Решение и предписание по делу № 2-03/16-2012 в отношении МУП ЖСКХ г.Заречного

Номер дела: 2-03/16-2012
Дата публикации: 21 августа 2012, 09:34

РЕШЕНИЕ

г. Пенза

Резолютивная часть решения объявлена «07» августа 2012 года.

В полном объеме решение изготовлено «20» августа  2012 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Бутузова Т.В. – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии,

Кузнецова О.Н. – начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии, 

Прокаева Е.А. – главный специалист – эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии

при участии со стороны:

- Муниципального унитарного предприятия Жилищно-социального и коммунального хозяйства (далее – МУП ЖСКХ):

<…> –  представителя по доверенности от 17.07.2012 г. № 01-10/1354;

<…> – представителя по доверенности от 17.07.2012 г. № 01-10/1355;

- <…> (на заседании Комиссии от 18.07.2012 г.);

- Администрации ЗАТО г. Заречный:

<…> – представителя по доверенности от 30.12.2011 г. № 01-77-77/7250;

<…> – представителя по доверенности от 06.08.2012 г. № 01-22-163/4767;

рассмотрев дело № 2-03/16-2012 по признакам нарушения МУП ЖСКХ части 1 статьи 10  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Пензенское УФАС России обратился <…> (Пензенская область, г. Заречный, ул. <…>) с заявлением на действия МУП ЖСКХ, в котором содержалась информация о взимании необоснованной платы за оказываемые услуги.

По результатам рассмотрения указанной информации в действиях МУП ЖСКХ были установлены признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Приказом от 29.06.2012 г. № 105 Пензенским УФАС России возбуждено дело  № 2-03/16-2011 по признакам нарушения МУП ЖСКХ части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося во взимании необоснованной платы за прием в эксплуатацию индивидуальных приборов учета воды, повлекшим ущемление интересов владельцев жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, находящихся под его управлением.

Определением от 29.06.2012 г. дело № 2-03/16-2012 о нарушении антимонопольного законодательства назначено к рассмотрению на 18.07.2012 г.

На заседании Комиссии ИП <…> поддержал свои доводы, изложенные в заявлении.

Представители ответчика по делу не согласились с тем, что в действиях МУП ЖСКХ содержится нарушение антимонопольного законодательства, пояснив, что тарифы на услуги, оказываемые МУП ЖСКХ, утверждены Постановлением Администрации г. Заречного от 17.03.2011 г. № 367 (Приложение № 2), в том числе на услуги по составлению сметы и оформлению проектно-сметной документации (п. 15) и оформлению документов на техобслуживание водомерных счетчиков с заключением договора и обследованием по месту установки (п. 16).

Определением от 18.07.2012 г. рассмотрение дела № 2-03/16-2012 отложено на 07.08.2012 г.

На заседании Комиссии 07.08.2012 г. МУП ЖСКХ представило документы, свидетельствующие о направлении в адрес Администрации г. Заречного документов для утверждения тарифов и приложенные сметы затрат.

Представители Администрации ЗАТО г. Заречного пояснили, что решением Собрания представителей г. Заречного Пензенской области от 28.11.2006 г. № 271 утверждено Положение о порядке установления тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями г. Заречного. В соответствии с указанным положением Администрацией г. Заречного на основании расчетных материалов, предоставленных МУП ЖСКХ, Постановлением от 17.03.2011 г. № 367 утверждены тарифы на услуги, оказываемые данной организацией. Представители Администрации ЗАТО г. Заречного также пояснили, что Администрация г. Заречного не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность предприятия и устанавливать перечень работ при оказании тех или иных услуг, а в своей контрольной деятельности ограничивается проверкой экономического обоснования разработанных МУП ЖСКХ тарифов.

Изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующему.

МУП ЖСКХ осуществляет управление многоквартирным жилым домом <…Заявителя…> по адресу Пензенская область, г. Заречный, ул. <…>, что подтверждается договором управления многоквартирным домом от 02.12.2010 г.

Приказом Пензенского УФАС России  от 29.09.2011 г. № 218 МУП ЖСКХ включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов, на рынке услуг по управлению многоквартирными жилыми домами (ОКВЭД 70.32.1) на территории  г. Заречного с долей более 50 %.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 50 %.

Таким образом, МУП ЖСКХ занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг по управлению многоквартирными жилыми домами на территории                    г. Заречного.

МУП ЖСКХ, являясь исполнителем коммунальных услуг, в рамках договора управления многоквартирным домом, предоставляет собственникам помещений, а также лицам, пользующимся на законных основаниях помещениями, в многоквартирном доме по адресу Пензенская область, г. Заречный, ул. <…>, коммунальные услуги (отопление, холодное/горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение).

25.04.2012 г. с целью ведения расчетов за коммунальные услуги на основании показаний индивидуальных приборов учета (далее – ИПУ) воды, установленных самостоятельно, <…Заявитель…> обратился в МУП ЖСКХ, где ему сообщили о необходимости написать заявление о приеме на техническое обслуживание приборов учета воды и оплатить 464 рубля. Несмотря на отказ <…Заявителя…> от заключения договора на техническое обслуживание ИПУ воды, с него взята плата в размере 464 рубля, при этом, в квитанции к приходному кассовому ордеру или ином документе не указан перечень работ и услуг, подлежащих оплате.

04.05.2012 г. ИПУ воды по адресу г. Заречный, ул. <…>, приняты в эксплуатацию МУП ЖСКХ, о чем составлен соответствующий акт.

В связи с отказом <…Заявителя…> от подписания договора на техническое обслуживание ИПУ воды, МУП ЖСКХ за май 2012 г. выставило <…Заявителю…> квитанцию на оплату услуг водоснабжения исходя из нормативов потребления, не учитывая при этом показания ИПУ воды.

Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) управляющая организация оказывает гражданам-потребителям в рамках договора управления многоквартирным домом коммунальные услуги, приобретая коммунальные ресурсы у поставщиков, а также выступая от имени и в интересах своих потребителей в отношениях с ресурсоснабжающими организациями.

МУП ЖСКХ, как управляющая организация и исполнитель коммунальных услуг, представляет интересы собственников дома № <…> по ул. <…> в                             г. Заречном, в отношениях с ресурсоснабжающими организациями.

Согласно п. 7 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (далее – Порядок) собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Следовательно, расчет за холодное и горячее водоснабжение между ресурсоснабжающей и управляющей организациями ведется по общедомовым приборам учета (при их наличии), установленным на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Общий объем (количество) потребленной холодной и горячей воды, отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется исполнителем коммунальных услуг между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 Порядка, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета – пропорционально их показаниям.

Пунктом 4 Порядка установлено, что коммунальные услуги предоставляются потребителю исполнителем коммунальных услуг (управляющей организацией) на основании заключенного договора. Расчет размера платы  за коммунальные услуги производится согласно приложению N 2 к указанному Порядку.

Следовательно, расчет за потребленные коммунальные ресурсы, в частности холодную и горячую воду, осуществляется не только с использованием  коллективных (общедомовых) приборов учета, являющихся общей собственностью владельцев помещений в жилом многоквартирном доме, но и индивидуальных приборов учета воды, показания которых в конечном счете, влияют на итоговую стоимость коммунальных ресурсов, оплачиваемых каждым собственником и владельцем помещения.

Как следует из акта допуска в эксплуатацию приборов учета воды от 04.05.2012 г., составленного МУП ЖСКХ на ИПУ воды, установленных в жилом помещении у <…Заявителя…>, приборы учета расхода воды допускаются в эксплуатацию с даты составления данного акта до даты следующей поверки при безотказной работе в межповерочный интервал. Начало ведения расчетов за холодную и горячую воду по показаниям ИПУ воды связано с моментом принятия ИПУ воды в эксплуатацию.

В соответствии с п. 50 Порядка исполнитель вправе требовать внесения платы за потребленные коммунальные услуги, а также в случаях, установленных федеральными законами и договором, - уплаты неустоек (штрафов, пеней); в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 6 месяцев, осуществлять проверку правильности снятия потребителем показаний индивидуальных приборов учета, их исправности, а также целостности на них пломб.

Указанные права МУП ЖСКХ, как исполнителя коммунальных услуг свидетельствуют о том, что факт установки ИПУ воды должен быть известен исполнителю коммунальной услуги и им удостоверен для дальнейшего расчета стоимости потребленного потребителем коммунального ресурса, исходя из показаний ИПУ.

Таким образом, действия МУП ЖСКХ, как управляющей организации, по вводу в эксплуатацию ИПУ воды вытекает из функций этой организации по предоставлению коммунальных услуг собственникам и владельцам жилых помещений и ведению расчетов с ними за потребленные ресурсы в рамках договора управления многоквартирным жилым домом.

Постановлением Администрации г. Заречного от 17.03.2011 г. № 367 утверждены следующие тарифы на услуги, оказываемые МУП ЖСКХ:

- составление сметы и оформление проектно-сметной документации – 232 руб./1 час работы (п. 15 приложения № 2);

- оформление документов на техобслуживание водомерных счетчиков с заключением договора и обследованием по месту установки – 276 рублей/комплекс работ (п. 16 приложения № 2).

Согласно, предоставленной МУП ЖСКХ в Администрацию ЗАТО г. Заречного калькуляции для утверждения тарифа, комплекс работ по оформлению документов на техническое обслуживание водомерных счетчиков с заключением по месту установки (п. 16 приложения № 2) включает в себя следующие работы:

- регистрация заявления в службе КИПиА с занесением в базу данных, назначение даты опломбирования;

- проверка соответствия установки прибора учета проекту по заявленному адресу, прием прибора в эксплуатацию;

- опломбирование прибора;

- оформление акта ввода в эксплуатацию;

- составление, оформление и выдача договора на техническое обслуживание прибора учета воды.

Из вышеизложенного следует, что плата за составление, оформление и выдачу договора на техническое обслуживание прибора учета воды включена вместе с приемом в эксплуатацию ИПУ воды в один тариф.

Материалами дела о нарушении антимонопольного законодательства установлено и подтверждено ответчиком в ходе рассмотрения дела, что денежные средства в размере 464 рубля взяты с <…Заявителя…> в качестве оплаты за услуги по составлению сметы и оформлению проектно-сметной документации (п. 15 приложения № 2) и по оформлению документов на техническое обслуживание водомерных счетчиков с заключением договора и обследованием по месту установки (п. 16 приложения № 2).

Вместе с тем, МУП ЖСКХ услуги по составлению, оформлению и выдаче договора на техническое обслуживание прибора учета воды <…Заявителю…> не оказало, что подтверждается отсутствием заключенного договора.

Указанные выше обстоятельства дела свидетельствуют о том, что МУП ЖСКХ, взимая плату за составление, оформление и выдачу договора на техническое обслуживание прибора учета воды и за прием в эксплуатацию приборов учета воды в рамках одного тарифа, лишило возможности граждан, в том числе <…Заявителя…>, при приеме в эксплуатацию ИПУ воды отказаться от услуг по техническому обслуживанию ИПУ воды.

Материалами дела о нарушении антимонопольного законодательства установлено, что в связи с тем, что МУП ЖСКХ не предусмотрело утверждение отдельного тарифа связанного с техническим обслуживанием ИПУ воды, с <…Заявителя…> при приеме в эксплуатацию ИПУ воды, была взята плата за работы по составлению, оформлению и выдачу договора на техническое обслуживание прибора учета воды, которые фактически ему не были оказаны.

Указанное обстоятельство привело к ущемлению интересов <…Заявителя…>, понесшего необоснованные затраты на работы, которые не были ему оказаны МУП ЖСКХ.

Согласно части 8 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об энергосбережении) действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.

Деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета воды не относится к лицензируемым видам деятельности.

При этом потребители не ограничены в выборе лица, осуществляющего эксплуатацию (техническое обслуживание) приборов учета воды.

Следовательно, в состав хозяйствующих субъектов, осуществляющих услуги по эксплуатации (техническому обслуживанию) ИПУ воды могут входить как ресурсоснабжающие организации, так и иные лица.

Учитывая тот факт, что услуги по эксплуатации (техническому обслуживанию) ИПУ воды в силу законодательства могут быть оказаны любой организацией, а приемку в эксплуатацию ИПУ воды в многоквартирном жилом доме, находящимся под управлением МУП ЖСКХ, может осуществлять только указанная управляющая организация, то включение оплаты данных работ в один тариф, лишает иных хозяйствующих субъектов права оказывать услуги по техническому обслуживанию ИПУ воды в многоквартирных жилых домах, находящимся под управлением  МУП ЖСКХ. Указанное обстоятельство ограничивает доступ на указанный товарный рынок иным хозяйствующим субъектам и в силу пункта 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции относится к признакам ограничения конкуренции.

Кроме того, при указанных обстоятельствах граждане, проживающие в многоквартирных жилых домах под управлением МУП ЖСКХ, в том числе <…Заявитель…>, лишены возможности выбрать иную организацию, оказывающую услуги по техническому обслуживанию ИПУ воды, что также приводит к ущемлению интересов потребителей.

Основываясь на материалах дела и представленных доказательствах, Комиссия единогласно квалифицировала действия МУП ЖСКХ, выразившиеся в необоснованном взимании с <…Заявителя…> платы за неоказанные работы по составлению, оформлению и выдаче договора на техническое обслуживание прибора учета воды, повлекшее ущемление его интересов, как злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке и нарушение требований части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать в действиях Муниципального унитарного предприятия Жилищно-социального и коммунального хозяйства (ИНН 5838004669, Пензенская область, г. Заречный, ул. Зеленая, 6), выразившихся в необоснованном взимании платы за составление, оформление и выдачу договора на техническое обслуживание приборов учета воды при приеме приборов в эксплуатацию, повлекших ущемление интересов <…Заявителя…>, злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке и нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать Муниципальному унитарному предприятию Жилищно-социального и коммунального хозяйства предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно, прекратить взимание платы с потребителей за составление, оформление и выдачу договора на техническое обслуживание приборов учета воды  при приеме в эксплуатацию приборов учета.

3. Передать материалы дела должностному лицу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 КоАП РФ.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 2-03/16-2012

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

20 августа 2012 г.

г. Пенза

Комиссия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Пензенского УФАС России в составе:

1. Бутузова Т.В. – заместитель руководителя управления, Председатель комиссии;

2. Кузнецова О.Н. – начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий;

Прокаева Е.А. – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий.

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 20.08.2012 по делу № 2-03/16-2012 о нарушении Муниципальным унитарным предприятием Жилищно-социального и коммунального хозяйства  (ИНН 5838004669, Пензенская область, г. Заречный, ул. Зеленая, 6) требований части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закона о защите конкуренции)

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Муниципальному унитарному предприятию Жилищно-социального и коммунального хозяйства (ИНН 5838004669, Пензенская область, г. Заречный,                          ул. Зеленая, 6) с момента получения настоящего предписания прекратить нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в необоснованном взимании платы за составление, оформление и выдачу договора на техническое обслуживание приборов учета воды при приеме приборов в эксплуатацию, повлекшее ущемление интересов <…Заявителя…>, для чего,

 - исключить из стоимости услуг, оплаченных <…Заявителем…> по квитанции к приходному кассовому ордеру № 739 от 25.04.2012 г., плату за невыполненные работы по составлению, оформлению и выдаче договора на техническое обслуживание прибора учета воды.

2. Муниципальному унитарному предприятию Жилищно-социального и коммунального хозяйства с момента получения настоящего предписания прекратить взимание платы с потребителей за составление, оформление и выдачу договора на техническое обслуживание приборов учета воды  при приеме в эксплуатацию приборов учета.

3. О выполнении настоящего предписания Муниципальному унитарному предприятию Жилищно-социального и коммунального хозяйства письменно сообщить в Пензенское УФАС России не позднее 20.09.2012 г. с приложением подтверждающих документов.

stdClass Object ( [vid] => 9117 [uid] => 5 [title] => Решение и предписание по делу № 2-03/16-2012 в отношении МУП ЖСКХ г.Заречного [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9117 [type] => solution [language] => ru [created] => 1345700945 [changed] => 1370519731 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370519731 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

г. Пенза

Резолютивная часть решения объявлена «07» августа 2012 года.

В полном объеме решение изготовлено «20» августа  2012 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Бутузова Т.В. – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии,

Кузнецова О.Н. – начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии, 

Прокаева Е.А. – главный специалист – эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии

при участии со стороны:

- Муниципального унитарного предприятия Жилищно-социального и коммунального хозяйства (далее – МУП ЖСКХ):

<…> –  представителя по доверенности от 17.07.2012 г. № 01-10/1354;

<…> – представителя по доверенности от 17.07.2012 г. № 01-10/1355;

- <…> (на заседании Комиссии от 18.07.2012 г.);

- Администрации ЗАТО г. Заречный:

<…> – представителя по доверенности от 30.12.2011 г. № 01-77-77/7250;

<…> – представителя по доверенности от 06.08.2012 г. № 01-22-163/4767;

рассмотрев дело № 2-03/16-2012 по признакам нарушения МУП ЖСКХ части 1 статьи 10  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Пензенское УФАС России обратился <…> (Пензенская область, г. Заречный, ул. <…>) с заявлением на действия МУП ЖСКХ, в котором содержалась информация о взимании необоснованной платы за оказываемые услуги.

По результатам рассмотрения указанной информации в действиях МУП ЖСКХ были установлены признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Приказом от 29.06.2012 г. № 105 Пензенским УФАС России возбуждено дело  № 2-03/16-2011 по признакам нарушения МУП ЖСКХ части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося во взимании необоснованной платы за прием в эксплуатацию индивидуальных приборов учета воды, повлекшим ущемление интересов владельцев жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, находящихся под его управлением.

Определением от 29.06.2012 г. дело № 2-03/16-2012 о нарушении антимонопольного законодательства назначено к рассмотрению на 18.07.2012 г.

На заседании Комиссии ИП <…> поддержал свои доводы, изложенные в заявлении.

Представители ответчика по делу не согласились с тем, что в действиях МУП ЖСКХ содержится нарушение антимонопольного законодательства, пояснив, что тарифы на услуги, оказываемые МУП ЖСКХ, утверждены Постановлением Администрации г. Заречного от 17.03.2011 г. № 367 (Приложение № 2), в том числе на услуги по составлению сметы и оформлению проектно-сметной документации (п. 15) и оформлению документов на техобслуживание водомерных счетчиков с заключением договора и обследованием по месту установки (п. 16).

Определением от 18.07.2012 г. рассмотрение дела № 2-03/16-2012 отложено на 07.08.2012 г.

На заседании Комиссии 07.08.2012 г. МУП ЖСКХ представило документы, свидетельствующие о направлении в адрес Администрации г. Заречного документов для утверждения тарифов и приложенные сметы затрат.

Представители Администрации ЗАТО г. Заречного пояснили, что решением Собрания представителей г. Заречного Пензенской области от 28.11.2006 г. № 271 утверждено Положение о порядке установления тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями г. Заречного. В соответствии с указанным положением Администрацией г. Заречного на основании расчетных материалов, предоставленных МУП ЖСКХ, Постановлением от 17.03.2011 г. № 367 утверждены тарифы на услуги, оказываемые данной организацией. Представители Администрации ЗАТО г. Заречного также пояснили, что Администрация г. Заречного не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность предприятия и устанавливать перечень работ при оказании тех или иных услуг, а в своей контрольной деятельности ограничивается проверкой экономического обоснования разработанных МУП ЖСКХ тарифов.

Изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующему.

МУП ЖСКХ осуществляет управление многоквартирным жилым домом <…Заявителя…> по адресу Пензенская область, г. Заречный, ул. <…>, что подтверждается договором управления многоквартирным домом от 02.12.2010 г.

Приказом Пензенского УФАС России  от 29.09.2011 г. № 218 МУП ЖСКХ включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов, на рынке услуг по управлению многоквартирными жилыми домами (ОКВЭД 70.32.1) на территории  г. Заречного с долей более 50 %.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 50 %.

Таким образом, МУП ЖСКХ занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг по управлению многоквартирными жилыми домами на территории                    г. Заречного.

МУП ЖСКХ, являясь исполнителем коммунальных услуг, в рамках договора управления многоквартирным домом, предоставляет собственникам помещений, а также лицам, пользующимся на законных основаниях помещениями, в многоквартирном доме по адресу Пензенская область, г. Заречный, ул. <…>, коммунальные услуги (отопление, холодное/горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение).

25.04.2012 г. с целью ведения расчетов за коммунальные услуги на основании показаний индивидуальных приборов учета (далее – ИПУ) воды, установленных самостоятельно, <…Заявитель…> обратился в МУП ЖСКХ, где ему сообщили о необходимости написать заявление о приеме на техническое обслуживание приборов учета воды и оплатить 464 рубля. Несмотря на отказ <…Заявителя…> от заключения договора на техническое обслуживание ИПУ воды, с него взята плата в размере 464 рубля, при этом, в квитанции к приходному кассовому ордеру или ином документе не указан перечень работ и услуг, подлежащих оплате.

04.05.2012 г. ИПУ воды по адресу г. Заречный, ул. <…>, приняты в эксплуатацию МУП ЖСКХ, о чем составлен соответствующий акт.

В связи с отказом <…Заявителя…> от подписания договора на техническое обслуживание ИПУ воды, МУП ЖСКХ за май 2012 г. выставило <…Заявителю…> квитанцию на оплату услуг водоснабжения исходя из нормативов потребления, не учитывая при этом показания ИПУ воды.

Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) управляющая организация оказывает гражданам-потребителям в рамках договора управления многоквартирным домом коммунальные услуги, приобретая коммунальные ресурсы у поставщиков, а также выступая от имени и в интересах своих потребителей в отношениях с ресурсоснабжающими организациями.

МУП ЖСКХ, как управляющая организация и исполнитель коммунальных услуг, представляет интересы собственников дома № <…> по ул. <…> в                             г. Заречном, в отношениях с ресурсоснабжающими организациями.

Согласно п. 7 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (далее – Порядок) собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Следовательно, расчет за холодное и горячее водоснабжение между ресурсоснабжающей и управляющей организациями ведется по общедомовым приборам учета (при их наличии), установленным на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Общий объем (количество) потребленной холодной и горячей воды, отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется исполнителем коммунальных услуг между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 Порядка, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета – пропорционально их показаниям.

Пунктом 4 Порядка установлено, что коммунальные услуги предоставляются потребителю исполнителем коммунальных услуг (управляющей организацией) на основании заключенного договора. Расчет размера платы  за коммунальные услуги производится согласно приложению N 2 к указанному Порядку.

Следовательно, расчет за потребленные коммунальные ресурсы, в частности холодную и горячую воду, осуществляется не только с использованием  коллективных (общедомовых) приборов учета, являющихся общей собственностью владельцев помещений в жилом многоквартирном доме, но и индивидуальных приборов учета воды, показания которых в конечном счете, влияют на итоговую стоимость коммунальных ресурсов, оплачиваемых каждым собственником и владельцем помещения.

Как следует из акта допуска в эксплуатацию приборов учета воды от 04.05.2012 г., составленного МУП ЖСКХ на ИПУ воды, установленных в жилом помещении у <…Заявителя…>, приборы учета расхода воды допускаются в эксплуатацию с даты составления данного акта до даты следующей поверки при безотказной работе в межповерочный интервал. Начало ведения расчетов за холодную и горячую воду по показаниям ИПУ воды связано с моментом принятия ИПУ воды в эксплуатацию.

В соответствии с п. 50 Порядка исполнитель вправе требовать внесения платы за потребленные коммунальные услуги, а также в случаях, установленных федеральными законами и договором, - уплаты неустоек (штрафов, пеней); в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 6 месяцев, осуществлять проверку правильности снятия потребителем показаний индивидуальных приборов учета, их исправности, а также целостности на них пломб.

Указанные права МУП ЖСКХ, как исполнителя коммунальных услуг свидетельствуют о том, что факт установки ИПУ воды должен быть известен исполнителю коммунальной услуги и им удостоверен для дальнейшего расчета стоимости потребленного потребителем коммунального ресурса, исходя из показаний ИПУ.

Таким образом, действия МУП ЖСКХ, как управляющей организации, по вводу в эксплуатацию ИПУ воды вытекает из функций этой организации по предоставлению коммунальных услуг собственникам и владельцам жилых помещений и ведению расчетов с ними за потребленные ресурсы в рамках договора управления многоквартирным жилым домом.

Постановлением Администрации г. Заречного от 17.03.2011 г. № 367 утверждены следующие тарифы на услуги, оказываемые МУП ЖСКХ:

- составление сметы и оформление проектно-сметной документации – 232 руб./1 час работы (п. 15 приложения № 2);

- оформление документов на техобслуживание водомерных счетчиков с заключением договора и обследованием по месту установки – 276 рублей/комплекс работ (п. 16 приложения № 2).

Согласно, предоставленной МУП ЖСКХ в Администрацию ЗАТО г. Заречного калькуляции для утверждения тарифа, комплекс работ по оформлению документов на техническое обслуживание водомерных счетчиков с заключением по месту установки (п. 16 приложения № 2) включает в себя следующие работы:

- регистрация заявления в службе КИПиА с занесением в базу данных, назначение даты опломбирования;

- проверка соответствия установки прибора учета проекту по заявленному адресу, прием прибора в эксплуатацию;

- опломбирование прибора;

- оформление акта ввода в эксплуатацию;

- составление, оформление и выдача договора на техническое обслуживание прибора учета воды.

Из вышеизложенного следует, что плата за составление, оформление и выдачу договора на техническое обслуживание прибора учета воды включена вместе с приемом в эксплуатацию ИПУ воды в один тариф.

Материалами дела о нарушении антимонопольного законодательства установлено и подтверждено ответчиком в ходе рассмотрения дела, что денежные средства в размере 464 рубля взяты с <…Заявителя…> в качестве оплаты за услуги по составлению сметы и оформлению проектно-сметной документации (п. 15 приложения № 2) и по оформлению документов на техническое обслуживание водомерных счетчиков с заключением договора и обследованием по месту установки (п. 16 приложения № 2).

Вместе с тем, МУП ЖСКХ услуги по составлению, оформлению и выдаче договора на техническое обслуживание прибора учета воды <…Заявителю…> не оказало, что подтверждается отсутствием заключенного договора.

Указанные выше обстоятельства дела свидетельствуют о том, что МУП ЖСКХ, взимая плату за составление, оформление и выдачу договора на техническое обслуживание прибора учета воды и за прием в эксплуатацию приборов учета воды в рамках одного тарифа, лишило возможности граждан, в том числе <…Заявителя…>, при приеме в эксплуатацию ИПУ воды отказаться от услуг по техническому обслуживанию ИПУ воды.

Материалами дела о нарушении антимонопольного законодательства установлено, что в связи с тем, что МУП ЖСКХ не предусмотрело утверждение отдельного тарифа связанного с техническим обслуживанием ИПУ воды, с <…Заявителя…> при приеме в эксплуатацию ИПУ воды, была взята плата за работы по составлению, оформлению и выдачу договора на техническое обслуживание прибора учета воды, которые фактически ему не были оказаны.

Указанное обстоятельство привело к ущемлению интересов <…Заявителя…>, понесшего необоснованные затраты на работы, которые не были ему оказаны МУП ЖСКХ.

Согласно части 8 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об энергосбережении) действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.

Деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета воды не относится к лицензируемым видам деятельности.

При этом потребители не ограничены в выборе лица, осуществляющего эксплуатацию (техническое обслуживание) приборов учета воды.

Следовательно, в состав хозяйствующих субъектов, осуществляющих услуги по эксплуатации (техническому обслуживанию) ИПУ воды могут входить как ресурсоснабжающие организации, так и иные лица.

Учитывая тот факт, что услуги по эксплуатации (техническому обслуживанию) ИПУ воды в силу законодательства могут быть оказаны любой организацией, а приемку в эксплуатацию ИПУ воды в многоквартирном жилом доме, находящимся под управлением МУП ЖСКХ, может осуществлять только указанная управляющая организация, то включение оплаты данных работ в один тариф, лишает иных хозяйствующих субъектов права оказывать услуги по техническому обслуживанию ИПУ воды в многоквартирных жилых домах, находящимся под управлением  МУП ЖСКХ. Указанное обстоятельство ограничивает доступ на указанный товарный рынок иным хозяйствующим субъектам и в силу пункта 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции относится к признакам ограничения конкуренции.

Кроме того, при указанных обстоятельствах граждане, проживающие в многоквартирных жилых домах под управлением МУП ЖСКХ, в том числе <…Заявитель…>, лишены возможности выбрать иную организацию, оказывающую услуги по техническому обслуживанию ИПУ воды, что также приводит к ущемлению интересов потребителей.

Основываясь на материалах дела и представленных доказательствах, Комиссия единогласно квалифицировала действия МУП ЖСКХ, выразившиеся в необоснованном взимании с <…Заявителя…> платы за неоказанные работы по составлению, оформлению и выдаче договора на техническое обслуживание прибора учета воды, повлекшее ущемление его интересов, как злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке и нарушение требований части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать в действиях Муниципального унитарного предприятия Жилищно-социального и коммунального хозяйства (ИНН 5838004669, Пензенская область, г. Заречный, ул. Зеленая, 6), выразившихся в необоснованном взимании платы за составление, оформление и выдачу договора на техническое обслуживание приборов учета воды при приеме приборов в эксплуатацию, повлекших ущемление интересов <…Заявителя…>, злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке и нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать Муниципальному унитарному предприятию Жилищно-социального и коммунального хозяйства предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно, прекратить взимание платы с потребителей за составление, оформление и выдачу договора на техническое обслуживание приборов учета воды  при приеме в эксплуатацию приборов учета.

3. Передать материалы дела должностному лицу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 КоАП РФ.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 2-03/16-2012

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

20 августа 2012 г.

г. Пенза

Комиссия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Пензенского УФАС России в составе:

1. Бутузова Т.В. – заместитель руководителя управления, Председатель комиссии;

2. Кузнецова О.Н. – начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий;

Прокаева Е.А. – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий.

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 20.08.2012 по делу № 2-03/16-2012 о нарушении Муниципальным унитарным предприятием Жилищно-социального и коммунального хозяйства  (ИНН 5838004669, Пензенская область, г. Заречный, ул. Зеленая, 6) требований части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закона о защите конкуренции)

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Муниципальному унитарному предприятию Жилищно-социального и коммунального хозяйства (ИНН 5838004669, Пензенская область, г. Заречный,                          ул. Зеленая, 6) с момента получения настоящего предписания прекратить нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в необоснованном взимании платы за составление, оформление и выдачу договора на техническое обслуживание приборов учета воды при приеме приборов в эксплуатацию, повлекшее ущемление интересов <…Заявителя…>, для чего,

 - исключить из стоимости услуг, оплаченных <…Заявителем…> по квитанции к приходному кассовому ордеру № 739 от 25.04.2012 г., плату за невыполненные работы по составлению, оформлению и выдаче договора на техническое обслуживание прибора учета воды.

2. Муниципальному унитарному предприятию Жилищно-социального и коммунального хозяйства с момента получения настоящего предписания прекратить взимание платы с потребителей за составление, оформление и выдачу договора на техническое обслуживание приборов учета воды  при приеме в эксплуатацию приборов учета.

3. О выполнении настоящего предписания Муниципальному унитарному предприятию Жилищно-социального и коммунального хозяйства письменно сообщить в Пензенское УФАС России не позднее 20.09.2012 г. с приложением подтверждающих документов.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

г. Пенза

Резолютивная часть решения объявлена «07» августа 2012 года.

В полном объеме решение изготовлено «20» августа  2012 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Бутузова Т.В. – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии,

Кузнецова О.Н. – начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии, 

Прокаева Е.А. – главный специалист – эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии

при участии со стороны:

- Муниципального унитарного предприятия Жилищно-социального и коммунального хозяйства (далее – МУП ЖСКХ):

<…> –  представителя по доверенности от 17.07.2012 г. № 01-10/1354;

<…> – представителя по доверенности от 17.07.2012 г. № 01-10/1355;

- <…> (на заседании Комиссии от 18.07.2012 г.);

- Администрации ЗАТО г. Заречный:

<…> – представителя по доверенности от 30.12.2011 г. № 01-77-77/7250;

<…> – представителя по доверенности от 06.08.2012 г. № 01-22-163/4767;

рассмотрев дело № 2-03/16-2012 по признакам нарушения МУП ЖСКХ части 1 статьи 10  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Пензенское УФАС России обратился <…> (Пензенская область, г. Заречный, ул. <…>) с заявлением на действия МУП ЖСКХ, в котором содержалась информация о взимании необоснованной платы за оказываемые услуги.

По результатам рассмотрения указанной информации в действиях МУП ЖСКХ были установлены признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Приказом от 29.06.2012 г. № 105 Пензенским УФАС России возбуждено дело  № 2-03/16-2011 по признакам нарушения МУП ЖСКХ части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося во взимании необоснованной платы за прием в эксплуатацию индивидуальных приборов учета воды, повлекшим ущемление интересов владельцев жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, находящихся под его управлением.

Определением от 29.06.2012 г. дело № 2-03/16-2012 о нарушении антимонопольного законодательства назначено к рассмотрению на 18.07.2012 г.

На заседании Комиссии ИП <…> поддержал свои доводы, изложенные в заявлении.

Представители ответчика по делу не согласились с тем, что в действиях МУП ЖСКХ содержится нарушение антимонопольного законодательства, пояснив, что тарифы на услуги, оказываемые МУП ЖСКХ, утверждены Постановлением Администрации г. Заречного от 17.03.2011 г. № 367 (Приложение № 2), в том числе на услуги по составлению сметы и оформлению проектно-сметной документации (п. 15) и оформлению документов на техобслуживание водомерных счетчиков с заключением договора и обследованием по месту установки (п. 16).

Определением от 18.07.2012 г. рассмотрение дела № 2-03/16-2012 отложено на 07.08.2012 г.

На заседании Комиссии 07.08.2012 г. МУП ЖСКХ представило документы, свидетельствующие о направлении в адрес Администрации г. Заречного документов для утверждения тарифов и приложенные сметы затрат.

Представители Администрации ЗАТО г. Заречного пояснили, что решением Собрания представителей г. Заречного Пензенской области от 28.11.2006 г. № 271 утверждено Положение о порядке установления тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями г. Заречного. В соответствии с указанным положением Администрацией г. Заречного на основании расчетных материалов, предоставленных МУП ЖСКХ, Постановлением от 17.03.2011 г. № 367 утверждены тарифы на услуги, оказываемые данной организацией. Представители Администрации ЗАТО г. Заречного также пояснили, что Администрация г. Заречного не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность предприятия и устанавливать перечень работ при оказании тех или иных услуг, а в своей контрольной деятельности ограничивается проверкой экономического обоснования разработанных МУП ЖСКХ тарифов.

Изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующему.

МУП ЖСКХ осуществляет управление многоквартирным жилым домом <…Заявителя…> по адресу Пензенская область, г. Заречный, ул. <…>, что подтверждается договором управления многоквартирным домом от 02.12.2010 г.

Приказом Пензенского УФАС России  от 29.09.2011 г. № 218 МУП ЖСКХ включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов, на рынке услуг по управлению многоквартирными жилыми домами (ОКВЭД 70.32.1) на территории  г. Заречного с долей более 50 %.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 50 %.

Таким образом, МУП ЖСКХ занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг по управлению многоквартирными жилыми домами на территории                    г. Заречного.

МУП ЖСКХ, являясь исполнителем коммунальных услуг, в рамках договора управления многоквартирным домом, предоставляет собственникам помещений, а также лицам, пользующимся на законных основаниях помещениями, в многоквартирном доме по адресу Пензенская область, г. Заречный, ул. <…>, коммунальные услуги (отопление, холодное/горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение).

25.04.2012 г. с целью ведения расчетов за коммунальные услуги на основании показаний индивидуальных приборов учета (далее – ИПУ) воды, установленных самостоятельно, <…Заявитель…> обратился в МУП ЖСКХ, где ему сообщили о необходимости написать заявление о приеме на техническое обслуживание приборов учета воды и оплатить 464 рубля. Несмотря на отказ <…Заявителя…> от заключения договора на техническое обслуживание ИПУ воды, с него взята плата в размере 464 рубля, при этом, в квитанции к приходному кассовому ордеру или ином документе не указан перечень работ и услуг, подлежащих оплате.

04.05.2012 г. ИПУ воды по адресу г. Заречный, ул. <…>, приняты в эксплуатацию МУП ЖСКХ, о чем составлен соответствующий акт.

В связи с отказом <…Заявителя…> от подписания договора на техническое обслуживание ИПУ воды, МУП ЖСКХ за май 2012 г. выставило <…Заявителю…> квитанцию на оплату услуг водоснабжения исходя из нормативов потребления, не учитывая при этом показания ИПУ воды.

Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) управляющая организация оказывает гражданам-потребителям в рамках договора управления многоквартирным домом коммунальные услуги, приобретая коммунальные ресурсы у поставщиков, а также выступая от имени и в интересах своих потребителей в отношениях с ресурсоснабжающими организациями.

МУП ЖСКХ, как управляющая организация и исполнитель коммунальных услуг, представляет интересы собственников дома № <…> по ул. <…> в                             г. Заречном, в отношениях с ресурсоснабжающими организациями.

Согласно п. 7 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (далее – Порядок) собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Следовательно, расчет за холодное и горячее водоснабжение между ресурсоснабжающей и управляющей организациями ведется по общедомовым приборам учета (при их наличии), установленным на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Общий объем (количество) потребленной холодной и горячей воды, отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется исполнителем коммунальных услуг между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 Порядка, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета – пропорционально их показаниям.

Пунктом 4 Порядка установлено, что коммунальные услуги предоставляются потребителю исполнителем коммунальных услуг (управляющей организацией) на основании заключенного договора. Расчет размера платы  за коммунальные услуги производится согласно приложению N 2 к указанному Порядку.

Следовательно, расчет за потребленные коммунальные ресурсы, в частности холодную и горячую воду, осуществляется не только с использованием  коллективных (общедомовых) приборов учета, являющихся общей собственностью владельцев помещений в жилом многоквартирном доме, но и индивидуальных приборов учета воды, показания которых в конечном счете, влияют на итоговую стоимость коммунальных ресурсов, оплачиваемых каждым собственником и владельцем помещения.

Как следует из акта допуска в эксплуатацию приборов учета воды от 04.05.2012 г., составленного МУП ЖСКХ на ИПУ воды, установленных в жилом помещении у <…Заявителя…>, приборы учета расхода воды допускаются в эксплуатацию с даты составления данного акта до даты следующей поверки при безотказной работе в межповерочный интервал. Начало ведения расчетов за холодную и горячую воду по показаниям ИПУ воды связано с моментом принятия ИПУ воды в эксплуатацию.

В соответствии с п. 50 Порядка исполнитель вправе требовать внесения платы за потребленные коммунальные услуги, а также в случаях, установленных федеральными законами и договором, - уплаты неустоек (штрафов, пеней); в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 6 месяцев, осуществлять проверку правильности снятия потребителем показаний индивидуальных приборов учета, их исправности, а также целостности на них пломб.

Указанные права МУП ЖСКХ, как исполнителя коммунальных услуг свидетельствуют о том, что факт установки ИПУ воды должен быть известен исполнителю коммунальной услуги и им удостоверен для дальнейшего расчета стоимости потребленного потребителем коммунального ресурса, исходя из показаний ИПУ.

Таким образом, действия МУП ЖСКХ, как управляющей организации, по вводу в эксплуатацию ИПУ воды вытекает из функций этой организации по предоставлению коммунальных услуг собственникам и владельцам жилых помещений и ведению расчетов с ними за потребленные ресурсы в рамках договора управления многоквартирным жилым домом.

Постановлением Администрации г. Заречного от 17.03.2011 г. № 367 утверждены следующие тарифы на услуги, оказываемые МУП ЖСКХ:

- составление сметы и оформление проектно-сметной документации – 232 руб./1 час работы (п. 15 приложения № 2);

- оформление документов на техобслуживание водомерных счетчиков с заключением договора и обследованием по месту установки – 276 рублей/комплекс работ (п. 16 приложения № 2).

Согласно, предоставленной МУП ЖСКХ в Администрацию ЗАТО г. Заречного калькуляции для утверждения тарифа, комплекс работ по оформлению документов на техническое обслуживание водомерных счетчиков с заключением по месту установки (п. 16 приложения № 2) включает в себя следующие работы:

- регистрация заявления в службе КИПиА с занесением в базу данных, назначение даты опломбирования;

- проверка соответствия установки прибора учета проекту по заявленному адресу, прием прибора в эксплуатацию;

- опломбирование прибора;

- оформление акта ввода в эксплуатацию;

- составление, оформление и выдача договора на техническое обслуживание прибора учета воды.

Из вышеизложенного следует, что плата за составление, оформление и выдачу договора на техническое обслуживание прибора учета воды включена вместе с приемом в эксплуатацию ИПУ воды в один тариф.

Материалами дела о нарушении антимонопольного законодательства установлено и подтверждено ответчиком в ходе рассмотрения дела, что денежные средства в размере 464 рубля взяты с <…Заявителя…> в качестве оплаты за услуги по составлению сметы и оформлению проектно-сметной документации (п. 15 приложения № 2) и по оформлению документов на техническое обслуживание водомерных счетчиков с заключением договора и обследованием по месту установки (п. 16 приложения № 2).

Вместе с тем, МУП ЖСКХ услуги по составлению, оформлению и выдаче договора на техническое обслуживание прибора учета воды <…Заявителю…> не оказало, что подтверждается отсутствием заключенного договора.

Указанные выше обстоятельства дела свидетельствуют о том, что МУП ЖСКХ, взимая плату за составление, оформление и выдачу договора на техническое обслуживание прибора учета воды и за прием в эксплуатацию приборов учета воды в рамках одного тарифа, лишило возможности граждан, в том числе <…Заявителя…>, при приеме в эксплуатацию ИПУ воды отказаться от услуг по техническому обслуживанию ИПУ воды.

Материалами дела о нарушении антимонопольного законодательства установлено, что в связи с тем, что МУП ЖСКХ не предусмотрело утверждение отдельного тарифа связанного с техническим обслуживанием ИПУ воды, с <…Заявителя…> при приеме в эксплуатацию ИПУ воды, была взята плата за работы по составлению, оформлению и выдачу договора на техническое обслуживание прибора учета воды, которые фактически ему не были оказаны.

Указанное обстоятельство привело к ущемлению интересов <…Заявителя…>, понесшего необоснованные затраты на работы, которые не были ему оказаны МУП ЖСКХ.

Согласно части 8 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об энергосбережении) действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.

Деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета воды не относится к лицензируемым видам деятельности.

При этом потребители не ограничены в выборе лица, осуществляющего эксплуатацию (техническое обслуживание) приборов учета воды.

Следовательно, в состав хозяйствующих субъектов, осуществляющих услуги по эксплуатации (техническому обслуживанию) ИПУ воды могут входить как ресурсоснабжающие организации, так и иные лица.

Учитывая тот факт, что услуги по эксплуатации (техническому обслуживанию) ИПУ воды в силу законодательства могут быть оказаны любой организацией, а приемку в эксплуатацию ИПУ воды в многоквартирном жилом доме, находящимся под управлением МУП ЖСКХ, может осуществлять только указанная управляющая организация, то включение оплаты данных работ в один тариф, лишает иных хозяйствующих субъектов права оказывать услуги по техническому обслуживанию ИПУ воды в многоквартирных жилых домах, находящимся под управлением  МУП ЖСКХ. Указанное обстоятельство ограничивает доступ на указанный товарный рынок иным хозяйствующим субъектам и в силу пункта 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции относится к признакам ограничения конкуренции.

Кроме того, при указанных обстоятельствах граждане, проживающие в многоквартирных жилых домах под управлением МУП ЖСКХ, в том числе <…Заявитель…>, лишены возможности выбрать иную организацию, оказывающую услуги по техническому обслуживанию ИПУ воды, что также приводит к ущемлению интересов потребителей.

Основываясь на материалах дела и представленных доказательствах, Комиссия единогласно квалифицировала действия МУП ЖСКХ, выразившиеся в необоснованном взимании с <…Заявителя…> платы за неоказанные работы по составлению, оформлению и выдаче договора на техническое обслуживание прибора учета воды, повлекшее ущемление его интересов, как злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке и нарушение требований части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать в действиях Муниципального унитарного предприятия Жилищно-социального и коммунального хозяйства (ИНН 5838004669, Пензенская область, г. Заречный, ул. Зеленая, 6), выразившихся в необоснованном взимании платы за составление, оформление и выдачу договора на техническое обслуживание приборов учета воды при приеме приборов в эксплуатацию, повлекших ущемление интересов <…Заявителя…>, злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке и нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать Муниципальному унитарному предприятию Жилищно-социального и коммунального хозяйства предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно, прекратить взимание платы с потребителей за составление, оформление и выдачу договора на техническое обслуживание приборов учета воды  при приеме в эксплуатацию приборов учета.

3. Передать материалы дела должностному лицу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 КоАП РФ.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 2-03/16-2012

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

20 августа 2012 г.

г. Пенза

Комиссия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Пензенского УФАС России в составе:

1. Бутузова Т.В. – заместитель руководителя управления, Председатель комиссии;

2. Кузнецова О.Н. – начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий;

Прокаева Е.А. – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий.

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 20.08.2012 по делу № 2-03/16-2012 о нарушении Муниципальным унитарным предприятием Жилищно-социального и коммунального хозяйства  (ИНН 5838004669, Пензенская область, г. Заречный, ул. Зеленая, 6) требований части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закона о защите конкуренции)

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Муниципальному унитарному предприятию Жилищно-социального и коммунального хозяйства (ИНН 5838004669, Пензенская область, г. Заречный,                          ул. Зеленая, 6) с момента получения настоящего предписания прекратить нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в необоснованном взимании платы за составление, оформление и выдачу договора на техническое обслуживание приборов учета воды при приеме приборов в эксплуатацию, повлекшее ущемление интересов <…Заявителя…>, для чего,

 - исключить из стоимости услуг, оплаченных <…Заявителем…> по квитанции к приходному кассовому ордеру № 739 от 25.04.2012 г., плату за невыполненные работы по составлению, оформлению и выдаче договора на техническое обслуживание прибора учета воды.

2. Муниципальному унитарному предприятию Жилищно-социального и коммунального хозяйства с момента получения настоящего предписания прекратить взимание платы с потребителей за составление, оформление и выдачу договора на техническое обслуживание приборов учета воды  при приеме в эксплуатацию приборов учета.

3. О выполнении настоящего предписания Муниципальному унитарному предприятию Жилищно-социального и коммунального хозяйства письменно сообщить в Пензенское УФАС России не позднее 20.09.2012 г. с приложением подтверждающих документов.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2-03/16-2012 [format] => [safe_value] => 2-03/16-2012 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 47 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 47 [vid] => 6 [name] => ЖКХ [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-08-21 05:34:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-08-21 05:34:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1345700945 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Пензенское УФАС России )