Решение и предписание по делу № 2-03/06-2011 в отношении ООО «Управление благоустройства и очистки города», ООО «Спецмеханизация» и ООО «Спецтранс»

Дата публикации: 3 июня 2011, 04:00

РЕШЕНИЕ

г. Пенза

 

Резолютивная часть решения объявлена «18» мая 2011 года.

В полном объеме решение изготовлено «01» июня  2011 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Бутузова Т.В. – исполняющий обязанности руководителя, председатель Комиссии,

Кузнецова О.Н. – начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии, 

Тришин Е.Ю. – главный специалист – эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии,

рассмотрев дело № 2-03/06-2011 по признакам нарушения ООО «Управление благоустройства и очистки города», ООО  «Спецмеханизация» и ООО «Спецтранс» части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

при участии со стороны

ООО «Управление благоустройства и очистки города»: <…>, представителя по доверенности от 29.03.2011;

ООО «Спецтранс»: <…>, генерального директора;

ООО «Фауна»: <…>, генерального директора,

представители ООО «Спецмеханизация» на заседание Комиссии не явились,

 

установила:

 

В Пензенское УФАС России 11.03.2011 года поступило заявление ООО «Фауна» (г. Пенза, ул. Горная, 3-а) в отношении действий ООО «Спецтранс» (г. Пенза, ул. Индустриальная, 44),ООО «Управление благоустройства и очистки города» (г. Пенза, ул. Индустриальная, 38) (далее также – Управление благоустройства и очистки города, УБО Города), ООО «Спецмеханизация» (г. Пенза, ул. Калинина, 116).

Как следует из заявления, ООО «Спецтранс» использует в своей деятельности спецтехнику, принадлежащую УБО города и ООО «Спецмеханизация», при этом плата за пользование спецтехникой не взимается. Таким образом, данные субъекты берут на себя часть затрат ООО «Спецтранс» по вывозу твердых бытовых отходов (далее – ТБО).

Данные действия создают неконкурентные преимущества для ООО «Спецтранс», что влечет потерю потребителей ООО «Фауна» и вытеснение его с товарного рынка.

Приказом Пензенского УФАС России от 21.03.2011 № 34 в отношении  ООО «Спецтранс», ООО «Управление благоустройства и очистки города»,  ООО «Спецмеханизация» возбуждено дело по признакам нарушения части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

На заседании Комиссии 13.04.2011, 11.05.2011, 18.05.2011 представители ответчиков по делу не согласились с тем, что в их действиях содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Представитель УБО города пояснил, что УБО самостоятельно осуществляет деятельность на рынке услуг по вывозу ТБО на территории г. Пенза, между ООО «Спецтранс» и УБО города отсутствуют какие-либо договорные отношения, в том числе по аренде спецтехники для вывоза ТБО.

Одновременно представитель УБО города указал, что имеются единичные случаи использования специализированной техники, принадлежащей УБО города, для вывоза ТБО с объектов, обслуживаемых ООО «Спецтранс».

Представитель ООО «Спецтранс» на заседании комиссии указал, что цены на оказываемые услуги устанавливаются самостоятельно, исходя из условий конкурентной среды и произведенных расходов, на основе калькуляции тарифа; при этом конкретная величина тарифов может изменяться от 90 до 130 руб./м3 с учетом поведения конкурентов.

Также представитель ООО «Спецтранс» пояснил, что по имеющейся договоренности с сотрудниками УБО города, спецтранспортом данного хозяйствующего субъекта осуществляется вывоз ТБО у ряда контрагентов ООО «Спецтранс». 

Представитель ООО «Фауна» на заседании Комиссии дал пояснения, аналогичные изложенным в заявлении.

Изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующему.

Деятельность по вывозу ТБО регулируется Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 № 155.

Цены на услугу по вывозу ТБО не подлежат государственному регулированию и складываются в условиях конкуренции на товарном рынке под воздействием спроса и предложения.

ООО «Фауна», ООО «Спецтранс» и ООО «Управление благоустройства и очистки города», ООО «Спецмеханизация» согласно уставам обществ, выданным лицензиям, а также представленной информации о видах деятельности, оказывают  услуги по вывозу твердых бытовых отходов на территории г. Пенза. Таким образом, данные хозяйствующие субъекты осуществляют деятельность на одном товарном рынке.

ООО «Управление благоустройства и очистки города» и ООО «Спецмеханизация» в составе группы лиц включены в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов с долей более 50 % на рынке услуг по вывозу твердых бытовых отходов в г. Пензе.

Таким образом, ООО «Управление благоустройства и очистки города» и ООО «Спецмеханизация» имеют возможность в одностороннем порядке оказывать влияние на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Как следует из материалов дела, участниками рынка по вывозу ТБО в г. Пензе в 2011 г. установлены следующие тарифы:

 

Наименование субъекта

Установленный тариф, (руб./м3)

Основание (дата, № внутреннего акта)

ООО «Управление благоустройства и очистки города»

 

173

Приказ от 03.12.2010 № 474

ООО «Спецмеханизация»

165

Приказ от 15.12.2010 № 118

 

 

ООО «Спецтранс»

90

95

100

110

125

130

Приказ от 11.02.2010 № 2

ООО «Фауна»

145 - 160

распоряжение директора от 01.0.2011 № 1

           

Из приведенных данных следует, что установленные ООО «Спецтранс» тарифы значительно ниже тарифов, установленных иными участниками рынка в г. Пенза. Наиболее высокие тарифы установлены УБО города и ООО «Спецмеханизация».

Как установлено Комиссией в ходе рассмотрения дела, часть объема ТБО, подлежащего вывозу согласно договорам, заключенным ООО «Спецтранс», вывезло УБО города, что снизило расходы ООО «Спецтранс» по сравнению с другими участниками рынка и позволило ему установить более низкий тариф.

На основе анализа поведения хозяйствующих субъектов Комиссией установлено, что данные действия не могли быть совершены без соответствующего соглашения между субъектами. 

В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

На основании указанной нормы закона факт совершения действий по соглашению может быть установлен и при отсутствии документального подтверждения наличия договоренности об их совершении.

Вывод о том, что совершение таких действий было заранее известно каждому из хозяйствующих субъектов, может быть сделан исходя из фактических обстоятельств их совершения.

В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено, что вывоз ТБО от ряда хозяйствующих субъектов, которые заключили договоры с ООО «Спецтранс», системно осуществляется Управлением благоустройства и очистки города.

В материалы дела представлены выписки из журналов регистрации въезда автотранспорта на объекты, принадлежащие хозяйствующим субъектам ИП Беспалов В.Г. (ул. Рахманинова 2б), ИП Лысенко В.Г. (ул. Байдукова, 102а),  из которых следует, что в течение 1 квартала 2011 года вывоз ТБО с данных объектов осуществлялся транспортными средствами со следующими номерами государственной регистрации:  

- МАЗ (М 651 ТЕ); 

- МАЗ (М 137 ТЕ);

- МАЗ (Е 621 КН);

- МАЗ (В 768 АО);

- ЗИЛ (К 299 КК);

- ЗИЛ (В 835 МА);

- КАМАЗ (Е 440 РР);

- МАЗ (М 138 ТЕ).

Как следует из информации, представленной ответчиками по делу о составе автопарка, используемого для оказания услуг, автотранспортные средства с указанными номерами государственной регистрации принадлежат ООО «Управление благоустройства и очистки города». При этом договоры аренды данной спецтехники между хозяйствующими субъектами отсутствуют.

Наличие практики вывоза ТБО с объектов, обслуживаемых ООО «Спецтранс», спецтехникой УБО города подтверждено представителями данных субъектов на заседании Комиссии Пензенского УФАС.

Аналогичные сведения о вывозе ТБО от контрагентов ООО «Спецтранс» хозяйствующим субъектом УБО города содержатся в письменных объяснениях по делу, полученных от генерального директора ООО «Спецтранс». 

Комиссией отклоняются доводы ответчиков по делу о том, что вывоз ТБО с объектов, обслуживаемых ООО «Спецтранс», транспортными средствами других субъектов носит несистемный, единичный характер.

Как следует из указанных выписок из журналов регистрации автотранспорта, на протяжении длительного периода времени (1 квартал 2011 г.), ежедневно, вывоз ТБО с объектов обслуживания ООО «Спецтранс» осуществлялся машинами УБО города, при этом в течение всего периода ООО «Спецтранс» ни разу не вывезло ТБО с данных объектов собственной спецтехникой.

Данное обстоятельство говорит о сложившейся практике по вывозу ТБО Управлением благоустройства и очистки города за ООО «Спецтранс».    

Таким образом, часть объема ТБО, подлежащего в соответствии заключенными договорами вывозу ООО «Спецтранс», вывозится иным хозяйствующим субъектом – УБО города.

В результате ООО «Спецтранс» имеет возможность предложить цены ниже среднерыночных, поскольку использование спецтехники УБО города позволяет ООО «Спецтранс» снизить себестоимость оказываемой услуги, в частности расходы на транспорт (топливо, смазочные материалы, ремонт и содержание транспортных средств) ниже того уровня, который сложился бы на предприятии при вывозе ТБО собственными силами.

При этом иные участники товарного рынка, осуществляющие вывоз ТБО собственной спецтехникой  и несущие в связи с этим соответствующие расходы, не имеют возможности снизить цены до уровня ООО «Спецтранс», сохранив при этом положительную рентабельность.

Как следует из представленных субъектами калькуляций тарифа, расходы на транспорт ООО «Спецтранс», приходящиеся на единицу услуги (1м3), ниже, чем у иных участников рынка: УБО города - на 47 %, ООО «Спецмеханизация» - на 41 %, ООО «Фауна» - на 60 %. Общая себестоимость услуги, оказываемой ООО «Спецтранс», в среднем на 30 % ниже данного показателя иных субъектов на рынке.     

В соответствии с письменными объяснениями по делу генерального директора ООО «Спецтранс», вывоз ТБО другим субъектом позволяет оптимизировать маршрут движения собственной техники, снизить расходы, в том числе на ГСМ, в конечном итоге повысить конкурентоспособность ООО «Спецтранс» по сравнению с иными участниками рынка. При этом в целях ведения конкурентной борьбы уровень рентабельности установлен на минимальном уровне.

Оценивая указанные обстоятельства поведения УБО города и ООО «Спецтранс», Комиссия приходит к выводу о том, что действия данных субъектов  осуществлены в рамках соглашении об их совершении.

УБО города и ООО «Спецтранс» являются самостоятельными юридическими лицами с обособленным имуществом и не входят в одну группу лиц.

Ведение хозяйственной деятельности ООО «Спецтранс», в том числе оказание услуг по вывозу ТБО в соответствии с заключенными договорами, возможно только с использованием принадлежащего ему на законном основании имущества (спецтехники).

Использование материальных ресурсов (спецтехники и ГСМ), а также рабочей силы, принадлежащих УБО города, в хозяйственной деятельности ООО «Спецтранс» возможно только на возмездной основе, в рамках соответствующих договорных отношений (в частности договор аренды транспортных средств и пр.).

В то же время, как установлено Комиссией, какие-либо договорные отношения по аренде спецтехники и пр. между данными субъектами отсутствуют. 

ООО «Управление благоустройства и очистки города» является коммерческой организацией, в соответствии с уставом целью деятельности данной организации является получение прибыли.

Безвозмездное принятие УБО города на себя затрат иного юридического лица (ООО «Спецтранс») свидетельствует о том, что действия УБО города и ООО «Спецтранс» совершены по соглашению, направленному на вытеснение ООО «Фауна» с товарного рынка.

Как следует из материалов дела, объемы реализации услуги по вывозу ТБО УБО города значительно превышают объемы иных субъектов (по отношению к общему количеству вывезенных участниками рынка в 2010 г. ТБО доля УБО города составляет 59 %; суммарно с входящим с ним в одну группу лиц ООО «Спецмеханизация» - 92 %).

В то же время для ведения ценовой конкуренции с ООО «Фауна» УБО города необходимо снизить цену оказываемой услуги (со 173 до 140 руб./м3), что существенно уменьшит его выручку, при этом разница в выручке не будет компенсирована за счет притока потребителей от ООО «Фауна», поскольку последний имеет незначительную долю на рынке.

Объемы оказываемых УБО города услуг (эффект масштаба) и установленный уровень рентабельности – 25 % (наиболее высокий по сравнению с другими участниками рынка), позволяют УБО города взять на себя часть расходов небольшого участника рынка ООО «Спецтраснс», не испытывая потерь, существенно отражающихся на хозяйственной деятельности предприятия. В результате, при минимальных для УБО города издержках ООО «Спецтранс» может предложить клиентам ООО «Фауна» цены значительно ниже среднерыночных: 90 – 100 руб./м3.

Как следует из сопоставления перечней хозяйствующих субъектов, с которыми  ООО «Фауна» в 2010 году расторгло договоры на вывоз ТБО, с перечнем контрагентов ООО «Спецтранс», последний в большинстве случаев предлагает свои услуги по указанным ценам именно контрагентам ООО «Фауна».

Данные действия ведут к потере потребителей ООО «Фауна» и вытеснению его с товарного рынка по вывозу ТБО на территории г. Пенза, что подтверждается данными о количестве вывезенных ТБО за период 2009 – 2010 гг., представленными в материалы дела ООО «Фауна». Так, в 2009 г. ООО «Фауна» вывезло 67, 2 тыс. м3 ТБО, в 2010 г. (с началом деятельности на рынке ООО «Спецтранс») – на 11 % меньше (60,2 тыс. м.3).

Таким образом, между ООО «Спецтранс» и ООО «Управление благоустройства и очистки города» сложился механизм взаимодействия на товарном рынке, в рамках которого УБО города берет на себя часть расходов ООО «Спецтранс», а последний, в свою очередь, устанавливает более низкий тариф для контрагентов ООО «Фауна» в целях устранения его с товарного рынка.

В результате данных действий ООО «Спецтранс» и УБО города для ООО «Спецтранс» создаются преимущества в хозяйственной деятельности по сравнению с иными участниками рынка, что соответствует его интересам, и одновременно происходит вытеснение конкурента (ООО «Фауна») с товарного рынка при минимальных для УБО города издержках, что соответствует интересам последнего.

Совершение данных действий в условиях конкурентного товарного рынка возможно только в рамках соответствующего соглашения между хозяйствующими субъектами. 

Наличие соглашения между ООО «Спецтранс» и ООО «Управление благоустройства и очистки города» подтверждается также пояснениями генерального директора ООО «Спецтранс» на заседании Комиссии, а также его письменными объяснениями по делу, в соответствии с которыми вывоз мусора с объектов ООО «Спецтранс» осуществлялся по его договоренности с сотрудниками УБО города.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами на товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к созданию препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.

Исходя из фактических обстоятельств совершения действий ООО «Спецтранс» и ООО «Управление благоустройства и очистки города» Комиссия приходит к выводу о наличии между субъектами соглашения об их совершении.

Результатом данного соглашения явилось создание препятствий доступу на товарный рынок оказания услуг по вывозу ТБО иным хозяйствующим субъектам.

При рассмотрении обстоятельств дела, с учетом того, что в материалы дела не представлено доказательств участия ООО «Спецмеханизация» в указанном соглашении, Комиссией не установлено в отношении ООО «Спецмеханизация» критериев для квалификации его действий в соответствии с частью 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьями 41, 49 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях ООО «Управление благоустройства и очистки города» нарушение пункта 8 части 1 статьи 11 ФЗ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в заключении с ООО «Спецтранс» ограничивающего конкуренцию соглашения, которое  привело к созданию препятствий доступу на товарный рынок услуг по вывозу ТБО другим хозяйствующим субъектам.

2. Выдать ООО «Управление благоустройства и очистки города» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем прекращения осуществляемых по соглашению с ООО «Спецтранс» действий по вывозу ТБО от контрагентов ООО «Спецтранс» спецтехникой УБО города, направленных на вытеснение ООО «Фауна» с товарного рынка.

3. Признать в действиях ООО «Спецтранс» нарушение пункта 8 части 1 статьи 11 ФЗ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в заключении с ООО «Управление благоустройства и очистки города» ограничивающего конкуренцию соглашения, которое  привело к созданию препятствий доступу на товарный рынок услуг по вывозу ТБО другим хозяйствующим субъектам.

4. Выдать ООО «Спецтранс» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем прекращения осуществляемых по соглашению с ООО «Управление благоустройства и очистки города» действий по вывозу ТБО от контрагентов ООО «Спецтранс» спецтехникой УБО города, направленных на вытеснение ООО «Фауна» с товарного рынка.

5. В отношении ООО «Спецмеханизация» производство по делу прекратить.

6. Передать материалы дела должностному лицу, уполномоченному осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.32 КоАП РФ.

7. Данное решение направить сторонам по делу в десятидневный срок.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 2-03/06-2011/2

о прекращении нарушения антимонопольного законодательства

ООО «Управление благоустройства и очистки города»

 

01.06.2011                                                                                                                            г. Пенза

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Бутузова Т.В. – исполняющий обязанности руководителя, председатель Комиссии,

Кузнецова О.Н. – начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии, 

Тришин Е.Ю. – главный специалист – эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 01.06.2011 по делу № 2-03/06-2011 о нарушении ООО «Управление благоустройства и очистки города», ООО «Спецтранс» пункта 8 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ООО «Управление благоустройства и очистки города» (далее также – УБО города) в срок не позднее 24 июня 2011 прекратить нарушение пункта 8 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в заключении с ООО «Спецтранс» ограничивающего конкуренцию соглашения, которое  привело к созданию препятствий доступу на товарный рынок услуг по вывозу ТБО другим хозяйствующим субъектам.

2. ООО «Управление благоустройства и очистки города» в срок не позднее 24 июня 2011 прекратить осуществляемые по соглашению с ООО «Спецтранс» действия по вывозу ТБО от контрагентов ООО «Спецтранс» спецтехникой УБО города, направленные на вытеснение ООО «Фауна» с товарного рынка.

3. О выполнении настоящего предписания ООО «Управление благоустройства и очистки города» письменно сообщить в Пензенское УФАС России не позднее 29 июня 2011 года с приложением подтверждающих документов.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 2-03/06-2011/1

о прекращении нарушения антимонопольного законодательства

ООО «Спецтранс»

 

01.06.2011                                                                                                                            г. Пенза

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Бутузова Т.В. – исполняющий обязанности руководителя, председатель Комиссии,

Кузнецова О.Н. – начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии, 

Тришин Е.Ю. – главный специалист – эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 01.06.2011 по делу № 2-03/06-2011 о нарушении ООО «Управление благоустройства и очистки города», ООО «Спецтранс» пункта 8 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ООО «Спецтранс» в срок не позднее 24 июня 2011 прекратить нарушение пункта 8 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в заключении с ООО «Спецтранс» ограничивающего конкуренцию соглашения, которое привело к созданию препятствий доступу на товарный рынок услуг по вывозу ТБО другим хозяйствующим субъектам.

2. ООО «Спецтранс» в срок не позднее 24 июня 2011 прекратить осуществляемые по соглашению с УБО города действия по вывозу ТБО от контрагентов ООО «Спецтранс» спецтехникой УБО города, направленные на вытеснение ООО «Фауна» с товарного рынка.

3. О выполнении настоящего предписания ООО «Спецтранс» письменно сообщить в Пензенское УФАС России не позднее 29 июня 2011 года с приложением подтверждающих документов.

stdClass Object ( [vid] => 6797 [uid] => 1 [title] => Решение и предписание по делу № 2-03/06-2011 в отношении ООО «Управление благоустройства и очистки города», ООО «Спецмеханизация» и ООО «Спецтранс» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6797 [type] => solution [language] => ru [created] => 1307044800 [changed] => 1370519731 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370519731 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

г. Пенза

 

Резолютивная часть решения объявлена «18» мая 2011 года.

В полном объеме решение изготовлено «01» июня  2011 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Бутузова Т.В. – исполняющий обязанности руководителя, председатель Комиссии,

Кузнецова О.Н. – начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии, 

Тришин Е.Ю. – главный специалист – эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии,

рассмотрев дело № 2-03/06-2011 по признакам нарушения ООО «Управление благоустройства и очистки города», ООО  «Спецмеханизация» и ООО «Спецтранс» части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

при участии со стороны

ООО «Управление благоустройства и очистки города»: <…>, представителя по доверенности от 29.03.2011;

ООО «Спецтранс»: <…>, генерального директора;

ООО «Фауна»: <…>, генерального директора,

представители ООО «Спецмеханизация» на заседание Комиссии не явились,

 

установила:

 

В Пензенское УФАС России 11.03.2011 года поступило заявление ООО «Фауна» (г. Пенза, ул. Горная, 3-а) в отношении действий ООО «Спецтранс» (г. Пенза, ул. Индустриальная, 44),ООО «Управление благоустройства и очистки города» (г. Пенза, ул. Индустриальная, 38) (далее также – Управление благоустройства и очистки города, УБО Города), ООО «Спецмеханизация» (г. Пенза, ул. Калинина, 116).

Как следует из заявления, ООО «Спецтранс» использует в своей деятельности спецтехнику, принадлежащую УБО города и ООО «Спецмеханизация», при этом плата за пользование спецтехникой не взимается. Таким образом, данные субъекты берут на себя часть затрат ООО «Спецтранс» по вывозу твердых бытовых отходов (далее – ТБО).

Данные действия создают неконкурентные преимущества для ООО «Спецтранс», что влечет потерю потребителей ООО «Фауна» и вытеснение его с товарного рынка.

Приказом Пензенского УФАС России от 21.03.2011 № 34 в отношении  ООО «Спецтранс», ООО «Управление благоустройства и очистки города»,  ООО «Спецмеханизация» возбуждено дело по признакам нарушения части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

На заседании Комиссии 13.04.2011, 11.05.2011, 18.05.2011 представители ответчиков по делу не согласились с тем, что в их действиях содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Представитель УБО города пояснил, что УБО самостоятельно осуществляет деятельность на рынке услуг по вывозу ТБО на территории г. Пенза, между ООО «Спецтранс» и УБО города отсутствуют какие-либо договорные отношения, в том числе по аренде спецтехники для вывоза ТБО.

Одновременно представитель УБО города указал, что имеются единичные случаи использования специализированной техники, принадлежащей УБО города, для вывоза ТБО с объектов, обслуживаемых ООО «Спецтранс».

Представитель ООО «Спецтранс» на заседании комиссии указал, что цены на оказываемые услуги устанавливаются самостоятельно, исходя из условий конкурентной среды и произведенных расходов, на основе калькуляции тарифа; при этом конкретная величина тарифов может изменяться от 90 до 130 руб./м3 с учетом поведения конкурентов.

Также представитель ООО «Спецтранс» пояснил, что по имеющейся договоренности с сотрудниками УБО города, спецтранспортом данного хозяйствующего субъекта осуществляется вывоз ТБО у ряда контрагентов ООО «Спецтранс». 

Представитель ООО «Фауна» на заседании Комиссии дал пояснения, аналогичные изложенным в заявлении.

Изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующему.

Деятельность по вывозу ТБО регулируется Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 № 155.

Цены на услугу по вывозу ТБО не подлежат государственному регулированию и складываются в условиях конкуренции на товарном рынке под воздействием спроса и предложения.

ООО «Фауна», ООО «Спецтранс» и ООО «Управление благоустройства и очистки города», ООО «Спецмеханизация» согласно уставам обществ, выданным лицензиям, а также представленной информации о видах деятельности, оказывают  услуги по вывозу твердых бытовых отходов на территории г. Пенза. Таким образом, данные хозяйствующие субъекты осуществляют деятельность на одном товарном рынке.

ООО «Управление благоустройства и очистки города» и ООО «Спецмеханизация» в составе группы лиц включены в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов с долей более 50 % на рынке услуг по вывозу твердых бытовых отходов в г. Пензе.

Таким образом, ООО «Управление благоустройства и очистки города» и ООО «Спецмеханизация» имеют возможность в одностороннем порядке оказывать влияние на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Как следует из материалов дела, участниками рынка по вывозу ТБО в г. Пензе в 2011 г. установлены следующие тарифы:

 

Наименование субъекта

Установленный тариф, (руб./м3)

Основание (дата, № внутреннего акта)

ООО «Управление благоустройства и очистки города»

 

173

Приказ от 03.12.2010 № 474

ООО «Спецмеханизация»

165

Приказ от 15.12.2010 № 118

 

 

ООО «Спецтранс»

90

95

100

110

125

130

Приказ от 11.02.2010 № 2

ООО «Фауна»

145 - 160

распоряжение директора от 01.0.2011 № 1

           

Из приведенных данных следует, что установленные ООО «Спецтранс» тарифы значительно ниже тарифов, установленных иными участниками рынка в г. Пенза. Наиболее высокие тарифы установлены УБО города и ООО «Спецмеханизация».

Как установлено Комиссией в ходе рассмотрения дела, часть объема ТБО, подлежащего вывозу согласно договорам, заключенным ООО «Спецтранс», вывезло УБО города, что снизило расходы ООО «Спецтранс» по сравнению с другими участниками рынка и позволило ему установить более низкий тариф.

На основе анализа поведения хозяйствующих субъектов Комиссией установлено, что данные действия не могли быть совершены без соответствующего соглашения между субъектами. 

В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

На основании указанной нормы закона факт совершения действий по соглашению может быть установлен и при отсутствии документального подтверждения наличия договоренности об их совершении.

Вывод о том, что совершение таких действий было заранее известно каждому из хозяйствующих субъектов, может быть сделан исходя из фактических обстоятельств их совершения.

В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено, что вывоз ТБО от ряда хозяйствующих субъектов, которые заключили договоры с ООО «Спецтранс», системно осуществляется Управлением благоустройства и очистки города.

В материалы дела представлены выписки из журналов регистрации въезда автотранспорта на объекты, принадлежащие хозяйствующим субъектам ИП Беспалов В.Г. (ул. Рахманинова 2б), ИП Лысенко В.Г. (ул. Байдукова, 102а),  из которых следует, что в течение 1 квартала 2011 года вывоз ТБО с данных объектов осуществлялся транспортными средствами со следующими номерами государственной регистрации:  

- МАЗ (М 651 ТЕ); 

- МАЗ (М 137 ТЕ);

- МАЗ (Е 621 КН);

- МАЗ (В 768 АО);

- ЗИЛ (К 299 КК);

- ЗИЛ (В 835 МА);

- КАМАЗ (Е 440 РР);

- МАЗ (М 138 ТЕ).

Как следует из информации, представленной ответчиками по делу о составе автопарка, используемого для оказания услуг, автотранспортные средства с указанными номерами государственной регистрации принадлежат ООО «Управление благоустройства и очистки города». При этом договоры аренды данной спецтехники между хозяйствующими субъектами отсутствуют.

Наличие практики вывоза ТБО с объектов, обслуживаемых ООО «Спецтранс», спецтехникой УБО города подтверждено представителями данных субъектов на заседании Комиссии Пензенского УФАС.

Аналогичные сведения о вывозе ТБО от контрагентов ООО «Спецтранс» хозяйствующим субъектом УБО города содержатся в письменных объяснениях по делу, полученных от генерального директора ООО «Спецтранс». 

Комиссией отклоняются доводы ответчиков по делу о том, что вывоз ТБО с объектов, обслуживаемых ООО «Спецтранс», транспортными средствами других субъектов носит несистемный, единичный характер.

Как следует из указанных выписок из журналов регистрации автотранспорта, на протяжении длительного периода времени (1 квартал 2011 г.), ежедневно, вывоз ТБО с объектов обслуживания ООО «Спецтранс» осуществлялся машинами УБО города, при этом в течение всего периода ООО «Спецтранс» ни разу не вывезло ТБО с данных объектов собственной спецтехникой.

Данное обстоятельство говорит о сложившейся практике по вывозу ТБО Управлением благоустройства и очистки города за ООО «Спецтранс».    

Таким образом, часть объема ТБО, подлежащего в соответствии заключенными договорами вывозу ООО «Спецтранс», вывозится иным хозяйствующим субъектом – УБО города.

В результате ООО «Спецтранс» имеет возможность предложить цены ниже среднерыночных, поскольку использование спецтехники УБО города позволяет ООО «Спецтранс» снизить себестоимость оказываемой услуги, в частности расходы на транспорт (топливо, смазочные материалы, ремонт и содержание транспортных средств) ниже того уровня, который сложился бы на предприятии при вывозе ТБО собственными силами.

При этом иные участники товарного рынка, осуществляющие вывоз ТБО собственной спецтехникой  и несущие в связи с этим соответствующие расходы, не имеют возможности снизить цены до уровня ООО «Спецтранс», сохранив при этом положительную рентабельность.

Как следует из представленных субъектами калькуляций тарифа, расходы на транспорт ООО «Спецтранс», приходящиеся на единицу услуги (1м3), ниже, чем у иных участников рынка: УБО города - на 47 %, ООО «Спецмеханизация» - на 41 %, ООО «Фауна» - на 60 %. Общая себестоимость услуги, оказываемой ООО «Спецтранс», в среднем на 30 % ниже данного показателя иных субъектов на рынке.     

В соответствии с письменными объяснениями по делу генерального директора ООО «Спецтранс», вывоз ТБО другим субъектом позволяет оптимизировать маршрут движения собственной техники, снизить расходы, в том числе на ГСМ, в конечном итоге повысить конкурентоспособность ООО «Спецтранс» по сравнению с иными участниками рынка. При этом в целях ведения конкурентной борьбы уровень рентабельности установлен на минимальном уровне.

Оценивая указанные обстоятельства поведения УБО города и ООО «Спецтранс», Комиссия приходит к выводу о том, что действия данных субъектов  осуществлены в рамках соглашении об их совершении.

УБО города и ООО «Спецтранс» являются самостоятельными юридическими лицами с обособленным имуществом и не входят в одну группу лиц.

Ведение хозяйственной деятельности ООО «Спецтранс», в том числе оказание услуг по вывозу ТБО в соответствии с заключенными договорами, возможно только с использованием принадлежащего ему на законном основании имущества (спецтехники).

Использование материальных ресурсов (спецтехники и ГСМ), а также рабочей силы, принадлежащих УБО города, в хозяйственной деятельности ООО «Спецтранс» возможно только на возмездной основе, в рамках соответствующих договорных отношений (в частности договор аренды транспортных средств и пр.).

В то же время, как установлено Комиссией, какие-либо договорные отношения по аренде спецтехники и пр. между данными субъектами отсутствуют. 

ООО «Управление благоустройства и очистки города» является коммерческой организацией, в соответствии с уставом целью деятельности данной организации является получение прибыли.

Безвозмездное принятие УБО города на себя затрат иного юридического лица (ООО «Спецтранс») свидетельствует о том, что действия УБО города и ООО «Спецтранс» совершены по соглашению, направленному на вытеснение ООО «Фауна» с товарного рынка.

Как следует из материалов дела, объемы реализации услуги по вывозу ТБО УБО города значительно превышают объемы иных субъектов (по отношению к общему количеству вывезенных участниками рынка в 2010 г. ТБО доля УБО города составляет 59 %; суммарно с входящим с ним в одну группу лиц ООО «Спецмеханизация» - 92 %).

В то же время для ведения ценовой конкуренции с ООО «Фауна» УБО города необходимо снизить цену оказываемой услуги (со 173 до 140 руб./м3), что существенно уменьшит его выручку, при этом разница в выручке не будет компенсирована за счет притока потребителей от ООО «Фауна», поскольку последний имеет незначительную долю на рынке.

Объемы оказываемых УБО города услуг (эффект масштаба) и установленный уровень рентабельности – 25 % (наиболее высокий по сравнению с другими участниками рынка), позволяют УБО города взять на себя часть расходов небольшого участника рынка ООО «Спецтраснс», не испытывая потерь, существенно отражающихся на хозяйственной деятельности предприятия. В результате, при минимальных для УБО города издержках ООО «Спецтранс» может предложить клиентам ООО «Фауна» цены значительно ниже среднерыночных: 90 – 100 руб./м3.

Как следует из сопоставления перечней хозяйствующих субъектов, с которыми  ООО «Фауна» в 2010 году расторгло договоры на вывоз ТБО, с перечнем контрагентов ООО «Спецтранс», последний в большинстве случаев предлагает свои услуги по указанным ценам именно контрагентам ООО «Фауна».

Данные действия ведут к потере потребителей ООО «Фауна» и вытеснению его с товарного рынка по вывозу ТБО на территории г. Пенза, что подтверждается данными о количестве вывезенных ТБО за период 2009 – 2010 гг., представленными в материалы дела ООО «Фауна». Так, в 2009 г. ООО «Фауна» вывезло 67, 2 тыс. м3 ТБО, в 2010 г. (с началом деятельности на рынке ООО «Спецтранс») – на 11 % меньше (60,2 тыс. м.3).

Таким образом, между ООО «Спецтранс» и ООО «Управление благоустройства и очистки города» сложился механизм взаимодействия на товарном рынке, в рамках которого УБО города берет на себя часть расходов ООО «Спецтранс», а последний, в свою очередь, устанавливает более низкий тариф для контрагентов ООО «Фауна» в целях устранения его с товарного рынка.

В результате данных действий ООО «Спецтранс» и УБО города для ООО «Спецтранс» создаются преимущества в хозяйственной деятельности по сравнению с иными участниками рынка, что соответствует его интересам, и одновременно происходит вытеснение конкурента (ООО «Фауна») с товарного рынка при минимальных для УБО города издержках, что соответствует интересам последнего.

Совершение данных действий в условиях конкурентного товарного рынка возможно только в рамках соответствующего соглашения между хозяйствующими субъектами. 

Наличие соглашения между ООО «Спецтранс» и ООО «Управление благоустройства и очистки города» подтверждается также пояснениями генерального директора ООО «Спецтранс» на заседании Комиссии, а также его письменными объяснениями по делу, в соответствии с которыми вывоз мусора с объектов ООО «Спецтранс» осуществлялся по его договоренности с сотрудниками УБО города.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами на товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к созданию препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.

Исходя из фактических обстоятельств совершения действий ООО «Спецтранс» и ООО «Управление благоустройства и очистки города» Комиссия приходит к выводу о наличии между субъектами соглашения об их совершении.

Результатом данного соглашения явилось создание препятствий доступу на товарный рынок оказания услуг по вывозу ТБО иным хозяйствующим субъектам.

При рассмотрении обстоятельств дела, с учетом того, что в материалы дела не представлено доказательств участия ООО «Спецмеханизация» в указанном соглашении, Комиссией не установлено в отношении ООО «Спецмеханизация» критериев для квалификации его действий в соответствии с частью 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьями 41, 49 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях ООО «Управление благоустройства и очистки города» нарушение пункта 8 части 1 статьи 11 ФЗ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в заключении с ООО «Спецтранс» ограничивающего конкуренцию соглашения, которое  привело к созданию препятствий доступу на товарный рынок услуг по вывозу ТБО другим хозяйствующим субъектам.

2. Выдать ООО «Управление благоустройства и очистки города» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем прекращения осуществляемых по соглашению с ООО «Спецтранс» действий по вывозу ТБО от контрагентов ООО «Спецтранс» спецтехникой УБО города, направленных на вытеснение ООО «Фауна» с товарного рынка.

3. Признать в действиях ООО «Спецтранс» нарушение пункта 8 части 1 статьи 11 ФЗ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в заключении с ООО «Управление благоустройства и очистки города» ограничивающего конкуренцию соглашения, которое  привело к созданию препятствий доступу на товарный рынок услуг по вывозу ТБО другим хозяйствующим субъектам.

4. Выдать ООО «Спецтранс» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем прекращения осуществляемых по соглашению с ООО «Управление благоустройства и очистки города» действий по вывозу ТБО от контрагентов ООО «Спецтранс» спецтехникой УБО города, направленных на вытеснение ООО «Фауна» с товарного рынка.

5. В отношении ООО «Спецмеханизация» производство по делу прекратить.

6. Передать материалы дела должностному лицу, уполномоченному осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.32 КоАП РФ.

7. Данное решение направить сторонам по делу в десятидневный срок.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 2-03/06-2011/2

о прекращении нарушения антимонопольного законодательства

ООО «Управление благоустройства и очистки города»

 

01.06.2011                                                                                                                            г. Пенза

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Бутузова Т.В. – исполняющий обязанности руководителя, председатель Комиссии,

Кузнецова О.Н. – начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии, 

Тришин Е.Ю. – главный специалист – эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 01.06.2011 по делу № 2-03/06-2011 о нарушении ООО «Управление благоустройства и очистки города», ООО «Спецтранс» пункта 8 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ООО «Управление благоустройства и очистки города» (далее также – УБО города) в срок не позднее 24 июня 2011 прекратить нарушение пункта 8 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в заключении с ООО «Спецтранс» ограничивающего конкуренцию соглашения, которое  привело к созданию препятствий доступу на товарный рынок услуг по вывозу ТБО другим хозяйствующим субъектам.

2. ООО «Управление благоустройства и очистки города» в срок не позднее 24 июня 2011 прекратить осуществляемые по соглашению с ООО «Спецтранс» действия по вывозу ТБО от контрагентов ООО «Спецтранс» спецтехникой УБО города, направленные на вытеснение ООО «Фауна» с товарного рынка.

3. О выполнении настоящего предписания ООО «Управление благоустройства и очистки города» письменно сообщить в Пензенское УФАС России не позднее 29 июня 2011 года с приложением подтверждающих документов.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 2-03/06-2011/1

о прекращении нарушения антимонопольного законодательства

ООО «Спецтранс»

 

01.06.2011                                                                                                                            г. Пенза

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Бутузова Т.В. – исполняющий обязанности руководителя, председатель Комиссии,

Кузнецова О.Н. – начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии, 

Тришин Е.Ю. – главный специалист – эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 01.06.2011 по делу № 2-03/06-2011 о нарушении ООО «Управление благоустройства и очистки города», ООО «Спецтранс» пункта 8 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ООО «Спецтранс» в срок не позднее 24 июня 2011 прекратить нарушение пункта 8 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в заключении с ООО «Спецтранс» ограничивающего конкуренцию соглашения, которое привело к созданию препятствий доступу на товарный рынок услуг по вывозу ТБО другим хозяйствующим субъектам.

2. ООО «Спецтранс» в срок не позднее 24 июня 2011 прекратить осуществляемые по соглашению с УБО города действия по вывозу ТБО от контрагентов ООО «Спецтранс» спецтехникой УБО города, направленные на вытеснение ООО «Фауна» с товарного рынка.

3. О выполнении настоящего предписания ООО «Спецтранс» письменно сообщить в Пензенское УФАС России не позднее 29 июня 2011 года с приложением подтверждающих документов.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>





РЕШЕНИЕ

г. Пенза

 

Резолютивная часть решения объявлена «18» мая 2011 года.

В полном объеме решение изготовлено «01» июня  2011 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Бутузова Т.В. – исполняющий обязанности руководителя, председатель Комиссии,

Кузнецова О.Н. – начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии, 

Тришин Е.Ю. – главный специалист – эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии,

рассмотрев дело № 2-03/06-2011 по признакам нарушения ООО «Управление благоустройства и очистки города», ООО  «Спецмеханизация» и ООО «Спецтранс» части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

при участии со стороны

ООО «Управление благоустройства и очистки города»: , представителя по доверенности от 29.03.2011;

ООО «Спецтранс»: , генерального директора;

ООО «Фауна»: , генерального директора,

представители ООО «Спецмеханизация» на заседание Комиссии не явились,

 

установила:

 

В Пензенское УФАС России 11.03.2011 года поступило заявление ООО «Фауна» (г. Пенза, ул. Горная, 3-а) в отношении действий ООО «Спецтранс» (г. Пенза, ул. Индустриальная, 44),ООО «Управление благоустройства и очистки города» (г. Пенза, ул. Индустриальная, 38) (далее также – Управление благоустройства и очистки города, УБО Города), ООО «Спецмеханизация» (г. Пенза, ул. Калинина, 116).

Как следует из заявления, ООО «Спецтранс» использует в своей деятельности спецтехнику, принадлежащую УБО города и ООО «Спецмеханизация», при этом плата за пользование спецтехникой не взимается. Таким образом, данные субъекты берут на себя часть затрат ООО «Спецтранс» по вывозу твердых бытовых отходов (далее – ТБО).

Данные действия создают неконкурентные преимущества для ООО «Спецтранс», что влечет потерю потребителей ООО «Фауна» и вытеснение его с товарного рынка.

Приказом Пензенского УФАС России от 21.03.2011 № 34 в отношении  ООО «Спецтранс», ООО «Управление благоустройства и очистки города»,  ООО «Спецмеханизация» возбуждено дело по признакам нарушения части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

На заседании Комиссии 13.04.2011, 11.05.2011, 18.05.2011 представители ответчиков по делу не согласились с тем, что в их действиях содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Представитель УБО города пояснил, что УБО самостоятельно осуществляет деятельность на рынке услуг по вывозу ТБО на территории г. Пенза, между ООО «Спецтранс» и УБО города отсутствуют какие-либо договорные отношения, в том числе по аренде спецтехники для вывоза ТБО.

Одновременно представитель УБО города указал, что имеются единичные случаи использования специализированной техники, принадлежащей УБО города, для вывоза ТБО с объектов, обслуживаемых ООО «Спецтранс».

Представитель ООО «Спецтранс» на заседании комиссии указал, что цены на оказываемые услуги устанавливаются самостоятельно, исходя из условий конкурентной среды и произведенных расходов, на основе калькуляции тарифа; при этом конкретная величина тарифов может изменяться от 90 до 130 руб./м3 с учетом поведения конкурентов.

Также представитель ООО «Спецтранс» пояснил, что по имеющейся договоренности с сотрудниками УБО города, спецтранспортом данного хозяйствующего субъекта осуществляется вывоз ТБО у ряда контрагентов ООО «Спецтранс». 

Представитель ООО «Фауна» на заседании Комиссии дал пояснения, аналогичные изложенным в заявлении.

Изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующему.

Деятельность по вывозу ТБО регулируется Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 № 155.

Цены на услугу по вывозу ТБО не подлежат государственному регулированию и складываются в условиях конкуренции на товарном рынке под воздействием спроса и предложения.

ООО «Фауна», ООО «Спецтранс» и ООО «Управление благоустройства и очистки города», ООО «Спецмеханизация» согласно уставам обществ, выданным лицензиям, а также представленной информации о видах деятельности, оказывают  услуги по вывозу твердых бытовых отходов на территории г. Пенза. Таким образом, данные хозяйствующие субъекты осуществляют деятельность на одном товарном рынке.

ООО «Управление благоустройства и очистки города» и ООО «Спецмеханизация» в составе группы лиц включены в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов с долей более 50 % на рынке услуг по вывозу твердых бытовых отходов в г. Пензе.

Таким образом, ООО «Управление благоустройства и очистки города» и ООО «Спецмеханизация» имеют возможность в одностороннем порядке оказывать влияние на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Как следует из материалов дела, участниками рынка по вывозу ТБО в г. Пензе в 2011 г. установлены следующие тарифы:

 

Наименование субъекта

Установленный тариф, (руб./м3)

Основание (дата, № внутреннего акта)

ООО «Управление благоустройства и очистки города»

 

173

Приказ от 03.12.2010 № 474

ООО «Спецмеханизация»

165

Приказ от 15.12.2010 № 118

 

 

ООО «Спецтранс»

90

95

100

110

125

130

Приказ от 11.02.2010 № 2

ООО «Фауна»

145 - 160

распоряжение директора от 01.0.2011 № 1

           

Из приведенных данных следует, что установленные ООО «Спецтранс» тарифы значительно ниже тарифов, установленных иными участниками рынка в г. Пенза. Наиболее высокие тарифы установлены УБО города и ООО «Спецмеханизация».

Как установлено Комиссией в ходе рассмотрения дела, часть объема ТБО, подлежащего вывозу согласно договорам, заключенным ООО «Спецтранс», вывезло УБО города, что снизило расходы ООО «Спецтранс» по сравнению с другими участниками рынка и позволило ему установить более низкий тариф.

На основе анализа поведения хозяйствующих субъектов Комиссией установлено, что данные действия не могли быть совершены без соответствующего соглашения между субъектами. 

В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

На основании указанной нормы закона факт совершения действий по соглашению может быть установлен и при отсутствии документального подтверждения наличия договоренности об их совершении.

Вывод о том, что совершение таких действий было заранее известно каждому из хозяйствующих субъектов, может быть сделан исходя из фактических обстоятельств их совершения.

В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено, что вывоз ТБО от ряда хозяйствующих субъектов, которые заключили договоры с ООО «Спецтранс», системно осуществляется Управлением благоустройства и очистки города.

В материалы дела представлены выписки из журналов регистрации въезда автотранспорта на объекты, принадлежащие хозяйствующим субъектам ИП Беспалов В.Г. (ул. Рахманинова 2б), ИП Лысенко В.Г. (ул. Байдукова, 102а),  из которых следует, что в течение 1 квартала 2011 года вывоз ТБО с данных объектов осуществлялся транспортными средствами со следующими номерами государственной регистрации:  

- МАЗ (М 651 ТЕ); 

- МАЗ (М 137 ТЕ);

- МАЗ (Е 621 КН);

- МАЗ (В 768 АО);

- ЗИЛ (К 299 КК);

- ЗИЛ (В 835 МА);

- КАМАЗ (Е 440 РР);

- МАЗ (М 138 ТЕ).

Как следует из информации, представленной ответчиками по делу о составе автопарка, используемого для оказания услуг, автотранспортные средства с указанными номерами государственной регистрации принадлежат ООО «Управление благоустройства и очистки города». При этом договоры аренды данной спецтехники между хозяйствующими субъектами отсутствуют.

Наличие практики вывоза ТБО с объектов, обслуживаемых ООО «Спецтранс», спецтехникой УБО города подтверждено представителями данных субъектов на заседании Комиссии Пензенского УФАС.

Аналогичные сведения о вывозе ТБО от контрагентов ООО «Спецтранс» хозяйствующим субъектом УБО города содержатся в письменных объяснениях по делу, полученных от генерального директора ООО «Спецтранс». 

Комиссией отклоняются доводы ответчиков по делу о том, что вывоз ТБО с объектов, обслуживаемых ООО «Спецтранс», транспортными средствами других субъектов носит несистемный, единичный характер.

Как следует из указанных выписок из журналов регистрации автотранспорта, на протяжении длительного периода времени (1 квартал 2011 г.), ежедневно, вывоз ТБО с объектов обслуживания ООО «Спецтранс» осуществлялся машинами УБО города, при этом в течение всего периода ООО «Спецтранс» ни разу не вывезло ТБО с данных объектов собственной спецтехникой.

Данное обстоятельство говорит о сложившейся практике по вывозу ТБО Управлением благоустройства и очистки города за ООО «Спецтранс».    

Таким образом, часть объема ТБО, подлежащего в соответствии заключенными договорами вывозу ООО «Спецтранс», вывозится иным хозяйствующим субъектом – УБО города.

В результате ООО «Спецтранс» имеет возможность предложить цены ниже среднерыночных, поскольку использование спецтехники УБО города позволяет ООО «Спецтранс» снизить себестоимость оказываемой услуги, в частности расходы на транспорт (топливо, смазочные материалы, ремонт и содержание транспортных средств) ниже того уровня, который сложился бы на предприятии при вывозе ТБО собственными силами.

При этом иные участники товарного рынка, осуществляющие вывоз ТБО собственной спецтехникой  и несущие в связи с этим соответствующие расходы, не имеют возможности снизить цены до уровня ООО «Спецтранс», сохранив при этом положительную рентабельность.

Как следует из представленных субъектами калькуляций тарифа, расходы на транспорт ООО «Спецтранс», приходящиеся на единицу услуги (1м3), ниже, чем у иных участников рынка: УБО города - на 47 %, ООО «Спецмеханизация» - на 41 %, ООО «Фауна» - на 60 %. Общая себестоимость услуги, оказываемой ООО «Спецтранс», в среднем на 30 % ниже данного показателя иных субъектов на рынке.     

В соответствии с письменными объяснениями по делу генерального директора ООО «Спецтранс», вывоз ТБО другим субъектом позволяет оптимизировать маршрут движения собственной техники, снизить расходы, в том числе на ГСМ, в конечном итоге повысить конкурентоспособность ООО «Спецтранс» по сравнению с иными участниками рынка. При этом в целях ведения конкурентной борьбы уровень рентабельности установлен на минимальном уровне.

Оценивая указанные обстоятельства поведения УБО города и ООО «Спецтранс», Комиссия приходит к выводу о том, что действия данных субъектов  осуществлены в рамках соглашении об их совершении.

УБО города и ООО «Спецтранс» являются самостоятельными юридическими лицами с обособленным имуществом и не входят в одну группу лиц.

Ведение хозяйственной деятельности ООО «Спецтранс», в том числе оказание услуг по вывозу ТБО в соответствии с заключенными договорами, возможно только с использованием принадлежащего ему на законном основании имущества (спецтехники).

Использование материальных ресурсов (спецтехники и ГСМ), а также рабочей силы, принадлежащих УБО города, в хозяйственной деятельности ООО «Спецтранс» возможно только на возмездной основе, в рамках соответствующих договорных отношений (в частности договор аренды транспортных средств и пр.).

В то же время, как установлено Комиссией, какие-либо договорные отношения по аренде спецтехники и пр. между данными субъектами отсутствуют. 

ООО «Управление благоустройства и очистки города» является коммерческой организацией, в соответствии с уставом целью деятельности данной организации является получение прибыли.

Безвозмездное принятие УБО города на себя затрат иного юридического лица (ООО «Спецтранс») свидетельствует о том, что действия УБО города и ООО «Спецтранс» совершены по соглашению, направленному на вытеснение ООО «Фауна» с товарного рынка.

Как следует из материалов дела, объемы реализации услуги по вывозу ТБО УБО города значительно превышают объемы иных субъектов (по отношению к общему количеству вывезенных участниками рынка в 2010 г. ТБО доля УБО города составляет 59 %; суммарно с входящим с ним в одну группу лиц ООО «Спецмеханизация» - 92 %).

В то же время для ведения ценовой конкуренции с ООО «Фауна» УБО города необходимо снизить цену оказываемой услуги (со 173 до 140 руб./м3), что существенно уменьшит его выручку, при этом разница в выручке не будет компенсирована за счет притока потребителей от ООО «Фауна», поскольку последний имеет незначительную долю на рынке.

Объемы оказываемых УБО города услуг (эффект масштаба) и установленный уровень рентабельности – 25 % (наиболее высокий по сравнению с другими участниками рынка), позволяют УБО города взять на себя часть расходов небольшого участника рынка ООО «Спецтраснс», не испытывая потерь, существенно отражающихся на хозяйственной деятельности предприятия. В результате, при минимальных для УБО города издержках ООО «Спецтранс» может предложить клиентам ООО «Фауна» цены значительно ниже среднерыночных: 90 – 100 руб./м3.

Как следует из сопоставления перечней хозяйствующих субъектов, с которыми  ООО «Фауна» в 2010 году расторгло договоры на вывоз ТБО, с перечнем контрагентов ООО «Спецтранс», последний в большинстве случаев предлагает свои услуги по указанным ценам именно контрагентам ООО «Фауна».

Данные действия ведут к потере потребителей ООО «Фауна» и вытеснению его с товарного рынка по вывозу ТБО на территории г. Пенза, что подтверждается данными о количестве вывезенных ТБО за период 2009 – 2010 гг., представленными в материалы дела ООО «Фауна». Так, в 2009 г. ООО «Фауна» вывезло 67, 2 тыс. м3 ТБО, в 2010 г. (с началом деятельности на рынке ООО «Спецтранс») – на 11 % меньше (60,2 тыс. м.3).

Таким образом, между ООО «Спецтранс» и ООО «Управление благоустройства и очистки города» сложился механизм взаимодействия на товарном рынке, в рамках которого УБО города берет на себя часть расходов ООО «Спецтранс», а последний, в свою очередь, устанавливает более низкий тариф для контрагентов ООО «Фауна» в целях устранения его с товарного рынка.

В результате данных действий ООО «Спецтранс» и УБО города для ООО «Спецтранс» создаются преимущества в хозяйственной деятельности по сравнению с иными участниками рынка, что соответствует его интересам, и одновременно происходит вытеснение конкурента (ООО «Фауна») с товарного рынка при минимальных для УБО города издержках, что соответствует интересам последнего.

Совершение данных действий в условиях конкурентного товарного рынка возможно только в рамках соответствующего соглашения между хозяйствующими субъектами. 

Наличие соглашения между ООО «Спецтранс» и ООО «Управление благоустройства и очистки города» подтверждается также пояснениями генерального директора ООО «Спецтранс» на заседании Комиссии, а также его письменными объяснениями по делу, в соответствии с которыми вывоз мусора с объектов ООО «Спецтранс» осуществлялся по его договоренности с сотрудниками УБО города.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами на товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к созданию препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.

Исходя из фактических обстоятельств совершения действий ООО «Спецтранс» и ООО «Управление благоустройства и очистки города» Комиссия приходит к выводу о наличии между субъектами соглашения об их совершении.

Результатом данного соглашения явилось создание препятствий доступу на товарный рынок оказания услуг по вывозу ТБО иным хозяйствующим субъектам.

При рассмотрении обстоятельств дела, с учетом того, что в материалы дела не представлено доказательств участия ООО «Спецмеханизация» в указанном соглашении, Комиссией не установлено в отношении ООО «Спецмеханизация» критериев для квалификации его действий в соответствии с частью 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьями 41, 49 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях ООО «Управление благоустройства и очистки города» нарушение пункта 8 части 1 статьи 11 ФЗ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в заключении с ООО «Спецтранс» ограничивающего конкуренцию соглашения, которое  привело к созданию препятствий доступу на товарный рынок услуг по вывозу ТБО другим хозяйствующим субъектам.

2. Выдать ООО «Управление благоустройства и очистки города» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем прекращения осуществляемых по соглашению с ООО «Спецтранс» действий по вывозу ТБО от контрагентов ООО «Спецтранс» спецтехникой УБО города, направленных на вытеснение ООО «Фауна» с товарного рынка.

3. Признать в действиях ООО «Спецтранс» нарушение пункта 8 части 1 статьи 11 ФЗ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в заключении с ООО «Управление благоустройства и очистки города» ограничивающего конкуренцию соглашения, которое  привело к созданию препятствий доступу на товарный рынок услуг по вывозу ТБО другим хозяйствующим субъектам.

4. Выдать ООО «Спецтранс» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем прекращения осуществляемых по соглашению с ООО «Управление благоустройства и очистки города» действий по вывозу ТБО от контрагентов ООО «Спецтранс» спецтехникой УБО города, направленных на вытеснение ООО «Фауна» с товарного рынка.

5. В отношении ООО «Спецмеханизация» производство по делу прекратить.

6. Передать материалы дела должностному лицу, уполномоченному осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.32 КоАП РФ.

7. Данное решение направить сторонам по делу в десятидневный срок.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 2-03/06-2011/2

о прекращении нарушения антимонопольного законодательства

ООО «Управление благоустройства и очистки города»

 

01.06.2011                                                                                                                            г. Пенза

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Бутузова Т.В. – исполняющий обязанности руководителя, председатель Комиссии,

Кузнецова О.Н. – начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии, 

Тришин Е.Ю. – главный специалист – эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 01.06.2011 по делу № 2-03/06-2011 о нарушении ООО «Управление благоустройства и очистки города», ООО «Спецтранс» пункта 8 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ООО «Управление благоустройства и очистки города» (далее также – УБО города) в срок не позднее 24 июня 2011 прекратить нарушение пункта 8 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в заключении с ООО «Спецтранс» ограничивающего конкуренцию соглашения, которое  привело к созданию препятствий доступу на товарный рынок услуг по вывозу ТБО другим хозяйствующим субъектам.

2. ООО «Управление благоустройства и очистки города» в срок не позднее 24 июня 2011 прекратить осуществляемые по соглашению с ООО «Спецтранс» действия по вывозу ТБО от контрагентов ООО «Спецтранс» спецтехникой УБО города, направленные на вытеснение ООО «Фауна» с товарного рынка.

3. О выполнении настоящего предписания ООО «Управление благоустройства и очистки города» письменно сообщить в Пензенское УФАС России не позднее 29 июня 2011 года с приложением подтверждающих документов.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 2-03/06-2011/1

о прекращении нарушения антимонопольного законодательства

ООО «Спецтранс»

 

01.06.2011                                                                                                                            г. Пенза

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Бутузова Т.В. – исполняющий обязанности руководителя, председатель Комиссии,

Кузнецова О.Н. – начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии, 

Тришин Е.Ю. – главный специалист – эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 01.06.2011 по делу № 2-03/06-2011 о нарушении ООО «Управление благоустройства и очистки города», ООО «Спецтранс» пункта 8 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ООО «Спецтранс» в срок не позднее 24 июня 2011 прекратить нарушение пункта 8 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в заключении с ООО «Спецтранс» ограничивающего конкуренцию соглашения, которое привело к созданию препятствий доступу на товарный рынок услуг по вывозу ТБО другим хозяйствующим субъектам.

2. ООО «Спецтранс» в срок не позднее 24 июня 2011 прекратить осуществляемые по соглашению с УБО города действия по вывозу ТБО от контрагентов ООО «Спецтранс» спецтехникой УБО города, направленные на вытеснение ООО «Фауна» с товарного рынка.

3. О выполнении настоящего предписания ООО «Спецтранс» письменно сообщить в Пензенское УФАС России не позднее 29 июня 2011 года с приложением подтверждающих документов.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => [format] => full_html [safe_value] => ) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-06-03 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-06-03 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1321538680 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Пензенское УФАС России )