авиационный) - код ОКП 02 5121 6.
Все марки авиационного керосина имеют одно функциональное назначение: горючее для гражданской и военной реактивной авиации и обеспечения нормальной работы двигателей на различных режимах эксплуатации и полётов на больших высотах (топливо для дозвуковых и сверхзвуковых самолётов).
Оптовая торговля авиационным керосином в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (далее по тексту ОКВЭД) относятся к группе оптовой торговли моторным топливом (код ОКВЭД 51.51.2).
Потребителями авиационного керосина являются аэропорты и топливно-заправочные организации (далее - ТЗО), приобретающие авиакеросин с целью обеспечения заправки авиатопливом воздушных судов.
На территории Пензенского региона расположен 1 аэропорт - Филиал ГУ «Транспортное управление Правительства Пензенской области» - «Авиационно-транспортный комплекс аэропорта г. Пенза» (далее – Аэропорт Пенза), расположенный в черте города. Филиал не является юридическим лицом и действует на основании Положения о «Филиале государственного учреждения «Транспортное управление Правительства Пензенской области» - «Авиационно-транспортный комплекс аэропорта г. Пенза» от 05.03.2003 г.
В соответствии с п.2.7. Устава ГУ ТУП осуществляет обеспечение авиатопливом воздушные перевозки, т.е. осуществляет закупку авиационного керосина, его хранение и реализацию, а также услуги по заправке ВС авиационным керосином.
Учреждение является хозяйствующим субъектом, поскольку осуществляет деятельность, приносящую ему доход, в соответствии с пунктом 1.6. Устава.
Иных ТЗО, осуществляющих комплексные услуги (услуги по заправке ВС собственным авиационным керосином; услуги по заправке ВС авиационным керосином, принадлежащим иным хозяйствующим субъектам, которым ТЗО оказывает услуги по хранению авиационного керосина), а также ТЗО, ведущих деятельность с применением иных схем договорных отношений при хранении, реализации авиационного керосина и оказании услуг по заправке ВС авиационным керосином, на территории региона нет.
Таким образом, ГУ ТУП является единственным потребителем на рынке оптовой торговли авиационным керосином в географических границах Пензенского региона.
Возможность поставки авиакеросина на территорию Пензенской области непосредственно с НПЗ ограничена сравнительно малыми потребностями потребителя в товаре, вследствие чего поставка может осуществляться только организациями-посредниками.
Последующая реализация авиакеросина при заправке воздушных судов требует оперативных и бесперебойных поставок, что может быть обеспечено только путем приобретения товара в непосредственной близости от ТЗО.
Кроме того, потребитель на рынке оптовой торговли авиакеросином на территории г.Пенза (ГУ ТУП) имеет возможность приобрести товар только по государственному контракту, путем размещения государственного заказа на поставку данного вида топлива.
В соответствии с условиями документации об аукционе и условиям контракта местом поставки товара является база ГСМ Заказчика, т.е. база ГУ ТУП.
Таким образом, рассматриваемый рынок оптовой торговли авиакеросином является локальным.
В декабре 2007 года Управлением по организации государственных закупок Пензенской области был проведён открытый аукцион на поставку ГСМ для нужд ГУ «Транспортное управление» (извещение № 62-А от 8 ноября 2007 года).
Предметом государственного контракта в соответствии с пунктом 4 Информационной карты по лоту № 2 являлся керосин авиационный марки ТС-1 в количестве 996 тонн. Пунктом 12 Информационной карты установлена начальная (максимальная) цена контракта по лоту № 2 в размере 16 932 000 рублей.
С учётом пунктов 23, 24 Информационной карты аукциона цена за одну тонну керосина авиационного должна составлять не более 17 000 рублей.
По результатам проведения указанного аукциона государственный контракт № 26 от 20.12.2007 был заключен с ООО «ОПТАН-Пенза» как с единственным участником аукциона.
Согласно части 6 статьи 36 Федерального закона от 21.07.05 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов) в случае, если аукцион признан несостоявшимся и только один участник размещения заказа, подавший заявку на участие в аукционе, признан участником аукциона, заказчик в течение трёх рабочих дней со дня подписания протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе обязан передать такому участнику аукциона проект контракта, прилагаемого к документации об аукционе. При этом государственный или муниципальный контракт заключается с учётом положений части 4 статьи 38 указанного закона на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, по начальной (максимальной) цене контракта (цене лота), указанной в извещении о проведении аукциона, или по согласованной с указанным участником аукциона и не превышающей начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) цене контракта.
Таким образом, государственный контракт мог быть заключен исключительно на условиях, предусмотренных документацией об аукционе по объёмам поставки и по цене, не превышающей начальной (максимальной) цены, установленной в извещении № 62-А от 8 ноября 2007 года.
Однако,подписанный сторонами государственный контракт № 26 от 20.12.2007 г. не содержит условий, определяющих цену контракта и количество товара, подлежащего поставке.
Несмотря на то, что условия заключения государственного контракта № 26 от 20.12.2007 г., предложенные при проведении аукциона, не предусматривали возможности изменения в ходе поставок цены за единицу поставляемой продукции, в течение 2008 года между ГУ ТУП и ООО «ОПТАН-Пенза» заключались дополнительные соглашения, нарушающие данные условия.
Так, в ходе исполнения государственного контракта № 26 от 20.12.2007 между ГУ ТУП и ООО «ОПТАН-Пенза» были заключены дополнительные соглашения от 21.02.2008 № 1, 22.02.2008 № 2, 18.03.2008 № 3, 20.03.2008 № 4, 30.03.2008 № 5, 31.03.2008 № 6, 04.05.2008 № 7, 29.04.2008 № 8, 06.05.2008 № 9, 29.05.2008 № 10, 06.06.2008 № 11, 07.06.2008 № 12, 09.07.2008 № 13, 10.07.2008 № 14, 23.07.2008 № 15, 25.07.2008 № 16, 25.07.№ 17, 12.08.2008 № 18, 13.08.2008 № 19, 14.08.2008 № 20, 15.08.2008 № 21 и 18.08.2008 № 22, устанавливающие конкретные объемы поставки и цену керосина авиационного за тонну.
В указанных дополнительных соглашениях, в нарушение требований законодательства к условиям исполнения государственного контракта, цена товара определялась сторонами по обоюдному согласованию в соответствии с рыночными ценами и фиксировалась на каждую партию поставляемой продукции. В результате цена за 1 тонну керосина авиационного устанавливалась от 23 500 рублей до 31 500 рублей.
Данный факт подтверждается полученными в ходе проверки счетами - фактурами, отражающими поставку авиакеросина ООО «ОПТАН-Пенза» в адрес ГУ ТУП, дополнительными соглашениями к договору поставки нефтепродуктов № 26 от 20.12.07г., а также письменными объяснениями ООО «ОПТАН-Пенза» и ГУ ТУП.
Согласно сведениям о государственном контракте № 26 от 20.12.2007г., направленным ГУ ТУП органу исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченному на ведение реестра контрактов, цена 1 тонны авиакеросина, поставляемого ООО «ОПТАН-Пенза» в адрес ГУ ТУП, составляет 17 000 рублей.
Таким образом, за время исполнения контракта цена 1 тонны авиакеросина увеличилась на 85 %.
За 11 месяцев 2008 года ООО «ОПТАН-Пенза» было реализовано для ГУ ТУП 601,969 тонны авиакеросина, на общую сумму 16531022,50 рублей (с учетом НДС). При этом денежные средства освоены на 97,6 %, а продукта приобретёно лишь на 60,4 % от установленного документацией об аукционе объёма.
Довод ООО «ОПТАН-Пенза» о том, что пункт 1 статьи 450 ГК РФ предусматривает изменение договора по соглашению сторон, Комиссия считает необоснованным, поскольку данная статья предусматривает изменение договора в случае, если другим законом или договором не предусмотрено иное.
В соответствии с п.4.1 ст.9 Закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» цена государственного или муниципального контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения. Оплата поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг осуществляется по цене, установленной государственным или муниципальным контрактом.
Законом допускается изменение цены контракта пропорционально изменению количества товара, подлежащего поставке, если это предусмотрено документацией об аукционе, но не более чем на 10 %.
Документацией на проведение открытого аукциона № 62-А, предусмотрено изменение цены контракта пропорционально изменению количества товара, подлежащего поставке, но не более чем на 10 %.
Из вышеизложенного следует, что доводы ГУ ТУП об исполнении государственного контракта № 26 от 20.12.2007 г. в соответствии с условиями документации об аукционе и приобретении авиакеросина с максимальной экономией бюджетных средств, не соответствуют действительности.
Кроме того, из материалов дела следует, что в ходе осуществления поставок авиатоплива в 2007 году при исполнении государственного контракта № 2 от 29.12.2006г. ГУ ТУП и ООО «ОПТАН-Пенза» также неоднократно допускали заключение дополнительных соглашений по увеличению цены продукта в соответствии с рыночными ценами. В итоге повышение цены за единицу продукции в 2007 году составило 22 %. Всего ООО «ОПТАН-Пенза» было реализовано для ГУ ТУП 800,009 тонн авиакеросина на общую сумму 13 389 893,40 рублей, что на 19,7% меньше количества товара, указанного в контракте.
Возможность одного из участников аукциона (ООО «ОПТАН-Пенза»), в нарушение документации, заключать соглашения с заказчиком (ГУ ТУП) не на основе условий проекта государственного контракта, как этого требует законодательство, а в соответствии с изменением рыночной ситуации, создавала ему преимущество, которое отсутствовало у других хозяйствующих субъектов, имеющих намерение принять участие в аукционе.
Таким образом, при проведении аукционов с участием ООО «ОПТАН-Пенза» возможность заключения указанных соглашений приводила к созданию препятствий доступу на рынок оптовой торговли авиационным керосином других хозяйствующих субъектов.
Из ответа ЗАО «Пензанефтепродукт» от 09.12.08г. № 05/500-113 на запрос антимонопольного управления следует, что данный хозяйствующий субъект имеет возможность поставки авиационного керосина для нужд ГУ ТУП, однако не участвовал в торгах на поставку авиационного керосина в 2007-2008 годах, в связи с невозможностью сохранения цены на весь период поставки.
Заявления представителей ГУ ТУП и ООО «ОПТАН-Пенза» о том, что обеспечить исполнение действующего законодательства при исполнении государственного заказа не представлялось возможным, в связи с изменением рыночной ситуации, Комиссия считает необоснованными.
В соответствии с п. 8 статьи 9 Закона о размещении заказов допускается расторжение государственного или муниципального контракта по соглашению сторон или решению суда, по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Расторжение контракта и проведение нового аукциона на размещение заказа на поставку авиационного керосина обеспечило бы равный доступ на рынок оптовой торговли авиакеросином другим хозяйствующим субъектам.
В соответствии с действующим законодательством сфере размещения заказов организация и проведение аукциона потребует не менее 36 дней.
Первая поставка в 2008 году ООО «ОПТАН-Пенза» в адрес ГУ ТУП была осуществлена 21.02.2008 года, т.е. спустя 2 месяца с момента заключения контракта № 26 от 20.12.07г. Из чего следует, что у ГУ ТУП имелась возможность организовать проведение нового аукциона без наступления вредных последствий для авиатопливного обеспечения воздушных судов.
Однако, стремясь извлечь при осуществлении своей хозяйственной деятельности наибольшую прибыль, стороны заключали дополнительные соглашения к государственному контракту на поставку аиационного керосина с нарушением действующего законодательства.
Изменение закупочных цен служило для ГУ ТУП основанием для увеличения в свою очередь цен на авиакеросин, реализуемый при заправке воздушных судов, а следовательно, получения дополнительной прибыли.
В соответствии с Приказами ГУ ТУП об изменении цен на ГСМ, за 2008 год цена авиакеросина при оказании услуг по заправке воздушных судов была повышена на 81%.
Согласно акту инвентаризационной описи товарно-материальных ценностей от 31.12.2007 г. № 0010 остатки авиакеросина имеющиеся в наличии у ООО «Оптан-Пенза» на 31.12.2007г., составляли 522529 кг на общую сумму 8966670,21 рублей. Значительный остаток продукции на истечение срока исполнения контракта № 2 от 29.12.2006г, при наличии спроса у единственного покупателя, свидетельствует о заинтересованности ООО «ОПТАН-Пенза» в ограничении доступа на товарный рынок других хозяйствующих субъектов для обеспечения реализации товара.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о размещении заказов, данный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях «…расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов…»
Из вышеизложенного следует, что заключение ГУ ТУП и ООО «ОПТАН-Пенза» при исполнении государственного контракта соглашений с нарушением установленных вышеуказанным законом норм, приводило и могло приводить к ограничению конкуренции, созданию препятствий доступу на рынок другим хозяйствующим субъектам.
В соответствии с п.8 Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС РФ от 25.04.06 №108 проведен расчет долей хозяйствующих субъектов на соответствующих рынках, согласно которым доля ГУ ТУП на локальном рынке реализации авиакеросина в Аэропорту «Пенза» в 2007 - 2008 году составляла 100%,
доля ООО «ОПТАН-Пенза» на рынке оптовой торговли авиакеросином на территории Пензенского региона в 2007-2008 году составила 100%.
Поскольку ГУ ТУП и ООО «ОПТАН-Пенза» не конкурируют между собой, ГУ ТУП является приобретателем товара, а ООО «ОПТАН-Пенза» является продавцом, соглашение, заключенное между ними является, в соответствии с п.19 ст.4 Закона о защите конкуренции «вертикальным».
В соответствии со пунктом 8 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к созданию препятствий доступу на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Основываясь на материалах дела и представленных доказательствах, Комиссия единогласно квалифицировала вышеуказанные действия ГУ ТУП и ООО «ОПТАН-Пенза» как заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, которое приводило и могло приводить к созданию препятствий доступу на рынок оптовой торговли авиационным керосином другим хозяйствующим субъектам, и нарушением пункта 8 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Руководствуясь статьями 41, 49Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
 
РЕШИЛА:
1. Признать действия Общества с ограниченной ответственностью «ОПТАН-Пенза» и Государственного Учреждения - «Транспортное Управление Правительства Пензенской области», выразившиеся в заключении ограничивающего конкуренцию дополнительных соглашений, которые приводили и могли приводить к созданию препятствий доступу на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам, нарушением пункта 8 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. Выдать ООО «ОПТАН-Пенза» и Государственному Учреждению - «Транспортное Управление Правительства Пензенской области» предписание о прекращении с момента получения предписания нарушения антимонопольного законодательства.
3. Данное решение направить сторонам по делу в десятидневный срок.
 
 
 
 
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
 
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
  
[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => [format] => full_html [safe_value] => ) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2008-12-30 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2008-12-30 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1321538680 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Пензенское УФАС России )