Решение и предписание по делу № 3-01/21-2011 в отношении Аносова С.В.

Номер дела: 3-01/21-2011
Дата публикации: 28 ноября 2011, 15:31

РЕШЕНИЕ

 

28 ноября 2011 года                                                      г. Пенза, ул. Урицкого, 127

          

Резолютивная часть решения объявлена 22 ноября 2011 года.

Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

Бутузова Т.В. - заместитель руководителя управления.

Члены Комиссии:

Володин В.А. - начальник отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы,

Кузьмина М.В. - главный специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы,

рассмотрев дело №  3-01/21-2011 по признакам нарушения части 7 статьи 5; части 1 статьи 28; пункта 2 части 2 статьи 28; части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе») индивидуальным предпринимателем Аносовым Сергеем Васильевичем по факту распространения рекламы: «Поволжский финансовый центр. ЗАЙМЫ под залог недвижимого имущества на удобный для Вас срок. Низкая процентная ставка. Высокая оценка недвижимости. Без комиссии за выдачу. <…>, e-mail: <…>»,

в присутствии представителя - лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – представитель по доверенности от 26.02.2010 Казаков Дмитрий Михайлович.

УСТАНОВИЛА:

Пензенским УФАС России по собственной инициативе возбуждено дело по признакам нарушения части 7 статьи 5; части 1 статьи 28; пункта 2 части 2 статьи 28; части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе» в отношении индивидуального предпринимателя Аносова С.В. (паспорт: <…>, зарегистрированный по адресу: <…>, ИНН <…>).

Антимонопольным управлением установлено, что в рекламно-информационном еженедельнике  «Из первых рук» № 34 (915) от 01.09.2011 стр.2 размещена реклама следующего содержания: «Поволжский финансовый центр. ЗАЙМЫ под залог недвижимого имущества на удобный для Вас срок. Низкая процентная ставка. Высокая оценка недвижимости. Без комиссии за выдачу. <…>. e-mail: <…>».

Рекламодателем вышеуказанной рекламы является индивидуальный предприниматель Аносов С.В., что подтверждается письмом от 03.10.2011 № 3/1 ООО «Издатель».

На рассмотрении дела представитель индивидуального предпринимателя Казаков Д.М. согласился с тем, что в рекламе были нарушены требования части 7 статьи 5; части 1 статьи 28; пункта 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе», а именно в рекламе не указаны: имя лица, оказывающего услуги по займу; иные условий, определяющие фактическую стоимость займа.

Изучив представленные документы, заслушав и исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующему выводу:

В соответствии со статьёй 3 ФЗ «О рекламе», рекламой является информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. При этом под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Согласно статье 3 ФЗ «О рекламе» в целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В соответствии с частью 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускается.

Согласно части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица – наименование, для индивидуального предпринимателя – фамилию, имя, отчество).

В силу части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре (услуге), об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Частью 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица – наименование, для индивидуального предпринимателя – фамилию, имя, отчество).

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна: умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Согласно части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.

В ходе рассмотрения дела Комиссия не нашла подтверждения признаков нарушения требований части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе» в размещенной индивидуальным предпринимателем Аносовым С.В. рекламе.

Из анализа положений статьи 28 ФЗ «О рекламе» (реклама финансовых услуг) следует, что по своей природе и правовой цели услуги по предоставлению займа лицами, не являющимися кредитными организациями, аналогичны финансовым услугам кредитных организаций.

Таким образом, реклама деятельности лица, не являющегося кредитной организацией, по привлечению и (или) размещению денежных средств юридических и физических лиц, рассматривается как реклама финансовых услуг.

Реклама индивидуального предпринимателя Аносова С.В. о предоставлении займов является рекламой финансовых услуг и должна соответствовать как общим требованиям, предъявляемым к рекламе, так и положениям статьи 28 ФЗ «О рекламе», устанавливающей специальные требования к рекламе финансовых услуг.

Из системного анализа положений ФЗ «О рекламе» следует, что требование  статьи 28 этого Закона корреспондирует с частью 7 статьи 5 Закона.

Указанные нормы приняты в интересах потребителя, с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте (услуге).

Вместе с тем, в рекламе индивидуального предпринимателя Аносова С.В. содержится информация о займах, предоставляемых данным лицом, без указания имя лица (фамилия, имя, отчество), оказывающего эти услуги. То есть в рекламе отсутствует полное наименование лица, оказывающего данные услуги, что является нарушением части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

Потребителю важно знать какое лицо делает предложение о займах. Поэтому в рекламе финансовых услуг в обязательном порядке следует указывать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги.

Поскольку в рекламе индивидуального предпринимателя Аносова С.В. указана финансовая услуга – «займы», которая направлена на формирование у потребителя желания ею воспользоваться, то существенной является также подробная информация, относящаяся к займу.

Таким образом, отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о займе приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым займом.

Кроме того, реклама индивидуального предпринимателя Аносова С.В. содержит условие по предоставлению займа (под залог недвижимого имущества, низкая процентная ставка и т.д.…), но в рекламе отсутствуют остальные условия, определяющие фактическую стоимость займа для заемщика и влияющие на нее (размер процентов за пользование заемными денежными средствами, размер суммы займа, периодичность выплаты процентов и пр.), что является нарушением пункта 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

Включение индивидуальным предпринимателем Аносовым С.В. в текст рекламы адреса и телефонов для уточнения подробностей о рекламируемой финансовой услуге не может свидетельствовать о соблюдении им требования законодательства о размещении в рекламе существенной информации, отсутствие которой способно ввести потребителя в заблуждение относительно рекламируемой услуги.

В соответствии со статьей 3 ФЗ «О рекламе» под ненадлежащей рекламой понимается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В силу части 4 статьи 38 ФЗ «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5, статьей 28 законодательства Российской Федерации о рекламе несет рекламодатель.

Основываясь на фактических обстоятельствах дела и имеющихся документов, Комиссия пришла к выводу, о нарушении индивидуальным предпринимателем Стрельцовым А.А. требований части 7 статьи 5; части 1 статьи 28; пункта 2 части 2 статьи 28  ФЗ  «О рекламе».

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и  в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства  Российской  Федерации о  рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу индивидуального предпринимателя Аносова Сергея Васильевича, размещенную в рекламно-информационном еженедельнике  «Из первых рук» от 01.09.2011 № 34 (915) стр. 2, как нарушающую требования части 7 статьи 5; части 1 статьи 28; пункта 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

2. Выдать индивидуальному предпринимателю Аносову С.В. предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Пензенского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 28 ноября 2011 года.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушения

законодательства Российской Федерации о рекламе

 

28 ноября 2011г.                                                                    г.Пенза, ул.Урицкого, 127

 

Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии:

Бутузова Т.В. – заместитель руководителя управления.

Члены Комиссии:

Володин В.А. - начальник отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы,

Кузьмина М.В.-  главный специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы,

на основании своего решения от 28 ноября 2011 г. по делу № 3-01/21-2011 о признании ненадлежащей рекламы индивидуального предпринимателя Аносова Сергея Васильевича, размещенной в рекламно-информационном еженедельнике  «Из первых рук» от 01.09.2011 № 34 (915) стр. 2 и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Индивидуальному предпринимателю Аносову Сергею Васильевичу в срок до 12.12.2011 прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, выразившееся в размещении рекламы о предоставлении займа без указания наименования лица, оказывающего данные услуги и отсутствие в рекламе иных условий, определяющих фактическую стоимость займа, а именно: в рекламе, размещенной в рекламно-информационном еженедельнике  «Из первых рук» и распространяемой иными способами на всей территории Российской Федерации, указывать имя лица, оказывающего предоставление займа, и иные условия оказания финансовых услуг (займа).

2. Индивидуальному предпринимателю Аносову Сергею Васильевичу в срок до 17.12.2011 представить в Пензенское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Пензенское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить штраф на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати  тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

stdClass Object ( [vid] => 7808 [uid] => 5 [title] => Решение и предписание по делу № 3-01/21-2011 в отношении Аносова С.В. [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7808 [type] => solution [language] => ru [created] => 1323171671 [changed] => 1370519731 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370519731 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

 

28 ноября 2011 года                                                      г. Пенза, ул. Урицкого, 127

          

Резолютивная часть решения объявлена 22 ноября 2011 года.

Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

Бутузова Т.В. - заместитель руководителя управления.

Члены Комиссии:

Володин В.А. - начальник отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы,

Кузьмина М.В. - главный специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы,

рассмотрев дело №  3-01/21-2011 по признакам нарушения части 7 статьи 5; части 1 статьи 28; пункта 2 части 2 статьи 28; части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе») индивидуальным предпринимателем Аносовым Сергеем Васильевичем по факту распространения рекламы: «Поволжский финансовый центр. ЗАЙМЫ под залог недвижимого имущества на удобный для Вас срок. Низкая процентная ставка. Высокая оценка недвижимости. Без комиссии за выдачу. <…>, e-mail: <…>»,

в присутствии представителя - лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – представитель по доверенности от 26.02.2010 Казаков Дмитрий Михайлович.

УСТАНОВИЛА:

Пензенским УФАС России по собственной инициативе возбуждено дело по признакам нарушения части 7 статьи 5; части 1 статьи 28; пункта 2 части 2 статьи 28; части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе» в отношении индивидуального предпринимателя Аносова С.В. (паспорт: <…>, зарегистрированный по адресу: <…>, ИНН <…>).

Антимонопольным управлением установлено, что в рекламно-информационном еженедельнике  «Из первых рук» № 34 (915) от 01.09.2011 стр.2 размещена реклама следующего содержания: «Поволжский финансовый центр. ЗАЙМЫ под залог недвижимого имущества на удобный для Вас срок. Низкая процентная ставка. Высокая оценка недвижимости. Без комиссии за выдачу. <…>. e-mail: <…>».

Рекламодателем вышеуказанной рекламы является индивидуальный предприниматель Аносов С.В., что подтверждается письмом от 03.10.2011 № 3/1 ООО «Издатель».

На рассмотрении дела представитель индивидуального предпринимателя Казаков Д.М. согласился с тем, что в рекламе были нарушены требования части 7 статьи 5; части 1 статьи 28; пункта 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе», а именно в рекламе не указаны: имя лица, оказывающего услуги по займу; иные условий, определяющие фактическую стоимость займа.

Изучив представленные документы, заслушав и исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующему выводу:

В соответствии со статьёй 3 ФЗ «О рекламе», рекламой является информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. При этом под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Согласно статье 3 ФЗ «О рекламе» в целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В соответствии с частью 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускается.

Согласно части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица – наименование, для индивидуального предпринимателя – фамилию, имя, отчество).

В силу части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре (услуге), об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Частью 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица – наименование, для индивидуального предпринимателя – фамилию, имя, отчество).

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна: умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Согласно части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.

В ходе рассмотрения дела Комиссия не нашла подтверждения признаков нарушения требований части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе» в размещенной индивидуальным предпринимателем Аносовым С.В. рекламе.

Из анализа положений статьи 28 ФЗ «О рекламе» (реклама финансовых услуг) следует, что по своей природе и правовой цели услуги по предоставлению займа лицами, не являющимися кредитными организациями, аналогичны финансовым услугам кредитных организаций.

Таким образом, реклама деятельности лица, не являющегося кредитной организацией, по привлечению и (или) размещению денежных средств юридических и физических лиц, рассматривается как реклама финансовых услуг.

Реклама индивидуального предпринимателя Аносова С.В. о предоставлении займов является рекламой финансовых услуг и должна соответствовать как общим требованиям, предъявляемым к рекламе, так и положениям статьи 28 ФЗ «О рекламе», устанавливающей специальные требования к рекламе финансовых услуг.

Из системного анализа положений ФЗ «О рекламе» следует, что требование  статьи 28 этого Закона корреспондирует с частью 7 статьи 5 Закона.

Указанные нормы приняты в интересах потребителя, с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте (услуге).

Вместе с тем, в рекламе индивидуального предпринимателя Аносова С.В. содержится информация о займах, предоставляемых данным лицом, без указания имя лица (фамилия, имя, отчество), оказывающего эти услуги. То есть в рекламе отсутствует полное наименование лица, оказывающего данные услуги, что является нарушением части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

Потребителю важно знать какое лицо делает предложение о займах. Поэтому в рекламе финансовых услуг в обязательном порядке следует указывать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги.

Поскольку в рекламе индивидуального предпринимателя Аносова С.В. указана финансовая услуга – «займы», которая направлена на формирование у потребителя желания ею воспользоваться, то существенной является также подробная информация, относящаяся к займу.

Таким образом, отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о займе приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым займом.

Кроме того, реклама индивидуального предпринимателя Аносова С.В. содержит условие по предоставлению займа (под залог недвижимого имущества, низкая процентная ставка и т.д.…), но в рекламе отсутствуют остальные условия, определяющие фактическую стоимость займа для заемщика и влияющие на нее (размер процентов за пользование заемными денежными средствами, размер суммы займа, периодичность выплаты процентов и пр.), что является нарушением пункта 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

Включение индивидуальным предпринимателем Аносовым С.В. в текст рекламы адреса и телефонов для уточнения подробностей о рекламируемой финансовой услуге не может свидетельствовать о соблюдении им требования законодательства о размещении в рекламе существенной информации, отсутствие которой способно ввести потребителя в заблуждение относительно рекламируемой услуги.

В соответствии со статьей 3 ФЗ «О рекламе» под ненадлежащей рекламой понимается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В силу части 4 статьи 38 ФЗ «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5, статьей 28 законодательства Российской Федерации о рекламе несет рекламодатель.

Основываясь на фактических обстоятельствах дела и имеющихся документов, Комиссия пришла к выводу, о нарушении индивидуальным предпринимателем Стрельцовым А.А. требований части 7 статьи 5; части 1 статьи 28; пункта 2 части 2 статьи 28  ФЗ  «О рекламе».

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и  в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства  Российской  Федерации о  рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу индивидуального предпринимателя Аносова Сергея Васильевича, размещенную в рекламно-информационном еженедельнике  «Из первых рук» от 01.09.2011 № 34 (915) стр. 2, как нарушающую требования части 7 статьи 5; части 1 статьи 28; пункта 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

2. Выдать индивидуальному предпринимателю Аносову С.В. предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Пензенского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 28 ноября 2011 года.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушения

законодательства Российской Федерации о рекламе

 

28 ноября 2011г.                                                                    г.Пенза, ул.Урицкого, 127

 

Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии:

Бутузова Т.В. – заместитель руководителя управления.

Члены Комиссии:

Володин В.А. - начальник отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы,

Кузьмина М.В.-  главный специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы,

на основании своего решения от 28 ноября 2011 г. по делу № 3-01/21-2011 о признании ненадлежащей рекламы индивидуального предпринимателя Аносова Сергея Васильевича, размещенной в рекламно-информационном еженедельнике  «Из первых рук» от 01.09.2011 № 34 (915) стр. 2 и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Индивидуальному предпринимателю Аносову Сергею Васильевичу в срок до 12.12.2011 прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, выразившееся в размещении рекламы о предоставлении займа без указания наименования лица, оказывающего данные услуги и отсутствие в рекламе иных условий, определяющих фактическую стоимость займа, а именно: в рекламе, размещенной в рекламно-информационном еженедельнике  «Из первых рук» и распространяемой иными способами на всей территории Российской Федерации, указывать имя лица, оказывающего предоставление займа, и иные условия оказания финансовых услуг (займа).

2. Индивидуальному предпринимателю Аносову Сергею Васильевичу в срок до 17.12.2011 представить в Пензенское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Пензенское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить штраф на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати  тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

 

28 ноября 2011 года                                                      г. Пенза, ул. Урицкого, 127

          

Резолютивная часть решения объявлена 22 ноября 2011 года.

Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

Бутузова Т.В. - заместитель руководителя управления.

Члены Комиссии:

Володин В.А. - начальник отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы,

Кузьмина М.В. - главный специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы,

рассмотрев дело №  3-01/21-2011 по признакам нарушения части 7 статьи 5; части 1 статьи 28; пункта 2 части 2 статьи 28; части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе») индивидуальным предпринимателем Аносовым Сергеем Васильевичем по факту распространения рекламы: «Поволжский финансовый центр. ЗАЙМЫ под залог недвижимого имущества на удобный для Вас срок. Низкая процентная ставка. Высокая оценка недвижимости. Без комиссии за выдачу. <…>, e-mail: <…>»,

в присутствии представителя - лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – представитель по доверенности от 26.02.2010 Казаков Дмитрий Михайлович.

УСТАНОВИЛА:

Пензенским УФАС России по собственной инициативе возбуждено дело по признакам нарушения части 7 статьи 5; части 1 статьи 28; пункта 2 части 2 статьи 28; части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе» в отношении индивидуального предпринимателя Аносова С.В. (паспорт: <…>, зарегистрированный по адресу: <…>, ИНН <…>).

Антимонопольным управлением установлено, что в рекламно-информационном еженедельнике  «Из первых рук» № 34 (915) от 01.09.2011 стр.2 размещена реклама следующего содержания: «Поволжский финансовый центр. ЗАЙМЫ под залог недвижимого имущества на удобный для Вас срок. Низкая процентная ставка. Высокая оценка недвижимости. Без комиссии за выдачу. <…>. e-mail: <…>».

Рекламодателем вышеуказанной рекламы является индивидуальный предприниматель Аносов С.В., что подтверждается письмом от 03.10.2011 № 3/1 ООО «Издатель».

На рассмотрении дела представитель индивидуального предпринимателя Казаков Д.М. согласился с тем, что в рекламе были нарушены требования части 7 статьи 5; части 1 статьи 28; пункта 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе», а именно в рекламе не указаны: имя лица, оказывающего услуги по займу; иные условий, определяющие фактическую стоимость займа.

Изучив представленные документы, заслушав и исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующему выводу:

В соответствии со статьёй 3 ФЗ «О рекламе», рекламой является информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. При этом под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Согласно статье 3 ФЗ «О рекламе» в целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В соответствии с частью 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускается.

Согласно части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица – наименование, для индивидуального предпринимателя – фамилию, имя, отчество).

В силу части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре (услуге), об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Частью 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица – наименование, для индивидуального предпринимателя – фамилию, имя, отчество).

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна: умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Согласно части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.

В ходе рассмотрения дела Комиссия не нашла подтверждения признаков нарушения требований части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе» в размещенной индивидуальным предпринимателем Аносовым С.В. рекламе.

Из анализа положений статьи 28 ФЗ «О рекламе» (реклама финансовых услуг) следует, что по своей природе и правовой цели услуги по предоставлению займа лицами, не являющимися кредитными организациями, аналогичны финансовым услугам кредитных организаций.

Таким образом, реклама деятельности лица, не являющегося кредитной организацией, по привлечению и (или) размещению денежных средств юридических и физических лиц, рассматривается как реклама финансовых услуг.

Реклама индивидуального предпринимателя Аносова С.В. о предоставлении займов является рекламой финансовых услуг и должна соответствовать как общим требованиям, предъявляемым к рекламе, так и положениям статьи 28 ФЗ «О рекламе», устанавливающей специальные требования к рекламе финансовых услуг.

Из системного анализа положений ФЗ «О рекламе» следует, что требование  статьи 28 этого Закона корреспондирует с частью 7 статьи 5 Закона.

Указанные нормы приняты в интересах потребителя, с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте (услуге).

Вместе с тем, в рекламе индивидуального предпринимателя Аносова С.В. содержится информация о займах, предоставляемых данным лицом, без указания имя лица (фамилия, имя, отчество), оказывающего эти услуги. То есть в рекламе отсутствует полное наименование лица, оказывающего данные услуги, что является нарушением части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

Потребителю важно знать какое лицо делает предложение о займах. Поэтому в рекламе финансовых услуг в обязательном порядке следует указывать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги.

Поскольку в рекламе индивидуального предпринимателя Аносова С.В. указана финансовая услуга – «займы», которая направлена на формирование у потребителя желания ею воспользоваться, то существенной является также подробная информация, относящаяся к займу.

Таким образом, отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о займе приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым займом.

Кроме того, реклама индивидуального предпринимателя Аносова С.В. содержит условие по предоставлению займа (под залог недвижимого имущества, низкая процентная ставка и т.д.…), но в рекламе отсутствуют остальные условия, определяющие фактическую стоимость займа для заемщика и влияющие на нее (размер процентов за пользование заемными денежными средствами, размер суммы займа, периодичность выплаты процентов и пр.), что является нарушением пункта 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

Включение индивидуальным предпринимателем Аносовым С.В. в текст рекламы адреса и телефонов для уточнения подробностей о рекламируемой финансовой услуге не может свидетельствовать о соблюдении им требования законодательства о размещении в рекламе существенной информации, отсутствие которой способно ввести потребителя в заблуждение относительно рекламируемой услуги.

В соответствии со статьей 3 ФЗ «О рекламе» под ненадлежащей рекламой понимается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В силу части 4 статьи 38 ФЗ «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5, статьей 28 законодательства Российской Федерации о рекламе несет рекламодатель.

Основываясь на фактических обстоятельствах дела и имеющихся документов, Комиссия пришла к выводу, о нарушении индивидуальным предпринимателем Стрельцовым А.А. требований части 7 статьи 5; части 1 статьи 28; пункта 2 части 2 статьи 28  ФЗ  «О рекламе».

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и  в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства  Российской  Федерации о  рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу индивидуального предпринимателя Аносова Сергея Васильевича, размещенную в рекламно-информационном еженедельнике  «Из первых рук» от 01.09.2011 № 34 (915) стр. 2, как нарушающую требования части 7 статьи 5; части 1 статьи 28; пункта 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

2. Выдать индивидуальному предпринимателю Аносову С.В. предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Пензенского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 28 ноября 2011 года.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушения

законодательства Российской Федерации о рекламе

 

28 ноября 2011г.                                                                    г.Пенза, ул.Урицкого, 127

 

Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии:

Бутузова Т.В. – заместитель руководителя управления.

Члены Комиссии:

Володин В.А. - начальник отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы,

Кузьмина М.В.-  главный специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы,

на основании своего решения от 28 ноября 2011 г. по делу № 3-01/21-2011 о признании ненадлежащей рекламы индивидуального предпринимателя Аносова Сергея Васильевича, размещенной в рекламно-информационном еженедельнике  «Из первых рук» от 01.09.2011 № 34 (915) стр. 2 и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Индивидуальному предпринимателю Аносову Сергею Васильевичу в срок до 12.12.2011 прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, выразившееся в размещении рекламы о предоставлении займа без указания наименования лица, оказывающего данные услуги и отсутствие в рекламе иных условий, определяющих фактическую стоимость займа, а именно: в рекламе, размещенной в рекламно-информационном еженедельнике  «Из первых рук» и распространяемой иными способами на всей территории Российской Федерации, указывать имя лица, оказывающего предоставление займа, и иные условия оказания финансовых услуг (займа).

2. Индивидуальному предпринимателю Аносову Сергею Васильевичу в срок до 17.12.2011 представить в Пензенское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Пензенское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить штраф на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати  тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 3-01/21-2011 [format] => [safe_value] => 3-01/21-2011 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 10 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 58 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 58 [vid] => 1 [name] => реклама финансовых услуг [description] => [format] => [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 59 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 59 [vid] => 1 [name] => ненадлежащая реклама [description] => [format] => [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-11-28 11:31:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-11-28 11:31:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1323171671 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Пензенское УФАС России )