РЕШЕНИЕ
03 мая 2012 года г. Пенза, ул. Урицкого, 127
Резолютивная часть решения объявлена 26 апреля 2012 года.
Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
Бутузова Т.В. - заместитель руководителя управления.
Члены Комиссии:
Володин В.А. - начальник отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы,
Кузьмина М.В. - главный специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы,
рассмотрев дело № 3-01/16-2012 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения ООО «Ломбард «Лидия» (440047, г. Пенза, ул. Минская, 4) рекламы «ЛОМБАРД. Ул. <…>. Займ под залог золота всех проб. За 1 гр. 583, 585 – 900 руб. Льготные условия для пенсионеров, многодетных и инвалидов. Тел. <…>. Режим работы: с 8.30 до 19.00 без перерывов и выходных» с нарушением части 7 статьи 5; части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»),
в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – директор ООО «Ломбард «Лидия» <…>.
УСТАНОВИЛА:
В ходе осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе специалистом Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области установлен факт распространения в газете «Комфорт-Пенза» от 19.01.2012 № 2 (260) стр.2 рекламы следующего содержания: «ЛОМБАРД. Ул. Минская, 4 (здание Сбербанка). Займ под залог золота всех проб. За 1 гр. 583, 585 – 900 руб. Льготные условия для пенсионеров, многодетных и инвалидов. Тел. <…>. Режим работы: с 8.30 до 19.00 без перерывов и выходных, с признаками нарушения части 7 статьи 5; части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе».
Рассматриваемая реклама не содержала наименования или имя лица, оказывающего финансовые услуги, что предусмотрено требованиям части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе».
Антимонопольным управлением установлено, что рекламодателем вышеуказанной рекламы является ООО «Ломбард «Лидия» (440047, г. Пенза, ул. Минская, 4), что подтверждается документами и материалами, предоставленными ООО «Комфорт-Медиа» (договор об оказании рекламно-информационных услуг от 11.01.2012).
На рассмотрении дела директор ООО «Ломбард «Лидия» сообщил, что рекламопроизводителем рекламы ломбарда является редакция газеты «Комфорт-Пенза» и нарушение законодательства о рекламе произошло по ее вине.
Изучив представленные документы, заслушав и исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующему выводу.
В газете «Комфорт-Пенза» от 19.01.2012 № 2 (260) стр.2 размещена реклама следующего содержания:
- «ЛОМБАРД. Ул. <…>. Займ под залог золота всех проб. За 1 гр. 583, 585 – 900 руб. Льготные условия для пенсионеров, многодетных и инвалидов. Тел. <…>. Режим работы: с 8.30 до 19.00 без перерывов и выходных».
В соответствии со статьёй 3 ФЗ «О рекламе», рекламой является информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. При этом под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Согласно статье 3 ФЗ «О рекламе» в целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Информация, размещенная в газете «Комфорт-Пенза» с содержанием: «ЛОМБАРД… За 1 гр. золота 583, 585 – 900 руб.» содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; преследует строго заданные цели информирования: продвижение на рынке, призвана формировать и поддерживать интерес к услугам, предоставляемым соответствующим рекламодателем.
Частью 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица – наименование, для индивидуального предпринимателя – фамилию, имя, отчество).
В силу части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В рекламе ломбарда, размещенной в газете «Комфорт-Пенза» от 19.01.2012 № 2 (260) стр.2, предлагается осуществлять деятельность, связанную с кредитованием граждан под залог принадлежащих гражданам вещей.
Согласно статье 2 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» ломбардом является юридическое лицо – специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей.
В соответствии с пунктом 6 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции») ломбард является финансовой организацией.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» под финансовой услугой понимается, в том числе, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением средств юридических и физических лиц.
Реклама ООО «Ломбард «Лидия» о предоставлении кредита под залог принадлежащих гражданам вещей является рекламой финансовых услуг и должна соответствовать как общим требованиям, предъявляемым к рекламе, так и положениям статьи 28 ФЗ «О рекламе», устанавливающей специальные требования к рекламе финансовых услуг.
Из системного анализа положений ФЗ «О рекламе» следует, что требование статьи 28 Закона корреспондирует с частью 7 статьи 5 Закона.
Указанные нормы приняты в интересах потребителя, с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте (услуге).
Вместе с тем, в рекламе ООО «Ломбард «Лидия» содержится информация о кредите, предоставляемых данным лицом, без указания имени лица, оказывающего эти услуги. То есть в рекламе отсутствует полное наименование лица, оказывающего данные услуги, что является нарушением части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе».
Потребителю важно знать какое лицо делает предложение о предоставлении услуг ломбарда. Поэтому в рекламе финансовых услуг в обязательном порядке следует указывать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги.
Поскольку в рекламе ООО «Ломбард «Лидия» указана финансовая услуга - ломбард, которая направлена на формирование у потребителя желания ею воспользоваться, то существенной является также подробная информация, относящаяся к ломбарду.
Таким образом, отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о ломбарде приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой услугой ломбарда под залог принадлежащих гражданам вещей.
Включение ООО «Ломбард «Лидия» в текст рекламы адреса и телефонов для уточнения подробностей о рекламируемой финансовой услуге не может свидетельствовать о соблюдении им требования законодательства о размещении в рекламе существенной информации, отсутствие которой способно ввести потребителя в заблуждение относительно рекламируемой услуги.
В соответствии со статьей 3 ФЗ «О рекламе» под ненадлежащей рекламой понимается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 38 ФЗ «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5, статьей 28 законодательства Российской Федерации о рекламе несет рекламодатель.
Основываясь на фактических обстоятельствах дела и имеющихся документах, Комиссия пришла к выводу, о нарушении ООО «Ломбард «Лидия» требований части 7 статьи 5; части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе», выразившемся в размещении рекламы финансовых услуг без указания в ней наименования или имени лица, оказывающего данные услуги (для юридического лица – наименование, для индивидуального предпринимателя – фамилия, имя отчество).
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 17.08.2006 № 508, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу «ЛОМБАРД. Ул. <…>. Займ под залог золота всех проб. За 1 гр. 583, 585 – 900 руб. Льготные условия для пенсионеров, многодетных и инвалидов. Тел. <…>. Режим работы: с 8.30 до 19.00 без перерывов и выходных», распространяемую в газете «Комфорт-Пенза» от 19.01.2012 № 2 (260) стр.2, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5; части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе».
2. Выдать ООО «Ломбард «Лидия» (440047, г. Пенза, ул. Минская) предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Пензенского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 03 мая 2012 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения
законодательства Российской Федерации о рекламе
03 мая 2012 года г.Пенза, ул.Урицкого, 127
Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии:
Бутузова Т.В. - заместитель руководителя управления
Члены Комиссии:
Володин В.А. - начальник отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы,
Кузьмина М.В. - главный специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы,
рассмотрев дело № 3-01/16-2012 в отношении ООО «Ломбард «Лидия» (440047, г. Пенза, ул. Минская) по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы в газете «Комфорт-Пенза» от 19.01.2012 № 2 (260) стр.2,
на основании своего решения от 03 мая 2012 года по делу № 3-01/16-2012 о признании ненадлежащей рекламы «ЛОМБАРД. Ул. <…>. Займ под залог золота всех проб. За 1 гр. 583, 585 – 900 руб. Льготные условия для пенсионеров, многодетных и инвалидов. Тел. <…>. Режим работы: с 8.30 до 19.00 без перерывов и выходных», распространяемую в газете «Комфорт-Пенза» от 19.01.2012 № 2 (260) стр.2 и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ООО «Ломбард «Лидия» (440047, г. Пенза, ул. Минская, 4) в срок до 23 мая 2012 года прекратить нарушение части 7 статьи 5; части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе», а именно привести в соответствие с законодательством рекламу кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей, размещенную в газете «Комфорт-Пенза» и распространяемую иными способами на всей территории Российской Федерации, указать наименование или имя лица, оказывающего финансовые услуги.
2. ООО «Ломбард «Лидия» представить в Пензенское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 25.05.2012.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Пензенское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить штраф на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
stdClass Object
(
[vid] => 8767
[uid] => 5
[title] => Решение и предписание по делу № № 3-01/16-2012 в отношении ООО «Ломбард «Лидия»
[log] =>
[status] => 1
[comment] => 1
[promote] => 0
[sticky] => 0
[nid] => 8767
[type] => solution
[language] => ru
[created] => 1336031455
[changed] => 1370519731
[tnid] => 0
[translate] => 0
[revision_timestamp] => 1370519731
[revision_uid] => 0
[body] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
РЕШЕНИЕ
03 мая 2012 года г. Пенза, ул. Урицкого, 127
Резолютивная часть решения объявлена 26 апреля 2012 года.
Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
Бутузова Т.В. - заместитель руководителя управления.
Члены Комиссии:
Володин В.А. - начальник отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы,
Кузьмина М.В. - главный специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы,
рассмотрев дело № 3-01/16-2012 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения ООО «Ломбард «Лидия» (440047, г. Пенза, ул. Минская, 4) рекламы «ЛОМБАРД. Ул. <…>. Займ под залог золота всех проб. За 1 гр. 583, 585 – 900 руб. Льготные условия для пенсионеров, многодетных и инвалидов. Тел. <…>. Режим работы: с 8.30 до 19.00 без перерывов и выходных» с нарушением части 7 статьи 5; части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»),
в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – директор ООО «Ломбард «Лидия» <…>.
УСТАНОВИЛА:
В ходе осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе специалистом Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области установлен факт распространения в газете «Комфорт-Пенза» от 19.01.2012 № 2 (260) стр.2 рекламы следующего содержания: «ЛОМБАРД. Ул. Минская, 4 (здание Сбербанка). Займ под залог золота всех проб. За 1 гр. 583, 585 – 900 руб. Льготные условия для пенсионеров, многодетных и инвалидов. Тел. <…>. Режим работы: с 8.30 до 19.00 без перерывов и выходных, с признаками нарушения части 7 статьи 5; части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе».
Рассматриваемая реклама не содержала наименования или имя лица, оказывающего финансовые услуги, что предусмотрено требованиям части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе».
Антимонопольным управлением установлено, что рекламодателем вышеуказанной рекламы является ООО «Ломбард «Лидия» (440047, г. Пенза, ул. Минская, 4), что подтверждается документами и материалами, предоставленными ООО «Комфорт-Медиа» (договор об оказании рекламно-информационных услуг от 11.01.2012).
На рассмотрении дела директор ООО «Ломбард «Лидия» сообщил, что рекламопроизводителем рекламы ломбарда является редакция газеты «Комфорт-Пенза» и нарушение законодательства о рекламе произошло по ее вине.
Изучив представленные документы, заслушав и исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующему выводу.
В газете «Комфорт-Пенза» от 19.01.2012 № 2 (260) стр.2 размещена реклама следующего содержания:
- «ЛОМБАРД. Ул. <…>. Займ под залог золота всех проб. За 1 гр. 583, 585 – 900 руб. Льготные условия для пенсионеров, многодетных и инвалидов. Тел. <…>. Режим работы: с 8.30 до 19.00 без перерывов и выходных».
В соответствии со статьёй 3 ФЗ «О рекламе», рекламой является информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. При этом под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Согласно статье 3 ФЗ «О рекламе» в целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Информация, размещенная в газете «Комфорт-Пенза» с содержанием: «ЛОМБАРД… За 1 гр. золота 583, 585 – 900 руб.» содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; преследует строго заданные цели информирования: продвижение на рынке, призвана формировать и поддерживать интерес к услугам, предоставляемым соответствующим рекламодателем.
Частью 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица – наименование, для индивидуального предпринимателя – фамилию, имя, отчество).
В силу части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В рекламе ломбарда, размещенной в газете «Комфорт-Пенза» от 19.01.2012 № 2 (260) стр.2, предлагается осуществлять деятельность, связанную с кредитованием граждан под залог принадлежащих гражданам вещей.
Согласно статье 2 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» ломбардом является юридическое лицо – специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей.
В соответствии с пунктом 6 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции») ломбард является финансовой организацией.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» под финансовой услугой понимается, в том числе, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением средств юридических и физических лиц.
Реклама ООО «Ломбард «Лидия» о предоставлении кредита под залог принадлежащих гражданам вещей является рекламой финансовых услуг и должна соответствовать как общим требованиям, предъявляемым к рекламе, так и положениям статьи 28 ФЗ «О рекламе», устанавливающей специальные требования к рекламе финансовых услуг.
Из системного анализа положений ФЗ «О рекламе» следует, что требование статьи 28 Закона корреспондирует с частью 7 статьи 5 Закона.
Указанные нормы приняты в интересах потребителя, с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте (услуге).
Вместе с тем, в рекламе ООО «Ломбард «Лидия» содержится информация о кредите, предоставляемых данным лицом, без указания имени лица, оказывающего эти услуги. То есть в рекламе отсутствует полное наименование лица, оказывающего данные услуги, что является нарушением части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе».
Потребителю важно знать какое лицо делает предложение о предоставлении услуг ломбарда. Поэтому в рекламе финансовых услуг в обязательном порядке следует указывать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги.
Поскольку в рекламе ООО «Ломбард «Лидия» указана финансовая услуга - ломбард, которая направлена на формирование у потребителя желания ею воспользоваться, то существенной является также подробная информация, относящаяся к ломбарду.
Таким образом, отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о ломбарде приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой услугой ломбарда под залог принадлежащих гражданам вещей.
Включение ООО «Ломбард «Лидия» в текст рекламы адреса и телефонов для уточнения подробностей о рекламируемой финансовой услуге не может свидетельствовать о соблюдении им требования законодательства о размещении в рекламе существенной информации, отсутствие которой способно ввести потребителя в заблуждение относительно рекламируемой услуги.
В соответствии со статьей 3 ФЗ «О рекламе» под ненадлежащей рекламой понимается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 38 ФЗ «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5, статьей 28 законодательства Российской Федерации о рекламе несет рекламодатель.
Основываясь на фактических обстоятельствах дела и имеющихся документах, Комиссия пришла к выводу, о нарушении ООО «Ломбард «Лидия» требований части 7 статьи 5; части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе», выразившемся в размещении рекламы финансовых услуг без указания в ней наименования или имени лица, оказывающего данные услуги (для юридического лица – наименование, для индивидуального предпринимателя – фамилия, имя отчество).
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 17.08.2006 № 508, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу «ЛОМБАРД. Ул. <…>. Займ под залог золота всех проб. За 1 гр. 583, 585 – 900 руб. Льготные условия для пенсионеров, многодетных и инвалидов. Тел. <…>. Режим работы: с 8.30 до 19.00 без перерывов и выходных», распространяемую в газете «Комфорт-Пенза» от 19.01.2012 № 2 (260) стр.2, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5; части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе».
2. Выдать ООО «Ломбард «Лидия» (440047, г. Пенза, ул. Минская) предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Пензенского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 03 мая 2012 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения
законодательства Российской Федерации о рекламе
03 мая 2012 года г.Пенза, ул.Урицкого, 127
Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии:
Бутузова Т.В. - заместитель руководителя управления
Члены Комиссии:
Володин В.А. - начальник отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы,
Кузьмина М.В. - главный специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы,
рассмотрев дело № 3-01/16-2012 в отношении ООО «Ломбард «Лидия» (440047, г. Пенза, ул. Минская) по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы в газете «Комфорт-Пенза» от 19.01.2012 № 2 (260) стр.2,
на основании своего решения от 03 мая 2012 года по делу № 3-01/16-2012 о признании ненадлежащей рекламы «ЛОМБАРД. Ул. <…>. Займ под залог золота всех проб. За 1 гр. 583, 585 – 900 руб. Льготные условия для пенсионеров, многодетных и инвалидов. Тел. <…>. Режим работы: с 8.30 до 19.00 без перерывов и выходных», распространяемую в газете «Комфорт-Пенза» от 19.01.2012 № 2 (260) стр.2 и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ООО «Ломбард «Лидия» (440047, г. Пенза, ул. Минская, 4) в срок до 23 мая 2012 года прекратить нарушение части 7 статьи 5; части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе», а именно привести в соответствие с законодательством рекламу кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей, размещенную в газете «Комфорт-Пенза» и распространяемую иными способами на всей территории Российской Федерации, указать наименование или имя лица, оказывающего финансовые услуги.
2. ООО «Ломбард «Лидия» представить в Пензенское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 25.05.2012.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Пензенское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить штраф на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
[summary] =>
[format] => full_html
[safe_value] =>
РЕШЕНИЕ
03 мая 2012 года г. Пенза, ул. Урицкого, 127
Резолютивная часть решения объявлена 26 апреля 2012 года.
Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
Бутузова Т.В. - заместитель руководителя управления.
Члены Комиссии:
Володин В.А. - начальник отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы,
Кузьмина М.В. - главный специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы,
рассмотрев дело № 3-01/16-2012 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения ООО «Ломбард «Лидия» (440047, г. Пенза, ул. Минская, 4) рекламы «ЛОМБАРД. Ул. <…>. Займ под залог золота всех проб. За 1 гр. 583, 585 – 900 руб. Льготные условия для пенсионеров, многодетных и инвалидов. Тел. <…>. Режим работы: с 8.30 до 19.00 без перерывов и выходных» с нарушением части 7 статьи 5; части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»),
в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – директор ООО «Ломбард «Лидия» <…>.
УСТАНОВИЛА:
В ходе осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе специалистом Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области установлен факт распространения в газете «Комфорт-Пенза» от 19.01.2012 № 2 (260) стр.2 рекламы следующего содержания: «ЛОМБАРД. Ул. Минская, 4 (здание Сбербанка). Займ под залог золота всех проб. За 1 гр. 583, 585 – 900 руб. Льготные условия для пенсионеров, многодетных и инвалидов. Тел. <…>. Режим работы: с 8.30 до 19.00 без перерывов и выходных, с признаками нарушения части 7 статьи 5; части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе».
Рассматриваемая реклама не содержала наименования или имя лица, оказывающего финансовые услуги, что предусмотрено требованиям части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе».
Антимонопольным управлением установлено, что рекламодателем вышеуказанной рекламы является ООО «Ломбард «Лидия» (440047, г. Пенза, ул. Минская, 4), что подтверждается документами и материалами, предоставленными ООО «Комфорт-Медиа» (договор об оказании рекламно-информационных услуг от 11.01.2012).
На рассмотрении дела директор ООО «Ломбард «Лидия» сообщил, что рекламопроизводителем рекламы ломбарда является редакция газеты «Комфорт-Пенза» и нарушение законодательства о рекламе произошло по ее вине.
Изучив представленные документы, заслушав и исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующему выводу.
В газете «Комфорт-Пенза» от 19.01.2012 № 2 (260) стр.2 размещена реклама следующего содержания:
- «ЛОМБАРД. Ул. <…>. Займ под залог золота всех проб. За 1 гр. 583, 585 – 900 руб. Льготные условия для пенсионеров, многодетных и инвалидов. Тел. <…>. Режим работы: с 8.30 до 19.00 без перерывов и выходных».
В соответствии со статьёй 3 ФЗ «О рекламе», рекламой является информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. При этом под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Согласно статье 3 ФЗ «О рекламе» в целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Информация, размещенная в газете «Комфорт-Пенза» с содержанием: «ЛОМБАРД… За 1 гр. золота 583, 585 – 900 руб.» содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; преследует строго заданные цели информирования: продвижение на рынке, призвана формировать и поддерживать интерес к услугам, предоставляемым соответствующим рекламодателем.
Частью 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица – наименование, для индивидуального предпринимателя – фамилию, имя, отчество).
В силу части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В рекламе ломбарда, размещенной в газете «Комфорт-Пенза» от 19.01.2012 № 2 (260) стр.2, предлагается осуществлять деятельность, связанную с кредитованием граждан под залог принадлежащих гражданам вещей.
Согласно статье 2 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» ломбардом является юридическое лицо – специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей.
В соответствии с пунктом 6 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции») ломбард является финансовой организацией.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» под финансовой услугой понимается, в том числе, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением средств юридических и физических лиц.
Реклама ООО «Ломбард «Лидия» о предоставлении кредита под залог принадлежащих гражданам вещей является рекламой финансовых услуг и должна соответствовать как общим требованиям, предъявляемым к рекламе, так и положениям статьи 28 ФЗ «О рекламе», устанавливающей специальные требования к рекламе финансовых услуг.
Из системного анализа положений ФЗ «О рекламе» следует, что требование статьи 28 Закона корреспондирует с частью 7 статьи 5 Закона.
Указанные нормы приняты в интересах потребителя, с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте (услуге).
Вместе с тем, в рекламе ООО «Ломбард «Лидия» содержится информация о кредите, предоставляемых данным лицом, без указания имени лица, оказывающего эти услуги. То есть в рекламе отсутствует полное наименование лица, оказывающего данные услуги, что является нарушением части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе».
Потребителю важно знать какое лицо делает предложение о предоставлении услуг ломбарда. Поэтому в рекламе финансовых услуг в обязательном порядке следует указывать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги.
Поскольку в рекламе ООО «Ломбард «Лидия» указана финансовая услуга - ломбард, которая направлена на формирование у потребителя желания ею воспользоваться, то существенной является также подробная информация, относящаяся к ломбарду.
Таким образом, отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о ломбарде приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой услугой ломбарда под залог принадлежащих гражданам вещей.
Включение ООО «Ломбард «Лидия» в текст рекламы адреса и телефонов для уточнения подробностей о рекламируемой финансовой услуге не может свидетельствовать о соблюдении им требования законодательства о размещении в рекламе существенной информации, отсутствие которой способно ввести потребителя в заблуждение относительно рекламируемой услуги.
В соответствии со статьей 3 ФЗ «О рекламе» под ненадлежащей рекламой понимается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 38 ФЗ «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5, статьей 28 законодательства Российской Федерации о рекламе несет рекламодатель.
Основываясь на фактических обстоятельствах дела и имеющихся документах, Комиссия пришла к выводу, о нарушении ООО «Ломбард «Лидия» требований части 7 статьи 5; части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе», выразившемся в размещении рекламы финансовых услуг без указания в ней наименования или имени лица, оказывающего данные услуги (для юридического лица – наименование, для индивидуального предпринимателя – фамилия, имя отчество).
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 17.08.2006 № 508, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу «ЛОМБАРД. Ул. <…>. Займ под залог золота всех проб. За 1 гр. 583, 585 – 900 руб. Льготные условия для пенсионеров, многодетных и инвалидов. Тел. <…>. Режим работы: с 8.30 до 19.00 без перерывов и выходных», распространяемую в газете «Комфорт-Пенза» от 19.01.2012 № 2 (260) стр.2, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5; части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе».
2. Выдать ООО «Ломбард «Лидия» (440047, г. Пенза, ул. Минская) предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Пензенского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 03 мая 2012 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения
законодательства Российской Федерации о рекламе
03 мая 2012 года г.Пенза, ул.Урицкого, 127
Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии:
Бутузова Т.В. - заместитель руководителя управления
Члены Комиссии:
Володин В.А. - начальник отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы,
Кузьмина М.В. - главный специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы,
рассмотрев дело № 3-01/16-2012 в отношении ООО «Ломбард «Лидия» (440047, г. Пенза, ул. Минская) по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы в газете «Комфорт-Пенза» от 19.01.2012 № 2 (260) стр.2,
на основании своего решения от 03 мая 2012 года по делу № 3-01/16-2012 о признании ненадлежащей рекламы «ЛОМБАРД. Ул. <…>. Займ под залог золота всех проб. За 1 гр. 583, 585 – 900 руб. Льготные условия для пенсионеров, многодетных и инвалидов. Тел. <…>. Режим работы: с 8.30 до 19.00 без перерывов и выходных», распространяемую в газете «Комфорт-Пенза» от 19.01.2012 № 2 (260) стр.2 и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ООО «Ломбард «Лидия» (440047, г. Пенза, ул. Минская, 4) в срок до 23 мая 2012 года прекратить нарушение части 7 статьи 5; части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе», а именно привести в соответствие с законодательством рекламу кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей, размещенную в газете «Комфорт-Пенза» и распространяемую иными способами на всей территории Российской Федерации, указать наименование или имя лица, оказывающего финансовые услуги.
2. ООО «Ломбард «Лидия» представить в Пензенское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 25.05.2012.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Пензенское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить штраф на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
[safe_summary] =>
)
)
)
[field_solution_num] => Array
(
)
[field_solution_file_num] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 3-01/16-2012
[format] =>
[safe_value] => 3-01/16-2012
)
)
)
[field_solution_preview] => Array
(
)
[field_solution_cat] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 11
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 11
[vid] => 3
[name] => Решения по делам
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 0
[vocabulary_machine_name] => category_solutions
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_file] => Array
(
)
[field_solution_scope] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 5
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 5
[vid] => 6
[name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 10
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_tags] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 187
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 187
[vid] => 1
[name] => займ
[description] =>
[format] =>
[weight] => 0
[vocabulary_machine_name] => tags
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
[1] => Array
(
[tid] => 32
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 32
[vid] => 1
[name] => реклама
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 0
[vocabulary_machine_name] => tags
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
[2] => Array
(
[tid] => 188
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 188
[vid] => 1
[name] => финансовые услуги
[description] =>
[format] =>
[weight] => 0
[vocabulary_machine_name] => tags
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_datetime_public] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2012-05-03 07:47:00
[timezone] => Europe/Moscow
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_nodes_related] => Array
(
)
[field_date] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2012-05-03 07:47:00
[timezone] => Europe/Moscow
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_simplenews_term] => Array
(
)
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => sioc:Item
[1] => foaf:Document
)
[title] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:title
)
)
[created] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:date
[1] => dc:created
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[changed] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:modified
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[body] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => content:encoded
)
)
[uid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:has_creator
)
[type] => rel
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => foaf:name
)
)
[comment_count] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:num_replies
)
[datatype] => xsd:integer
)
[last_activity] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:last_activity_date
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
)
[cid] => 0
[last_comment_timestamp] => 1336031455
[last_comment_name] =>
[last_comment_uid] => 5
[comment_count] => 0
[name] => moder
[picture] => 0
[data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;}
[subscriptions_notify] =>
[entity_view_prepared] => 1
[region_name] => Пензенское УФАС России
)