Решение Пензенского УФАС России от 07.07.2008 года о признании Администрации г. Пензы и Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Пензы нарушившими Федеральный закон «О защите конкуренции».

Дата публикации: 9 октября 2008, 04:00

 

РЕШЕНИЕ
"7" июля 2008г.                                                                                                                г. Пенза
                                                                                                         
Резолютивная часть решения оглашена 26 июня 2008 года.
Решение изготовлено в полном объеме 7 июля 2008 года
 
Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
-         Авдеева А.И. – председателя Комиссии, руководителя управления;
-         Мокроусова С.В. - члена Комиссии, заместителя руководителя управления – начальника отдела антимонопольного контроля и естественных монополий;
-         Шмелевой И.Ю. - члена Комиссии, - главного специалиста - эксперта отдела антимонопольного контроля и естественных монополий,
при участии:
-    со стороны Администрации г. Пензы: Узбяковой А.В. – главного специалиста отдела по арбитражной работе Правового управления администрации г. Пензы, действующего на основании доверенности;
-         со стороны Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Пензы: Ахуновой Н.Ф. – начальника юридического отдела, действующего на основании доверенности;
-         со стороны ЗАО «Пензенская Горэлектросеть»: Елисеевой С.Е. – начальника юридического отдела;
-         со стороны ООО «Пензенская электро-техническая компания»: Вирясова В.В. – генерального директора ООО «Пензенская электро-техническая компания»,
рассмотрев дело № 2-03/15-2008 от 16 мая 2008 года в отношении Администрации г. Пензы по признакам нарушения части 1 статьи 15 и статей 19, 20 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и в отношении Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Пензы по признакам нарушения части 1 статьи 15 указанного закона,
УСТАНОВИЛА:
В антимонопольное управление поступило заявление от 16.04.2008 № 233/юр ЗАО «Пензенская горэлектросеть» (далее – ЗАО «ПГЭС»), осуществляющего деятельность по передаче электрической энергии и эксплуатации системы энергоснабжения г. Пензы.
Из заявления следует, что Главой администрации г. Пензыпринято Постановление от 12.12.2007 № 1506«О передаче муниципального имущества в аренду ООО «Пензенская электро-техническая компания» (далее – Постановление от 12.12.2007 № 1506), которымобъекты электоросетевого хозяйства, принятые в муниципальную собственность, переданы без проведения конкурса ООО «Пензенская электро-техническая компания».
Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Пензы (далее - КУМИ) во исполнении данного постановления заключен договор аренды муниципального имущества от 12.12.2007 № 54 с ООО «Пензенская электро-техническая компания» (далее – ООО «ПЭТК»).
По мнению заявителя, издав вышеуказанное постановление и передав объекты электросетевого хозяйства относящихся к муниципальной собственности без проведения конкурсной процедуры, Администрация г. Пензы и КУМИ совершили действия ограничивающие конкуренцию и ущемляющие интересы ЗАО «ПГЭС» по доступу к оказанию услуг по передаче электрической энергии и эксплуатации системы энергоснабжения г. Пензы.
На заседании Комиссии 4 июня 2008 года представитель Администрации пояснил, что согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и пункту 3 статьи 5 Устава города Пензы владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности отнесено к вопросам местного значения городского округа. Согласно статье 51 вышеназванного Федерального закона органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Порядок передачи в арендное пользование нежилых зданий, частей зданий и других объектов недвижимости, относящихся к муниципальной собственности г. Пензы утвержден Решением Пензенской городской Думы от 22.02.2002 № 217/15. Данное Решение и Постановление от 12.12.2007 № 1506 приняты компетентными органами местного самоуправления города Пензы в соответствии со статьями 125, 215 ГК РФ и полномочиями, предоставленными им Федеральным законом № 131-ФЗ и Уставом города Пензы.
Представитель КУМИ поддержал доводы, изложенные в представленной КУМИ г. Пензы информации от 29.05.2008 № 6/1190, отметив, что КУМИ заключил договор аренды муниципального имущества от 12.12.2007 № 54 с ООО «ПЭТК» во исполнение Постановления от 12.12.2007 № 1506. В администрацию была подана только одна заявка от ООО «ПЭТК» с просьбой передать в пользование объекты электрических сетей и энергетических объектов. Данная заявка была передана на рассмотрение конкурсной комиссии по передаче в аренду нежилых помещений, относящихся к муниципальной собственности г. Пензы.
На заседании Комиссии представитель ЗАО «ПГЭС» поддержал доводы, изложенные в заявлении от 16.04.2008 № 233/юр, заметив, что рядом постановлений Главы администрации г. Пензы была согласована передача в арендное пользование ЗАО «ПГЭС» отдельных объектов электросетевого хозяйства, принятых в муниципальную собственность, в связи с чем были подготовлены проекты дополнительных соглашений к договору от 11.02.2004 № 24. Постановлением от 12.12.2007 № 1506 отменены ранее принятые Постановления, согласовавшие передачу в арендное пользование ЗАО «ПГЭС» дополнительных объектов электросетевого хозяйства, и данное имущество передано в арендное пользование ООО «ПЭТК». В связи с чем, все ранее подготовленные ЗАО «ПГЭС» проекты дополнительных соглашений к договору аренды от 11.02.2004 № 24 были возвращены.
Представитель ЗАО «ПГЭС» добавил, что Постановление от 12.12.2007 № 1506 было принято с нарушением действующего законодательства, в частности, был нарушен порядок передачи в арендное пользование нежилых зданий, частей зданий и других объектов недвижимости, относящихся к муниципальной собственности, утвержденный Решением Пензенской городской Думы от 22.02.2002 № 217/15. Данным Решением предписано, что передача в аренду нежилых зданий, частей зданий и других объектов недвижимости может осуществляться КУМИ на основе проведения аукциона или конкурса на право аренды.
Представитель КУМИ отметил, что названным муниципальным актом допускается передача муниципального имущества в аренду, как путем проведения торгов, так и целевым назначением. 
Представитель ООО «ПЭТК» пояснил, что основными видами деятельности ООО «ПЭТК» является передача электроэнергии и обслуживание сетей, которые они осуществляют на предоставленных им Постановлением от 12.12.2007 № 1506 сетях.
В связи с необходимостью получения полного пакета документов, подтверждающих соблюдение процедуры выделения объектов целевым назначением, а также иных дополнительных доказательств, в соответствии с частями 1, 5 статьи 47 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия определила отложить рассмотрение дела на 26 июня 2008 года.
На заседании Комиссии 26 июня 2008 года КУМИ представлен Протокол от 11.12.2007 № 32/1 заседания конкурсной комиссии по передаче в аренду нежилых помещений, относящихся к муниципальной собственности г. Пензы.
Представитель КУМИ указал, что решение о передаче в аренду ООО «ПЭТК» объектов электроснабжения принято на основании решения конкурсной комиссии по передаче в аренду нежилых помещений, относящихся к муниципальной собственности г. Пензы. Кроме того, было отмечено, что рассматриваемое в марте 2008 года дело № 2-03/02-2008 от 15.02.2008 в отношении Администрации г. Пензы по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции», в части необоснованного препятствования осуществлению деятельности ЗАО «ПГЭС», было прекращено.
Представитель ЗАО «ПГЭС» указал, что КУМИ не была соблюдена процедура передачи объектов электроснабжения в аренду ООО «ПЭТК» целевым назначением, предусмотренный Решением Пензенской городской Думы от 22.02.2002 № 217/15, в частности не был издан приказ председателя КУМИ, являющийся основанием для заключения аренды в случае передачи недвижимого имущества целевым назначением.
Изучив материалы дела и заслушав доводы представителей сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
Главой администрации г. Пензы по предложению председателя КУМИ г. Пензы принято Постановление от 12.12.2007 № 1506. Пунктом 3 данного Постановления отменены ранее принятые Главой администрации г. Пензы Постановления от 27.11.2006 № 1397/1, от 07.05.2007 № 508, от 29.05.2007 № 616, от 09.06.2007 № 663, от 07.08.2007    № 912/1, от 17.09.2007 № 1133, от 28.04.2007 № 483, от 13.08.2007 № 939, от 21.09.2007 № 1155, от 10.09.2007 № 1116 и от 26.10.2007 № 1304 о передаче объектов электросетевого хозяйства, принятых в муниципальную собственность, в арендное пользование ЗАО «ПГЭС». Пунктом 1 Постановления данное муниципальное имущество передано в аренду ООО «ПЭТК».
На основании пункта 2 Постановления от 12.12.2007 № 1506между КУМИ и ООО «ПЭТК» заключен договор аренды муниципального имущества от 12.12.2007 № 54.
В связи с изложенным, письмом от 21.12.2007 № 14/3586 КУМИ возвратил ЗАО «ПГЭС» проекты дополнительных соглашений к договору аренды муниципального имущества от 11.02.2004 № 24, подготовленные во исполнение ранее действовавших постановлений. В письме указано, что дополнительные соглашения не могут быть заключены, так как в соответствии с принятым Главой администрации г. Пензы Постановлением от 12.12.2007 № 1506 и заключенным на его основании договором аренды муниципального имущества от 12.12.2007 № 54 данные объекты электроснабжения переданы в арендное пользование ООО «ПЭТК».
В соответствии с пунктом 1.4 Решения Пензенской городской Думы от 22.02.2002 № 217/15 «Об утверждении Положения о порядке передачи в аренду нежилых зданий, частей зданий и других объектов недвижимости, относящихся к муниципальной собственности г. Пензы» (с изм. от 27 июня, 26 декабря 2003 г., 25 февраля 2005 г.) передача в аренду нежилых зданий, частей зданий и других объектов осуществляется Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Пензы с учетом рекомендаций конкурсной комиссии на основе проведения аукциона или конкурса на право аренды, либо целевым назначением.
Как следует из представленной КУМИ информации от 29.05.2008 № 6/1190 и протокола от 11.12.2007 № 32/1 заседания комиссии по передаче в аренду нежилых помещений, относящихся к муниципальной собственности г. Пензы, на основании обращения ООО «ПЭТК» объекты электросетевого хозяйства переданы данному обществу целевым назначением.
В соответствии с пунктом 20 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции) предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав, является государственной или муниципальной помощью.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции в соответствии с полномочиями органов государственной власти или органов местного самоуправления государственная или муниципальная помощь может предоставляться в целях поддержки субъектов малого предпринимательства, осуществляющих приоритетные виды деятельности.
Решением Пензенской городской Думы от 29.04.2005 № 77-9/4 «О программе развития и поддержки малого предпринимательства в г. Пензе на 2005-2007 годы» (в ред. от 25.05.2007 № 673-34/4) определены приоритетные виды деятельности, к которым в частности относится оказание коммунальных услуг.
Согласно статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» к таковым относятся юридические лица независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющие эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения электро-, тепло-, водоснабжения. Системами коммунальной инфраструктуры являются совокупность производственных и имущественных объектов, в том числе трубопроводов, линий электропередач и иных объектов, используемых в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 3 части 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» коммунальные услуги – деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях. Электроснабжение, согласно вышеуказанному постановлению, это круглосуточное обеспечение потребителя электрической энергией надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилые дома.
Из представленных ООО «ПЭТК» документов от 29.05.2008 № 24 следует, что общество зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 30 ноября 2007 года. Согласно Уставу, утверждённому участником 19.11.2007, к основным видам деятельности предприятия относятся производство, передача и распределение электроэнергии и обслуживание сетей (код ОКВЭД 40.10). Из перечня (вх. Пензенского УФАС России от 20.06.2008 № 1310) объектов, подключенных к сетям, переданным в аренду ООО «ПЭТК» следует, что общество оказывает коммунальные услуги, как организациям так и населению, включая ТСЖ и частный сектор. Согласно справке от 27.05.2008 № 2 в обществе работают 27 человек.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий; до ста человек включительно для малых предприятий.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции государственная или муниципальная помощь предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа.
Предоставление в аренду муниципального имущества целевым назначением хозяйствующему субъекту без предварительного согласования с антимонопольным органом нарушают требования статьи 19-21 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Ссылку представителей КУМИ на законность действий по передаче объектов электросетевого хозяйства целевым назначением ООО «ПЭТК» с указанием на соблюдение порядка, установленного Решением от 22.02.2002 № 217/15, Комиссия считает необоснованным, так как выполнение требований нормативного акта представительного муниципального органа не может освобождать от обязанности исполнять требования Федерального Закона «О защите конкуренции».
Кроме того, передача прав на объекты коммунальной инфраструктуры хозяйствующим субъектам без проведения торгов препятствует развитию конкуренции, ущемляет интересы хозяйствующих субъектов, желающих получить такие права на государственное или муниципальное имущество, и приводит к ущемлению потребителей услуг предприятий коммунальной инфраструктуры. Указанные действия ограничивают конкуренцию за обладание правами на объекты коммунальной инфраструктуры, то есть конкуренцию за доступ нарынок по оказанию услуг по производству, передаче, распределению электроэнергии и обеспечению работоспособности электрических сетей (код ОКВЭД 40.10).
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) совершения таких действий (бездействия).
Федеральные законы не предусматривают возможности передачи муниципального имущества коммунальной инфраструктуры целевым назначением, за исключением предоставления объектов коммунальной инфраструктуры на праве хозяйственного ведения или оперативного управления унитарным и казённым предприятиям либо на основании вступившего в законную силу решения суда.
Передача органами местного самоуправления муниципального имущества ООО «ПЭТК» в аренду без проведения публичных процедур (торгов в форме аукциона или конкурса, предусмотренные статьей 447 Гражданского кодекса Российской Федерации) является предоставлением преимущества данному хозяйствующему субъекту, которое обеспечивает ему более выгодные условия для деятельности по сравнению с другими хозяйствующими субъектами.
Кроме того, комиссии не был представлен приказ председателя КУМИ, являвшегося основанием для заключения договора аренды при передаче указанного недвижимого имущества целевым назначением ООО «ПЭТК».
Таким образом, КУМИ не был соблюден порядок передачи в арендное пользование нежилых зданий, частей зданий и других объектов недвижимости, относящихся к муниципальной собственности г. Пензы, предусмотренный пунктом 1.8 Решения Пензенской городской Думы от 22.02.2002 № 217/15.
Комиссия единогласно признала, что Администрации г. Пензы, приняв Постановление от 12.12.2007 № 1506 и передав без проведения публичных процедур муниципальное имущество (объекты электросетевого хозяйства) в аренду хозяйствующему субъекту – ООО «ПЭТК», нарушила часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Прекращённое в марте 2008 года дело в отношении Администрации г. Пензы по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в части необоснованного препятствования осуществлению деятельности ЗАО «ПГЭС», не связано с предметом рассмотрения настоящего дела по факту принятия акта, ограничивающего конкуренцию за доступ на рынок по оказанию услуг по производству, передаче, распределению электроэнергии и обеспечению работоспособности электрических сетей.
Из материалов дела следует, что на момент оформления документов по передаче в аренду муниципального имущества целевым назначением ООО «ПЭТК» в КУМИ находились документы (дополнительные соглашения к договору от 11.02.2004 № 24) ЗАО «ПГЭС», свидетельствующие о желании получить в аренду данное имущество. Кроме того, на право аренды данного муниципального имущества могли претендовать иные хозяйствующие субъекты.
КУМИ, не обеспечив принципов публичности, открытости и прозрачности процедур при предоставлении объектов электросетевого хозяйства ООО «ПЭТК», и заключив с ним договор аренды муниципального имущества от 12.12.2007 № 54 без принятия соответствующего приказа, совершил действия (бездействие), которые привели к ущемлению интересов хозяйствующих субъектов, желающих получить такие права на муниципальное имущество, то есть допустил нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции».
Кроме того, приняв решение по изданию акта о передаче муниципального имущества в аренду ООО «ПЭТК» без соблюдения порядка предоставления государственной или муниципальной помощи Администрация г. Пензы нарушила статьи 19, 20 Федерального закона «О защите конкуренции».
Руководствуясь частью 1 статьи 21, статьями 41, 49 Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства
РЕШИЛА:
1. Признать Администрацию г. Пензы нарушившей часть 1 статьи 15 и статьи 19, 20 Федерального закона «О защите конкуренции».
2. Признать Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Пензы нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции».
3. Пензенскому УФАС России в трех месячный срок обратиться в суд для отмены Постановления Главы администрации г. Пензы от 12.12.2007 № 1506 «О передаче муниципального имущества в аренду ООО «Пензенская электро-техническая компания».
4. Данное решение направить сторонам по делу в десятидневный срок.
stdClass Object ( [vid] => 6807 [uid] => 1 [title] => Решение Пензенского УФАС России от 07.07.2008 года о признании Администрации г. Пензы и Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Пензы нарушившими Федеральный закон «О защите конкуренции». [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6807 [type] => solution [language] => ru [created] => 1223496000 [changed] => 1370519731 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370519731 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

РЕШЕНИЕ
"7" июля 2008г.                                                                                                                г. Пенза
                                                                                                         
Резолютивная часть решения оглашена 26 июня 2008 года.
Решение изготовлено в полном объеме 7 июля 2008 года
 
Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
-         Авдеева А.И. – председателя Комиссии, руководителя управления;
-         Мокроусова С.В. - члена Комиссии, заместителя руководителя управления – начальника отдела антимонопольного контроля и естественных монополий;
-         Шмелевой И.Ю. - члена Комиссии, - главного специалиста - эксперта отдела антимонопольного контроля и естественных монополий,
при участии:
-    со стороны Администрации г. Пензы: Узбяковой А.В. – главного специалиста отдела по арбитражной работе Правового управления администрации г. Пензы, действующего на основании доверенности;
-         со стороны Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Пензы: Ахуновой Н.Ф. – начальника юридического отдела, действующего на основании доверенности;
-         со стороны ЗАО «Пензенская Горэлектросеть»: Елисеевой С.Е. – начальника юридического отдела;
-         со стороны ООО «Пензенская электро-техническая компания»: Вирясова В.В. – генерального директора ООО «Пензенская электро-техническая компания»,
рассмотрев дело № 2-03/15-2008 от 16 мая 2008 года в отношении Администрации г. Пензы по признакам нарушения части 1 статьи 15 и статей 19, 20 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и в отношении Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Пензы по признакам нарушения части 1 статьи 15 указанного закона,
УСТАНОВИЛА:
В антимонопольное управление поступило заявление от 16.04.2008 № 233/юр ЗАО «Пензенская горэлектросеть» (далее – ЗАО «ПГЭС»), осуществляющего деятельность по передаче электрической энергии и эксплуатации системы энергоснабжения г. Пензы.
Из заявления следует, что Главой администрации г. Пензыпринято Постановление от 12.12.2007 № 1506«О передаче муниципального имущества в аренду ООО «Пензенская электро-техническая компания» (далее – Постановление от 12.12.2007 № 1506), которымобъекты электоросетевого хозяйства, принятые в муниципальную собственность, переданы без проведения конкурса ООО «Пензенская электро-техническая компания».
Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Пензы (далее - КУМИ) во исполнении данного постановления заключен договор аренды муниципального имущества от 12.12.2007 № 54 с ООО «Пензенская электро-техническая компания» (далее – ООО «ПЭТК»).
По мнению заявителя, издав вышеуказанное постановление и передав объекты электросетевого хозяйства относящихся к муниципальной собственности без проведения конкурсной процедуры, Администрация г. Пензы и КУМИ совершили действия ограничивающие конкуренцию и ущемляющие интересы ЗАО «ПГЭС» по доступу к оказанию услуг по передаче электрической энергии и эксплуатации системы энергоснабжения г. Пензы.
На заседании Комиссии 4 июня 2008 года представитель Администрации пояснил, что согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и пункту 3 статьи 5 Устава города Пензы владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности отнесено к вопросам местного значения городского округа. Согласно статье 51 вышеназванного Федерального закона органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Порядок передачи в арендное пользование нежилых зданий, частей зданий и других объектов недвижимости, относящихся к муниципальной собственности г. Пензы утвержден Решением Пензенской городской Думы от 22.02.2002 № 217/15. Данное Решение и Постановление от 12.12.2007 № 1506 приняты компетентными органами местного самоуправления города Пензы в соответствии со статьями 125, 215 ГК РФ и полномочиями, предоставленными им Федеральным законом № 131-ФЗ и Уставом города Пензы.
Представитель КУМИ поддержал доводы, изложенные в представленной КУМИ г. Пензы информации от 29.05.2008 № 6/1190, отметив, что КУМИ заключил договор аренды муниципального имущества от 12.12.2007 № 54 с ООО «ПЭТК» во исполнение Постановления от 12.12.2007 № 1506. В администрацию была подана только одна заявка от ООО «ПЭТК» с просьбой передать в пользование объекты электрических сетей и энергетических объектов. Данная заявка была передана на рассмотрение конкурсной комиссии по передаче в аренду нежилых помещений, относящихся к муниципальной собственности г. Пензы.
На заседании Комиссии представитель ЗАО «ПГЭС» поддержал доводы, изложенные в заявлении от 16.04.2008 № 233/юр, заметив, что рядом постановлений Главы администрации г. Пензы была согласована передача в арендное пользование ЗАО «ПГЭС» отдельных объектов электросетевого хозяйства, принятых в муниципальную собственность, в связи с чем были подготовлены проекты дополнительных соглашений к договору от 11.02.2004 № 24. Постановлением от 12.12.2007 № 1506 отменены ранее принятые Постановления, согласовавшие передачу в арендное пользование ЗАО «ПГЭС» дополнительных объектов электросетевого хозяйства, и данное имущество передано в арендное пользование ООО «ПЭТК». В связи с чем, все ранее подготовленные ЗАО «ПГЭС» проекты дополнительных соглашений к договору аренды от 11.02.2004 № 24 были возвращены.
Представитель ЗАО «ПГЭС» добавил, что Постановление от 12.12.2007 № 1506 было принято с нарушением действующего законодательства, в частности, был нарушен порядок передачи в арендное пользование нежилых зданий, частей зданий и других объектов недвижимости, относящихся к муниципальной собственности, утвержденный Решением Пензенской городской Думы от 22.02.2002 № 217/15. Данным Решением предписано, что передача в аренду нежилых зданий, частей зданий и других объектов недвижимости может осуществляться КУМИ на основе проведения аукциона или конкурса на право аренды.
Представитель КУМИ отметил, что названным муниципальным актом допускается передача муниципального имущества в аренду, как путем проведения торгов, так и целевым назначением. 
Представитель ООО «ПЭТК» пояснил, что основными видами деятельности ООО «ПЭТК» является передача электроэнергии и обслуживание сетей, которые они осуществляют на предоставленных им Постановлением от 12.12.2007 № 1506 сетях.
В связи с необходимостью получения полного пакета документов, подтверждающих соблюдение процедуры выделения объектов целевым назначением, а также иных дополнительных доказательств, в соответствии с частями 1, 5 статьи 47 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия определила отложить рассмотрение дела на 26 июня 2008 года.
На заседании Комиссии 26 июня 2008 года КУМИ представлен Протокол от 11.12.2007 № 32/1 заседания конкурсной комиссии по передаче в аренду нежилых помещений, относящихся к муниципальной собственности г. Пензы.
Представитель КУМИ указал, что решение о передаче в аренду ООО «ПЭТК» объектов электроснабжения принято на основании решения конкурсной комиссии по передаче в аренду нежилых помещений, относящихся к муниципальной собственности г. Пензы. Кроме того, было отмечено, что рассматриваемое в марте 2008 года дело № 2-03/02-2008 от 15.02.2008 в отношении Администрации г. Пензы по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции», в части необоснованного препятствования осуществлению деятельности ЗАО «ПГЭС», было прекращено.
Представитель ЗАО «ПГЭС» указал, что КУМИ не была соблюдена процедура передачи объектов электроснабжения в аренду ООО «ПЭТК» целевым назначением, предусмотренный Решением Пензенской городской Думы от 22.02.2002 № 217/15, в частности не был издан приказ председателя КУМИ, являющийся основанием для заключения аренды в случае передачи недвижимого имущества целевым назначением.
Изучив материалы дела и заслушав доводы представителей сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
Главой администрации г. Пензы по предложению председателя КУМИ г. Пензы принято Постановление от 12.12.2007 № 1506. Пунктом 3 данного Постановления отменены ранее принятые Главой администрации г. Пензы Постановления от 27.11.2006 № 1397/1, от 07.05.2007 № 508, от 29.05.2007 № 616, от 09.06.2007 № 663, от 07.08.2007    № 912/1, от 17.09.2007 № 1133, от 28.04.2007 № 483, от 13.08.2007 № 939, от 21.09.2007 № 1155, от 10.09.2007 № 1116 и от 26.10.2007 № 1304 о передаче объектов электросетевого хозяйства, принятых в муниципальную собственность, в арендное пользование ЗАО «ПГЭС». Пунктом 1 Постановления данное муниципальное имущество передано в аренду ООО «ПЭТК».
На основании пункта 2 Постановления от 12.12.2007 № 1506между КУМИ и ООО «ПЭТК» заключен договор аренды муниципального имущества от 12.12.2007 № 54.
В связи с изложенным, письмом от 21.12.2007 № 14/3586 КУМИ возвратил ЗАО «ПГЭС» проекты дополнительных соглашений к договору аренды муниципального имущества от 11.02.2004 № 24, подготовленные во исполнение ранее действовавших постановлений. В письме указано, что дополнительные соглашения не могут быть заключены, так как в соответствии с принятым Главой администрации г. Пензы Постановлением от 12.12.2007 № 1506 и заключенным на его основании договором аренды муниципального имущества от 12.12.2007 № 54 данные объекты электроснабжения переданы в арендное пользование ООО «ПЭТК».
В соответствии с пунктом 1.4 Решения Пензенской городской Думы от 22.02.2002 № 217/15 «Об утверждении Положения о порядке передачи в аренду нежилых зданий, частей зданий и других объектов недвижимости, относящихся к муниципальной собственности г. Пензы» (с изм. от 27 июня, 26 декабря 2003 г., 25 февраля 2005 г.) передача в аренду нежилых зданий, частей зданий и других объектов осуществляется Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Пензы с учетом рекомендаций конкурсной комиссии на основе проведения аукциона или конкурса на право аренды, либо целевым назначением.
Как следует из представленной КУМИ информации от 29.05.2008 № 6/1190 и протокола от 11.12.2007 № 32/1 заседания комиссии по передаче в аренду нежилых помещений, относящихся к муниципальной собственности г. Пензы, на основании обращения ООО «ПЭТК» объекты электросетевого хозяйства переданы данному обществу целевым назначением.
В соответствии с пунктом 20 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции) предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав, является государственной или муниципальной помощью.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции в соответствии с полномочиями органов государственной власти или органов местного самоуправления государственная или муниципальная помощь может предоставляться в целях поддержки субъектов малого предпринимательства, осуществляющих приоритетные виды деятельности.
Решением Пензенской городской Думы от 29.04.2005 № 77-9/4 «О программе развития и поддержки малого предпринимательства в г. Пензе на 2005-2007 годы» (в ред. от 25.05.2007 № 673-34/4) определены приоритетные виды деятельности, к которым в частности относится оказание коммунальных услуг.
Согласно статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» к таковым относятся юридические лица независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющие эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения электро-, тепло-, водоснабжения. Системами коммунальной инфраструктуры являются совокупность производственных и имущественных объектов, в том числе трубопроводов, линий электропередач и иных объектов, используемых в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 3 части 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» коммунальные услуги – деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях. Электроснабжение, согласно вышеуказанному постановлению, это круглосуточное обеспечение потребителя электрической энергией надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилые дома.
Из представленных ООО «ПЭТК» документов от 29.05.2008 № 24 следует, что общество зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 30 ноября 2007 года. Согласно Уставу, утверждённому участником 19.11.2007, к основным видам деятельности предприятия относятся производство, передача и распределение электроэнергии и обслуживание сетей (код ОКВЭД 40.10). Из перечня (вх. Пензенского УФАС России от 20.06.2008 № 1310) объектов, подключенных к сетям, переданным в аренду ООО «ПЭТК» следует, что общество оказывает коммунальные услуги, как организациям так и населению, включая ТСЖ и частный сектор. Согласно справке от 27.05.2008 № 2 в обществе работают 27 человек.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий; до ста человек включительно для малых предприятий.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции государственная или муниципальная помощь предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа.
Предоставление в аренду муниципального имущества целевым назначением хозяйствующему субъекту без предварительного согласования с антимонопольным органом нарушают требования статьи 19-21 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Ссылку представителей КУМИ на законность действий по передаче объектов электросетевого хозяйства целевым назначением ООО «ПЭТК» с указанием на соблюдение порядка, установленного Решением от 22.02.2002 № 217/15, Комиссия считает необоснованным, так как выполнение требований нормативного акта представительного муниципального органа не может освобождать от обязанности исполнять требования Федерального Закона «О защите конкуренции».
Кроме того, передача прав на объекты коммунальной инфраструктуры хозяйствующим субъектам без проведения торгов препятствует развитию конкуренции, ущемляет интересы хозяйствующих субъектов, желающих получить такие права на государственное или муниципальное имущество, и приводит к ущемлению потребителей услуг предприятий коммунальной инфраструктуры. Указанные действия ограничивают конкуренцию за обладание правами на объекты коммунальной инфраструктуры, то есть конкуренцию за доступ нарынок по оказанию услуг по производству, передаче, распределению электроэнергии и обеспечению работоспособности электрических сетей (код ОКВЭД 40.10).
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) совершения таких действий (бездействия).
Федеральные законы не предусматривают возможности передачи муниципального имущества коммунальной инфраструктуры целевым назначением, за исключением предоставления объектов коммунальной инфраструктуры на праве хозяйственного ведения или оперативного управления унитарным и казённым предприятиям либо на основании вступившего в законную силу решения суда.
Передача органами местного самоуправления муниципального имущества ООО «ПЭТК» в аренду без проведения публичных процедур (торгов в форме аукциона или конкурса, предусмотренные статьей 447 Гражданского кодекса Российской Федерации) является предоставлением преимущества данному хозяйствующему субъекту, которое обеспечивает ему более выгодные условия для деятельности по сравнению с другими хозяйствующими субъектами.
Кроме того, комиссии не был представлен приказ председателя КУМИ, являвшегося основанием для заключения договора аренды при передаче указанного недвижимого имущества целевым назначением ООО «ПЭТК».
Таким образом, КУМИ не был соблюден порядок передачи в арендное пользование нежилых зданий, частей зданий и других объектов недвижимости, относящихся к муниципальной собственности г. Пензы, предусмотренный пунктом 1.8 Решения Пензенской городской Думы от 22.02.2002 № 217/15.
Комиссия единогласно признала, что Администрации г. Пензы, приняв Постановление от 12.12.2007 № 1506 и передав без проведения публичных процедур муниципальное имущество (объекты электросетевого хозяйства) в аренду хозяйствующему субъекту – ООО «ПЭТК», нарушила часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Прекращённое в марте 2008 года дело в отношении Администрации г. Пензы по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в части необоснованного препятствования осуществлению деятельности ЗАО «ПГЭС», не связано с предметом рассмотрения настоящего дела по факту принятия акта, ограничивающего конкуренцию за доступ на рынок по оказанию услуг по производству, передаче, распределению электроэнергии и обеспечению работоспособности электрических сетей.
Из материалов дела следует, что на момент оформления документов по передаче в аренду муниципального имущества целевым назначением ООО «ПЭТК» в КУМИ находились документы (дополнительные соглашения к договору от 11.02.2004 № 24) ЗАО «ПГЭС», свидетельствующие о желании получить в аренду данное имущество. Кроме того, на право аренды данного муниципального имущества могли претендовать иные хозяйствующие субъекты.
КУМИ, не обеспечив принципов публичности, открытости и прозрачности процедур при предоставлении объектов электросетевого хозяйства ООО «ПЭТК», и заключив с ним договор аренды муниципального имущества от 12.12.2007 № 54 без принятия соответствующего приказа, совершил действия (бездействие), которые привели к ущемлению интересов хозяйствующих субъектов, желающих получить такие права на муниципальное имущество, то есть допустил нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции».
Кроме того, приняв решение по изданию акта о передаче муниципального имущества в аренду ООО «ПЭТК» без соблюдения порядка предоставления государственной или муниципальной помощи Администрация г. Пензы нарушила статьи 19, 20 Федерального закона «О защите конкуренции».
Руководствуясь частью 1 статьи 21, статьями 41, 49 Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства
РЕШИЛА:
1. Признать Администрацию г. Пензы нарушившей часть 1 статьи 15 и статьи 19, 20 Федерального закона «О защите конкуренции».
2. Признать Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Пензы нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции».
3. Пензенскому УФАС России в трех месячный срок обратиться в суд для отмены Постановления Главы администрации г. Пензы от 12.12.2007 № 1506 «О передаче муниципального имущества в аренду ООО «Пензенская электро-техническая компания».
4. Данное решение направить сторонам по делу в десятидневный срок.
[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

РЕШЕНИЕ
"7" июля 2008г.                                                                                                                г. Пенза
                                                                                                         
Резолютивная часть решения оглашена 26 июня 2008 года.
Решение изготовлено в полном объеме 7 июля 2008 года
 
Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
-         Авдеева А.И. – председателя Комиссии, руководителя управления;
-         Мокроусова С.В. - члена Комиссии, заместителя руководителя управления – начальника отдела антимонопольного контроля и естественных монополий;
-         Шмелевой И.Ю. - члена Комиссии, - главного специалиста - эксперта отдела антимонопольного контроля и естественных монополий,
при участии:
-    со стороны Администрации г. Пензы: Узбяковой А.В. – главного специалиста отдела по арбитражной работе Правового управления администрации г. Пензы, действующего на основании доверенности;
-         со стороны Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Пензы: Ахуновой Н.Ф. – начальника юридического отдела, действующего на основании доверенности;
-         со стороны ЗАО «Пензенская Горэлектросеть»: Елисеевой С.Е. – начальника юридического отдела;
-         со стороны ООО «Пензенская электро-техническая компания»: Вирясова В.В. – генерального директора ООО «Пензенская электро-техническая компания»,
рассмотрев дело № 2-03/15-2008 от 16 мая 2008 года в отношении Администрации г. Пензы по признакам нарушения части 1 статьи 15 и статей 19, 20 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и в отношении Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Пензы по признакам нарушения части 1 статьи 15 указанного закона,
УСТАНОВИЛА:
В антимонопольное управление поступило заявление от 16.04.2008 № 233/юр ЗАО «Пензенская горэлектросеть» (далее – ЗАО «ПГЭС»), осуществляющего деятельность по передаче электрической энергии и эксплуатации системы энергоснабжения г. Пензы.
Из заявления следует, что Главой администрации г. Пензыпринято Постановление от 12.12.2007 № 1506«О передаче муниципального имущества в аренду ООО «Пензенская электро-техническая компания» (далее – Постановление от 12.12.2007 № 1506), которымобъекты электоросетевого хозяйства, принятые в муниципальную собственность, переданы без проведения конкурса ООО «Пензенская электро-техническая компания».
Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Пензы (далее - КУМИ) во исполнении данного постановления заключен договор аренды муниципального имущества от 12.12.2007 № 54 с ООО «Пензенская электро-техническая компания» (далее – ООО «ПЭТК»).
По мнению заявителя, издав вышеуказанное постановление и передав объекты электросетевого хозяйства относящихся к муниципальной собственности без проведения конкурсной процедуры, Администрация г. Пензы и КУМИ совершили действия ограничивающие конкуренцию и ущемляющие интересы ЗАО «ПГЭС» по доступу к оказанию услуг по передаче электрической энергии и эксплуатации системы энергоснабжения г. Пензы.
На заседании Комиссии 4 июня 2008 года представитель Администрации пояснил, что согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и пункту 3 статьи 5 Устава города Пензы владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности отнесено к вопросам местного значения городского округа. Согласно статье 51 вышеназванного Федерального закона органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Порядок передачи в арендное пользование нежилых зданий, частей зданий и других объектов недвижимости, относящихся к муниципальной собственности г. Пензы утвержден Решением Пензенской городской Думы от 22.02.2002 № 217/15. Данное Решение и Постановление от 12.12.2007 № 1506 приняты компетентными органами местного самоуправления города Пензы в соответствии со статьями 125, 215 ГК РФ и полномочиями, предоставленными им Федеральным законом № 131-ФЗ и Уставом города Пензы.
Представитель КУМИ поддержал доводы, изложенные в представленной КУМИ г. Пензы информации от 29.05.2008 № 6/1190, отметив, что КУМИ заключил договор аренды муниципального имущества от 12.12.2007 № 54 с ООО «ПЭТК» во исполнение Постановления от 12.12.2007 № 1506. В администрацию была подана только одна заявка от ООО «ПЭТК» с просьбой передать в пользование объекты электрических сетей и энергетических объектов. Данная заявка была передана на рассмотрение конкурсной комиссии по передаче в аренду нежилых помещений, относящихся к муниципальной собственности г. Пензы.
На заседании Комиссии представитель ЗАО «ПГЭС» поддержал доводы, изложенные в заявлении от 16.04.2008 № 233/юр, заметив, что рядом постановлений Главы администрации г. Пензы была согласована передача в арендное пользование ЗАО «ПГЭС» отдельных объектов электросетевого хозяйства, принятых в муниципальную собственность, в связи с чем были подготовлены проекты дополнительных соглашений к договору от 11.02.2004 № 24. Постановлением от 12.12.2007 № 1506 отменены ранее принятые Постановления, согласовавшие передачу в арендное пользование ЗАО «ПГЭС» дополнительных объектов электросетевого хозяйства, и данное имущество передано в арендное пользование ООО «ПЭТК». В связи с чем, все ранее подготовленные ЗАО «ПГЭС» проекты дополнительных соглашений к договору аренды от 11.02.2004 № 24 были возвращены.
Представитель ЗАО «ПГЭС» добавил, что Постановление от 12.12.2007 № 1506 было принято с нарушением действующего законодательства, в частности, был нарушен порядок передачи в арендное пользование нежилых зданий, частей зданий и других объектов недвижимости, относящихся к муниципальной собственности, утвержденный Решением Пензенской городской Думы от 22.02.2002 № 217/15. Данным Решением предписано, что передача в аренду нежилых зданий, частей зданий и других объектов недвижимости может осуществляться КУМИ на основе проведения аукциона или конкурса на право аренды.
Представитель КУМИ отметил, что названным муниципальным актом допускается передача муниципального имущества в аренду, как путем проведения торгов, так и целевым назначением. 
Представитель ООО «ПЭТК» пояснил, что основными видами деятельности ООО «ПЭТК» является передача электроэнергии и обслуживание сетей, которые они осуществляют на предоставленных им Постановлением от 12.12.2007 № 1506 сетях.
В связи с необходимостью получения полного пакета документов, подтверждающих соблюдение процедуры выделения объектов целевым назначением, а также иных дополнительных доказательств, в соответствии с частями 1, 5 статьи 47 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия определила отложить рассмотрение дела на 26 июня 2008 года.
На заседании Комиссии 26 июня 2008 года КУМИ представлен Протокол от 11.12.2007 № 32/1 заседания конкурсной комиссии по передаче в аренду нежилых помещений, относящихся к муниципальной собственности г. Пензы.
Представитель КУМИ указал, что решение о передаче в аренду ООО «ПЭТК» объектов электроснабжения принято на основании решения конкурсной комиссии по передаче в аренду нежилых помещений, относящихся к муниципальной собственности г. Пензы. Кроме того, было отмечено, что рассматриваемое в марте 2008 года дело № 2-03/02-2008 от 15.02.2008 в отношении Администрации г. Пензы по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции», в части необоснованного препятствования осуществлению деятельности ЗАО «ПГЭС», было прекращено.
Представитель ЗАО «ПГЭС» указал, что КУМИ не была соблюдена процедура передачи объектов электроснабжения в аренду ООО «ПЭТК» целевым назначением, предусмотренный Решением Пензенской городской Думы от 22.02.2002 № 217/15, в частности не был издан приказ председателя КУМИ, являющийся основанием для заключения аренды в случае передачи недвижимого имущества целевым назначением.
Изучив материалы дела и заслушав доводы представителей сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
Главой администрации г. Пензы по предложению председателя КУМИ г. Пензы принято Постановление от 12.12.2007 № 1506. Пунктом 3 данного Постановления отменены ранее принятые Главой администрации г. Пензы Постановления от 27.11.2006 № 1397/1, от 07.05.2007 № 508, от 29.05.2007 № 616, от 09.06.2007 № 663, от 07.08.2007    № 912/1, от 17.09.2007 № 1133, от 28.04.2007 № 483, от 13.08.2007 № 939, от 21.09.2007 № 1155, от 10.09.2007 № 1116 и от 26.10.2007 № 1304 о передаче объектов электросетевого хозяйства, принятых в муниципальную собственность, в арендное пользование ЗАО «ПГЭС». Пунктом 1 Постановления данное муниципальное имущество передано в аренду ООО «ПЭТК».
На основании пункта 2 Постановления от 12.12.2007 № 1506между КУМИ и ООО «ПЭТК» заключен договор аренды муниципального имущества от 12.12.2007 № 54.
В связи с изложенным, письмом от 21.12.2007 № 14/3586 КУМИ возвратил ЗАО «ПГЭС» проекты дополнительных соглашений к договору аренды муниципального имущества от 11.02.2004 № 24, подготовленные во исполнение ранее действовавших постановлений. В письме указано, что дополнительные соглашения не могут быть заключены, так как в соответствии с принятым Главой администрации г. Пензы Постановлением от 12.12.2007 № 1506 и заключенным на его основании договором аренды муниципального имущества от 12.12.2007 № 54 данные объекты электроснабжения переданы в арендное пользование ООО «ПЭТК».
В соответствии с пунктом 1.4 Решения Пензенской городской Думы от 22.02.2002 № 217/15 «Об утверждении Положения о порядке передачи в аренду нежилых зданий, частей зданий и других объектов недвижимости, относящихся к муниципальной собственности г. Пензы» (с изм. от 27 июня, 26 декабря 2003 г., 25 февраля 2005 г.) передача в аренду нежилых зданий, частей зданий и других объектов осуществляется Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Пензы с учетом рекомендаций конкурсной комиссии на основе проведения аукциона или конкурса на право аренды, либо целевым назначением.
Как следует из представленной КУМИ информации от 29.05.2008 № 6/1190 и протокола от 11.12.2007 № 32/1 заседания комиссии по передаче в аренду нежилых помещений, относящихся к муниципальной собственности г. Пензы, на основании обращения ООО «ПЭТК» объекты электросетевого хозяйства переданы данному обществу целевым назначением.
В соответствии с пунктом 20 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции) предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав, является государственной или муниципальной помощью.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции в соответствии с полномочиями органов государственной власти или органов местного самоуправления государственная или муниципальная помощь может предоставляться в целях поддержки субъектов малого предпринимательства, осуществляющих приоритетные виды деятельности.
Решением Пензенской городской Думы от 29.04.2005 № 77-9/4 «О программе развития и поддержки малого предпринимательства в г. Пензе на 2005-2007 годы» (в ред. от 25.05.2007 № 673-34/4) определены приоритетные виды деятельности, к которым в частности относится оказание коммунальных услуг.
Согласно статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» к таковым относятся юридические лица независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющие эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения электро-, тепло-, водоснабжения. Системами коммунальной инфраструктуры являются совокупность производственных и имущественных объектов, в том числе трубопроводов, линий электропередач и иных объектов, используемых в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 3 части 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» коммунальные услуги – деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях. Электроснабжение, согласно вышеуказанному постановлению, это круглосуточное обеспечение потребителя электрической энергией надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилые дома.
Из представленных ООО «ПЭТК» документов от 29.05.2008 № 24 следует, что общество зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 30 ноября 2007 года. Согласно Уставу, утверждённому участником 19.11.2007, к основным видам деятельности предприятия относятся производство, передача и распределение электроэнергии и обслуживание сетей (код ОКВЭД 40.10). Из перечня (вх. Пензенского УФАС России от 20.06.2008 № 1310) объектов, подключенных к сетям, переданным в аренду ООО «ПЭТК» следует, что общество оказывает коммунальные услуги, как организациям так и населению, включая ТСЖ и частный сектор. Согласно справке от 27.05.2008 № 2 в обществе работают 27 человек.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий; до ста человек включительно для малых предприятий.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции государственная или муниципальная помощь предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа.
Предоставление в аренду муниципального имущества целевым назначением хозяйствующему субъекту без предварительного согласования с антимонопольным органом нарушают требования статьи 19-21 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Ссылку представителей КУМИ на законность действий по передаче объектов электросетевого хозяйства целевым назначением ООО «ПЭТК» с указанием на соблюдение порядка, установленного Решением от 22.02.2002 № 217/15, Комиссия считает необоснованным, так как выполнение требований нормативного акта представительного муниципального органа не может освобождать от обязанности исполнять требования Федерального Закона «О защите конкуренции».
Кроме того, передача прав на объекты коммунальной инфраструктуры хозяйствующим субъектам без проведения торгов препятствует развитию конкуренции, ущемляет интересы хозяйствующих субъектов, желающих получить такие права на государственное или муниципальное имущество, и приводит к ущемлению потребителей услуг предприятий коммунальной инфраструктуры. Указанные действия ограничивают конкуренцию за обладание правами на объекты коммунальной инфраструктуры, то есть конкуренцию за доступ нарынок по оказанию услуг по производству, передаче, распределению электроэнергии и обеспечению работоспособности электрических сетей (код ОКВЭД 40.10).
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) совершения таких действий (бездействия).
Федеральные законы не предусматривают возможности передачи муниципального имущества коммунальной инфраструктуры целевым назначением, за исключением предоставления объектов коммунальной инфраструктуры на праве хозяйственного ведения или оперативного управления унитарным и казённым предприятиям либо на основании вступившего в законную силу решения суда.
Передача органами местного самоуправления муниципального имущества ООО «ПЭТК» в аренду без проведения публичных процедур (торгов в форме аукциона или конкурса, предусмотренные статьей 447 Гражданского кодекса Российской Федерации) является предоставлением преимущества данному хозяйствующему субъекту, которое обеспечивает ему более выгодные условия для деятельности по сравнению с другими хозяйствующими субъектами.
Кроме того, комиссии не был представлен приказ председателя КУМИ, являвшегося основанием для заключения договора аренды при передаче указанного недвижимого имущества целевым назначением ООО «ПЭТК».
Таким образом, КУМИ не был соблюден порядок передачи в арендное пользование нежилых зданий, частей зданий и других объектов недвижимости, относящихся к муниципальной собственности г. Пензы, предусмотренный пунктом 1.8 Решения Пензенской городской Думы от 22.02.2002 № 217/15.
Комиссия единогласно признала, что Администрации г. Пензы, приняв Постановление от 12.12.2007 № 1506 и передав без проведения публичных процедур муниципальное имущество (объекты электросетевого хозяйства) в аренду хозяйствующему субъекту – ООО «ПЭТК», нарушила часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Прекращённое в марте 2008 года дело в отношении Администрации г. Пензы по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в части необоснованного препятствования осуществлению деятельности ЗАО «ПГЭС», не связано с предметом рассмотрения настоящего дела по факту принятия акта, ограничивающего конкуренцию за доступ на рынок по оказанию услуг по производству, передаче, распределению электроэнергии и обеспечению работоспособности электрических сетей.
Из материалов дела следует, что на момент оформления документов по передаче в аренду муниципального имущества целевым назначением ООО «ПЭТК» в КУМИ находились документы (дополнительные соглашения к договору от 11.02.2004 № 24) ЗАО «ПГЭС», свидетельствующие о желании получить в аренду данное имущество. Кроме того, на право аренды данного муниципального имущества могли претендовать иные хозяйствующие субъекты.
КУМИ, не обеспечив принципов публичности, открытости и прозрачности процедур при предоставлении объектов электросетевого хозяйства ООО «ПЭТК», и заключив с ним договор аренды муниципального имущества от 12.12.2007 № 54 без принятия соответствующего приказа, совершил действия (бездействие), которые привели к ущемлению интересов хозяйствующих субъектов, желающих получить такие права на муниципальное имущество, то есть допустил нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции».
Кроме того, приняв решение по изданию акта о передаче муниципального имущества в аренду ООО «ПЭТК» без соблюдения порядка предоставления государственной или муниципальной помощи Администрация г. Пензы нарушила статьи 19, 20 Федерального закона «О защите конкуренции».
Руководствуясь частью 1 статьи 21, статьями 41, 49 Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства
РЕШИЛА:
1. Признать Администрацию г. Пензы нарушившей часть 1 статьи 15 и статьи 19, 20 Федерального закона «О защите конкуренции».
2. Признать Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Пензы нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции».
3. Пензенскому УФАС России в трех месячный срок обратиться в суд для отмены Постановления Главы администрации г. Пензы от 12.12.2007 № 1506 «О передаче муниципального имущества в аренду ООО «Пензенская электро-техническая компания».
4. Данное решение направить сторонам по делу в десятидневный срок.
[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе рассмотрела дело в отношении Администрации г. Пензы по признакам нарушения части 1 статьи 15 и статей 19, 20 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и в отношении Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Пензы по признакам нарушения части 1 статьи 15 указанного закона. [format] => full_html [safe_value] =>

Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе рассмотрела дело в отношении Администрации г. Пензы по признакам нарушения части 1 статьи 15 и статей 19, 20 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и в отношении Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Пензы по признакам нарушения части 1 статьи 15 указанного закона.

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2008-10-09 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2008-10-09 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1321538680 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Пензенское УФАС России )