Решение и предписание по делу № 2-15/02-2010 в отношении ОАО "Молочный комбинат "Пензенский"

Дата публикации: 12 октября 2010, 04:00

 

РЕШЕНИЕ
12.10.2010                                                                                                                     г. Пенза
Резолютивная часть решения объявлена 30 сентября 2010 года.
В полном объеме решение изготовлено 12 октября 2010 года.                                                                                             
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
1.      Авдеев А.И. – руководитель управления, председатель Комиссии,
      2. Бутузова Т.В. – начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий – член Комиссии;
 3. Кузнецова О.Н. – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий – член Комиссии;
4. Коростелева А.В. – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий
рассмотрев дело № 2-15/02-2010 по признакам нарушения ОАО «Молочный комбинат «Пензенский» (далее – ОАО «Молком») требований части 1 статьи 13 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28.12.2009 № 381-ФЗ (далее – Закон о торговле»),
при участии представителя со стороны ОАО «Молком»:
- <…> – генерального директора;
- <…> – заместителя генерального директора;
- <…> – главного бухгалтера;
- <…> – представителя по доверенности от 30.09.2010,
УСТАНОВИЛА:
По результатам проверки деятельности ОАО «Молком» на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства, в действиях ОАО «Молком» были выявлены признаки нарушения части 1 статьи 13 Закона о торговле, выразившегося в создании дискриминационных условий для отдельных хозяйствующих субъектов, приобретающих продукцию ОАО «Молочный комбинат «Пензенский» в целях ее дальнейшей реализации, в результате предоставления для них неравных условий получения скидок, составлен акт от 17.09.2010 № 33.
Приказом Пензенского УФАС от 20.09.2010 № 162 в отношении ОАО «Молком» возбуждено дело № 2-15/02-2010 по признакам нарушения части 1 статьи 13 Закона о торговле.
На заседании Комиссии представители ОАО «Молком» по обстоятельствам дела пояснили, что договоры с сетевыми компаниями предусматривают 3 % скидки к отпускной цене на молоко, кисло-молочную продукцию и сметану. Применять дифференцируемую скидку сетевые компании отказываются.
Решение о снижении отпускной цены для одного из индивидуальных предпринимателей (ИП Кашириной Л.Н.) было принято с целью внедрения продукции ОАО «Молком» на оптовый рынок торговых баз «Север».
Изучив материалы дела и представленные доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия установила следующие обстоятельства.
ОАО «Молком» в соответствии с Уставом общества и выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 23.06.2010 № 1338 осуществляет деятельность по переработке молока и производству сыра, а также оптовой и розничной торговле молочными продуктами.
Согласно акту проверки от 17.09.2010 № 33 ОАО «Молком» реализует свою продукцию хозяйствующим субъектам, приобретающим данную продукцию с целью ее дальнейшей перепродажи (магазины розничной торговли, торговые сети, субъекты, осуществляющие поставки в детские сады, школы, больницы, столовые).
Кроме того, в ходе проверки установлено, что ОАО «Молком» имеет 18 торговых объектов розничной торговли, находящихся под общим управлением.
Пункт 4 статьи 2 Закона о торговле определяет торговый объект как здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
Согласно пункту 8 указанной статьи Закона, торговая сеть – это совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации.
Таким образом, в соответствии с приведенными нормами Закона ОАО «Молком» является хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки в торговые сети, и одновременно само относится к хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети.
Законом о торговле регулируются отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности. В частности частью 1 статьи 13 названного Закона установлены антимонопольные правила для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, в соответствии с которыми, запрещается создавать дискриминационные условия, в том числе: создавать препятствия для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка других хозяйствующих субъектов.
В ходе проведения вышеуказанной проверки у ОАО «Молком» был запрошен полный перечень покупателей с разделением по группам в зависимости от применяемых предприятием скидок к отпускным ценам на молочную продукцию.
По информации, представленной ОАО «Молком», хозяйствующие субъекты в зависимости от применяемых предприятием скидок делятся на «VIP потребителей», торговые сети, предприятия розничной торговли (крупные, средние и мелкие), предприятия общественного питания, бюджетные учреждения, которым поставки продукции осуществляются на условиях государственных и муниципальных контрактов, а также объекты фирменной торговли.
Для «VIP потребителей» в соответствии с дополнительным соглашением к договору товар отпускается с применением скидок в зависимости от объема реализации за предыдущий месяц в следующих размерах:
- от 2 % до 6 % на молочную продукцию;
- от 2 % до 10 % на кисломолочную продукцию;
- от 2 % до 10 % на сливки, сметану.
В перечень «VIPпокупателей» вошли 20 индивидуальных предпринимателей, а также  ООО «Караван», осуществляющее розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети. Кроме того, из представленных договоров поставки установлено, что аналогичная система скидок применяется в отношении ООО «Спар Проспект Строителей» (дополнительное соглашение к договору поставки молока и молочной продукции от 01.01.2009 № 33).
Согласно имеющимся в материалах дела дополнительным соглашениям указанные скидки предоставляются исключительно при условии, что общая сумма отгруженной продукции за текущий месяц составляет более 100 000 рублей и ассортиментный перечень отгрузки включает в себя следующие группы молочной продукции: молоко, кисломолочная продукция, сметана, сырково-творожные изделия.
При этом анализ договоров ОАО «Молком» с другими торговыми сетями показал, что в отношении торговых сетей ООО «Ашан», ЗАО «Тандер», ЗАО ТД «Перекресток», применяются скидки в соответствии со спецификацией, являющейся неотъемлемой частью договора, в размере 3 % на молоко, кисломолочную продукцию и сметану, независимо от объема отгруженной продукции.
Комиссия не принимает доводы ответчика о том, что в его действиях отсутствует нарушение антимонопольного законодательства, поскольку сетевые компании отказываются применять дифференцируемую скидку.
Согласно акту проверки договоры с торговыми сетями ООО «Центр реструктуризации» (сеть магазинов «Гроздь») и ООО «Мандарин» вообще не предусматривают возможность применения скидок на отпускные цены ОАО «Молком».
Также имеют место неравные условия применения ОАО «Молком» скидок на отпускные цены в отношении индивидуальных предпринимателей.  
Так, согласно представленным документам, в отношении ИП Кашириной Л.Н. (приложение к № 1 договору от 15.06.2010 г. № 260) применяются скидки на отгружаемую продукцию в размере 20 % от отпускных цен, указанных в прайс-листе. При этом объем продукции ОАО «Молком», закупаемый ИП Кашириной Л.Н., не превышает закупаемый объем продукции иными предпринимателями, по отношению к которым скидки в указанном размере не применяются.
Доводы ответчика о том, что решение о снижении отпускной цены для ИП Кашириной Л.Н. было принято с целью внедрения продукции ОАО «Молком» на оптовый рынок торговых баз «Север», являются несостоятельными, поскольку указанные обстоятельства создают неравные условия хозяйственной деятельности для других хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговлю рассматриваемыми товарами, что в свою очередь создает препятствия их выходу на данный товарный рынок.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона о торговле хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещается создавать дискриминационные условия для других хозяйствующих субъектов, в том числе: создавать препятствия для их доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка.
Основываясь на материалах дела и представленных доказательствах, Комиссия единогласно квалифицировала действия ОАО «Молком», выразившиеся в создании дискриминационных условий в отношении отдельных хозяйствующих субъектов, приобретающих продукцию ОАО «Молочный комбинат «Пензенский» в целях ее дальнейшей реализации, в результате определения для них неравных условий получения скидок, нарушением части 1 статьи 13 Закона о торговле.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, статьей 16 Закона о торговле, Комиссия
РЕШИЛА:
1.      Признать действия  ОАО «Молочный комбинат «Пензенский» выразившиеся в создании дискриминационных условий в отношении отдельных хозяйствующих субъектов, приобретающих продукцию ОАО «Молочный комбинат «Пензенский» в целях ее дальнейшей реализации, в результате определения для них неравных условий получения скидок, ограничивающими конкуренцию и нарушающими часть 1 статьи 13 Закона о торговле.
2.      Выдать ОАО «Молочный комбинат «Пензенский» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
3.      Данное решение направить сторонам по делу в десятидневный срок.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
 
ПРЕДПИСАНИЕ № 2-15/02-2010
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
 

12.10.2010 г.
г. Пенза

Комиссия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Пензенского УФАС России в составе:
1. Авдеев А.И. – руководитель управление, председатель Комиссии,
2. Бутузова Т.В. - начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии,
3.Кузнецова О.Н. – главный специалист – эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии,
4.Коростелева А.В.– главный специалист – эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 12.10.2010 по делу 2-15/02-2010 о нарушении ОАО «Молочный комбинат «Пензенский» требований части 1 статьи 13 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28.12.2009 № 381-ФЗ (далее – Закон о торговле»),
 
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1.     ОАО «Молочный комбинат «Пензенский» в срок до 20.12.2010:
- прекратить нарушение части 1 статьи 13 Закона о торговле, выразившееся в создании дискриминационных условий для отдельных хозяйствующих субъектов, приобретающих продукцию ОАО «Молочный комбинат «Пензенский» в целях ее дальнейшей реализации, в результате определения для них неравных условий получения скидок;
- предоставить равные условия получения скидок для всех хозяйствующих субъектов, приобретающих продукцию ОАО «Молочный комбинат «Пензенский» в целях ее дальнейшей реализации.
2. О выполнении настоящего предписания ОАО «Молочный комбинат «Пензенский» письменно сообщить в Пензенское УФАС России не позднее 24.12.2010 с приложением подтверждающих документов.

 

stdClass Object ( [vid] => 7184 [uid] => 1 [title] => Решение и предписание по делу № 2-15/02-2010 в отношении ОАО "Молочный комбинат "Пензенский" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7184 [type] => solution [language] => ru [created] => 1286827200 [changed] => 1370519731 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370519731 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

РЕШЕНИЕ
12.10.2010                                                                                                                     г. Пенза
Резолютивная часть решения объявлена 30 сентября 2010 года.
В полном объеме решение изготовлено 12 октября 2010 года.                                                                                             
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
1.      Авдеев А.И. – руководитель управления, председатель Комиссии,
      2. Бутузова Т.В. – начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий – член Комиссии;
 3. Кузнецова О.Н. – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий – член Комиссии;
4. Коростелева А.В. – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий
рассмотрев дело № 2-15/02-2010 по признакам нарушения ОАО «Молочный комбинат «Пензенский» (далее – ОАО «Молком») требований части 1 статьи 13 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28.12.2009 № 381-ФЗ (далее – Закон о торговле»),
при участии представителя со стороны ОАО «Молком»:
- <…> – генерального директора;
- <…> – заместителя генерального директора;
- <…> – главного бухгалтера;
- <…> – представителя по доверенности от 30.09.2010,
УСТАНОВИЛА:
По результатам проверки деятельности ОАО «Молком» на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства, в действиях ОАО «Молком» были выявлены признаки нарушения части 1 статьи 13 Закона о торговле, выразившегося в создании дискриминационных условий для отдельных хозяйствующих субъектов, приобретающих продукцию ОАО «Молочный комбинат «Пензенский» в целях ее дальнейшей реализации, в результате предоставления для них неравных условий получения скидок, составлен акт от 17.09.2010 № 33.
Приказом Пензенского УФАС от 20.09.2010 № 162 в отношении ОАО «Молком» возбуждено дело № 2-15/02-2010 по признакам нарушения части 1 статьи 13 Закона о торговле.
На заседании Комиссии представители ОАО «Молком» по обстоятельствам дела пояснили, что договоры с сетевыми компаниями предусматривают 3 % скидки к отпускной цене на молоко, кисло-молочную продукцию и сметану. Применять дифференцируемую скидку сетевые компании отказываются.
Решение о снижении отпускной цены для одного из индивидуальных предпринимателей (ИП Кашириной Л.Н.) было принято с целью внедрения продукции ОАО «Молком» на оптовый рынок торговых баз «Север».
Изучив материалы дела и представленные доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия установила следующие обстоятельства.
ОАО «Молком» в соответствии с Уставом общества и выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 23.06.2010 № 1338 осуществляет деятельность по переработке молока и производству сыра, а также оптовой и розничной торговле молочными продуктами.
Согласно акту проверки от 17.09.2010 № 33 ОАО «Молком» реализует свою продукцию хозяйствующим субъектам, приобретающим данную продукцию с целью ее дальнейшей перепродажи (магазины розничной торговли, торговые сети, субъекты, осуществляющие поставки в детские сады, школы, больницы, столовые).
Кроме того, в ходе проверки установлено, что ОАО «Молком» имеет 18 торговых объектов розничной торговли, находящихся под общим управлением.
Пункт 4 статьи 2 Закона о торговле определяет торговый объект как здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
Согласно пункту 8 указанной статьи Закона, торговая сеть – это совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации.
Таким образом, в соответствии с приведенными нормами Закона ОАО «Молком» является хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки в торговые сети, и одновременно само относится к хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети.
Законом о торговле регулируются отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности. В частности частью 1 статьи 13 названного Закона установлены антимонопольные правила для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, в соответствии с которыми, запрещается создавать дискриминационные условия, в том числе: создавать препятствия для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка других хозяйствующих субъектов.
В ходе проведения вышеуказанной проверки у ОАО «Молком» был запрошен полный перечень покупателей с разделением по группам в зависимости от применяемых предприятием скидок к отпускным ценам на молочную продукцию.
По информации, представленной ОАО «Молком», хозяйствующие субъекты в зависимости от применяемых предприятием скидок делятся на «VIP потребителей», торговые сети, предприятия розничной торговли (крупные, средние и мелкие), предприятия общественного питания, бюджетные учреждения, которым поставки продукции осуществляются на условиях государственных и муниципальных контрактов, а также объекты фирменной торговли.
Для «VIP потребителей» в соответствии с дополнительным соглашением к договору товар отпускается с применением скидок в зависимости от объема реализации за предыдущий месяц в следующих размерах:
- от 2 % до 6 % на молочную продукцию;
- от 2 % до 10 % на кисломолочную продукцию;
- от 2 % до 10 % на сливки, сметану.
В перечень «VIPпокупателей» вошли 20 индивидуальных предпринимателей, а также  ООО «Караван», осуществляющее розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети. Кроме того, из представленных договоров поставки установлено, что аналогичная система скидок применяется в отношении ООО «Спар Проспект Строителей» (дополнительное соглашение к договору поставки молока и молочной продукции от 01.01.2009 № 33).
Согласно имеющимся в материалах дела дополнительным соглашениям указанные скидки предоставляются исключительно при условии, что общая сумма отгруженной продукции за текущий месяц составляет более 100 000 рублей и ассортиментный перечень отгрузки включает в себя следующие группы молочной продукции: молоко, кисломолочная продукция, сметана, сырково-творожные изделия.
При этом анализ договоров ОАО «Молком» с другими торговыми сетями показал, что в отношении торговых сетей ООО «Ашан», ЗАО «Тандер», ЗАО ТД «Перекресток», применяются скидки в соответствии со спецификацией, являющейся неотъемлемой частью договора, в размере 3 % на молоко, кисломолочную продукцию и сметану, независимо от объема отгруженной продукции.
Комиссия не принимает доводы ответчика о том, что в его действиях отсутствует нарушение антимонопольного законодательства, поскольку сетевые компании отказываются применять дифференцируемую скидку.
Согласно акту проверки договоры с торговыми сетями ООО «Центр реструктуризации» (сеть магазинов «Гроздь») и ООО «Мандарин» вообще не предусматривают возможность применения скидок на отпускные цены ОАО «Молком».
Также имеют место неравные условия применения ОАО «Молком» скидок на отпускные цены в отношении индивидуальных предпринимателей.  
Так, согласно представленным документам, в отношении ИП Кашириной Л.Н. (приложение к № 1 договору от 15.06.2010 г. № 260) применяются скидки на отгружаемую продукцию в размере 20 % от отпускных цен, указанных в прайс-листе. При этом объем продукции ОАО «Молком», закупаемый ИП Кашириной Л.Н., не превышает закупаемый объем продукции иными предпринимателями, по отношению к которым скидки в указанном размере не применяются.
Доводы ответчика о том, что решение о снижении отпускной цены для ИП Кашириной Л.Н. было принято с целью внедрения продукции ОАО «Молком» на оптовый рынок торговых баз «Север», являются несостоятельными, поскольку указанные обстоятельства создают неравные условия хозяйственной деятельности для других хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговлю рассматриваемыми товарами, что в свою очередь создает препятствия их выходу на данный товарный рынок.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона о торговле хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещается создавать дискриминационные условия для других хозяйствующих субъектов, в том числе: создавать препятствия для их доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка.
Основываясь на материалах дела и представленных доказательствах, Комиссия единогласно квалифицировала действия ОАО «Молком», выразившиеся в создании дискриминационных условий в отношении отдельных хозяйствующих субъектов, приобретающих продукцию ОАО «Молочный комбинат «Пензенский» в целях ее дальнейшей реализации, в результате определения для них неравных условий получения скидок, нарушением части 1 статьи 13 Закона о торговле.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, статьей 16 Закона о торговле, Комиссия
РЕШИЛА:
1.      Признать действия  ОАО «Молочный комбинат «Пензенский» выразившиеся в создании дискриминационных условий в отношении отдельных хозяйствующих субъектов, приобретающих продукцию ОАО «Молочный комбинат «Пензенский» в целях ее дальнейшей реализации, в результате определения для них неравных условий получения скидок, ограничивающими конкуренцию и нарушающими часть 1 статьи 13 Закона о торговле.
2.      Выдать ОАО «Молочный комбинат «Пензенский» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
3.      Данное решение направить сторонам по делу в десятидневный срок.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
 
ПРЕДПИСАНИЕ № 2-15/02-2010
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
 

12.10.2010 г.
г. Пенза

Комиссия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Пензенского УФАС России в составе:
1. Авдеев А.И. – руководитель управление, председатель Комиссии,
2. Бутузова Т.В. - начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии,
3.Кузнецова О.Н. – главный специалист – эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии,
4.Коростелева А.В.– главный специалист – эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 12.10.2010 по делу 2-15/02-2010 о нарушении ОАО «Молочный комбинат «Пензенский» требований части 1 статьи 13 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28.12.2009 № 381-ФЗ (далее – Закон о торговле»),
 
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1.     ОАО «Молочный комбинат «Пензенский» в срок до 20.12.2010:
- прекратить нарушение части 1 статьи 13 Закона о торговле, выразившееся в создании дискриминационных условий для отдельных хозяйствующих субъектов, приобретающих продукцию ОАО «Молочный комбинат «Пензенский» в целях ее дальнейшей реализации, в результате определения для них неравных условий получения скидок;
- предоставить равные условия получения скидок для всех хозяйствующих субъектов, приобретающих продукцию ОАО «Молочный комбинат «Пензенский» в целях ее дальнейшей реализации.
2. О выполнении настоящего предписания ОАО «Молочный комбинат «Пензенский» письменно сообщить в Пензенское УФАС России не позднее 24.12.2010 с приложением подтверждающих документов.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

РЕШЕНИЕ
12.10.2010                                                                                                                     г. Пенза
Резолютивная часть решения объявлена 30 сентября 2010 года.
В полном объеме решение изготовлено 12 октября 2010 года.                                                                                             
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
1.      Авдеев А.И. – руководитель управления, председатель Комиссии,
      2. Бутузова Т.В. – начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий – член Комиссии;
 3. Кузнецова О.Н. – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий – член Комиссии;
4. Коростелева А.В. – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий
рассмотрев дело № 2-15/02-2010 по признакам нарушения ОАО «Молочный комбинат «Пензенский» (далее – ОАО «Молком») требований части 1 статьи 13 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28.12.2009 № 381-ФЗ (далее – Закон о торговле»),
при участии представителя со стороны ОАО «Молком»:
- – генерального директора;
- – заместителя генерального директора;
- – главного бухгалтера;
- – представителя по доверенности от 30.09.2010,
УСТАНОВИЛА:
По результатам проверки деятельности ОАО «Молком» на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства, в действиях ОАО «Молком» были выявлены признаки нарушения части 1 статьи 13 Закона о торговле, выразившегося в создании дискриминационных условий для отдельных хозяйствующих субъектов, приобретающих продукцию ОАО «Молочный комбинат «Пензенский» в целях ее дальнейшей реализации, в результате предоставления для них неравных условий получения скидок, составлен акт от 17.09.2010 № 33.
Приказом Пензенского УФАС от 20.09.2010 № 162 в отношении ОАО «Молком» возбуждено дело № 2-15/02-2010 по признакам нарушения части 1 статьи 13 Закона о торговле.
На заседании Комиссии представители ОАО «Молком» по обстоятельствам дела пояснили, что договоры с сетевыми компаниями предусматривают 3 % скидки к отпускной цене на молоко, кисло-молочную продукцию и сметану. Применять дифференцируемую скидку сетевые компании отказываются.
Решение о снижении отпускной цены для одного из индивидуальных предпринимателей (ИП Кашириной Л.Н.) было принято с целью внедрения продукции ОАО «Молком» на оптовый рынок торговых баз «Север».
Изучив материалы дела и представленные доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия установила следующие обстоятельства.
ОАО «Молком» в соответствии с Уставом общества и выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 23.06.2010 № 1338 осуществляет деятельность по переработке молока и производству сыра, а также оптовой и розничной торговле молочными продуктами.
Согласно акту проверки от 17.09.2010 № 33 ОАО «Молком» реализует свою продукцию хозяйствующим субъектам, приобретающим данную продукцию с целью ее дальнейшей перепродажи (магазины розничной торговли, торговые сети, субъекты, осуществляющие поставки в детские сады, школы, больницы, столовые).
Кроме того, в ходе проверки установлено, что ОАО «Молком» имеет 18 торговых объектов розничной торговли, находящихся под общим управлением.
Пункт 4 статьи 2 Закона о торговле определяет торговый объект как здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
Согласно пункту 8 указанной статьи Закона, торговая сеть – это совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации.
Таким образом, в соответствии с приведенными нормами Закона ОАО «Молком» является хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки в торговые сети, и одновременно само относится к хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети.
Законом о торговле регулируются отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности. В частности частью 1 статьи 13 названного Закона установлены антимонопольные правила для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, в соответствии с которыми, запрещается создавать дискриминационные условия, в том числе: создавать препятствия для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка других хозяйствующих субъектов.
В ходе проведения вышеуказанной проверки у ОАО «Молком» был запрошен полный перечень покупателей с разделением по группам в зависимости от применяемых предприятием скидок к отпускным ценам на молочную продукцию.
По информации, представленной ОАО «Молком», хозяйствующие субъекты в зависимости от применяемых предприятием скидок делятся на «VIP потребителей», торговые сети, предприятия розничной торговли (крупные, средние и мелкие), предприятия общественного питания, бюджетные учреждения, которым поставки продукции осуществляются на условиях государственных и муниципальных контрактов, а также объекты фирменной торговли.
Для «VIP потребителей» в соответствии с дополнительным соглашением к договору товар отпускается с применением скидок в зависимости от объема реализации за предыдущий месяц в следующих размерах:
- от 2 % до 6 % на молочную продукцию;
- от 2 % до 10 % на кисломолочную продукцию;
- от 2 % до 10 % на сливки, сметану.
В перечень «VIPпокупателей» вошли 20 индивидуальных предпринимателей, а также  ООО «Караван», осуществляющее розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети. Кроме того, из представленных договоров поставки установлено, что аналогичная система скидок применяется в отношении ООО «Спар Проспект Строителей» (дополнительное соглашение к договору поставки молока и молочной продукции от 01.01.2009 № 33).
Согласно имеющимся в материалах дела дополнительным соглашениям указанные скидки предоставляются исключительно при условии, что общая сумма отгруженной продукции за текущий месяц составляет более 100 000 рублей и ассортиментный перечень отгрузки включает в себя следующие группы молочной продукции: молоко, кисломолочная продукция, сметана, сырково-творожные изделия.
При этом анализ договоров ОАО «Молком» с другими торговыми сетями показал, что в отношении торговых сетей ООО «Ашан», ЗАО «Тандер», ЗАО ТД «Перекресток», применяются скидки в соответствии со спецификацией, являющейся неотъемлемой частью договора, в размере 3 % на молоко, кисломолочную продукцию и сметану, независимо от объема отгруженной продукции.
Комиссия не принимает доводы ответчика о том, что в его действиях отсутствует нарушение антимонопольного законодательства, поскольку сетевые компании отказываются применять дифференцируемую скидку.
Согласно акту проверки договоры с торговыми сетями ООО «Центр реструктуризации» (сеть магазинов «Гроздь») и ООО «Мандарин» вообще не предусматривают возможность применения скидок на отпускные цены ОАО «Молком».
Также имеют место неравные условия применения ОАО «Молком» скидок на отпускные цены в отношении индивидуальных предпринимателей.  
Так, согласно представленным документам, в отношении ИП Кашириной Л.Н. (приложение к № 1 договору от 15.06.2010 г. № 260) применяются скидки на отгружаемую продукцию в размере 20 % от отпускных цен, указанных в прайс-листе. При этом объем продукции ОАО «Молком», закупаемый ИП Кашириной Л.Н., не превышает закупаемый объем продукции иными предпринимателями, по отношению к которым скидки в указанном размере не применяются.
Доводы ответчика о том, что решение о снижении отпускной цены для ИП Кашириной Л.Н. было принято с целью внедрения продукции ОАО «Молком» на оптовый рынок торговых баз «Север», являются несостоятельными, поскольку указанные обстоятельства создают неравные условия хозяйственной деятельности для других хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговлю рассматриваемыми товарами, что в свою очередь создает препятствия их выходу на данный товарный рынок.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона о торговле хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещается создавать дискриминационные условия для других хозяйствующих субъектов, в том числе: создавать препятствия для их доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка.
Основываясь на материалах дела и представленных доказательствах, Комиссия единогласно квалифицировала действия ОАО «Молком», выразившиеся в создании дискриминационных условий в отношении отдельных хозяйствующих субъектов, приобретающих продукцию ОАО «Молочный комбинат «Пензенский» в целях ее дальнейшей реализации, в результате определения для них неравных условий получения скидок, нарушением части 1 статьи 13 Закона о торговле.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, статьей 16 Закона о торговле, Комиссия
РЕШИЛА:
1.      Признать действия  ОАО «Молочный комбинат «Пензенский» выразившиеся в создании дискриминационных условий в отношении отдельных хозяйствующих субъектов, приобретающих продукцию ОАО «Молочный комбинат «Пензенский» в целях ее дальнейшей реализации, в результате определения для них неравных условий получения скидок, ограничивающими конкуренцию и нарушающими часть 1 статьи 13 Закона о торговле.
2.      Выдать ОАО «Молочный комбинат «Пензенский» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
3.      Данное решение направить сторонам по делу в десятидневный срок.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
 
ПРЕДПИСАНИЕ № 2-15/02-2010
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
 

12.10.2010 г.
г. Пенза
Комиссия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Пензенского УФАС России в составе:
1. Авдеев А.И. – руководитель управление, председатель Комиссии,
2. Бутузова Т.В. - начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии,
3.Кузнецова О.Н. – главный специалист – эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии,
4.Коростелева А.В.– главный специалист – эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 12.10.2010 по делу 2-15/02-2010 о нарушении ОАО «Молочный комбинат «Пензенский» требований части 1 статьи 13 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28.12.2009 № 381-ФЗ (далее – Закон о торговле»),
 
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1.     ОАО «Молочный комбинат «Пензенский» в срок до 20.12.2010:
- прекратить нарушение части 1 статьи 13 Закона о торговле, выразившееся в создании дискриминационных условий для отдельных хозяйствующих субъектов, приобретающих продукцию ОАО «Молочный комбинат «Пензенский» в целях ее дальнейшей реализации, в результате определения для них неравных условий получения скидок;
- предоставить равные условия получения скидок для всех хозяйствующих субъектов, приобретающих продукцию ОАО «Молочный комбинат «Пензенский» в целях ее дальнейшей реализации.
2. О выполнении настоящего предписания ОАО «Молочный комбинат «Пензенский» письменно сообщить в Пензенское УФАС России не позднее 24.12.2010 с приложением подтверждающих документов.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => [format] => full_html [safe_value] => ) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 30 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 30 [vid] => 6 [name] => Торговая деятельность, продукты питания [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-10-12 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-10-12 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1321538680 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Пензенское УФАС России )