Решение по делу №2-03/38-2011 в отношении ООО «Пензенская электро-техническая компания»

Номер дела: 2-03/38-2011
Дата публикации: 12 декабря 2011, 17:05

РЕШЕНИЕ

12 декабря 2011 года

г. Пенза

Резолютивная часть решения оглашена 1 декабря 2011 года.

Решение изготовлено в полном объеме 12 декабря 2011 года.

Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Белобородова М.В. – и.о. руководителя управления, председателя Комиссии;

Кузнецовой О.Н. - начальника отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии;

Сорокиной Н.В. – главного специалиста – эксперта отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии,

при участии со стороны Общества с ограниченной ответственностью «Пензенская электро-техническая компания» (г.Пенза, ул.Московская, ИНН <…>, ОГРН <…>) (далее – ООО «Пензенская электро-техническая компания», Общество):

<…> – представителя по доверенности от 11.01.2011 б/н;

рассмотрев дело № 2-03/38-2011 по признакам нарушения ООО «Пензенская электро-техническая компания» (г. Пенза, ул. Московская, ИНН <…>, ОГРН <…>) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

На основании Приказа Пензенского УФАС России от 23.09.2011 № 114 в период с 03.10.2011 по 28.10.2011 проведена плановая проверка соблюдения ООО «Пензенская электро-техническая компания» при осуществлении хозяйственной деятельности требований антимонопольного законодательства.

В ходе проверки установлено, что требования, которые ООО «Пензенская электро-техническая компания» предъявляет заявителям – физическим лицам, обратившимся в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной мощности) и которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, не соответствуют нормам законодательства, определяющим порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям.

В письменных возражениях от 11.11.2011 № 3511 на акт проверки ООО «Пензенская электро-техническая компания» выразило несогласие с ее результатами. Общество указало, что иных документов, помимо установленных пунктом 10 Правил технологического присоединения,  в целях заключения договора на технологическое присоединение с заявителей не требует.

Вместе с тем, материалы проверки указывают, что необходимым условием для присоединения к электрическим сетям ООО «Пензенская электро-техническая компания» установило разработку заявителями – физическими лицами однолинейной схемы электроснабжения объекта и предоставление ее на согласование в ООО «Пензенская электро-техническая компания» в двух экземплярах.

Приказом Пензенского УФАС России от 16.11.2011 № 259 в отношении ООО «Пензенская электро-техническая компания» возбуждено дело по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в ущемлении интересов заявителей – физических лиц, обращающихся в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной мощности) и которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в результате возложения на заявителя обязанности по осуществлению мероприятий, не предусмотренных Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861).

На заседании Комиссии представитель ООО «Пензенская электро-техническая компания» сообщил, что к моменту рассмотрения дела Общество требование о разработке и предоставлении на согласование однолинейной схемы электроснабжения объектов мощностью до 15 кВт заявителям предъявлять прекратило. В подтверждение ООО «Пензенская электро-техническая компания» представило в материалы дела копии технических условий от 07.11.2011 № 1/357, от 09.11.2011 № 1/358, от 15.11.2011 № 1/359, от 18.11.2011 № 1/368, от 21.11.2011 № 1/370.

Изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующему.

ООО «Пензенская электро-техническая компания» занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии и в соответствии с Приказом Пензенского УФАС России от 30.11.2009 № 211 включено в «Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 % или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов», с долей более 50 %, на территории г. Пензы, охваченной присоединенными электрическими сетями ООО «Пензенская электро-техническая компания».

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) территориальная сетевая организация – это коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии, которые включают комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.

В целях содействия развитию конкуренции на рынке производства и сбыта электрической энергии, защиты прав потребителей электрической энергии и в соответствии со статьями 20, 21, 25 и 26 Закона об электроэнергетике Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее – Правила технологического присоединения).

Пунктом 3 Правил технологического присоединения установлена обязанность сетевой организации выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Являясь сетевой организацией, ООО «Пензенская электро-техническая компания» в рамках оказания услуг по передаче электрической энергии выполняет мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к принадлежащим ей электрическим сетям.

Согласно представленной в ходе проверки информации в период с 1 января 2011 года до момента проведения проверки в ООО «Пензенская электро-техническая компания» поступило 330 заявок физических и юридических лиц в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств.

В ходе рассмотрения дела установлено, что по состоянию на 01.10.2011 в ООО «Пензенская электро-техническая компания» поступило 133 заявления об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке мощности), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Необходимым условием для присоединения к электрическим сетям ООО «Пензенская электро-техническая компания» установило разработку заявителями – физическими лицами однолинейной схемы электроснабжения объекта и предоставление ее на согласование в ООО «Пензенская электро-техническая компания» в двух экземплярах.

Имеющиеся в материалах дела копии договоров об технических условий указывают, что на всех заявителей – физических лиц, обратившихся в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке мощности) и которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, Общество возлагало обязанность по разработке однолинейной схемы электроснабжения объекта, отвечающего требованиям ПУЭ и СНиП, и представлению ее на согласование в ООО «Пензенская электро-техническая компания» в двух экземплярах.

Как установлено пунктом 11 Правил технологического присоединения, сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных настоящими правилами, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные настоящими Правилами.

Из подпункта «б» пункта 10 Правил следует, что к заявке о технологическом присоединении однолинейная схема электрических сетей заявителя прилагается лишь в случае, если номинальный класс напряжения сетей сетевой организации, к которым присоединяются электрические сети заявителя, составляет 35 кВ и выше. При этом из пункта 1 Договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям объектов – жилых домов, заключенных ООО «Пензенская электро-техническая компания» в период с 01.01.2011 по 01.10.2011, и пункта 5 соответствующих ТУ следует, что класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение названных объектов составляет ниже 35 кВ.

Кроме того, согласно подпункту «в» пункта 18 Правил, разработка заявителем проектной документации в границах его земельного участка требуется лишь в случаях, когда такая разработка является обязательной в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. В силу части 3 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи) осуществление подготовки проектной документации не требуется.

Пункты 10, 14, 18 Правил технологического присоединения содержат исчерпывающие перечни сведений и документов, которые должны быть указаны и приложены к заявке, а также перечень мероприятий по технологическому присоединению. Выполнение мероприятий по разработке однолинейной схемы электроснабжения объектов, указанных в выданных ООО «Пензенская электро-техническая компания» заявителям ТУ, в данные перечни не входит.

В силу абз. 2 пункта 19 Правил технологического присоединения запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные настоящими Правилами.

Как следует из имеющихся в материалах дела документов, с учетом приведенных норм, требования, которые ООО «Пензенская электро-техническая компания» предъявляет заявителям – физическим лицам, обратившимся в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной мощности) и которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, не соответствуют нормам законодательства, определяющим порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям, т.е. являются необоснованными и ущемляющими интересы заявителей.

Указанные необоснованные требования сетевой организации, возлагают на заявителей – физических лиц непредусмотренные действующими нормативными правовыми актами обязательства и накладывают дополнительные затраты в ходе осуществления мероприятий по технологическому присоединению.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Таким образом, действия ООО «Пензенская электро-техническая компания» по возложению на заявителей – физических лиц, обращающихся в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной мощности) и используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, обязанности по разработке однолинейной схемы электроснабжения объекта и представлению ее на согласование в ООО «Пензенская электро-техническая компания» в двух экземплярах являются злоупотреблением доминирующим положением, которое приводит к ущемлению интересов названной категории заявителей.

Основываясь на материалах дела и представленных доказательствах, Комиссия единогласно квалифицировала вышеуказанные действия ООО «Пензенская электро-техническая компания» нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Вместе с тем, учитывая, что в ходе рассмотрения дела ООО «Пензенская электро-техническая компания» исключило из технических условий, выдаваемых заявителям-физическим лицам, обращающимся в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной мощности) и используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, требование о разработке заявителем однолинейной схемы электроснабжения объекта, Комиссия установила, что к моменту вынесения решения нарушение антимонопольного законодательства со стороны ООО «Пензенская электро-техническая компания» по делу устранено в добровольном порядке.

На основании изложенного, Комиссия единогласно пришла к выводу о наличии оснований для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с добровольным устранением нарушения.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать действия ООО «Пензенская электро-техническая компания», выразившиеся в ущемлении интересов заявителей – физических лиц, обращающихся в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной мощности) и которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в результате возложения на заявителей не предусмотренной действующим законодательством обязанности по разработке однолинейной схемы электроснабжения объекта и предоставлению ее на согласование в ООО «Пензенская электро-техническая компания», злоупотреблением доминирующим положением на товарном рынке и нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции”.

2. В связи добровольным устранением ООО «Пензенская электро-техническая компания» нарушения антимонопольного законодательства рассмотрение дела прекратить, предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать.

3. Передать материалы дела должностному лицу Пензенского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

stdClass Object ( [vid] => 7839 [uid] => 5 [title] => Решение по делу №2-03/38-2011 в отношении ООО «Пензенская электро-техническая компания» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7839 [type] => solution [language] => ru [created] => 1323781808 [changed] => 1370519731 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370519731 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

12 декабря 2011 года

г. Пенза

Резолютивная часть решения оглашена 1 декабря 2011 года.

Решение изготовлено в полном объеме 12 декабря 2011 года.

Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Белобородова М.В. – и.о. руководителя управления, председателя Комиссии;

Кузнецовой О.Н. - начальника отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии;

Сорокиной Н.В. – главного специалиста – эксперта отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии,

при участии со стороны Общества с ограниченной ответственностью «Пензенская электро-техническая компания» (г.Пенза, ул.Московская, ИНН <…>, ОГРН <…>) (далее – ООО «Пензенская электро-техническая компания», Общество):

<…> – представителя по доверенности от 11.01.2011 б/н;

рассмотрев дело № 2-03/38-2011 по признакам нарушения ООО «Пензенская электро-техническая компания» (г. Пенза, ул. Московская, ИНН <…>, ОГРН <…>) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

На основании Приказа Пензенского УФАС России от 23.09.2011 № 114 в период с 03.10.2011 по 28.10.2011 проведена плановая проверка соблюдения ООО «Пензенская электро-техническая компания» при осуществлении хозяйственной деятельности требований антимонопольного законодательства.

В ходе проверки установлено, что требования, которые ООО «Пензенская электро-техническая компания» предъявляет заявителям – физическим лицам, обратившимся в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной мощности) и которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, не соответствуют нормам законодательства, определяющим порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям.

В письменных возражениях от 11.11.2011 № 3511 на акт проверки ООО «Пензенская электро-техническая компания» выразило несогласие с ее результатами. Общество указало, что иных документов, помимо установленных пунктом 10 Правил технологического присоединения,  в целях заключения договора на технологическое присоединение с заявителей не требует.

Вместе с тем, материалы проверки указывают, что необходимым условием для присоединения к электрическим сетям ООО «Пензенская электро-техническая компания» установило разработку заявителями – физическими лицами однолинейной схемы электроснабжения объекта и предоставление ее на согласование в ООО «Пензенская электро-техническая компания» в двух экземплярах.

Приказом Пензенского УФАС России от 16.11.2011 № 259 в отношении ООО «Пензенская электро-техническая компания» возбуждено дело по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в ущемлении интересов заявителей – физических лиц, обращающихся в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной мощности) и которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в результате возложения на заявителя обязанности по осуществлению мероприятий, не предусмотренных Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861).

На заседании Комиссии представитель ООО «Пензенская электро-техническая компания» сообщил, что к моменту рассмотрения дела Общество требование о разработке и предоставлении на согласование однолинейной схемы электроснабжения объектов мощностью до 15 кВт заявителям предъявлять прекратило. В подтверждение ООО «Пензенская электро-техническая компания» представило в материалы дела копии технических условий от 07.11.2011 № 1/357, от 09.11.2011 № 1/358, от 15.11.2011 № 1/359, от 18.11.2011 № 1/368, от 21.11.2011 № 1/370.

Изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующему.

ООО «Пензенская электро-техническая компания» занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии и в соответствии с Приказом Пензенского УФАС России от 30.11.2009 № 211 включено в «Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 % или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов», с долей более 50 %, на территории г. Пензы, охваченной присоединенными электрическими сетями ООО «Пензенская электро-техническая компания».

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) территориальная сетевая организация – это коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии, которые включают комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.

В целях содействия развитию конкуренции на рынке производства и сбыта электрической энергии, защиты прав потребителей электрической энергии и в соответствии со статьями 20, 21, 25 и 26 Закона об электроэнергетике Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее – Правила технологического присоединения).

Пунктом 3 Правил технологического присоединения установлена обязанность сетевой организации выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Являясь сетевой организацией, ООО «Пензенская электро-техническая компания» в рамках оказания услуг по передаче электрической энергии выполняет мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к принадлежащим ей электрическим сетям.

Согласно представленной в ходе проверки информации в период с 1 января 2011 года до момента проведения проверки в ООО «Пензенская электро-техническая компания» поступило 330 заявок физических и юридических лиц в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств.

В ходе рассмотрения дела установлено, что по состоянию на 01.10.2011 в ООО «Пензенская электро-техническая компания» поступило 133 заявления об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке мощности), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Необходимым условием для присоединения к электрическим сетям ООО «Пензенская электро-техническая компания» установило разработку заявителями – физическими лицами однолинейной схемы электроснабжения объекта и предоставление ее на согласование в ООО «Пензенская электро-техническая компания» в двух экземплярах.

Имеющиеся в материалах дела копии договоров об технических условий указывают, что на всех заявителей – физических лиц, обратившихся в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке мощности) и которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, Общество возлагало обязанность по разработке однолинейной схемы электроснабжения объекта, отвечающего требованиям ПУЭ и СНиП, и представлению ее на согласование в ООО «Пензенская электро-техническая компания» в двух экземплярах.

Как установлено пунктом 11 Правил технологического присоединения, сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных настоящими правилами, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные настоящими Правилами.

Из подпункта «б» пункта 10 Правил следует, что к заявке о технологическом присоединении однолинейная схема электрических сетей заявителя прилагается лишь в случае, если номинальный класс напряжения сетей сетевой организации, к которым присоединяются электрические сети заявителя, составляет 35 кВ и выше. При этом из пункта 1 Договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям объектов – жилых домов, заключенных ООО «Пензенская электро-техническая компания» в период с 01.01.2011 по 01.10.2011, и пункта 5 соответствующих ТУ следует, что класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение названных объектов составляет ниже 35 кВ.

Кроме того, согласно подпункту «в» пункта 18 Правил, разработка заявителем проектной документации в границах его земельного участка требуется лишь в случаях, когда такая разработка является обязательной в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. В силу части 3 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи) осуществление подготовки проектной документации не требуется.

Пункты 10, 14, 18 Правил технологического присоединения содержат исчерпывающие перечни сведений и документов, которые должны быть указаны и приложены к заявке, а также перечень мероприятий по технологическому присоединению. Выполнение мероприятий по разработке однолинейной схемы электроснабжения объектов, указанных в выданных ООО «Пензенская электро-техническая компания» заявителям ТУ, в данные перечни не входит.

В силу абз. 2 пункта 19 Правил технологического присоединения запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные настоящими Правилами.

Как следует из имеющихся в материалах дела документов, с учетом приведенных норм, требования, которые ООО «Пензенская электро-техническая компания» предъявляет заявителям – физическим лицам, обратившимся в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной мощности) и которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, не соответствуют нормам законодательства, определяющим порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям, т.е. являются необоснованными и ущемляющими интересы заявителей.

Указанные необоснованные требования сетевой организации, возлагают на заявителей – физических лиц непредусмотренные действующими нормативными правовыми актами обязательства и накладывают дополнительные затраты в ходе осуществления мероприятий по технологическому присоединению.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Таким образом, действия ООО «Пензенская электро-техническая компания» по возложению на заявителей – физических лиц, обращающихся в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной мощности) и используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, обязанности по разработке однолинейной схемы электроснабжения объекта и представлению ее на согласование в ООО «Пензенская электро-техническая компания» в двух экземплярах являются злоупотреблением доминирующим положением, которое приводит к ущемлению интересов названной категории заявителей.

Основываясь на материалах дела и представленных доказательствах, Комиссия единогласно квалифицировала вышеуказанные действия ООО «Пензенская электро-техническая компания» нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Вместе с тем, учитывая, что в ходе рассмотрения дела ООО «Пензенская электро-техническая компания» исключило из технических условий, выдаваемых заявителям-физическим лицам, обращающимся в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной мощности) и используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, требование о разработке заявителем однолинейной схемы электроснабжения объекта, Комиссия установила, что к моменту вынесения решения нарушение антимонопольного законодательства со стороны ООО «Пензенская электро-техническая компания» по делу устранено в добровольном порядке.

На основании изложенного, Комиссия единогласно пришла к выводу о наличии оснований для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с добровольным устранением нарушения.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать действия ООО «Пензенская электро-техническая компания», выразившиеся в ущемлении интересов заявителей – физических лиц, обращающихся в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной мощности) и которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в результате возложения на заявителей не предусмотренной действующим законодательством обязанности по разработке однолинейной схемы электроснабжения объекта и предоставлению ее на согласование в ООО «Пензенская электро-техническая компания», злоупотреблением доминирующим положением на товарном рынке и нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции”.

2. В связи добровольным устранением ООО «Пензенская электро-техническая компания» нарушения антимонопольного законодательства рассмотрение дела прекратить, предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать.

3. Передать материалы дела должностному лицу Пензенского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

12 декабря 2011 года

г. Пенза

Резолютивная часть решения оглашена 1 декабря 2011 года.

Решение изготовлено в полном объеме 12 декабря 2011 года.

Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Белобородова М.В. – и.о. руководителя управления, председателя Комиссии;

Кузнецовой О.Н. - начальника отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии;

Сорокиной Н.В. – главного специалиста – эксперта отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии,

при участии со стороны Общества с ограниченной ответственностью «Пензенская электро-техническая компания» (г.Пенза, ул.Московская, ИНН <…>, ОГРН <…>) (далее – ООО «Пензенская электро-техническая компания», Общество):

<…> – представителя по доверенности от 11.01.2011 б/н;

рассмотрев дело № 2-03/38-2011 по признакам нарушения ООО «Пензенская электро-техническая компания» (г. Пенза, ул. Московская, ИНН <…>, ОГРН <…>) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

На основании Приказа Пензенского УФАС России от 23.09.2011 № 114 в период с 03.10.2011 по 28.10.2011 проведена плановая проверка соблюдения ООО «Пензенская электро-техническая компания» при осуществлении хозяйственной деятельности требований антимонопольного законодательства.

В ходе проверки установлено, что требования, которые ООО «Пензенская электро-техническая компания» предъявляет заявителям – физическим лицам, обратившимся в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной мощности) и которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, не соответствуют нормам законодательства, определяющим порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям.

В письменных возражениях от 11.11.2011 № 3511 на акт проверки ООО «Пензенская электро-техническая компания» выразило несогласие с ее результатами. Общество указало, что иных документов, помимо установленных пунктом 10 Правил технологического присоединения,  в целях заключения договора на технологическое присоединение с заявителей не требует.

Вместе с тем, материалы проверки указывают, что необходимым условием для присоединения к электрическим сетям ООО «Пензенская электро-техническая компания» установило разработку заявителями – физическими лицами однолинейной схемы электроснабжения объекта и предоставление ее на согласование в ООО «Пензенская электро-техническая компания» в двух экземплярах.

Приказом Пензенского УФАС России от 16.11.2011 № 259 в отношении ООО «Пензенская электро-техническая компания» возбуждено дело по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в ущемлении интересов заявителей – физических лиц, обращающихся в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной мощности) и которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в результате возложения на заявителя обязанности по осуществлению мероприятий, не предусмотренных Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861).

На заседании Комиссии представитель ООО «Пензенская электро-техническая компания» сообщил, что к моменту рассмотрения дела Общество требование о разработке и предоставлении на согласование однолинейной схемы электроснабжения объектов мощностью до 15 кВт заявителям предъявлять прекратило. В подтверждение ООО «Пензенская электро-техническая компания» представило в материалы дела копии технических условий от 07.11.2011 № 1/357, от 09.11.2011 № 1/358, от 15.11.2011 № 1/359, от 18.11.2011 № 1/368, от 21.11.2011 № 1/370.

Изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующему.

ООО «Пензенская электро-техническая компания» занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии и в соответствии с Приказом Пензенского УФАС России от 30.11.2009 № 211 включено в «Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 % или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов», с долей более 50 %, на территории г. Пензы, охваченной присоединенными электрическими сетями ООО «Пензенская электро-техническая компания».

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) территориальная сетевая организация – это коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии, которые включают комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.

В целях содействия развитию конкуренции на рынке производства и сбыта электрической энергии, защиты прав потребителей электрической энергии и в соответствии со статьями 20, 21, 25 и 26 Закона об электроэнергетике Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее – Правила технологического присоединения).

Пунктом 3 Правил технологического присоединения установлена обязанность сетевой организации выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Являясь сетевой организацией, ООО «Пензенская электро-техническая компания» в рамках оказания услуг по передаче электрической энергии выполняет мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к принадлежащим ей электрическим сетям.

Согласно представленной в ходе проверки информации в период с 1 января 2011 года до момента проведения проверки в ООО «Пензенская электро-техническая компания» поступило 330 заявок физических и юридических лиц в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств.

В ходе рассмотрения дела установлено, что по состоянию на 01.10.2011 в ООО «Пензенская электро-техническая компания» поступило 133 заявления об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке мощности), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Необходимым условием для присоединения к электрическим сетям ООО «Пензенская электро-техническая компания» установило разработку заявителями – физическими лицами однолинейной схемы электроснабжения объекта и предоставление ее на согласование в ООО «Пензенская электро-техническая компания» в двух экземплярах.

Имеющиеся в материалах дела копии договоров об технических условий указывают, что на всех заявителей – физических лиц, обратившихся в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке мощности) и которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, Общество возлагало обязанность по разработке однолинейной схемы электроснабжения объекта, отвечающего требованиям ПУЭ и СНиП, и представлению ее на согласование в ООО «Пензенская электро-техническая компания» в двух экземплярах.

Как установлено пунктом 11 Правил технологического присоединения, сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных настоящими правилами, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные настоящими Правилами.

Из подпункта «б» пункта 10 Правил следует, что к заявке о технологическом присоединении однолинейная схема электрических сетей заявителя прилагается лишь в случае, если номинальный класс напряжения сетей сетевой организации, к которым присоединяются электрические сети заявителя, составляет 35 кВ и выше. При этом из пункта 1 Договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям объектов – жилых домов, заключенных ООО «Пензенская электро-техническая компания» в период с 01.01.2011 по 01.10.2011, и пункта 5 соответствующих ТУ следует, что класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение названных объектов составляет ниже 35 кВ.

Кроме того, согласно подпункту «в» пункта 18 Правил, разработка заявителем проектной документации в границах его земельного участка требуется лишь в случаях, когда такая разработка является обязательной в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. В силу части 3 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи) осуществление подготовки проектной документации не требуется.

Пункты 10, 14, 18 Правил технологического присоединения содержат исчерпывающие перечни сведений и документов, которые должны быть указаны и приложены к заявке, а также перечень мероприятий по технологическому присоединению. Выполнение мероприятий по разработке однолинейной схемы электроснабжения объектов, указанных в выданных ООО «Пензенская электро-техническая компания» заявителям ТУ, в данные перечни не входит.

В силу абз. 2 пункта 19 Правил технологического присоединения запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные настоящими Правилами.

Как следует из имеющихся в материалах дела документов, с учетом приведенных норм, требования, которые ООО «Пензенская электро-техническая компания» предъявляет заявителям – физическим лицам, обратившимся в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной мощности) и которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, не соответствуют нормам законодательства, определяющим порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям, т.е. являются необоснованными и ущемляющими интересы заявителей.

Указанные необоснованные требования сетевой организации, возлагают на заявителей – физических лиц непредусмотренные действующими нормативными правовыми актами обязательства и накладывают дополнительные затраты в ходе осуществления мероприятий по технологическому присоединению.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Таким образом, действия ООО «Пензенская электро-техническая компания» по возложению на заявителей – физических лиц, обращающихся в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной мощности) и используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, обязанности по разработке однолинейной схемы электроснабжения объекта и представлению ее на согласование в ООО «Пензенская электро-техническая компания» в двух экземплярах являются злоупотреблением доминирующим положением, которое приводит к ущемлению интересов названной категории заявителей.

Основываясь на материалах дела и представленных доказательствах, Комиссия единогласно квалифицировала вышеуказанные действия ООО «Пензенская электро-техническая компания» нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Вместе с тем, учитывая, что в ходе рассмотрения дела ООО «Пензенская электро-техническая компания» исключило из технических условий, выдаваемых заявителям-физическим лицам, обращающимся в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной мощности) и используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, требование о разработке заявителем однолинейной схемы электроснабжения объекта, Комиссия установила, что к моменту вынесения решения нарушение антимонопольного законодательства со стороны ООО «Пензенская электро-техническая компания» по делу устранено в добровольном порядке.

На основании изложенного, Комиссия единогласно пришла к выводу о наличии оснований для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с добровольным устранением нарушения.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать действия ООО «Пензенская электро-техническая компания», выразившиеся в ущемлении интересов заявителей – физических лиц, обращающихся в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной мощности) и которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в результате возложения на заявителей не предусмотренной действующим законодательством обязанности по разработке однолинейной схемы электроснабжения объекта и предоставлению ее на согласование в ООО «Пензенская электро-техническая компания», злоупотреблением доминирующим положением на товарном рынке и нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции”.

2. В связи добровольным устранением ООО «Пензенская электро-техническая компания» нарушения антимонопольного законодательства рассмотрение дела прекратить, предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать.

3. Передать материалы дела должностному лицу Пензенского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2-03/38-2011 [format] => [safe_value] => 2-03/38-2011 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 1 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 1 [vid] => 6 [name] => Электроэнергетика и ТЭК [description] => [format] => full_html [weight] => 4 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 51 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 51 [vid] => 1 [name] => электро-техническая [description] => [format] => [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 80 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 80 [vid] => 1 [name] => электро-техническая компания [description] => [format] => [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [2] => Array ( [tid] => 81 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 81 [vid] => 1 [name] => технологическое присоединение [description] => [format] => [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-12-12 13:05:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-12-12 13:05:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1323781808 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Пензенское УФАС России )