Решение и предписание по делу № 2-03/03-2012 в отношении МУП «Водоканал»

Номер дела: 2-03/03-2012
Дата публикации: 2 мая 2012, 09:37

РЕШЕНИЕ

 «27» апреля 2011 г.                                                                                             г. Пенза

Резолютивная часть решения объявлена 16 апреля 2011 года.

Решение изготовлено в полном объеме 27 апреля 2011 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Белобородова М.В. –  руководителя управления, председателя Комиссии,

Кузнецовой О.Н. – начальника отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии,

Коваль Н.К. - главного специалиста – эксперта отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии,

при участии:

со стороны МУП «Водоканал:

- <…>– юрисконсульт МУП «Водоканал», представитель по доверенности от 17.10.2011;

со стороны Администрации г. Кузнецка Пензенской области:

- <…> – главный специалист отдела экономики, предпринимательства и муниципального заказа, представитель по доверенности от 19.03.2012 (исх. № 541);

со стороны заявителя:

- <…> – заявитель;

- <…> – представитель по доверенности от 16.03.2012,

со стороны Управления по регулированию тарифов и энергосбережению:

- <…> – главный специалист-юрисконсульт, представитель по доверенности от 12.01.2012 (исх. № 118);

- <…> – начальник отдела, представитель по доверенности от 13.04.2012 (исх. № 2147),

рассмотрев дело № 2-03/03-2012, возбужденное в отношении муниципального унитарного предприятия «Водоканал» (далее по тексту – МУП «Водоканал») (ул. Правды, д. 88, г. Кузнецк, Пензенская область) и Администрации г. Кузнецка  ул. Ленина, д. 191, г. Кузнецк, Пензенская область) по признакам нарушения требований части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Пензенское УФАС России поступило обращение индивидуального предпринимателя Тарасова А.Н. (место жительства: ул. Победы, 60/1, кв. 55, г. Кузнецк, Пензенская область) на действия МУП «Водоканал» по созданию в отношении заявителя дискриминационных условий осуществления хозяйственной деятельности.

Из данного обращения следует, что ИП Тарасов А.Н обратился в  МУП «Водоканал» с заявлением от 17.11.2011 о заключении договора на размещение отходов из выгребных ям и хозяйственно-бытовых стоков.

В ответ на указанное заявление МУП «Водоканал» письмом от 24.11.2011 (исх.  № 1985) сообщило, что предприятие может заключить договор на прием отходов (осадков) из выгребных ям и хозяйственно-бытовых стоков при условии, что стоимость очистки жидких нечистот составляет 465, 63 за 1 куб. метр стоков.

Заявитель указывает, что МУП «Водоканал» также оказывает услуги по вывозу жидких нечистот населению. При этом цена на услуги данного предприятия составляет 150,60 рублей за 1 куб. метр.

Заявитель считает, что действия МУП «Водоканал», как единственной организации водопроводно-канализационного хозяйства в г. Кузнецке, оказывающей услуги по приему и очистке стоков, по установлению неутвержденного органом государственной власти тарифа на очистку жидких нечистот ущемляют его интересы, а также препятствуют доступу на товарный рынок иным хозяйствующим субъектам, осуществляющим услуги по вывозу жидких нечистот в г. Кузнецке.

ИП Тарасов А.Н. обратился в антимонопольный орган с заявлением о принятии в отношении МУП «Водоканал»  мер антимонопольного воздействия.

По запросу антимонопольного управления от 13.02.2012 № 311-2 Администрацией   г. Кузнецка представлены калькуляции по формированию цен на услуги по вывозу жидких бытовых отходов, а также на очистку жидких нечистот, оказываемых МУП «Водоканал». Из указанных калькуляций следует, что они утверждены директором МУП «Водоканал» и согласованы с Администрацией г. Кузнецка. В состав расходов при определении стоимости услуг на очистку жидких нечистот включены: очистка стоков -12,37 руб./куб.м, плата за негативное воздействие на окружающую среду - 248,4 руб./куб. м., вывоз илового осадка – 2,3 руб./куб.м/. В результате полная стоимость данных услуг с НДС составляет 465, 63 рубля при заложенной рентабельности в размере 50%.

Стоимость услуг на вывоз жидких бытовых отходов, оказываемых МУП «Водоканал» потребителям в черте города, составляет 136,04 руб./куб.м. (с НДС). При выставлении платы потребителям за оказанные услуги МУП «Водоканал учитывает только расходы на вывоз жидких нечистот и их очистку - 14,06 руб./куб.м. Плата за негативное воздействие на окружающую среду с потребителей не взимается.

По результатам анализа представленной информации, приказом Пензенского УФАС России от 05.03.2012 № 27 в отношении МУП «Водоканал» и Администрации                 г. Кузнецка возбуждено дело по признакам нарушения части 1 статьи 16 Закона о защите конкуренции, выразившегося в согласованных действиях по созданию дискриминационных условий в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность товарном рынке услуг по вывозу жидких нечистот, которые могут привести к ограничению доступа на данный товарный рынок, выходу из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

В ходе рассмотрения указанного дела Пензенским УФАС России был проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг приема и очистки сточных вод на территории г. Кузнецка Пензенской области и положения МУП «Водоканал» на данном товарном рынке. По результатам данного анализа установлено, что единственной организацией, оказывающей услуги по приему и очистке сточных вод на территории г. Кузнецка Пензенской области является МУП «Водоканал».

Приказом Пензенского УФАС России от 11.04.2012 № 47 МУП «Водоканал» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (далее – Реестр), с долей более 50 % на рынке услуг приема и очистки сточных вод (код ОКВЭД 91.00.1 «удаление и обработка сточных вод») на территории  г. Кузнецка Пензенской области.

Из материалов, представленных Управлением по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области (письма от 27.02.2012 № 1075, 13.04.2012         № 2171),  Управлением Росприроднадзора по Пензенской области (письма от 05.04.2012  № 1065, 10.04.2012 № 1125) по запросам антимонопольного органа, установлено, что в действиях МУП «Водоканал» по применению тарифа на очистку сточных вод, неутвержденного органом государственной власти в области регулирования, усматриваются признаки нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Приказом Пензенского УФАС России от 11.04.2012 № 46 в отношении  МУП «Водоканал» г. Кузнецка также возбуждено дело № 2-03/04-2012 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Учитывая, что дела о нарушении антимонопольного законодательства № 2-03/03-2012, № 2-03/04-2012 связанны между собой по основаниям возбуждения и представленным доказательствам, в целях полного, всестороннего и объективного рассмотрения данные дела определением от 12.04.2011 объединены в одно производство.

На заседании Комиссии представитель заявителя подтвердил требования, изложенные в заявлении. Добавил, что действия МУП «Водоканал» по навязыванию потребителям тарифа на услуги по очистке сточных вод, неутвержденного регулирующим государственным органом в соответствии с действующим законодательством, приводит к ущемлению  интересов потребителей, а также препятствует доступу на товарный рынок по вывозу жидких нечистот иным хозяйствующим субъектам.

Представитель МУП «Водоканал» не согласился с доводами Комиссии по факту осуществления согласованных действий данного хозяйствующего субъекта и Администрации г. Кузнецка при установлении тарифа на очистку жидких нечистот.

В письменных и устных объяснениях пояснил, что плата за негативное воздействие на окружающую среду включена в калькуляцию на очистку жидких нечистот в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие вредные воздействия».

Добавил, что при формировании регулирующим органом тарифа на водоотведение для МУП «Водоканал» (приказ Управления по регулированию тарифов и энергосбережению от 24.06.2011 № 48) не были учтены объемы, поступающие на очистные сооружения МУП «Водоканал» не по присоединенной сети канализации. В связи с чем, МУП «Водоканал» вынуждено оплачивать расходы за природопользование неучтенных объемов за счет своей прибыли. Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается при заключении договоров на прием сточных вод со сторонними организациями в качестве компенсации необоснованных расходов по нормативам, установленным Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления».      

Также признал, что действия по применению тарифов на услуги по очистке жидких нечистот осуществляются МУП «Водоканал» с нарушением действующего порядка ценообразования.

Представитель Администрации г Кузнецка в письменной и устной форме выразил несогласие с совершением согласованных действий МУП «Водоканал» и Администрации г. Кузнецка в части установления тарифа на очистку жидких нечистот. Пояснил, что Администрация не является органом, уполномоченным на регулирование соответствующих тарифов. Калькуляция на очистку жидких нечистот была согласована Администрацией как один из этапов рассмотрения стоимости данной услуги. Иных документов со стороны МУП «Водоканал» представлено не было, каких-либо распорядительных документов об утверждении тарифа Администрацией не издавалось. В связи с чем, действия МУП «Водоканал» и Администрации г. Кузнецка по установлению стоимости очистки жидких нечистот не являются согласованными.

Представитель Управления по регулированию тарифов и энергосбережению (далее по тексту – Управление) на заседании Комиссии пояснил, что в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" тариф на услуги организаций коммунального комплекса – производителей товаров и услуг в сфере очистки сточных вод подлежит регулированию государственным органом, уполномоченным на установление соответствующих тарифов. Дополнил, что для МУП «Водоканал» г. Кузнецка приказом Управления от 24.06.2011 № 48 утвержден только тариф на водоотведение в размере 12,37 руб./куб.м. (без НДС) и 14,06 руб./куб.м. (с НДС). Добавил, что виды услуг водоотведение и очистка сточных вод законодательно разделены. Также указал, что МУП «Водоканал» за утверждением тарифа на очистку сточных вод в Управление не обращалось.

Изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссией установлено следующее.

МУП «Водоканал» создано 14 января 2010 года в целях оказания услуг водоснабжения, водоотведении и действует на основании Устава, утвержденного приказом комитетом по управлению имуществом г. Кузнецка от 21.12.2009 № 280-п.

Муниципальное унитарное предприятие «Горводоканал» г. Кузнецка (далее – МУП «Горводоканал) в лице конкурсного управляющего на основании договора аренды имущества от 30.12.2010 предоставило МУП «Водоканал» во временное владение и пользование имущество, закрепленное за ним на праве хозяйственного ведения.

Из анализа представленных документов установлено, что МУП «Водоканал», являясь единственной организацией, оказывающей услуги по приему и очистке сточных вод на территории г. Кузнецка Пензенской области, оказывает данную услугу потребителям не только по присоединенной сети канализации, но и сторонним хозяйствующим субъектам, осуществляющим вывоз сточных вод на территории муниципального образования.

В целях оказания данных услуг МУП «Водоканал» заключает с потребителями договор на прием и очистку стоков. Цена данных услуг с 01.02.2012 года определена предприятием в размере 465, 63 руб./куб.м.стоков (с НДС) и согласно калькуляции складывается из следующих затрат: очистка стоков -12,37 руб./куб.м., плата за негативное воздействие на окружающую среду - 248,4 руб./куб.м., вывоз илового осадка - 2,3 руб./куб.м., прибыль – 50%.

Калькуляция на услуги по очистке жидких нечистот согласована с Администрацией г. Кузнецка. Вместе с тем, каких-либо распорядительных документов (приказ, постановление) об утверждении тарифа на данную услугу со стороны Администрации не издавалось. Доказательства, подтверждающие, что согласование указанной калькуляции было направлено на ограничение конкуренции на товарном рынке путем создания препятствий доступу на товарный рынок иных хозяйствующих субъектов, отсутвуют.

Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее по тексту - Закона) регулированию подлежат тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса – производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

В соответствии со статьей 2 Закона организация коммунального комплекса - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

В свою очередь, системы коммунальной инфраструктуры – совокупность производственных, имущественных объектов, в том числе трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, технологически связанных между собой, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований.

Таким образом, МУП «Водоканал», владеющий и пользующийся на условиях договора аренды имущества сетями канализации и инженерными сооружениями очистки сточных вод в целях оказания потребителям г. Кузнецка Пензенской области услуг по приему и очистке сточных вод, представляет собой организацию коммунального комплекса, тарифы на товары и услуги которой подлежат регулированию.

Частями 1 и 8 статьи 9 Закона предусмотрено, что регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов. Тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса на очередной период их действия должны быть установлены не менее чем за один календарный месяц до даты окончания текущего периода их действия.

Кроме того, пункт 6 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 июля 2008 г. N 520, установлено, что к регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса относятся, в том числе, тарифы на очистку сточных вод.

В соответствии с п.52 Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2012 № 47 "Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" (далее – Приказ) тарифы на очистку сточных вод рассчитываются для организации коммунального комплекса, оказывающей потребителям услуги по очистке сточных вод, исходя из величины финансовых потребностей по очистке сточных вод и утилизации осадка, транспортировке очищенных стоков, а также с учетом оплаты услуг сторонних организаций, связанных указанными стадиями технологического процесса. Рассчитываются на объем услуг, соответствующий поступлению стоков от потребителей, самостоятельно осуществляющих их водоотведение.

В соответствии с п.30 вышеназванного Приказа выделены следующие виды услуг в сфере водоотведения:

водоотведение - включает полный цикл: от приема стоков до утилизации осадка,

очистка стоков - включает короткий цикл: от очистки стоков до утилизации осадка и применяется в случае самостоятельного отведения стоков потребителем услуг.

Таким образом, тарифы на услуги по очистке сточных вод в соответствии с действующим законодательством в области ценообразования подлежат государственному регулированию.

В ходе заседания Комиссии представитель органа регулирования, уполномоченного на установление соответствующих тарифов, подтвердил, что МУП «Водоканал» в данное управление с заявлением об установлении тарифов на очистку сточных вод на 2011, 2012 годы не обращался.

Необоснованные тарифы на очистку сточных вод приводят к ущемлению интересов потребителей. Кроме того, пользование услугой по очистке сточных вод является необходимым при осуществлении деятельности по вывозу жидких нечистот, в связи с чем, неправомерное установление цены на очистку сточных вод со стороны МУП «Водоканал» препятствует осуществлению хозяйственной деятельности лиц, оказывающих услуги по вывозу жидких нечистот.

Таким образом, действия МУП «Водоканал» по самостоятельному установлению цены на услугу по очистке жидких нечистот являются неправомерными и нарушают установленный законодательством РФ порядок ценообразования, чем ущемляют интересы потребителей услуг по очистке сточных вод на территории г. Кузнецка, а также приводят к ограничению конкуренции в части создания препятствий доступу на товарный рынок вывоза жидких нечистот иным хозяйствующим субъектам.

Исходя из вышеизложенного, Комиссия единогласно пришла к выводу, что вышеуказанные действия МУП «Водоканал», выразившиеся в нарушении порядка ценообразования при установлении платы за услуги по очистке жидких нечистот, являются злоупотреблением доминирующим положением и нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с требованиями части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать действия МУП «Водоканал» г. Кузнецка, выразившиеся в ущемлении интересов потребителей, а также ограничении конкуренции путем создания препятствий доступу на товарный рынок вывоза жидких нечистот иным хозяйствующим субъектам в результате нарушения порядка ценообразования на услуги по очистке сточных вод, злоупотреблением доминирующим положением и нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

2. Выдать МУП «Водоканал» г. Кузнецка предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно обратиться в орган регулирования, уполномоченный на установление соответствующих тарифов за установлением тарифа на очистку сточных вод.

3. Дело, возбужденное в отношении МУП «Водоканал» и Администрации  г. Кузнецка по признакам нарушения требований статьи 16 Закона о защите конкуренции производством прекратить в связи с отсутствием в рассматриваемых Комиссией действиях нарушения антимонопольного законодательства.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской  Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 2-03/03-2012

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

«27» апреля 2012 г.                                                                                             г. Пенза

Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Белобородов М.В. – руководитель управления, председатель Комиссии,

Кузнецова О.Н. – начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии,

Коваль Н.К. – главный специалист – эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии,

на основании своего решения от 27 апреля 2012 года по делу № 2-03/03-2012 о нарушении МУП «Водоканал» (ул. Правды, д. 88, г. Кузнецк, Пензенская область) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. МУП «Водоканал» в срок до 28.05.2012 прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в ущемлении интересов потребителей, а также ограничении конкуренции на товарном рынке в результате нарушения установленного законодательством порядка ценообразования, для чего обратиться в уполномоченный орган регулирования в целях установления тарифа на очистку сточных вод.

2. О выполнении настоящего Предписания письменно сообщить в Пензенское УФАС России в срок до 10.06.2012 года с приложением подтверждающих документов.

stdClass Object ( [vid] => 8764 [uid] => 5 [title] => Решение и предписание по делу № 2-03/03-2012 в отношении МУП «Водоканал» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8764 [type] => solution [language] => ru [created] => 1336023668 [changed] => 1370519731 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370519731 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

 «27» апреля 2011 г.                                                                                             г. Пенза

Резолютивная часть решения объявлена 16 апреля 2011 года.

Решение изготовлено в полном объеме 27 апреля 2011 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Белобородова М.В. –  руководителя управления, председателя Комиссии,

Кузнецовой О.Н. – начальника отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии,

Коваль Н.К. - главного специалиста – эксперта отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии,

при участии:

со стороны МУП «Водоканал:

- <…>– юрисконсульт МУП «Водоканал», представитель по доверенности от 17.10.2011;

со стороны Администрации г. Кузнецка Пензенской области:

- <…> – главный специалист отдела экономики, предпринимательства и муниципального заказа, представитель по доверенности от 19.03.2012 (исх. № 541);

со стороны заявителя:

- <…> – заявитель;

- <…> – представитель по доверенности от 16.03.2012,

со стороны Управления по регулированию тарифов и энергосбережению:

- <…> – главный специалист-юрисконсульт, представитель по доверенности от 12.01.2012 (исх. № 118);

- <…> – начальник отдела, представитель по доверенности от 13.04.2012 (исх. № 2147),

рассмотрев дело № 2-03/03-2012, возбужденное в отношении муниципального унитарного предприятия «Водоканал» (далее по тексту – МУП «Водоканал») (ул. Правды, д. 88, г. Кузнецк, Пензенская область) и Администрации г. Кузнецка  ул. Ленина, д. 191, г. Кузнецк, Пензенская область) по признакам нарушения требований части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Пензенское УФАС России поступило обращение индивидуального предпринимателя Тарасова А.Н. (место жительства: ул. Победы, 60/1, кв. 55, г. Кузнецк, Пензенская область) на действия МУП «Водоканал» по созданию в отношении заявителя дискриминационных условий осуществления хозяйственной деятельности.

Из данного обращения следует, что ИП Тарасов А.Н обратился в  МУП «Водоканал» с заявлением от 17.11.2011 о заключении договора на размещение отходов из выгребных ям и хозяйственно-бытовых стоков.

В ответ на указанное заявление МУП «Водоканал» письмом от 24.11.2011 (исх.  № 1985) сообщило, что предприятие может заключить договор на прием отходов (осадков) из выгребных ям и хозяйственно-бытовых стоков при условии, что стоимость очистки жидких нечистот составляет 465, 63 за 1 куб. метр стоков.

Заявитель указывает, что МУП «Водоканал» также оказывает услуги по вывозу жидких нечистот населению. При этом цена на услуги данного предприятия составляет 150,60 рублей за 1 куб. метр.

Заявитель считает, что действия МУП «Водоканал», как единственной организации водопроводно-канализационного хозяйства в г. Кузнецке, оказывающей услуги по приему и очистке стоков, по установлению неутвержденного органом государственной власти тарифа на очистку жидких нечистот ущемляют его интересы, а также препятствуют доступу на товарный рынок иным хозяйствующим субъектам, осуществляющим услуги по вывозу жидких нечистот в г. Кузнецке.

ИП Тарасов А.Н. обратился в антимонопольный орган с заявлением о принятии в отношении МУП «Водоканал»  мер антимонопольного воздействия.

По запросу антимонопольного управления от 13.02.2012 № 311-2 Администрацией   г. Кузнецка представлены калькуляции по формированию цен на услуги по вывозу жидких бытовых отходов, а также на очистку жидких нечистот, оказываемых МУП «Водоканал». Из указанных калькуляций следует, что они утверждены директором МУП «Водоканал» и согласованы с Администрацией г. Кузнецка. В состав расходов при определении стоимости услуг на очистку жидких нечистот включены: очистка стоков -12,37 руб./куб.м, плата за негативное воздействие на окружающую среду - 248,4 руб./куб. м., вывоз илового осадка – 2,3 руб./куб.м/. В результате полная стоимость данных услуг с НДС составляет 465, 63 рубля при заложенной рентабельности в размере 50%.

Стоимость услуг на вывоз жидких бытовых отходов, оказываемых МУП «Водоканал» потребителям в черте города, составляет 136,04 руб./куб.м. (с НДС). При выставлении платы потребителям за оказанные услуги МУП «Водоканал учитывает только расходы на вывоз жидких нечистот и их очистку - 14,06 руб./куб.м. Плата за негативное воздействие на окружающую среду с потребителей не взимается.

По результатам анализа представленной информации, приказом Пензенского УФАС России от 05.03.2012 № 27 в отношении МУП «Водоканал» и Администрации                 г. Кузнецка возбуждено дело по признакам нарушения части 1 статьи 16 Закона о защите конкуренции, выразившегося в согласованных действиях по созданию дискриминационных условий в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность товарном рынке услуг по вывозу жидких нечистот, которые могут привести к ограничению доступа на данный товарный рынок, выходу из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

В ходе рассмотрения указанного дела Пензенским УФАС России был проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг приема и очистки сточных вод на территории г. Кузнецка Пензенской области и положения МУП «Водоканал» на данном товарном рынке. По результатам данного анализа установлено, что единственной организацией, оказывающей услуги по приему и очистке сточных вод на территории г. Кузнецка Пензенской области является МУП «Водоканал».

Приказом Пензенского УФАС России от 11.04.2012 № 47 МУП «Водоканал» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (далее – Реестр), с долей более 50 % на рынке услуг приема и очистки сточных вод (код ОКВЭД 91.00.1 «удаление и обработка сточных вод») на территории  г. Кузнецка Пензенской области.

Из материалов, представленных Управлением по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области (письма от 27.02.2012 № 1075, 13.04.2012         № 2171),  Управлением Росприроднадзора по Пензенской области (письма от 05.04.2012  № 1065, 10.04.2012 № 1125) по запросам антимонопольного органа, установлено, что в действиях МУП «Водоканал» по применению тарифа на очистку сточных вод, неутвержденного органом государственной власти в области регулирования, усматриваются признаки нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Приказом Пензенского УФАС России от 11.04.2012 № 46 в отношении  МУП «Водоканал» г. Кузнецка также возбуждено дело № 2-03/04-2012 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Учитывая, что дела о нарушении антимонопольного законодательства № 2-03/03-2012, № 2-03/04-2012 связанны между собой по основаниям возбуждения и представленным доказательствам, в целях полного, всестороннего и объективного рассмотрения данные дела определением от 12.04.2011 объединены в одно производство.

На заседании Комиссии представитель заявителя подтвердил требования, изложенные в заявлении. Добавил, что действия МУП «Водоканал» по навязыванию потребителям тарифа на услуги по очистке сточных вод, неутвержденного регулирующим государственным органом в соответствии с действующим законодательством, приводит к ущемлению  интересов потребителей, а также препятствует доступу на товарный рынок по вывозу жидких нечистот иным хозяйствующим субъектам.

Представитель МУП «Водоканал» не согласился с доводами Комиссии по факту осуществления согласованных действий данного хозяйствующего субъекта и Администрации г. Кузнецка при установлении тарифа на очистку жидких нечистот.

В письменных и устных объяснениях пояснил, что плата за негативное воздействие на окружающую среду включена в калькуляцию на очистку жидких нечистот в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие вредные воздействия».

Добавил, что при формировании регулирующим органом тарифа на водоотведение для МУП «Водоканал» (приказ Управления по регулированию тарифов и энергосбережению от 24.06.2011 № 48) не были учтены объемы, поступающие на очистные сооружения МУП «Водоканал» не по присоединенной сети канализации. В связи с чем, МУП «Водоканал» вынуждено оплачивать расходы за природопользование неучтенных объемов за счет своей прибыли. Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается при заключении договоров на прием сточных вод со сторонними организациями в качестве компенсации необоснованных расходов по нормативам, установленным Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления».      

Также признал, что действия по применению тарифов на услуги по очистке жидких нечистот осуществляются МУП «Водоканал» с нарушением действующего порядка ценообразования.

Представитель Администрации г Кузнецка в письменной и устной форме выразил несогласие с совершением согласованных действий МУП «Водоканал» и Администрации г. Кузнецка в части установления тарифа на очистку жидких нечистот. Пояснил, что Администрация не является органом, уполномоченным на регулирование соответствующих тарифов. Калькуляция на очистку жидких нечистот была согласована Администрацией как один из этапов рассмотрения стоимости данной услуги. Иных документов со стороны МУП «Водоканал» представлено не было, каких-либо распорядительных документов об утверждении тарифа Администрацией не издавалось. В связи с чем, действия МУП «Водоканал» и Администрации г. Кузнецка по установлению стоимости очистки жидких нечистот не являются согласованными.

Представитель Управления по регулированию тарифов и энергосбережению (далее по тексту – Управление) на заседании Комиссии пояснил, что в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" тариф на услуги организаций коммунального комплекса – производителей товаров и услуг в сфере очистки сточных вод подлежит регулированию государственным органом, уполномоченным на установление соответствующих тарифов. Дополнил, что для МУП «Водоканал» г. Кузнецка приказом Управления от 24.06.2011 № 48 утвержден только тариф на водоотведение в размере 12,37 руб./куб.м. (без НДС) и 14,06 руб./куб.м. (с НДС). Добавил, что виды услуг водоотведение и очистка сточных вод законодательно разделены. Также указал, что МУП «Водоканал» за утверждением тарифа на очистку сточных вод в Управление не обращалось.

Изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссией установлено следующее.

МУП «Водоканал» создано 14 января 2010 года в целях оказания услуг водоснабжения, водоотведении и действует на основании Устава, утвержденного приказом комитетом по управлению имуществом г. Кузнецка от 21.12.2009 № 280-п.

Муниципальное унитарное предприятие «Горводоканал» г. Кузнецка (далее – МУП «Горводоканал) в лице конкурсного управляющего на основании договора аренды имущества от 30.12.2010 предоставило МУП «Водоканал» во временное владение и пользование имущество, закрепленное за ним на праве хозяйственного ведения.

Из анализа представленных документов установлено, что МУП «Водоканал», являясь единственной организацией, оказывающей услуги по приему и очистке сточных вод на территории г. Кузнецка Пензенской области, оказывает данную услугу потребителям не только по присоединенной сети канализации, но и сторонним хозяйствующим субъектам, осуществляющим вывоз сточных вод на территории муниципального образования.

В целях оказания данных услуг МУП «Водоканал» заключает с потребителями договор на прием и очистку стоков. Цена данных услуг с 01.02.2012 года определена предприятием в размере 465, 63 руб./куб.м.стоков (с НДС) и согласно калькуляции складывается из следующих затрат: очистка стоков -12,37 руб./куб.м., плата за негативное воздействие на окружающую среду - 248,4 руб./куб.м., вывоз илового осадка - 2,3 руб./куб.м., прибыль – 50%.

Калькуляция на услуги по очистке жидких нечистот согласована с Администрацией г. Кузнецка. Вместе с тем, каких-либо распорядительных документов (приказ, постановление) об утверждении тарифа на данную услугу со стороны Администрации не издавалось. Доказательства, подтверждающие, что согласование указанной калькуляции было направлено на ограничение конкуренции на товарном рынке путем создания препятствий доступу на товарный рынок иных хозяйствующих субъектов, отсутвуют.

Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее по тексту - Закона) регулированию подлежат тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса – производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

В соответствии со статьей 2 Закона организация коммунального комплекса - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

В свою очередь, системы коммунальной инфраструктуры – совокупность производственных, имущественных объектов, в том числе трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, технологически связанных между собой, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований.

Таким образом, МУП «Водоканал», владеющий и пользующийся на условиях договора аренды имущества сетями канализации и инженерными сооружениями очистки сточных вод в целях оказания потребителям г. Кузнецка Пензенской области услуг по приему и очистке сточных вод, представляет собой организацию коммунального комплекса, тарифы на товары и услуги которой подлежат регулированию.

Частями 1 и 8 статьи 9 Закона предусмотрено, что регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов. Тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса на очередной период их действия должны быть установлены не менее чем за один календарный месяц до даты окончания текущего периода их действия.

Кроме того, пункт 6 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 июля 2008 г. N 520, установлено, что к регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса относятся, в том числе, тарифы на очистку сточных вод.

В соответствии с п.52 Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2012 № 47 "Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" (далее – Приказ) тарифы на очистку сточных вод рассчитываются для организации коммунального комплекса, оказывающей потребителям услуги по очистке сточных вод, исходя из величины финансовых потребностей по очистке сточных вод и утилизации осадка, транспортировке очищенных стоков, а также с учетом оплаты услуг сторонних организаций, связанных указанными стадиями технологического процесса. Рассчитываются на объем услуг, соответствующий поступлению стоков от потребителей, самостоятельно осуществляющих их водоотведение.

В соответствии с п.30 вышеназванного Приказа выделены следующие виды услуг в сфере водоотведения:

водоотведение - включает полный цикл: от приема стоков до утилизации осадка,

очистка стоков - включает короткий цикл: от очистки стоков до утилизации осадка и применяется в случае самостоятельного отведения стоков потребителем услуг.

Таким образом, тарифы на услуги по очистке сточных вод в соответствии с действующим законодательством в области ценообразования подлежат государственному регулированию.

В ходе заседания Комиссии представитель органа регулирования, уполномоченного на установление соответствующих тарифов, подтвердил, что МУП «Водоканал» в данное управление с заявлением об установлении тарифов на очистку сточных вод на 2011, 2012 годы не обращался.

Необоснованные тарифы на очистку сточных вод приводят к ущемлению интересов потребителей. Кроме того, пользование услугой по очистке сточных вод является необходимым при осуществлении деятельности по вывозу жидких нечистот, в связи с чем, неправомерное установление цены на очистку сточных вод со стороны МУП «Водоканал» препятствует осуществлению хозяйственной деятельности лиц, оказывающих услуги по вывозу жидких нечистот.

Таким образом, действия МУП «Водоканал» по самостоятельному установлению цены на услугу по очистке жидких нечистот являются неправомерными и нарушают установленный законодательством РФ порядок ценообразования, чем ущемляют интересы потребителей услуг по очистке сточных вод на территории г. Кузнецка, а также приводят к ограничению конкуренции в части создания препятствий доступу на товарный рынок вывоза жидких нечистот иным хозяйствующим субъектам.

Исходя из вышеизложенного, Комиссия единогласно пришла к выводу, что вышеуказанные действия МУП «Водоканал», выразившиеся в нарушении порядка ценообразования при установлении платы за услуги по очистке жидких нечистот, являются злоупотреблением доминирующим положением и нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с требованиями части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать действия МУП «Водоканал» г. Кузнецка, выразившиеся в ущемлении интересов потребителей, а также ограничении конкуренции путем создания препятствий доступу на товарный рынок вывоза жидких нечистот иным хозяйствующим субъектам в результате нарушения порядка ценообразования на услуги по очистке сточных вод, злоупотреблением доминирующим положением и нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

2. Выдать МУП «Водоканал» г. Кузнецка предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно обратиться в орган регулирования, уполномоченный на установление соответствующих тарифов за установлением тарифа на очистку сточных вод.

3. Дело, возбужденное в отношении МУП «Водоканал» и Администрации  г. Кузнецка по признакам нарушения требований статьи 16 Закона о защите конкуренции производством прекратить в связи с отсутствием в рассматриваемых Комиссией действиях нарушения антимонопольного законодательства.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской  Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 2-03/03-2012

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

«27» апреля 2012 г.                                                                                             г. Пенза

Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Белобородов М.В. – руководитель управления, председатель Комиссии,

Кузнецова О.Н. – начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии,

Коваль Н.К. – главный специалист – эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии,

на основании своего решения от 27 апреля 2012 года по делу № 2-03/03-2012 о нарушении МУП «Водоканал» (ул. Правды, д. 88, г. Кузнецк, Пензенская область) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. МУП «Водоканал» в срок до 28.05.2012 прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в ущемлении интересов потребителей, а также ограничении конкуренции на товарном рынке в результате нарушения установленного законодательством порядка ценообразования, для чего обратиться в уполномоченный орган регулирования в целях установления тарифа на очистку сточных вод.

2. О выполнении настоящего Предписания письменно сообщить в Пензенское УФАС России в срок до 10.06.2012 года с приложением подтверждающих документов.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

 «27» апреля 2011 г.                                                                                             г. Пенза

Резолютивная часть решения объявлена 16 апреля 2011 года.

Решение изготовлено в полном объеме 27 апреля 2011 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Белобородова М.В. –  руководителя управления, председателя Комиссии,

Кузнецовой О.Н. – начальника отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии,

Коваль Н.К. - главного специалиста – эксперта отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии,

при участии:

со стороны МУП «Водоканал:

- <…>– юрисконсульт МУП «Водоканал», представитель по доверенности от 17.10.2011;

со стороны Администрации г. Кузнецка Пензенской области:

- <…> – главный специалист отдела экономики, предпринимательства и муниципального заказа, представитель по доверенности от 19.03.2012 (исх. № 541);

со стороны заявителя:

- <…> – заявитель;

- <…> – представитель по доверенности от 16.03.2012,

со стороны Управления по регулированию тарифов и энергосбережению:

- <…> – главный специалист-юрисконсульт, представитель по доверенности от 12.01.2012 (исх. № 118);

- <…> – начальник отдела, представитель по доверенности от 13.04.2012 (исх. № 2147),

рассмотрев дело № 2-03/03-2012, возбужденное в отношении муниципального унитарного предприятия «Водоканал» (далее по тексту – МУП «Водоканал») (ул. Правды, д. 88, г. Кузнецк, Пензенская область) и Администрации г. Кузнецка  ул. Ленина, д. 191, г. Кузнецк, Пензенская область) по признакам нарушения требований части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Пензенское УФАС России поступило обращение индивидуального предпринимателя Тарасова А.Н. (место жительства: ул. Победы, 60/1, кв. 55, г. Кузнецк, Пензенская область) на действия МУП «Водоканал» по созданию в отношении заявителя дискриминационных условий осуществления хозяйственной деятельности.

Из данного обращения следует, что ИП Тарасов А.Н обратился в  МУП «Водоканал» с заявлением от 17.11.2011 о заключении договора на размещение отходов из выгребных ям и хозяйственно-бытовых стоков.

В ответ на указанное заявление МУП «Водоканал» письмом от 24.11.2011 (исх.  № 1985) сообщило, что предприятие может заключить договор на прием отходов (осадков) из выгребных ям и хозяйственно-бытовых стоков при условии, что стоимость очистки жидких нечистот составляет 465, 63 за 1 куб. метр стоков.

Заявитель указывает, что МУП «Водоканал» также оказывает услуги по вывозу жидких нечистот населению. При этом цена на услуги данного предприятия составляет 150,60 рублей за 1 куб. метр.

Заявитель считает, что действия МУП «Водоканал», как единственной организации водопроводно-канализационного хозяйства в г. Кузнецке, оказывающей услуги по приему и очистке стоков, по установлению неутвержденного органом государственной власти тарифа на очистку жидких нечистот ущемляют его интересы, а также препятствуют доступу на товарный рынок иным хозяйствующим субъектам, осуществляющим услуги по вывозу жидких нечистот в г. Кузнецке.

ИП Тарасов А.Н. обратился в антимонопольный орган с заявлением о принятии в отношении МУП «Водоканал»  мер антимонопольного воздействия.

По запросу антимонопольного управления от 13.02.2012 № 311-2 Администрацией   г. Кузнецка представлены калькуляции по формированию цен на услуги по вывозу жидких бытовых отходов, а также на очистку жидких нечистот, оказываемых МУП «Водоканал». Из указанных калькуляций следует, что они утверждены директором МУП «Водоканал» и согласованы с Администрацией г. Кузнецка. В состав расходов при определении стоимости услуг на очистку жидких нечистот включены: очистка стоков -12,37 руб./куб.м, плата за негативное воздействие на окружающую среду - 248,4 руб./куб. м., вывоз илового осадка – 2,3 руб./куб.м/. В результате полная стоимость данных услуг с НДС составляет 465, 63 рубля при заложенной рентабельности в размере 50%.

Стоимость услуг на вывоз жидких бытовых отходов, оказываемых МУП «Водоканал» потребителям в черте города, составляет 136,04 руб./куб.м. (с НДС). При выставлении платы потребителям за оказанные услуги МУП «Водоканал учитывает только расходы на вывоз жидких нечистот и их очистку - 14,06 руб./куб.м. Плата за негативное воздействие на окружающую среду с потребителей не взимается.

По результатам анализа представленной информации, приказом Пензенского УФАС России от 05.03.2012 № 27 в отношении МУП «Водоканал» и Администрации                 г. Кузнецка возбуждено дело по признакам нарушения части 1 статьи 16 Закона о защите конкуренции, выразившегося в согласованных действиях по созданию дискриминационных условий в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность товарном рынке услуг по вывозу жидких нечистот, которые могут привести к ограничению доступа на данный товарный рынок, выходу из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

В ходе рассмотрения указанного дела Пензенским УФАС России был проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг приема и очистки сточных вод на территории г. Кузнецка Пензенской области и положения МУП «Водоканал» на данном товарном рынке. По результатам данного анализа установлено, что единственной организацией, оказывающей услуги по приему и очистке сточных вод на территории г. Кузнецка Пензенской области является МУП «Водоканал».

Приказом Пензенского УФАС России от 11.04.2012 № 47 МУП «Водоканал» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (далее – Реестр), с долей более 50 % на рынке услуг приема и очистки сточных вод (код ОКВЭД 91.00.1 «удаление и обработка сточных вод») на территории  г. Кузнецка Пензенской области.

Из материалов, представленных Управлением по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области (письма от 27.02.2012 № 1075, 13.04.2012         № 2171),  Управлением Росприроднадзора по Пензенской области (письма от 05.04.2012  № 1065, 10.04.2012 № 1125) по запросам антимонопольного органа, установлено, что в действиях МУП «Водоканал» по применению тарифа на очистку сточных вод, неутвержденного органом государственной власти в области регулирования, усматриваются признаки нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Приказом Пензенского УФАС России от 11.04.2012 № 46 в отношении  МУП «Водоканал» г. Кузнецка также возбуждено дело № 2-03/04-2012 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Учитывая, что дела о нарушении антимонопольного законодательства № 2-03/03-2012, № 2-03/04-2012 связанны между собой по основаниям возбуждения и представленным доказательствам, в целях полного, всестороннего и объективного рассмотрения данные дела определением от 12.04.2011 объединены в одно производство.

На заседании Комиссии представитель заявителя подтвердил требования, изложенные в заявлении. Добавил, что действия МУП «Водоканал» по навязыванию потребителям тарифа на услуги по очистке сточных вод, неутвержденного регулирующим государственным органом в соответствии с действующим законодательством, приводит к ущемлению  интересов потребителей, а также препятствует доступу на товарный рынок по вывозу жидких нечистот иным хозяйствующим субъектам.

Представитель МУП «Водоканал» не согласился с доводами Комиссии по факту осуществления согласованных действий данного хозяйствующего субъекта и Администрации г. Кузнецка при установлении тарифа на очистку жидких нечистот.

В письменных и устных объяснениях пояснил, что плата за негативное воздействие на окружающую среду включена в калькуляцию на очистку жидких нечистот в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие вредные воздействия».

Добавил, что при формировании регулирующим органом тарифа на водоотведение для МУП «Водоканал» (приказ Управления по регулированию тарифов и энергосбережению от 24.06.2011 № 48) не были учтены объемы, поступающие на очистные сооружения МУП «Водоканал» не по присоединенной сети канализации. В связи с чем, МУП «Водоканал» вынуждено оплачивать расходы за природопользование неучтенных объемов за счет своей прибыли. Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается при заключении договоров на прием сточных вод со сторонними организациями в качестве компенсации необоснованных расходов по нормативам, установленным Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления».      

Также признал, что действия по применению тарифов на услуги по очистке жидких нечистот осуществляются МУП «Водоканал» с нарушением действующего порядка ценообразования.

Представитель Администрации г Кузнецка в письменной и устной форме выразил несогласие с совершением согласованных действий МУП «Водоканал» и Администрации г. Кузнецка в части установления тарифа на очистку жидких нечистот. Пояснил, что Администрация не является органом, уполномоченным на регулирование соответствующих тарифов. Калькуляция на очистку жидких нечистот была согласована Администрацией как один из этапов рассмотрения стоимости данной услуги. Иных документов со стороны МУП «Водоканал» представлено не было, каких-либо распорядительных документов об утверждении тарифа Администрацией не издавалось. В связи с чем, действия МУП «Водоканал» и Администрации г. Кузнецка по установлению стоимости очистки жидких нечистот не являются согласованными.

Представитель Управления по регулированию тарифов и энергосбережению (далее по тексту – Управление) на заседании Комиссии пояснил, что в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" тариф на услуги организаций коммунального комплекса – производителей товаров и услуг в сфере очистки сточных вод подлежит регулированию государственным органом, уполномоченным на установление соответствующих тарифов. Дополнил, что для МУП «Водоканал» г. Кузнецка приказом Управления от 24.06.2011 № 48 утвержден только тариф на водоотведение в размере 12,37 руб./куб.м. (без НДС) и 14,06 руб./куб.м. (с НДС). Добавил, что виды услуг водоотведение и очистка сточных вод законодательно разделены. Также указал, что МУП «Водоканал» за утверждением тарифа на очистку сточных вод в Управление не обращалось.

Изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссией установлено следующее.

МУП «Водоканал» создано 14 января 2010 года в целях оказания услуг водоснабжения, водоотведении и действует на основании Устава, утвержденного приказом комитетом по управлению имуществом г. Кузнецка от 21.12.2009 № 280-п.

Муниципальное унитарное предприятие «Горводоканал» г. Кузнецка (далее – МУП «Горводоканал) в лице конкурсного управляющего на основании договора аренды имущества от 30.12.2010 предоставило МУП «Водоканал» во временное владение и пользование имущество, закрепленное за ним на праве хозяйственного ведения.

Из анализа представленных документов установлено, что МУП «Водоканал», являясь единственной организацией, оказывающей услуги по приему и очистке сточных вод на территории г. Кузнецка Пензенской области, оказывает данную услугу потребителям не только по присоединенной сети канализации, но и сторонним хозяйствующим субъектам, осуществляющим вывоз сточных вод на территории муниципального образования.

В целях оказания данных услуг МУП «Водоканал» заключает с потребителями договор на прием и очистку стоков. Цена данных услуг с 01.02.2012 года определена предприятием в размере 465, 63 руб./куб.м.стоков (с НДС) и согласно калькуляции складывается из следующих затрат: очистка стоков -12,37 руб./куб.м., плата за негативное воздействие на окружающую среду - 248,4 руб./куб.м., вывоз илового осадка - 2,3 руб./куб.м., прибыль – 50%.

Калькуляция на услуги по очистке жидких нечистот согласована с Администрацией г. Кузнецка. Вместе с тем, каких-либо распорядительных документов (приказ, постановление) об утверждении тарифа на данную услугу со стороны Администрации не издавалось. Доказательства, подтверждающие, что согласование указанной калькуляции было направлено на ограничение конкуренции на товарном рынке путем создания препятствий доступу на товарный рынок иных хозяйствующих субъектов, отсутвуют.

Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее по тексту - Закона) регулированию подлежат тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса – производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

В соответствии со статьей 2 Закона организация коммунального комплекса - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

В свою очередь, системы коммунальной инфраструктуры – совокупность производственных, имущественных объектов, в том числе трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, технологически связанных между собой, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований.

Таким образом, МУП «Водоканал», владеющий и пользующийся на условиях договора аренды имущества сетями канализации и инженерными сооружениями очистки сточных вод в целях оказания потребителям г. Кузнецка Пензенской области услуг по приему и очистке сточных вод, представляет собой организацию коммунального комплекса, тарифы на товары и услуги которой подлежат регулированию.

Частями 1 и 8 статьи 9 Закона предусмотрено, что регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов. Тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса на очередной период их действия должны быть установлены не менее чем за один календарный месяц до даты окончания текущего периода их действия.

Кроме того, пункт 6 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 июля 2008 г. N 520, установлено, что к регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса относятся, в том числе, тарифы на очистку сточных вод.

В соответствии с п.52 Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2012 № 47 "Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" (далее – Приказ) тарифы на очистку сточных вод рассчитываются для организации коммунального комплекса, оказывающей потребителям услуги по очистке сточных вод, исходя из величины финансовых потребностей по очистке сточных вод и утилизации осадка, транспортировке очищенных стоков, а также с учетом оплаты услуг сторонних организаций, связанных указанными стадиями технологического процесса. Рассчитываются на объем услуг, соответствующий поступлению стоков от потребителей, самостоятельно осуществляющих их водоотведение.

В соответствии с п.30 вышеназванного Приказа выделены следующие виды услуг в сфере водоотведения:

водоотведение - включает полный цикл: от приема стоков до утилизации осадка,

очистка стоков - включает короткий цикл: от очистки стоков до утилизации осадка и применяется в случае самостоятельного отведения стоков потребителем услуг.

Таким образом, тарифы на услуги по очистке сточных вод в соответствии с действующим законодательством в области ценообразования подлежат государственному регулированию.

В ходе заседания Комиссии представитель органа регулирования, уполномоченного на установление соответствующих тарифов, подтвердил, что МУП «Водоканал» в данное управление с заявлением об установлении тарифов на очистку сточных вод на 2011, 2012 годы не обращался.

Необоснованные тарифы на очистку сточных вод приводят к ущемлению интересов потребителей. Кроме того, пользование услугой по очистке сточных вод является необходимым при осуществлении деятельности по вывозу жидких нечистот, в связи с чем, неправомерное установление цены на очистку сточных вод со стороны МУП «Водоканал» препятствует осуществлению хозяйственной деятельности лиц, оказывающих услуги по вывозу жидких нечистот.

Таким образом, действия МУП «Водоканал» по самостоятельному установлению цены на услугу по очистке жидких нечистот являются неправомерными и нарушают установленный законодательством РФ порядок ценообразования, чем ущемляют интересы потребителей услуг по очистке сточных вод на территории г. Кузнецка, а также приводят к ограничению конкуренции в части создания препятствий доступу на товарный рынок вывоза жидких нечистот иным хозяйствующим субъектам.

Исходя из вышеизложенного, Комиссия единогласно пришла к выводу, что вышеуказанные действия МУП «Водоканал», выразившиеся в нарушении порядка ценообразования при установлении платы за услуги по очистке жидких нечистот, являются злоупотреблением доминирующим положением и нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с требованиями части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать действия МУП «Водоканал» г. Кузнецка, выразившиеся в ущемлении интересов потребителей, а также ограничении конкуренции путем создания препятствий доступу на товарный рынок вывоза жидких нечистот иным хозяйствующим субъектам в результате нарушения порядка ценообразования на услуги по очистке сточных вод, злоупотреблением доминирующим положением и нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

2. Выдать МУП «Водоканал» г. Кузнецка предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно обратиться в орган регулирования, уполномоченный на установление соответствующих тарифов за установлением тарифа на очистку сточных вод.

3. Дело, возбужденное в отношении МУП «Водоканал» и Администрации  г. Кузнецка по признакам нарушения требований статьи 16 Закона о защите конкуренции производством прекратить в связи с отсутствием в рассматриваемых Комиссией действиях нарушения антимонопольного законодательства.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской  Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 2-03/03-2012

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

«27» апреля 2012 г.                                                                                             г. Пенза

Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Белобородов М.В. – руководитель управления, председатель Комиссии,

Кузнецова О.Н. – начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии,

Коваль Н.К. – главный специалист – эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии,

на основании своего решения от 27 апреля 2012 года по делу № 2-03/03-2012 о нарушении МУП «Водоканал» (ул. Правды, д. 88, г. Кузнецк, Пензенская область) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. МУП «Водоканал» в срок до 28.05.2012 прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в ущемлении интересов потребителей, а также ограничении конкуренции на товарном рынке в результате нарушения установленного законодательством порядка ценообразования, для чего обратиться в уполномоченный орган регулирования в целях установления тарифа на очистку сточных вод.

2. О выполнении настоящего Предписания письменно сообщить в Пензенское УФАС России в срок до 10.06.2012 года с приложением подтверждающих документов.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2-03/03-2012 [format] => [safe_value] => 2-03/03-2012 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 47 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 47 [vid] => 6 [name] => ЖКХ [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-05-02 05:37:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-05-02 05:37:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1336023668 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Пензенское УФАС России )