Постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 2-06/17-2012 в отношении должностного лица ООО "Водный мир"

Номер дела: 2-06/17-2012
Дата публикации: 12 июля 2012, 10:58

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о  наложении штрафа по делу

об административном правонарушении №  2-06/17-2012

«11» июля 2012 г.                                                                                           г. Пенза

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области Бутузова Татьяна Викторовна, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 2-06/17-2012, возбужденного в отношении <…должностного лица…> общества с ограниченной ответственностью «Водный мир» (далее – ООО «Водный мир») <…> (<…> г.р., место рождения: г. <…>, паспорт <…>, выдан <…>, зарегистрирован по адресу: <…>) по факту совершения ООО «Водный мир» (ИНН 5808004534, ОГРН1095805000917, Пензенская область, Бековский район, р.п. Беково, ул.Советская, д. 61) действий, признанных злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.

УСТАНОВИЛ:

Ведущим специалистом-экспертом отдела антимонопольного контроля и естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области (далее – антимонопольный орган, Пензенское УФАС России) Францевой Е.В. в отношении <…должностного лица…> ООО «Водный мир» <…> 27.06.2012 составлен протокол № 2-06/17-2012 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Из протокола и материалов дела об административном правонарушении следует.

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области рассмотрено дело № 2-03/07-2012 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении  ООО «Водный мир» по факту нарушения требований части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Решением Комиссии Пензенского УФАС России от 29.05.2012 года по результатам рассмотрения дела № 2-03/07-2012 действия ООО «Водный мир», выразившиеся в нарушении порядка ценообразования при установлении платы за холодное водоснабжение, признаны злоупотреблением доминирующим положением на рынке услуг водоснабжения на территории с. Александровка, с. Мача-Родники, с. Яковлевка, с. Пяша, с. Покровка, с. Ивановка, с. Никольское, с. Мошки, с. Гранки, с. Волынщино, п. Плодосовхоз,  с. Миткирей, с. Затолокино, д. Луговая, с. Сосновка, с. Раздольное, д. Маленовка, пос. Сурки Бековского района Пензенской области в границах пролегания эксплуатируемых водопроводных сетей, и нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 По результатам рассмотрения дела выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с частью 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ принятие Комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, является поводом к возбуждению дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 – 14.33 КоАП.

О времени и месте рассмотрения настоящего административного дела <…> уведомлен надлежащим образом, что подтверждается уведомлением о вручении № 44000035670101

<…> ознакомлен с правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, установленными статьей 51 Конституции РФ, частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ.

На рассмотрении дела <…должностным лицом…> даны устные объяснения, согласно которым факт нарушения антимонопольного законодательства в действиях ООО «Водный мир» <…> признан.

Рассмотрев материалы настоящего административного дела, представленные материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства № 2-03/07-2012, прихожу к следующим выводам.

Факт совершения ООО «Водный мир» действий, являющихся злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством РФ, доказан в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и  подтверждается следующим.

ООО «Водный мир» создано 16 июля 2009 года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации серия 58 № 0015826602, а также выпиской из единого государственного реестра юридических лиц от 16.07.2009 №  485.

ООО «Водный мир» на основании договоров аренды недвижимого имущества от 07.12.2009 № 1,  заключенного с администрацией Сосновского сельсовета Бековского района Пензенской области, от 16.03.2012 № 1, заключенного с администрацией Миткирейского сельсовета Бековского района Пензенской области, от 11.01.2011 № 1, заключенного с администрацией Ивановского сельсовета Бековского района Пензенской области, от 28.12.2009 № 1, заключенного с администрацией Пяшинского сельсовета Бековского района Пензенской области, от 01.09.2010 № 1, заключенного с администрацией Мошковского сельсовета Бековского района Пензенской области, договоров аренды с условием об улучшении арендуемого имущества от 21.06.2010, заключенных с администрациями Волынщинского сельсовета, Яковлевского сельсовета, Мача-Родниковского сельсовета Бековского района Пензенской области предоставлены во временное владение и пользование инженерные сооружения и водопроводные сети в соответствии с их целевым назначением для оказания услуги водоснабжения жителям подведомственных указанным администрациям населенных пунктов, -  с. Александровка, с. Мача-Родники, с. Яковлевка, с. Пяша, с. Покровка, с. Ивановка, с. Никольское, с. Мошки, с. Гранки, с. Волынщино, п. Плодосовхоз,  с. Миткирей, с. Затолокино, д. Луговая, с. Сосновка, с. Раздольное, д. Маленовка, пос. Сурки Бековского района Пензенской области.

Согласно представленной в антимонопольный орган информации ООО «Водный мир» является единственной организацией, оказывающей услугу холодного водоснабжения в границах территории с. Александровка, с. Мача-Родники,                              с. Яковлевка, с. Пяша, с. Покровка, с. Ивановка, с. Никольское, с. Мошки, с. Гранки, с. Волынщино, п. Плодосовхоз,  с. Миткирей, с. Затолокино, д. Луговая, с. Сосновка, с. Раздольное, д. Маленовка, пос. Сурки Бековского района Пензенской области.

Статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон о естественный монополиях) установлено, что субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

В соответствии с указанной статьей естественная монополия представляет собой состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Статьей 4 Закона о естественных монополиях регулируется деятельность субъектов естественных монополий, в том числе, в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры.

Частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции установлено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Из вышеизложенного следует, что ООО «Водный мир» относится к субъектам естественной монополии в сфере деятельности водоснабжения с использованием централизованной системы коммунальной инфраструктуры и занимает доминирующее положение на рынке услуг холодного водоснабжения на территории с. Александровка, с. Мача-Родники, с. Яковлевка, с. Пяша, с. Покровка, с. Ивановка, с. Никольское, с. Мошки, с. Гранки, с. Волынщино, п. Плодосовхоз, с. Миткирей, с. Затолокино,  д. Луговая, с. Сосновка, с. Раздольное, д. Маленовка, пос. Сурки Бековского района Пензенской области в границах пролегания эксплуатируемых водопроводных сетей.

В целях оказания услуги холодного водоснабжения ООО «Водный мир» заключает с абонентами договор на отпуск питьевой воды.

Из имеющихся в материалах настоящего дела документов следует, что в период с 03.09.2012 года по настоящее время плата за услугу водоснабжения ООО «Водный мир» взимается по тарифу 31 руб. 85 коп. за 1 куб. метр, при этом соответствующего документа по установлению уполномоченным органом на указанный период тарифа на воду в Пензенское УФАС России не представлено.  

Согласно представленной Обществом информации плата за услугу холодного водоснабжения взимается с абонентов по тарифу в размере 31 руб. 85 коп. за 1 куб. метр, установленному и введенному в действие с 3 сентября 2010 года приказом Управления по регулированию тарифов, энергосбережению и размещению государственного заказа Пензенской области (в настоящее время – Управление по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области) от 30.07.2010 № 35.

Приказом Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 22.02.2010 № 43/1 «О внесении изменений в некоторые приказы управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области» вышеуказанный приказ от 30.07.2010 № 35 дополнен пунктом 1.1., согласно которому тариф в размере  31 руб. 85 коп. за 1 куб. метр установлен на 1 год, то есть по 2 сентября 2011 года.

За утверждением тарифа на холодную воду на период с 3 сентября 2011 г. по 2012 год ООО «Водный мир» не обращалось.

Из анализа имеющихся в материалах дела документов установлено, что ООО «Водный мир» с 3 сентября 2011 года по 2012 год взимает плату за услугу водоснабжения по неутвержденному в соответствии с действующим законодательством тарифу, что подтверждается квитанциями за 2011-2012 годы, выписанными на имя абонентов общества.

Статьей 157 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ, в порядке установленном Правительством РФ. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах устанавливаются Правительством РФ.

Пунктом 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 (далее по тексту - Правила) установлено, что размер платы, в том числе за холодное водоснабжение рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций, в порядке, определенном законодательством РФ.

Согласно пункту 3 Правил под ресурсоснабжающей организацией понимается – юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.

Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее по тексту - Закона) регулированию подлежат тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса – производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

Согласно статье 2 Закона организация коммунального комплекса - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

В свою очередь, системы коммунальной инфраструктуры – совокупность производственных, имущественных объектов, в том числе трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, технологически связанных между собой, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований.

Пунктом 6 Правил под коммунальной услугой холодного водоснабжения понимается круглосуточное обеспечение потребителя холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение либо до водоразборной колонки.

Таким образом, ООО «Водный мир», владеющее и пользующееся инженерными сооружениями и водопроводными сетями в целях оказания абонентам услуги водоснабжения, представляет собой организацию коммунального комплекса, тарифы на товары и услуги которой подлежат регулированию.

Порядок установления тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, определен  Правилами регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденными также постановлением Правительства РФ от 14 июля 2008 г. N 520 (далее по тексту – Правила регулирования тарифов).

Пунктом 3 Правил регулирования тарифов установлено, что организация коммунального комплекса для установления тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса представляет до 1 мая текущего года в орган регулирования, уполномоченный на установление соответствующих тарифов заявление об установлении тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса с приложением документов, предусмотренных данным пунктом.

Частью 8 статьи 9 Закона установлено, что тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса на очередной период их действия должны быть установлены не менее чем за один календарный месяц до даты окончания текущего периода их действия.

В соответствии с частью 1 и 3 статьи 13 Закона тарифы и надбавки устанавливаются на соответствующий период действия, могут иметь календарную разбивку и вступают в силу с даты начала указанного периода, но не ранее чем через один календарный месяц после их установления и действуют до окончания этого периода, за исключением случаев их досрочного пересмотра по основаниям, установленным статьей 14 настоящего Федерального закона. Период действия тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса не может быть менее одного года.

Из изложенного следует, что применение ООО «Водный мир» неутвержденного тарифа на холодную воду является неправомерным и приводит к взиманию с абонентов экономически необоснованной платы за услугу водоснабжения и ущемлению интересов последних.

В соответствии с требованиями части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Решением Комиссии Пензенского УФАС России от 29.05.2012 вышеуказанные действия ООО «Водный мир», выразившиеся в ущемлении интересов абонентов в результате нарушения порядка ценообразования при установлении платы за холодное водоснабжение, признаны злоупотреблением доминирующим положением на рынке услуг водоснабжения и нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

ООО «Водный мир» действует на основании утвержденного протоколом общего собрания учредителей устава.

<…> <…> <…>

Договоры на отпуск питьевой воды, заключаемые ООО «Водный мир» с абонентами, подписаны <…должностным лицом…>.

Документы, необходимые для установления тарифа на воду, исходя из положений Устава, подписываются <…должностным лицом…> ООО «Водный мир».    

Из изложенного следует, что действия ООО «Водный мир», признанные злоупотреблением доминирующим положением, совершались организацией при непосредственном участии <…>.

Частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ установлено, что совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет.

Таким образом, в действиях <…должностного дица…> ООО «Водный мир» – <…> содержится состав правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.31 КоАП РФ, а именно, совершение ООО «Водный мир» - субъектом естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.

При рассмотрении вопроса о привлечении должностного лица к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства и назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, конкретные обстоятельства его совершения, имущественное положение должностного лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

В качестве обстоятельств смягчающих административную ответственность, в соответствии со статьей 4.2 КоАП РФ, учитывается, что нарушение антимонопольного законодательства совершено впервые, при этом <…> рассматриваемое нарушение признано. Кроме того, предписание, выданное ООО «Водный мир»» по результатам рассмотрения дела № 2-03/07-2012, на момент рассмотрения настоящего дела исполнено.

Обстоятельств, отягчающих ответственность, согласно статье 4.3 КоАП РФ, при рассмотрении дела не установлено.

Оснований для признания рассматриваемого ООО «Водный мир» правонарушения малозначительным не установлено.

Статья 2.9. КоАП РФ предусматривает возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения. При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Однако, такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Злоупотребление доминирующим положением создает существенную угрозу охраняемым государством Российской Федерацией общественным отношениям в области защиты конкуренции и интересов потребителей услуг.

Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правонарушением в области предпринимательской деятельности. Данное административное правонарушение посягает на экономические интересы государства, а также на интересы потребителей в области предоставления услуг. Государственный контроль за соблюдением запрета на злоупотребление доминирующим положением на рынке направлен на защиту прав потребителей и обеспечения хозяйствующим субъектам равных возможностей при осуществлении предпринимательской деятельности.

В данном случае правонарушение ООО «Водный мир», выражается в применение неутвержденного в установленном законодательством РФ порядке тарифа на холодную воду, что является неправомерным и привело к взиманию с абонентов экономически необоснованной платы за услугу водоснабжения и могло привести к ущемлению интересов последних.

Назначая административное наказание, учитывая обстоятельства, смягчающие административную ответственность, имущественное положение <…>, руководствуясь статьями 23.48., 29.9., 29.10. а также частью 2 статьи 14.31.КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать в действиях <…должностного лица…> ООО «Водный мир» <…> наличие состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях.

2. Наложить на <…должностное лицо…> ООО «Водный мир» <…> административный штраф в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП  сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Сумму штрафа надлежит уплатить согласно реквизитам на перечисление штрафных санкций, налагаемых антимонопольными органами в соответствии с частью 2 статьи 23.48 КоАП РФ.

Получатель ИНН 5836011815 КПП 583401001

УФК по Пензенской области

(Управление ФАС России по Пензенской области)

КБК 16111602010016000140

ОКАТО 56401000000

Банк получателя ГРКЦ ГУ

Банка России по Пензенской области

г. Пенза

БИК 045655001

Расчетный счет 40101810300000010001

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии со статьей 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение десяти дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицу, привлеченному к административной ответственности, направить должностному лицу, вынесшему постановление (факс 52-03-70).

stdClass Object ( [vid] => 9083 [uid] => 5 [title] => Постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 2-06/17-2012 в отношении должностного лица ООО "Водный мир" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9083 [type] => solution [language] => ru [created] => 1342162963 [changed] => 1370519731 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370519731 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о  наложении штрафа по делу

об административном правонарушении №  2-06/17-2012

«11» июля 2012 г.                                                                                           г. Пенза

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области Бутузова Татьяна Викторовна, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 2-06/17-2012, возбужденного в отношении <…должностного лица…> общества с ограниченной ответственностью «Водный мир» (далее – ООО «Водный мир») <…> (<…> г.р., место рождения: г. <…>, паспорт <…>, выдан <…>, зарегистрирован по адресу: <…>) по факту совершения ООО «Водный мир» (ИНН 5808004534, ОГРН1095805000917, Пензенская область, Бековский район, р.п. Беково, ул.Советская, д. 61) действий, признанных злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.

УСТАНОВИЛ:

Ведущим специалистом-экспертом отдела антимонопольного контроля и естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области (далее – антимонопольный орган, Пензенское УФАС России) Францевой Е.В. в отношении <…должностного лица…> ООО «Водный мир» <…> 27.06.2012 составлен протокол № 2-06/17-2012 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Из протокола и материалов дела об административном правонарушении следует.

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области рассмотрено дело № 2-03/07-2012 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении  ООО «Водный мир» по факту нарушения требований части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Решением Комиссии Пензенского УФАС России от 29.05.2012 года по результатам рассмотрения дела № 2-03/07-2012 действия ООО «Водный мир», выразившиеся в нарушении порядка ценообразования при установлении платы за холодное водоснабжение, признаны злоупотреблением доминирующим положением на рынке услуг водоснабжения на территории с. Александровка, с. Мача-Родники, с. Яковлевка, с. Пяша, с. Покровка, с. Ивановка, с. Никольское, с. Мошки, с. Гранки, с. Волынщино, п. Плодосовхоз,  с. Миткирей, с. Затолокино, д. Луговая, с. Сосновка, с. Раздольное, д. Маленовка, пос. Сурки Бековского района Пензенской области в границах пролегания эксплуатируемых водопроводных сетей, и нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 По результатам рассмотрения дела выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с частью 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ принятие Комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, является поводом к возбуждению дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 – 14.33 КоАП.

О времени и месте рассмотрения настоящего административного дела <…> уведомлен надлежащим образом, что подтверждается уведомлением о вручении № 44000035670101

<…> ознакомлен с правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, установленными статьей 51 Конституции РФ, частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ.

На рассмотрении дела <…должностным лицом…> даны устные объяснения, согласно которым факт нарушения антимонопольного законодательства в действиях ООО «Водный мир» <…> признан.

Рассмотрев материалы настоящего административного дела, представленные материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства № 2-03/07-2012, прихожу к следующим выводам.

Факт совершения ООО «Водный мир» действий, являющихся злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством РФ, доказан в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и  подтверждается следующим.

ООО «Водный мир» создано 16 июля 2009 года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации серия 58 № 0015826602, а также выпиской из единого государственного реестра юридических лиц от 16.07.2009 №  485.

ООО «Водный мир» на основании договоров аренды недвижимого имущества от 07.12.2009 № 1,  заключенного с администрацией Сосновского сельсовета Бековского района Пензенской области, от 16.03.2012 № 1, заключенного с администрацией Миткирейского сельсовета Бековского района Пензенской области, от 11.01.2011 № 1, заключенного с администрацией Ивановского сельсовета Бековского района Пензенской области, от 28.12.2009 № 1, заключенного с администрацией Пяшинского сельсовета Бековского района Пензенской области, от 01.09.2010 № 1, заключенного с администрацией Мошковского сельсовета Бековского района Пензенской области, договоров аренды с условием об улучшении арендуемого имущества от 21.06.2010, заключенных с администрациями Волынщинского сельсовета, Яковлевского сельсовета, Мача-Родниковского сельсовета Бековского района Пензенской области предоставлены во временное владение и пользование инженерные сооружения и водопроводные сети в соответствии с их целевым назначением для оказания услуги водоснабжения жителям подведомственных указанным администрациям населенных пунктов, -  с. Александровка, с. Мача-Родники, с. Яковлевка, с. Пяша, с. Покровка, с. Ивановка, с. Никольское, с. Мошки, с. Гранки, с. Волынщино, п. Плодосовхоз,  с. Миткирей, с. Затолокино, д. Луговая, с. Сосновка, с. Раздольное, д. Маленовка, пос. Сурки Бековского района Пензенской области.

Согласно представленной в антимонопольный орган информации ООО «Водный мир» является единственной организацией, оказывающей услугу холодного водоснабжения в границах территории с. Александровка, с. Мача-Родники,                              с. Яковлевка, с. Пяша, с. Покровка, с. Ивановка, с. Никольское, с. Мошки, с. Гранки, с. Волынщино, п. Плодосовхоз,  с. Миткирей, с. Затолокино, д. Луговая, с. Сосновка, с. Раздольное, д. Маленовка, пос. Сурки Бековского района Пензенской области.

Статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон о естественный монополиях) установлено, что субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

В соответствии с указанной статьей естественная монополия представляет собой состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Статьей 4 Закона о естественных монополиях регулируется деятельность субъектов естественных монополий, в том числе, в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры.

Частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции установлено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Из вышеизложенного следует, что ООО «Водный мир» относится к субъектам естественной монополии в сфере деятельности водоснабжения с использованием централизованной системы коммунальной инфраструктуры и занимает доминирующее положение на рынке услуг холодного водоснабжения на территории с. Александровка, с. Мача-Родники, с. Яковлевка, с. Пяша, с. Покровка, с. Ивановка, с. Никольское, с. Мошки, с. Гранки, с. Волынщино, п. Плодосовхоз, с. Миткирей, с. Затолокино,  д. Луговая, с. Сосновка, с. Раздольное, д. Маленовка, пос. Сурки Бековского района Пензенской области в границах пролегания эксплуатируемых водопроводных сетей.

В целях оказания услуги холодного водоснабжения ООО «Водный мир» заключает с абонентами договор на отпуск питьевой воды.

Из имеющихся в материалах настоящего дела документов следует, что в период с 03.09.2012 года по настоящее время плата за услугу водоснабжения ООО «Водный мир» взимается по тарифу 31 руб. 85 коп. за 1 куб. метр, при этом соответствующего документа по установлению уполномоченным органом на указанный период тарифа на воду в Пензенское УФАС России не представлено.  

Согласно представленной Обществом информации плата за услугу холодного водоснабжения взимается с абонентов по тарифу в размере 31 руб. 85 коп. за 1 куб. метр, установленному и введенному в действие с 3 сентября 2010 года приказом Управления по регулированию тарифов, энергосбережению и размещению государственного заказа Пензенской области (в настоящее время – Управление по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области) от 30.07.2010 № 35.

Приказом Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 22.02.2010 № 43/1 «О внесении изменений в некоторые приказы управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области» вышеуказанный приказ от 30.07.2010 № 35 дополнен пунктом 1.1., согласно которому тариф в размере  31 руб. 85 коп. за 1 куб. метр установлен на 1 год, то есть по 2 сентября 2011 года.

За утверждением тарифа на холодную воду на период с 3 сентября 2011 г. по 2012 год ООО «Водный мир» не обращалось.

Из анализа имеющихся в материалах дела документов установлено, что ООО «Водный мир» с 3 сентября 2011 года по 2012 год взимает плату за услугу водоснабжения по неутвержденному в соответствии с действующим законодательством тарифу, что подтверждается квитанциями за 2011-2012 годы, выписанными на имя абонентов общества.

Статьей 157 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ, в порядке установленном Правительством РФ. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах устанавливаются Правительством РФ.

Пунктом 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 (далее по тексту - Правила) установлено, что размер платы, в том числе за холодное водоснабжение рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций, в порядке, определенном законодательством РФ.

Согласно пункту 3 Правил под ресурсоснабжающей организацией понимается – юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.

Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее по тексту - Закона) регулированию подлежат тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса – производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

Согласно статье 2 Закона организация коммунального комплекса - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

В свою очередь, системы коммунальной инфраструктуры – совокупность производственных, имущественных объектов, в том числе трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, технологически связанных между собой, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований.

Пунктом 6 Правил под коммунальной услугой холодного водоснабжения понимается круглосуточное обеспечение потребителя холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение либо до водоразборной колонки.

Таким образом, ООО «Водный мир», владеющее и пользующееся инженерными сооружениями и водопроводными сетями в целях оказания абонентам услуги водоснабжения, представляет собой организацию коммунального комплекса, тарифы на товары и услуги которой подлежат регулированию.

Порядок установления тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, определен  Правилами регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденными также постановлением Правительства РФ от 14 июля 2008 г. N 520 (далее по тексту – Правила регулирования тарифов).

Пунктом 3 Правил регулирования тарифов установлено, что организация коммунального комплекса для установления тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса представляет до 1 мая текущего года в орган регулирования, уполномоченный на установление соответствующих тарифов заявление об установлении тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса с приложением документов, предусмотренных данным пунктом.

Частью 8 статьи 9 Закона установлено, что тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса на очередной период их действия должны быть установлены не менее чем за один календарный месяц до даты окончания текущего периода их действия.

В соответствии с частью 1 и 3 статьи 13 Закона тарифы и надбавки устанавливаются на соответствующий период действия, могут иметь календарную разбивку и вступают в силу с даты начала указанного периода, но не ранее чем через один календарный месяц после их установления и действуют до окончания этого периода, за исключением случаев их досрочного пересмотра по основаниям, установленным статьей 14 настоящего Федерального закона. Период действия тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса не может быть менее одного года.

Из изложенного следует, что применение ООО «Водный мир» неутвержденного тарифа на холодную воду является неправомерным и приводит к взиманию с абонентов экономически необоснованной платы за услугу водоснабжения и ущемлению интересов последних.

В соответствии с требованиями части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Решением Комиссии Пензенского УФАС России от 29.05.2012 вышеуказанные действия ООО «Водный мир», выразившиеся в ущемлении интересов абонентов в результате нарушения порядка ценообразования при установлении платы за холодное водоснабжение, признаны злоупотреблением доминирующим положением на рынке услуг водоснабжения и нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

ООО «Водный мир» действует на основании утвержденного протоколом общего собрания учредителей устава.

<…> <…> <…>

Договоры на отпуск питьевой воды, заключаемые ООО «Водный мир» с абонентами, подписаны <…должностным лицом…>.

Документы, необходимые для установления тарифа на воду, исходя из положений Устава, подписываются <…должностным лицом…> ООО «Водный мир».    

Из изложенного следует, что действия ООО «Водный мир», признанные злоупотреблением доминирующим положением, совершались организацией при непосредственном участии <…>.

Частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ установлено, что совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет.

Таким образом, в действиях <…должностного дица…> ООО «Водный мир» – <…> содержится состав правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.31 КоАП РФ, а именно, совершение ООО «Водный мир» - субъектом естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.

При рассмотрении вопроса о привлечении должностного лица к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства и назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, конкретные обстоятельства его совершения, имущественное положение должностного лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

В качестве обстоятельств смягчающих административную ответственность, в соответствии со статьей 4.2 КоАП РФ, учитывается, что нарушение антимонопольного законодательства совершено впервые, при этом <…> рассматриваемое нарушение признано. Кроме того, предписание, выданное ООО «Водный мир»» по результатам рассмотрения дела № 2-03/07-2012, на момент рассмотрения настоящего дела исполнено.

Обстоятельств, отягчающих ответственность, согласно статье 4.3 КоАП РФ, при рассмотрении дела не установлено.

Оснований для признания рассматриваемого ООО «Водный мир» правонарушения малозначительным не установлено.

Статья 2.9. КоАП РФ предусматривает возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения. При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Однако, такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Злоупотребление доминирующим положением создает существенную угрозу охраняемым государством Российской Федерацией общественным отношениям в области защиты конкуренции и интересов потребителей услуг.

Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правонарушением в области предпринимательской деятельности. Данное административное правонарушение посягает на экономические интересы государства, а также на интересы потребителей в области предоставления услуг. Государственный контроль за соблюдением запрета на злоупотребление доминирующим положением на рынке направлен на защиту прав потребителей и обеспечения хозяйствующим субъектам равных возможностей при осуществлении предпринимательской деятельности.

В данном случае правонарушение ООО «Водный мир», выражается в применение неутвержденного в установленном законодательством РФ порядке тарифа на холодную воду, что является неправомерным и привело к взиманию с абонентов экономически необоснованной платы за услугу водоснабжения и могло привести к ущемлению интересов последних.

Назначая административное наказание, учитывая обстоятельства, смягчающие административную ответственность, имущественное положение <…>, руководствуясь статьями 23.48., 29.9., 29.10. а также частью 2 статьи 14.31.КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать в действиях <…должностного лица…> ООО «Водный мир» <…> наличие состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях.

2. Наложить на <…должностное лицо…> ООО «Водный мир» <…> административный штраф в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП  сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Сумму штрафа надлежит уплатить согласно реквизитам на перечисление штрафных санкций, налагаемых антимонопольными органами в соответствии с частью 2 статьи 23.48 КоАП РФ.

Получатель ИНН 5836011815 КПП 583401001

УФК по Пензенской области

(Управление ФАС России по Пензенской области)

КБК 16111602010016000140

ОКАТО 56401000000

Банк получателя ГРКЦ ГУ

Банка России по Пензенской области

г. Пенза

БИК 045655001

Расчетный счет 40101810300000010001

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии со статьей 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение десяти дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицу, привлеченному к административной ответственности, направить должностному лицу, вынесшему постановление (факс 52-03-70).

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о  наложении штрафа по делу

об административном правонарушении №  2-06/17-2012

«11» июля 2012 г.                                                                                           г. Пенза

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области Бутузова Татьяна Викторовна, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 2-06/17-2012, возбужденного в отношении <…должностного лица…> общества с ограниченной ответственностью «Водный мир» (далее – ООО «Водный мир») <…> (<…> г.р., место рождения: г. <…>, паспорт <…>, выдан <…>, зарегистрирован по адресу: <…>) по факту совершения ООО «Водный мир» (ИНН 5808004534, ОГРН1095805000917, Пензенская область, Бековский район, р.п. Беково, ул.Советская, д. 61) действий, признанных злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.

УСТАНОВИЛ:

Ведущим специалистом-экспертом отдела антимонопольного контроля и естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области (далее – антимонопольный орган, Пензенское УФАС России) Францевой Е.В. в отношении <…должностного лица…> ООО «Водный мир» <…> 27.06.2012 составлен протокол № 2-06/17-2012 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Из протокола и материалов дела об административном правонарушении следует.

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области рассмотрено дело № 2-03/07-2012 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении  ООО «Водный мир» по факту нарушения требований части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Решением Комиссии Пензенского УФАС России от 29.05.2012 года по результатам рассмотрения дела № 2-03/07-2012 действия ООО «Водный мир», выразившиеся в нарушении порядка ценообразования при установлении платы за холодное водоснабжение, признаны злоупотреблением доминирующим положением на рынке услуг водоснабжения на территории с. Александровка, с. Мача-Родники, с. Яковлевка, с. Пяша, с. Покровка, с. Ивановка, с. Никольское, с. Мошки, с. Гранки, с. Волынщино, п. Плодосовхоз,  с. Миткирей, с. Затолокино, д. Луговая, с. Сосновка, с. Раздольное, д. Маленовка, пос. Сурки Бековского района Пензенской области в границах пролегания эксплуатируемых водопроводных сетей, и нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 По результатам рассмотрения дела выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с частью 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ принятие Комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, является поводом к возбуждению дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 – 14.33 КоАП.

О времени и месте рассмотрения настоящего административного дела <…> уведомлен надлежащим образом, что подтверждается уведомлением о вручении № 44000035670101

<…> ознакомлен с правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, установленными статьей 51 Конституции РФ, частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ.

На рассмотрении дела <…должностным лицом…> даны устные объяснения, согласно которым факт нарушения антимонопольного законодательства в действиях ООО «Водный мир» <…> признан.

Рассмотрев материалы настоящего административного дела, представленные материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства № 2-03/07-2012, прихожу к следующим выводам.

Факт совершения ООО «Водный мир» действий, являющихся злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством РФ, доказан в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и  подтверждается следующим.

ООО «Водный мир» создано 16 июля 2009 года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации серия 58 № 0015826602, а также выпиской из единого государственного реестра юридических лиц от 16.07.2009 №  485.

ООО «Водный мир» на основании договоров аренды недвижимого имущества от 07.12.2009 № 1,  заключенного с администрацией Сосновского сельсовета Бековского района Пензенской области, от 16.03.2012 № 1, заключенного с администрацией Миткирейского сельсовета Бековского района Пензенской области, от 11.01.2011 № 1, заключенного с администрацией Ивановского сельсовета Бековского района Пензенской области, от 28.12.2009 № 1, заключенного с администрацией Пяшинского сельсовета Бековского района Пензенской области, от 01.09.2010 № 1, заключенного с администрацией Мошковского сельсовета Бековского района Пензенской области, договоров аренды с условием об улучшении арендуемого имущества от 21.06.2010, заключенных с администрациями Волынщинского сельсовета, Яковлевского сельсовета, Мача-Родниковского сельсовета Бековского района Пензенской области предоставлены во временное владение и пользование инженерные сооружения и водопроводные сети в соответствии с их целевым назначением для оказания услуги водоснабжения жителям подведомственных указанным администрациям населенных пунктов, -  с. Александровка, с. Мача-Родники, с. Яковлевка, с. Пяша, с. Покровка, с. Ивановка, с. Никольское, с. Мошки, с. Гранки, с. Волынщино, п. Плодосовхоз,  с. Миткирей, с. Затолокино, д. Луговая, с. Сосновка, с. Раздольное, д. Маленовка, пос. Сурки Бековского района Пензенской области.

Согласно представленной в антимонопольный орган информации ООО «Водный мир» является единственной организацией, оказывающей услугу холодного водоснабжения в границах территории с. Александровка, с. Мача-Родники,                              с. Яковлевка, с. Пяша, с. Покровка, с. Ивановка, с. Никольское, с. Мошки, с. Гранки, с. Волынщино, п. Плодосовхоз,  с. Миткирей, с. Затолокино, д. Луговая, с. Сосновка, с. Раздольное, д. Маленовка, пос. Сурки Бековского района Пензенской области.

Статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон о естественный монополиях) установлено, что субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

В соответствии с указанной статьей естественная монополия представляет собой состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Статьей 4 Закона о естественных монополиях регулируется деятельность субъектов естественных монополий, в том числе, в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры.

Частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции установлено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Из вышеизложенного следует, что ООО «Водный мир» относится к субъектам естественной монополии в сфере деятельности водоснабжения с использованием централизованной системы коммунальной инфраструктуры и занимает доминирующее положение на рынке услуг холодного водоснабжения на территории с. Александровка, с. Мача-Родники, с. Яковлевка, с. Пяша, с. Покровка, с. Ивановка, с. Никольское, с. Мошки, с. Гранки, с. Волынщино, п. Плодосовхоз, с. Миткирей, с. Затолокино,  д. Луговая, с. Сосновка, с. Раздольное, д. Маленовка, пос. Сурки Бековского района Пензенской области в границах пролегания эксплуатируемых водопроводных сетей.

В целях оказания услуги холодного водоснабжения ООО «Водный мир» заключает с абонентами договор на отпуск питьевой воды.

Из имеющихся в материалах настоящего дела документов следует, что в период с 03.09.2012 года по настоящее время плата за услугу водоснабжения ООО «Водный мир» взимается по тарифу 31 руб. 85 коп. за 1 куб. метр, при этом соответствующего документа по установлению уполномоченным органом на указанный период тарифа на воду в Пензенское УФАС России не представлено.  

Согласно представленной Обществом информации плата за услугу холодного водоснабжения взимается с абонентов по тарифу в размере 31 руб. 85 коп. за 1 куб. метр, установленному и введенному в действие с 3 сентября 2010 года приказом Управления по регулированию тарифов, энергосбережению и размещению государственного заказа Пензенской области (в настоящее время – Управление по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области) от 30.07.2010 № 35.

Приказом Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 22.02.2010 № 43/1 «О внесении изменений в некоторые приказы управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области» вышеуказанный приказ от 30.07.2010 № 35 дополнен пунктом 1.1., согласно которому тариф в размере  31 руб. 85 коп. за 1 куб. метр установлен на 1 год, то есть по 2 сентября 2011 года.

За утверждением тарифа на холодную воду на период с 3 сентября 2011 г. по 2012 год ООО «Водный мир» не обращалось.

Из анализа имеющихся в материалах дела документов установлено, что ООО «Водный мир» с 3 сентября 2011 года по 2012 год взимает плату за услугу водоснабжения по неутвержденному в соответствии с действующим законодательством тарифу, что подтверждается квитанциями за 2011-2012 годы, выписанными на имя абонентов общества.

Статьей 157 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ, в порядке установленном Правительством РФ. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах устанавливаются Правительством РФ.

Пунктом 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 (далее по тексту - Правила) установлено, что размер платы, в том числе за холодное водоснабжение рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций, в порядке, определенном законодательством РФ.

Согласно пункту 3 Правил под ресурсоснабжающей организацией понимается – юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.

Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее по тексту - Закона) регулированию подлежат тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса – производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

Согласно статье 2 Закона организация коммунального комплекса - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

В свою очередь, системы коммунальной инфраструктуры – совокупность производственных, имущественных объектов, в том числе трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, технологически связанных между собой, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований.

Пунктом 6 Правил под коммунальной услугой холодного водоснабжения понимается круглосуточное обеспечение потребителя холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение либо до водоразборной колонки.

Таким образом, ООО «Водный мир», владеющее и пользующееся инженерными сооружениями и водопроводными сетями в целях оказания абонентам услуги водоснабжения, представляет собой организацию коммунального комплекса, тарифы на товары и услуги которой подлежат регулированию.

Порядок установления тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, определен  Правилами регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденными также постановлением Правительства РФ от 14 июля 2008 г. N 520 (далее по тексту – Правила регулирования тарифов).

Пунктом 3 Правил регулирования тарифов установлено, что организация коммунального комплекса для установления тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса представляет до 1 мая текущего года в орган регулирования, уполномоченный на установление соответствующих тарифов заявление об установлении тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса с приложением документов, предусмотренных данным пунктом.

Частью 8 статьи 9 Закона установлено, что тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса на очередной период их действия должны быть установлены не менее чем за один календарный месяц до даты окончания текущего периода их действия.

В соответствии с частью 1 и 3 статьи 13 Закона тарифы и надбавки устанавливаются на соответствующий период действия, могут иметь календарную разбивку и вступают в силу с даты начала указанного периода, но не ранее чем через один календарный месяц после их установления и действуют до окончания этого периода, за исключением случаев их досрочного пересмотра по основаниям, установленным статьей 14 настоящего Федерального закона. Период действия тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса не может быть менее одного года.

Из изложенного следует, что применение ООО «Водный мир» неутвержденного тарифа на холодную воду является неправомерным и приводит к взиманию с абонентов экономически необоснованной платы за услугу водоснабжения и ущемлению интересов последних.

В соответствии с требованиями части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Решением Комиссии Пензенского УФАС России от 29.05.2012 вышеуказанные действия ООО «Водный мир», выразившиеся в ущемлении интересов абонентов в результате нарушения порядка ценообразования при установлении платы за холодное водоснабжение, признаны злоупотреблением доминирующим положением на рынке услуг водоснабжения и нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

ООО «Водный мир» действует на основании утвержденного протоколом общего собрания учредителей устава.

<…> <…> <…>

Договоры на отпуск питьевой воды, заключаемые ООО «Водный мир» с абонентами, подписаны <…должностным лицом…>.

Документы, необходимые для установления тарифа на воду, исходя из положений Устава, подписываются <…должностным лицом…> ООО «Водный мир».    

Из изложенного следует, что действия ООО «Водный мир», признанные злоупотреблением доминирующим положением, совершались организацией при непосредственном участии <…>.

Частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ установлено, что совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет.

Таким образом, в действиях <…должностного дица…> ООО «Водный мир» – <…> содержится состав правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.31 КоАП РФ, а именно, совершение ООО «Водный мир» - субъектом естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.

При рассмотрении вопроса о привлечении должностного лица к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства и назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, конкретные обстоятельства его совершения, имущественное положение должностного лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

В качестве обстоятельств смягчающих административную ответственность, в соответствии со статьей 4.2 КоАП РФ, учитывается, что нарушение антимонопольного законодательства совершено впервые, при этом <…> рассматриваемое нарушение признано. Кроме того, предписание, выданное ООО «Водный мир»» по результатам рассмотрения дела № 2-03/07-2012, на момент рассмотрения настоящего дела исполнено.

Обстоятельств, отягчающих ответственность, согласно статье 4.3 КоАП РФ, при рассмотрении дела не установлено.

Оснований для признания рассматриваемого ООО «Водный мир» правонарушения малозначительным не установлено.

Статья 2.9. КоАП РФ предусматривает возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения. При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Однако, такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Злоупотребление доминирующим положением создает существенную угрозу охраняемым государством Российской Федерацией общественным отношениям в области защиты конкуренции и интересов потребителей услуг.

Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правонарушением в области предпринимательской деятельности. Данное административное правонарушение посягает на экономические интересы государства, а также на интересы потребителей в области предоставления услуг. Государственный контроль за соблюдением запрета на злоупотребление доминирующим положением на рынке направлен на защиту прав потребителей и обеспечения хозяйствующим субъектам равных возможностей при осуществлении предпринимательской деятельности.

В данном случае правонарушение ООО «Водный мир», выражается в применение неутвержденного в установленном законодательством РФ порядке тарифа на холодную воду, что является неправомерным и привело к взиманию с абонентов экономически необоснованной платы за услугу водоснабжения и могло привести к ущемлению интересов последних.

Назначая административное наказание, учитывая обстоятельства, смягчающие административную ответственность, имущественное положение <…>, руководствуясь статьями 23.48., 29.9., 29.10. а также частью 2 статьи 14.31.КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать в действиях <…должностного лица…> ООО «Водный мир» <…> наличие состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях.

2. Наложить на <…должностное лицо…> ООО «Водный мир» <…> административный штраф в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП  сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Сумму штрафа надлежит уплатить согласно реквизитам на перечисление штрафных санкций, налагаемых антимонопольными органами в соответствии с частью 2 статьи 23.48 КоАП РФ.

Получатель ИНН 5836011815 КПП 583401001

УФК по Пензенской области

(Управление ФАС России по Пензенской области)

КБК 16111602010016000140

ОКАТО 56401000000

Банк получателя ГРКЦ ГУ

Банка России по Пензенской области

г. Пенза

БИК 045655001

Расчетный счет 40101810300000010001

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии со статьей 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение десяти дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицу, привлеченному к административной ответственности, направить должностному лицу, вынесшему постановление (факс 52-03-70).

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2-06/17-2012 [format] => [safe_value] => 2-06/17-2012 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 12 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 12 [vid] => 3 [name] => Постановления о привлечении к административной ответственности [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 47 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 47 [vid] => 6 [name] => ЖКХ [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-07-12 06:58:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-07-12 06:58:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1342162963 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Пензенское УФАС России )